Рефетека.ру / История

Реферат: Революция в Китае, Иране, Турции

Оглавление


I. Революция в Китае

1. Революционные организации

2. Начало революционной борьбы и свержение маньчжурской власти

3. Дальнейшее развитие событий

4. Создание республики. Президент Сунь Ятсен

5. Формирование новых государственных институций и политическая борьба

6. Значение победы Синьхайской революции

II. Младотурецкая революция 1908 г.

1. Возникновение "младотурков"

2. Предпосылки революции

3. Первый период революции (3–24 июля 1908 г.)

4. Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1907 г.)

5. Третий период революции (13–27 апреля 1909 г.)

6. Крушение "младотурков"

7. Итоги и историческое значение революции

III. Революция 1905-1911 гг. в Иране

1. Первый этап революции. Принятие Конституции

2. Второй этап революции. Народные движения революции 1905-1911 гг. в Иране

3. Экспансия Европейских стран

4. Тебризское восстание и его влияние на революцию

5. Итоги революции

Список литературы


I. Революция в Китае


1. Революционные организации


К середине 1905 года основными революционными организациями в Китае и Японии были Синчжунхой ("Союз возрождения Китая", 兴中会) во главе с Сунь Ятсеном, "Союз обновления Китая" (華興會) во главе с Хуан Сином и Сун Цзяожэнем, и "Союз возрождения славы Китая" (光復會). Синчжунхой действовало в Южном Китае, в то время как "Союз возрождения славы Китая" был активен в Цзянсу, Чжэцзяне и Шанхае, а "Союз обновления Китая" работал в Хунани. С объединением этих трёх структур летом 1905 года в Токио возник Тунмэнхой (Объединённый союз, Союзная лига) (中國同盟會).

Идеологическими противниками революционеров в эмиграции были реформаторы, а в самом Китае — конституционалисты. Свою малочисленность и слабость революционеры пытались компенсировать опорой на тайные общества. При этом акцент делался на тактику узких заговоров и организацию локальных восстаний с использованием членов тайных обществ в качестве послушных боевых дружин. В 1906-08 годах Тунмэнхой организовал четыре таких восстания. Всех их постигла неудача, в том числе из-за разобщённости тайных обществ и соперничества их лидеров. Под влиянием этих поражений Тунмэнхой раскололся. Из-за разногласий по поводу принципа уравнения прав на землю в 1907 году возник самостоятельный "Союз совместного прогресса" (共進會), действовавший в долине Янцзы. В результате первого раскола Тунмэнхоя образовалось два организационных центра — хубэй-хунаньский и гуандунский. После поражения трёх новых восстаний в 1908 году в среде революционеров обострилась внутренняя борьба, и авторитет Сунь Ятсена упал ещё больше. В 1909 году последовал второй раскол и дальнейшее ослабление Тунмэнхоя.

Поскольку ставка на тайные союзы себя не оправдала, революционеры переориентировались на внедрение в ряды "новой армии", на агитацию среди её солдат и офицеров. Если гуандунский центр Сунь Ятсена и Хуан Сина в своей работе с военными не пошёл дальше уровня офицеров и унтер-офицеров, то хубэйским подпольщикам удалось проникнуть в солдатские ряды. Сунь Ятсен и Хуан Син продолжали организацию мелких заговоров, на этот раз в военной среде. Однако два подготовленных Хуан Сином восстания в Гуанчжоу, в 1910 и 1911 годах, окончились поражением.


2. Начало революционной борьбы и сверженеие манчжурской власти


Углубление и обострение кризиса Цинской империи в течение 1911 г. привело к тому, что осенью того же года мощный социально-политический взрыв уничтожил империю. Началом этих событий стало восстание в г. Учане — центре провинции Ху-бэй. Несмотря на тяжелые поражения многих восстаний, китайские революционеры продолжали готовить антиманьчжурские вооруженные выступления в городах и провинциях Китая. Одним из центров подготовки антиманьчжурских выступлений был Ухань, где действовали две революционные организации — так называемое Литературное общество и Союз общего прогресса. Эти тайные организации разделяли политическую платформу Объединенного союза и поддерживали с ним организационный контакт.

В Хубэе (впрочем, как и в других провинциях) революционеры работали, прежде всего, среди солдат и офицеров "новой армии", сумев привлечь на свою сторону почти треть (около 5 тыс. человек) всего состава частей "новой армии", расположенных в городе. Готовившееся здесь выступление должно было быть частью общекитайского восстания, планировавшегося Объединенным союзом. Однако выступление пришлось начать неожиданно — властям стало известно о готовившемся восстании, начались аресты и казни, революционерам грозил разгром.

Вечером 10 октября в ответ на репрессии властей восстали солдаты саперного батальона во главе с сержантом Сюн Бинку-нем. Восстание поддержали другие части учанского гарнизона, в руки восставших перешел арсенал. Ночью развернулись ожесточенные бои за правительственные учреждения, которые к утру были взяты восставшими. Маньчжурские власти бежали из города. Учанское восстание победило.

11 октября руководители революционных организаций собрались в помещении провинциального Совещательного комитета на совместное заседание с руководством этого комитета. Обращение революционеров за помощью к либерально-конституционным деятелям и организациям было вполне естественным: не обладая опытом легальной политической деятельности и не имея соответствующих политических структур, революционеры искали поддержки антиманьчжурски настроенных авторитетных деятелей и влиятельных политических организаций. Не случайно и то, что председатель хубэйского провинциального Совещательного комитета Тан Хуалун пошел на такое сотрудничество. Выходец из богатого и старого купеческого рода, Тан Хуалун получил хорошее классическое образование (имел ученую степень цзинь-ши), дополненное изучением юридических наук в Японии, успешно служил в бюрократическом аппарате. Будучи сторонником глубоких политических и экономических реформ, примкнул к либерально-конституционному движению, стал его лидером в Хубэе, активно участвовал в политической жизни Пекина. Разочарование в возможностях реформирования деспотического режима и патриотизм подтолкнули Тан Хуалуна и его сподвижников в провинциальном Совещательном комитете к революционерам. Учанские революционеры, в свою очередь, также как и другие последователи Сунь Ятсена, были убеждены в том, что антиманьчжурская революция должна объединить всех китайцев, вне зависимости от их политических взглядов. Так начиналось сотрудничество революционеров и реформаторов, имевшее решающее значение для судеб антиманьчжурской борьбы.

На этом совместном заседании было образовано хубэйское революционное правительство, военным руководителем которого был избран генерал Ли Юаньхун — человек, далекий от революционных идеалов. Учанские революционеры — солдаты и младшие офицеры — хотели, естественно, на посту военного руководителя революционного правительства видеть кого-то из китайских генералов, надеясь на их антиманьчжурские чувства. Главой гражданской администрации был избран Тан Хуалун.

Фактически сложившееся военное правительство (оно было образовано под названием Стратегический центр) приняло два важнейших решения. Прежде всего, оно потребовало отречения Цинской династии и провозгласило Китайскую республику, т.е. сразу же постаралось выполнить первое программное требование китайских революционеров. А затем обратилось ко всем провинциям с призывом поднять восстание против маньчжурского деспотизма. В Обращении, в частности, говорилось: "Голодный народ, заброшенные поля, повсюду стоны и мольбы бедняков о помощи. Кто как не маньчжуры лишили народ всего и поставили его на край гибели? ...Мы обращаемся к вам, отцы и братья 18 провинций Китая. Не щадите сил для полной победы над врагом и возрождения нашей страны, чтобы мы могли смыть наш позор и на вечные времена учредить республику". Этот общий декларативный документ был дополнен обращением к "уважаемым сановникам", т.е. к китайским крупным бюрократам, губернаторам, наместникам, которые фактически и являлись социально-политической опорой цинского режима. Авторы этого документа апеллировали к патриотическим чувствам китайских сановников, рассчитывая получить их активную поддержку или хотя бы политически их нейтрализовать.

В знак освобождения от маньчжурского ига все участники революционных выступлений срезали свои косы, в течение всего маньчжурского господства, служившие зловещим символом подчинения китайцев маньчжурам.

Понимая важность внешнеполитического фактора для развития революции, хубэйские революционные власти сразу же направили в Ханькоу консулам иностранных государств дипломатические ноты, в которых признали преемственность обязательств по всем договорам, заключенным цинскими властями. В ответ 18 октября державы заявили о своем нейтралитете. Вскоре им представился случай доказать реальность своего нейтралитета: цинское правительство попросило иностранные державы о крупном займе для борьбы с революцией и получило отказ.

На призыв хубэйских революционеров к свержению маньчжурского деспотизма откликнулся весь Китай. В течение ближайших двух месяцев власть маньчжуров была свергнута в 15 провинциях. К декабрю цинская власть фактически сохранялась только в трех северных провинциях — Чжили, Хэнань и Ганьсу. Даже три северо-восточные провинции — Фэнтянь, Цзилинь, Хэйлун-цзян — заявили о своем нейтралитете. Начались волнения на национальных окраинах Китая — в Тибете, Синьцзяне, Внешней Монголии.

