Московский Институт Экономики, Политики и Права
Курсовая работа
по дисциплине «Мировая экономика»
на тему:
«крупнейшие зарубежные транснациональные корпорации»
выполнил : студент группы 111
Лаптев И.В.
научный руководитель : Лебедева С.Л.
Москва 2002 г.
Новый мировой порядок 3
I. Интернационализация и транснационализация – важные тенденции развития мировой экономики 4
1. Транс- и интернационализация 4
1.1 Процесс интернационализации: сущность, мотивы, методы, препятствия
4
1.2 Масштабы транснационализации 5
2 Роль ТНК в процессе интернационализации 8
2.1 Что такое ТНК? 8
2.2 100 крупнейших транснациональных корпораций 9
2.3 Первые ТНК и условия их возникновения 10
2.4 Расширение транснационального сектора экономики в 90-е годы 11
2.5 Цель ТНК - стремление к господству в мировой системе хозяйства 14
2.6 ТНК в развивающихся странах 15
2.7 ТНК обеспечивает работой 150 млн. человек 19
II. Деятельность транснациональной корпорации «Nestle» 19
1. Группа “Нестле” 19
2. Деятельность компании "Нестле" в Российской Федерации 20
2.1 Брэнд «Нестле» пришел на российский рынок 20
2.2 Инвестиции в производство 21
2.3 Поддержка российской культуры 23
Политическое и экономическое значение ТНК 24
Новый мировой порядок
Процессы транснационализации производства и капитала, выражением которых стали транснациональные корпорации, являются основой и движущей силой современной глобализации мировой экономики. Одновременно глобализация ведет к возникновению экономической взаимозависимости государств, в результате чего происходит постепенное разрушение национального экономического государственного суверенитета и появление новых наднациональных экономических образований — глобальных корпораций — транснациональных управленческих структур.
Складывающийся мировой порядок все более проявляет себя как порядок экономический. Глобальная экономика постепенно становится повсеместным императивом. Если раньше мировая экономика была полем, на котором действовали суверенные государства, то теперь мировая экономика превращается в самостоятельный субъект, действующий на поле национальных государств.
При этом возникает нечто большее, нежели просто единый экономический механизм мира. Происходит изменение привычных способов управления и властвования: из сферы военно-политической они переходят в сферу политэкономическую. Экономика начинает проявлять себя как политика и идеология. В результате, геополитические императивы уступают геоэкономическим.
I. Интернационализация и транснационализация – важные тенденции развития мировой экономики
1. Транс- и интернационализация
1.1 Процесс интернационализации: сущность, мотивы, методы, препятствия
Сфера международного маркетинга расширяется очень быстро. Наблюдается значительный рост торговли, иностранных инвестиций, усиливается процесс обмена информацией. Поэтому для понимания развития современного мирового хозяйства необходимо более глубокое изучение процесса интернационализации фирмы на международных рынках.
Существуют различные определения термина "интернационализация".
Рассмотрим некоторые из них:
. Интернационализация - это процесс все более глубокого вовлечения в международные операции.
. Интернационализация - это последовательный процесс, который в свою очередь является результатом взаимного воздействия двух отличных, но тесно связанных процессов: процесса развития знаний и процесса вовлечения в иностранный рынок .
Интернационализация представляет собой процесс развития устойчивых экономических взаимосвязей между странами (прежде всего на основе международного разделения труда) и выхода воспроизводства за рамки национального хозяйства.
В данном исследовании интернационализация рассматривается как процесс
выхода фирмы на зарубежные рынки и укрепления ее позиций на этих рынках.
Степень интернационализации фирмы зависит от влияния различных внешних и
внутренних факторов. К внешним факторам относятся: объекты продаж, элементы
внешней среды целевых рынков, метод ведения операций на зарубежном рынке. К
внутренним факторам относятся возможности данной фирмы: мотивы
интернационализации, организационная структура, финансы, персонал. Объекты
продаж представляют собой предложение со стороны фирмы товаров и услуг на
зарубежном рынке. Фирма может предлагать новый товар или услугу,
существующий товар или услугу без изменений, дополнительные услуги, "ноу-
хау", технологии, а также их комбинации.
