СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИРАНСКОГО ГОСУДАРСТВА…………………………………………………………………..5
2. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИРАНА ПОД ВЛАСТЬЮ СЕФЕВИДОВ………...10
2.1. Объединение Ирана под властью Сефевидов, 1499-1629 гг………10
2.2. Сефевидский Иран после правления Аббаса……………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………...…………………………………………19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……….……………..20
ВВЕДЕНИЕ
Иран (в древности Персия) - страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели, одними из первых вступили на путь исторического прогресса, создав еще в начале III тысячелетия до н.э. свою письменность и государственные объединения. Несмотря на нелегкие исторические судьбы, народ Ирана в течение многих тысячелетий сохранял и непрерывно развивал свою культуру, оказывая при этом благотворное влияние на соседние и далекие страны и, в свою очередь, заимствуя их достижения.
Интерес к прошлому Ирана был всегда велик, как среди ученых, так и в широких кругах читателей исторической литературы. В данной работе будет рассмотрена одна из важнейших тем, посвященная Ирану – «Объединение Иранского государства под властью Сефевидов в 1499-1736 гг.».
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения неоднократного объединения Ирана сефевидами в 1499-1736 гг., анализа последствий этого объединения для иранского государства (проведение реформ). Изучение данной темы также дает возможность оценить с современной точки зрения, как такое объединение отразилось на внутреннем и внешнем развитии иранского государства в целом.
Объектом исследования данной работы является – иранское государство в 1499-1736 гг., объединенное под властью сефевидов (Исмаил, Аббас, Надир-шах). Предметом изучения является внутренняя и внешняя политика, проводимая сефевидами в течение всего времени в объединенном Иране.
Хронологические рамки изучаемой темы достаточно широки – 1499 г., когда произошло первичное объединение иранского государства кызылбашами во главе с 12-летним Исмаилом,- 1736, когда произошло очередное объединение Ирана Надир-шахом, и была восстановлена власть сефевидов.
Территориальные рамки проводимого исследования – иранское государство в 1499 г, состоявшее из собственно иранских земель, а также Азербайджана, части Армении, Ирака, Туркмении и Афганистана, - иранское государство в 1736 г., когда Надир-шах вернул все прежние земли империи, и провел ряд успешных походов, позволивших присоединить к Ирану часть Грузии, Армении и Дагестана, весь Азербайджан, Афганистан, Белуджистан.
Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть объединение иранского государства под властью сефевидов в 1499-1736 гг. и определить его роль в формировании современного Ирана.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить исторические аспекты становления иранского государства.
2. Определить предпосылки объединения Ирана.
3. Дать характеристику сефевидам, их организациям (суфийским орденам), на базе которых легко возникали государственные образования.
4. Рассмотреть объединение Ирана кызылбашами во главе с Исмаилом.
5. Выяснить условия прихода к власти шаха Аббаса и вторичного объединения иранского государства.
6. Проанализировать провозглашение шахом полководца Надира и его активную внешнюю политику (очередное объединение государства).
7. Обобщить весь полученный материал в данной работе, сделать выводы.
При написании работы были использованы такие методы исследования как, историко–сравнительный метод (сравнению подвергается иранское государство в различные промежутки времени, также сравнивается внешняя и внутренняя политика каждого правителя и т.д.); историко-типологический метод (был выделен период – с 1499-1736 гг. - и определено какие изменения происходили за этот период на основе определенных признаков: внутри государства (реформы) и вне его (изменения границ территорий Ирана и т.д.).
Основными научными источниками, которые использовались в данной работе, стали труды российских и зарубежных авторов, которые повествуют об истории иранского государства и его объединении.
Структура работы следующая. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИРАНСКОГО ГОСУДАРСТВА
В середине III в. до н.э. на территории Селевкидского царства, которое было расположено к востоку от границ Рима и Византии возникли два крупных государства, Бактрия и Парфия. Бактрия, расположенная на территории пригиндукушских районов Индии и Афганистана, а также включавшая в себя часть земель юга Средней Азии, была основана выходцами из греко-македонской знати, потомками воинов Александра.
