Министерство общего среднего и профессионального образования
Свердловская область МО «Нижнетуринский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
Образовательная область: обществознание
Наркомания –
социальная проблема
Реферат
Исполнитель: ученица 11 «Б» класса Вершкова Екатерина
Руководитель: Андреева Юлия Александровна
2005 г.
ПЛАН
2. Что такое наркомания.
2. 1. Наркотическая зависимость.
2. 2. Классификация наркотика.
2. 3. Наркомания как болезнь.
3. Как это начинается или почему молодые люди начинают
принимать наркотики (подсознание и сознание, внимание и память, самооценка, место в обществе).
4. Заключение.
5. Список литературы.
Введение
Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. Вряд ли какой-нибудь мудрец сумеет дать рецепт счастья, да и мало кто из нас любит чужие советы, предпочитая свой путь проб и ошибок. И всё таки некоторых ошибок лучше не совершать, слишком много горя способны они причинить...
К сожалению, тема наркомании давно стала привычной и понятной большинству граждан нашей страны.
Мы не только узнаём наркоманов толпе, но, как ни трудно об этом говорить, многие из нас столкнулись с фактом употребления наркотиков в кругу друзей. Уже давно известно, что не менее половины молодых россиян хотя бы однократно принимали с токсиманической целью тот или иной наркотик. С экрана телевизора, из газет и журналов мы получаем исчерпывающую информацию о пагубности наркотики, как для каждого потенциального потребителя, так и для нации в целом. Однако распространение наркомании не только не снижается, но и продолжает расти.
Уже несколько тысячелетий медицина изучает тело человека. И ещё дольше человеческую душу сопровождает религия, сложно и малоизученным остаётся социум, пространство, где пребывает вместе душа и тело. Где они враждуют и блаженствуют. Очевидное и обыденное далеко не всегда бывает понятным. Наркомания остаётся малоизученным феноменом. Этот патологический процесс реализован на биологическом и социальном уровнях функционирования человека.
Нет. Мы пока ещё не «впереди планеты всей» по количеству наркоманов. Но не следует сбрасывать со счетов и тот факт, что эта беда коснулась нас много позже, чем так называемые развитые страны.
Причин распространения наркомании множество. Именно их я и попытаюсь выяснить в ходе своего реферата.
Наркомания – это не просто болезнь в медико – биологическом смысле, это ещё и образ жизни, точнее – существования; это дорога, ведущая в никуда; это разрушение интеллекта, души, тела…
2. Что такое наркомания
Наркомания (это слово образовалось от греч. narkē оцепенение, сон + mania безумие, страсть, влечение) - хронические заболевания, вызываемые злоупотреблением лекарственными или нелекарственными наркотическими средствами. Характеризуются возникновением патологического влечения к наркотическому средству (психической зависимости), изменением толерантности к наркотическому средству с тенденцией к увеличению доз и развитием физической зависимости, проявляющейся абстинентным синдромом, при прекращении его приема.
Атмосфера самоуспокоенности в 60 – 70-е годы оказалась одной из главных причин того, что в обществе не замечали нарастающую острую социальную проблему – наркоманию. Как показывает анализ реально сложившегося положения, она не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило практически все общественные группы и поразило представителей наиболее дееспособной части населения.
По данным А.А. Габиани, наркомания распространена главным образом среди мужчин в возрасте до 35 лет, проживающих в городах. Особенно тревожит то, что треть из них – молодежь до 25 лет. Хотя наркомания представляет собой прежде всего городскую проблему, география потребления наркотических средств расширилась, пагубное пристрастие проникло даже в отдаленные сельские районы.
С точки зрения уровня образования наркоманы мало чем отличаются от своих сверстников: подавляющее большинство (83,3%) имеет среднее, незаконченное высшее или высшее образование, 61,7% работают, 5,8% учатся, не работают и не учатся 24,8%.
Велик среди них и удельный вес ранее судимых (46%): почти каждый второй был наказан за преступления, связанные с наркоманией, а каждый четвертый – за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку наркотических веществ без цели сбыта.
Примерно каждый второй живет в семье, где кто-то злоупотребляет спиртными или наркотиками, имеет судимость или тяжело болен, часто психическими или нервными заболеваниями.
Весьма широко распространена полинаркомания. Гашиш принимают 83,9%, морфий – 46,7, опий – 43,8, кокаин – 11,7, героин – 2%. Большинство – примерно ѕ - начали с гашиша, который вопреки бытующему мнению о якобы незначительной вредности приводит к тяжким последствиям. Вызывает озабоченность и то обстоятельство, что многие относятся к категории хронических наркоманов, т. е. лиц, давно и систематически принимающих наркотики.
Потребители наркотиков платят за них немалые деньги. Разумеется, соответствующие суммы большинство потребителей наркотиков могут достать только преступным путем, так как многие из них не работают, а если и трудятся, то таких денег не зарабатывают. Все это позволяет сделать вывод, что наркомания стала такой общественной язвой, не замечать которую уже нельзя: требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе и посредством выявления глубинных социальных причин.
2. 1. Наркотическая зависимость.
Наркотическая зависимость – появление необходимости систематически принимать вещества, меняющие психическую регуляцию организма. Само выражение «Зависимость от наркотиков» кажется весьма странным: разве может организм зависеть от веществ, являющихся в прямом смысле слова ядовитыми? Оказывается, может. А как зависимость возникает?
За счёт особенностей своего химического строения наркотика удаётся воздействовать на обменные процессы, протекающие в клетках мозга и вызывать эйфорию. Однако в результате такого воздействия связь между клетками нарушается, и клетки не могут нормально взаимодействовать друг с другом в отсутствии наркотика. А это, в свою очередь, означает, что нарушается процесс регуляции функций организма. Человек начинает испытывать чувства дискомфорта, раздражительности, возникает ощущение нездоровья, в общем, состояние так себе. После приёма наркотика, который на время восстанавливает нарушенный им же химические связи между клетками мозга, симптомы нездоровье пропадают, улучшается настроение и так далее. Но … всё это лишь передышка – и как только действие наркотика заканчивается, волна плохого самочувствия и настроения вновь накатывает.
Получается, что наркотик, вызывающий устойчивое изменение в сложных биохимических процессах, протекающих в мозге, одновременно способен формировать иллюзии о своих исцеляющих способностях. Человек оказывается в замкнутом круге - он использует наркотик для того, чтобы избавится от неприятных переживаний и ощущений ,использование же одурманивающего вещества всё более и более усиливает эти неприятные ощущения. Работа организма действительно теперь зависит от наркотика, у человека формируется наркотическая зависимость, считающаяся болезнью.
Симптомы начала формирования зависимости зачастую оказываются незаметными для употребляющего наркотик. Человек самонадеянно считает, что он контролирует процесс: «когда захочу- брошу», не подозревая, что он уже «оказался на крючке». Первыми звоночками, предупреждающими об опасности, являются периодически возникающее желание попробовать наркотик, приятные чувства при воспоминании о пробе наркотика. Это свидетельство сформированной психической зависимости. Постепенно в отсутствии наркотика у человека начинает ухудшаться самочувствие и настроение, сокращается временной промежуток между пробами, наркотик используется уже не столько для того, чтобы испытать неприятные ощущения, сколько для того, чтобы избавиться от неприятных. И это свидетельство формирования физической зависимости.
