Введение
Процессы построения структур мировой безопасности для преодоления различных внутри и внешнеполитических, экономических социальных и иных реалий настоящего времени в Российском государстве привели к появлению ряда стратегических проблем.
Одной из них стала проблема обеспечения безопасности Российской Федерации и ее национальных интересов. С переходом к политике создания в нашей стране демократического (гражданского) общества и правового государства эта проблема выдвинулась в разряд ключевых в оценке перспектив выживания России. Актуальность этой проблемы, с правовой точки зрения, диктуется многими обстоятельствами. Наиболее существенные из них следующие:
Во-первых, изменились условия обеспечения безопасности Российской Федерации в экономической сфере, являющейся базовой в этом процессе. В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике появилось множество юридических лиц – производителей и потребителей, в том числе и зарубежных.
Во-вторых, в создавшихся условиях резко возросла необходимость повышения эффективности обеспечения безопасности России в информационной сфере. Одним из товаров, пользующимся как на Западе, так и на Востоке большим спросом, стала информация о системе безопасности Российской Федерации. Появилась реальная опасность расхищения этого ресурса за счет снижения возможностей государства по контролю за информационными потоками. Ориентация на кооперацию с зарубежными странами при развитии рынка продуктов и услуг в России привела к появлению на этом рынке информации, утечка которой представляет угрозу для безопасности страны, в особенности при широкомасштабной деятельности на рынке зарубежных и совместных фирм. Анализ законодательных основ обеспечения безопасности России показывает, что сегодня возрастает актуальность разработки и принятия нормативно-правовых актов высшей юридической силы. В этих актах необходимо четко обозначить базовые юридические понятия, характеризующие как законность, так и противоправность действий в сфере обеспечения безопасности России, как суверенного государства; определить границы содержания этой деятельности, составляющей государственную тайну; установить четкий порядок защиты безопасности государственных интересов Российской Федерации.
В-третьих, углубление процесса обеспечения безопасности страны, а, следовательно, увеличение доли военно-промышленного ресурса в потенциале современных государств усилило стремление военно-политического руководства этих стран добиться превосходства в этой области над своими геостратегическими противниками.
Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся оборона и безопасность; оборонное производство, а правительство «осуществляет меры по обороне страны».
Обеспечение безопасности государства включает:
– создание благоприятных внешнеполитических условий для обороны страны;
– определение приоритетных национальных интересов в области оборонной безопасности, комплекса политико-дипломатических и иных невоенных средств и способов ее обеспечения;
– разведывательную и контрразведывательную деятельность и определение характера угроз оборонной безопасности;
– организацию военно-политического и стратегического руководства обороной страны, вооруженными силами и другими войсками;
– принятие законодательных документов по обороне, создание необходимой экономической и научно-технической базы для надежной обороны;
– формирование оборонного сознания граждан и общества, создание морально-политического и психологического потенциала оборонной безопасности;
– подготовку территории страны к обороне.
На основании вышеозначенного основной целью (предметом) данной работы является рассмотрение вопросов:
– Что такое Конституционный строй, основы Конституционного строя РФ, их соотношение?
– Основы Конституционного строя как объект безопасности?
1. Система правового обеспечения безопасности РФ
Обострение проблем безопасности по мере нарастания негативных социальных процессов в российском обществе потребовало концентрации усилий высших органов государственной власти в этом направлении. Законодательное обеспечение безопасности страны – краеугольный камень в фундаменте государственного строительства. В связи с этим в последнее время Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации проводит активную работу по разработке и принятию федеральных законодательных актов в области правового регулирования обеспечения обороны страны. Кроме того, эта проблема неоднократно обсуждалась на заседаниях Совета Безопасности Российской Федерации. В результате проделанной работы в России принимается решение о формировании концептуальной системы взглядов, которая впоследствии нашла свое воплощение в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (2000 г.).
Концепция базируется на современных взглядах на проблемы безопасности, основных программных документах, определяющих приоритеты текущей политики Российской Федерации, накопленном отечественном опыте разработки концептуальных программных документов.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.
Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Оценка существующих и потенциальных источников угроз безопасности России требует системного анализа, свободного от идеологических соображений и политической конъюнктуры. Здесь уместен единственный подход – учет национальных ценностей и интересов России. С этой точки зрения, источники угроз безопасности России по объективному признаку их реального существования или по научно обоснованному предвидению их возникновения могут быть классифицированы.
