БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Юридический факультет
Кафедра гражданского права
Курсовая работа
Тема:
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ
По дисциплине: Международное частное право
Выполнила: студентка
IV курса, группы №1
гражданско-правовой специализации,
специальности «Юриспруденция»
«очно-заочной» формы обучения
на базе среднего профессионального образования, внебюджет.
Кузьмина Н.М.
Научный руководитель:
К.ю.н., доц. Миннигулова Д.Б.
Дата защиты:
«___»____________2008г.
Оценка: «___»__________
УФА – 2008г.
РЕЦЕНЗИЯ
(оценка-отзыв)
Главные вопросы рецензируемой работы:
__________________________________________________________________
Соответствие содержания работы обозначенной теме:
__________________________________________________________________
Полнота и логичность изложения:
__________________________________________________________________
Степень самостоятельности:
__________________________________________________________________
Использование источников:
__________________________________________________________________
Обоснование выводов и предложений:
__________________________________________________________________
Уровень научной грамотности:
__________________________________________________________________
Другие достоинства и недостатки:
__________________________________________________________________
Общие выводы (предполагаемая оценка)
__________________________________________________________________
Рецензент к.ю.н., доц. Миннигулова Д.Б.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Правовое положение ТНК в международном частном праве
1.1. Понятие и правовая природа ТНК
1.2. Особенности правового положения ТНК в науке
международного частного права
ГЛАВА 2. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций
2.1. Кодексы поведения ТНК
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
О роли, которую играют транснациональные корпорации в современном мире, говорят статистические данные. По данным ЮНКТАД (UNCTAD), транснациональные корпорации контролируют: 50,7% производства электрического и электронного оборудования и компьютеров в мире; 48,4% автомобильной промышленности; 53,3% нефтяной и горной промышленности; 78,9% производства продуктов питания, напитков и табачных изделий; 58,4% химической промышленности; 62,4% фармацевтической промышленности; 43,5% металлургической и сталелитейной промышленности; 73,2% сферы строительства1.
Результаты деятельности транснациональных корпораций могут быть положительными и отрицательными. К числу последних относятся, в частности, следующие проблемы, связанные, прежде всего, с деятельностью транснациональных корпораций в принимающих их странах: возможность попадания целых государств в экономическую и, как следствие, политическую зависимость от отдельных транснациональных корпораций; монополизация рынков и вытеснение с них местных компаний, в том числе и с использованием методов недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики; вмешательство транснациональных корпораций во внутренние дела принимающих стран; нарушение платежного баланса указанных государств, способное вызвать, среди прочего, девальвацию национальной валюты; уход от налогов с использованием своей транснациональной структуры; использование экологически вредных производств, негативно влияющих на окружающую среду, а также ряд других проблем. Транснациональные корпорации давно являются главными участниками мировой торговли, а также активными инвесторами, обеспечивающими приток иностранных капиталовложений в том числе и в развивающиеся страны. Они с помощью использования новых и новейших технологий способны размещать в принимающих их странах высокотехнологичные производства, тем самым способствуя научно-техническому прогрессу этих государств.
Поэтому я считаю, что исследование правовой природы, правового регулирования транснациональных корпораций в науке международного частного права остается наиболее актуальным и значимым.
Исследование темы курсовой работы проводится на основе изучения трудов отечественных и зарубежных ученых, поскольку транснациональные корпорации и их деятельность стали объектом серьезного анализа со стороны многих исследователей. Это объясняется прежде всего комплексностью и многогранностью различных проблем, связанных с функционированием транснациональных корпораций.
К сожалению, правовые аспекты, связанные с деятельностью транснациональных корпораций, и особенно вопросы их правового статуса, разработаны в значительно меньшей степени. Тем не менее их исследование проводилось в работах ряда специалистов по международному частному праву. Следует назвать Л.П. Ануфриеву, М.М. Богуславского, Г.К. Дмитриеву, М.И. Кулагина, Л.А. Лунца, Л.А. Ляликову, О.В. Локайчук, С.С. Щеглова.
Целью данной курсовой работы - исследование правовой природы, правового положения транснациональных корпораций в науке международного частного права, а также определение основных проблем правового регулирования транснациональных корпораций
Для достижения данной цели требуется решить следующие задачи: раскрыть понятие «транснациональной корпорации», изложить позиции различных авторов, касающиеся понятийного аппарата; рассмотреть вопрос о необходимости признания за транснациональными корпорациями международной правосубъектности, основываясь на существующее научное мнение отечественных и зарубежных авторов, исследовать особенности и основные проблемы правового регулирования транснациональных корпораций.
Глава 1. Правовое положение ТНК в международном частном праве.
1.1. Понятие и правовая природа транснациональной корпорации.
В правовой доктрине общепризнанна точка зрения, согласно которой термин "корпорация" происходит от латинского выражения "corpus habere", обозначающего права юридической личности. Несмотря на то что понятие "корпорация" не упоминается в источниках римского права, оно использовалось исследователями в юридической науке для обозначения существовавших в Римской империи частных союзов. Следует отметить, что союз людей у римлян обозначался именно термином "corpus"2. Доминирующей в науке считается точка зрения, согласно которой идея корпорации как самостоятельного, имущественно обособленного субъекта права независимо от лиц, его составляющих, возникла в отношении муниципий. Муниципия представляла собой местную общину, часть государства, получившую определенную хозяйственную независимость. В сфере гражданского оборота муниципии выступали как частное лицо 3. В дальнейшем было признано, что юридическое существование корпораций не прекращается и не нарушается выходом отдельных его членов из состава объединения. Следовательно, был выработан важнейший принцип существования корпорации независимо от изменения состава ее членов (даже при наличии только одного члена корпорация юридически продолжает существовать). Изложенное позволяет утверждать, что римские правоведы заложили основы понимания корпорации как юридического лица и характера взаимодействия такого юридического лица и его членов.