Второе крупное государство – Парфия была основана, вмешавшимся в политическую борьбу ближневосточных правителей, предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале на землях к югу от Каспия, это государство стало быстро увеличивать свои владения. Стараниями правителей Митридата I и Митридата II территория Парфии во IIв. до н.э. увеличилась за счет Мидии и Месопотамии. И хотя нашествие кочевых племен с востока, временно приостановило экспансию парфян на западе, к рубежу нашей эры Парфия превратилась не только в самого крупного и сильного, но практически единственного восточного соседа и соперника Рима.[1]
В течение II тыс. до н.э. на территорию Ирана проникают индоевропейские племена Иранской группы, говорившие на индоиранских языках [от названия этих народов арии происходит современное название Ирана (древнеиранское Aryаnаm — «страна ариев»)].[2]
Вскоре после образования иранского государства - Парфии, началась эпоха римско-парфянских войн, тянувшаяся с перерывами около трех столетий. Войны шли с переменным успехом. Временами парфяне наносили сокрушительные поражения римлянам, но, в конечном счете, соперничество с Римом привело к гибели истощенной войнами Парфии.
Ко II в. н.э. в Парфии усилились отдельные наместники и зависимые царства, что привело к ослаблению государства. В 224 Ардашир I, правитель зависимой от Парфии Персиды, нанёс поражение последнему парфянскому царю Артабану V и создал Сасанидское государство. В период владычества сасанидов (III-VII вв.) рабовладельческий строй начал изживать себя в Иране. Города теряли привилегии. Распространялся частичный отпуск рабов на волю, причём раб становился собственником части производимого им продукта. В то же время происходило превращение крупной военно-административной знати и общинной верхушки в феодальную знать, от которой общинники, возможно, находились в личной зависимости.
В позднесасанидское время Иранское общество официально подразделялось на 4 сословия: жречество, военная знать, чиновничество, податное население. По-видимому, это деление восходит к делению древнеиранского общества на жрецов, воинов и земледельцев-скотоводов.
В сасанидском Иране окончательно сложились канон «Авесты» и догмы зороастризма. Социальный протест против государства и церкви принимал характер религиозных ересей; с середины III в. появляется манихейство, в конце V в.- маздакизм. После разгрома маздакитского движения шах Хосров I Ануширван провёл реформы, направленные на поддержку средних и мелких землевладельцев — налоговую, административную, военную и др.; эти реформы усилили власть царя, ослабили крупную чиновно-землевладельческую знать, стремившуюся к политической независимости от центрального правительства.[1]
Окрепшее Сасанидское государство завоевало Южную Аравию, Сирию, Палестину и Египет и угрожало существованию Византии. Однако феодально-сепаратистские тенденции вновь усилились, вследствие чего сасаниды не смогли противостоять арабскому завоеванию Ирана в VII в. В результате арабских завоеваний Иран был включен в состав Арабского халифата. Процесс феодализации Ирана продолжался, хотя вначале он несколько замедлился; войны, которые вели арабы, сопровождались обращением в рабство значительной части местного населения (труд рабов применялся в сельском хозяйстве, на оросительных работах, в ремесле, в государственных рудниках), часть земельного фонда была превращена в государственные земли и в собственность арабской знати на правах мулька; обширные территории Ирана были переданы арабским племенам. В Иране сохранялась податная система сасанидов, но размеры поземельной подати (хараджа) были увеличены. В Иране начал распространяться ислам, который в Х в. стал религией подавляющего большинства населения. Арабский язык надолго стал государственным и литературным языком.[1]
В IX—X вв. на территории Ирана образовались наследственные наместничества (эмираты), лишь номинально зависевшие от Арабского халифата: Тахиридов в Хорасане, Саффаридов в Систане, затем и в Хорасане и др.; в 900 г. Хорасан и весь восточный Иран вошли в состав государства Саманидов; в западном Иране и Ираке сложилось государство Буидов.2
В Х в.-1-й половине ХI в. в Иране наблюдался экономический и культурный подъём, чему способствовали: складывание в Х в. развитого феодального общества, развитие городов феодального типа, рост транзитной торговли, падение владычества арабов и создание местных государств. Проводились большие оросительные работы, значительным был рост ремесленного производства, главным образом текстильного.