С точки зрения права, основные угрозы безопасности интересам личности, общества и государства можно разделить на три группы.
Первая группа включает в себя угрозы воздействия на личность, общество, государство в целом.
В рамках этой группы особую важность приобретает Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который является базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с терроризмом для правоохранительных и силовых органов Российской Федерации, особенно в условиях обострения обстановки на Северном Кавказе. Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности. В законе впервые даны расширенные трактовки таких понятий, как терроризм, террористическая деятельность и акция, контртеррористическая операция и ряд других важных понятий, а также определены субъекты и их компетенция в борьбе с терроризмом, порядок проведения и руководство контртеррористическими операциями.
Вторая группа включает в себя угрозы несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц на сознание личности и общества.
В связи с этим в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. №Пр-1895) сказано, что обеспечение информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни имеет целью защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина, связанных с развитием, формированием и поведением личности, свободой массового информирования, использования культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, с сохранением культурного достояния всех народов России, реализацией конституционных ограничений прав и свобод человека и гражданина в интересах сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, здоровья граждан, культурного и научного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.
К числу основных объектов обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в сфере духовной жизни относятся: достоинство личности, свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду), а также свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; свобода массовой информации; неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна; русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России, язык межгосударственного общения народов государств-участников Содружества Независимых Государств; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов и народностей Российской Федерации; объекты интеллектуальной собственности.
Третья группа предполагает угрозы праву и свободе личности: право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации; право на интеллектуальную собственность и личную собственность на документированную информацию; право на личную тайну; право на защиту чести и достоинства и др.
В этом аспекте принципиально важным стало принятие Федерального закона «Об оружии» (13 декабря 1996 г. №150-ФЗ), регулирующего правоотношения при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации. Закон нацелен главным образом на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия.
В системе правового обеспечения безопасности России важную роль играет правовое регулирование комплекса мер по обеспечению социальной защиты военнослужащих, повышению престижа военной службы, что особенно важно при переходе к комплектованию Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований на контрактной основе. Основными задачами в данной сфере являются правовое регулирование механизма реализации прав и льгот военнослужащих, установленных действующим законодательством, в частности Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и их реальное исполнение. Принятые законодательные акты, регулирующие льготы военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в процессе разработки бюджета зачастую не берутся в расчет, и соответствующее финансирование не предусматривается. Невозможность реализации декларированных прав и льгот нагнетает социальную напряженность среди военнослужащих и гражданского общества. В этом плане серьезной проблемой, требующей законодательных решений, является социальная защита военнослужащих, подлежащих увольнению в связи с сокращением численности военной организации России.
К середине 1990-х гг. в российском законодательстве начала формироваться правовая система обеспечения безопасности государства. Она должна способствовать:
развитию научно-практических основ обеспечения безопасности России, отвечающих современной геополитической ситуации, условиям политического и социально-экономического развития государства;
формированию законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения безопасности России, а также разработке систем учета национальных ресурсов, нормативного закрепления ответственности должностных лиц органов государственной власти, других юридических лиц и граждан за соблюдение требований безопасности государства;
разработке механизмов реализации конституционных прав граждан на личную и общественную безопасность, а также безопасность государства;
– формированию системы безопасности России, обеспечивающей реализацию государственной политики в области безопасности страны;
разработке современных методов и средств обеспечения безопасности России;
разработке критериев и методов оценки эффективности систем и средств безопасности государства и их сертификации;
выработке форм и способов цивилизованного воздействия государства на формирование индивидуального, группового и общественного сознания.
Анализ системы правового обеспечения безопасности России показывает, что она предусматривает три направления деятельности государственных органов:
– деятельность по разработке нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере безопасности личности, общества и государства;
– исполнительную деятельность органов государственной власти;
– правоприменительную деятельность уполномоченных органов.
Учитывая определяющую роль, ядром такой системы является нормативная деятельность. Суть ее заключается в создании высокоупорядоченной совокупности норм законодательных актов и нормативно-правовых документов подзаконного уровня, регулирующих деятельность государственных учреждений, служб и должностных лиц, а также правоохранительных органов и судов по пресечению противоправных действий в сфере обеспечения безопасности России.