Главной ударной силой революции стала революционная армия. Ее ядром были перешедшие на сторону восставших части "новой армии", в которых вели в предреволюционные годы работу члены суньятсеновского Объединенного союза и других антиманьчжурских организаций. Эти части насчитывали около 100 тыс. бойцов, к которым в первые же месяцы присоединилось почти 300 тыс. добровольцев. В революционную армию шли крестьяне, ремесленники, рабочие, члены тайных обществ. Особенно важную роль в формировании революционной армии играла учащаяся молодежь, быстро и горячо откликнувшаяся на призыв к восстанию. Кадровые солдаты и офицеры "новой армии" становились командирами быстро разраставшейся подлинно народной армии защиты революции.

Почти в половине отколовшихся от цинской власти провинций (Хунань, Шэньси, Шаньси, Юньнань, Гуйчжоу, Чжэцзян) смена власти произошла революционным путем, благодаря активным действиям революционных частей "новой армии". Однако в ряде других провинций (Цзянсу, Цзянси, Аньхой, Гуанси, Гуандун, Сычуань, Фуцзянь, Шаньдун) переход власти в руки антицинских сил происходил по сути дела мирным путем: перед лицом единого фронта революционеров и либеральных реформаторов, перед напором народных масс китайцы-бюрократы вставали на путь поддержки антиманьчжурского движения, присоединялись к изгнанию чиновников-маньчжуров. Измена цинскому двору китайских сановников и военачальников существенно ослабила деспотический режим, во многом предопределив его быстрый крах.


3. Дальнейшее развитие событий


Цинский двор был застигнут врасплох учанским восстанием и волной революционного подъема. Маньчжуры оказались не в состоянии контролировать ситуацию. За помощью двор решил обратиться к известному, но уже опальному китайскому сановнику Юань Шикаю, игравшему большую политическую роль в Китае в конце XIX—начале XX в., хорошо известному западным державам. 27 октября 1911 г. он назначается главнокомандующим карательными войсками, а 2 ноября ему дают пост премьер-министра.

Однако Юань Шикай не торопится в Пекин, не приступает к исполнению своих обязанностей, выжидая развития военно-политической ситуации, результатов наступления правительственных войск. А эти войска состояли прежде всего из частей так называемой Бэйянской армии — северной группировки "новой армии" (около трети ее общего состава), в свое время реорганизованной и руководимой самим Юань Шикаем. Преданные правительству войска под командованием генерала Фэн Гочжана начали наступление на Ухань и после тяжелых боев 2 ноября заняли Ханькоу, а 27 ноября — Ханьян, остановившись перед героическими защитниками Учана. Но это был последний успех правительственных войск. В то же время революционные войска в Восточном Китае предприняли ответное наступление и 2 декабря заняли Нанкин. Складывалось временное военное равновесие.

В разгар этих боев Юань Шикай приезжает в Пекин и 16 ноября приступает к исполнению своих обязанностей главы правительства. В условиях полного политического бессилия малолетнего императора, его регентов и всего его маньчжурского окружения Юань Шикай оказывается хозяином положения в Пекине, сосредоточивает в своих руках всю реальную власть. Большое значение для укрепления его позиций имела и политическая поддержка великих держав, которые видели в Юань Шикае политического гаранта своих интересов. Заручился он и обещанием значительных займов. Получив от Цинского двора всю полноту власти для борьбы с революцией, Юань Шикай в то же время тайно вступил в контакт с лидерами революционного юга, стараясь нащупать почву для компромисса, при котором вся полнота власти осталась бы в его руках.

Как опытный политик, Юань Шикай видел обреченность династии и это подогревало его честолюбивые планы. Уже в середине ноября Юань Шикай через британского посланника зондирует позиции держав в отношении планов провозглашения его императором. Одновременно в переговорах с лидерами революционеров он обсуждает возможность своего выдвижения на пост временного президента.

Парадоксальность этой ситуации была в том, что Юань Шикай оказывался приемлемой фигурой для самых различных политических сил. Так, Ли Юаньхун, полагавший, что Юань Шикай больше других подходит для поста временного президента, обращался в письмах к нему: "Разве вы не самый знаменитый и самый способный человек среди китайцев... Возрождение китайцев и поддержание суверенитета Китая зависит от вас". Примерно такой же была и позиция видного революционера, сподвижника Сунь Ятсена, главнокомандующего революционными силами Хуан Сина. Более того, Сунь Ятсен, предлагая пост президента республики Ли Юаньхуну, в ноябре 1911 г. писал, что он "не имеет ничего против" и Юань Шикая. Для них Юань Шикай был прежде всего китаец!

Реальная военно-политическая ситуация конца 1911 г., страх Юань Шикая перед наступлением революционных армий на север, на Пекин, заставляют его искать перемирия с революционным югом, чтобы затем за столом переговоров добиться желаемого политического компромисса. Используя посредничество британского консула в Ханькоу, 1 декабря Юань Шикай передает через него революционерам предложение о перемирии, а также предложение начать переговоры.


4. Создание республики. Президент Сунь Ятсен


Переговоры Севера и Юга начались в Шанхае 18 декабря. Север был представлен Тан Шаои (министром в кабинете Юань Шикая), а Юг — У Тинфаном (бывшим китайским посланником в США). Тан Шаои упорно отстаивал идею создания конституционной монархии при номинальной власти маньчжурского императора. Фактически в поддержку этой позиции высказались и западные державы. 20 декабря консулы Англии, Германии, Франции, США, России и Японии направили участникам переговоров идентичные ноты, в которых говорилось о необходимости "достигнуть скорейшего согласия, способного положить конец настоящему конфликту". Однако представитель Юга не шел на уступки, предлагая Юань Шикаю пост президента республики только после отречения династии.

Республиканская позиция южан укреплялась и быстрой консолидацией революционной власти. Это было связано, прежде всего, с возвращением Сунь Ятсена в Китай и работой конференции представителей провинций, взявшей на себя функции национального законодательного собрания.

О событиях в Учане Сунь Ятсен узнал в США из газет 12 октября и принял решение вернуться в Китай, но не кратчайшим путем, а через Европу, надеясь получить в столицах европейских государств политическую и материальную поддержку революции. Через Лондон и Париж Сунь Ятсен 21 декабря прибыл в Гонконг, а 25 декабря был торжественно встречен в Шанхае. На следующий день на совещании руководителей Объединенного союза Сунь Ятсен был выдвинут на пост временного президента Китайской республики.

29 декабря 1911 г. в Нанкине конференция представителей провинций приступила к выборам президента. На голосование были выставлены кандидатуры Сунь Ятсена, Хуан Сина и Ли Юаньху-на. За Сунь Ятсена было подано 16 голосов из 17. Такое единодушие свидетельствовало о его огромном авторитете, о стремлении представителей провинций радикально решить вопрос о форме власти. В тот же день, получив в Шанхае сообщение об итогах голосования, Сунь Ятсен телеграфирует в Нанкин, что согласен принять на себя полномочия временного президента. А в телеграмме в Пекин на имя Юань Шикая он сообщает, что принимает этот пост временно, в силу чрезвычайных обстоятельств и готов его уступить.

1 января 1912 г. Сунь Ятсен прибывает в Нанкин и в 10 часов вечера принимает президентскую присягу: "Я клянусь свергнуть маньчжурское самодержавное правительство, укрепить Китайскую республику, заботиться о счастье и благоденствии народа, руководствоваться общественным мнением народа. Обязуюсь быть преданным интересам нашей страны и всегда служить народу.

Когда самодержавное правительство будет свергнуто, когда внутри страны не будет больше смуты, когда Китайская республика займет подобающее ей место среди других государств и будет признана ими, тогда я сложу с себя полномочия. Торжественно клянусь в этом народу".

1 января 1912 г. становится днем официального провозглашения Китайской республики. Сунь Ятсен приступает к исполнению обязанностей президента и формирует правительство, приглашая в качестве министров видных и политически близких ему деятелей. Хуан Син стал военным министром, Цай Юаньпэй — министром просвещения, Ван Чунхуэй — министром иностранных дел. Министерские посты заняли либеральные деятели и видные сановники империи. На пост вице-президента 3 января был избран Ли Юаньхун. Однако вице-президент и политически далекие от Сунь Ятсена министры фактически не приступили к своим обязанностям, выжидая развития политических событий. Все это говорит о том, в каких сложных условиях начинало работать первое республиканское правительство. Однако несмотря на эти трудности ему многое удалось сделать.

Прежде всего, правительство пыталось отменить многие средневековые установления и обычаи. 2 марта были изданы указы, запрещавшие опиекурение, применение пыток при допросах, торговлю людьми, а также указ об освобождении всех, проданных в долговое рабство. Указ от 5 марта обязывал все население срезать косы и тем самым освободиться от символа национального позора. 31 марта отдано распоряжение о запрещении варварского обычая бинтовать ноги девочкам.

Важное политическое значение имело создание 28 января на базе конференции представителей провинций Национального собрания (Цаньиюань) - высшего временного законодательного органа Китайской республики. В него вошли 38 представителей от 17 провинций.