Существуют различные препятствия интернационализации фирмы - факторы внешней среды международного маркетинга: политические, экономические, правовые, культурные особенности различных стран, также как и географическое положение.
К основным методам интернационализации относятся: экспорт и импорт товаров и услуг, прямые иностранные инвестиции, совместное предпринимательство, лицензирование, франчайзинг, контракт "под ключ", управленческий контракт. Каждый способ выхода на зарубежный рынок имеет свои преимущества и недостатки. К мотивам интернационализации относятся: расширение сбыта, приобретение ресурсов, диверсификация источников снабжения и сбыта. Однако без благоприятной окружающей среды на зарубежном рынке фирма не сможет добиться успеха. Т.е. стимулы могут исходить и из внешней среды фирмы.
К факторам, стимулирующим процесс интернационализации, можно отнести:
благоприятное отношение общественности к первым попыткам выхода на
зарубежный рынок из-за чувства национальной гордости, повышение
компетентности персонала фирмы, поощрение работников фирмы.
Между степенью сложности рынка, выбором стратегии и методом выхода на
зарубежный рынок существует взаимосвязь. Рост международных операций всегда
требует больших финансовых затрат для поддержания деятельности. Размер
инвестиций в развитие бизнеса на зарубежных рынках является индикатором
степени интернационализации фирмы.
1.2 Масштабы транснационализации
В последнее время наблюдается постоянный рост масштабов транснационализации – повышение доли международного движения капитала, труда и прочих ресурсов. Транснационализация превратилась в многоканальный процесс.
Объем продаж, осуществленных ТНК в 1993 г., составил 5,2 трлн. долл., а в 1997 г. – около 7 трлн, что эквивалентно 114% мирового экспорта и 22% валового мирового продукта. Причем начиная с 80-х годов по темпам роста объем их продаж примерно на 40% выше мирового производства и на 30 – мирового экспорта5. Что касается 100 крупнейших корпораций, то доля их зарубежных продаж в общем объеме реализации составляет более 40%. Размеры зарубежного производства американских ТНК в 4 раза превышают экспорт страны, английских – более чем в 2 раза.
Начиная с 80-х годов быстро прогрессировал процесс интернационализации
капитала ТНК через рынок ценных бумаг. Вместе с тем фактический контроль
над корпорацией обычно сохраняется за страной происхождения. Заметным
явлением стал рост числа совместных предприятий, учредителями которых
выступают либо материнская и аффилированная компании либо сами
аффилированные компании, что порождает любопытные и многообразные
внутренние связи. В частности, примерно 46% аффилированных компаний
американских ТНК владеют акциями других образований, входящих в систему.
Распространение такой практики объясняется главным образом функциональными
потребностями. Подобная структура собственности облегчает применение
трансфертных цен и иных способов манипулирования (скажем, с лицензиями,
прибылями).
Степень интернационализации компаний, как и стран, можно рассчитать
через соотношение внешней и внутренней хозяйственной деятельности
(инвестиции, занятость, производство, продажи, НИОКР). Так, анализ динамики
соотношения между ПИИ (внешние активы) и ВВП показывает, что в целом у всех
промышленно развитых держав оно выросло с 6% в 1980 г. до 11,5% – в 1995
г., у стран ЕС – с 6,3% до 14,6% соответственно (наибольший показатель
пришелся на Великобританию – 27,4% в 1995 г.), у США – с 8,1% до 9,8%, а у
Японии – с 1,8% до 6%[1]. Еще больше размеры данного показателя по
отдельным корпорациям. Так, почти 2/3 капиталовложений бельгийских,
голландских и швейцарских ТНК направлялось за границу. Для компаний Royal
Dutch Shell и Philips иностранные инвестиции составили 70% внутренних,
американского концерна Exxon – 80%, IBM – 50%.
Это касается не только инвестиций, но и зарубежной деятельности в области НИОКР. Исключение из данной тенденции составляет сфера использования рабочей силы, где прирост был более медленным.
Главной формой интернационализации хозяйственной жизни длительное время была международная торговля. На нынешнем этапе мирового развития международных экономических отношений основой глобализации стала интернационализация не обмена, а производства.