Основу системы правовой защиты безопасности государства составляет Конституция Российской Федерации. В ней наряду с провозглашением личных прав и свобод указаны и ограничения содержания отношений в данной сфере:
не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду;
свободное содержание информации ограничивается государственной тайной.
Права и свободы могут ограничиваться в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства.
Важную роль в системе правового обеспечения безопасности Российской Федерации играют международно-правовые договоры, соглашения и т.д.
Нормы международного права, провозглашенные в них, легли в основу положений Конституции и законов Российской Федерации относительно основных прав граждан и их ограничений в области безопасности государства.
В то же время российское руководство обратилось в Организацию Объединенных Наций как член мирового сообщества с предложением, учитывая появление новой области борьбы между государствами – средства программно-математического и информационно-психологического воздействия – рассмотреть насущную потребность международно-правового регулирования этой проблемы.
В рамках правового обеспечения международных аспектов безопасности государства качественно новое международно-правовое оформление должно получить создание всеобъемлющих европейских структур безопасности, перевод на договорную основу партнерства России и НАТО, замедление процесса расширения НАТО за счет предоставления двусторонних гарантий безопасности странам Восточной Европы и Балтии. При этом с позиции решения первостепенных задач безопасности России, по мнению многих отечественных аналитиков, целесообразно в сжатые сроки выработать и ратифицировать Государственной Думой широкомасштабное соглашение (договор) с НАТО, предусматривающее адаптацию НАТО к новым геополитическим условиям, превращение этого блока в организацию, ориентированную на предотвращение и урегулирование кризисов, коллективное миротворчество строго по мандату Совета Безопасности ООН и ОБСЕ, развитие сотрудничества с Россией в военно-технической сфере, включая использование российских стандартов вооружений.
В рамках этого соглашения, при необходимости в последующем, можно было бы внести ряд уточнений в действующие договорные и нормативные акты, в том числе в договоры о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) и об обычных вооружениях в Европе, а также в Заявление о выводе тактического ядерного оружия и др.
Проведенный анализ содержания ранее перечисленных элементов правовой системы обеспечения безопасности государства позволяет нам сделать некоторые обобщающие выводы.
Во-первых, основными направлениями правовых усилий по регуляции отношений в сфере обеспечения безопасности России являются:
оценка состояния действующего законодательства и разработка программы его совершенствования;
создание нормативных и организационно-правовых механизмов обеспечения безопасности государства;
определение правового статуса всех субъектов отношений в сфере обеспечения безопасности государства и их ответственности за соблюдение действующего законодательства;
разработка правил и организационно-правовых процедур спора и анализа статистических данных об источниках угроз безопасности, а также о последствиях их проявления с учетом всех видов опасностей;
разработка нормативных актов, регулирующих порядок организации следствия и судебного разбирательства по фактам противоправных действий в сфере обеспечения безопасности государства, включая противоправные действия при работе с открытой и конфиденциальной информацией в информационных и телекоммуникационных системах, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;
разработка составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе.
Во-вторых, в качестве основных объектов правового обеспечения безопасности государства выступают:
– права граждан, юридических лиц и государства на безопасность;
– информационные ресурсы, включающие в себя документы и массивы документов с открытой и конфиденциальной информацией, а также со сведениями, составляющими государственную тайну;
– система формирования, распространения и использования национальных ресурсов;
– система формирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственные оценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношений между людьми).
Анализ законотворческой деятельности в области безопасности Российской Федерации и практика показывают, что несмотря на серьезные сдвиги в законодательном обеспечении безопасности страны пакет законов, регламентирующих это важнейшее направление деятельности государства, еще далек от совершенства. Пока не удалось выстроить законодательное обеспечение безопасности государства в целостную систему. Скоординированность действий президентских и правительственных структур, силовых министерств и ведомств, профильных комитетов палат Федерального Собрания в решении этой проблемы еще недостаточна. Разработка правовых основ, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, вовлеченных в процесс обеспечения безопасности России, включая силовые структуры, носит в значительной мере ведомственный характер. В результате этого количество нормативных документов частного характера увеличилось, а общие проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации не получили необходимого нормативно-правового разрешения.