В течение долгого времени термин "корпорация" служил синонимом термина "юридическое лицо". Однако немецкие правоведы пытались разделить эти два понятия. Так, классик немецкого права Гирке писал: "Германская корпорация есть реальное собирательное лицо, между ним и индивидуальными лицами завязывается лично-правовой союз, подобно которому не бывает вне корпорации"4. Другой не менее известный немецкий теоретик Савиньи полагает, что корпорация представляет собой юридическое лицо, проявляющееся в известной сумме отдельных членов, и отличается тем самым от учреждения, которое не имеет такого видимого субстрата, но имеет более идеальное существование, основывающееся на общей достигаемой цели5.
Доктрина и право государств англо-американской правовой системы в отличие от немецкой правовой мысли имеют более широкий взгляд на корпорацию. Так, в англо-американской правовой системе при отсутствии конструкции "юридическое лицо" по отношению к организации, имеющей статус лица, употребляется термин "corporation", под которым понимается "юридическое лицо, обладающее правоспособностью, то есть способностью пользоваться и быть субъектом законных прав и обязанностей"6.
Теперь перейдем от рассмотрения общего понятия "корпорация" к более частному "транснациональная корпорация"(далее ТНК). Сразу же нужно отметить, что на сегодняшний день не выработано единых подходов к природе ТНК. Существует множество теорий, которые охватывают те или иные стороны деятельности ТНК, но полномасштабного изучения их деятельности до сих пор произведено не было. Существующие научные концепции являются весьма спорными и не находят полного одобрения 7.
Довольно серьезные споры вызывает уже сама попытка дать определение понятия ТНК. В экономической литературе одни исследователи характеризуют ТНК как "фирму, корпорацию, компанию, осуществляющую основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий"8. Вторые выделяют критерии отнесения корпораций к транснациональным:
- количество стран, в которых действует компания (в соответствии с различными подходами от 2 до 6);
- определенное минимальное число стран, в которых размещены производственные мощности компании;
- определенный размер, которого достигла компания;
- минимум доли иностранных операций в доходах или продажах фирмы (как правило, 25%);
- владение не менее чем 25% голосующих акций в трех или более странах - тот минимум долевого участия в зарубежном акционерном капитале, который обеспечивал бы фирме контроль над экономической деятельностью зарубежного предприятия и представлял бы прямые зарубежные инвестиции;
- многонациональный состав персонала компании, состав ее высшего руководства 9.
Другие исследователи пошли по пути совмещения обоих подходов. Так, М.П. Бортова пишет, что "ТНК - особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК. Отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК; превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны" 10.
Учитывая, что понятие "транснациональная корпорация" затрагивает интересы многих государств, ООН выработала свой вариант определения, который гласит, что ТНК - это компания: 1) включающая единицы в двух или более странах, независимо от юридической формы и поля деятельности; 2) оперирующая в рамках системы принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и осуществлять общую стратегию через один или более руководящий центр; 3) в которой отдельные единицы связаны посредством собственности или каким-либо другим образом так, что одна или более из них могут иметь значительное влияние на деятельность других, и в частности делить знания, ресурсы и ответственность с другими 11.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), несколько уточняя вышеприведенную характеристику, к ТНК относит корпорации, включающие головные предприятия и их зарубежные филиалы (дочерние компании), причем головное предприятие контролирует активы других экономических единиц в государствах за пределами страны базирования материнской компании, как правило, путем участия в капитале.
В российском законодательстве отсутствуют легальные, нормативно закрепленные определения общего понятия "корпорация" и частного понятия "транснациональная корпорация".
Наиболее общее определение дает Н.Б. Сонькин: "Транснациональные корпорации - это корпорации преимущественно с однонациональным акционерным капиталом, осуществляющие свою деловую активность в других странах посредством создания филиалов и дочерних компаний"12.
В отличие от обычных компаний стратегия деятельности ТНК разрабатывается головным предприятием, которое координирует деятельность зарубежных отделений. Л.А. Лунц определяет ТНК как конгломерат юридических лиц различной "национальности"; каждое из входящих в данную систему разного рода образований, разбросанных по разным странам, может иметь свой личный юридический статус13. Свое понимание ТНК предлагает А.О. Иншакова, понимая их как предприятия, отделения и филиалы которых находятся во многих странах мира, с экономической точки зрения являющиеся единым механизмом, но с точки зрения права - самостоятельными независимыми компаниями14. Особый интерес при изучении данного вопроса вызывает типовой проект законодательного акта "О транснациональных корпорациях", который разработала Межпарламентская Ассамблея Евразийского экономического сообщества. В п. 1 ст. 3 акта указывается, что для целей настоящего типового проекта под транснациональной корпорацией понимается юридическое лицо (совокупность юридических лиц), имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество на территориях двух и более государств, образованное юридическими лицами двух и более государств и осуществляющее постоянную уставную деятельность либо капитальные вложения на территории двух и более государств15.
Ряд ученых предлагают определять правовую природу ТНК по национальной принадлежности их капитала, величине оборота, зарубежной доле в операциях, числу зарубежных филиалов и дочерних компаний и по структуре управления ими. Другие выделяют количественные показатели, позволяющие относить те или иные группы юридических лиц к ТНК16.
Таким образом, характерным признаком ТНК является именно единство управления ТНК при наличии нескольких правосубъектных образований в структуре ТНК, т.е. наличие нескольких юридических лиц со своим личным статутом. Поэтому следует согласиться с точкой зрения Л.А. Лунца о том, что "экономическое единство при юридической множественности - таково существо многонационального предприятия"17.
Как видно из вышесказанного, потребность единого унифицированного определения ТНК давно назрела, т.к. регулирование отдельных форм юридических лиц не оказывает всестороннего воздействия на отношения между головной компанией и дочерними предприятиями, находящимися в разных странах. В связи с этим считаю, что наиболее удачным является определение понятия ТНК, данное С.С. Щегловым: «транснациональная корпорация - это группа взаимосвязанных юридических лиц, их представительств и дочерних компаний (филиалов), созданных и действующих в соответствии с законодательством нескольких (двух и более) государств, характеризующаяся наличием центральной структуры, которая осуществляет единое управление всеми членами группы путем участия в имущественных отношениях через преобладающее участие в уставном капитале (отношения основной и дочерних компаний), договор об объединении активов с целью создания группы лиц или осуществление функций инвестиционного фонда компании»18.
