Введение
Радикальные социально-экономические сдвиги ускорили процесс трансформации племенной государственности в полисную организацию государства. Полис представлял собой город-государство, базировавшийся на гражданской политической общине. Он возникает в результате слияния нескольких племенных поселений в единый город. Полис развивался как демократическая республика. Утверждение республиканского строя связано с борьбой земледельческой аристократии против патриархальной царской власти. Она завершилась ликвидацией монархии в VIII в. до н.э. и передачей власти выборным должностным лицам из аристократической среды. В VII-VI вв. аристократическое правление сменяется периодом тирании. Тираны-диктаторы с неограниченными полномочиями были призваны для наведения порядка и прекращения социальных конфликтов. В тоже время полис представлял собой рабовладельческую демократию со специфическими общественными отношениями. Полисная идеология основывалась на всемерной защите своих граждан, являвшихся таковыми благодаря своему происхождению. Полис обеспечивал коллективу полноправных граждан право собственности на землю и на рабов и доступ к политической жизни. Остальные категории населения - неполноправные и рабы - социально-правовой защитой не пользовались. В конечном итоге это привело к кризису полиса, т.к. рост частной собственности, основанной на эксплуатации рабского труда, приводят к разорению основной массы землевладельцев-общинников, к их социальной деградации и уменьшению слоя свободных.
1. Государственный строй Древних Афин
Образование Афинского полиса приписывается легендарному царю Тесею, который объединил четыре племени (филы). Со временем здесь складывается рабовладельческая демократическая республика. Утверждение республиканского строя в Афинах связано с борьбой земледельческой аристократии (эвпатридов) против патриархальной царской власти. Эвпатриды ликвидируют власть базилевсов (вождей) и передают полномочия по управлению государством выборным из числа аристократии должностным лицам - архонтам. Совет старейшин был заменен ареопагом, в который входили бывший и действующие архонты. Однако вVI в. до н.э. афинское общество пережило глубочайший кризис, пошатнувший политическое господство аристократии. Великая греческая колонизация вызвала крупные социальные сдвиги в Афинах. Влиятельную социальную группу составили демиурги, разбогатевшие на ремесле и торговле. Миграция населения привела к увеличению слоя метеков - неполноправных свободных людей, которые не были связаны родовой организацией. Появилась новая категория населения - феты или шестидольники, т.е. зависимые крестьяне, попавшие в долговую кабалу и вынужденные отдавать 1\6 урожая кредиторам. Плутарх отмечал, что « весь народ был в долгу у богатых». Это привело к концентрации земли в руках аристократии. В результате в афинском обществе стали разрастаться социальные конфликты, зазвучали радикальные требования раздела земли и изменения государственного порядка.
В 594 г. до н.э. на должность архонта с правом законодательной деятельности был избран известный поэт и общественный деятель Солон. Он провел долговую реформу - сисахфию. Все долги афинских граждан были аннулированы, долговое рабство отменено, а проданные за границу в долговое рабство афиняне подлежали выкупу государством. Реформа заложила экономические и правовые основы для развития частной собственности: разрешались свободная купля-продажа земли, дробление землевладений и устанавливалась свобода завещаний. Цензовая реформа Солона разделила граждан на четыре разряда по имущественному принципу. Каждый разряд наделялся определенным объемом политических прав: все разряды участвовали в народных собраниях, первые три разряда могли занимать общественные должности, первый разряд получал право на занятие должности архонтов. Государственные реформы Солона возродили народные собрания и придали им законодательные полномочия. Функции государственного управления были переданы Совету четырехсот. Он формировался по родовому принципу на основе имущественного ценза: по 100 человек от каждой филы (племени) избиравшихся из первых трех разрядов. Появился новый судебный орган - гелиэя (суд присяжных), в которую могли избираться афинские граждане независимо от имущественного положения.
Следующим этапом в становлении афинского полиса стали реформы Клисфена (конец VI в. до н. э.). Административная реформа разделила государство на 100 фил - территориальных образований, каждая из которых включала в себя три тритии из разных частей страны (городскую прибрежную и земледельческую). Филы подразделялись на демы - территориальные самоуправляющиеся округа во главе с демархами. Государственная реформа Клисфена заменила Совет четырехсот Советом пятисот. Совет пятисот формировался по территориальному принципу: по 50 человек от каждой филы. Он осуществлял функции государственного управления. Для военного управления была создана коллегия 10 стратегов: по одному представителю. Клисфен ввел процедуру остракизма - специального голосования народного собрания для определения лиц, представляющих опасность для государства. Подвергшиеся остракизму изгонялись за пределы полиса на 10 лет. Реформы тиранов-законодателей - Солона и Клисфена - окончательно разрушили родоплеменную организацию Афин, завершили становление Афинского полиса и заложили основы демократии.
