Введение
Середина – вторая половина XIX века явились для России временем радикальных изменений во многих сторонах жизни государства. Это был период наибольшей активности образованного общества, когда оно получило возможность дискутировать экономические, социальные и даже политические вопросы, выйти из прежних узких кружков или закрытых литературных салонов. Это была эпоха реформ сверху и естественных изменений внутри самого общества и власти. Поиск путей дальнейшего развития оказался очень сложным, противоречивым, со сменой приоритетов, с возвратами и постоянным переосмыслением произошедших преобразований и их результатов. Сейчас наше общество также стоит на пути поиска новых путей развития, поэтому тема настоящей работы является актуальной.
Правительственное решение крестьянского вопроса в первой половине XIX века
В первой половине XIX в. Россия еще оставалась аграрной страной. Основную массу населения составляли крестьяне, большинство которых принадлежало помещикам и находилось в крепостной зависимости. В решении крестьянского вопроса Россия значительно отставала от других европейских государств. Личная зависимость крестьян от помещиков и, следовательно, их незаинтересованность в результатах труда делали сельское хозяйство менее эффективным. Назревшая необходимость изменения существующего положения стала очевидной уже во второй половине XVIII в. В начале XIX в. правительство попыталось прикрыть наиболее порицаемые обществом формы крепостничества. Так, было запрещено печатать в газетах объявления о продаже крепостных, в 1803 г. издан указ о вольных хлебопашцах.
При Николае I крестьянский вопрос обострился еще больше. Передовые общественные деятели требовали его немедленного решения. Крестьяне выражали свое недовольство волнениями (как отмечает Корнилов, за время царствования Николая I насчитывают не менее 556 крестьянских волнений, часто – целых сел и волостей1), большую часть которых пришлось усмирять не простыми полицейскими средствами, т. е. путем выезда полицейского начальства и порки крестьян, а путем вызова воинских команд, часто кровопролитием. Это показывает, что действительно спокойно на эту ситуацию смотреть нельзя было даже с точки зрения государственной безопасности. Поэтому крестьянский вопрос занимал далеко не последнее место в царствование Николая I. Для поиска средств к улучшению положения крестьян несколько раз созывались Секретные комитеты, членами которых были высшие государственные чиновники по выбору императора, связанные подпиской о неразглашении сведений о своих занятиях. Император ставил перед Секретными комитетами вопросы, связанные как с выработкой общих принципов переустройства деревни, так и с созданием частных законодательных актов. Комитеты возникали по усмотрению императора, и деятельность большинства из них была бесплодной.
Следует обратить внимание на отношение самого Николая I к данной проблеме. Крестьянский вопрос император понимал, прежде всего, как вопрос об отмене крепостного права, об освобождении крестьян. При этом опыт показывал, что освобождение крестьян не сопровождаемое наделением их землей в значительной мере ухудшает их экономическое положение. Крестьян можно было освободить только в том случае, если они будут наделяться частью земель, принадлежащих помещику. Однако Николай I был убежден в том, что земля является частной собственностью дворян по закону, а нарушить закон император не мог, т. к. считал это несовместимым с достоинством монарха.
В итоге главным инструментом смягчения социальной напряженности при Николае I стала мелочная регламентация отношений между помещиками и крепостными крестьянами. При нем было издано больше указов для защиты крестьян от помещиков, чем при его предшественниках: всего 108 с 1826 по 1855 гг. Таким образом, на протяжении его царствования выстраивалась система законодательных запретов, призванная показать правительственную заботу о крестьянах и ограничить помещичий произвол. Например, было запрещено отдавать крепостных на заводы, ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1841 г. был принят закон, запретивший продавать крестьян поодиночке и без земли. В 1843 г. безземельных дворян лишили права покупать крестьян. В 1842 г. был издан указ «Об обязанных крестьянах», продолживший линию, намеченную указом 1803 г.1, но при этом новый указ сохранил рекомендательный характер. Он разрешал помещикам отпускать крестьян на свободу с предоставлением им земельного надела, но не в собственность, а в пользование. За данный надел крестьяне обязаны были выполнять прежние повинности, т. е. работать на барщине или платить оброк. Правительство также пыталось вмешаться во взаимоотношения помещиков и крестьян. В западных губерниях вводились инвентари, регламентировавшие размеры крестьянских наделов и повинностей, способы возможного наказания крестьян.