1.2. Особенности правового положения ТНК в науке международного частного права.
В правовом аспекте особенностью ТНК является, во-первых, то, что формально это предприятие, подпадающее, как и его соответствующие подконтрольные центру зарубежные отделения, под национальную юрисдикцию соответствующих стран. Фактически же ТНК - мультинациональное, трансграничное предприятие.
Во-вторых, другой особенностью служит то, что зарубежные отделения ТНК, его филиалы, дочерние общества, находясь под юрисдикцией принимающего государства, зарегистрированные в нем и формально являющиеся предприятиями данного принимающего государства, фактически для него - иностранные, ибо связи их, зависимость от зарубежного головного комплекса ТНК значительно сильнее и существеннее, чем от принимающего государства.
Наконец, в-третьих, особенностью ТНК является и то, что во многих случаях, обычно через головное, материнское предприятие, ТНК ведет деловые операции непосредственно с принимающими государствами, или потенциально принимающими, или просто с государствами, как с деловыми партнерами.
С.С. Щеглов сравнивает ТНК с мифологической многоглавой гидрой: одна голова - представляет собой "материнский" мозговой центр; другая голова - весь единый многонациональный комплекс ТНК и, наконец, множество национально различно окрашенных голов. Эта многоглавость, как и в народных сказках, сообщает ТНК особую живучесть: потеря одной или нескольких "голов" не означает гибели всей "гидры"19.
Основными компонентами ТНК являются: материнская компания, дочерние компании и филиалы. Материнская компания - образование, которое прямо или опосредованно владеет большинством акций или иным путем осуществляет контроль над другими компаниями, образующими ТНК. Дочерняя компания - компания, которая принадлежит другой компании, владельцем которой является та же группа компаний, или же контролируется ею. Обычно дочерняя компания учреждается на основе законов государства, в котором она создается. Филиал - часть компании, которая не учреждается как самостоятельное образование в государстве, где она осуществляет свою деятельность.
Особенность правового положения ТНК состоит в значительной автономии в отношении государств, поскольку свои предприятия они создают в нескольких странах.
Так, в Соглашении стран СНГ «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов и представительств транснациональных корпораций определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов и представительств (ст. 5). Таким образом, любое предприятие ТНК как юридическое лицо находится под юрисдикцией государства, в котором оно осуществляет свою деятельность. Транснациональные корпорации могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами (ст.3)
Общий принцип относительно ТНК содержится в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право "регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства" (ст. 2)20.
Из этого следует, что «Транснациональные корпорации» не вписываются в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике международного частного права, а именно: «национальное юридическое лицо» - «иностранное юридическое лицо», но в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.
Впервые вопрос о признании транснациональных корпораций в качестве субъектов международного права был поднят еще в Лиге Наций. После второй мировой войны, в 1946 г., правительство США внесло в ООН предложение рассмотреть вопрос о возможном предоставлении международным корпорациям самостоятельной международной правосубъектности. Указанное предложение было отвергнуто ООН как противоречащее принципу государственного суверенитета.
Вновь со всей определенностью ООН высказалась по этому вопросу в связи с принятием серии документов по новому международному экономическому порядку. Согласно п. 4д Декларации Генеральной Ассамблеи ООН об установлении нового международного экономического порядка государства имеют право "на регулирование и надзор за деятельностью международных корпораций путем принятия мер в интересах национальных экономик стран, в которых действуют такие межнациональные корпорации, на основе полного суверенитета этих стран"21.
В связи с возрастающим экономическим и политическим влиянием ТНК в научной литературе обсуждается вопрос о необходимости признания за ТНК международной правосубъектности. Зарубежные ученые Н. Макдугал, У. Фридмэн считают, что корпорации являются субъектами международного права. Российские ученые придерживаются другой точки зрения22. Так, В.А. Романов и С.В. Черниченко утверждают, что субъектом международного права может быть только образование, способное участвовать в межгосударственных отношениях. Поскольку корпорация не обладает качествами, присущими государству, то она не способна участвовать в таких отношениях23. И. И. Лукашук также считает нереальным придание корпорациям статуса субъекта международного права24. Однако по мнению К. А. Бекяшева, в ХХI веке наряду с расширением объема правосубъектности индивидов, будет признана правосубъектность таких коллективных образований, как транснациональные корпорации25.
Более обоснованной, по мнению О.В. Локайчук, является концепцию «международного корпоративного права», создаваемого соглашениями корпораций с государствами. Так, британский профессор Б. Ченг предлагает сформировать специальные правовые системы, состоящие из договоров, которые ставятся вне действия национальных норм и рассматриваются как подчиненные международному праву или общим принципам права. Тем не менее данная концепция, как отмечает О.В. Локайчук, пока не получила поддержки у наших ученых26. Так, В. А. Романов и С. В. Черниченко считают, что договоры, заключаемые между государствами и компаниями, являются гражданскими сделками, а не межгосударственными соглашениями и относятся к сфере международного частного права. И. И. Лукашук утверждает, что корпорация не может быть изъята из-под действия законов государства. Даже вместе с ним ТНК не в состоянии создать особую правовую систему27.
Приведенное положение не оставляет и тени сомнения в том, что ТНК являются субъектом права лишь в национальных правовых системах, поэтому не может быть речи об "особой" правосубъектности ТНК в системе международного права.
ГЛАВА 2. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций.
Авторитетный специалист в области международного частного права Г. К. Дмитриева выделяет 3 уровня правового регулирования деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения28. Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранного вкладчика: физического или юридического лица. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.
Между тем на данном уровне возникает и другая проблема. Поскольку отделения ТНК реализуют политику головного предприятия, то необходимо учитывать то влияние, которое оказывает законодательство страны их базирования. Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. При этом предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей. Наиболее типичным примером здесь являются США, где данная позиция нашла отражение в доктрине т.н. «эффективной связи» и теории «транснационального права», которые применяются для обоснования правомерности действия национального права на территории других государств29. В 1982 году закон об управлении экспортом 1979 года был распространен на зарубежные отделения американских компаний.
