ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ДВПИ ИМЕНИ В.В. КУЙБЫШЕВА)»
ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Курсовая работа
ОБЪЕДИНЕНИЕ ГЕРМАНИИ. ПОЛИТИКА БИСМАРКА И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ БИСМАРКА
Выполнила:
Студентка гр. П-8521
Перевалова Яна Вадимовна
Научный руководитель:
Ассистент Кондратенко
Екатерина Александровна
Владивосток
2009
Содержание
I. Введение
Глава 1. Предпосылки объединения Германии в XIX в.
1.1 Конституционный кризис в Пруссии. Приход к власти Бисмарка
1.2 Рабочие политические партии Германии. Деятельность Лассаля, Либкнехта и Бебеля
1.3. Внешняя политика Пруссии. Война с Данией и Австрией. Северогерманский союз
Глава 2. Отто фон Бисмарк и его роль в германской истории. Объединение Германии как необходимое условие ее экономического и политического развития
2.1 Политика Бисмарка и становление системы Бисмарка
2.2 Объединение Германии
II. Заключение
III. Список литературы
I. Введение
Актуальность темы настоящей работы состоит в том, что рубеж 60-70-х гг. - критический и переломный в немецкой истории XIX-го века. В эти годы решался вопрос объединения немецких земель в единое национальное государство. Объединенная Германия окончательно определилась на капиталистическом пути развития. «Специфическими чертами Германии с 1871 по 1918 гг. оставались устойчивость феодальных элементов, союз между феодально-юнкерским землевладением и быстрорастущим прусско-германским капиталом, политическая слабость буржуазии».
Немаловажную роль в складывании этих особенностей германского капитализма сыграл немецкий канцлер, возглавлявший правительство с 1871 по 1890 гг. Отто Фон Бисмарк.
Энергия, непримиримость, сила воли в борьбе с врагами юнкерства составляет основную черту в политической характеристике личности Бисмарка. «Сила воли его никогда не покидала, гораздо скорей она выливалась у него в грубое насилие. И в этом, прежде всего, кроется тайна его успеха».
Приход Бисмарка к власти означал крутой перелом в развитии прусского юнкерского государства, которое стало на путь самого ускоренного проведения буржуазной политики в национальном масштабе.
Политическая гегемония в объединенной Германии принадлежала прусским юнкерам. В результате сложилась оппозиция правительству Бисмарка со стороны буржуазии.
Исследуемой проблеме посвящен ряд работ историков-правоведов. Среди них известны труды таких авторов, как Н.М.Бабанцева1, К.И. Бытыра2, Г.П.Беляева3, П.Н. Галанзы4, И.С. Галкина5, О.А. Жидкова6, С. В.Оболенской7, В.П. Прокопьева8, З.М. Черниловского9, С.А. Чибиряева10 и многих других.
Цель настоящей работы – рассмотреть особенности объединения Германии в XIX веке, политику Бисмарка и становление системы Бисмарка.
Задачи настоящей работы:
рассмотреть конституционный кризис в Пруссии и приход к власти Бисмарка;
охарактеризовать рабочие политические партии Германии, деятельность Лассаля, Либкнехта и Бебеля;
исследовать внешнюю политику Пруссии;
охарактеризовать политику Бисмарка и становление системы Бисмарка;
рассмотреть особенности объединения Германии.
Предметом настоящего исследования является политика Бисмарка и особенности объединения Германии XIX века.
Объектом исследования является исторический период, связанный с правлением Бисмарка, специфические черты Германии в XIX веке, причины и предпосылки объединения Германии.
В процессе работы над курсовой работой применялись исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический, статистический и другие методы исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена изучению исторических предпосылок объединения Германии XIX века: конституционный кризис в Пруссии, приход Бисмарка к власти; рабочим политическим партиям Германии, деятельности таких деятелей как Лассаля, Либкнехта и Бебеля; внешней политики Пруссии, войне с Данией и Австрией, северогерманского союза.
Во второй главе рассматривается Отто фон Бисмарк и его роль в германской истории, объединение Германии как необходимое условие её экономического и политического развития; политика Бисмарка и становление системы Бисмарка, объединение Германии.
В заключении подводятся итоги.
Глава 1. Предпосылки объединения Германии в XIX в.
1.1 Конституционный кризис в Пруссии. Приход к власти Бисмарка
В 50-х и 60-х годах XIX-го века экономика германских государств заметно продвинулась по капиталистическому пути. Особенно быстро промышленный переворот происходил в Баварии, Тюрингии, на западе Пруссии и в северо-западных королевствах и герцогствах. Крупное фабричное производство завоевывало в эти десятилетия позиции во всех отраслях германской промышленности. Оно еще не вытеснило полностью старую, основанную на ручном труде мануфактурную промышленность, но его роль год от года становилась все более значительной. В Пруссии мощность паровых машин за 1846 — 1858 гг. увеличилась более чем в 5 раз. За тот же период более чем удвоилось число механических ткацких станков во всей Германии. Быстро увеличивалась добыча каменного угля, возрастали производство чугуна и выплавка стали. Широкий размах приобрело железнодорожное строительство: длина железнодорожной сети достигла в 1867 г. 15,7 тыс. км (в 1847 г. она составляла 4,3 тыс. км). Наблюдался также рост банков и акционерных компаний. В Пруссии лишь за четыре года — с 1853 по 1857 г. — акционерный капитал новых банков достиг 600 млн. марок. В Баварии в эти же годы было основано 44 акционерных компании с капиталом более чем в 145 млн. марок.11
Однако при сравнительно высоком подъеме капиталистических форм хозяйства в промышленности в одном из самых больших государств Германского союза — Пруссии (самой крупной была Австрийская империя) и еще ряде герцогств перемен в аграрном секторе экономики почти не наблюдалось. 3 марта 1850 г. в Пруссии все же был принят закон о выкупе и регулировании отношений между помещиками и крестьянами, который, отменяя безвозмездно небольшое число мелких феодальных повинностей, устанавливал выкупы основных феодальных платежей и повинностей крестьянства по чрезвычайно высокой цене.