Главное же достижение правительства в области нормотворчества — это подготовка и принятие временной конституции Китайской республики. Конституция готовилась под руководством Сунь Ятсена и была принята Национальным собранием 10 марта, а на следующий день обнародована президентом. Конституция провозглашала равноправие всех граждан "независимо от расы, класса и религии", право частной собственности и свободу предпринимательства, основные демократические свободы (неприкосновенность личности и жилища, свободу слова и печати, свободу организаций), право "сдавать экзамены для замещения чиновничьей должности" для всех граждан. Конституция провозглашала также разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Предусматривались выборы в постоянно действующий парламент в течение 10 месяцев.

Принятие этой подлинно демократической конституции имело огромное историческое значение для развития идей демократии в Китае, для утверждения демократических институтов. Этот документ на долгие годы стал политическим ориентиром демократических сил страны.

Однако в начале 1912 г. основное внимание президента и его правительства было обращено, естественно, на завершение борьбы с цинской монархией. Юань Шикай, узнав об избрании Сунь Ятсена временным президентом, дает указания Тан Шаои прервать переговоры в Шанхае, настаивая на возможности соглашения, с Югом только на основе признания конституционной монархии. Одновременно Юань Шикай пытается мобилизовать свои военные силы. В ответ на это правительство Сунь Ятсена объявляет о подготовке революционной армии для наступления на Пекин. Решимость республиканского правительства, углубление политического кризиса в Пекине заставляют, однако, Юань Шикая вскоре изменить свою тактику. Окончательно убедившись в прочности республиканских институтов, в невозможности возглавить китайское государство без отречения цинской династии, Юань Шикай решает принести в жертву своим честолюбивым расчетам монархический режим. 1 февраля он вынуждает вдовствующую императрицу поручить ему ведение переговоров с Нанкином на условиях отречения династии. Переговоры завершаются соглашением, которое предусматривало денежное содержание императорской семьи, сохранение ее имущества, ее титулов и гражданских прав. 5 февраля Национальное собрание утвердило условия отречения. 12 февраля вдовствующая императрица от имени малолетнего императора Пу И издает эдикты об отречении. В одном из эдиктов, в частности, говорилось: "Общее желание ясно выражает Волю Неба, и не нам противодействовать этим желаниям... Мы с императором с нашей стороны сим актом передаем суверенитет народу в целом и заявляем, что конституция отныне будет республиканской, тем самым удовлетворяем требования тех, кто ненавидит беспорядок и желает мира, кто следует учению мудрых, согласно которому Поднебесная принадлежит народу". После 267-летнего господства в последних числах года синъхай по традиционному календарю (поэтому революция и называется Синьхайской) рухнула власть маньчжурской династии. Важной политической особенностью эдиктов об отречении было содержавшееся в них провозглашение республики и передача власти Юань Шикаю, что должно было усилить позиции Севера при решении вопроса о власти. На следующий день после отречения собралось руководство Объединенного союза и почти единогласно высказалось за соглашение с Юань Шикаем. В тот же день Сунь Ятсен складывает перед Национальным собранием свои полномочия временного президента и выдвигает на этот пост Юань Шикая. 15 февраля Национальное собрание единогласно избирает Юань Шикая временным президентом. В тот же день в ознаменование исторической победы китайского народа было организовано торжественное шествие к могиле основателя минской династии Чжу Юаньчжана. Шествие возглавил Сунь Ятсен. В конце марта в Нанкин приезжает Тан Шаои, вступивший к этому времени в Объединенный союз, в качестве назначенного Юань Шикаем премьер-министра и начинает формировать правительство. Некоторые министры суньятсеновского правительства — Цай Юаньпэй, Ван Чунхуэй — сохранили свои посты. Вошли в правительство и другие сподвижники Сунь Ятсена — Чэнь Цимэй, Сун Цзяожэнь. Однако на ключевые посты военного министра и министра финансов Юань Шикай назначил близких ему Дуань Цижуя и Сюн Силина. Состав правительства по существу носил коалиционный характер, отражая реальное соотношение сил.


5. Формирование новых государственных институций и политическая борьба


После формирования нового республиканского правительства Сунь Ятсен полагает свою миссию временного главы государства завершенной и 1 апреля выступает перед Национальным собранием с заявлением об отставке. 3 апреля он уезжает в Шанхай. Завершается решающий этап революции — этап свержения маньчжурского деспотизма и утверждения республиканского строя. Завершается он историческим компромиссом, инициаторами которого были Юань Шикай и Сунь Ятсен, компромиссом, который позволил по сути дела избежать кровопролитной гражданской войны и прямого вмешательства иностранных держав, способных привести к распаду страны.

Начинается новый этап политической жизни Китая, связанный с попытками утвердить парламентские формы управления страной и стремлением Юань Шикая к авторитарному правлению.

2 апреля Национальное собрание принимает решение о перенесении столицы Китая в Пекин, отменяя свои прежние решения и идя навстречу Юань Шикаю. Уже 29 апреля Национальное собрание, пополненное делегатами от ранее не представленных провинций, открыло свою сессию в Пекине. В центре внимания всей политической жизни Пекина и всей страны встали проблемы, связанные с выборами парламента, назначенными на конец 1912—начало 1913 г. Активно проходит процесс формирования политических партий, процесс размежевания различных политических направлений.

Ведущей силой в Национальном собрании оставался Объединенный союз Сунь Ятсена — главная организация китайских революционеров. Однако именно в это время начинается консолидация оппозиционных сил, весьма пестрых по социальному происхождению и по политической направленности, происходит и процесс размежевания в революционном лагере. Этому, естественно, способствовало решение главной исторической задачи — свержение ненавистного маньчжурского ига, в борьбе с которым возможны были широкие социально-политические коалиции и компромиссы весьма разнородных политических сил.

В январе 1912 г. возникает Партия единства (Тунъидан), организатором которой был видный деятель Объединенного союза.

Чжан Тайянь, разошедшийся с Сунь Ятсеном еще до революции. Это была партия умеренных реформаторов (Чжан Цзяянь, Чэн Дэцюань, Тан Шоуцянь), ориентировавшаяся прежде всего на поддержку цзянсу-чжэцзянских предпринимательских кругов. Примкнул к этой партий и недолго состоявший в Объединенном союзе Тан Шаои.

В мае 1912 г. на базе более мелких организаций (в том числе и Партии единства) создается Республиканская партия (Гунхэдан), председателем которой становится Ли Юаньхун. В ее руководство вошли также Чжан Цзянь, У Тинфан, Чэн Дэцюань, Чжан Тай-янь. Эта партия стала главной парламентской оппозицией Объединенному союзу, парламентской опорой Юань Шикая.

В первые дни после успешного учанского восстания на съезде в Шанхае была создана Китайская социалистическая партия (Чжунго Шэхуэйдан). Инициатором ее создания и ее бессменным руководителем был Цзян Канху — один из первых пропагандистов идей социализма в Китае. По своим политическим позициям партия была близка к Объединенному союзу, поддерживая социалистическую направленность идей Сунь Ятсена. В январе 1912 г. партия уже насчитывала около 5 тыс. членов и имела более 30 местных отделений.

Активное участие в политической жизни принимал и Объединенный союз, ставший, естественно, самой заметной политической организацией Китайской республики. Вслед за правительством руководящие органы союза в апреле 1912 г. переводятся в Пекин, где союз начинает работать в новых условиях. В новой программе союза, принятой еще на съезде в марте, наряду с лозунгами укрепления республиканского строя и развития парламентаризма, содержалось требование проведения политики "государственного социализма". Это отражало многообразие политических взглядов руководства союза. Если Сунь Ятсен в эти первые послесиньхайские дни видел актуальную задачу союза в реализации принципа народного благоденствия, то большинство руководящих деятелей союза (Сун Цзяожэнь, Хуан Син, Чэнь Ци-мэй, Ху Ханьмин, Ван Цзинвэй) видело союз прежде всего парламентской партией.

Вместе с тем эти разногласия не помешали руководству союза осознать необходимость радикальной перестройки союза, его превращения из боевой, но достаточно узкой конспиративной организации в массовую политическую партию, способную успешно бороться за политическое лидерство в условиях парламентской демократии. Инициатором и главным перестройщиком союза был Сун Цзяожэнь, получивший поддержку Сунь Ятсена. Новая партия мыслилась как массовая открытая организация, способная стать центром притяжения всех без исключения левых сил, стимулирующая процесс политической поляризации и становления двухпартийной парламентской системы.

В период после своего ухода с поста временного президента и до реорганизации Объединенного союза Сунь Ятсен много выступает в разных частях страны с пропагандой своего учения, подчеркивая, что первые два "народных принципа" (национализм и народовластие) уже в основном выполнены и теперь необходимо приниматься за реализацию третьего — принципа народного благоденствия, за проведение политики "государственного социализма". Однако эта пропаганда не нашла тогда понимания и поддержки среди различных слоев китайского народа, что, возможно, подтолкнуло Сунь Ятсена на компромисс с теми деятелями союза, которые хотели видеть политическую программу новой партии как широкую платформу для объединения всех левых и патриотических сил. Именно на такой платформе в августе 1912 г. в Пекине состоялся учредительный съезд новой партии, на котором к Объединенному союзу присоединились еще четыре партии (Единая республиканская партия, Общество всеобщего прогресса, Общество действительного прогресса республики,. Общенациональная партия). Новая партия стала называться Национальной партией (Гоминьдан). Сунь Ятсен был избран ее председателем. Основные программные установки партии были выражены в требованиях достижения политического единства страны, развития местного самоуправления, осуществления национального объединения, проведения политики народного благоденствия, поддержания международного мира.