Не существует наркотиков, которые бы не вызывали зависимости, и не существует людей , для которых наркотики были бы не опасны (ни у кого из нас нет биологической защиты, позволяющей избежать привыкания). Использование наркотиков крайне опасный эксперимент, который очень часто заканчивается возникновением болезни (порой достаточно одной- двух проб). Лечение же психической и физической зависимости - процесс крайне сложный и длительный.
Почему так сложно справиться с тягой к наркотику? Дело в том, что наркотик даёт ощущение эйфории.
Врачи- наркологи это состояние определяют как комплекс положительных ощущений и переживаний, вызванный использованием наркотика. Но, согласитесь, «комплекс положительных ощущений и переживаний» может возникать под воздействием самых разных причин, и у каждого из нас есть богатый опыт, подтверждающий это. Любовь (особенно, когда она взаимна!), успех («сделал» главного соперника на спортивной трассе, прошёл все туры отборочного конкурса и так далее), красота, которую ты видишь и от которой у тебя захватывает дух (рассвет в горах, радуга, отражающаяся в каплях водопада), - список этот каждый может продолжать до бесконечности.
А в чём же того особенность наркотической зависимости эйфории? Дело в том, что у человека, её испытывающего, искажается восприятие действительности - мир ему кажется не таким, какой он есть на самом деле,- меняются очертания, границы предметов, их цвета, звуки приглушаются или, наоборот , становятся очень громкими, могут возникать галлюцинации. С чем это связано?
Попадая в организм, наркотики изменяют механизмы функционирования мозга, заставляя его в больших количествах вырабатывать особые вещества – эндорфины.
При этом сила наркотического воздействия оказывается слишком большой, клетки очень быстро истощаются, часть из них нередко гибнет. Вот почему у человека, находящегося в состоянии наркотического опьянения, искажается восприятие внешнего мира – для его мозга приём наркотика сродни мощному удару кувалдой.
Нередко поклонники дурмана уверяют, что эйфория помогает им избавится от многочисленных тревог, забыть о них. Это действительно так, ведь удар «наркотической кувалды» тормозит работу тех клеток мозга, которые, «занимались» обдумыванием, поиском путей решения проблемы. Но… увы, избавляясь на время неприятных переживаний, человек не освобождается от проблемы вообще, однако упускает время, которое можно было бы использовать для её решения. Кстати, очень скоро у человека может вообще пропасть желание решать свои проблемы – наркотик ослабляет волю, человек теряет ощущение реальности.
Использование наркотика довольно быстро приводит к тому, что человек теряет способность испытывать приятные ощущения, вызванные «нормальными » причинами, наркотики становятся для него важным источником удовольствия. А это значит, что и жить он постепенно начинает по иным правилам: на первом месте наркотики, на втором…
тоже наркотики, а уж потом родные, любимый человек, успех, деньги и так далее.
Что же получается? Наркотики не способны подарить человеку удовольствие, они лишь создают иллюзию его получения. Ведь возникает эйфория не оттого, что у человека действительно удачно идёт жизнь, происходит что-то важное и приятное, а оттого, что его мозг подвергается химической стимуляции.
Стоит же такая иллюзия весьма дорого – платить придется обязательно и в самой ценной «валюте»: здоровьем, внешностью, успехом.
Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной заражённости молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств, того, кто использует наркотики.
Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он ещё имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделятся», « не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз пробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, оно не способен сориентироваться в ней.
Мы предлагаем выделять четыре этапа возможного развития наркогенной зараженности у молодых людей. Каждый из них характеризуется своим ключевым событием, содержанием мотивации наркотизации, а также изменением некоторых психических качеств и свойств того, кто использует наркотики.
Первый этап. Ключевым событием этого этапа является первая проба наркотика сама по себе. Как правило, основные мотивы приобщения к одурманиванию носят социальный характер. Чаще всего подросток использует наркотик не ради получения эйфорического эффекта (о котором он еще имеет самое приблизительное представление), а для реализации какой-то иной своей потребности. Обычно это связано с необходимостью взаимодействия со сверстниками. Школьник подчиняется давлению среды, пробует наркотик или другой препарат для того, чтобы стать «своим» в компании, «не выделяться», «не быть белой вороной», снять напряжение при общении с малознакомыми людьми.
Но вот что настораживает. При опросах подростки нередко отмечают, что первый раз попробовали препарат потому, что «не знали, как отказаться». Действительно, этому, к сожалению, не учат ни в школе, ни в семье. Ситуация, в которой возникает возможность попробовать наркотик, для молодого человека является новой, он не способен сразу сориентироваться в ней. Поэтому, даже зная об опасности наркотиков, он попадает под влияние окружающих, подчиняется внешнему давлению. И упреки взрослых в легкомыслии здесь неправомерны. В непривычной обстановке оказывать сопротивление, отстаивать свою позицию оказывается гораздо сложнее (в особенности это касается младших подростков, у которых только формируется внутренний локус контроля). Получается, что первое знакомство с наркотиками многих молодых людей могло бы быть предотвращено благодаря своевременной подготовке - обучению навыкам поведения в опасной ситуации.
Чаще всего при первом использовании одурманивающего вещества эйфорический эффект не возникает. О причинах этого говорилось выше. Школьники обычно утверждают, что «ничего не ощущали»,
затрудняются определить конкретный характер возникающих ощущений («кружилась голова», «повело в сторону») или утверждают, что ощущения были неприятные: «тошнило», «болела голова»).
Первая проба, как правило, не приводит к реальным физиологическим изменениям обменных процессов в мозге. Поэтому она не затрагивает эмоциональную, волевую, нравственную сферы несовершеннолетнего. Сохраняются его основные жизненные ориентиры и ценности. В этот период взрослый, общаясь с молодым человеком, может апеллировать к традиционно значимым факторам - страху наказания, боязни осуждения, негативному влиянию одурманивания на будущие планы и т. д.
Однако, несмотря на отсутствие реальных физиологических изменений, первая проба имеет огромное психологическое значение. Дело в том, что в сознании подростка снимается своего рода защитный психологический барьер, табу, до определенного времени запрещавшее одурманивание.
На этом этапе может сформироваться представление о безопасности наркотизации. Действительно, используя первый раз одурманивающее вещество, подросток втайне ожидает испытать что-то необыкновенное (ведь недаром, думает он, об этом так много говорят, не зря запрещают). Однако действительность, как правило, разочаровывает. Это может снять всякий интерес к одурманиванию в дальнейшем, а может и стать причиной дальнейших проб наркотических и других одурманивающих веществ. Первый этап является и своего рода школой по освоению
«технологии одурманивания»: ведь тут молодой человек уже на практике осваивает приемы использования конкретного препарата.