Денежные средства, полученные помещиками от крестьян, ускорили превращение помещичьих имений в капиталистические хозяйства. Этому способствовали и высокие хлебные цены на мировом рынке в 50-х годах, и большая доходность разведения картофеля, который юнкеры — крупные помещики Восточной Пруссии — использовали для производства водки, получившей широкий сбыт. В юнкерских хозяйствах стали все шире применяться наемный труд и машинная техника.
Часть крестьянства сумела в новых условиях выжить и образовать новых помещиков — гроссбауэров. Но основная масса была вынуждена покидать деревню и искать себе работу в городе, что способствовало новому толчку развития капитализма в Германии.
В создавшихся условиях с новой силой перед национальной буржуазией вставал вопрос об объединении близких по культуре, языку и экономическому развитию германских государств в одно централизованное. В условиях того времени были объективно возможны два пути объединения сторон Германского союза.12
Революционный путь выбрала радикальная часть дворян, не нашедших себя в новых условиях, чьи интересы смыкались с интересами беднейших слоев населения — наемных неквалифицированных рабочих и безземельных крестьян. Этот путь предполагал уничтожение путем революции экономического и политического могущества прусского юнкерства и прусской военщины.
Другой путь избрали новый зажиточный класс — преуспевающая буржуазия, а также немецкая прусская аристократия, предлагая объединение Германии «сверху», путем династических войн с целью объединения германских государств под главенством прусской или австрийской монархии. Между двумя самыми крупными немецкими государствами — Пруссией и Австрией шла борьба вокруг вопроса о том, кто из них возглавит объединение германских народов.
В годы революции 1848 — 1849 гг. во многих германских государствах были введены конституции, однако после поражения революции практически везде они были отменены или заменены на новые. Согласно введенной в 1850 г. конституции, в Пруссии образовывался парламент — ландтаг, состоящий из двух палат: палаты господ, члены которой назначались королем преимущественно из числа крупных помещиков-аристократов, высших чиновников, генералов, и палаты представителей, которая избиралась на основе избирательной системы, предоставлявшей большие права богатым слоям общества, тем, кто выплачивает в казну большие налоги.13
В конце 50-х годов в германских странах заметно оживилась политическая жизнь. В 1859 г. во Франкфурте-на-Майне был основан Национальный союз, объединивший либералов различных немецких государств и провозгласивший своей целью создание единого германского государства. В 1861 г. группой прусских либералов была создана Прогрессивная партия, выдвинувшая ряд демократических требований (всеобщее избирательное право, ответственное правительство, свобода печати, свобода политических объединений, полное и бесплатное освобождение крестьян).
Немецкие либералы как из Национального союза, так и из Прогрессивной партии объявили себя противниками реакции, юнкерства и военщины. Однако, опасаясь повторения беспорядков и беззакония, творившихся во время революционных событий 1848 г., они не решались на активные формы борьбы и ограничивались речами и мирными демонстрациями (такая демонстрация, в частности, была организована в связи со столетием со дня рождения Ф. Шиллера).
Либералы (в частности, видный деятель Национального союза Шульце-Делич) пропагандировали потребительскую кооперацию, сберегательные кассы и общества взаимопомощи в качестве способа улучшения положения рабочих.
В это же время в Германии снова активизировалась борьба социалистических и коммунистических обществ, ратующих за революционное переустройство германских государств.
Пруссия, претендуя на объединительную роль, уповала исключительно на военную силу и стремилась создать крупную армию. Главным соперником Пруссии в этом была Австрийская империя. Чтобы добиться выхода Австрии из Германского союза и, таким образом, стать самым сильным немецким государством, прусский король Вильгельм 1 (вступивший на престол в 1861 г. после умопомешательства старого короля Фридриха-Вильгельма IV) и его юнкерское окружение стали усиленно готовиться к войне, намереваясь довести численность армии до 400 тыс. человек. На это мероприятие и на улучшение вооружения войск требовались значительные средства. Свое требование Вильгельм вынес на заседание парламента.
Депутаты-либералы прусского ландтага, добиваясь политических уступок от правительства, использовали право, предоставленное ландтагу по конституции 1850 г., и отказались утвердить испрошенные правительством военные кредиты. Правительство ответило на это роспуском палаты, однако новые выборы принесли победу депутатам оппозиции. Это вызвало острое беспокойстве при дворе и в правительственных кругах, опасавшихся, что оппозиция обратится за поддержкой каширским кругам избирателей и в стране начнутся серьезные антиправительственные выступления.14
В сентябре 1862 г. король назначил на пост премьер-министра крупного померанского помещика сорокасемилетнего Отто фон Бисмарка (1815 — 1898), о котором современники говорили, что он не принял бы ангела небесного, если бы на том не было прусской кокарды. Бисмарк проявил себя еще в 1848 г., когда предложил королю решительно применить самые суровые меры вплоть до использования войск для разгона франкфуртского парламента, который пытался мирным путем объединить Германию. С начала 50-х годов Бисмарк являлся представителем Пруссии в Союзном сейме, затем занимал посты посла в Петербурге и Париже. Бисмарк еще в те годы понял, что объединить Германию под прусской гегемонией можно только с позиции силы, он не колебался в выборе средств для достижения этой цели.15
С момента назначения премьер-министром, Бисмарк стал почти неограниченным хозяином Пруссии, шестидесятипятилетний король Вильгельм полностью выполнял его волю. Идя на поводу у Бисмарка, он согласился даже на нарушение конституции ради того, чтобы прусская армия помогла объединить Германию вокруг Пруссии.
Нимало не смущаясь протестами депутатов, Бисмарк провел явочным путем военную реформу. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии: «Не на либерализм Пруссии взирает Германия, а на ее мощь... Не речами, не постановлениями большинства решаются великие вопросы времени — это было ошибкой 1848 и 1849 гг., — а железом и кровью».
Свою агрессивную политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворять в жизнь. Не имея возможности противостоять намерениям премьер-министра, депутаты пошли на крайнюю меру и стали вынуждать короля Вильгельма 1 отказаться от престола. Однако тот, выполняя волю Бисмарка, не сделал этого. Только в 1867 г. когда в ландтаг пришла партия национал-либералов, депутаты поддержали настойчивые требования правительства Бисмарка.