После проведения учредительного съезда Гоминьдана Сунь Ятсен отходит от активной партийной работы. Стремясь способствовать проведению в жизнь принципа народного благоденствия, он принимает пост генерального директора железных дорог и разрабатывает грандиозный план железнодорожного строительства, видя в нем важнейшее условие социально-экономического преобразования Китая. Практическое руководство всей партийной работой перешло в руки Сун Цзяожэня и других сподвижников Сунь Ятсена, развернувших бурную предвыборную деятельность. Вместе с тем Гоминьдан, видя именно в парламентской борьбе главный путь демократического развития страны, идет на отказ от революционных вооруженных сил, сыгравших решающую роль в победе революции, проводит демобилизацию революционных армий на Юге.

Развитие политических событий в первые месяцы после создания Гоминьдана, казалось бы, подтверждало правильность взятого курса на создание массовой парламентской партии, ибо на парламентских выборах Гоминьдан добился убедительной победы. Несмотря на то, что в выборах из-за различных ограничительных цензов (имущественный, возрастной, профессиональный и т.п.) принимало участие всего 10% населения станы, эти выборы явились историческим рубежом на пути демократического развития (Китая. Гоминьдан получил 269 из 596 мест в палате представителей и 123 из 274 в верхней палате. На втором месте шла Республиканская партия.

Победив на парламентских выборах, Гоминьдан, естественно, претендовал на формирование правительства. Однако такой переход власти в руки Гоминьдана не устраивал Юань Шикая. Прежде всего, он попытался объединить все негоминьдановские силы в парламенте. Созданная еще в ноябре 1912 г. вернувшимся из эмиграции Лян Цичао Демократическая партия (Миньчжу-дан) объединяется с Партией единства и Республиканской партией в новую организацию — Прогрессивную партию (Цзиньбу-дан), ртавшую парламентской опорой Юань Шикая.

Однако не парламентские методы борьбы были для Юань Шикая главными — прежде всего, он рассчитывал на военную силу. С этой целью идет дополнительная мобилизация, расширяется и укрепляется Бэйянская армия, некоторые ее части перебрасываются в стратегически важные районы страны (Ухань, Шанхай, Нанкин). Чтобы получить средства для укрепления армии, без согласия парламента Юань Шикай в апреле 1913 г. берет заем в 25 млн ф. ст. от консорциума западных банков (Англия, Франция, Германия, Япония, Россия). Проводятся прямые террористические акции против демократических сил. Так, в марте 1913 г. по тайному приказу Юань Шикая в Шанхае был убит Сун Цзяожэнь, как лидер парламентского большинства претендовавший на пост премьер-министра. Все эти события происходят на фоне обострявшихся отношений Севера и Юга. Если на Севере укреплялась прямая военная власть Юань Шикая, то на Юге нарастало стихийное народное движение против существовавших порядков: вооруженные выступления традиционных тайных обществ, убийства "плохих" чиновников, голодные крестьянские бунты и т.п. Большой размах получило народное восстание под руководством крестьянина Бай Лана, продолжавшееся в провинциях Центрального Китая почти два года и только осенью 1914 г. жестоко подавленное войсками Юань Шикая. Возобновляют антиправительственную деятельность прежние организации революционеров. Так, хубэйские революционеры летом 1913 г. стали готовить выступление против Ли Юаньхуна, но он сумел предупредить в июне их выступление и жестоко с ними расправился. Об убийстве Сун Цзяожэня Сунь Ятсен узнал, находясь в Японии. Он сразу же возвращается в Китай и уже 27 марта на совещании гоминьдановского руководства предлагает разорвать отношения с Юань Шикаем и начать с ним вооруженную борьбу. Это, однако, не встретило полной поддержки его соратников. В то же самое время Юань Шикай открыто переходит в наступление. Он назначает временным премьер-министром своего военного министра и командующего Бэйянской армией Дуань Цижуя и 6 мая издает президентский указ "Об искоренении беспорядков и умиротворении". Вслед за этим освобождает от занимаемых постов Хуан Сина (командующий южной армией), Ли Лецзюня (губернатор Цзянси), Бо Вэньвэя (губернатор Аньхоя), Ху Ханьминя (губернатор Гуандуна), пытаясь лишить Гоминьдан реальной военной и политической силы. В ответ на это в июле 1913 г. верные идеям республиканизма и преданные Гоминьдану вооруженные силы на юге страны начинают вооруженную борьбу против Юань Шикая, которая получила название "второй революции".

Гоминьдан выступил с обращениями к народу, в которых призвал к вооруженной борьбе с узурпатором власти Юань Шикаем, обвиняя последнего в стремлении добиваться трона: "В то время, когда миллионы людей живут в нищете, он думает только о своей коронации". Однако энергичного отклика на свои обращения Гоминьдан не получил. Многие члены партии на этот призыв не отозвались и большинство гоминьдановских парламентариев против Юань Шикая не выступило. Широкие слои китайского народа не поддержали этой вооруженной борьбы. Лишь верные Гоминьдану воинские части в провинциях Цзянсу и Цзянси и в городах Нанкине и Шанхае поднялись на антиюаньшикаевс-кую борьбу.

К сентябрю 1913 г. Юань Шикаю удалось подавить гоминдановское выступление. Военная и политическая сила оказалась на его стороне. "Вторая революция" потерпела поражение. Так завершились события 1911—1913 гг., вошедшие в историю как Синьхайская революция.


6. Значение победы Синьхайской революции


Синьхайская революция, как революция национально-освободительная и антидеспотическая, победила, освободив Китай от маньчжурского ига, ликвидировав империю и на ее обломках создав республику. Вместе с тем к концу 1913 г. стало ясно, что революционные демократы народнического толка во главе с Сунь Ятсеном, сыгравшие руководящую и решающую роль в победе Синьхайской революции, потерпели поражение. Антиманьчжурские лозунги Объединенного союза сплотили на республиканской платформе самые широкие, но весьма социально-политически разнородные силы китайской нации. Этот широкий единый и национальный фронт и был основой успеха Синьхайской революции. Однако ее победа уничтожила основу национального политического объединения и в результате Сунь Ятсен и его ближайшие сподвижники с их программой народного благоденствия и "государственного социализма" остались весьма узкой группой революционных демократов, пока еще не имевших массовой социальной базы.

Неоднозначно сказалась победа Синьхайской революции на национальных окраинах страны. Так, после начала революционных выступлений в Китае в Синьцзяне члены Объединенного союза вместе с участниками тайных обществ подняли восстание в Урумчи. Восстание было жестоко подавлено. Более успешно началось выступление революционных частей "новой армии" в Илийском крае: в январе 1 9 1 2 г. им удалось свергнуть маньчжурскую власть, а затем распространить новую власть и на Урумчи. Но летом 1912г. в этой разгоревшейся гражданской войне побеждает ставленник Юань Шикая, насаждая в Синьцзяне суровый военный режим.

По-иному развивались события во Внешней Монголии. Здесь еще летом 1911 г. состоялось тайное совещание монгольской светской и духовной знати, в котором участвовал и глава ламаистской церкви богдо-геген. Собравшиеся приняли решение об отделении Монголии от Китая и направили в Россию делегацию с просьбой о помощи. Российское правительство, обещая поддержку монгольской знати, в то же самое время возражало против отделения Монголии от Китая. Ситуация изменилась после падения цинской династии. 1 декабря 1911 г. в Урге произошел переворот, власть в свои руки взяла монгольская знать, заявившая о независимости Монголии. Маньчжурские чиновники бежали из Монголии. Все это изменило и позицию русской дипломатии. 3 ноября 1912 г. в Урге было подписано российско-монгольское соглашение — Россия обещала Монголии помощь в сохранении ее автономии. Правительство Юань Шикая не признавало автономии Монголии, пыталось силой подавить выступление монгольского народа, но в конце концов было вынуждено вступить в переговоры с Россией и 5 ноября 1913 г. подписать российско-китайскую декларацию, признававшую соглашение 3 ноября 1912 г. Эти события явились важным шагом на пути восстановления монгольской государственности, но они надолго осложнили российско-китайские отношения.

В Тибете свержение маньчжурского деспотизма привело к антикитайским выступлениям тибетцев, стремившихся к сохранению традиционной государственности. Юань Шикай послал войска для подавления тибетского национального движения, но сразу же столкнулся с противодействием Англии и бьи вынужден приостановить карательную экспедицию. К концу 1912 г. в Лхасу с согласия далай-ламы вошел трехтысячный отряд английских войск. Тибету удалось сохранить свой традиционный статус.


II. Младотурецкая революция 1908 г.


1. Возникновение "младотурков"


В конце 19 в. политическими преемниками "новых османов" выступили младотурки. Неформальным лидером комитета был философ Абдулла Джевдет, однако сам он в политику не вмешивался, занимался в основном просветительской деятельностью. В среде "младотурков" возникло радикальное крыло, состоявшее из молодых офицеров, во главе которых были Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша.