В целом же политика правительства в области крестьянского вопроса при Николае I значимых результатов не принесла.
Крестьянская реформа 1861 года
Указы и законы о крестьянах, изданные в первой половине XIX века, были необязательны для помещиков и находили крайне ограниченное применение. Для того чтобы правительство вплотную приступило к отмене крепостного права, необходимо было такое крупное потрясение как Крымская война 1853 – 1856 гг.
Крымская война способствовала углублению существующего кризиса, придав ему всеобъемлющий характер, показала, что именно крепостное право является главной причиной экономической и военно-технической отсталости страны. Перед Александром II, вступившим на престол в 1855 году, встали острые экономические и политические задачи: разрешить острые социальные проблемы, выйти из тяжелого экономического кризиса и сохранить положение России как одной из ведущих держав мира. О том, что крепостное право в России необходимо искоренить, заявляли и иностранцы. Так, в июне 1857 года прусский экономист Август Гакстгаузен подал министру иностранных дел России А. М. Горчакову записку, в которой писал: «Вопрос освобождения крестьян, будучи специальным вопросом для России, есть вместе с тем и политический, и притом самый важный не только в отношении России, но и для всей Европы»1. И далее: «Я говорю это, дабы напомнить, что России нельзя останавливаться на полпути, что невозможно важнейшие вопросы народного существования предоставить их собственному развитию, но что правительство обязано первое принять в них обдуманное и деятельное участие, дабы события, опередив его, не завладели браздами и не вырвали от него уступок, которые повлекли бы его к падению»1. Мы видим, что опасность крестьянской («социальной») революции была столь велика, что о ней говорили не только в России, но и за ее пределами. Именно поэтому медлить с проведением реформы освобождения крестьян было нельзя.
Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. В этой речи император, упомянув о нежелании дать свободу крестьянам сейчас, вынужден был заявить о необходимости в принципе приступить к подготовке реформы их освобождения, заметив, что отменить крепостное право лучше «сверху».
Однако в течение всего 1856 года в указанном направлении практически ничего сделано не было, кроме того, что были предприняты попытки выяснить отношение дворянства к предстоящей реформе и добиться инициативы последних в намечаемом деле. В конце 1856 года император писал великой княгине Елене Павловне, которая заявила о своем намерении освободить крестьян в принадлежавшем ей имении Карловка Полтавской губернии: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян»2. Стоит отметить, что подавляющее большинство российского дворянства было крепостнически настроенным и выступало против каких-либо серьезных реформ. Поддержку императору оказывала либеральная часть помещиков, хозяйство которых было сильнее втянуто в рыночные отношения. В 1855 – 1857 гг. эти люди выступили с различными проектами отмены крепостного права, предусматривавшими разные условия освобождения крестьян, что определялось в значительной мере различием интересов самих помещиков в зависимости от конкретных местных условий ведения помещичьего хозяйства. Несмотря на все различия, объединяло эти проекты стремление сохранить помещичье землевладение, власть помещиков, самодержавный политический порядок, но с учетом новых социально-экономических процессов. Главной же целью подобного рода проектов было предотвращение новой «пугачевщины» в стране: опасность крестьянского восстания рассматривалась как один из важных аргументов проведения реформы освобождения крестьян.
Разработка практических основ крестьянской реформы была поручена сначала Министерству внутренних дел. Летом 1856 года А. И. Левшин1 представил «Записку» с изложением принципов этой реформы: за помещиком сохранялось право собственности на всю землю в имении, включая крестьянскую; при освобождении земля предоставлялась крестьянам, за что они должны были нести в пользу помещика регламентированные законом повинности в виде барщины или оброка. Иными словами, крестьяне по реформе должны были получить личную свободу и в пользование (а не в собственность) – землю.
3 января 1857 года по указанию Александра II был образован Секретный комитет2, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако сама идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков, комитет же, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа. Членам Секретного комитета было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам император вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях. При этом он, как и ранее, стремился добиться от помещиков, чтобы те сами проявили инициативу в деле подготовки реформы. Первыми изъявили свое согласие помещики трех губерний – Виленской, Ковенской и Гродненской. 20 ноября 1857 года последовал рескрипт генерал-губернатору этих губерний В. И. Назимову об учреждении из числа местных помещиков трех губернских комитетов и одной общей комиссии для подготовки местных проектов крестьянской реформы. В основу рескрипта Назимову, а вскоре и последовавшего циркуляра министра внутренних дел были положены принципы, изложенные ранее в «Записке» А. И. Левшина и одобренные Александром II. Аналогичные рескрипты в течение 1858 года были даны и остальным губернаторам.