Таким образом, важнейшим условием предупреждения угроз безопасности российского общества должна стать разрабатываемая в стране система правовых основ общей теории безопасности государства.
2. Охрана конституционного строя РФ
В настоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасности государства, национальной безопасности, роли и места государственных органов в этой сфере. Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должном уровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.
К основным объектам безопасности относятся:
личность, её права и свободы;
общество, его материальные и духовные ценности;
– государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Эта триада довольно часто используется многими авторами, хотя и не является бесспорной. Такое деление объектов требует глубокого научного анализа и изучения.
В современной науке государственного (конституционного) права и в нормативно-правовых актах часто используются понятия «конституционный строй», «основы конституционного строя». Первым шагом в изучении данного вопроса является проблема соотношения таких понятий как «общественный строй», «государственный строй» и «конституционный строй».
Под общественным строем понимают организацию общества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительных сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений, а также соответствующих им учреждений.
Общественный строй – система, наделенная характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государством и правом.
Общественный строй – исторически конкретная система общественных отношений, т.е. организации общества, обусловленной определенным уровнем производства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством и правом.
Общественный строй – исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.
Общественный строй является не государственно-правовой категорией, а скорее – социально-политическим понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированных нормами права, так и нет.
Общественный строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; в его структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственные организации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основами общественного строя принято считать экономическую и политическую системы.
Государственный строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов, выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов внутренней организации государства. Государственный строй – система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Государственный строй определяется через основные организационные институты и формы механизма политической власти. Государственный строй представляет собой не только совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, но и характер взаимоотношений между ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственной власти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностей экономических, политических и идеологических отношений в обществе, а также от того, в чьих руках, в руках какого класса, слоя или группы общества находится эта власть. Государственный строй характеризуется:
1) системой высших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования;
2) разнообразием охраняемых государством социально – экономических и организационно-политических основ государственной власти;
3) территориальным устройством государства.
Как общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие государства на общество являться преимущественно не правовым. Если же государство воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством установления или санкционирования правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные источники права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом, это позволяет говорить о началах конституционного строя. Рассмотрев предварительное соотношение общественного и государственного строя, необходимо уяснить и раскрыть содержание конституционного строя.
В отечественной литературе можно найти несколько точек зрения на понимание конституционного строя.
В частности, конституционный строй – общественный строй и устройство государства, закрепленные в Конституции. Общественный строй – есть сочетание экономической и политической систем общества, устройство государства определяется через формы государства (форму правления, политический режим и т.д.).
Конституционный строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный строй – такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
Конституционный строй представляет собой систему господствующих экономических, политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые воплощают полновластие (суверенитет) черты общества в целом.
Конституционный строй, прежде всего, система конституционных отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя.
Конституционный строй – устройство государства и общества, закрепленное государственно-правовыми нормами, он охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство – все стороны государственного и правового бытия.
Конституционный строй – целостная система социально-правовых отношений и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям. Эта система основана на совокупности основополагающих регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной закреплению в общественной практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей между человеком, гражданским обществом и государством. Конституционный строй – порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. Это понятие вбирает в себя не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания, развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные порядки. Конституционный строй является формой или способом организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство.
Конституционный строй – система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.
Из приведенных выше определений видно, что конституционный строй рассматривается через такие категории как «общественный и государственный строи, организация государственной и общественной жизни», «система определенных отношений», «порядок», «форма организации государства», «система норм и принципов» и т.д. Некоторые авторы в данное понятие включают нравственный, гуманистический подход, верховенство права, наличие конституции и т.д. Все это является небесспорным и требует более глубокого и специального изучения.
Конституционный строй можно было бы определить как систему социальных, экономических и политико-правовых отношений и институтов, закрепленных и охраняемых конституционно-правовыми актами.
Представленное многообразие научных подходов к пониманию конституционного строя говорит о дискуссионности решения данного вопроса в научных исследованиях. Вряд ли можно признать положительным, что такой институт как конституционный строй, являющийся объектом безопасности государства, недостаточно четко определен. Нет определения конституционного строя (основ) и в нормативных правовых актах, есть лишь упоминания о нем в качестве объекта защиты или посягательства на него. Подобная неопределенность нежелательна в практической деятельности, и, прежде всего в правоприменительной, для государства и общества в целом, что может привести к тому, что принимаемые решения должностных лиц «в целях защиты конституционного строя» будут далеко не в интересах народа и не в соответствии с законом. Достаточно вспомнить «знаменитый» Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».