Преобладающее значение в городах Ирана имели местные землевладельцы — феодалы, связанные с крупными купеческими компаниями, державшими караванную и морскую торговлю. В отличие от средневекового Запада, крупное купечество Ирана вместе с феодалами боролось против движений ремесленников и городской бедноты. Поэтому в городах Иран не сложилось общегородского самоуправления, хотя существовали ремесленные корпорации и квартальное самоуправление.
В XI—XII вв. обострилась классовая борьба в городах между феодалами и купечеством, с одной стороны, и ремесленниками и крестьянами окрестных районов — с другой; она носила форму религиозной борьбы между суннитами (знать и купечество) и шиитами (главным образом городские низы и крестьяне), особенно сектой исмаилитов, а также между приверженцами отдельных суннитских течений, представлявшими разные слои горожан. XII век был заполнен междоусобицами, феодальными мятежами. К концу XII в. почти весь Иран был захвачен хорезмшахом Текешом (1172-1200).
В 1220—1256 гг. Иран был завоёван монголами. Монгольское завоевание сопровождалось уничтожением многих городов, опустошением целых районов, гибелью массы людей. Была введена хищническая система налогов и повинностей, а крестьяне прикреплены к земле. Всё это привело к упадку производительных сил страны, массовому бегству крестьян в горы и леса, к созданию крестьянских повстанческих отрядов.[1]
В середине XIII — XIV вв. Иран входил в состав монгольского улуса ильханов Хулагуидов. Ильхан Газан-хан (1295—1304) принял ислам, сблизился с Иранской чиновной знатью, провёл ряд реформ, способствовавших некоторому хозяйственному подъёму, но экономика Ирана далеко не достигла уровня начала XIII в. Широкое распространение земельного условного пожалования (икта), превратившегося в наследственное владение, упадок городов и товарного производства, ослабление экономических связей между областями приводили к росту феодальной раздробленности.
В 30-х гг. XIV в. государство Хулагуидов распалось, и на его территории образовалось несколько феодальных государств, крупнейшими из которых были государства Джелаиридов (1336—1411 гг.) и Мозафферидов (40—50-е гг. XIV в. — 1393 г.).
В XIV в. в Иране получил широкое распространение вид феода — союргаль, а также институт тарханов — феодалов, пользовавшихся, помимо иммунитета, личными привилегиями. Господство монгольских завоевателей вызывало многочисленные восстания, проходившие под идеологической оболочкой мусульманского сектантства. Наиболее значительные антифеодальные и антимонгольские восстания — Сербедаров восстание в Хорасане в 30—80-е гг. XIV в. и Сеидов движение в Мазендеране и Гиляне в 1350 г., в ходе которых были созданы государства сербедаров и сеидов.
Между 1380—1393 гг. Иран был завоёван войсками Тимура (Тамерлан). Государство сербедаров было ликвидировано, народные движения в Мазендеране и Гиляне подавлены. После смерти Тимура восточный Иран входил в состав владений Тимуридов; в западном Иране сложилось государство Кара-Коюнлу.
В 1-й половине XV в. по Ирану прокатилась волна народных восстаний, возглавлявшихся «крайними» шиитскими сектами: восстания в Себзеваре – 1405 г., Мазендеране 1406 г. и др. Между 1453—1457 гг. весь западный Иран (до пустыни Деште-Кевир) был завоёван государством Кара-Коюнлу, а затем, в 1468 г. — войсками Узун-Хасана Ак-Коюнлу. Восточный Иран остался под властью Тимуридов.[1]
В XVв. в Иране наблюдался рост крупного землевладения и феодальной раздробленности. Усилилось влияние духовных феодалов Сефевидов (в Ардебиле); главной их опорой стали тюркские кочевые племена, преимущественно из Малой Азии (кызылбаши). Воспользовавшись общим недовольством народных масс и междоусобицами в государстве Ак-Коюнлу, кызылбаши во главе с Исмаилом Сефевидом восстали (1499 г.) и, разгромив государство Ак-Коюнлу, завладели всем Ираном (между 1501 и 1510 гг.), положив, таким образом, основание Сефевидскому государству. В 1502 государственной религией был объявлен шиизм. С 1514 Сефевиды вели длительные войны с Османской Турцией за обладание Месопотамией, Курдистаном, Закавказьем.2
2. ОБЪЕДИНЕНИЕ ИРАНА ПОД ВЛАСТЬЮ СЕФЕВИДОВ
2.1. Объединение Ирана под властью Сефевидов, 1499-1629 гг.