Созреванию революционной ситуации в Турции содействовали усиление в начале XX в. национально-освободительной борьбы балканских народов и связанное с этим обострение Восточного вопроса, общий революционный подъём на Востоке под влиянием Революции 1905-07 в России, положившей начало "пробуждению Азии".


2. Предпосылки революции


С 70-х гг. Турция постепенно превращается в полуколонию империалистических держав, но нарастание острых межимпериалистических противоречий на Балканах и Ближнем Востоке помешало окончательному разделу турецких владений. К прежним факторам, ускорившим распад и финансовое закабаление Османской империи, добавлялось насильственное втягивание её не только в мировой капиталистический рынок, но и в мировое капиталистическое производство. Однако экономика Турции развивалась однобоко. Росли иностранные концессионные предприятия, открывались иностранные банки. Иностранцы вкладывали капиталы в добывающую промышленность и в те отрасли обрабатывающей промышленности, которые были заняты переработкой экспортных культур. По уровню промышленного развития Турция находилась на последнем месте в Европе и на одном из последних мест в Азии. Количество рабочих, занятых в промышленности и на транспорте, не превышало 40-50 тыс. чел. Опасаясь нового вмешательства держав (в связи с национально-освободительными восстаниями 70-х гг. в Герцеговине, Боснии, Болгарии и финансовым банкротством Турции), примкнувший к "новым османам" государственный деятель Турции Мидхат-паша вместе с некоторыми др. членами правительства организовал государственный переворот (30 мая 1876), в результате которого султан Абдул-Азиз (правил в 1861-76) был свергнут, фактическая власть перешла к Мидхат-паше и сотрудничавшим с ним "новым османам". Султан Абдул-Хамид II (правил в 1876-1909) утвердил разработанный Мидхатом-пашой и Намыком Кемалем проект конституции, и 23 дек. 1876 "конституция Мидхата" была торжественно обнародована. Однако уже в начале 1877 султан сместил Мидхат-пашу с поста великого везира, подверг репрессиям большинство "новых османов", а в феврале 1878 распустил избранный согласно конституции парламент и установил самодержавный деспотический режим ("зулюм").

Поражение Турции в русско-турецкой войне 1877- 1878 фактически привело к почти полному крушению турецкого господства на Балканах. Берлинский конгресс 1878 признал независимость большинства балканских народов. В 1881 Франция захватила Тунис, в 1882 Великобритания оккупировала Египет (в 1914 объявлен брит, протекторатом). В 1881 иностр. кредиторы вынудили султана дать согласие на учреждение ими Управления Оттоманского государственного долга, в ведение которого перешли наиболее существенные доходы Турции и контроль над её финансами. Иностранное влияние проникло также в армию, жандармерию, флот, таможенное и др. ведомства Турции. Стремясь удержать подвластные народы в повиновении, Абдул-Хамид II жестоко преследовал малейшие проявления свободомыслия, разжигал национальную и религиозную вражду, провоцировал столкновения между мусульманами и христианами. В 90-х гг. по указу Абдул-Хамида II в Самсуне и др. округах Малой Азии, а также в Стамбуле были организованы жестокие армянские погромы, во время которых погибло несколько сот тысяч армян. Однако "зулюм" не мог остановить рост прогрессивных сил в стране. В конце 19 в. политическими преемниками "новых османов" выступили младотурки, первой организацией которых был учреждённый в 1889 тайный комитет "Единение и прогресс". Созреванию революционной ситуации в Турции содействовали усиление в нач. 20 в. национально-освободительной борьбы балканских народов и связанное с этим обострение Восточного вопроса, общий революционный подъём на Востоке под влиянием Революции 1905-07 в России, положившей начало "пробуждению Азии". Хронологически младотурецкую революцию можно разделить на три периода.


3. Первый период революции (3–24 июля 1908 г.)


Характеризовался активной подготовкой и организацией вооруженного восстания в Македонии и восстановлением в стране конституционного режима.

Победу революции во многом обеспечила армия. Она, служившая ранее опорой абдулхамидовскому режиму, встала на сторону революции. Офицерам мектебли, составлявшим ядро комитета "Единение и прогресс", удалось использовать недовольство солдат и повести их за собой, объединить оппозиционные силы Османской империи в борьбе против монархии.

Опираясь главным образом на офицерство, младотурки подняли в июле 1908 вооруженное восстание, заставившее султана Абдул-Хамида II восстановить действие конституции 1876 и созвать парламент (Младотурецкая революция 1908). Однако своей политикой, направленной на ограничение революции, младотурки облегчали выполнение замыслов внутренней и внешней реакции.

23 июля 1908 г. революционные отряды вступили в Солоники, Монастырь и другие большие города Македонии. Комитет "Единение и прогресс" отправил султану телеграмму с требованием издать в трехдневный срок соответствующий "праде" (указ) о восстановлении конституции.

Абдул Хамиду II пришлось смириться еще до истечения срока ультиматума. В ночь на 24 июля был подписан указ о восстановлении конституции и производстве выборов в палату депутатов, и утром население Стамбула узнало об этом. Для большинства жителей столицы известие оказалось совершенно неожиданным. По свидетельству очевидцев, первые покупатели утренних газет, увидев напечатанное в них слово "конституция", стремительно выбрасывали их, так как боялись, что имеют дело с очередной провокацией султанских шпионов.

Так совершилась почти бескровная младотурецкая революция. Иностранных наблюдателей она поразила "своей внезапностью и своим мирным характером". С точки зрения внешнего хода событий это определение верно. Но необходимо иметь в виду, что быстрота и "бескровность" проистекали в данном случае не из силы революции, а из того потрясающего развала, к которому пришел прогнивший абдулхамидовский режим. Младотурецкая революция сама по себе была ограниченной, верхушечной революцией.

Это не замедлило сказаться: младотурки не захотели разрушить "старую" государственную машину. Абдул Хамид II остался на троне, и "Веска" младотурецкой революции проходила в условиях своеобразного двоевластия.

Восстановление конституции привело Турцию к своеобразному двоевластию. Младотурки по причине своей непоследовательности и нерешительности, порожденной экономической и политической слабостью турецкой национальной буржуазии, не создали в результате победы революционного правительства и не взяли в свои руки всю полноту власти. Они пошли на компромисс с традиционными клерикальными элементами, сохранив формально в их руках власть.

"Младотурки выступили в роли "контролеров" и "блюстителей" конституции, сосредоточив в своих руках фактическую власть. Под их давлением около двух третей чиновничества административного аппарата на местах либо вынуждены были подать в отставку, либо были уволены. В ряде вилайетов (Эрзерум, Трапензунд, Хиджаз, Бейрут, Адане и др.) были смещены губернаторы. Оставив султана на престоле, младотурки постепенно отстранили его от решения основных вопросов внутренней политики, установив свой контроль за деятельностью правительства и местных властей.

Своеобразное двоевластие свидетельствовало о слабости революции и облегчало реакции борьбу против младотурок."


4. Второй период революции (24 июля 1908 – 13 апреля 1907 г.)


Характеризовался, с одной стороны, подъемом революционно-демократического движения народных масс, оживлением общественно-политической жизни страны, с другой – обострением политической борьбы за власть.

Младотурки вели борьбу как против демократических элементов, стремившихся углубить революцию, так и против своих политических противников, главным образом партии "Ахрар" и "Мусульманской лиги".

Консерваторы при поддержке султана, не выступая открыто против конституционного режима, стали готовить контрреволюционный переворот. В борьбе против младотурок они широко использовали религию, обвиняя младотурок в нарушении шариата. Политической силой, объединившей охранительный лагерь, была партия "Ахрар" и "Мусульманская лига". Осенью 1908 г. против конституционного режима сложился единый консервативный лагерь. Внутри страны усилилась межпартийная борьба за власть. Особенно острая борьба проходила в период избирательной кампании в парламент. С целью обеспечить за собой большинство в парламенте младотурки допускали во время выборов серьезные нарушения.

Обострение внутриполитической борьбы в Турции вылилось в феврале 1909 г. в правительственный кризис. Консерваторы во главе с великим визирем Камиль-пашой попытались ограничить вмешательство мдадотурок в правительственные дела. Отставка Камиль-паши до предела обострила борьбу двух основных политических партий – "Единение и прогресс" и "Ахрар".


5. Третий период революции (13–27 апреля 1909 г.)


Период открытого выступления реакции, временная ее победа, разгром контрреволюционного мятежа 13 апреля 1909 г. и приход к власти младотурок.

Деятели "Мусульманской лиги" и партии "Ахрар", играя на религиозных чувствах отсталого, неграмотного населения и используя его тяжелое экономическое положение, которое не изменилось после восстановления конституции, подготовили контрреволюционный мятеж.

Реакция планировала выступление не только в столице, но и в других частях Османской империи.