Расцвет афинской демократии приходится на V в. до н.э., когда был усовершенствован государственный механизм. Реформа Фемистокла заменила прямые выборы архонтов жребием, что позволило случайным людям занимать эти должности. В результате из влиятельных лиц архонты превратились в исполнительный орган. В 462 г. до н.э. Эфиальт сокрушил последний оплот аристократии - ареопаг. Он лишался былой власти, и сохранял лишь религиозные функции и право суда по делам об убийствах.
Благодаря проведенным реформам центр политической жизни переместился в народное собрание, воплощавшего принцип верховенства народа. Его компетенция включала законодательные права, издание постановлений по частным вопросам, избрание и контроль должностных лиц, решение вопросов войны и мира, процедура остракизма и т.д. Правом на участие в народных собраниях обладали все полноправные граждане мужского пола, достигшие 20-летнего возраста. Народное собрание являлось центром политической жизни. Собиралось 40 раз в год. Каждый гражданин обладал правом обсуждения предлагаемых решений, правом законодательной инициативы. Поэтому для политической жизни Афин характерно существование большого количества партий, возглавляемых демагогами. Функции государственного управления сосредоточивались в Совете пятисот. В его ведении находились внешняя политика, управление финансами, регулирование торговли, контроль над должностными лицами, предварительное обсуждение законопроектов, выносимых на рассмотрение народного собрания. Гелиэя являлась высшим судебным органом, апелляционной инстанцией по гражданским и уголовным делам, а также дела о государственных преступлениях и злоупотреблениях должностных лиц. Решения, принятые народным собранием, становились законами лишь после одобрения их в гелиэе. Гелиэя делилась на 10 коллегий по 500 судей и 100 запасных. Коллегии приступали к своим обязанностям по жребию.
Коллегия 10 стратегов в V в. до н. э. представляла собой государственный орган с административно-военными полномочиями. Стратеги обладали правом инициировать созыв Совета пятисот и народных собраний; распоряжались финансами, отпущенными на содержание армии и флота; заключали перемирие и принимали капитуляцию противника; в чрезвычайных обстоятельствах получали всю власть в государстве. В эпоху расцвета демократии должность стратега стала комбинироваться с положением демагога.
Таким образом, в основу государственного управления были положены следующие демократические принципы:
фактического разделения властей (каждый государственный орган обладал четко очерченными полномочиями, не допускалось совмещение должностей);
выборности (замещение должностей происходило по результатам открытого голосования, позднее по жребию);
срочности (срок полномочий должностного лица устанавливался в 1 год, запрещалось принимать одну должность 2 срока подряд);
коллегиальности (все решения принимались коллективно при равноправии голосов);
ответственности должностных лиц перед народным собранием, Советом пятисот, или гелиэей.
2. Общественный строй Афин в V веке до н. э.