Следствием попыток США по применению своих законов на территории других стран стало принятие нормативных актов, укрепляющих национальный суверенитет этих государств. Например, в 1980 году в Англии был принят закон о защите торговых интересов, целью которого выступила защита от попыток других стран в одностороннем порядке навязывать их экономическую политику. В этой связи следует отметить, что американская доктрина не получила и международного признания. В рекомендации Группы экспертов ООН по ТНК в 1974 году была предложена общая норма: как только филиал многонациональной корпорации создается в другой стране, законы страны базирования прекращают свое регулирующее воздействие и применяются законы принимающей страны.
Данная практика опровергается и учеными. Так, по мнению М. М. Богуславского, Л. А. Ляликовой, А. Г. Светланова экстерриториальное применение американского законодательства находится в прямом противоречии со сложившейся доктриной и практикой различных государств в области международного частного права по вопросам определения правового статуса юридических лиц30.
Таким образом, проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.
Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами.
В своем исследовании В. В. Наталуха приводит следующие цифры. В 1971 - 1975 годах было подписано 75 соглашений, в 1976 -1980 гг. – 55, а 1981-1982 гг. – 26. Таким образом с 1948 по 1982 гг. их стало 20231.
В научной литературе дается неоднозначная оценка подобным договорам. Так, Г.К. Дмитриева отмечает тенденцию к унификации содержащихся в них норм, которая подтверждается наличием большого числа соглашений, содержащих часто аналогичные, хотя и не идентичные нормы. Эксперты ООН говорят о подтверждении международного обычая, или, по крайней мере, расширяющейся государственной практике, которая в значительной мере содействует развитию международного права в области экономического сотрудничества. Однако есть авторы, придерживающиеся иной точки зрения. В частности, В. В. Наталуха указывает, что наименее развитые страны, нуждающиеся в притоке инвестиций, заключают подобные соглашения непосредственно с ТНК, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного капитала32. Этим закрепляется неравенство сторон и подрывается стабильность международных экономических отношений. Тем не менее, практика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.
Кроме того, следует подчеркнуть, что особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.
Наконец, третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры, которые в зависимости от числа участвующих в них стран, могут быть универсальными, региональными и субрегиональными.
Универсальное регулирование предпринимается под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов – Межправительственной Комиссии по ТНК и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финансового и налогового характера. Однако Кодекс до сих пор не принят. Основной причиной этому, как считает В.В. Наталуха, выступали расхождения между позициями основных групп участников переговоров по вопросам определения ТНК; соотношения между обязательствами ТНК и государств; возможности предоставления национального режима филиалам иностранных ТНК; применения обычного международного права в отношении деятельности ТНК; правил национализации имущества ТНК; юрисдикции при урегулировании споров33. Например, если развивающиеся страны считали, что нормы кодекса должны носить императивный характер и содержать главным образом обязательства ТНК по отношению к принимающим государствам, то страны базирования ТНК настаивали на включении в документ взаимных обязательств ТНК и их партнеров. Более того, для эффективной реализации Кодекса поведения ТНК необходимо создание органа, полномочного выносить постановления, и международного механизма для применения соответствующих санкций.
Региональное регулирование деятельности ТНК предпринимается в рамках ЕС (Европейского сообщества), ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), ЛАЭС (Латиноамериканской экономической системы), СНГ (Содружества Независимых Государств) и ряда других организаций. В 1976 г. были приняты «Руководящие принципы для многонациональных предприятий ОЭСР», касавшиеся различных аспектов деятельности ТНК (обнародование информации, конкуренция и др.). Принципы регулирования деятельности ТНК в ЕС были сформулированы в докладе Комиссии ЕЭС «Многонациональные предприятия и законодательство сообщества» 1973 г. Фактически регулирование в рамках этих организаций свелось к регулированию правил конкуренции и защите свободной торговли. Позиция стран Латинской Америки порассматриваемой проблеме была выражена в принципах, сформулированных на Х1Х сессии Экономической комиссии ООН. В них содержались требования, предъявляемые к ТНК на территории принимающего государства. Следует отметить, что принятые документы внесли позитивный вклад в сближение латиноамериканских стран, но не оказали практического воздействия на деятельность ТНК34.
Более конкретный результат был достигнут странами-участницами Андского пакта (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Перу и Чили), которые приняли решение 220 «Общий режим использования иностранного капитала, товарных знаков, патентов и лицензий», ориентирующее иностранный капитал на достижение целей иностранного развития, и решение № 46 «Режим многонациональных предприятий и регулирование использования субрегионального капитала», создавшее правовую основу для учреждения многонациональных компаний (МНК) латиноамериканских стран, которые должны были способствовать дальнейшему процессу интеграции в регионе и оказывать особое содействие в противоборстве с международным капиталом. Эти документы создали базу для дальнейшего развития законодательства в области регулирования деятельности иностранных и многонациональных предприятий, действующих в странах Андской группы.
Особое внимание следует уделить правовому регулированию деятельности ТНК в рамках СНГ, которое направлено на создание многонациональных компаний как важнейшего компонента интеграции и инвестиционной деятельности. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие ТНК в странах Содружества и не решенных на сегодняшний день, является наличие расхождений в национальных законодательствах. Поэтому важным условием развития единого постсоветского экономического пространства должна стать гармонизация законодательства по ТНК. Первым нормативно-правовым документом по созданию ТНК в рамках СНГ было «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных объединений» от 15 апреля 1994 года, которое послужило основанием для принятия ряда документов о формировании ТНК между правительствами Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и России. В марте 1998 г. была подписана Конвенция о ТНК, которая констатирует правовые основы сотрудничества стран СНГ в области регулирования создания и деятельности ТНК. Как отмечает В. Комаров, сегодня на территории СНГ действует несколько ТНК («Белорусско-Российско-Украинская Ассамблея деловых людей»; межгосударственная ФПГ «Гранит» и др.)35. По экспертным оценкам в ближайшие годы таких объединений станет около 70 и в них может быть задействовано не менее 20% промышленного и финансового потенциала стран СНГ.