16 января 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством Александра II. 4 марта 1859 года при комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. Одна из комиссий должна была подготовить проект «Общего положения о крестьянах…», другая – «местные положения» об их поземельном устройстве применительно к крупным регионам с учетом их особенностей. Фактически же обе комиссии в своей деятельности слились в одну, сохранив множественное наименование – Редакционные комиссии.
Данный орган, формально числясь при Главном комитете, фактически пользовался самостоятельностью, поскольку подчинялся непосредственно императору. Редакционные комиссии подразделялись на финансовый, юридический и хозяйственный отделы. Председателем комиссий был назначен Я. И. Ростовцев1, а после его смерти в 1860 году – министр юстиции В. Н. Панин2.
Обилие разнообразной документации, поступавшей в Главный комитет, вызвало необходимость создания в марте 1858 года при Центральном статистическом комитете министерства внутренних дел Земского отдела, призванного заниматься разбором, систематизацией и обсуждением всех дел, связанных с подготовкой реформы. Первоначально председателем отдела был назначен уже упоминавшийся выше Левшин, позже – Н. А. Милютин, один из деятелей, позже сыгравших немалую роль и в Редакционных комиссиях.
Губернские комитеты занимали в целом консервативные позиции, обусловленные личными интересами местного дворянства: высказывались предложения ввести бессрочное временнообязанное состояние крестьян, пожелания в случае прекращения данного состояния вернуть помещикам крестьянские наделы. Редакционные комиссии не пошли навстречу данным притязаниям дворянства, хотя и в самих комиссиях не было единства: не утихала борьба по вопросам о конкретных размерах наделов и повинностей, функциях крестьянского самоуправления. Кроме того, депутаты Редакционных комиссий сами являлись помещиками, и это также приводило к противоречиям. Ростовцев писал 23 октября 1859 года Александру II: «Главное противоречие состоит в том, что у комиссий и у некоторых депутатов разные точки исхода: у Комиссий государственная необходимость и государственное право; у них право гражданское и интересы частные. <…> Смотря с точки гражданского права, вся зачатая реформа от начала до конца несправедлива, ибо она есть нарушение прав частной собственности; но как необходимость государственная и на основании государственного права эта реформа законна, священна и необходима.
Огромное число врагов реформы, не уясняя себе этой неотложной необходимости, обвиняет, и словесно и письменно, Редакционные комиссии в желании обобрать дворян, а иные даже и в желании произвести анархию, называя некоторых из членов Комиссий красными»1. Далее Ростовцев сообщает: «Желать обобрать дворян было бы мыслью и бесчестною и бесцельною, тем более что 8/10 из членов Комиссий суть сами помещики, а некоторые из них весьма богаты»2.
В августе 1859 года проект «Положений о крестьянах» был Редакционными комиссиями в целом подготовлен. В конце августа 1860 года в Петербург были вызваны 36 депутатов от 21 губернского комитета, в феврале 1860 года – 45 депутатов от остальных 25 комитетов для обсуждения подготовленного проекта. При этом активность вызванных депутатов была практически запрещена: им запретили подавать коллективные прошения, представления и даже сообщаться между собой, за чем следила полиция. Тем не менее, вызванные депутаты подвергли деятельность Редакционных комиссий резкой критике, считая размеры крестьянских земельных наделов завышенными, повинности – заниженными. Мнения эти были учтены при подготовке окончательного проекта реформы.
Вместе с тем, при подготовке реформы нельзя было не учитывать мнения и самих крестьян, выражавших свое нетерпение затянувшимся решением крестьянского вопроса. Большое впечатление на правительство оказало так называемое «трезвенное движение»3 в 1859 году. На одном из заседаний Редакционных комиссий Ростовцев заявил: «Если у нас за бутылку полугара происходили бунты, то что же произойдет, если мы отрежем десятину?»4.