Главная задача взрослого на этом этапе - своевременно выявить факт знакомства с наркотическим веществом и предотвратить развитие дальнеишего наркогенного заражения.
Второй этап. Для этого этапа характерно первое прочувствование эйфорического эффекта. Социальные мотивы наркотизации постепенно оттесняются иными - стремлением вновь и вновь переживать кайф. Надо сказать, что именно на этом этапе эйфорические ощущения наиболее яркие и значительные. Подросток может долго и с наслаждением описывать то, что он испытывал: «смотрел мультики», «летал», «парил» и т. д.). За счет чего возникает эйфория?
Дело в том, что наркотические вещества ослабляют сигналы-импульсы, идущие от внутренних органов. В норме эти сигналы мы не осознаем, они воспринимаются подкорковыми структурами мозга, однако именно они и создают у нас ощущение «земного притяжения». При использовании одурманивающих веществ «земное притяжение» на время отступает, возникает ощущение «полета в облаках». Вот как рассказывает об этом одна из поклонниц дурмана: «Вот я лежу в белоснежном облаке на вершине высокой горы. Слева и справа пропасть, мне хорошо, ни до кого нет дела. Перед глазами пролетают громадные яркие бабочки, где-то журчит ручей. Мое тело невесомо, я как будто парю вместе с облаками, я самая красивая, самая счастливая, самая добрая...»
Безусловно, опыт эйфорических ощущений затрагивает и волевую, нравственную сферу несовершеннолетнего. Он может знать об опасности наркотизации, На словах понимать степень риска, которому себя подвергает, но сопротивляться соблазну вновь испытать эйфорию ему становится все сложнее. Причину происходящего мы обсуждали выше.
Значение этого этапа заключается в следующем. У молодого человека в полной мере формируется представление о «положительной» стороне наркотизации, возможности при помощи наркотических веществ получать «бесплатное удовольствие». Действительно, несмотря на все предостережения, никаких реальных негативных последствий знакомства с наркотиками подросток не ощущает (они возникнут позже) ,поэтому несовершеннолетний перестает верить и доверять взрослым, говорящим об опасности одурманивания. Школьники неохотно идут на обсуждение этой темы, поскольку считают учителей и родителей некомпетентными (ведь взрослые, не имеющие опыта применения наркотиков, по мнению молодых людей, говорят о том, о чем не имеют никакого понятия).
На этом этапе может происходить постепенное изменение круга общения подростка. О прежних приятелях oн может отзываться весьма снисходительно, новый опыт дает ему основание считать себя более взрослым. Появляются новые знакомые, те, с кем молодой человек использует наркотическое вещество, те, кто помогает достать препарат.
В ходе второго этапа происходит закрепление приемов использования наркотика, приобретенных при первых пробах, а также освоение новых вариантов наркотизации. Несовершеннолетний начинает экспериментировать с различными веществами, оценивая вызываемые ощущения, выбирая наиболее привлекательные для себя.
На этом этапе молодой человек нуждается в систематической психолого-педагогической коррекционной работе (тренинги, ролевые игры и т. д.), а также специальном антинаркогенном контроле, препятствующем дальнейшему использованию наркотика.
Третий этап. Ключевое событие этого этапа заключается в появлении у подростка симптомов психической зависимости. В момент отсутствия одурманивающего вещества он начинает испытывать чувство беспокойства, тревоги, раздражительности т. п. Это результат устойчивого изменения в деятельности системы подкрепления, вызванного использованием наркотика. Нередко потребность в наркотиках определяют как мнимую. Действительно, может ли человек испытывать потребность в том, что разрушает его? Оказывается, да, ведь по силе влияния на организм наркотическая потребность не просто сравнима с основными естественными потребностями человека в еде, питье, защите, но нередко превышает их. Человек забывает о чувстве голода, страха ради того, чтобы найти наркотик.
На третьем этапе снижается сила и «приятность»
эйфорических ощущений. Это, в свою очередь, влияет на мотивы наркотизации. Подросток стремится использовать наркотическое вещество уже не столько ради эйфории, сколько ради того, чтобы снять неприятные ощущения, избавиться от негативных переживаний. Чаще всего только на этом этапе взрослые начинают догадываться о том, что «с ребенком что-то неладное». Дело в том, что у использующего наркотики возникают «необъяснимые», С точки зрения стороннего наблюдателя, колебания настроения, не всегда понятны мотивы его поведения.
Изменения эмоциональной, волевой, нравственной сфер оказываются значительными. Несовершеннолетний может еще признавать вред наркотизации, однако выдвигает целый ряд доводов «за» одурманивание. Крайне неохотно идет на контакт с теми людьми, которые так или иначе пытаются помешать
его наркотизации. Меняется характер взаимоотношений с родителями, одноклассниками, прежние увлечения и интересы теряют свою значимость. Круг общения сужается до группы, в которой и происходит использование наркотиков.
На этом этапе молодой человек уже нуждается в специальной работе с психологом и медиком. Задача педагога заключается в том, чтобы выявить нуждающегося в помощи подростка и организовать его реабилитацию (помочь связаться со службами помощи, убедить своего подопечного и его родителей в необходимости медико-психологической реабилитaции).
Четвертый этап. У несовершеннолетнего формируется уже физическая зависимость от препарата. Головокружительный полет в пропасть завершается страшным ударом - возникновением симптомов абстиненции, или :ломки, мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества. Вот как описывает это состояние один из больных подростков: «Боль нечеловеческая... Будто внутрь забралась целая шайка садистов - одни кости сплющивают, другие суставы выворачивают, третьи гвозди повсюду забивают. Кишки разрываются на части, и ты натурально сходишь с ума». Чтобы снять ломку, наркоман идет на все - теперь для него нет никаких волевых и нравственных преград. Хорошо и нравственно все то, что дает избавление от абстиненции, плохо и безнравственно то, что способствует ей.
Чем обусловлены столь жестокие переживания?
Дело в том, что в отсутствие наркотика чувствительность организма к сигналам, идущим от внутренних органов, повышается настолько, что наркоман начинает ощущать движение кишечника, напряжение мышц, возникает чувство «переворачивания внутренностей». Громкий звук, яркий свет начинают буквально бить по нервам. Один из прошедших эти круги ада говорит: «Если бы с ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана».
Педагог самостоятельно не в состоянии помочь несовершеннолетнему со сформированной физической зависимостью. Собственно говоря, и шанс столкнуться с таким школьником у педагога не так высок, поскольку крайне редко страдающие физической зависимостью подростки продолжают посещать школу. Одурманивание полностью вытесняет из их жизни все прежние интересы. Несовершеннолетние наркоманы должны пройти курс медицинской реабилитации в условиях больницы. Однако в последующем после возвращения к нормальной жизни роль педагога окажется для них чрезвычайно значимой. Доброжелательный, компетентный взрослый сможет обеспечить ребенку в школе условия для успешной социопсихологической реабилитации, поможет установить контакты с одноклассниками и другими учителями.