Подытоживая вышесказанное, сделаем выводы. Экономическая мощь ТНК, их влияние на мировую политику предопределило появление концепций о признании за ТНК международной правосубъектности, о необходимости формирования международного права корпораций.
Представляется, что для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Это означает, что унифицированные нормы, включенные в соответствующие универсальные международные договоры, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц.
Надлежащее правовое регулирование ТНК может быть осуществлено только на основе взаимной увязки и согласования национальных и международных правопорядков на внутригосударственном, региональном и универсальном уровнях. Основой для этого на универсальном уровне является не признание ТНК субъектами международного права и придание их договорам с государствами международно-правового характера, считают некоторые специалисты, а тот факт, что они не теряют принадлежность к государству. Несмотря на глобальную деятельность ТНК, центр принятия решения остается национальным. Стало быть, деятельность ТНК должна регулироваться через государство. Что касается международного права, то оно призвано вырабатывать нормы, которые обязывали бы государства регулировать деятельность ТНК36.
Пока не принято каких-либо универсальных правил; существующие международные нормативные акты носят декларативный характер, поскольку не хватает механизмов реализации. По моему мнению, наиболее эффективным должен стать именно международный уровень регулирования и контроля за деятельностью ТНК. Это та проблема, над которой еще предстоит много работать и теоретикам, и практикам.
2.1. Кодексы поведения ТНК
Когда ТНК выходит один на один с экономически слабым государством, соотношение сил оказывается не в пользу последнего со всеми вытекающими последствиями, включая юридические. Используя свое экономическое могущество, ТНК способны оказывать влияние и на политику принимающего государства. Так, Международная телефонная и телеграфная корпорация (ИТТ) противодействовала избранию Президентом Чили С. Альенде. Используя свои связи, ТНК спекулируют валютой, избегают уплаты налогов, в случае забастовок переводят капитал в свой филиал в другой стране, разлагают взятками местных чиновников. Судебная практика показывает, что простым гражданам или юридическим лицам трудно бороться в суде за свои права с мощной ТНК.
Так, в Нижневартовском городском суде состоялось заседание по повторному рассмотрению иска депутата Тюменской областной Думы Виктора Палия к Тюменской нефтяной компании о выплате ему порядка 42 млн. рублей. "УралПолит.Ru" сообщает: «Производство по иску Палия к ТНК прекращено. Экс-директор "Нижневартовскнефтегаза" Виктор Палий направил весной этого года очередной иск к дочерним компаниям ТНК -"Самотлорнефтегазу" и "Нижневартовскому нефтегазодобывающему предприятию". В своем заявлении он указал, что при консолидации акций дочерних предприятий ТНК в результате выкупа дробных акций Палия удержала подоходный налог, за счет чего обогатилась. Палий требует выплатить эти суммы плюс проценты, которые, по его мнению, составляют 18% годовых и должны быть начислены с 15 декабря 2001 года по 1 апреля 2003 года. В общей сложности Палий хочет получить 42 млн. рублей. В ТНК считают требования Виктора Палия необоснованными, так как удержанные в соответствии с законодательством 13% в тот же день были перечислены на счет налоговой инспекции Нижневартовска. Ранее городской суд удовлетворил требования Виктора Палия, однако ТНК подала кассационную жалобу в окружной суд Ханты-Мансийского автономного округа. Коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа отменила решение Нижневартовского городского суда и направила дело на новое рассмотрение в Нижневартовский городской суд, но с требованием рассмотреть дело другим составом судей, который прекратил производство по иску Палия»37.
Осуществляемое в рамках ТНК планирование включает создание закрытых систем международной торговли, в которых значительный ее объем осуществляется между фирмами, находящимися под контролем одной группы корпораций. Треть мировой торговли приходится на внутрифирменную торговлю. Это дает возможность сокращать налоги и другие платежи. Можно по своему усмотрению определять уровень платежей с тем, чтобы прибыли сосредоточивались в одном государстве, а убытки - в другом. Экологически вредные производства можно сосредоточить в одних странах, а чистые - в других.
Особую опасность представляет коррупция в деятельности транснациональных корпораций (ТНК), представляющих в современном мире доминирующую экономическую силу. Поэтому развивающимися государствами, дабы обезопасить себя от негативных веяний ТНК, в рамках ООН было инициировано создание специальной группы экспертов по ТНК для изучения их роли в современной экономической и политической жизни. С учетом доклада группы экспертов на 57-й сессии ЭКОСОС в 1974 г. были созданы Центр ООН по транснациональным корпорациям, учреждены также Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, Отдел международных инвестиций, транснациональных корпораций и технологии ЮНКТАД, Комиссия по международным инвестициям и транснациональным корпорациям Совета по торговле и развитию ЮНКТАД и др.
Перед этими органами были поставлены задачи выработать нормы и правила международно-правового регулирования деятельности транснациональных корпораций, а именно: 1) разработать несколько так называемых кодексов поведения; 2) выработать единообразные нормы, регулирующие иностранные инвестиции; 3) уточнить объем прямых иностранных инвестиций на развитие производства в принимающих странах; 4) выявить последствия взаимодействия прямых иностранных инвестиций с развитием конкуренции в принимающих их странах38.
Цель этих кодексов состоит в том, чтобы конкретизировать нормы и принципы международных экономических отношений.
К 1978г. был подготовлен примерный план проекта Кодекса поведения ТНК. Уже на данном этапе обнаружились принципиальные расхождения в позициях развитых и развивающихся стран. США, например, выступали против того, чтобы Кодекс был юридически обязательным, и предлагали относить этот документ к системе международного экономического "мягкого" права (international economic "soft" law). Другими словами, предполагалось, что применение правил Кодекса будет целиком зависеть от усмотрения сторон, т.е. иметь совершенно факультативный характер.