Таким образом, в 50-х и 60-х годах XIX-го века Германские государства переживали конституционный кризис. В Германии активизировалась борьба социалистических и коммунистических обществ, ратующих за революционное переустройство германских государств.
Бисмарк провел военную реформу. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии. Свою политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворять в жизнь.
1.2 Рабочие политические партии Германии. Деятельность Лассаля, Либкнехта и Бебеля
Весьма решительно пыталась противостоять реакционной политике правительства Бисмарка недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль (1825 — 1864). Этот талантливый оратор и публицист начал свою политическую деятельность во время революции 1848 г. В этот период он был близок к известному деятелю рабочего движения К. Марксу — сотрудничал с ним в «Новой Рейнской газете». За призывы к вооруженной борьбе Лассаля приговорили к тюремному заключению.
Политическая активность Лассаля снискала ему большую популярность среди рабочих. В своих выступлениях и публикациях он разоблачал истинное лицо буржуазии, показывая, что ее интересы не выражают чаяния низов. В письме к Комитету лейпцигских рабочих, взявшему на себя созыв Всегерманского рабочего конгресса, Лассаль призвал рабочих создать самостоятельную политическую партию. В мае 1863 г. на конференции рабочих в Лейпциге, где были представлены десять наиболее крупных промышленных центров Германии, образовался Всеобщий германский рабочий союз, лидерство в котором по праву принадлежало Лассалю.16
В вопросах теории и в практической деятельности Лассаль стоял на позициях реформ в обществе исключительно легальными и только парламентскими средствами. Все сословия (определение самого Лассаля), кроме пролетарского, Лассаль рассматривал как сплошную реакционную массу. В главном вопросе того времени — о путях объединения германских государств — Лассаль, как и все пруссаки, выступал за создание единого германского государства под руководством Пруссии, однако не с позиции силы.
Лассаль выдвигал идею завоевания рабочими политической власти посредством мирной победы на выборах в прусский парламент, а завоеванную власть хотел использовать для создания рабочих производительных ассоциаций, в которые захотят войти и рабочие других германских государств. Лассаль добивался от Бисмарка введения всеобщего избирательного права и с этой целью вступил с ним в переговоры, обещая ему поддержать план объединения Германии под главенством прусской монархии. Недопустимый для социалиста шаг Лассаля свидетельствовал о неразборчивости в средствах левых партий для достижения своих целей.
В конечном счете, Лассаль оказался орудием политической игры Бисмарка, который рассчитывал использовать его влияние среди рабочих, чтобы с их помощью сломить сопротивление либералов. Будучи председателем Всеобщего германского рабочего союза, Лассаль добился права назначать председателей местных отделений Союза и своего преемника на посту председателя Союза. Его друзья по партии этого не простили. В 1864 г. Лассаль был убит на дуэли. Преемник его по руководству Всеобщим германским рабочим союзом Швейцер продолжал в основном тактику Лассаля.
Несколько позже в 1869 г. оформилась еще одна партия, представлявшая интересы рабочих — социал-демократическая (эйзенахцы), которая пыталась бороться против планов объединения Германии под главенством прусской монархии. Ее возглавляли Вильгельм Либкнехт (1826 — 1900) и Август Бебель (1840 — 1913).17
Первый из них — Либкнехт — был широко образованным человеком и талантливым публицистом. После подавления баденского восстания 1848 г., в котором он принимал участие, Либкнехт вынужден был отправиться в эмиграцию. Бебель же был одним из немногих деятелей рабочего движения, вышедших из рабочих (в молодые годы работал токарем). Он стал принимать участие в политической борьбе с 20 лет. За счет низкого происхождения он снискал популярность среди германских рабочих.
Однако как возглавляемые Бебелем и Либкнехтом социал-демократическая рабочая партия Германии, так и лассальянский Всеобщий рабочий германский союз представляли собой немногочисленные группы. Их идеи поддерживало ничтожное количество избирателей, и они не могли повести за собой широкие народные массы и помешать проведению бисмарковской политики «железа и крови».18
Таким образом, противостоять реакционной политике правительства Бисмарка пыталась недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль. В вопросах теории и в практической деятельности Лассаль стоял на позициях реформ в обществе исключительно легальными и только парламентскими средствами. Лассаль оказался орудием политической игры Бисмарка, который рассчитывал использовать его влияние среди рабочих, чтобы с их помощью сломить сопротивление либералов. Позже оформилась еще одна партия, представлявшая интересы рабочих — социал-демократическая, которая пыталась бороться против планов объединения Германии под главенством прусской монархии. Ее возглавляли Вильгельм Либкнехт. Но, как возглавляемые Бебелем и Либкнехтом социал-демократическая рабочая партия Германии, так и лассальянский Всеобщий рабочий германский союз не могли повести за собой широкие народные массы и помешать проведению бисмарковской политики.
1.3 Внешняя политика Пруссии. Война с Данией и Австрией. Северогерманский союз
Прусское правительство в конце концов добилось от парламента возможности осуществлять политику своего премьера Бисмарка, направленную на обеспечение прусской гегемонии в германских делах. Этому способствовали и сложившиеся в начале 60-х годов обстоятельства на международной арене.
Как раз в это время наступило охлаждение между Францией и Россией, так как французское правительство вопреки своим обязательствам не поднимало вопроса о пересмотре невыгодных и унизительных для России после поражения в Крымской войне статей Парижского договора 1856 г. В это же время на почве борьбы за колонии произошло ухудшение отношений между той же Россией, Великобританией и Францией. Взаимные противоречия отвлекали внимание самых крупных европейских держав от Пруссии, что создавало благоприятную обстановку для осуществления политики прусского юнкерства.
Учитывая большое международное влияние в регионе России, Бисмарк ставил своей задачей улучшение прусско-российских отношений. Во время польского восстания в 1863 г. он предложил Александру II проект соглашения о совместной борьбе России и Пруссии против польских повстанцев. Такое соглашение было заключено в феврале 1863 г. (так называемая конвенция Аль-венслебена). Хотя оно осталось нератифицированным и на практике не осуществилось, его подписание способствовало улучшению отношений между Пруссией и Россией. В это же время противоречия между Великобританией и Францией, с одной стороны, и Россией с другой накалились. К тому же первые в связи с Гражданской войной в США были заняты американскими делами.