Упадок реальной власти халифов в начале II тысячелетия н.э. способствовал не только политической децентрализации мира ислама, его полицентризму, но также и появлению, а точнее, увеличению роли некоторых новых духовных течений в рамках ислама. Речь идет о суфиях, своеобразных монахах ислама, и создававшихся ими суфийско-дервишеских орденах, внутренняя структура которых была основана на фанатичной преданности низших членов - послушников-мюридов - главе ордена, всевластному шейху, часто обладавшему харизматическим авторитетом и считавшемуся святым.[1]
Ордена такого типа были, как в среде суннитов, так и у шиитов. При этом и у тех, и у других жесткая внутренняя дисциплина и строгая иерархическая организация суфийских орденов нередко служила той основой, на базе которой в тех или иных районах исламского полицентризма, и тем более в соседних территориях с политическим вакуумом, как, например, в Африке к югу от Магриба, сравнительно легко возникали государственные образования. Правда, Иран отнюдь не был районом с политическим вакуумом. Но условия конца XV в. были весьма благоприятны для возвышения дервишеского ордена Сефевийя.
Имя ордену дал шейх Сефи ад-Дин (1252—1334 гг.), унаследовавший уже сложившуюся суфийскую организацию от своего учителя и тестя шейха Захида, имевшего немало мюридов среди крестьян и ремесленников Азербайджана. В XV в. сефевидские шейхи владели землями и пользовались огромным влиянием в Азербайджане и прилегающих к нему районах Малой Азии, где, важно заметить, среди сторонников ордена к тому времени явно преобладали кочевые тюркские племена, что делало орден более воинственным. Члены ордена стали носить особую чалму с 12 красными полосами в честь 12 святых имамов и получили наименование кызылбашей (красноголовых). Они исповедовали шиизм умеренного толка.[1]
В 1499 г. кызылбаши во главе с двенадцатилетним Исмаилом, только что ставшим их шейхом, выступили против североазербайджанского ширваншаха и захватили часть его земель, включая Баку и Шемаху. Окрыленные успехом кызылбаши повернули на юг и, разбив армию султана Ак-Коюнлу, захватили земли султаната. В 1502 г. в Тебризе Исмаил был провозглашен шаханшахом новой династии Сефевидов (1502—1736 гг.).
Продолжая активную завоевательную политику, Исмаил и его преемники вскоре объединили в рамках своего государства все собственно иранские земли, а также Азербайджан, часть Армении, Ирака, Туркмении и Афганистана. Шиизм умеренного толка (имамизм) стал обязательной религией для населения государства. Была даже создана легенда о происхождении Сефи ад-Дина от одного из святых шиитских имамов - от седьмого имама Мусы, причем шаханшах считался заместителем двенадцатого скрытого имама, которого все шииты почитают в качестве мессии - Махди и пришествия которого они всегда ожидали и ожидают до сих пор.[2]
Во главе нового государства оказались кызылбаши, из которых назначались военачальники, наместники в провинциях, сановники при дворе шаха. Если не считать кочевников с принадлежавшими им землями, вся земля, как это было и раньше, считалась государственной и делилась на ряд категорий: ди-вани (казенные), хассе (домены шахской родни и самого шаха), ва-куфы.
Число мульков было невелико. А количество союргалов с иммунитетными правами стало сильно сокращаться в пользу тиулей, т.е. ненаследственных условных пожалований типа икта с правом пользования четко определенной суммой взимавшихся с крестьян налогов (не исключено, что здесь сыграл свою роль пример турецкого тимара).
Размер налога-хараджа был при Исмаиле снижен до 1/6 урожая, хотя затем он стал больше. Были уменьшены налоги с городского населения.