С учетом сказанного хотелось бы отметить следующее.
Во-первых, конституционный строй представляет собой определенную систему социальных институтов (государство, негосударственные организации) и общественных отношений, причем наиболее значимых и важных.
Во-вторых, эта система урегулирована нормами конституционными права.
В-третьих, это система таких взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений, которые складываются в той или иной мере между человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между ними строятся в соответствии с определенными принципами – основами конституционного строя, совокупность (система) которых представляет собой конституционный строй.
Между содержанием понятий общественного, государственного и конституционного строя можно провести следующее соотношение. Конституционный строй включает в себя государственный строй в целом, а также часть общественного строя, причем наиболее значимые его сферы, которые подвергаются правовому регулированию со стороны государства.
Для характеристики конституционного строя как объекта безопасности государства необходимо раскрыть содержание основ конституционного строя, уяснить их структуру и соотношение между собой.
Основы – важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные элементы содержания чего-либо, определяющие его сущность. В конституционном строе также можно выделять его качественные характеристики, представляющие собой источник, главное, опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы, действующие в обществе и государстве.
Дискуссионность есть и в понимании основ конституционного строя. Одни понимают под ними главные принципы государства, обеспечивающие подчинение его праву и характеризующие его как конституционное государство. Другие отмечают, что они подчеркивают особенности и специфику конституционного регулирования общественных отношений, указывают на источник, то главное, на чем базируется определенное явление, полагая при этом, что свою конкретизацию основы получают в конституционных принципах. Встречается понятие основ конституционного строя как политико-правовых ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений. В них видят законодательное выражение реально существующих основ общественного и государственного строя, которые отражают сущность фактических общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений.
Различают две стороны понятия основ конституционного строя.
Во-первых, это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная;
во-вторых, субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватно устанавливаемое законодателем.
Под основами конституционного строя понимают находящиеся под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые правила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства, политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений в основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих конституционного строя в целом.
Основы конституционного строя предстают в виде самостоятельного государственно-правового института. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя; основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права.
Основы конституционного строя взаимосвязаны, не существуют изолированно друг от друга. Все они оказывают друг на друга влияние, представляют собою не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность её содержания.
От понятия основ конституционного строя следует перейти к их классификации. В главе I Конституции РФ, которая называется «Основы конституционного строя», находит свое выражение целостная система основ конституционного строя.
К их первой группе относятся основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет.
Вторую группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанностью государства.
Третья группа включает основы организации жизни общества. Ее составляют:
идеологический и политический плюрализм;
светский характер государства; свобода экономической деятельности;
– многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.
Нормы-принципы, включенные в главу Конституции РФ «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:
гуманистические основы конституционного строя;
основные характеристики Российского государства;
экономические и политические основы конституционного строя;
основы организации государственной власти.
Анализируя статьи, закрепленные в I главе Конституции РФ, действительно, напрашивается вывод о наличии совокупности таких основ конституционного строя, которые характеризуют отношения человека с обществом и государством, отношения в сфере организации и функционировании государственной власти (государства), а также отношения между обществом и государством.
Главным для безопасности личности является то, что составляет его права и свободы. В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Итак, права и свободы являются самостоятельной основой конституционного строя.
Объектом безопасности общества являются его материальные и духовные ценности. Вопрос о ценностях является сложным и спорным, так как это категория оценочная. Любая основа конституционного строя будет иметь отношение к материальным или духовным ценностям общества в той или иной мере (прямо или косвенно).
Государство как один из элементов объекта безопасности, является особой политической организацией в обществе, осуществляющее государственную власть. Объектом безопасности государства является его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Государственный суверенитет – свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств (организаций) осуществлять свои функции на собственной территории и за её пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве власти. Это верховенство выражается:
в универсальности государственной власти, то есть властная сила государства (и только она) распространяется на все население и общественные объединения данной страны;
в исключительности государственной власти, то есть данная власть может отменить, признать ничтожным любое незаконное проявление другой общественной власти;
в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть (армия, полиция, тюрьма и пр.).