Вышеприведенный сценарий развития событий справедлив в отношении не только наркотиков, но и всех остальных наркогенных веществ. Специфичность же главным образом будет выражена интенсивностью эйфорических ощущений, скоростью развития привыкания, силой психической и физической зависимости (так, кайф от выкуренной сигареты будет отличаться от ощущений, вызванных ЛСД; даже одно использование героина может вызвать привыкание, тогда как при применении алкоголя этот процесс длится значительно медленнее, и т. п.).
К сожалению, мало кто из школьников, только начинающих свое знакомство с дурманом, догадывается о коварстве наркотических веществ и поэтому не может оценить реально грозящую ему опасность. Задача взрослого, находящегося рядом, помочь увидеть за розово-голубыми одеждами эйфорических ощущений черный призрак болезни.
2. 2. Классификация наркотиков.
Есть множество способов классификации наркотиков. Это зависит от признаков, по которым их делят, от степени и диапазона их воздействия на организм человека. Одна из самых популярных классификаций делит наркотики на:
1) Опиаты (морфин, промедол, фенадол и другие);
2) ЛНДВ (летучие наркотически действующие вещества);
3) Психостимуляторы (или просто стимуляторы);
4) Препараты конопли (или гашишные наркотики);
5)Болеутоляющие;
Опиаты.
Опийная наркомания развивается при наркотизации такими веществами, как опий - сырец (застывший темно-коричневый сок маковых коробочек) и все его производные, которые называются опиатами, а также синтетическими препаратами и лекарственными средствами со сходным действием (героин, морфин, промедол, омнопон, дионин, кодеин, фентанил, фенадол, метадон, пентазоцин и другие).
Некоторые из этих средств производятся фармацевтической промышленностью и используются в хирургии, онкологии, травматологии и других областях
медицины как обезболивающие. Именно препараты этой группы обладают наибольшим обезболивающим эффектом.
Способ употребления опиатов зависит от препарата. Героин обычно вводят путем внутривенных или подкожных инъекций, вдыхают (нюхают) или используют вместе со стимуляторами для внутривенного введения. Препараты, производимые фармацевтической промышленностью, вводят внутривенно или принимают внутрь.
Как и у всех видов наркоманий у опиомании выделяют 3 стадии. Обычно 1 стадия длиться от 2 до 3 месяцев в зависимости от вида принимаемого наркотика. Нужно отметить, что быстрее всего развивается зависимость от героина – после 3 – 5 инъекций; при внутривенном введении чистого морфина – после 10 – 15 инъекций (2 – 3 недели нерегулярного приема). При курении (опиокурении), жевании, глотании «маковой соломки» (опиофагии) зависимость формируется в течение нескольких лет.
Как правило, абсистентного синдрома на первой стадии еще нет, но при отсутствии наркотика возникает состояние острого психического дискомфорта. В это время наркоманы мало спят, мало едят. Появляется задержка стула на несколько дней, т. к. опиаты угнетают кишечную перистальтику. Уменьшается количество мочи. При простудах и у заядлых курильщиков отсутствует кашель, т. к. опиаты подавляют кашлевой рефлекс и угнетают дыхательный центр.
На 2 стадии опийной наркомании толерантность постоянно растет, так как действие прежней дозы постоянно угасает. У некоторых наркоманов толерантность к опиатам достигает чрезвычайно высоких величин – в 100 – 300 раз выше, чем первоначальная доза.
Наиболее характерным объективным симптомом на протяжении всей опийной наркомании служит сужение зрачка. Другими характерными признаками опийного опьянения, независимо от вида принимаемого препарата и способа его введения, являются понижение выделения слюны и сухость во рту. Так же на второй стадии у наркоманов наступает общее истощение организма. У них появляются обильные ранние морщины, волосы становятся ломкими, ногти отходят слоями, крошатся и выпадают зубы. Как последствия могут возникать отеки легких и другие состояния, нередко ведущие к летальному исходу.
На 3 стадии опиомании снижается толерантность к наркотику, так как больные уже не могут переносить прежнюю дозу. Если они вводят ту дозу, которая раньше вызывала у них комфортное состояние, то возникает слабость. Наркотик оказывает уже не активизирующее воздействие, а лишь тонизирующее. Происходит утяжеление абсистентного синдрома. Он наступает уже через 4 – 5 часов после приема наркотика. В абсистенции возникают судороги в руках и ногах, мышцы вялые, их сила снижена. Аппетит отсутствует, опиоманы катастрофически худеют; артериальное давление у них снижено, возможен сосудистый коллапс (резкое падение артериального давления). Может развиться острая сердечная недостаточность, вплоть до смертельного исхода. Так же преобладает тоска, апатия, глубокая депрессия, чувство безнадежности и безвыходности. В таком состоянии многие больные совершают самоубийства. Мало кто из них доживает до 30 – 35 лет. Они до этого возраста лишь в тех редких случаях, когда начали принимать наркотики, будучи взрослыми. Но чаще всего наркотизация наступает в юношеском возрасте.
Болеутоляющие .
Механизм болеутоляющего действия наркотических анальгетиков состоит в торможении на разных уровнях ЦНС , передачи болевых импульсов от болевых рецепторов к коре больших полушарий головного мозга.
Болеутоляющие лекарственные препараты уменьшают или сводят на нет восприятие боли , изменяют эмоциональную окраску боли и реакцию на нее . Хотя восприятие болевого синдрома сохраняется , ответная реакция становится иной.
Обычно наркотические анальгетики делят на препараты растительного и синтетического происхождения. В медицине главным образом из-за их обезболивающего эффекта используют опиаты – препараты растительного происхождения. Источником их получения служит опий, представляющий собой млечный сок, получаемый из разрезов незрелых головок снотворного мака. Для этой цели опиаты использовались столетиями, и по сей день они остаются самыми мощными и избирательно действующими обезболивающими средствами , известными медицине. В отличие от анестезирующих лекарств типа депрессантов, анальгетики – опиаты обезболивают без нарушения сознания. После приема умеренной дозы опиатов пациенты остаются в сознании (слух и обоняние при этом обостряются) и все еще способны говорить о болезненных ощущениях, но уже не страдают от боли.
Основным алкалоидом опия является морфин. До настоящего времени не найдено более эффективного и удобного в медицинском смысле обезболивающего средства, чем морфин или искусственные соединения подобного механизма действия. Он легко всасывается в кровь из кишечника и подкожной жировой клетчатки, а из крови в кратчайшие сроки переходит в печень, селезенку, почки, легкие и другие органы.
Клиническое действие морфина, прежде всего, зависит от фармакологического эффекта, который возникает при взаимодействии морфина с нервными клетками. Хотя наиболее распространенным эффектом действия морфина является его угнетающее влияние на центральную нервную систему, более пристальные наблюдения указывают на двоякую природу эффекта: с одной стороны, расслабляющее, а с другой – возбуждающее действие на нервную систему.
Под влиянием длительного введения препарата резко нарушается обмен веществ. Большое практическое значение имеет тормозное действие морфина и особенно опийных препаратов на функции желудочно-кишечного тракта, уменьшается секреция желез желудка и кишечника.