Впрочем, все проведенные реформы не способствовали серьезному укреплению центральной власти, которая больше держалась на авторитете самого Исмаила (1502—1524 гг.). При его преемниках она стала слабеть, следствием чего было усиление самовластия и даже произвола на местах. В начале 70-х годов XVI в. это вызвало ряд народных восстаний, подавление которых стоило немалых усилий. Шахская власть пришла в упадок, что заметно сказалось после смерти шаха Тахмаспа в 1576 г.: среди двенадцати его сыновей и поддерживавших их различных кочевых племен начались длительные и кровопролитные войны, в ходе которых претенденты на шахский престол превратились в марионеток, стоявших за ними соперников.
Слабостью Ирана в этот период времени воспользовались турки. В 80-х годах XVI в. они завладели Ширваном и Азербайджаном, захватили и разграбили Тебриз, который в то время был процветающим 300-тысячным городом. На востоке воинственный узбекский хан Бухары отнял у Ирана часть Хорасана и афганских земель с Гератом. На остальные афганские земли претендовали властители Индии из новой династии Великих Моголов.[1]
К этому важно добавить, что войны, междоусобицы, захваты и разорение городов вызвали экономический кризис. Караванные пути и водно-торговые артерии, в частности Волго-Каспийский путь, были перекрыты вражескими войсками и практически не функционировали. Под тяжестью возраставших поборов восставали и бежали крестьяне. В этих условиях и был провозглашен очередным шахом 17-летний Аббас (1587—1629 гг.), от имени которого намеревались управлять Ираном, стоявшие за ним кызылбашские ханы. Однако ситуация вскоре приняла совершенно иной оборот.
Аббас I оказался хитрым, умным и властным правителем. Он не только быстро избавился от опеки своих покровителей, но и энергично взял рычаги власти в свои руки. Подавив восстания, положив конец междоусобицам, Аббас обратился к решению нелегких международных проблем. В 1587—1588 гг. он одержал важную победу над узбеками в сражениях близ Герата и в Хорасане. Затем в 1590 г. он пошел на заключение невыгодного мира с турками, который развязал ему руки для решительных реформ. Целью этих реформ было укрепление центральной власти. Собственно, только при Аббасе и именно благодаря его усилиям сефевидский Иран достиг внутренней стабильности, что позволило ему просуществовать при более слабых преемниках великого шаха еще свыше столетия.[1]
Следует заметить, что, как и в османской Турции, главной проблемой для Ирана была армия. Составленное в основном из кочевников племенное ополчение, равно как и кызылбашская конница, уже не были достаточно боеспособны и, главное, легко становились игрушкой в руках сепаратистов при междоусобных схватках. Имея в виду явную склонность кызылбашских ханов к феодальным раздорам, Аббас I поставил первой своей целью ослабить именно их. Он создал 12-тысячный корпус стрелков-мушкетеров и 12-тысячный корпус артиллеристов, что вместе с корпусом гвардейцев - гулямов, в основном из кавказцев, составило ядро его регулярной армии. Достигнув этого Аббас I, резко сократил воинство кызылбашей (до 30 тыс. воинов) и соответственно уменьшил число кызылбашских эмиров (со 114 до 35 за годы своей власти).[2]
Все проведенные реформы еще более укрепили позиции шаха. Аббас I провел также финансовые реформы: были введены новые монеты и отрегулированы налоги. Некоторые районы Центрального Ирана, и в частности столица - Исфаган, были на несколько лет вообще освобождены от налогов. В других районах харадж (налог) был сокращен до первоначальной 1/6 части урожая. Снизились налоги и с кочевников.
Несколько изменилась при Аббасе и система земледелия. Резко расширился фонд казенных земель дивани. Союргал практически везде был заменен тиулем с ограниченными правами владельцев пользоваться лишь строго оговоренной суммой налоговых поступлений. Был увеличен фонд шахских земель (хассе), продолжали процветать ваку-фы. Сохранялись и мульки, владельцы которых платили в казну минимальный налог — 10 %.
Крестьянская община несла ответственность за выплату всех налоговых сборов, чему способствовал принцип круговой поруки. Крестьяне, кроме всего, выполняли еще и повинности перед государством. Немусульмане платили подушную подать джизию.