Бисмарк воспользовался этими противоречиями среди европейских держав прежде всего для отторжения от Дании принадлежавших ей Шлезвига и Гольштейна. Эти две провинции, расположенные на стыке между Балтийским и Северным морями, уже давно привлекали своим выгодным экономическим и стратегическим положением немецкую военщину и буржуазию. Значительная часть населения этих провинций была немецкого происхождения и тяготела к Германии, что также использовал Бисмарк.19
В ноябре 1863 г. скончался датский король Фридрих VII и на престол вступил его наследник Христиан IX. Бисмарк решил использовать этот момент, чтобы напасть на Данию. Воспользовавшись хорошим расположением к себе Российского императора (немаловажным обстоятельством послужило и то, что царь Александр II приходился племянником прусскому королю Вильгельму 1) и договорившись с императором Австрии Францем-Иосифом, премьер-министр Пруссии стал искать повода для объявления войны.
Поводом явилась новая датская конституция, в которой ущемлялись права Шлезвига. В январе 1864 г. прусские войска совместно с австрийскими напали на Данию. Война протянулась 4 месяца: такой небольшой и слабой стране, как Дания, от которой в этот момент отвернулись и Великобритания и Франция, было не под силу противостоять двум сильным противникам. По мирному договору Дания была вынуждена отказаться от Шлезвига и Гольштейна; Шлезвиг с морским портом Килем перешел под управление Пруссии, Гольштейн — Австрии. За Данией осталась маленькая территория Лауенбурга, которая спустя год за 2,5 млн. талеров золотом переходит в окончательное владение Пруссии, что сыграло немаловажную роль в последующих событиях.20
Успешно завершив войну с Данией, Пруссия тотчас же стала готовиться к войне против своего недавнего союзника — Австрии с целью ослабить ее и таким образом устранить ее влияние в Германии. Прусский генеральный штаб под руководством генерала Гельмута Карла фон Мольтке и военное министерство во главе с генералом фон Росном активно разрабатывали планы решающей схватки.
Одновременно Бисмарк вел активную дипломатическую войну против Австрии, направленную на провоцирование с ней конфликта и одновременно на обеспечение нейтралитета великих держав — России, Франции и Великобритании. Прусская дипломатия добилась в этом успеха. Нейтралитет царской России в войне между Пруссией и Австрией оказался возможным в связи с ухудшением австро-российских отношений; царь не мог простить Австрии ее политику в период Крымской войны 1853 — 1856 гг. Нейтралитета Наполеона III Бисмарк добился с помощью туманных обещаний компенсации в Европе (на которые император Франции все же не согласился). Великобритания была поглощена дипломатической борьбой с Францией. Бисмарку также удалось заручиться союзом с Италией: последняя рассчитывала отнять у Австрии Венецию.21
Чтобы великие державы (прежде всего Франция) все же не успели вмешаться в конфликт, Бисмарк разработал план молниеносной войны с Австрией. Этот план заключался в следующем: прусские войска разбивают основные силы противника в одной, максимум двух битвах, и, не выдвигая никаких требований по захвату австрийских территорий, добиваются от австрийского императора главного — чтобы тот отказался от вмешательства в германские дела и не препятствовал преобразованию бессильного Германского союза в новый союз германских государств без Австрии под гегемонией Пруссии.
В качестве повода к войне Бисмарк избрал вопрос о положении в герцогстве Гольштейн. Придравшись к действиям австрийского губернатора, Бисмарк ввел прусские войска в герцогство. Австрия, вследствие отдаленности Гольштейна, не могла переправить туда свои войска и внесла на общегерманский парламент, заседавший во Франкфурте, предложение осудить Пруссию за агрессию. Австрийское предложение поддержал и ряд других германских государств: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Ганновер, Баден. Грубая провокационная политика Бисмарка восстановила их против Пруссии, великодержавные планы прусской военщины пугали их. Прусский премьер-министр был обвинен в провоцировании братоубийственной войны.
Несмотря ни на что, Бисмарк продолжал гнуть свою политику. 17 июня 1866 г. началась война. Прусские войска вторглись в чешские земли Австрии. Одновременно на юге против Австрии выступила Италия. Австрийское командование вынуждено было разделить свои силы. 75-тысячная армия была двинута против итальянцев, а 283 тыс. человек выставлено против пруссаков. Армия Пруссии насчитывала 254 тыс. человек, но была вооружена значительно лучше, чем австрийская, в частности, она имела наиболее совершенное для того времени игольчатое ружье, заряжавшееся с казенной части. Несмотря на значительный численный перевес и хорошее вооружение, итальянская армия при первой же встрече с австрийцами была разбита.
Бисмарк попал в сложное положение, ведь между ним, ландтагом и королем не были улажены конфликты по поводу объявления войны. Положение Бисмарка и исход всей войны спас командовавший прусской армией талантливый стратег генерал Мольтке. 3 июля в решающем сражении при Садовой (близ Кениггреца) австрийцы потерпели жестокое поражение и были вынуждены отступить.
В кругах прусских милитаристов, упоенных одержанной победой, возник план продолжения войны до окончательного разгрома Австрии. Они требовали, чтобы прусская армия триумфально вступила в Вену, где Пруссия продиктует побежденной Австрии условия мира, предусматривающие отторжение от нее ряда территорий. Бисмарк решительно воспротивился этому. У него для этого были серьезные основания: через два дня после битвы при Садовой правительство Наполеона III, сильно встревоженное непредвиденными победами Пруссии, предложило свое мирное посредничество. Бисмарк считался с опасностью немедленного вооруженного вмешательства Франции на стороне Австрии, что могло в корне изменить сложившееся соотношение сил; кроме того, в расчеты Бисмарка не входило чрезмерное ослабление Австрии, так как он намеревался в будущем сблизиться с ней. Исходя из этих соображений, Бисмарк настоял на скорейшем заключении мира.22
23 августа 1866 г. был подписан мирный договор между Пруссией и Австрией. Бисмарк одержал очередную победу — Австрии пришлось отказаться от своих притязаний на руководящую роль в германских делах и выйти из Германского союза. Четыре немецких государства, воевавшие на стороне Австрии, — королевство Ганновер, курфюршество Гессен-Кассель, герцогство Нассау и город Франкфурт-на-Майне — были включены в состав Пруссии, и таким образом была устранена чересполосица, разделявшая западные и восточные владения прусской монархии. Австрии также пришлось отдать Венецию Италии. Новые домогательства итальянцев на Триест и Триент потерпели неудачу.