Под транснационализацией производства и капитала в данном случае
подразумеваются:
. новые явления, качественные изменения, происходящие в мировой экономике, а именно: рост числа и активности транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТНБ);
. новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, отличающийся от предыдущих: изменение самого характера вовлечения стран и предприятий в международное разделение труда, что находит проявление в интернационализации научно-технического прогресса и процесса производства, когда мировой рынок фактически диктует стандарты качества и технико-экономические показатели продукции, выпускаемой как материнской компанией, так и ее филиалами и дочерними компаниями;
. форма интернационализации хозяйственной жизни, результатом которой является развитие международного производства в рамках ТНК, включающего на предприятиях материнской компании, ее филиалов и дочерних компаний производство тех видов продукции, которые участвуют в международном внутрифирменном кооперировании;
. новый более высокий уровень интернационализации производства и капитала, когда происходит его переход в новое качество;
. процесс транснационализации, неразрывно связанный с расширением масштабов деятельности ТНК, с превращением ТНК в реальных субъектов международных рыночных отношений;
. новые формы организации хозяйственной жизни, которые способствуют ее интернационализации.
2 Роль ТНК в процессе интернационализации
2.1 Что такое ТНК?
Процесс транснационализации рассматривается как процесс расширения международной деятельности промышленных фирм, банков, компаний сферы услуг, их выхода за национальные границы отдельных стран, что приводит к перерастанию национальных компаний в транснациональные. Для него характерно переплетение капиталов за счет поглощения фирм других стран, создание совместных компаний, привлечение финансовых средств иностранных банков, установление прочных долговременных связей за рубежом промышленных компаний и банков одной и той же страны.
На ТНК приходится примерно половина мирового промышленного
производства, 63% внешней торговли. ТНК контролируют до 80% патентов и
лицензий на новую технику, технологии и «ноу-хау». Под контролем ТНК
находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов,
табака, джута и железной руды, 85% — рынка меди и бокситов, 80% — рынка чая
и олова, 75% — сырой нефти, натурального каучука и бананов. Половина
экспортных операций США осуществляется американскими и иностранными ТНК, в
Великобритании этот показатель составляет 80%, в Сингапуре — 90%.
Эксперты ООН относят к ТНК любую компанию, имеющую производственные мощности за границей.
ТНК — особая форма организации хозяйственной деятельности фирмы, основанной на кооперации труда работников предприятий, расположенных в разных странах мира и объединенных единым титулом собственности на средства производства, причем такая деятельность направлена на подавление конкуренции и усиление господства на мировых товарных рынках, что является сутью экономической политики ТНК.
Отличительными чертами ТНК являются: огромные масштабы собственности и хозяйственной деятельности; высокая степень транснационализации производства и капитала в результате роста зарубежной производственной деятельности; особый характер социально-экономических отношений внутри ТНК; превращение подавляющего большинства ТНК в многоотраслевые концерны.
Анализ характера социально-экономических отношений внутри ТНК приводит к выводу о том, что в современных условиях преобладающим типом объединений стали международные концерны, в рамках которых создались многоотраслевые комплексы. Это связано и обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее важными являются: усиление концентрации производства и капитала, воздействие научно-технического прогресса, способствовавшего выделению многих новых первичных отраслей промышленности, диверсификация производства, переход в управлении к децентрализованной структуре, развитие личной унии и системы участия, усиление финансовых и других связей внутри отдельных фирм и финансовых групп.
Высокая степень транснационализации производства и капитала явилась
результатом резкого расширения зарубежного производства и сбыта у ведущих
ТНК. Создавая заграничные производственные предприятия, ТНК ориентируются
прежде всего на проникновение на рынки развитых стран. В среднем на долю
доходов от заграничной деятельности в расчете на одну крупнейшую корпорацию
приходится 40%.
Значение ТНК в международном производстве, торговле, финансах и во всех других сферах непрерывно увеличивается. Ядро мирохозяйственной системы составляют около 100 ТНК, сосредоточившие в своих руках практически неограниченную экономическую власть и закрепивших за собой около трети всех иностранных капитальных вложений.