Демократизация государственного строя не устранила присущих афинскому обществу социальных противоречий. Развитие частной собственности привело к значительной имущественной дифференциации. Среди свободных афинских граждан выделялась небольшая группа крупных собственников, основную массу населения составляла беднота. Число свободных было значительно меньше, чем рабов. Различались рабы частных лиц, и рабы государственные. Рабский труд использовался достаточно широко. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею. Полноправные афинские граждане (у которых и мать, и отец были гражданами Афин) по достижении 18 лет зачислялись в списки членов дема. Гражданское полноправие включало совокупность определенных прав и обязанностей. Наиболее существенными правами гражданина было право на свободу и личную независимость, право на земельный участок на полисной территории и экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах), право на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, право на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности афинских граждан заключались в том, что каждый должен был беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступление граждане по суду могли быть ограничены в правах, т.е. подвергнуться бесчестью. С 18 до 60 лет граждане считались военнообязанными. На богатых граждан возлагалась литургия - повинность в пользу государства. Это было своего рода ограничение частной собственности в интересах всего класса рабовладельцев. Чужеземцы не обладали правом гражданства. Они не могли приобретать недвижимость, браки чужеземцев с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый чужеземец должен был выбрать себе простата - посредника между чужеземцами и правительственными учреждениями. С них взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе. К чужеземцам приравнивались вольноотпущенники. Государственный аппарат афинской демократии состоял из следующих органов власти: Народного собрания, гелиэи, Совета пятисот, коллегии стратегов и коллегии архонтов. Народное собрание являлось главным органом. Право участия в Народном собрании имели все полноправные афинские граждане (мужчины), достигшие двадцатилетнего возраста, независимо от их имущественного положения и рода занятий. Полномочия Народного собрания были очень широки и охватывали все стороны жизни Афин. Народное собрание принимало законы, решало вопросы войны и мира, избирало должностных лиц, заслушивало отчеты магистратов по окончании сроков полномочий, решало дела по продовольственному снабжению города, обсуждало и утверждало государственный бюджет, осуществляло контроль за воспитанием юношей. В компетенцию Народного собрания входило такое мероприятие, как остракизм. Специфическое значение имели права Народного собрания по охране основных законов. Была учреждена специальная коллегия для охраны законов (номофилаков), которая, получив полномочия от Народного собрания, наблюдала за строгим выполнением правительственными органами всех основных законов Афинского государства. Кроме того, любой член Народного собрания имел право выступить на нем с чрезвычайным заявлением о государственных преступлениях, в том числе с письменными жалобами на лиц, внесших в Народное собрание предложения, которые нарушают существующие законы. Институт «жалобы на противозаконие» оберегал незыблемость основных законов от попыток изменения или ограничения их в ущерб правам народа путем законодательных актов. Право каждого афинского гражданина возбуждать «жалобы на противозаконие» стало подлинной, основной опорой афинской демократической Конституции.
Народное собрание работало по довольно демократически правилам. Выступить мог любой его участник. Но в своей речи он должен был повторяться, оскорблять своего оппонента, и говорить не по существу.
Созывалось оно весьма часто. Четыре Народных собрания через 8-9 дней.
Кроме очередных заседаний, нередко по неотложным делам собрание созывалось вне очереди. Совет пятисот, будучи одним из важнейших государственных институтов афинской демократии, не подменял Народное собрание, а был его рабочим органом. Совет пятисот избирался путем жеребьевки из числа полноправных граждан, достигших тридцатилетнего возраста, по 50 человек от каждых 10 фил. В Совет пятисот могли войти представители всех разрядов населения. В компетенцию Совета входило много вопросов. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для вынесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Кроме того, Совет следил за исполнением постановлений Народного собрания, контролировал деятельность всех должностных лиц, заслушивал отчеты многих из них. Важная функция Совета заключалась в организации строительства флота.
Совет производил проверку девяти архонтов и кандидатов в члены Совета на будущий год, наблюдал за всеми общественными зданиями и распоряжался большинством общественных и государственных дел совместно с остальными должностными лицами. Совет имел право привлекать к суду должностных лиц, в первую очередь виновных в неправильном расходовании государственных средств. Приговоры Совета могли быть обжалованы в гелиэю. Под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот действовал весь административный и финансовый аппарат Афинского государства. Широкий круг вопросов, обсуждаемых на Совете, делал необходимым его ежедневные заседания, кроме неприсутственных дней.
Непосредственно повседневными делами руководила по очереди десятая часть Совета. Ее члены ежедневно избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который председательствовал и в Народном собрании.
По истечении срока полномочий (1 год) члены Совета давали отчет народу. Повторное избрание разрешалось только через несколько лет и лишь один раз. В системе государственных органов сохранился такой орган, как ареопаг. В него кооптировались на пожизненный срок представители афинской аристократии. В ходе борьбы аристократии и демоса функции ареопага как государственного органа были сильно ограничены. В V веке до нашей эры ареопаг выступал как судебная инстанция и наблюдал за состоянием нравов.