При Аббасе I расцвели ремесла и торговля в богатейших городах иранского государства, налоговый сбор с которых определялся правительством. Существовали казенные шахские ремесленные мастерские с большим количеством лучших мастеров, работавших преимущественно по найму. Внешняя торговля и международные торговые пути находились под особым покровительством властей: мостились дороги, строились караван-сараи. Торговля шелком стала государственной монополией, а центром ее (шелк стал основой иранского экспорта) был 600-тысячный Исфаган.[1]
Реформировал Аббас и систему административного управления. Структура власти при нем в некоторых отношениях напоминала османскую, но была существенно солиднее. Всесильным главой был шаханшах, по воле, которого любой из его подданных мог быть, в любую минуту подвергнут наказанию, вплоть до казни. От имени шаха правил меджлис из семи сановников-министров во главе с великим вазиром, который, в отличие от его османского коллеги, был более гражданским, нежели военным лицом. Все министры имели ведомства-диваны с соответствующими канцеляриями и штатами.
Территория страны была поделена на две основные зоны — земли дивана и земли хассе, т.е. шахские. Во главе областей дивана стояли губернаторы-бег-лербеги, а округами в каждой области руководили хакимы. В областях земель хассе, куда кроме шахских были включены также и вакуфные и мульковые, руководителями были сановники - вазиры.
Шиитское духовенство тоже имело два соответствующих штата судей-кади и богословов, обслуживавших земли дивана и земли хассе. В целом административный аппарат сефевидского Ирана при Аббасе был едва ли не наиболее сложным и громоздким из всех, что создала исламская государственность. Но он оказался достаточно эффективен для управления Ираном. В стране существовали и окраинные автономные территории — Картли, Кахетия, Луристан, Курдистан, Арабистан,— где была собственная традиционная система управления. И вся эта сложная бюрократическая машина при Аббасе находилась в руках не недавних кочевников-кызылбашей, но имевших восходящие к Ахеменидам традиции администрации персов.[1]
Реформы, способствовавшие резкому усилению власти шаханшаха, послужили основой для активной внешней политики. Аббас I вел успешные войны с Турцией, заставив ее возвратить отданные ей в 1590 г. земли. Он отвоевал у Великих Моголов Кандагар, изгнал португальцев из очень важного для международной торговли острова - порта Хормоз в Персидском заливе, наряду с этим вел переговоры с европейскими державами и покровительствовал английской Ост-Индской компании.
При Аббасе I начались посольские связи Ирана с Россией (1588 г.). в целом, можно считать, что именно на рубеже XVI—XVII вв. сефевидский Иран благодаря реформам и политике Аббаса I достиг зенита своего внешнеполитического влияния и внутриполитического могущества. После смерти Аббаса I его преемники жили некоторое время за счет этого могущества. Но не очень долго.[2]
2.2. Сефевидский Иран после правления Аббаса I
Ослабление центральной власти при преемниках Аббаса I привело к экономическому упадку страны и, как следствие этого, к росту налогового бремени. Усиление налогообложения в деревне вело к бегству крестьян с земли. В 1710 г. шаханшах Султан Хусейн издал даже специальный ферман о прикреплении крестьян к их земле. Ухудшилось также и положение городов, пришла в упадок торговля, включая и внешнюю, что в немалой степени было связано с ослаблением имперской системы в целом.
На рубеже XVII—XVIII вв. в стране произошло несколько восстаний сельского и городского населения, а преследование мусульман-суннитов и ухудшение статуса христиан способствовали восстаниям на национальных окраинах—среди армян, курдов, афганцев и др. Особо значительный размах получило движение афганцев, захвативших на некоторое время в 1722 г. значительную часть Ирана, включая столицу Исфаган.[1]
Внутренние распри в Иране в немалой мере облегчили задачу его внешних противников, России и Турции. Русские в 1722—1723 гг. заняли Дербент и Баку, а турки — Восточное Закавказье, почти весь Азербайджан и немалую часть Западного Ирана. Только объединение иранцев в Мазендаране вокруг шаха Тахмаспа II помогло изгнать урок «афганцев. При этом основную роль в победе над врагами сыграл талантливый полководец Тахмаспа Надир-хан из тюркского племени афшар.