10 октября 1860 года Редакционные комиссии завершили свою работу, и проект «Положений» поступил в Главный комитет по крестьянскому делу, где обсуждался до 14 января 1861 года. Здесь проект подвергся новым изменениям в пользу помещиков (это выразилось в понижении норм крестьянских наделов для некоторых местностей и увеличении оброка в промышленных местностях). 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение Государственного совета. Открывая заседание Госсовета, император указал на необходимость скорейшего завершения реформы. Наконец, 19 февраля «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» были подписаны Александром II и получили силу закона. Одновременно император подписал Манифест об освобождении крестьян1, обнародование же подписанных документов происходило с 5 марта (в Москве и Петербурге) до 2 апреля (на местах).
По Манифесту крестьяне получили личную свободу, которой добивались в течение долгого периода времени. При этом в Манифесте указывалось, что «дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей»2. Помещики потеряли право вмешиваться в личную жизнь крестьян, не могли переселять их в иные местности, тем более не могли продавать другим лицам с землей или без земли. За помещиком сохранялись права по надзору за поведением крестьян, вышедших из крепостной зависимости, «с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов»3.
Изменились также имущественные права крестьян, прежде всего их право на землю: «Земли, дома и вообще недвижимые имущества, приобретенные крестьянами в прежнее время на имя их помещиков, укрепляются за крестьянами или их наследниками окончательно»4, говорится в «Положении…», но только «по утверждении за ними сих имуществ самими помещиками или решением мирового учреждения, на основании особых правил, при сем приложенных»1.
В течение двух лет сохранялись, по существу, прежние крепостнические порядки: до истечения этого срока крестьянам и дворянам предписывалось «пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности»2. За это время должен был совершиться переход крестьян во временнообязанное состояние.
Наделение землей производилось в соответствии с местными положениями, в которых для различных районов страны (черноземных, степных, нечерноземных) определялись высшие и низшие пределы количества земли, предоставляемой крестьянам. Эти положения конкретизировались в уставных грамотах, в которых указывалось, какую землю получали крестьяне.
Для урегулирования взаимоотношений между помещиками и крестьянами Сенатом по представлению губернаторов назначались мировые посредники из числа дворян-помещиков. Уставные грамоты составлялись помещиками или мировыми посредниками. После этого их содержание обязательно доводилось до сведения соответствующего крестьянского схода или сходов, если грамота касалась нескольких деревень. Затем могли вноситься поправки в соответствии с замечаниями и предложениями крестьян, а мировой посредник решал спорные вопросы. Грамота вступала в силу после того, как крестьяне были ознакомлены с ее текстом и когда мировой посредник признавал ее содержание соответствующим требованиям закона. Согласие крестьян на условия, предусмотренные грамотой, было не обязательно. Правда, помещику было выгоднее добиться такого согласия, ибо в этом случае при последующем выкупе земли крестьянами он получал так называемый дополнительный платеж.
В целом по стране крестьяне получили земли меньше, чем до тех пор имели. Особенно значительными оказались отрезки в черноземных районах. Крестьяне были не только ущемлены в размерах земли; они, как правило, получали неудобные для обработки наделы, поскольку самая лучшая земля оставалась у помещиков.
Временнообязанный крестьянин получал землю не в собственность, а только в пользование. За пользование он должен был расплачиваться повинностями – барщиной или оброком, которые мало отличались от прежних его крепостных повинностей.
Следующим этапом освобождения крестьян был переход их в состояние собственников. Для этого крестьянин должен был выкупить усадебную и полевые земли. При этом цена выкупа значительно превышала действительную стоимость земли. Следовательно, крестьяне платили не только за землю, но и за свое личное освобождение.
Для того чтобы обеспечить реальность выкупа земли, правительство организовало так называемую выкупную операцию. Оно заплатило за крестьян выкупную сумму, предоставив им, таким образом, кредит. Этот кредит должен был погашаться в рассрочку в течение 49 лет с выплатой ежегодно 6% на ссуду.
После заключения выкупной сделки крестьянин именовался собственником. Однако его собственность на землю была обставлена разного рода ограничениями. Полным собственником крестьянин становился лишь после выплаты всех выкупных платежей.
Первоначально срок пребывания во временнообязанном состоянии не был установлен, поэтому многие крестьяне тянули с переходом на выкуп. К 1881 году таких крестьян оставалось примерно 15%. Тогда был принят закон об обязательном переходе на выкуп в течение двух лет. В этот срок следовало заключить выкупные сделки либо терялось право на земельные наделы. В 1883 году категория временнообязанных крестьян исчезла. Часть из них оформила выкупные сделки, часть лишилась земли.