Однако попытка реакции, клерикальных и компрадорских кругов восстановить в стране прежние порядки провалилась. "Младотурки, создав "Армию действия" и подняв на борьбу народные массы, разгромили мятеж в Стамбуле и отдельные контрреволюционные выступления на местах." С этого времени сами младотурки стали переходить на реакционные позиции. Заняв министерские, парламентские и административные посты, они установили диктаторский режим, мало отличавшийся от "зулюма". Половинчатые реформы младотурок не изменили классовой сущности феодально-клерикального строя Османской империи. Когда освободительная борьба охватила почти все нетурецкие области империи (Балканы, арабские и армянские земли и др.), а итало-турецкая война 1911-12 и Балканские войны 1912-13 окончательно разрушили иллюзию османизма, младотурки стали проповедовать реакционные идеи пантюркизма. Они также широко использовали лозунги панисламизма. Младотурки не облегчили и положения турецких трудящихся масс. Проведённый в 1913 кадастр, закрепив частную собственность на землю, усилил обезземеливание крестьян. Забастовки рабочих подавлялись властями, преследовались демократические и социалистические организации, возникшие в Турции после младотурецкой революции. После итало-турецкой войны Турция потеряла свои последние владения в Африке – Триполитанию и Киренаику, а также Додеканесские острова. В результате Балканских войн 1912-13 европейские владения Турции были ограничены Восточной Фракией с Эдирне.

После контрреволюционного переворота младотурки взяли в свои руки всю полноту власти. Они свергли с престола султана Абдул Хамида II, заменив его безвольным Махмедом V Рашидом. Видные деятели партии "Единение и прогресс" вошли в состав правительства и заняли важные административные посты. Своеобразное двоевластие было ликвидировано.

Революция завершилась победой младотурок, она пожила конец безраздельному господству традиционной аристократии.


6. Крушение "младотурков"


С начала 1914 власть в Турции сосредоточилась в руках младотурецких лидеров во главе с Энвером-пашой, Талаатом-пашой и Джемалем-пашой. Оторванный не только от народа, но и от основных слоев национальной буржуазии, этот "триумвират" в 1914 вовлёк Турцию в 1-ю мировую войну 1914-18 на стороне Германии. Война для Турции окончилась полным поражением. Внутри страны младотурки применяли жестокий террор. В 1915 под предлогом высылки из прифронтовой полосы младотурецкие власти истребили свыше 1 млн. армян.

В стране росло недовольство младотурецким режимом. В армии усиливалось возмущение хозяйничаньем германских империалистов. После Октябрьской революции 1917 в России Турция имела возможность выйти из войны, но младотурецкие правители вопреки национальным интересам Турции ещё целый год продолжали войну против Советской России; несмотря на заключение Брестского мира 1918, втянули страну в антисоветскую интервенцию на Кавказе. Начавшееся в сент. 1918 наступление держав Антанты на Палестинском и Македонском фронтах вынудило султанское пр-во 30 окт. 1918 сдаться на милость победителей (Мудросское перемирие 1918). Фактически это был конец Османской империи. Энвер-паша и др. младотурецкие лидеры эмигрировали, партия "Единение и прогресс" самоликвидировалась.


7. Итоги и историческое значение революции


Младотурецкая революция была буржуазной революцией, весьма ограниченной и верхушечной. Она не уничтожила в стране докапиталистические отношения и не освободила Турцию от полуколониальной зависимости.

Принятые в 1909 г. парламентом законы и поправки, внесенные в конституцию 1876 г., хотя и были направлены на укрепление буржуазного характера государства, однако не поколебали основ существовавшего режима. В вопросах государственного преобразования младотурки действовали весьма осторожно и последовательно. Решительно они отстаивали лишь принцип целостности Османской империи, проводя в отношении угнетенных национальных меньшинств шовинистическую политику.

На характере революции сказались также узость социальной базы младотурок, боязнь их опереться на народные массы и на потенциал угнетенных национальных меньшинств. Революция была осуществлена с весьма умеренной программой – восстановление конституции 1876 г. и замена деспотического режима режимом конституционной монархии. Она не принесла никакого облегчения широким слоям населения.

Более того, по отношению к рабочему и крестьянскому движению младотурецкое правительство заняло открыто враждебную позицию. Запрещение стачек было оформлено в законодательном порядке. Возникшие профсоюзы, а потом и политические организации рабочего класса подвергались репрессиям и в конце концов были запрещены. Крестьяне не получили ни земли, ни освобождения от повинностей и откупной системы. Начав проводить кадастр, младотурки усилили обезземеливание крестьянства. Фактически, младотурки ничего не сделали для решения аграрного вопроса.

Материалы архивов России и Болгарии дают возможность опровергнуть существовавшее в исторической литературе мнение о так называемой Неврокопской программе младотурок, в которой будто бы были включены пункты, отражавшие интересы крестьян и рабочих. "В действительности младотурки никогда не выдвигали требований демократического решения ни крестьянского, ни рабочего вопросов". (В.И. Шпилькова).

Младотурецкая революция не смогла решить и национального вопроса. Национальные меньшинства испытали при младотурках такие же бедствия, как и во время "зулюма". Под флагом "оттоманизма" младотурки проводили политику насильственного отуречивания. Возобновились армянские погромы, карательные экспедиции против македонцев, албанцев, арабов. От прежнего блока между младотурками и "буржуазно-революционными" организациями нетурецких народов не осталось и следа.

Триполитанская (1911 г.) и балканская (1912–1913 гг.) войны огнем и мечом разрушили иллюзию "оттоманизма". Турция потеряла последнее из своих африканских владений. В Европе от нее отпали Македония, Албания, греческие острова. Вместе с тем войны наглядно продемонстрировали враждебность идее "оттоманизма" не только со стороны нетурецких народов, но и со стороны самих турок. Анатолийский крестьянин явно не желал проливать кровь во имя сохранения господства турецких "верхов" над нетурецкими народами. В среде турецкой интеллигенции появились проблески национального турецкого (а не обще оттомановского) самосознания. Однако младотурки были не способны возглавить турецкое национальное движение.

Подменив идею турецкого национального единства расистской доктриной пантюркизма, они стали доказывать необходимость "объединения" всех "тюрков" – от Босфора до Алтая. Наряду с пантюркизмом младотурки культивировали и панисламизм в его наиболее реакционном, абдулхамидовском содержании.

Во внешней политике младотурки также стояли на антинациональных позициях. Убыстряющимися темпами шла раздача концессий иностранным капиталистам. Новые кабальные займы (превысившие сумму займов, заключенных при Абдул Хамиде), неизменно убыточная внешняя торговля, сохранение режима капитуляций довершали разорение страны. Младотурки ни в чем не облегчили полуколониального положения Турции. Вместо борьбы за национальную независимость они поставили своей целью выбор той или иной империалистической группировки, под "покровительство" которой было бы наиболее выгодно, с их точки зрения, отдать всю Турцию целиком. Экономическая и политическая активность германских империалистов, поощрение ими пантюркизма и панисламизма, наконец, личные связи многих младотурецких лидеров с немцами – все это быстро привело к возрождению того влияния, которым Германия пользовалась при Абдул Хамиде, а затем и к установлению полного германского господства над Турцией. Проявлением этого явилось вступление Турции в империалистическую войну 1914–1918 гг. на стороне Германии и последовавшее крушение Оттоманской империи.

Несмотря на верхушечный характер, младотурецкая революция была важным этапом в развитии Турции и имела большое значение для ее дальнейшей истории. Она нанесла удар по монархическому режиму, ликвидировала в стране самодержавие, восстановила конституцию, в которую были внесены поправки, направленные на ограничение прав султана и расширение полномочий парламента. Была реорганизована армия, изменено судоустройство в вилайетах. Революция, хотя и в слабой степени, но содействовала становлению норм буржуазного правления, развитию производительных сил и развитию в стране капиталистических отношений.

Младотурецкая революция свидетельствовала о пробуждении народных масс страны.

Преобладающая тенденция ее развития вела к вступлению страны в ту стадию общественно-экономической эволюции, которую можно характеризовать как переходную к капитализму. Как и другие революции в странах Азии младотурецкая революция была ранней буржуазной революцией эпохи империализма, свершившейся на том уровне развития капиталистических отношений, пределы и качественные черты которого были определены интересами иностранного капитала.


III. Революция 1905-1911 гг. в Иране


1. Первый этап революции. Принятие Конституции


В условиях резкого обострения внутренней политики и социальных противоречий и противоречий между империализмом и растущим стремлением к укреплению национальной независимости Ирана, а также при наличии тесных связей Ирана с Россией русская революция 1905 г. явилась толчком, вызвавшим антифеодальную и антиимпериалистическую революцию 1905—1911 гг. в Иране.

Революция в Иране началась в декабре 1905 г. массовыми народными демонстрациями и бестами в Тегеране, участники которых требовали отставки реакционера Айн-эд-Доуле с поста первого министра, увольнения с занимаемых постов бельгийца Науса и губернатора Тегерана Ала-эд-Доуле, создания "Адалят-хане" — "Дома справедливости" — для разбора жалоб населения на основе справедливых и равных для всех законов. Вслед за Тегераном народное движение, во главе которого стояли духовенство, либеральные помещики и буржуазия, стало развертываться в Ширазе, Мешхеде и других городах и областях Ирана. Во время новой волны народных демонстраций и всеобщих забастовок, проходивших в июне — июле 1906 г. и охвативших Тегеран, Тебриз, Исфаган, Шираз, были выдвинуты требования ввести конституцию, созвать парламент — меджлпс, обеспечить защиту личности и собственности и другие буржуазные права.