Среди органов исполнительной власти в Афинах следует отметить две коллегии - стратегов и архонтов. Коллегия стратегов. Стратеги занимали особое положение среди других должностей. Они были не только военачальниками, но и дипломатами, финансистами. Поскольку стратеги не получали жалованья, и потому занимать эту должность могли только весьма состоятельные люди. Война с персами требовала сосредоточения власти в одних руках. Так выдвигается должность первого стратега, ставшего и первым должностным лицом в государстве. Стратегом можно было быть много лет подряд. В ведении коллегии архонтов находились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Девять архонтов и секретарь избирались с помощью жребия. Затем все архонты, кроме секретаря, подвергались проверке в Совете пятисот. Вторую проверку архонты проходили в гелиэе, где голосование происходило путем подачи камешков. Под руководством коллегии архонтов действовал высший судебный орган - гелиэя. Помимо чисто судебных функций, она выполняла функции в области законодательства. Гелиэя состояла из 6 тыс. человек, ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Функции гелиэи были связаны не только с судебным разбирательством. Участие в охране Конституции и законодательства придавало гелиэе большой политический вес. Она разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Кроме гелиэи, в Афинах действовало еще несколько судебных коллегий, которые разбирали определенные дела, - ареопаг, четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока. Афинская демократия в V - VI вв. до н.э. представляла собой хорошо разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии.
Афинское государство представляет собой первый в истории человечества опыт демократической республики. Эта демократия имела ограниченный характер. Она обеспечивала полноправие только свободного населения. И распространялась на тех, у кого родители были афиняне, предупреждая проникновение в ряды афинских граждан чужаков. Но и среди тех, кто имел статус афинского гражданина, не все пользовались правом голоса и принимали активное участие в политической жизни. Весьма консервативными были крестьяне, которым сложно было добираться в Афины из горных районов. Из 43 тысяч полноправных граждан на собрания являлись 2-3 тыс. Управление обществом осуществлялось партиями и их вождями - демагогами. К V в. до н. э вместо прежних партий сложились две: олигархическая партия, представлявшая интересы землевладельческой аристократии и богатого купечества, и демократическая, опиравшаяся на мелких дельцов, наемных работников, моряков.
При всех недостатках афинской демократии она имела для своего времени самое передовое государственное устройство, изучение которого имеет большое историческое значение.
Заключение
Наиболее развитую правовую систему в Древней Греции имели Афины. Древнейшим источником права в Афинах был обычай. В 621 г. до н.э. появилось писаное право в виде Законов Драконта. Драконт включил в Законы ряд существенных положений, которые отражали новую социально-экономическую ситуацию. Например, отменялась кровная месть, вводились новые правила судопроизводства. Законы оформляли права частной собственности, устанавливая при этом суровое наказание за посягательство на частную собственность.
В начале VI в. до н.э. большая законодательная работа в Афинах была проведена Солоном. В V-IV вв. до н.э. законы становятся главным источником права. Имущественные отношения. Афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Среди вещных прав были известны владение и собственность, причем частная собственность считалась производной от государственной. Обязательственные отношения возникали либо из договора, либо из деликта. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. Договоры заключали в основном в письменном виде, но обязательной формы не было. Формализм не был присущ афинскому праву на первоначальных стадиях его развития. До реформы Солона неисполнение договора влекло за собой личную ответственность должника. После реформы в качестве обеспечения договорных обязательств выступают задаток, договор и поручительство. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.
Семейное и наследственное право. Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый главой семьи.
Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. По закону наследниками первой очереди являлись сыновья. Дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей умершего отца. Завещание считалось действительным, если при его составлении завещатель находился в здравом уме и не подвергался насилию. Завещать имел право лишь тот, у кого не было законных детей мужского пола.
Уголовное право и судебный процесс. Афинскому праву были известны следующие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления. Было известно понятие самообороны, проводились различия между подстрекателем и исполнителем преступления.
Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за чужеземца - его простат, за раба - его господин.
Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Стороны представляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась апелляция к гелиэе. Решения гелиэи были окончательными и обжалованию не подлежали.
Список использованной литературы
Абдурахманова И.В. «История государства и права зарубежных стран». Москва, 2002 г.
«История государства и права зарубежных стран» под ред. К.И. Батыр. Москва, 2007 г.
«Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран» составитель Садиков В.Н. Москва, 2006 г.
Решение казуса
Казус 5
Авилум Мардук-Мубаллит нанял строителя Эриб-Ураша для постройки дома. Когда дом был уже построен, обрушилась часть крыши дома. Под развалинами погиб малолетний сын Мардук-Мубаллита. Мардук-Мубаллит потребовал у судьи казни Эриб-Ураша.
Какова будет санкция суда на основании Законов Хаммурапи?
На основании § 230 Законов Хаммурапи: «Если он (строитель), причинит смерть сыну хозяина дома, то должно убить сына этого строителя» следует, что санкция суда будет применена к Эриб-Урашу в виде убийства его сына, но не казни его самого.
14