Медицинское применение опиатов, таких, как метадон, заключается в использовании их для лечения героиновой зависимости.
Способность опиатов вызывать эйфорию может привести к пристрастию, а затем к наркомании.
Острое отравление опиатами (морфином) развивается главным образом при передозировке, при этом резко угнетается дыхание, снижается давление и температура тела. Помимо общепринятых мер борьбы с отравлением (промывание желудка, искусственное дыхание и т.д.) необходимо применение специфического антагониста морфина и других наркотических анальгетиков – налорфина.
Стимуляторы.
К стимуляторам, вызывающим наркотическую зависимость, относятся кокаин, эфедрин, перветин (метедрин), амфетамин (бензедрин, фенамин), прелюдин (грацидин) и другие. Сюда же относиться и кофеин, но он пока наркотиком не считается, хотя тоже может вызывать зависимость (чифиризм, кофеинизм).
Способы введения стимуляторов различны: их вводят внутривенно и внутримышечно, принимают внутрь в виде растворов или таблеток, курят или нюхают.
Наиболее распространенным видом опьянения стимуляторами является опьянение эфедрином. Оно получило название эфедриновой наркомании. Эфедрон очень популярен среди подростков, а также среди людей творческих профессий – считалось, что наркотик стимулирует творческую деятельность.
На 1 стадии психическая зависимость может сформироваться уже после 2 – 3 инъекций, но чаще всего она возникает через 1 – 3 месяца нерегулярного приема эфедрона внутрь. При внутривенном введении зависимость формируется гораздо быстрее. При сформировавшейся психической зависимости быстро нарастает толерантность. Особенностью этой формы является то, что разовая толерантность (т. е. количество наркотика принимаемого одномоментно) существенно не возрастает, так как увеличение привычной наркотической дозы приводит к ухудшению состояния – возникает головная боль, появляется дрожь во всем теле, озноб, повышается артериальное давление. С течением времени укорачивается продолжительность эйфории, и выход из интоксикации (наркотизации) сопровождается упадком сил, вялостью, сердцебиением.
К концу периода наркотизации нарастает психическое истощение, появляется тошнота, головокружение, резь в глазах, бессонница, общая слабость и вялость, слабость в мышцах, не выносливость, к психической и физической нагрузке, нарастает апатия. Из–за плохого самочувствия наркотизация прерывается. В дальнейшем может быть перерыв в приеме наркотиков, длящийся от 3 до 10 дней.
После окончания периода наркотизации возникает острое чувство голода. Наркоманы много едят, но прежнего веса не набирают. Наркоман испытывает тягостное ощущение неудовлетворенности, недовольства, ему ничем не хочется заниматься, все неинтересно, т. е. возникает психический дискомфорт.
Через 3 – 4 месяца регулярного приема или внутривенного введения в промежутки между интоксикациями нарастают общая вялость, слабость, нарушение сна и аппетита; появляются тревожность и подозрительность, становится стойкой бессонница.
Длительность первой стадии наркомании стимуляторами 3 – 6 месяцев. Ее продолжительность зависит от интенсивности наркотизации, т. е. от дозы наркотика и частоты его приема.
На 2 стадии происходит увеличение разовой толерантности. При приеме внутрь толерантность возрастает в 5 – 6 раз, а суточная доза – 50 – 60 раз. Продолжительность эйфории резко сокращается, она утрачивает свою привлекательность и легко исчезает под воздействием внешних раздражителей, что приводит к возникновению раздражительности, грубости и беспричинной злобы у наркоманов. При повышении доз наркотика часто возникает передозировка, которая может привести к смерти.
Через 8 – 9 месяцев регулярного приема стимуляторов после тяжелой многодневной наркотизации возникают психозы. Вначале нарастают беспокойство, напряженность, появляются тревога и страх. Как следствие возникают зрительные иллюзии, часто больные слышат окрики. В состоянии психоза часты случаи немотивированной агрессии, которая обусловлена психотическими переживаниями наркомана.
На 3 стадии меняются проявления опьянения стимуляторами. Психического и двигательного возбуждения уже нет. Настроение может немного улучшиться после приема или введения наркотика, но чаще возникают раздражительность и злоба, тревога и психическое напряжение. Без наркотика больной уже жить не может, и для предотвращения абсистенции наркоман должен снова принимать наркотик.
К этому времени становится явной деградация личности. Мышление и речь вялые, замедленные, непродуктивные, с повторением одной и той же мысли, в однообразных выражениях.
Энергетическое истощение при наркомании стимуляторами наступает гораздо быстрее, чем при других наркомания, а в на 1целом из-за своих последствий и осложнений это одна из наиболее злокачественных форм наркоманий.
Препараты конопли (гашишные наркотики).
Гашиш – высушенное и спрессованное смолистое вещество, которое добывают с поверхности цветущих верхушек индийской или американской конопли.
Объективными признаками гашишного опьянения являются покраснения кожи (хотя у некоторых наоборот может быть неестественная бледность), блеск и покраснение глаз, расширение зрачков. Температура тела снижена, кожа холодная на ощупь, иногда на лбу выступает пот, пульс и дыхание учащено, нарушена координация движений, восприятие.
Вначале, на 1 стадии, употребление гашиша бывает эпизодическим. Этот этап может продолжаться 2 – 3 года. В целом формирование зависимости происходит медленнее, чем при других формах наркоманий. Однако при ежедневном курении признаки психической зависимости могут проявиться уже через несколько месяцев. Курение гашиша становится систематическим. Для получения прежнего эффекта доза увеличивается. Возрастает толерантность, что проявляется потребностью курить несколько раз в день. Исчезает и сон.
Длительность первой стадии 2 – 5 лет, что больше продолжительности аналогичной стадии при опийной наркомании, наркомании стимуляторами и снотворными.
На 2 стадии состояние расслабленности в опьянении может быть очень кратким. В дальнейшем наркоман становиться собранным, работоспособным, активным, т. е. гашиш оказывает стимулирующее воздействие. В опьянении становятся менее выраженными нарушения восприятия.
Опьянение длится 1 – 1,5 часа, а затем снижается тонус, энергичность и работоспособность, интерес к окружающему падает. Гашишист становится вялым, сонливым, раздражительным. Такое состояние длится, пока он не покурит снова. Для поддержания постоянной бодрости наркоман должен курить многократно в течение дня. Невозможность удовлетворить влечение к наркотику проявляется раздражительностью, недовольством, отсутствием интереса ко всему, что не связано с курением, рассеянностью.
Формируется физическая зависимость, и опьянение становится единственно возможным состоянием, в котором возможен не только психический, но и физический комфорт. Неодолимое влечение при гашишизме не столь выражено, как при других формах наркоманий; нет такой психической напряженности, взрывчатости и беспричинной злобы.
3 стадия развивается после 10 лет систематического курения гашиша. На этой стадии происходят те же изменения, что и при других наркоманиях – снижается его опьяняющий эффект, и гашиш оказывает лишь тонизирующее действие.