После новых территориальных захватов Пруссия превратилась в крупнейшее германское государство с населением в 24 млн. человек. Правительство Бисмарка добилось создания Северогерманского союза, в который вошли 22 германских государства, расположенных к северу от реки Майна. Конституция Северогерманского союза, принятая в апреле 1867 г., юридически закрепляла гегемонию Пруссии на германских территориях. Главой Северогерманского союза стал прусский король. Ему принадлежало верховное командование вооруженными силами союза. В Союзном совете, в который входили представители правительств всех союзных государств, главенствующее положение также занимала Пруссия.23
Союзным канцлером стал министр-президент Пруссии Бисмарк. Прусский генеральный штаб фактически превратился в высший военный орган всего Северогерманского союза. В общесоюзный парламент — рейхстаг — должны были пройти выборы на основе всеобщего (для мужчин, достигших 21 года) и прямого (но не тайного) голосования, большинство мест принадлежало депутатам от Пруссии. Однако рейхстаг пользовался лищь незначительным политическим влиянием, поскольку его решения не имели силы без утверждения их Союзным советом, к тому же, согласно закону, рейхстагу не было подотчетно и правительство Бисмарка.
После окончания австро-прусской войны Бавария, Бюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт вынуждены были заключить с Пруссией соглашения о передаче вооруженных сил этих четырех южно-германских государств под контроль прусского генерального штаба.
Таким образом, Бисмарк, добившись создания Северогерманского союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.
Франко-прусская война явилась результатом имперской политики отживающей свое французской Второй империи и нового агрессивного государства — Пруссии, желающей утвердить свое господство в центре Европы. Французские правящие круги рассчитывали в результате войны с Пруссией предотвратить объединение Германии, в котором они усматривали прямую угрозу преобладающему положению Франции на европейском континенте, и к тому же захватить левый берег Рейна, издавна составлявший предмет вожделений французских капиталистов. Французский император Наполеон III в победоносной войне искал также выход из глубокого внутриполитического кризиса, принявшего в конце 60-х годов угрожающий для его империи характер. Благоприятный исход войны, согласно расчетам Наполеона III, должен был укрепить и сильно пошатнувшееся в 60-х годах международное положение Второй империи.
Юнкерство и крупные военные промышленники Пруссии со своей стороны стремились к войне. Они надеялись, разбив Францию, ослабить ее, в частности, захватить богатые железом и важные в стратегическом отношении французские провинции Эльзас и Лотарингию. Бисмарк, считавший уже с 1866 г. войну с Францией неизбежной, искал лишь благоприятного повода к вступлению в нее: он хотел, чтобы Франция, а не Пруссия, явилась агрессивной стороной, объявившей войну. В этом случае можно было бы вызвать в германских государствах общенациональное движение за ускорение полного объединения Германии и тем самым облегчить преобразование временного Северогерманского союза в более мощное централизованное государство — Германскую империю под главенством Пруссии.24
Таким образом, в 50-х и 60-х годах XIX-го века Германские государства переживали конституционный кризис. В Германии активизировалась борьба социалистических и коммунистических обществ, ратующих за революционное переустройство германских государств.
Бисмарк провел военную реформу. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии. Свою политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворять в жизнь.
Противостоять реакционной политике правительства Бисмарка пыталась недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль. В вопросах теории и в практической деятельности Лассаль стоял на позициях реформ в обществе исключительно легальными и только парламентскими средствами. Лассаль оказался орудием политической игры Бисмарка, который рассчитывал использовать его влияние среди рабочих, чтобы с их помощью сломить сопротивление либералов. Позже оформилась еще одна партия, представлявшая интересы рабочих — социал-демократическая, которая пыталась бороться против планов объединения Германии под главенством прусской монархии. Ее возглавляли Вильгельм Либкнехт. Но, как возглавляемые Бебелем и Либкнехтом социал-демократическая рабочая партия Германии, так и лассальянский Всеобщий рабочий германский союз не могли повести за собой широкие народные массы и помешать проведению бисмарковской политики.
Бисмарк, добившись создания Северогерманского союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.
Франко-прусская война явилась результатом имперской политики отживающей свое французской Второй империи и нового агрессивного государства — Пруссии, желающей утвердить свое господство в центре Европы.
Глава 2. Отто фон Бисмарк и его роль в германской истории. Объединение Германии как необходимое условие ее экономического и политического развития
2.1 Политика Бисмарка и становление системы Бисмарка
С 1871 г. вплоть до отставки (17 марта 1890 г.) фактическим правителем Германской империи был канцлер князь Отто фон Бисмарк.25
Канцлер понимал, что Германия при всей своей силе окружена страшными опасностями извне, что для нее проигрыш большой войны вследствие географических и экономических условий всегда опаснее, чем для любой другой державы и что поражение для нее может стать равносильным уничтожению великодержавности.
Вся его политика была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Даже когда в 1875 г. он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. «Кошмар коалиций» — так определялось душевное состояние Бисмарка.
Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.
Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Наконец, он очень скупо и неохотно шел на создание германских колоний, чтобы, в свою очередь, не ввязываться в опасные ссоры с великой морской державой — Англией. Эта политика воздержания и осторожности требовала многих жертв, что раздражало правящие круги Германии. Но Бисмарк, уступая им, старался все же уступать как можно меньше.
Несомненно, Бисмарк был единственным выдающимся дипломатом Германской империи. Он являлся представителем прусского юнкерства и германской буржуазии в период борьбы за национальное объединение Германии, а затем за упрочение созданного им государства. Он жил и действовал в эпоху, когда империализм еще далеко не сложился.
Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним. Нажим и удар были для Бисмарка средством не только побеждать врага, но и добывать себе друзей. Чтобы обеспечить верность союзника, Бисмарк всегда держал против него камень за пазухой. Если подходящего камня в его распоряжении не оказывалось, он старался запугать своих друзей всяческими мнимыми неприятностями, которые он якобы может им причинить.26
Если нажим не помогал, или при всей своей изобретательности Бисмарку не удавалось отыскать никакого средства давления или шантажа, он обращался к другому своему излюбленному приему — к подкупу, при этом чаще всего за чужой счет. Постепенно у него выработались своего рода стандарты взяток Англичан он покупал содействием в египетских финансовых делах, русских — предоставлением помощи или свободы действий в той или иной из восточных проблем, французов — поддержкой в деле захвата самых разнообразных колониальных территорий. Арсенал таких «подарков» был у Бисмарка достаточно велик
Менее охотно применял Бисмарк такой дипломатический прием, как компромисс. Это был не его стиль. Бисмарк являлся большим реалистом Он любил, когда это требовалось, толковать о монархической солидарности. Однако это не мешало ему поддерживать республиканцев во Франции, а в 1873 г. и в Испании, в противовес монархистам, поскольку тогда он считал, что республиканские правительства в этих странах, с точки зрения Германской империи, будут наиболее удобными
Бисмарк не давал простора чувствам в своей политике, но всегда старался руководствоваться исключительно расчетом. Если какое-то чувство иногда и мешало его логике, то чаще всего — гнев. Гнев и ненависть были, пожалуй, единственными эмоциями, которые порой могли отклонить канцлера с пути холодного и трезвого расчета — и то лишь на время.27
Еще одной чертой характера Бисмарка была исключительная активность. Первый канцлер Германской империи был энергичной, чрезвычайно деятельной натурой, которая буквально не знала покоя. К особенностям бисмарковской политики не принадлежала простота, несмотря, на то, что ее цель была обычно выражена с предельной ясностью Бисмарк почти всегда отчетливо знал, чего он хочет, и умел развивать поразительное напряжение воли для достижения своей цели. Шел он к ней иногда напролом, но чаще — сложными, порой запутанными, темными, всегда разнообразными и беспокойными путями
Что касается внутренней политики, здесь стремления Бисмарка были также консервативны, как и в политике внешней. Сначала, вплоть до 1878 г., он вел упорную борьбу против тех политических сил, в которых видел опасность для созданной им империи, против сепаратистских течений и в южных католических странах Германии, а также на западе Пруссии в Рейнланде, и в польских провинциях Пруссии — против католического духовенства, в котором он усматривал угрозу единству империи. Эта борьба по существу не была тем, чем ее называли сторонники Бисмарка и он сам — «культуркампфом», борьбой за культуру (т.е. за светскую культуру против клерикального невежества и фанатизма). Это была по существу борьба против сепаратистских течений.
В экономическом плане Бисмарк заканчивал свое долгое правление, придерживаясь принципа соблюдения внутри империи такого экономического равновесия, которое обеспечивало бы стабильность общества.28
И все-таки, внешняя, а не внутренняя политика приковывала беспокойный взор Бисмарка. Одной из причин, приведших непосредственно к его отставке, были разногласия между канцлером и кайзером по вопросу об отношении к России.
Генерал Вальдерзее, сменивший в 1888 г. дряхлого генерала фон Мольтке на посту начальника германского генерального штаба, продолжал настаивать на превентивной войне против России. Молодой кайзер склонялся к этой точке зрения. Бисмарк считал войну против России гибельной.
Иногда в западной историографии Бисмарка изображают чуть ли не другом России. Это неверно, он был ее врагом, поскольку усматривал в ней главное препятствие для германского превосходства в Европе. Бисмарк всегда старался вредить России, стремясь втянуть ее в конфликты с Англией, Турцией, но канцлер был достаточно умен, чтобы понимать, какая огромная сила таится в русском народе. Всячески вредя России, Бисмарк старался делать это чужими руками.
Грозным предостережением звучат строки, посвященные Бисмарком проблеме русско-германской войны. «Эта война с гигантскими размерами своего театра была бы полна опасностей, — говорил Бисмарк. — Примеры Карла XII и Наполеона доказывают, что самые способные полководцы лишь с трудом выпутываются из экспедиций в Россию». И Бисмарк полагал, что война с Россией явилась бы для Германия «большим бедствием». Если бы даже военное счастье улыбнулось Германии в борьбе с Россией, то и тогда «географические условия сделали бы бесконечно трудным доведение этого успеха до конца».
Но Бисмарк шел дальше. Он не только осознавал трудности войны с Россией, но и считал если бы даже вопреки ожиданию Германии удалось добиться полного успеха в чисто военном смысле этого слова, то и тогда она не достигла бы настоящей политической победы над Россией, ибо нельзя победить русский народ. Полемизируя со сторонниками нападения на Россию, Бисмарк в 1888 г. писал: «Об этом можно было бы спорить в том случае, если бы такая война, действительно, могла привести к тому, что Россия была бы разгромлена. Но подобный результат даже и после самых блестящих побед лежит вне всякого вероятия. Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских... Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединятся друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути Это неразрушимое государство русской нации сильно своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей...» Эти строки отнюдь не свидетельствуют о симпатии канцлера к России. Они говорят о другом - Бисмарк был осторожен и прозорлив.
Бисмарк в большой степени был своеобразным олицетворением союза буржуазии с юнкерством. Но по мере вызревания империалистических тенденций в экономике и политике Германии его политика все больше становилась политикой «государственного капитализма».29
Таким образом, вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.
Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.
2.2 Объединение Германии
Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Оно было оправдано уже единством языка и культуры.
Объединение это могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению велико-германской республики. Но он не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.