2.2 100 крупнейших транснациональных корпораций
По данным UNCTAD, эти ведущие концерны в 1996 г. контролировали
состояние в 4 трлн. долл., из которых не меньше трети находилось за
пределами страны базирования. При этом отдельные корпорации обладают
громадной собственностью за рубежом. Так, англо-голландская корпорация
«Royal Dutch Shell» имеет за границей собственность на 69 млрд.долл.,
американские корпорации «General Motors» и «Ford» соответственно на 41 и 28
млрд.долл., а голландской корпорации «Philips» за рубежом принадлежит
собственность в размере 22 млрд. долл. Кроме того, к числу крупнейших по
величине зарубежных активов относятся компании IBM, Exxon, Hitachi.
Все 100 крупнейших корпораций расположены в промышленно развитых странах. Но по мере развития мирового хозяйства место отдельных ТНК в этой сотне изменяется. Так, в 1971 г. в списке 100 крупнейших транснациональных корпораций насчитывалось 58 американских, а в 1993 г., по данным UNCTAD, почти в два раза меньше. По тем же данным, в ЕС насчитывается 38 транснациональных корпораций, а в Японии –168. Таким образом, можно сделать вывод об обострении за последние два десятилетия борьбы между различными транснациональными корпорациями за господство в тех или иных международных регионах. При этом фирмы других стран заметно потеснили позиции транснациональных корпораций США. Однако, несмотря на уменьшение числа американских ТНК в списке 100 крупнейших транснациональных корпораций, основу всех рейтингов транснациональных фирм составляют все же американские компании.
Для списка 100 крупнейших ТНК характерно следующее:
. наибольшую группу составляют американские ТНК;
. наиболее быстрорастущие ТНК — японские;
. европейские ТНК занимают наиболее значимые позиции в таких наукоемких отраслях как фармацевтическая и химическая.
2.3 Первые ТНК и условия их возникновения
Первые международные объединения предприятий возникли в 60—80-е гг. 19 в. в сфере добычи, закупки и сбыта минерального сырья. Затем на мировой арене появляются международные объединения, связанные с производством и продажей военно-технической продукции.
В конце 50-х — начале 60-х гг. направление деятельности международных компаний изменяется. Расширение сферы приложения сил крупных промышленных компаний приводит к тому, что международные объединения картельного типа, характерные для первой половины XX в., уступили место международным концернам и другим мощным производственным фирмам, руководствующимся идеей глобальной экспансии. Эти новообразования рассматривают все мировое хозяйство как сферу своих экономических интересов.
Вообще при образовании корпораций в различных странах решающую роль играют разные факторы: в США — финансовый капитал, в Японии — взаимное владение акциями, а также наличие собственных информационных, торговых, финансовых, транспортных мощностей, в Южной Корее и Японии — координация и поддержка государства.
Возникновение международных производственных формирований нового типа является закономерным результатом развития процессов международного разделения труда и производственной кооперации.
Усиление концентрации производства и капитала как на национальном, так и на международном уровне сопровождалось приобретением национальных и заграничных предприятий, сохранявших свою хозяйственную и юридическую самостоятельность и связанных посредством системы участий, договоров об общности интересов, персональных уний, финансирования, производственного и научно-технического сотрудничества. Этот процесс во многом отражает стремление ТНК к диверсификации производства и сопровождается выделением в самостоятельные производственные отделения разнородных по характеру производств.
Транснационализация производства и капитала стала не только непосредственным условием функционирования и развития ТНК, но и фактором, определяющим в известной мере темпы и пропорции развития всей мировой системы хозяйства. По мере возрастания в деятельности ТНК роли внешнеэкономической сферы она становится все более действенным фактором их экономического роста.