Абсистентный синдром в третьей стадии более затяжной, чем на предыдущей. Здесь на первый план выступают многочисленные осложнения гашишной наркомании. Например, самым заметным последствием гашишизма является прогрессирующее психическое и физическое истощение. Больные полностью безынициативны, безвольны в любых вопросах.
Тяжелые психические осложнения гашишизма связаны с тем, что гашишная интоксикации вызывает в головном мозге сосудистые нарушения, дистрофические изменения и поражения нервных клеток коры головного мозга и других его отделов. Кроме того, при гашишизме поражается большинство внутренних органов. Развивается миокардиодистрофия, стенокардия, нарушение сердечного ритма и сердечной проводимости, стойкое повышение артериального давления, гепатит и атрофия печени, почечная недостаточность, поражение зрительных нервов и сетчатки глазного яблока, хронический бронхит и предраковые изменения слизистой оболочки дыхательных путей.
Смертность при гашишизме связана с многочисленными его осложнениями, а также с самоубийствами.
3. Как это начинается или почему молодые люди начинают принимать наркотики
Существует несколько причин приема наркотика:
Социальные:
Неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья );
Широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
Неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
Проживание в районах с низким имущественным цензом (районы городского дна)
Конституционно-биологические:
Наследственная отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.
Традиционные:
Культурное потребление психоактивных веществ в данной местности.
Индивидуально-психологические:
Подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
Попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
Стремление соответствовать обычаям значимой для них группы сверстников;
Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
Протестные реакции (назло), против старших (родителей, педагогов);
Самодеструктивное поведение;
Любопытство;
Подчинение давлению и угрозам.
Формирование болезненного влечения к наркотическим веществам происходит на фоне их привычного употребления и во многом зависит от характерологических особенностей личности и наркогенности препарата.
Из всего этого хочу выделить три наиболее распространенные причины, приводящие к
употреблению наркотиков:
От скуки (из любопытства);
За компанию;
Уйти от реальности и пробле.
Но конечной причиной употребления наркотиков является непонимание огромной ценности человеческой жизни. Нежелание прилагать усилия для достижения желаемого результата в жизни приводит к ложному чувству, что помочь может только наркотик.
В Краснодарском крае официально зарегистрировано около 40 тысяч наркоманов. Для сравнения в 1998 году их было 15 тысяч. Следует учесть, что цифра эта не окончательная. Она отражает только тех, кто состоят на учете в наркологических диспансерах. Чтобы узнать реальное количество, как свидетельствует мировая практика, её надо умножить на 10. Из них 90% составляет молодежь от 10 до 25 лет. Причем втянуты все социальные слои. Если есть средства – употребляют «экстази», «винт» (провитин) и опиумные препараты. А те кто победнее – анашу (коноплю) местного произрастания, маковую соломку. Особых проблем с приобретением наркотика у наркоманов нет.
Бесстрастная статистика фиксирует увеличение не только потребителей наркотиков, но и сбытчиков. Основная причина последнего – высокая стоимость наркотовара.
«… В Калининском районе преподаватель русского языка и литературы одной из общеобразовательных школ сбывал марихуану своим несовершеннолетним ученикам.
В общежитии Кубанского университета у выпускницы юридического факультета изъяли 4 килограмма конопли.
В наркологическом диспансере Сочи сами врачи занимались хищением психотропных лекарственных средств.
В Туапсе существовала не один год подпольная лаборатория по производству эфедрина и опия…» («Краевые новости » № 32 06.09.01 г.)
И этот ряд можно бесконечно продолжать.
Краснодарским краевым наркологическим диспансером совместно с общественной организацией помощи больным алкоголизмом и наркоманией «Спасение» проводился опрос среди подростков, выяснилось следующее:
Имеют друзей, пробовавших наркотики – 85 %;
62 % опрошенных заявили , что им предлагали попробовать наркотики;
Подтвердили потребление наркотиков, хотя бы раз в жизни 46 %;
35 % школьников хотели бы попробовать наркотик.
Для себя я выделила только две основные причины употребления наркотиков: семья и сверстники, расскажу подробнее о них.
Семья
Не будем повторять привычные для профилактической литературы фразы: «Пьяницы порождают пьяниц», «Родители, использующие легальные наркотики, табак и алкоголь; растят детей, которые будут использовать наркотики нелегальные» и т. д., хотя эти факты очевидны. Как правило, именно проблемы в семье толкают ребенка в «группу риска», создают почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологами давно доказано, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с одним родителем чаще всего возникают трудности общения, такие дети должны получать «тройную дозу» внимания и любви. Существуют понятия «семейный дефицит» и «социальный голод», когда ребенок растет без внимания и заботы, без необходимого общения, что часто является причиной обращения к спиртному и наркотикам в период взросления.
Отсутствие гармонии в полной семье также является фактором риска. Не стоит строго оценивать непослушание, плохую успеваемость, отчуждение ребенка в семье, где не могут избежать конфликтов, где притесняют, подавляют одного из членов семьи, где у родителей постоянные «секреты» и недоверие по отношению друг к другу и к детям, где ребенок изолирован от окружающих, от сверстников, где низкий материальный и культурный уровень, избиение и психологическое насилие детей, насилие между родителями. У таких детей возникает чувство одиночества, скуки, легко рождаются зависть к ровесникам, беспокойство, депрессии, страхи или же агрессивность, лживость, драчливость, связанные с переживанием одиночества, пустоты, ненужности. У избиваемых детей отмечают склонность к разрушению и протесту, низкий самоконтроль, слабость познавательных интересов, нежелание трудиться. Все это, в случае встречи с наркотиком, делает их неспособными противостоять втягиванию, в то время как дети, не переносившие стресс, получившие в семье позитивный заряд, уверенность в своих силах, даже попробовав наркотик, могут отказаться от его дальнейшего употребления, удовлетворив свое любопытство. Дети с грузом неблагоприятных жизненных событий отличаются сниженной самооценкой, комплексами неполноценности, переживают чувство мести и ненависти к родителям и учителям, не желающим понять их. Не имея возможности объяснить дурное к себе отношение, они обращаются к спиртному, наркотикам, попыткам самоубийства. В одном маленьком южнорусском городке за год покончили с собой семеро детей, по данным Краснодарского края, 13% наркоманов и токсикоманов — подростки до 14 лет. По данным анонимного опроса в одной из школ, в свои 16—17 лет 62% детей пьют, 22% — курят и 8% употребляют наркотики. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к «другой жизни», в другое общество, где он будет понят, принят, где его не осудят.