Большинство развивающихся стран отстаивало диаметрально противоположную точку зрения: Кодекс должен носить обязательный характер и иметь форму многостороннего договора, причем он должен работать, только в одном направлении. То есть положения договора, по мнению развивающихся стран, должны быть адресованы только ТНК и предусматривать их обязательства по отношению к принимающим государствам39.
По причине противостояния между развитыми и развивающимися государствами по ряду ключевых вопросов многие кодексы поведения ТНК, разрабатывавшиеся под эгидой ООН, так и остались проектами. Из их числа Кодекс поведения транснациональных корпораций оказался наиболее завершенным. В ходе длительных дискуссий удалось найти компромиссное решение по большинству его положений.
Была достигнута договоренность, что Кодекс поведения ТНК будет носить рекомендательный характер в виде резолюции (декларации) Генеральной Ассамблеи ООН. Но, к сожалению, этот Кодекс, разработанный в рамках ООН, так и не был принят. Основной причиной явились существующие объективные противоречия между интересами государств экспортеров и импортеров капитала: каждое из них стремится к достижению различных результатов.
Тем не менее, комплексная работа в различных органах ООН по правовому регулированию иностранных инвестиций, осуществляемых ТНК, оказалась небезрезультатной.
В ходе многолетних дискуссий были обозначены ключевые проблемы создания международно-правовой базы деятельности ТНК, в международном сообществе было достигнуто понимание необходимости установления особого международного контроля за деятельностью ТНК, разработано наконец взаимоприемлемое содержание Кодекса поведения ТНК.
Разработка и согласование общеприемлемого текста Кодекса поведения Для понимания роли ТНК в сфере иностранных инвестиций в условиях глобализации небесполезен анализ структур и содержания проекта Кодекса поведения ТНК.
В его преамбуле выражается поддержка правопреемства принципов и норм регулирования деятельности ТНК, уже заложенных в документах ООН, которые непосредственно регламентируют международные экономические отношения, в частности в Хартии экономических прав и обязанностей государств, призванной служить механизмом создания новой системы экономических отношений, основанных на справедливости, суверенном равенстве и взаимозависимости интересов развитых и развивающихся государств.
Значительную часть текста занимают основные дефиниции в данной сфере: "транснациональная корпорация", "отделение", "страны базирования", "принимающая страна" и др. Термины "транснациональная корпорация" и "отделение" очень важны для определения статуса и юридической национальности или принадлежности корпораций, их филиалов и дочерних предприятий в соответствии с принципами международного частного права, местонахождения главного органа юридического лица и места инкорпорации, создания или регистрации юридического лица и принципом "контроля", т.е. прямой или косвенной зависимости головной корпорации и ее филиалов и дочерних предприятий.
Одной из главных целей разработчиков проекта Кодекса, помимо перечисленных в преамбуле, является введение антимонопольного регулирования деятельности ТНК посредством норм международного права. Такого рода регламентация характерна и для определенных национальных законодательств и международно-правового регулирования некоторых интегрированных регионов.
В этом же разделе подчеркивается, что Кодекс должен быть принят и применим во всех странах, независимо от их политической и экономической системы и уровня развития. Раздел "Деятельность транснациональных корпораций", являющийся ключевым, охватывает правила поведения ТНК, формулирования их обязательств, которые необходимо строго и неукоснительно выполнять, с тем, чтобы деятельность ТНК не сказывалась отрицательно на политическом, социально-экономическом, культурном и экологическом состоянии всех стран мира, и особенно на положении развивающихся государств.
Проект Кодекса требует уважения национального суверенитета, соблюдения законов государства и распоряжений его административных органов. Деятельность ТНК должна осуществляться в соответствии с экономической политикой государств и на основании взаимовыгодных отношений. Любое требование о пересмотре и перезаключении контрактов и соглашений между государствами и ТНК допускается только на основе согласованности и добросовестности.
Кодекс запрещает вмешательство ТНК во внутренние дела государств путем косвенного занятия политической деятельностью в стране пребывания, что несовместимо с национальными законами. Осуществление конкретных сделок ТНК в принимающих государствах не должно сопровождаться подношением подарков, денежных выплат и предоставлением других преимуществ государственным должностным лицам. ТНК должны вести точный учет всех платежей по сделкам, осуществляемым в любой стране, и в соответствии с запросами компетентных властей предоставлять свои учетные документы для расследования и судебного разбирательства случаев коррупции.
Проект Кодекса поведения ТНК содержит положения, регулирующие деятельность корпораций по осуществлению экспортно-импортных операций. ТНК обязаны проводить эти операции в соответствии с национальным законодательством и состоянием платежного баланса стран, содействовать развитию экспорта и диверсификации импорта и экспорта этих стран. В своей деятельности они должны осуществлять такие мероприятия, которые позволяют максимально широко использовать местные товары, услуги, ресурсы и т.д.
Корпорации, осуществляющие свои внутрифирменные сделки, должны руководствоваться положениями, установленными многосторонними соглашениями, справедливыми принципами и правилами по контролю за ограничительной деловой практикой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи N-35/63 от 5 декабря 1980г.
Проект Кодекса обязывает ТНК осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями национального законодательства и международно-правовых норм, с тем чтобы не подвергать угрозе здоровье и безопасность потребителей. Они должны предоставлять властям принимающих государств всю исчерпывающую информацию о свойствах и особенностях товаров и услуг, которые могут оказывать влияние на здоровье и безопасность потребителей.
В третьей части раздела проекта Кодекса ТНК обязываются регулярно сообщать общественности страны всеобъемлющую информацию о своей деятельности. Однако информация, предоставляемая ТНК или их предприятиями компетентным властям принимающих стран, не должна из-за ее утечки наносить ущерб конкурирующим фирмам.
Согласно проекту Кодекса поведения ТНК инвестиционные и другие споры между корпорацией и принимающими государствами по договоренности сторон могут быть рассмотрены в национальном суде или арбитраже либо в международных учреждениях, например в Международном центре по разрешению инвестиционных споров.