2.4 Расширение транснационального сектора экономики в 90-е годы
Количество ТНК постоянно увеличивается: так, если в начале 70-х годов,
по данным ООН о транснациональных корпорациях (в настоящее время – самым
полным и наиболее всеобъемлющим по этому сектору мировой экономики) , в
мире насчитывалось порядка 7 тысяч ТНК, а в начале 80-х — 13 тысяч, то в
1997 г. их количество выросло до 44 508 таких структур, контролировавших
более 276 тыс. аффилированных компаний. При этом на территории промышленно
развитых держав размещалось свыше 80% материнских компаний и около 1/3
аффилированных, в развивающихся странах – соответственно 19,5% и почти 50%,
бывших социалистических государствах – примерно 0,5% и 17%. Эти данные
позволяют сделать вывод о том, что динамика глобализации «набирает
обороты».
Обычно ТНК расширяют международную деятельность путем приобретения или создания новых компаний, организации совместных предприятий или же вступая в другого рода объединения. Причем для данных операций не обязательно прибегать к экспорту капитала и реинвестированию прибыли, заработанной за рубежом, – можно поглотить иностранную фирму получив кредит по месту совершения сделки по ее приобретению. Применяются и другие методы укрупнения активов и приобретения контроля (например, присвоение местного основного капитала в счет погашения долга).
Поэтому данные по международному движению капитала не дают полной
картины, как транснациональные корпорации расширяют свою деятельность. И
все же это наиболее надежная информация о темпах такого расширения, а также
об отраслях и сферах, куда направляются капиталы. Так, в 1996 г., по
расчетам экспертов UNCTAD, размеры исходящих прямых иностранных инвестиций
(ПИИ) составили 347 млрд долл., а ТНК осуществили вложений более чем на 1,4
трлн долл. Разница покрыта за счет средств денежного рынка стран –
получателей инвестиций и из различных международных источников.
Весьма важным явлением в 90-е годы стали слияния и поглощения компаний
(в то время как новых появлялось относительно мало). Особая роль в этом
отводится стратегии конкуренции, согласно которой во многих отраслях
производства наращивалась рыночная доля или же предпринимались попытки
завоевать исключительное положение путем поглощения конкурентов. В
соответствии с данной стратегией корпорация также должна быстро
мобилизовывать огромные капиталы.
Транснациональные корпорации, формируя межнациональные производственные комплексы, получают возможность шире использовать преимущества международного разделения труда и международной кооперации производства и оказывать глубокое влияние на весь характер международных экономических отношений, в том числе и на состояние мировой торговли.
Расширение сферы приложения своей активности позволяет ТНК иметь
следующие преимущества:
. ТНК используют в своих интересах не только природные и людские ресурсы, но и научно-технический потенциал других стран;
. ТНК проникают на рынки других стран и становясь «своими», минуют таможенные барьеры зарубежных стран;
. имея филиалы в разных странах, ТНК преодолевают ограниченность внутреннего рынка стран базирования;
. ТНК увеличивают размеры предприятий и масштабы производимой продукции до наиболее прибыльного уровня.
По данным за первую половину 90-х годов, почти 90% мирового объема ПИИ
находилось в руках материнских компаний промышленно развитых держав, причем
у представителей США, Франции, Великобритании, Германии и Японии – 60%.
Однако реально контролируемая ими сфера значительно шире, поскольку надо
принимать в расчет контракты по управлению и другие формы участия. В конце
90-х годов контроль подразумевает вовлечение аффилированной компании или
венчурного предприятия в систему стратегического планирования материнской
структуры, подчинение ее финансовой и инвестиционной программам. Правда, в
последнее время многие международные корпорации передают немалую долю
управленческой ответственности своим аффилированным компаниям,
рассредоточенным в различных странах.
В 1996 г. 71% мирового объема ПИИ направлен в промышленно развитые державы (32 – в страны ЕС и около 20 – в США), примерно 27% – в развивающиеся и 2% – в бывшие социалистические государства.
Более половины прямых капиталовложений за границей приходилось на 100
самых крупных корпораций. В 1996 г. стоимость их активов составила примерно
4,1 трлн долл., из которых 1,7 трлн (т.е. около 40%) инвестированы за
границей.