Даже в благополучных семьях родители часто неспособны обеспечить развлечения ребенку. Родителям важно понять, что он нуждается не только в заботе о пище, здоровье и учебе, но не менее, и даже более, в организации его свободного времени, в поддержании интереса к окружающему миру. Известно, что, чем выше культурный уровень семьи, чем интереснее и спокойнее ребенку дома, тем позже он уходит из-под влияния взрослых, тем больше он доверяет жизненным ценностям родителей, тем реже попадает под власть сиюминутных впечатлений и развлечений, предлагаемых ему «на улице», тем менее подвержен влияниям моды. Каждая семья должна для себя решить, что она может противопоставить этим, манящим своей запретностью, увлечениям, какое оружие она смогла бы дать в руки своему ребенку, который так или иначе столкнется с подобными соблазнами. От молодых людей часто приходится слышать фразу: «Моя жизнь интересна и полна впечатлений, мне не нужны наркотики». Достаточно ли вы, уважаемые родители, сделали для того, чтобы ваш ребенок сказал то же самое?
Часто родители ничего не могут рассказать об интересах ребенка, типичные ответы: «как все», «хороший». Хотя, возможно, наоборот, вы перестарались и сделали вашего дитятю жертвой гиперопеки. Гиперопека, другая крайность воспитания, заставляет ребенка «спасаться» от родителей «на улице». Это чрезмерное внимание, постоянный присмотр, отказ ребенку в самостоятельности, желание воспитать свою копию. Сверхзабота становится в тягость взрослеющему человеку, он стремится «сбросить оковы», что приводит к тем же результатам: к старанию уйти от контроля родителей, для чего он сознательно идет на конфликты, вызывающе противопоставляя свой новый асоциальный облик тому образцу, который навязывает ему заботливая семья. При опросе студентов английских колледжей о причинах употребления наркотиков один молодой человек заявил, что любой аспект его жизни контролировался и манипулировался взрослыми, и он начал употреблять наркотики, так как это была одна из немногих областей его жизни, где, как он считал, он имеет полный контроль. В данном случае причина употребления — чувство безвластия над своими собственными решениями и действиями.
Еще один из плодов гиперопеки — инфантилизм растущего человека, его затянувшаяся «детскость», неготовность к жизненным трудностям, неспособность самостоятельно решать вопросы. Такой ребенок легко попадает под влияние более опытных приятелей, его легко уговорить попробовать наркотик или подбить на любую хулиганскую выходку, т. к. у такого «тепличного растения» не выработано противоядие против дурных влияний. Нередко — это любимые детки богатых столичных родителей, и их «карманные» деньги дразнят аппетит искушенных приятелей.
Существует и такой вариант опекаемого чада, как «кумир семьи», объект всеобщего восхищения и поклонения, единственный ребенок многочисленной родни. Для него привычны вседозволенность, неограниченная власть над родственниками, которые не накажут, и в конечном итоге — презрение к ним, а заодно и к учителям, сверстникам. Кумиры, привыкшие быть объектом всеобщего восхищения, часто демонстративны, для них хороша любая эксцентрическая выходка и любой шокирующий поступок, какими и кажутся им в их юные годы употребление алкоголя и наркотиков. Такие подростки, желая «всех перепить», могут действительно стать жертвой алкоголя и наркотизации.
Но даже если ваша семья — самая гармоничная, ваш ребенок окружен заботой и вниманием, хорошо учится, читает книги, занимается спортом, уважает старших и посещает шахматный кружок, одним словом, если вы «абсолютно уверены» в благонадежности вашего ребёнка, это вовсе не значит, что он не будет пробовать наркотики. Все вышесказанное не означает, что употребление наркотиков — результат депрессивных состояний, свойственных подросткам со сложностями развития и творческим натурам. Мотивы употребления наркотиков часто не зависят от личности и ее психической предрасположенности. Встреча с наркотиками может быть случайной, в определенной ситуации, вызванной временными потребностями, например, «пробование» в компании сверстников с познавательными целями. Прежде чем окрестить своего пойманного с поличным ребёнка «падшим» и «пропащим», следует верно оценить особенности его психического развития в этот противоречивый и подчас болезненный, даже для благополучных детей, период, что заставит сделать парадоксальный вывод: пробование наркотиков в молодости — проявление не отклонения, а скорее нормального поведения. Одна из ведущих исследователей наркомании И. Н. Пятницкая делает вывод о том, что шаг подростка к наркотикам — это проявление исследовательской реакции, свойственной их возрасту. Подростков интересуют возможности их сознания, получение нового, неизведанного чувственного опыта, небывалых впечатлений, сексуального опыта, они стремятся познать мир, «все в жизни попробовать», ощутить свою полноценность в компании ровесников, самостоятельность в принятии решений, солидарность со сверстниками. Своей чрезмерно агрессивной реакцией вы можете навредить, укрепив ребенка в его чувстве протеста против всего, насаждаемого взрослым обществом. Первый раз попробовавшего ребенка не стоит записывать в наркоманы, т. к. только небольшая часть из пробовавших наркотики продолжает употреблять их постоянно. Но необходимо, не откладывая, внушить ему, что все тяжелобольные наркоманией начали свой скорбный путь с простого любопытства.
Все случаи употребления наркотиков можно объединить одной общей целью — стремлением к удовольствию. Качество этого удовольствия варьируется в зависимости от уровня развития и степени «подсадки». Именно поиск удовольствия заставляет увеличивать дозу по мере привыкания организма для достижения все более сомнительной эйфории, приводя к необратимой зависимости от употребляемого яда. Эйфория гаснет с каждым разом, заставляя применять «ударные дозы», приводящие к невозможности существования без вещества, ставшего необходимым компонентом жизнедеятельности по-новому устроенного организма. Самоконтроль выступает единственным средством избежать гибели, если человек уже употребляет наркотик, но еще не впал в физическую зависимость. Основными преградами становится звание последствий злоупотребления и перспективы» достижение которых важнее для человека, чем сиюминутные удовольствия (например, сознание того, что наркотик сильно ослабляет интеллектуальные, психические и физические способности, не позволяя достичь успехов в учебе, стать хорошим специалистом, добиться материального благосостояния, родить здоровых детей и т. д.). Низкий уровень самоконтроля у подростков делает их тем более уязвимыми, чем моложе возраст. Поэтому основная роль в ограждение детей должна принадлежать взрослый.
Сверстники
Как уже было сказано, для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру.
Однако не только уличные дети или ПТУ-шная «шпана» может стать источником знакомства с наркотиком. В наше время многие дети из т. н. «благополучных» семей употребляют наркотики, потому что они освящены для них модой, молодежной культурой. Именно мода обеспечивает эпиденйческие масштабы наркомании, вовлекая все большие круги молодежи, хотя далеко не все из пробовавших наркотики становятся наркоманами. В историй контр культуры некоторые наркотические препараты несколько раз становились прямо-таки символами движений, а приобщение к ним своего рода причастием к данной субкультуре. Так было с марихуаной в раста-движении, с ЛСД в психоделии и, наконец, с экстази в хаус-культуре рейверов. Психоделические наркотики с их способностью активизировать деятельность подкорки головного мозга, отвечающей за процессы подсознания, стали основой для целого направления в современной музыке, литературе, искусстве — психоделии.