Эффективность разрабатываемого кодекса будет в немалой степени зависеть от того, в какой правовой форме он будет принят: многосторонней международной конвенции, обязательной для подписавших ее государств, в форме рекомендации или в виде предложенного западногерманским юристом Г.Бааде "кодекса зебры", состоящего из норм, имеющих обязательную силу, и из норм, не имеющих таковой
В общем, ведущая роль и место транснациональных корпораций во все более глобализирующемся международном сотрудничестве требует особых исследований в науке международного частного права.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой главе данной курсовой работы было проведено исследование правовой природы и особенностей правового положения транснациональных корпораций в международном частном праве.
В свете изложенного можно сделать вывод о том, что наиболее удачным является определение понятия ТНК, данное С.С. Щегловым: «транснациональная корпорация - это группа взаимосвязанных юридических лиц, их представительств и дочерних компаний (филиалов), созданных и действующих в соответствии с законодательством нескольких (двух и более) государств, характеризующаяся наличием центральной структуры, которая осуществляет единое управление всеми членами группы путем участия в имущественных отношениях через преобладающее участие в уставном капитале (отношения основной и дочерних компаний), договор об объединении активов с целью создания группы лиц или осуществление функций инвестиционного фонда компании».
Также считаю, что данное определение ТНК, сочетая в себе указанные признаки, должно быть единым и использоваться в целях определения ТНК во всех общественных отношениях: правовых, политических, экономических и других.
Что касается правового положения ТНК в науке международного частного права сделан вывод о том, что ТНК не являются субъектами международного права в силу того, что в настоящее время не существует каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих им права и обязанности в точном юридическом значении этих терминов. В то же время возможно приобретение ТНК международной правосубъектности в будущем. Предоставление ТНК такой правосубъектности позволит урегулировать их деятельность и закрепить их ответственность непосредственно в нормах международного права, что будет способствовать более эффективной регламентации деятельность ТНК.
В Соглашении стран СНГ «О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений» от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов и представительств транснациональных корпораций определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов и представительств (ст. 5).
Поэтому с юридической точки зрения ТНК является не единым субъектом права (коммерческой организацией, пусть даже имеющей свои обособленные подразделения в нескольких государствах), а совокупностью формально самостоятельных юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством различных стран мира. Объектом правового регулирования остается каждое юридическое образование в отдельности, а не вся группа в целом, хотя и предпринимались попытки увязки нескольких компаний между собой - принцип контроля, экономической зависимости.
Во второй главе рассмотрено правовое регулирование деятельности транснациональных корпораций, а также изучена необходимость принятия Кодекса о поведении ТНК на международном уровне для наиболее эффективного правового регулирования деятельности ТНК.
Выделяется 3 уровня правового регулирования деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения. Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны.
Проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.
Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами.
Международная практика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.
Однако, особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.
Третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры.
Представляется, что для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Это означает, что унифицированные нормы, включенные в соответствующие универсальные международные договоры, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц.
Для решения вышеуказанных задач предлагается разработать и использовать многосторонний (международный) режим регулирования на основе унификации имеющихся норм в отношении ТНК, который, по моему мнению, станет эффективным регулятором деятельности ТНК с учетом специфики регулирования ТНК как на национальном, так и региональном уровне.
Также во второй главе рассмотрены основные положения проекта Кодекса поведения ТНК, разработанной в рамках ООН. Принятие которого просто необходимо, учитывая огромное количество существующих ТНК. Данный кодекс занял важное место в правовом регулировании деятельности ТНК.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Нормативные акты:
О признании негосударственных организаций: конвенция Совета Европы от 24 апреля 1986 г.: конвенции Совета Европы и Российская Федерация.: сборник документов – М.: Норма, 2002. – С.115-118.
О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно – финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений: соглашение стран СНГ от 15 апреля 1994г. // Бюллетень международных договоров – 1994 - N 10- С. 25-27.
О партнерстве и сотрудничестве: соглашение, подписанное Россией и Европейским союзом 24 июня 1994 г. . и ратифицированное 25.11.1996 г.: конвенции Совета Европы и Российская Федерация.: сборник документов – М.: Норма, 2002. – С.145-148.
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М.: Омега-Л, 2002. – 40 с.
Об иностранных инвестициях в Российской Федерации: федер. закон от 09 июля 1999 г. // Собр. законодательства Российской Федерации – 1999 - №4 – Ст. 2135.
Учебная литература:
Дмитриева Г. К. Международное частное право: действующие нормативные акты / Г.К. Дмитриева, М.В. Филимонова. - М.: Юрайт, 1999.- 321с.
Герваген Л.М. Развитие учения о юридическом лице / Л.М. Герваген. -СПб.: Норма, 1888. – 187 с.
Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве / И.П. Грешников. - СПб.: Норма, 2002. – 111с.
Иванов И.Д. Международные корпорации в мировой экономике. / И.Д. Иванов. - М.: - 1976. –76 с.
Лукашук И.И. Международное право. Общая часть: Учебник. / И.И.Лукашук. - М.: Юристъ, 1999. – 325 с.
Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть.: Учебник. / Л. А. Лунц. –М.: Норма, 1975. – 215 с.
Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. - М.: Юристъ, 2008. – 427 с.
Международное частное право: Учебн. пособ./ Под ред. Л.П. Ануфриева, Г.К. Дмитриевой, К.А. Бекяшев. - М.: ПРОСПЕКТ, 2008. - 687 с.
Наталуха В.В. Международный частный бизнес и государство / В.В. Наталуха. - М. – 1985. – 114 с.
Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Учебник / Под ред. Д.В. Дождева. М.: Юристъ, 2000. – 184 с.
Современный экономический словарь: в 9 т. / науч.-ред. совет : Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - М.: ПРОСПЕКТ, 2006. – 3 т.
Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву: учеб. пособие / Н.С. Суворова. - М.: Юрайт , 2007. – 84с.
Статьи из журналов:
Асосков А.В. Проблемы правового регулирования транснациональных компаний / Асосков А.В. // Юридический мир.- 2000. - №8. – С.18-23.
Богуславский М.М. Экспортное законодательство США и международное частное право / М.М. Богуславский, Л.А. Ляликова, А.Г. Светланов // Советское государство и право. - 1983. - № 3. – С.37-42.
Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала / М.П. Бортова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - №3. – С.22-26.
Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний / И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 6. – С.14-17.
Вроновский А. Правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп в некоторых странах ЕС / А. Вроновский, М. Войцех// Проблемы теории и практики управления. - 1999. - №5. – С.23-26.
Иншакова А.О. Транснациональная корпорация: частноправовой аспект / А.О. Иншаков: материалы научной сессии: выпуск 1. // Право. - 2003. - №7- С.24-26.
Комаров В. Конвенция о транснациональных корпорациях в СНГ – фундамент интеграции / В. Комаров // Право и экономика. - 1998. - №4. -C.82-83.
Локайчук О.В. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций/ О.В. Локайчук// Сибирский Юридический Вестник. - 2007. - № 2. – С.12-15.
Осминин Б.И. Международно-правовая регламентация деятельности транснациональных корпораций / Б.И. Осминин // Известия вузов. Правоведение. - 1982. - № 4. - С. 74-75.
Щеглов С.С. Регулирование деятельности транснациональных корпораций / С.С. Щеглов // Юрист. - 2007. - №12. – С. 12-17.
Щеглов С.С. Определение понятия транснациональной корпорациии предпосылки возникновения ТНК / С.С. Щеглов // Юрист. - 2008. - №3. – С. 19-23.
Электронные ресурсы удаленного доступа:
download.nchti.RU: Избранные труды по акционерному и торговому праву / Кулагин М.И.: междунар. науч. пед. Интернет- журнал с библиотекой-депозитарием = download.nchti.ru. – М.: 2007– 2008.– Режим доступа: http://download.nchti.ru/libr/books/Right/ClassicOfRussianCivilistic/Elib/228.html
Судебная практика:
garweb.ru: Обзор деятельности арбитражных судов в СМИ: М.:2008. – Режим доступа: http://www. /project/vas/news/smi.htm.
1 См.: Локайчук О.В. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций.
Сибирский Юридический Вестник. - 2007. - № 2. С.22.
2 См.: Санфилиппо Ч. Курс римского частного права: Учебник / Под ред. Д.В. Дождева. М., 2000. С. 47 - 50.
3 См.: Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2007. С. 40 - 41.
4 См.: Суворов Н.С. О юридических лицах по римскому праву. М., 2007. С. 101 - 102.
5 См.: Герваген Л.М. Развитие учения о юридическом лице. СПб., 1888. С. 18 - 24
6 См.: Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. СПб., 2002. С. 11.
7 См.: Асосков А.В. Проблемы правового регулирования транснациональных компаний // Юридический мир. 2000. N 8. С. 42.
8 См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 2006. С. 186.
9 См.: Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. N 6. С. 38
10 См.:Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. N 3. С. 21.
11 См.: Вроновский А., Войцех М. Правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп в некоторых странах ЕС // Проблемы теории и практики управления. 1999. N 5. С. 42.
12 См.: Сонькин Н.Б. Корпорации: теоретические и прикладные проблемы. М., 1999. С. 27.
13 См. : Лунц Л.А. Курс международного частного права. Особенная часть. М., 1975. С. 69.
14 См.: Иншакова А.О. Транснациональная корпорация: частноправовой аспект // Материалы научной сессии. Выпуск 1: Право. Волгоград, 2003. С. 150
15 См.: Типовой проект законодательного акта "О транснациональных корпорациях" // www.ipaeurasec.org.
16 См.: Иванов И.Д. Международные корпорации в мировой экономике. М., 1976. С. 25.
17 См.: Лунц Л.А. Многонациональные предприятия капиталистических стран в аспекте международного частного права // Советское государство и право. 1976. N 5. С. 124.
18 См.: Щеглов С.С. Определение понятия транснациональной корпорациии предпосылки возникновения ТНК// «Юрист», 2008, №3, С.17.
19 См.: Щеглов С.С. Регулирование деятельности транснациональных корпораций // «Юрист». 2007. №12. С.14.
20 Дмитриева Г. К., Филимонова М. В. Международное частное право. Действующие нормативные акты. Изд. 2-е. М., 1999 г.
21 См.: Кулагин М.И.Избранные труды по акционерному и торговому праву // http://download.nchti.ru
22 Международное частное право. Учебное пособие (отв. Ред. Н. И. Марышева)// М., «Юрист», 2006 г.
23 См.: Локайчук О.В. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций.
Сибирский Юридический Вестник. - 2007. - № 2. С.23.
24 См.: И.И. Лукашук Международное право. Общая часть: Учебник. М., 1999. С.19.
25 См.: Международное публичное право: Учебник/ Под ред. К.А. Бекяшева. М., 1999. С.114.
26 См.: Локайчук О.В. Указ. соч. С.23.
27 См.: Международное право: Учебник/ Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. М., 1999. С.64
28 См.: Международное частное право: Учебн. пособ./ Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2008. C.83
29 См.: Локайчук О.В. Указ. соч. С.23.
30 См.: Богуславский М.М., Ляликова Л.А., Светланов А.Г. Экспортное законодательство США и международное частное право// Советское государство и право. 1983. № 3. С. 114.
31 См.: Локайчук О.В. Указ. соч. С.24.
32 См.: Наталуха В.В. Международный частный бизнес и государство. М., 1985.С. 14.
33 См.: Наталуха В.В.. Указ. соч. С.15.
34 См.: Кулагин М.И.Избранные труды по акционерному и торговому праву // http://download.nchti.ru
35 См.: Комаров В. Конвенция о транснациональных корпорациях в СНГ – фундамент интеграции// Право и экономика. 1998. №4. C.82-83.
36 Осминин Б.И. Международно-правовая регламентация деятельности транснациональных корпораций // Известия вузов. Правоведение. 1982. N 4. С. 74 - 75.
37 Обзор деятельности арбитражных судов в СМИ / http://www.garweb.ru/project/vas/news/smi.htm
38 См.: Волова Л.И. Указ соч. С. 158 - 160.
39 См.: Осминин Б.И. Указ. соч. С. 268 - 269.