Итак, суверенитет государства является, во-первых, одним из признаков (неотъемлемым свойством) государства и, во-вторых, закреплен в качестве основы конституционного строя. Государственный суверенитет относится к основам конституционного строя в сфере организации государственной власти.
Следующей составляющей объекта безопасности государства определена территориальная целостность. В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ закреплены конституционные принципы федерализма как основы конституционного строя в сфере организации государственной власти. К ним относятся:
– государственная целостность;
– единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
– равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Вопрос об определении системы конституционных принципов российского федерализма в отечественной юридической литературе является дискуссионным. По полноте охвата принципов, и по тому, как они сформулированы, изложенная система принципов не может быть признана совершенной. В связи с этим к конституционным принципам федерализма относят также государственный суверенитет, равноправие субъектов Российской Федерации, единство конституционно-правовой системы, разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами.
Этимологическое толкование принципа государственной целостности дает основание включать в его содержание принцип единства системы государственной власти, принцип территориальной целостности, являющийся в свою очередь элементом государственного суверенитета, а также принцип единства конституционно-правовой системы. Таким образом, содержание понятия государственной целостности растворяется в системе других принципов. Отсюда представляется более правильным понимать государственную целостность не как принцип, а как качественную характеристику государственности, отражающую уровень ее развитости и достигаемую через реализацию вышеперечисленных принципов.
Итак, территориальная целостность является одним из элементов (признаком) основы конституционного строя – государственного суверенитета.
Объект безопасности общества – основы, которые имеют отношение и к сфере организации государственной власти, и к сфере взаимоотношений человека с государством и обществом, и к сфере взаимоотношений государства с обществом. Объект же безопасности государства определяется через разнопорядковые по объему и содержанию составляющие его элементы. В самом деле, объектом безопасности государства должны быть, основы конституционного строя в сфере организации и функционирования государственной власти. Законом предусмотрен иной порядок и логика: конституционный строй – суверенитет – территориальная целостность. Следует обратить внимание на указание в законе составляющих объекта безопасности государства – его конституционный строй. Возникает вопрос о том, что у государства есть свой конституционный строй. Соглашаться с такой формулировкой в Законе было бы неверно, так как государство является одним из основных институтов конституционного строя.
Заключение
Рассмотрение сущности общей теории безопасности России и ее конкретных составляющих показало, что достижение высокой эффективности процесса обеспечения безопасности России в современных условиях предполагает решение двух основных, но взаимосвязанных задач.
Во-первых, необходимо обеспечить постоянное совершенствование общества как социального организма, форм и способов его жизнедеятельности как в целом, так и его составляющих сфер в соответствии с развитием производительных сил, требованиями научно-технического прогресса путем постоянного проведения различных реформ. Только на этой основе можно обеспечить целостность и устойчивость общества, его способность к эффективному функционированию и развитию.
Во-вторых, в современных условиях продолжает оставаться жизненно необходимым достижение и поддержание гарантированной защищенности государства, общества в целом, и личности, в частности, от враждебных внутренних и внешних воздействий.
В ходе выполнения этих задач важно понимание того, что безопасность каждой страны (каждого общества) в современном взаимозависимом, целостном мире тесно связана, как с безопасностью ее внутренних структур (личности, классов, наций и других социальных групп), так и безопасностью других стран, целых регионов и всего мира.
Список литературы
Баглай М.В. Конституционное право РФ. – М.: Норма – ИНФРА-М, 2005.
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право РФ. – М.: ИНФРА-М, 2006.
Белов П. Вызовы национальной безопасности России в XX веке. – М., 2003.
Васецкий Н.А. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. – М., 2004.
Васецкий Н.А., Мокрый B.C. Государственное строительство в России: история и современность. – М., 2004.
Государственное право РФ / Под ред. Кутафина О.Е. – М., 2006.
Демидов А.Ю. Понятие государства. – М., 2005.
Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. – М., 2005.
9. Кабышев В.Т. Становление
конституционного
строя России.
– Саратов:
Абрис,
2003.
Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России. – М.: Юриспруденция, 2007.
Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Государственное право РФ. – М.: Юридическая литература, 2006.
12. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. – М.: Юрист, 2004.