«Истина заключается в том, что, не смотря на тяжелейшие испытания, мы
победили»
А. Чаковский
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов.
Это было бы преступление перед павшими, преступление перед будущим, мы
должны помнить о войне, о героизме и мужестве, прошедших ее дорогами,
бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле, поэтому одной из
важнейших тем нашей литературы является тема подвига советского народа в
Великой Отечественной войне.
Эта тема сложна, многообразна, не исчерпаема. Задачи современных
литераторов, пишущих о войне - огромны. Им необходимо показать значимость
борьбы и победы, истоки героизма советских людей, их нравственную силу,
идейную убежденность, преданность Родине; показать трудности борьбы с
фашизмом; донести до современников чувства и мысли героев военных лет, дать
глубокий анализ в один из самых критических периодов в жизни страны и их
собственной жизни.
Отсюда жанровое разнообразие произведений о войне, большие эпические
произведения, в которых дается осмысление сложных общественно-политических
процессов периода войны в их связях с прошлым и будущим страны, мировой
истории /Романы К.Симонова. В. Гроссмана, Ю. Бондарева, В. Богомолова и
др./; психологическая проза, раскрывающая основы личности в трагических
коллизиях войны /В. Быков, Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина и др./;
художественно-документальные произведения / Д.Гранин, К.Воробьев, С.Смирнов
и др./; драматургия /пьесы К. Симонова, Б. Корнейчука/; поэзия /стихи М.
Джалиля, М. Луконина, С. Гудзенко/
Независимо от жанра, все произведения объединены одним - «памятью сердца»,
страстным желанием поведать правду о пройденных дорогах войны.
Автобиографическая повесть - «Это мы, господи!» была написана в 1943 году.
Ровно 30 дней находясь в подполье, зная, что смертельная опасность рядом и
надо успеть, писал К.Воробьев о том, что довелось ему пережить в фашистском
плену. Страшные картины проходят перед глазами читателя: «Стриженые головы,
голые ноги и руки лесом торчат из снега по сторонам дорог. Шли эти люди к
месту пыток и мук - лагерям военнопленных, да не дошли, полегли на пути ...
и молчаливо и грозно шлют проклятья убийцам, высунув из-под снега руку,
словно завещая - Мстить! Мстить! Мстить!»
Откроем лирическую повесть В.Астафьева «Пастух и пастушка /Современная
пастораль/»
Ее герой, двадцатилетний лейтенант, убивал фашистов, хоронил товарищей,
слышал, как «трещали кости пехотинцев, утюженные гусеницами танков», одним
словом, воевал, а умер, именно умер, от незначительной раны. Причина? Три
дня любви. Зачерствевшее сердце вдруг оттаяло, запело, заговорило стихами и
... не смогло находиться среди крови, насилия, смерти.
Своеобразно разрабатывает тему войны белорусский писатель В.Быков, его
произведения отличает нравственно-психологическая проблематика.
Бескомпромиссность нравственных требований. Основой его сюжетов является
ситуация нравственного выбора. Писатель дает художественное исследование
моральных основ человеческого поведения в их социальной и идеологической
обусловленности.
Повесть «Сотников» Зима 1942 года. Партизанский отряд, обремененный
женщинами, детьми, раненными, окружен. Заканчиваются боеприпасы, нечем
кормить людей. На разведку посылаются двое - Сотников и Рыбак. Они попадают
в руки фашистов. Перенеся пытки, Сотников погибает, Рыбак ценою
предательства остается жив. Два типа жизненного поведения, цена подвига и
позорный финал нравственного компромисса, истоки героизма и предательства -
вот главные проблемы, раскрывающиеся через эти образы. Рыбак - смелый боец,
когда за его спиной стоят свои, оказавшись же один на один с врагом, он
идет сначала на компромисс, потом - на предательство и убийство товарища.
Анализируя этот характер В.Быков приходит к выводу, что истоки
предательства Рыбака выходят из детства, когда он шел на, казалось бы,
мелкие жизненные уловки.
Сотников - скромный, незаметный человек, без всяких внешних признаков героя
и необыкновенной личности, простой учитель. Почему же будучи больным и
слабым он пошел на ответственное задание? Ведь одной из причин того, что
они оказались в руках врага, явилась его болезнь - он не сдержал душивший
его кашель и этим обнаружил себя и Рыбака.
Измученный пытками, шантажируемый фашистами («Мы все равно их найдем, а
тебя запишем в предатели»), он остается не сломленным. Истоками его
мужества, героизма явилась глубокая убежденность в справедливости той
борьбы, которую ведет народ, воспитавший и вскормивший его. Сотников
погибает физически, но не духовно. Перед казнью он видит в толпе мальчика,
встречается с ним и убеждается, что честно выполнил свой долг.
Тема повести В. Козько «Скудный день» - оборванное войной детство, душевная
незаживающая рана. Место действия - небольшой белорусский городок; время
действия - 10 лет спустя после войны. Основное, что характеризует
произведение, - это напряженный тон повествования, который зависит не
сколько от сюжетного развития событий, сколько от внутреннего пафоса,
психологического накала. Этот высокий трагедийный пафос определяет весь
стиль повести.
Колька Летичка /это имя дано ему в детдоме, своего он не помнит/, маленьким
ребенком попал в концлагерь, где содержались дети доноры, у которых брали
кровь для немецких солдат. Ни матери, ни отца он не помнит. А те
нечеловеческие душевные и физические страдания, которые он испытал, вообще
отнимают у него память о прошлом.
И вот через 10 случайно попав на судебное заседание, слушая показания
бывших полицейских-карателей, мальчик вспоминает все, что с ним произошло.
Страшное прошлое оживает - и убивает Кольку Летичку. Но смерть его
предопределена теми событиями, которым уже больше 10 лет. Он обречен:
никакие силы не способны восстановить того, что у него было отнято в
детстве.
Крик Кольки, прозвучавший в зале суда, - это эхо зова о помощи всех детей,
насильно отторгнутых от матерей: «Мама, спаси меня!» - закричал он на весь
зал, как кричал на всю землю в том далеком 1943, как кричали тысячи и
тысячи его сверстников.
Невозможно даже перечислить все произведения, воспевавшие героизм народа в
Великой Отечественной войне. На могиле Неизвестного солдата в Москве
высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен» Книги о войне
тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания -
учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой
нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в
связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Оружие
писателя - вклад в общее дело борьбы за мир.