Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Рецензия на повесть В.П. Астафьева "Пастух и пастушка"

Рецензия на повесть В.П. Астафьева "Пастух и пастушка"

Чуть больше полвека, что минули после Великой Отечественной войны, не ослабили интереса общества к этому историческому событию. Время демократизма и гласности, осветившее светом правды многие страницы нашего прошлого, ставит перед историками и литераторами новые и новые вопросы. И наряду с традиционно рассматриваемыми произведениями Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Богомолова в нашу жизнь входят "не терпящие полуправды" романы В. Астафьева "Пастух и пастушка", В. Гроссмана "Жизнь и судьба", повести и рассказы В. Некрасова, К. Воробьева, В. Кондратьева.

"Роковым препятствием на благородном человеческом пути была и остается война - самое безнравственное деяние из всех, какие породил человек". И потому не умолкает война в творчестве Виктора Астафьева. О тех молодых парнях, с которыми пришлось писателю воевать, но которым не довелось дожить до Победы, и написал он одну из лучших, по-моему, одну из самых "трудных и больнее доставшихся ему вещей" - повесть "Пастух и пастушка". В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных.

"Современная пастораль" - такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь, есть счастье - эти главные приметы традиционной пасторали. Но недаром писатель рядом со словом "пастораль" поставил слово "современная", как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души.

Есть в повести очень важное противопоставление - детское воспоминание главного героя, лейтенанта Бориса Костаева, о театре с колоннами и музыкой, о пасущихся на зеленой лужайке белых овечках, о танцующих юных пастухе и пастушке, любивших друг друга, и "не стыдившихся этой любви, и не боявшихся за нее, резко, кричаще контрастирует, внешне сдержанно, но внутренне поразительно глубоко и эмоционально, с обостренной болью и щемящей душу печалью написанной сцены об убитых стариках, хуторских пастухе и пастушке, "обнявшихся преданно в смертный час".

"Залп артподготовки прижал стариков за баней - чуть их не убило. Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику. И мертвых било их осколками, посекло одежонку..." Короткая эта сцена, символика которой особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, пожалуй, центральная в произведении. В ней как бы сконцентрирован трагизм войны, ее антигуманность. И мы теперь не можем воспринимать дальнейшее повествование, следить за короткой, как вспышка ракеты, историей любви Бориса и Люси, за судьбами других персонажей иначе как через призму этой сцены.

Показать антигуманную суть войны, ломающую и коверкающую судьбы, не щадящую самою жизнь, - главная задача, которую поставил перед собой В. Астафьев в повести.

Писатель погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, неистовством, ожесточением, страданием, кровью. Вот картина ночного боя: "Началась рукопашная. Оголодалые, деморализованные окружением и стужею, немцы лезли вперед безумно и слепо. Их быстро прикончили штыками. Но за этой волной накатилась другая, третья. Все переменилось, дрожь земли, тертые с визгом откаты пушек, которые били теперь и по своим, и по немцам, не разбираясь, кто где. Да и разобрать уже ничего было нельзя". Эта сцена призвана подвести читателя к основной мысли повести: о противоестественности, заставляющей людей убивать друг друга.

Вне этой главной мысли нельзя понять трагедии повести лейтенанта Бориса Костаева, умершего в санитарной больнице, которому война подарила любовь и тут же отняла ее. "Ничего невозможно было поправить и вернуть. Все было и все минуло".

В повести "Пастух и пастушка", произведении большого философского смысла, наряду с людьми высокого духа и сильных чувств, писатель создает образ старшины Мохнакова, способного к насилию, готового переступить черту человечности, пренебречь чужой болью. Трагедия Бориса Костаева становится еще яснее, если пристальнее вглядеться в один из центральных образов - старшину Мохнакова, не случайно проходящего рядом с главным героем.

Однажды в разговоре с Люсей Борис произнесет очень важные слова о том, что страшно привыкнуть к смерти, примириться с ней. И с Борисом и с Мохнаковым, находившимся на передовой, посто-янно видевшими смерть во всех ее проявлениях, случается то, чего боялся Костаев. Они привыкли к смерти.

Повесть В. Астафьева предостерегает: "Люди! Это не должно повториться!"

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Похожие работы:

  1. • Поэтика психологических характеристик в повести В.Астафьева ...
  2. • Человек мира и войны в прозе В. Астафьева 60-х-70-х годов
  3. • Астафьев Виктор Петрович
  4. • Подвиг человека на войне (Ю.В.Бондарев)
  5. • Крестьянство в произведениях Шукшина
  6. • Тема подвига советского народа в Великой Отечественной ...
  7. • "Прекрасны только правда и жизнь"
  8. • О жанре деревенской прозы
  9. • Своеобразие героев деревенской прозы Василия Шукшина
  10. • Роман Проклят и убит В.П. Астафьева в контексте идейно ...
  11. • Употребление глаголов в деревенской прозе
  12. • Изучения эпических произведений малой формы в 5-9 ...
  13. • В.М. Шукшин - самородок земли алтайской
  14. • Тема деревни в творчестве Бориса Екимова
  15. • Тема деревни в русской прозе 90-х годов
  16. • "Звезды прелестные" в поэзии Пушкина и его современников
  17. • Восточные славяне в древности
  18. • Позиционные системы счисления
  19. • Меркантилизм и доктрина А. Смита
Рефетека ру refoteka@gmail.com