Под давлением растущего народного движения 5 августа 1906 г. был опубликован шахский указ о введении конституции, а 9 сентября — положение о выборах в меджлис, которое предусматривало двухстепенные выборы по куриальной системе, высокий возрастной и имущественный ценз, лишение избирательных прав всех женщин, крестьян, рабочих, городской бедноты и большинства ремесленников и мелких торговцев.

Открывшийся 7 октября 1906 г. первый иранский меджлпс выработал основной закон — первую часть иранской конституции, которая была утверждена 30 декабря умиравшим Мозаф-фар-эд-Дин-шахом. Основной закон состоял и положения о правах и полномочиях меджлиса. По конституции, власть шаха ограничивалась меджлисом, который должен был утверждать все законы и бюджет страны, предоставление концессий, заключение иностранных займов, договоров и соглашений с иностранными государствами. Законом предусматривалось также создание наряду с меджлисом верхней палаты — сената, который, однако, так и не был создан до 1949 г.

Принятием основного закона и январско-февральскимн событиями 1907 г., когда в результате решительного отпора со стороны демократических сил в Тегеране, Тебризо, Реште, Исфа-гане и других городах закончилась провалом первая попытка феодальной реакции перейти в наступление против меджлиса, завершился важный этап революции, характерный тем, что в лагере сторонников конституции еще не было классового размежевания. До тех пор либеральные помещики, духовенство, крупная буржуазия выступали за укрепление конституции вместе с мелким и средним купечеством, ремесленниками, к которым примыкала и городская беднота. Руководство движением было полностью в руках духовенства, либеральных помещиков и крупной буржуазии, за которыми шла городская мелкая буржуазия. Крестьянское и рабочее движение тогда еще не развернулось.


2. Второй этап революции. Народные движения революции 1905-1911 г.г в Иране


В 1907 г. революция поднялась на более высокую ступень. Возросла активность демократических слоев населения — крестьян, рабочих, городской мелкой буржуазии, которые стали выступать со своими собственными требованиями. Рост и углубление революционного движения стали пугать либеральный лагерь — высшее духовенство, либеральных помещиков и крупную буржуазию, которые стали обнаруживать тенденцию сблизиться с реакцией и сдержать развитие демократического движения.

В стране усилилось движение протеста против произвола шахских властей. Поднималось массовое антиимпериалистическое движение, начинался бойкот иностранных товаров. На юге Ирана имели место столкновения с английскими консулами и представителями в Исфагане, Ширазе, Бушире, волнения на нефтеразработках.

Сначала в северных, а затем и в центральных и южных районах Ирана стало подниматься антифеодальное движение крестьян, которые отказывались платить налоги и подати, вносить помещичью долю урожая, захватывали помещичий скот и хлеб, громили помещичьи усадьбы. В 1907 г. в Маку, Талыше, Гиляне, Кучане, Сеистане и в районе Исфагана происходили крестьянские восстания.

Зарождалось движение рабочих. Были созданы первые рабочие организации: профсоюзы печатников, телеграфистов, трамвайщиков в Тегеране, союз ковровых и шалевых ткачей в Кермане. Происходили забастовки телеграфистов, типографских рабочих, служащих различных министерств.

Повсеместно в стране стихийно создавались разнообразные энджумены (общества, советы), которые хотя и были по составу и характеру деятельности в основном буржуазными организациями, но являлись важной формой сплочения демократических слоев населения. Во многих городах энджумены устанавливали свой контроль над шахскими властями, осуществляли судебные функции, устанавливали цены на хлеб, открывали школы, читальни.

В городах и районах Северного Ирана создавались тайные организации общества моджахидов, состоявшие из ремесленников, мелких землевладельцев, а также рабочих и крестьян. Они были близки к социал-демократам и представляли собой самую левую революционно-демократическую организацию в стране. Программа моджахидов требовала введения всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права, свободы слова, обществ, личности п стачек, конфискации шахских земель, выкупа помещичьих земель и раздела их между крестьянами, введения восьмичасового рабочего дня. В обществе моджахидов преобладали мелкобуржуазные элементы, поэтому среди них были распространены сектантство, заговорщичество и индивидуальный террор. Моджахиды создавали добровольческие вооруженные отряды федаев (революционной гвардии), состоявшие из городской бедноты, крестьян, рабочих и мелкой буржуазии. Бурно развилась в годы революции пресса. Всего в те годы в Иране выходило около 350 газет и журналов, из них только в Тегеране около 150 и в Тебризе около 50.

Под воздействием демократическою движения первый меджлис принял ряд прогрессивных законов и постановлений: о сокращении пенсий феодальной аристократии, об отмене титулов, о борьбе против взяток и вымогательств и т.д. В то же время помещичье-буржуазное большинство меджлиса враждебно относилось к крестьянскому движению, революционным энджуменам, моджахидским организациям и федайским отрядам.

После длительной борьбы между демократическими силами и реакцией 7 октября 1907 г. шах вынужден был подписать утвержденные меджлисом 3 октября дополнения к основному закону, явившиеся самой важной частью иранской конституции. В дополнениях провозглашался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. За шахом сохранялись весьма широкие права: свобода от ответственности, верховное командование вооруженными силами, объявление войны и заключение мира, назначение и отставка министров. Государственной религией Ирана объявлялся ислам шиитского толка. Дополнения предоставляли духовенству большие привилегии: предусматривалось создание комиссии из пяти высших духовных лиц, которая могла решать вопрос о соответствии принимаемых меджлисом законов духу ислама и без одобрения которой шах не мог утверждать законы. Вместе с тем в дополнениях провозглашались буржуазные принципы равенства граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свобода слова, печати, обществ, если только опа не противоречит основам ислама. Предусматривалось также создание светских судов наряду с духовными '. Принятие дополнений к основному закону было важным рубежом в развитии революции.

Либеральный лагерь революции считал, что принятием дополнений к основному закону задачи революции были решены, и после этого отход либералов от революции и их попытки не допустить углубления революционного движения стали проявляться еще более активно.


3. Экспансия Европейских стран


Империалистические державы — Англия, царская Россия и Германия,- которые вели между собой борьбу в Иране за колониальную эксплуатацию этой страны, по существу были враждебны революционному движению в Иране. Английские империалисты, особенно в начале иранской революции, прикрывали империалистические цели своей политики антирусской пропагандой и лицемерной маской сочувствия иранскому конституционному движению. В действительности же они были врагами свободы, демократии и независимости Ирана. Они грубо нарушали суверенитет Ирана и вмешивались в его дела, прибегая к интервенции уже в первые годы революции. Свидетельством этого были английская интервенция на острове Хенджам и на иранском побережье Персидского залива в 1906 г. и в последующие годы, открытое вмешательство в Се-истане и Белуджистане и другие факты. Они опирались на таких реакционных представителей иранских феодалов, как шейх Хазаль, Зилл-эс-Султан, Кавам-эль-Мольк Ширазский, и стремились подчинить себе Иран, сохранить монархический строй и господство феодальных отношений.

Русский царизм также был оплотом реакционных сил и врагом иранской революции. Он поддерживал шахский двор. Но поражение, понесенное царизмом в войне с Японией, и русская революция 1905 г. ослабили царизм и не позволили ему уже в первые годы иранской революции применить вооруженную силу против революционного движения в Иране.

Экономическое и политическое проникновение империалистической Германии в Иран активизировалось во время иранской революции. Резко возрос ввоз немецких товаров в Иран. Германские империалисты организовали с 1906 г. пароходные рейсы из Гамбурга в Персидский залив, добивались аренды порта в этом заливе, домогались получения различных концессий, в том числе концессии на основание банка, навязывали Ирану заем, открыли в Тегеране немецкую школу. Они вели демагогическую антианглийскую и антирусскую пропаганду, лицемерно утверждая, что Германия якобы является сторонницей национально-освободительного движения в Иране и заинтересована в укреплении независимости этой страны. Вместе с тем Германия подстрекала против Ирана турок, которые с конца 1905 г. начали оккупировать своими войсками иранские районы, прилегающие к озеру Урмия.

Проникновение Германии в Иран и на Ближний Восток, иранская революция и национально-освободительное движение в Индии отодвинули англо-русские противоречия на задний план и привели к заключению 31 августа 1907 г. англо-русского соглашения о размежевании сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете, которое завершило создание англо-франко-русской Антанты. После заключения этого соглашения англорусское соперничество в Иране продолжалось в более скрытых формах. Англо-русское империалистическое соглашение, нарушавшее суверенитет Ирана, было направлено также против иранской революции. После его подписания активизировалось вмешательство Англии и России во внутренние дела Ирана для подавления революционного движения. Подписание англо-русского соглашения вызвало всеобщее возмущение в Иране. Иранское правительство заявило об отказе признать его, а меджлис принял решение, протестующее против раздела Ирана на сферы влияния.


