Vihuela / (вихуэла или вигуэла в старой транскрипции) - испанский щипковый инструмент, близкий к гитаре и имевший пять (иногда семь - см. Бермудо) двойных и одну одинарную струну, на которой исполняли мелодию. Внешне от гитары виуэла отличалась более узким корпусом и выпуклой нижней декой, хотя до сих пор мнения о конструкции исторической виуэлы спорны, о чём будет сказано ниже, к тому же имеются многочисленные описания "барочных" гитар, имеющих подобную нижнюю деку. В XV-XVI веках виуэла была особенно популярна в аристократических кругах. За один только короткий период с 1535 по 1578 гг. в Испании были опубликованы 10 сборников пьес для виуэлы.
Виуэла - инструмент, ведущий происхождение от средневековой смычковой виуэлы (vihuela de arco). Поначалу на виуэле играли посредством плектра (vihuela de рenola), но еще в XV веке, под влиянием лауда, перешли на ручной способ игры, сделав, таким образом, виуэлу,
в точном значении слова, щипковым инструментом. Такая виуэла называлась "ручной виуэлой" (vihuela de mano), в настоящее время под термином виуэла имеют в виду именно виуэлу де мано. В XVI веке в Испании существовали три основных типа виуэлы, различавшихся размерами и, соответственно, тесситурой: малая (дискант), средняя (наиболее употребительная) и большая (басовая) виуэлы. Среди различных настроек преобладала настройка по квартам, с большой терцией между 3-й и 4-й струнами. Виуэла использовалась как сольный и сопровождающий пение инструмент, она привлекла внимание многих крупных композиторов, создавших её классику, - богатую и своеобразную область испанского музыкального наследия.
Перед современным аутентистом возникает проблема реконструкции подходящего инструмента для исполнения репертуара именно виуэлы, которая усложнена почти полным отсутствием сохранившихся достоверных и неповрежденных исторических инструментов. Известный инструмент (большая виуэла), находящийся в Musée Jacquemart-Andrée, в Париже, пока единственный, что удостоверен в подлинности специальной экспертизой. Первая идентификация этого инструмента как виуэлы была произведена Э.Пухолем – именно он обнаружил её в этом музее. Загадочный, пока, инструмент, обнаруженный в Кито, ещё ожидает надлежащей экспертизы. Он может оказаться южноамериканским инструментом XVIII-XIX веков, представляющим вариацию гитары с шестью хорами (рядами) струн, а не истинной виуэлой.
Недавно появились сведения о существовании другой исторической виуэлы. Впоследствии, после её исследования, в мае 2001 года была изготовлена копия опытного образца. Эта виуэла, как утверждают мастера, дала важные ключи к пониманию конструкции виуэлы, приводящие к выводу, что изготовление виуэлы в эпоху Siglo de Oro было, вероятно, делом намного более тонким и многогранным, чем это считалось до сих пор.
Некоторые исследователи предполагают, что иберийская vihuela (de mano) обычно имела плоскую
нижнюю деку и колковую коробку с, вероятно, настроенными в унисон басовыми рядами (хорами, курсами) струн, в то время как итальянская violadamano имела выпуклую нижнюю деку и серповидную колковую коробку, с настроенными в октаву басовыми рядами струн (подобно современной лютне с шестью рядами струн). Для того чтобы подтвердить или опровергнуть это утверждение, должны быть проведены значительно больше исследования, которые позволят определить и различить эти две школы конструкции виуэлы.
Небезынтересен тот факт, что Франческо да Милано ставил виолу да мано на одну ступень с лютней - есть опубликованные им произведения для виолы или лютни «Intavolatura de Viola o vero Lauto ... Libro Primo della Fortuna and Libro Secunda», этот сборник был издан в Неаполе в 1536 году. В пользу существования итальянской виолы да мано свидетельствует инвентарный список аугсбургского банкира, Раймонда Фаггера (Raymond Fugger), составленный в 1566году, в который также внесен музыкальный инструмент viola alla Neapolitana.