В 1863 и 1866 годах реформа была распространена на удельных и государственных крестьян. Удельные крестьяне получили землю на более льготных условиях, чем помещичьи. За государственными крестьянами сохранилась вся земля, которой они пользовались до реформы.
Крестьяне, воспринимавшие землю как «божью собственность», которая, согласно «правде», должна распределяться поровну лишь между работающими на ней, отнеслись к Манифесту об отмене крепостного права отрицательно, называли его «подложной грамотой». Распространялись слухи о том, что помещики спрятали «настоящую волю». В итоге, в ряде мест вспыхнули бунты, на подавление которых посылались воинские команды. Всего было зафиксировано более двух тысяч выступлений.
Список использованных источников и литературы
Записка прусского экономиста Августа Гакстгаузена о необходимости отмены крепостного права в России, поданная в июне 1857 г. министру иностранных дел А. М. Горчакову.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 92.
Из записки члена Главного комитета по крестьянскому делу, министра государственных имуществ М. Н. Муравьева «Замечания о порядке освобождения крестьян».//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 165.
Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 211 – 216.
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 216 – 229.
Письмо председателя Редакционных комиссий Я. И. Ростовцева Александру II, представляющее обзор различных мнений, ходивших в то время в обществе, о способах освобождения крестьян. 23 октября 1859 г.// Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 166 – 170.
Программа отмены крепостного права, принятая 4 декабря 1858 г. Главным комитетом по крестьянскому делу.//Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи)/Сост., общ ред., вст. ст. и коммент. В. А. Федорова. – М.; Изд-во МГУ, 1994. – С. 165 – 166.
Дементьев А. Г. Очерки по истории русской журналистики. 1840 – 1850 гг. – М. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1951.
Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России [Текст] : научное издание / П. А. Зайончковский. - 3-е изд., перераб.и доп. - М. : Просвещение, 1968. - 368 с. : табл.;1л.карт.
Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России 1856 – 1861. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 256 с.
Корнилов А. А. Курс истории России XIX века/Корнилов А. А.; Вступ. ст. Левандовского А. А. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
Цимбаев Н. И. История России XIX века. – М.: Филол. о-во «Слово»; Изд-во ЭКСМО, 2004.
1 Корнилов А. А. Курс истории России XIX века/Корнилов А. А.; Вступ. ст. Левандовского А. А. – М.; 2004. – С. 310.
1 Указ о вольных хлебопашцах.
1 Записка прусского экономиста Августа Гакстгаузена о необходимости отмены крепостного права в России, поданная в июне 1857 г. министру иностранных дел А. М. Горчакову.// Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). – М., 1994. – С. 92.
1 Там же. – С. 92.
2 Цит. по кн.: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). – М., 1994. – С. 9.
1 Товарищ министра С. С. Ланского.
2 Председателем комитета являлся сам Александр II, в случае, если он отсутствовал, роль председателя выполнял князь А. Ф. Орлов, а позже – великий князь Константин Николаевич.
1 Ростовцев был близок к Александру II, но не имел своего поместья, следовательно, не принадлежал ни к какой «помещичьей партии» и последовательно проводил правительственную линию.
2 Панин был известен своими крепостническими взглядами, однако ко времени своего назначения председателем Редакционных комиссий уже не мог сколько-нибудь существенно повлиять на их деятельность и содержание подготовленных проектов отмены крепостного права.
1 Письмо председателя Редакционных комиссий Я. И. Ростовцева Александру II, представляющее обзор различных мнений, ходивших в то время в обществе, о способах освобождения крестьян.// Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи) – М.; 1994. – С. 166 - 167.
2 Там же. – С. 167.
3 Движение против винных откупов, в котором приняли участие сотни тысяч государственных, удельных и помещичьих крестьян.
4 Цит. по кн.: Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). – М., 1994. – С. 16.
1 Первоначальный проект Манифеста был составлен Ю. Ф. Самариным и Н. А. Милютиным, но по указанию императора был переделан московским митрополитом Филаретом для придания документу формы, призванной воздействовать на религиозные чувства крестьянства.
2 Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.// Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). – М., 1994. – С. 212.
3 Там же. – С. 214.
4 Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости.// Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). – М., 1994. – С. 218.
1 Там же. – С. 218.
2 Манифест 19 февраля 1861 года об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.// Конец крепостничества в России (документы, письма, мемуары, статьи). – М., 1994. – С. 214.