4. Тебризское восстание и его влияние на революцию


Заключение англо-русского соглашения укрепляло позиции иранской реакции, которая еще активнее стала готовиться к наступлению на сторонников конституция. Первая попытка совершить контрреволюционный переворот была сделана в декабре 1907 г., в результате народного сопротивления она окончилась провалом. Но 23 июня 1908 г., стянув в Тегеран реакционные войска, Мохаммед-Али-шах совершил контрреволюционный переворот. Действовавшая по приказу шаха персидская казачья бригада под командованием царского полковника Ляхова подвергла бомбардировке меджлис и мечеть Сепахсалара, где собрались защитники конституции. Меджлис и энджумены были распущены, газеты закрыты, восстановлены были реакционные порядки.

После этого центр революционной борьбы переместился в Тебриз, где началось народное восстание против шаха, возглавленное представителями демократических слоев населения во главе с Саттаром. Восставшие требовали восстановить конституцию и созвать меджлис. Большую помощь тебризскому восстанию оказали русские, в особенности закавказские, революционеры, помогавшие тебризцам оружием и добровольческими отрядами.

Тебризское восстание отвлекло на себя силы реакции и явилось толчком для нового подъема революционного движения в Иране. Сторонники конституции, к которым присоединились бахтиарские ханы, рассчитывавшие использовать конституционное движение в своих интересах, в январе 1909 г. захватили власть в Исфагане. В феврале произошел революционный переворот в Роште (Гилян). В марте проргзошел захват власти сторонниками конституции в Бушире, Бендер-Аб басе и других районах Ирана.

Шахские власти были не в состоянии подавить растущее в стране движение и сломить сопротивление осажденных войсками шаха восставших тебризцев. В создавшихся условиях английские империалисты п царизм прибегли к интервенции. Англичане высадили свои войска в Бушире, Бендер-Аббасе и Лннге и подавили демократическое движение на юге Ирана, разогнав энджумены. Царские власти, действовавшие под предлогом защиты иностранных подданных и доставки продовольствия в осажденный Тебриз, в апреле 1909 г. направили в Тебриз свои войска. Это положило конец тебризскому восстанию и блокаде Тебриза. Шахские войска и отряды реакционных ханов отошли от города. В то же время начались преследования и аресты сначала закавказских, а затем иранских участников восстания.

Тебризское восстание и широко развернувшееся под его влиянием движение сторонников конституции в других частях страны явились решающим ударом по реакционеру Мохаммед-Али-шаху. В результате наступления гилянских федаев и бахтиарских отрядов и взятия ими Тегерана в июле 1909 г. Мо-хаммед-Али-шах был низложен и шахом объявлен его малолетний сын Ахмед. Было объявлено о восстановлении конституции и создано правительство из либеральных феодалов и бахтиарских ханов во главе с крупным феодалом Сепахдаром. Либеральные помещичье-буржуазные круги использовали победу сторонников конституции в своих интересах и всячески старались не допустить развития революции. Каджарская династия, иностранные концессии и предприятия, казачья бригада остались нетронутыми. Мохаммеду-Али была назначена огромная пенсия в сумме 100 тыс. туманов ежегодно. Выехав за границу, он стал готовиться к реставрации своей власти.

В ноябре 1909 г. был созван второй меджлис, который явился еще менее демократическим по сравнению с первым. Представители ремесленников среди депутатов второго меджлиса отсутствовали. В его составе имелись фракции "умеренных" ("этедалшон"), представлявших интересы феодалов, помещиков и компрадорской буржуазии, и "демократов" ("крайних"), которые отражали интересы зарождавшейся национальной буржуазии. 2-й меджлис за два года своего существования не принял каких-либо значительных законов и постановлений прогрессивного характера. Иран продолжал переживать серьезные финансовые затруднения, которые правительство Сепахдара пыталось преодолеть старым способом заключения иностранных займов и введения новых налогов на транспортные средства, соль, которые ложились на трудящиеся массы.

Такая политика, а также соглашательство в отношении внутренней реакции и империалистов вызывали возмущение и протесты народных масс. В Тебрнзе, Мешхеде, Куме, Кучапе, Дерегезе и других городах дороговизна и недостаток хлеба, а также введение новых налогов вызвали народные волнения3. Возобновились антифеодальные крестьянские выступления и восстания в районах Астары, Талыша, Астрабада и Дерегеза 4. Имели место забастовки рабочих и служащих: телеграфистов, печатников, служащих министерств. Поднялось антиимпериалистическое движение против пребывания иностранных войск в Иране, происходил бойкот иностранных товаров.

Правительство Сепахдара но в состоянии было преодолеть экономический и политический кризис, переживаемый Ираном. В июле 1910 г. оно было заменено правительством во главе с кандидатом "демократов" Мостоуфи-эль-Мамалеком, которое продолжало курс на свертывание революции и сговор с реакцией и империалистическими державами. Использовав отряды бахтиаров и полицию во главе с дашнаком Ефремом Давидян-цем, в августе 1910 г. оно разоружило в Тегеране федайские отряды Сатгара. Во внешней политике правительство Мостоуфи-эль-Мамалека ориентировалось на Германию и США в отличие от правительства Сепахдара, придерживавшегося англорусской ориентации. В начале 1911 г. премьером снова стал Сепахдар, продолжавший свою старую политику.

В мае 1911 г. в Иран прибыли из США приглашенные правительством Мостоуфи-эль-Мамалека финансовые советники во главе с М. Шустером, который получил право контроля над финансовыми делами, концессиями, займами, поступлением налогов, государственным бюджетом и т. д. Прикидываясь защитником независимости Ирана, Шустер пытался обеспечить империалистическое проникновение США в Иран, навязывал Ирану иностранные займы, добивался предоставления американцам нефтяных и железнодорожных концессий Он был тесно связан как с "демократами", так и с дашнаком Давидянцем п бахтиарскимп ханами. Шустер считал Россию и ее позиции в Иране главным препятствием на пути подчинения Ирана США, поэтому он пытался опереться на англичан и провоцировал конфликты между Россией и Ираном.

Неустойчивым положением в стране воспользовался бывший шах Мохаммед-Али, предпринявший в июле 1911 г. при попустительстве и тайном содействии царских властей попытку снова захватить шахский трон. Но банды реакционных туркменских ханов, подкупленные бывшим шахом, который высадился на юго-восточном побережье Каспийского моря, были разгромлены добровольческими отрядами и правительственными войсками.


5. Итоги революции


Хотя буржуазная, антифеодальная и антиимпериалистическая иранская революция 1905—1911 гг. и была подавлена объединенными силами иранской реакции и империалистов, она имела большое значение в истории Ирана. Революция пробудила широкие народные массы к сознательной политической жизни и к борьбе против феодального и империалистического гнета и нанесла сильный удар по феодальному строю и каджарской династии.


Список литературы


Алиев Г.З. Турция в период правления младотурок.

Алимов А.А. Революция 1908 года в Турции.

Арабаджан З.А. Иран: власть, реформы, революция. М., 1960.

Арутян С.А. Иранская революция 1905-1911 г.г. М., 1957.

Белов Е.А. Революция 1911-1913 гг. в Китае. М., 1958 г.

Бор-Раменский Е.С. Иранская революция 1905-1911 г.г. и большевики Закавказья. М., 1941.

Ефимов Т.В. Революция 1911 г. в Китае. М., 1959 г.

Иванов М.С. Иранская революция 1905—1911 годов, М., 1957.

Иванов М.С. Новейшая история Ирана., М., 1987.

Иран: очерки новейшей истории/ Ред. М.С. Иванов., М., 1974.

Международные отношения в эпоху империализма", серия II, т. XIX, ч. 2, М., 1938, стр. 304—307.

Мирзеханов В.С. От истории имперской к истории национальной: особенности развития османского государства в новое время:– Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2002. с.62-63

Синьхайская революция 1911 - 1913 гг. / Сборник документов и материалов. М., 1968 г.

Фицджералд Чарлз Патрик. История Китая / Л.А. Калашникова (пер.с англ.). — М.: Центрполиграф, 2005. — 459 с.

Похожие работы:

  1. Иран в конце ХІХ - нач. ХХ в.
  2. • Страны Азии в начале XX века
  3. • Революция 1905 г. в России.
  4. • Усиление колониальной эксплуатации и освободительная ...
  5. • Главные стадии развития человечества и эпохи ...
  6. • Россия в начале ХХ века
  7. • Ответы на экзаменационные вопросы по истории России
  8. • Экономическая история
  9. • Зарождение государственности у восточных славян. Принятие ...
  10. • О перспективах революции в Китае (И. Сталин)
  11. • Революция в Иране
  12. • Либерализация ВЭД Исламской Республики Иран
  13. •  ... характеристика Исламской Республики Иран
  14. •  ... половине XX века. Исламская революция в Иране
  15. • Укрепление государственного строя Сефевидского Ирана ...
  16. • Иран (до 1953 года - Персия)
  17. • Анализ особенностей исламской революции в Иране
  18. • Исламская революция в Иране 1979 г.: последствия во ...
  19. • История взаимоотношений Турции с Европейским Союзом
Рефетека ру refoteka@gmail.com