В 1862 году, приехав в Лондон, Бисмарк сказал британскому премьеру Дизраели: «В непродолжительном времени я буду вынужден взять на себя руководство политикой Пруссии. Моя первая задача будет заключаться в том, чтобы с помощью или без помощи ландтага реорганизовать прусскую армию. Далее я воспользуюсь первым удобным предлогом для того, чтобы объявить войну Австрии, уничтожить Германский союз, подчинить своему влиянию средние и мелкие государства и создать единую Германию под главенством Пруссии. Я приехал сюда затем, чтобы сообщить об этом министрам королевы».30
Этот план неукоснительно выполнялся. Разгром Австрии, как мы уже знаем, свел в могилу Германский союз. Вместо него Пруссия создала Северогерманский союз государств, принявших ее главенство. В следующем, 1867 году Союз получил уже конституционное устройство. Управление им осуществлялось «президентом» в лице прусского короля, канцлером в лице прусского первого министра и двумя палатами, из которых нижняя — рейхстаг — избиралась всеобщим избирательным правом. Некоторые другие германские государства вроде Ганновера и Нассау были попросту присоединены к Пруссии.
За пределами Союза оставались лишь большие и влиятельные южно-германские государства (Вюртемберг, Бавария и др.). На пути к их насильственному объединению в рамках единой империи стояла Франция: появление большого и сильного государства у самых ее границ было для Франции неприемлемым.
В 1870 году Пруссия получила наконец возможность спровоцировать войну с Францией (которую, впрочем, не менее желал и Наполеон III). Конфликт возник из-за замещения вакантного испанского престола, на который как Франция, так и Пруссия намеревались возвести своего человека. Франция требовала от Пруссии отказа от испанских планов. Прусский король, помнивший Иену и Тильзит и потому боявшийся войны с Францией, занял примирительную позицию. Бисмарк, шантажируя угрозой отставки, требовал «твердости». Обедая с руководящими генералами прусской армии, Бисмарк спросил их, когда лучше начать войну с Францией — сейчас или позже. Те высказались за немедленные действия.
Тогда Бисмарк, имея поручение короля сообщить Наполеону и прессе о телеграмме, составленной в умеренных выражениях, «вычеркнул», как он сам пишет, «кое-что из телеграммы... не прибавив и не изменив ни слова».
Расчет Бисмарка заключался в том, чтобы оскорбить Францию и тем самым вынудить ее к объявлению войны. «Важно, чтобы мы были теми, — сознается он в своих мемуарах, — на кого напали». Так оно и случилось. Разгромив Францию, Пруссия лишила южно-германские государства свободы выбора. Волей-неволей они должны были заявить о своем согласии войти в состав единой Германской империи. В 1871 году Германская империя получила конституцию.31
Согласно этой конституции, в состав империи входили 22 монархии (Пруссия, Бавария, Саксония и др.) и несколько вольных городов, в том числе Гамбург. Конституция наделяла всех их известной независимостью, но в действительности то был союз, в котором не было даже и формального равенства членов.
Главой империи объявлялся король Пруссии — самого большого из всех германских государств (60% населения, свыше половины всей территории). Ему присваивался титул императора. Он был главой вооруженных сил империи, он назначал всех имперских чиновников, включая канцлера — главу правительства. Император же назначал делегатов в верхнюю палату парламента и мог, если желал, осуществлять непосредственное руководство министрами.
Верхней палатой империи являлся Союзный совет — бундесрат. Нормы представительства земель в бундесрате были установлены самой конституцией. Из 58 депутатов бундесрата 17 представляли Пруссию, остальные государства империи имели в нем от одного до шести депутатов.
Конституция предоставляла бундесрату законодательную власть — наряду с рейхстагом — и значительную долю исполнительной власти. Он имел постоянный аппарат, специализированный в разных областях государственной деятельности. Решающее влияние на работу бундесрата оказывала, разумеется, Пруссия. Председателем Союзного совета (бундесрата) был, по положению, канцлер империи — прусский министр, назначаемый прусским королем.32
Для отрицательного решения по любому из важных вопросов политики достаточно было 14 голосов, меж тем как Пруссия (одна!) имела в бундесрате 17 голосов (а затем 22).
Господство Пруссии было столь очевидно, что мелкие государства воздерживались от делегирования своих представителей в бундесрат.
Нижняя палата парламента называлась, по традиции, рейхстагом. Он избирался сначала на три, а затем — с 1887 года — на пять лет. Законодательная инициатива рейхстага была незначительной, так же как и его реальное значение в общей системе германских властных структур. Когда, случалось, рейхстаг отклонял правительственный законопроект, правительство легко обходило это препятствие, проведя через бундесрат несколько отредактированный «указ» — с тем же содержанием, что и отклоненный рейхстагом закон.
Никакого контроля над министрами рейхстаг не имел. Неоднократные попытки рейхстага изменить ситуацию введением ответственного — перед парламентом — правительства парализовались противодействием Бисмарка и его людей в бундесрате.
Рейхстаг избирался всеобщим мужским избирательным правом при тайном голосовании.
Как это ни странно, но именно Бисмарк настоял на всеобщей подаче голосов, хотя именно он не раз говорил, что считает всеобщее избирательное право «вредным институтом». Бисмарк не скрывал и того, что питает глубокое презрение к общественному мнению, признавая за это последнее одно только мнение «образованных людей в парламенте и прессе», Бисмарк оставлял за ними право на некоторое влияние — и только.33
Причины, заставившие Бисмарка ввести всеобщее избирательное право, чисто политические. Он опасался, что без этого труднее будет осуществить объединение Германии. Нужно было показать другом европейским державам, что объединение Германии «одобрено народом», и потому пришлось, как он выразился, «бросить на сковородку крупнейший из тогдашних либеральных козырей — всеобщее избирательное право, чтобы отбить охоту у монархической заграницы совать пальцы в наш национальный омлет». Досрочный роспуск рейхстага мог быть произведен простым постановлением Союзного совета, и это не раз делалось.
Имперское правительство было представлено в единственном лице — канцлера Бисмарка. Кабинета министров не существовало. Министры, ведающие определенным кругом обязанностей, были не столько коллегами канцлера, сколько его подчиненными, его заместителями (по данному ведомству).
Задним числом, оправдывая свои методы, Бисмарк писал: «Действительную ответственность в делах большой политики может нести... только один единственный руководящий министр, а отнюдь не анонимная коллегия с мажоритарным голосованием» (имелся ввиду Совет министров).
Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо политики и армии, оно ведало банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.д. На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов.
Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 года была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.
Сам император (Вильгельм 1) носился с идеей ликвидации парламента и всеобщего избирательного права. Император требовал, чтобы преподавание истории велось не от Греции к современности, а, наоборот, от современности к прошлому, ибо это, по его мнению, способствовало бы выработке верноподданнических чувств. Французская революция и социалистические движения должны были трактоваться как «преступления против бога и людей».34
По своему классовому содержанию конституция 1871 года была выражением неписаного, но явного союза, установившегося между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.
Таким образом, вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.
Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.
Объединение Германии могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.
II. Заключение
В результате выполненного курсового исследования можно сделать следующие выводы и заключение.
В 50-х и 60-х годах XIX-го века Германские государства переживали конституционный кризис. В Германии активизировалась борьба социалистических и коммунистических обществ, ратующих за революционное переустройство германских государств.
Бисмарк провел военную реформу. Одновременно он сформулировал свою программу объединения Германии. Свою политику Бисмарк начал крайне решительно и бесцеремонно претворять в жизнь.
Противостоять реакционной политике правительства Бисмарка пыталась недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль. В вопросах теории и в практической деятельности Лассаль стоял на позициях реформ в обществе исключительно легальными и только парламентскими средствами. Лассаль оказался орудием политической игры Бисмарка, который рассчитывал использовать его влияние среди рабочих, чтобы с их помощью сломить сопротивление либералов. Позже оформилась еще одна партия, представлявшая интересы рабочих — социал-демократическая, которая пыталась бороться против планов объединения Германии под главенством прусской монархии. Ее возглавляли Вильгельм Либкнехт. Но, как возглавляемые Бебелем и Либкнехтом социал-демократическая рабочая партия Германии, так и лассальянский Всеобщий рабочий германский союз не могли повести за собой широкие народные массы и помешать проведению бисмарковской политики.
Бисмарк, добившись создания Северогерманского союза, в котором руководство неоспоримо принадлежало Пруссии, подготовил Германию к новой войне с Францией за окончательное завершение своего объединения.
Франко-прусская война явилась результатом имперской политики отживающей свое французской Второй империи и нового агрессивного государства — Пруссии, желающей утвердить свое господство в центре Европы.
Вся политика Бисмарка была направлена на сохранение добытого, а не на приобретение нового. Он намеревался напасть на Францию, это объяснялось страхом Бисмарка перед несомненной будущей войной. Он намеренно старался сбросить со счетов все, что сколько-нибудь увеличивало вероятность войны Германии с какой-либо великой державой или коалицией держав. Бисмарк заключил союз с Австрией в 1879 г., союз с Италией в 1882 г. (создав этим Тройственный союз), чтобы иметь опору па случай войны с Россией или Францией. Но в 1887 г. он вступил в соглашение с Россией («Договор о перестраховании»), в котором Германия и Россия обязывались не выступать друг против друга в случае войны каждой из них с какой-либо третьей державой.
Он всячески поощрял завоевательную политику Франции в Африке и Азии, во-первых, чтобы отвлечь французов от мысли о реванше — об обратном завоевании Эльзаса и Лотарингии, а во-вторых, чтобы этим способствовать ухудшению отношений Франции с Англией и Италией. Отличительной особенностью внешнеполитической деятельности Бисмарка был ее агрессивный характер. Когда Бисмарк видел перед собой противника, то первым движением канцлера было отыскать наиболее уязвимые его места, чтобы как можно сильнее ударить по ним.
Объединение Германии могло совершиться двумя путями. Пример первого пути показали события 1848 года. Революционный путь объединения не удался. Развитие пошло по второму пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение по-своему, стремясь возвести здание империи на фундаменте прусской политической системы.
III. Список литературы
Бабанцев Н.М., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-1919 гг. Красноярск, 1984. – 279 с.
Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985. – 513 с.
Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Бытыра. - М.: Проспект, 1999. – 656 с.
Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. – 215 с.
Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. – 197 с.
История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. – 624 с.
История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М.: Былина. 2002. – 465 с.
Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1. – 117 с.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 – М.: Остожье, 1998 – 477 с.
Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985 – 323 с.
Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - Ростов-на-Дону, 1994. – 534 с.
Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996. – 365 с.
1 Бабанцев Н.М., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-1919 гг. Красноярск, 1984.
2 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Бытыра. - М.: Проспект, 1999.
3 Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985.
4 Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968
5 Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986
6 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998
7 Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1.
8 Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985
9 Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996
10 История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М.: Былина. 2002
11 Бабанцев Н.М., Прокофьев В.П. Германская империя 1871-1919 гг. Красноярск, 1984. С. 17.
12 История государства и права зарубежных стран: учебник / под ред. С.А. Чибиряева. М.: Былина. 2002. С. 399.
13 Всеобщая история государства и права: Учебник / Под ред. К.И. Бытыра. - М.: Проспект, 1999. С. 431.
14 Беляева Г.П., Ливанцев К.Е. История государства и права зарубежных стран. – Л.: Издательство ЛГУ, 1985. С. 369.
15 Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985. С. 32.
16 Прокопьев В.П. История германской государственности Х1Х-ХХ вв. Калининград, 1985. С. 34.
17 Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 34.
18 Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 34.
19 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. С. 302.
20 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов / Под ред. Жидкова О.А. М.: Норма - Инфра, 1998. С. 302.
21 Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. С. 29.
22 Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. С. 30.
23 Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996. С. 261.
24 Галанза П.Н. Феодальное государство и право Германии. М., 1968. С. 33.
25 Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 12-14.
26 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 – М.: Остожье, 1998. С. 356.
27 Оболенская С. В. Отто Бисмарк // Вопросы истории. 1999. № 1. С. 12-14.
28 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 – М.: Остожье, 1998. С. 356.
29 Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - Ростов-на-Дону, 1994. С. 236.
30 Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран: Учебник. - Ростов-на-Дону, 1994. С. 237.
31 Черниловский З.М. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1996. С. 265.
32 Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 39.
33 Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 39.
34 Галкин И.С. Создание Германской империи 1815-1871 гг. М., 1986. С. 40.