Своему повсеместному распространению среди молодежи всего мира марихуана немало обязана растаманам. Движение растафари возникло, как религиозная афро-христианская секта, но, попав на американскую и европейскую почву, перестало быть серьезным культом и превратилось в поп-феномен, во всемирную моду, затронув своим влиянием миллионы.
Главным средством просветления, как для многих мистиков всех времен, для растаманов была марихуана. Журнал британских растаманов писал: «Хотя система; борется с травой, она не может помешать росте пользоваться этим божественным средством очищения, чтобы возносить хвалу Джа Растафари»,
Листик марихуаны стал символом движения, На альбомах, реггей музыканты либо выплывают из клубов дыма, либо утопают в зарослях конопли. Музыка реггей становятся одним из самих популярных стилей в рок-музыке, особенно с 1972 года, с выходом второго записанного альбома Боба Марли и <Уейлерз> — «Burnin». Поскольку тексты были, исполнены идеи растафари, считается, что музыкант не развлекает, а проповедует, «выполняет духовную миссию». Раста, соединив хип-повость с африканской яркой самобытностью и добротной исконной основой, «вибрацией корней», окончательно превратилась в новый модный стиль, увлечение которым подарило Европе хорошую оригинальную музыку, косички-дреды и, разумеется, увлечение марихуаной. Одна из групп даже носят название «Кардифф риферз» (reefer — сигарета с марихуаной). Активные действия растаманов, направленные на легализацию кан-набиса, вызвала умиление и горячие симпатии богемы всего мира. Вообще растаманов в мире любили, для белой молодёжи 80х-90х годов, опоздавшей родиться в эпоху Вудстока, раста была притягательна, как наиболее мирное движение, проповедующее обще христианские идеалы в обрамлении умеренного гедонизма, призывающее радоваться жизни, получать удовольствие от своего пребывания в мире, заниматься творчеством, мистикой, любовью и созерцанием одновременно. Психоделический бум начался в 60-е годы с массовым распространением ЛСД в передовых кругах молодежи. Психиатры устраивали публичные сеансы, экспериментируя с воздействием ЛСД и мескалина на сознание, профессора в университетах привлекали к опытам с психоделиками своих студентов, писатели, художники и музыканты творили под воздействием ЛСД, грибов и т. д. новое искусство. Одними из первооткрывателей и несомненных королей психоделии были Pink Floyd, а увлечение их духовного лидера Сида Бар-рета «астральной» тематикой в поэзии во многом предопределило стиль группы и психоделической культуры в целом. Хотя началом психоделии принято считать записанную в 1964 году композицию группы Yefferson Airplane «Ван Area Extra vaganza». С тех пор термин «психоделический рок» собрал в одну компанию такое количество разнообразных групп, что одно их перечисление заняло бы несколько страниц, от Yefferson Airplane, Steppenwolf и Grateful Bead до современных английских групп, балансирующих на грани «готики» и «темной волны». Восприятие их музыки требует от слушателя аналогичного, «расширенного» сознания, созерцательного настроения и готовности отправиться в «путешествие». Под воздействием психоделических наркотиков музыка становится иллюстрацией и проводником психоделического «trip'a».
Самым модным наркотиком девяностых стал экстази. Он был завезен в Лондон и на волне хаус-музыки распространился по всему свету, как неотъемлемая часть танцевальных мероприятий. По своему действию представляющий нечто среднее между ЛСД и амфетаминами, экстази позволял сочетать созерцательность и остроту ощущений от светоэффектов с повышением двигательной активности и нечувствительностью к усталости. Свето-музыкально-двигательное восприятие, основанное на обостренной синестезии, сделало его «идеальным» клубно-дискотечным наркотиком. Музыка стала называться кислотной, хаус-эйсид-хаусом, клубы процветали. Вот что говорит лидер группы «The Stone Roses», участник и очевидец знаменательных событий, Ян Браун: «Меня до сих пор удивляет, как все быстро произошло, в начале 1988 года экстази был доступен только в Лондоне, к концу года его можно было достать в любом городишке. Все бросились записывать музыку, появилась сотня новых лейблов, как будто тысячи людей только и ждали этой таблетки, чтобы приступить к работе, Это было круче чей панк. Все изменилось».
Начиная с конца 1989 года, количество эйсидкомпозиций в национальных, чартах растет в геометрической прогрессии. При этом мало кто себе представлял, как выглядят новые музыкальные гуру: понятие «звезда» на время полностью исчезло. Ди-джек оставались анонимными фигурами, прятавшимися за вертушками. Настоящими героями стали сами посетители клубов. Для новой музыки не была важна личность исполнителя. В клубе можно было танцевать спиной к ди-джею» он не главные, главное - сам процесс. Музыка также избавилась от груза личности автора, став полноправным представителем культуры постмодерна.
Триумф экстази-культуры в Британии пришелся на 1993-1995 годы. Рейвы становились все более популярными, а каус-культура все более демократичной. Конечно, британские власти были не в восторге. Еще в 1989 году, когда рейвы были в новинку, полиция начала борьбу с ними. Но после того как. в городке Каслмортон собрался самый массовый на тот момент рейв, заволновалось правительство я вышел закон, запрещающий несанкционированные сборища. И вот в 1995 году состоялся массовый легальный рейв под открытым небом — «Tribal Gathering» («Племенное сборище»). Революция свершилась и исчерпала себя. Исчезла романтика клубов, если раньше они были «театром, безумия», то к середине 90-х вошли в нормальные капиталистические рамки. Появились суперзаведения типа лондонских «Cream», «Саг wash», «Minietri of sound», Англия в очередной раз в истории контр-культуры сыграла роль колыбели андеграундной революции.
Однако экстази, начав победное шествие по всему миру, добрался и до российских клубов.
Все вышесказанное не означает, что нужно запретить растаманов, рейверов, психоделические выставки и концерты. Если общество имеет моральное право бороться с наркобизнесом, то с модой бороться невозможно, в вей проявляет себя эпоха. Трудно сказать, чем вызвана в конце XX века массовая мода на наркотики. Возможно, в условиях общего кризиса культуры, искусства и религии, в каком-то смысле исчерпавших свой собственные ресурсы, творческий дух ищет искусственные средства существования. Такая ситуация, конечно, не является показателем душевного здоровья человечества, вынужденного для поддержания своей культуры «сидеть на колесах».
Литература.
А. Г. Макеева «Не допустить беды». (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.
А. Данилин, И. Данилина «Героин». (Москва «Центрполиграф») 2001 г.
М. С. Прусс, Л. Л. Кельин, Ю. Л. Мучник, В. М. Володин «Как избавится от наркотической зависимости» (Санкт Петербург «НЕВА», Москва «ОЛМА-ПРЕСС») 2002 г.
Министерство образования РФ «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью» (Москва) 2003 г.
Л. М. Шипицына, Е. И. Казакова «Школа без наркотиков» (Санкт Петербург «Образование - культура») 2002 г.
А. Г. Макеева «Не допустить беды (15 ответов на трудные вопросы)». (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.
А. Г. Макеева «Не допустить беды (Педагогическая профилактика наркотизма школьников)». (Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ») 2003 г.