В 1729 г. Надир взял Исфаган и восстановил Тахмаспа на престоле Сефевидов. Успехи в войнах последующих лет, приведшие к восстановлению власти Сефевидов над почти всей прежней территорией империи, укрепили престиж Надира, который вскоре низложил Тахмаспа и добился в 1736 г. провозглашения себя шахом Ирана. Став шахом, Надир (1736—1747 гг.) продолжал активную внешнюю политику. Он не только вернул все прежние земли империи, но и провел ряд успешных походов, позволивших присоединить к Ирану часть Грузии, Армении и Дагестана, весь Азербайджан, Афганистан, Белуджистан. Бухарское и Хивинское ханства признали себя вассалами Надира.[2]
Однако наибольшего успеха он добился в результате похода 1739 г. на Индию. Разгромив войско Великих Моголов и разграбив город Дели, Надир вывез в свою столицу Мешхед неслыханные сокровища — на 500 млн. рупий драгоценных камней, которые он оставил себе, и еще на 200 млн. рупий прочей добычи, доставшейся его войску. Эти награбленные сокровища позволили Надиру на некоторое время сократить налоговые ставки с иранского населения и удовлетворить аппетиты войска, в котором большую долю составляли по-прежнему воинственные кочевые племена. Надир построил заводы для литья пушек и ядер к ним. Он принял меры для восстановления разрушенных городов, плотин, для возвращения крестьян и горожан в их родные места.
Политика веротерпимости (сам Надир-шах был суннитом и потому стремился наладить мир между суннитами и шиитами; он покровительствовал также и христианам, иудеям, даже сектам зороастрийцев) помогала шаху смягчить внутренние противоречия, но она вызвала недовольство шиитского большинства.
В области земельных отношений, как и в административной политике, Надир-шах стремился к усилению роли государства и центральной власти. При нем снова возросла доля государственных земель за счет сокращения владений кызылбашской знати, частично и вакуфов. Все эти меры в целом были разумны и в принципе вполне могли надолго обеспечить стабильность власти правителя, имевшего популярность в народе.
Однако ситуация складывалась иначе. Начать надо с того, что сам шах с возрастом становился мелочным и подозрительным. Его жестокость, вздорность, непоследовательность с каждым годом все больше озлобляли его окружение и вызывали недовольство населения. Военные неудачи в последние годы жизни Надира привели к тому, что шах резко увеличил налоговые ставки, бесцеремонно взимая налоги и с тех, кому были дарованы льготы, и за те годы, которые прежде были объявлены льготными.
Восстания и возмущения народа топились в крови. Популярность правителя быстро сходила на нет. Искали удобного случая поднять мятеж и недовольные шахом кызылбашские эмиры, и ханы кочевых племен, часть которых поддерживала притязания на престол самозванцев, выдававших себя за уцелевших потомков Сефевидов. Проявляло недовольство, ущемленное в своих привилегиях, шиитское духовенство. И в наиболее напряженный для Надир-шаха момент, когда заподозривший заговор правитель был готов умертвить всю свою родню из числа афшарских ханов, эти последние опередили его, убив шаха в его собственном шатре. После смерти шаха Иран снова оказался в состоянии глубокого политического кризиса и фактически распался на части. В Хорасане правил внук Надира Шахрух. Ханства Северного Азербайджана, Армения, а также Грузия стали фактически независимыми. Часть Северного Ирана захватили вожди племени каджаров, Южный — вожди племени зендов. Восточный Иран снова оказался в руках афганцев.[1]
В 1758 г. зендский Керим-хан сумел одолеть каджаров и азербайджанцев и объединить в своих руках значительную часть Ирана. Правда, он не объявил себя шахом, ограничившись титулом векеля (регента), но достаточно успешно управлял страной два десятилетия. Керим-хан провел несколько существенных реформ, направленных на ограничение произвола местных властей, восстановление ремесел и городов, регулирование налогообложения. Одновременно с этим он стремился ограничить связи Ирана с западными странами. Немалое место во внешней политике Керим-хана играли взаимоотношения с Россией, в основном торгово-дипломатические, а также с Турцией, с которой он вел войны за Басру. Смерть Керим-хана зендского в 1779 г. снова поставила Иран на грань кризиса. Начались феодальные междоусобицы ханов и борьба за власть.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена тема - «Объединение Иранского государства под властью Сефевидов в 1499-1736 гг.». В заключение проведенных исследований по этой теме, можно сделать следующие выводы.