Исследования Antonio Corona и других дали много важных сведений о материалах, использовавшихся при изготовлении виуэл. Так, например, цезальпиния (бразильское дерево), "как живой уголь, с ярким или подобным пламени цветом", использовалась при изготовлении некоторых инструментов. Это особенно интересно, т.к. первоначальным названием Бразилии (как она представлена на доколумбовых картах) было Санта Мария-ди-Крус, и что после открытия растущих там деревьев, которые мы теперь называем «пернамбуко» (caesalpinia echinata), страна была переименована в Бразилию, по названию дерева, использовавшегося для получения красок, которые раньше европейцы покупали у арабов – которые в действительности использовали родственное дерево, саппан (caesalpinia sapan), из Ост-Индии. Люди открывшие дерево бразил, думали, что они наконец нашли то место, где арабские торговцы брали этот товар! Испанцы также называли эту древесину как «Legno di Santa Maria», а позднее как «Legno del Brasile». Среди других упоминаемых материалов, при изготовлении инструментов использовался грецкий орех, черное дерево. Возможно, что другие древесные породы, использовавшиеся тогда при изготовлении музыкальных инструментов на Пиренейском полуострове - такие как, например, кипарис или красное дерево, также применялись и при изготовлении виуэлы. И всё же достоверные сведения о конструкции виуэлы пока весьма скудны, такая же ситуация наблюдается с её репертуаром.
К сожалению, произведения только семи мастеров, записанные линейно-цифровой табулатурой и изданные в Испании в период с 1535 по 1576 год, дошли до нас. Это композиторы Луис де Милан, Луис де Нарваэс, Алонсо Мударра, Энрике де Вальдеррабано, Диего Писадор, Мигель де Фуэнльяна и Эстебан Даса.
И всё же имеются и другие разрозненные сведения о практическом использовании виуэлы - испанский монах-доминиканец Фрай Томас де Санта Мария (род. 1510-1520гг. в Мадриде, ум. в 1570г. в Вальядолидe), бывший органистом в конвенте S.Pablo в Вальядолиде, издал в 1565г. трактат в 2-х частях «Libro llamado arte de tañer fantasia, assi para tecla come para vihuela», где разъясняет игровую технику и композицию музыки для виуэлы. Уроженец Бургоса Luiz Venegas de Henestrosa издал в Алкала де Энарес сборник табулатур «Libro de Cifra Nueva para tecla, harpa y vihuela, en el qual se enseña brevemente contar canto llano y canto de organo y algunos para contrapunto» (1557). Не обходит вниманием виуэлу и испанский композитор и теоретик музыки Хуан Бермудо.
Известно также, что для виуэлы писал такой крупнейший композитор-органист, как Антонио Кабесон, будучи превосходным органистом и клавиристом, возможно и виуэлистом, Кабесон создавал музыку для множества инструментов. После смерти композитора его сын, Эрнандо Кабесон, собрал и издал пьесы отца под общим названием «Музыкальные произведения для клавишных, арфы и виуэлы». Ещё при жизни Антонио Кабесона его современник Луис Венегас де Энестроза выпустил сборник своих произведений, предназначенных также «для клавишных, арфы и виуэлы». Но, как правило, многие композиторы того времени выделяли в своём творчестве один какой-либо инструмент. Чаще всего виуэлу. Интерес испанских композиторов к этому инструменту, вероятно, связан с его близостью к быту и большими техническими возможностями по сравнению с современной ему гитарой.
XVI век был эпохой расцвета и одновременно постепенного исчезновения искусства игры на виуэле, неуклонно вытесняемой гитарой.
Музыкальный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990.
Булучевский Ю., Фомин В. Старинная музыка (словарь-справочник) Л., Музыка 1974.
Рецензия П.Пичугина к грампластинке "Испанские виуэлисты XVI века"
Рецензия к грампластинке "Испанская музыка эпохи возрождения"
Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. М., Музыка 1983.
Powrozniak Jozef. "Gitarren-Lexikon". Verlag Neue Musik, Berlin 1988.