Иран (Парфия) была основана предводителем кочевого иранского племени Аршаком. Располагавшееся вначале на землях к югу от Каспия, это государство стало быстро увеличивать свои владения. К рубежу нашей эры Парфия превратилась не только в самого крупного и сильного, но практически единственного восточного соседа и соперника Рима.
В 1499 г. кызылбаши во главе с двенадцатилетним Исмаилом начали завоевательную политику, в итоге которой вскоре объединили в рамках своего государства все собственно иранские земли, а также Азербайджан, часть Армении, Ирака, Туркмении и Афганистана.
В 1587 г. был провозглашен очередным шахом 17-летний Аббас, от имени которого намеревались управлять Ираном, кызылбашские ханы. Однако Аббас I оказался хитрым, умным и властным правителем. Он быстро избавился от опеки своих покровителей, и энергично взял рычаги власти в свои руки. Подавив восстания, положив конец междоусобицам, он одержал важную победу над узбеками в сражениях близ Герата и Хорасана. Только при Аббасе сефевидский Иран достиг внутренней стабильности, что позволило ему просуществовать при преемниках Аббаса -шаха еще свыше 100 лет.
Следующим шахом, который объединил Иран, стал – Надир. В 1729 г. Надир взял Исфаган и восстановил власть Сефевидов над всей прежней территорией империи. Он вернул все земли империи, провел ряд успешных походов, позволивших присоединить к Ирану часть Грузии, Армении и Дагестана, весь Азербайджан, Афганистан, Белуджистан. Но после смерти шаха Иран снова оказался в состоянии глубокого политического кризиса и фактически распался на части. Так проходило объединение Ирана в 1499-1736 гг.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бастани Париз и Сиясат ва эттесаде асре Сафави (Политика и экономика Сефевидов), Тегеран, 1969.
Васильев Л. История Востока.- М., 2003.
Дьяконов М. М., Очерк истории Древнего Ирана.- Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.
История Ирана с Древнейших времен до наших дней // Allpravo.Ru – 2006.
История Иранского государства и культуры, М., 1971.
Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. – ИНФРА-М.,- 2004г.
Страны и народы. Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. В 20-ти т. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия/Редкол.: Н.И. Прошин (отв.ред.), И.А.Дементьев и др. – М.: Мысль, 1979.
Эфендиев О.А., Образование Азербайджанского государства Сефевидов в нач. XVI в., Баку, 1961.
www.GUMER.info/bibliotec_books/HISTORY/iran
1 Васильев Л. История Востока.- М., 2003- с.69
2 Большая советская энциклопедия- М., 1986.
1 История Иранского государства и культуры, М., 1971-с.102
1 www.GUMER.info/bibliotec_books/HISTORY/iran
2 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. – ИНФРА-М.,- 2004г-с.256
1 Страны и народы. Науч.-попул. геогр.-этногр. изд. В 20-ти т. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия/Редкол.: Н.И. Прошин (отв.ред.), И.А.Дементьев и др. – М.: Мысль, 1979-с.168
1 История Иранского государства и культуры, М., 1971-с.103
2 Бастани Париз и Сиясат ва эттесаде асре Сафави (Политика и экономика Сефевидов), Тегеран, 1969-с.61
1 Дьяконов М. М., Очерк истории Древнего Ирана.- Н: Новосибирское книжное издательство, 2005-с.58
1 История Ирана с Древнейших времен до наших дней // Allpravo.Ru – 2006.-с.359
2 www.GUMER.info/bibliotec_books/HISTORY/iran
1 Эфендиев О.А., Образование Азербайджанского государства Сефевидов в нач. XVI в., Баку, 1961-с.29
1 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. – ИНФРА-М.,- 2004г-с.259
2 www.GUMER.info/bibliotec_books/HISTORY/iran
1 www.GUMER.info/bibliotec_books/HISTORY/iran
1 Васильев Л. История Востока.- М., 2003- с.73
2 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. – ИНФРА-М.,- 2004г-с.261
1 История Ирана с Древнейших времен до наших дней // Allpravo.Ru – 2006.-с.360
2 Поляк Г.Б., Маркова А.Н. Всемирная история. Учебник для вузов. – ИНФРА-М.,- 2004г-с.265
1 www.GUMER.info/bibliotec_books/HISTORY/iran