В 90-е годы масштабы расширения сферы деятельности ТНК значительно
увеличились благодаря:
. падению «железного занавеса» с восточно-европейского и постсоветского экономических пространств;
. ускорению глобализации финансовых рынков;
. интенсификации процессов приватизации;
. углублению взаимозависимости ряда стран и национальных экономик;
. усилению конкуренции;
. региональным интеграционным процессам и появляющимся в связи с этим новым возможностям перемещения капитала;
. появлению новейших технологий, в особенности в области связи и телекоммуникаций.
2.5 Цель ТНК - стремление к господству в мировой системе хозяйства
Однако, несмотря на огромное количество функционирующих на мировом рынке ТНК, уровень его монополизации чрезвычайно высок. Это особенно заметно в наукоемких отраслях производства, что объясняется потребностью данных отраслей в огромных инвестициях и высококвалифицированных кадрах.
Следствием высокой степени интернационализации производства у крупнейших ТНК явилось установление ими господства на мировых товарных рынках и в ведущих отраслях мирового хозяйства. Решающая роль монополий- гигантов на мировом рынке определяется тем, что они занимают господствующее положение не только в производстве и коммерческом экспорте, но также и в торговле патентами и лицензиями, предоставлении технических услуг, осуществлении подрядных работ, так как в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений и передового производственного опыта.
Поскольку монополистический капитал заинтересован в первую очередь в развитии тех отраслей, где он может обеспечить себе достаточно прибыльное положение, т.е. отраслей с высокой производительностью труда, технической оснащенностью производства, высоким уровнем организации и управления производством, относительно низкими издержками производства, ежедневные капиталовложения в интернациональном масштабе осуществляются именно в такие отрасли. А это деформирует пропорции общественного производства и ведет к еще большему обострению противоречий как между самими гигантами, так и между ними и немонополизированным сектором. В этом проявляется дальнейшее развитие монополистических отношений в современных условиях, позволяющих более полно раскрыть сущность ТНК, их стремление к господству в мировой системе хозяйства и подчинение своим интересам мелкого и среднего немонополизированного производства.
Специфическая особенность монополистических отношений в современных условиях состоит в том, что ТНК имеют возможность учитывать потребности рынка и в известной степени формировать спрос на продукты до начала их производства. Это свидетельствует о том, что господство ТНК на мировых рынках складывается как их господство в мировом производстве.
Монополистические отношения в рамках мирового рынка выступают не только как сфера проявления сущности ТНК, но и как результат ее функционирования и развития. Поскольку реализация монопольной сверхприбыли становится возможной лишь при сознательном ограничении размеров производства как по сравнению с существующим общественным спросом на данную продукцию, так и с уже созданными производственными возможностями, рамки, создаваемые монополистическим регулированием, становятся необходимым условием существования самих монополистических отношений.
2.6 ТНК в развивающихся странах
Транснациональные корпорации получают преимущества и вследствие
извлечения выгоды из разницы в экономическом положении стран приложения
своего капитала. Располагая филиалами и дочерними компаниями в других
странах, ТНК получают возможность:
. получать преимущества, сосредоточивая те или иные производства в странах с дешевым сырьем и низкими ставками заработной платы;
. планировать и получать прибыли в различных странах в зависимости от уровня налогообложения на доходы;
. приспосабливать свои производственные и сбытовые схемы применительно к специфическим условиям национальных рынков разных стран;
. осуществлять политику бухгалтерского учета операций дочерних компаний и филиалов, выгодную центральной компании.
Влияние транснациональных корпораций на экономику отдельных государств иногда действительно впечатляюще. Особенно это касается развивающихся государств. Обычно, в эти страны ТНК переносят трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства.
В развивающихся странах, как правило, действуют:
. Филиалы и дочерние компании ТНК, занимающиеся освоением сырьевых ресурсов развивающихся стран путем добычи и первичной обработки сырья. Несмотря на то, что некоторые развивающиеся страны провели национализацию активов ТНК в сырьевых отраслях, крупные промышленные компании по-прежнему сохраняют господствующее положение в мировом производстве и сбыте топливно-сырьевых ресурсов. Так, по данным ООН, всего 15 ТНК контролируют 70% мирового экспорта каучука и нефти, более 80% меди, бокситов и олова, свыше 90% древесины и железной руды.
. Филиалы и дочерние компании ТНК, ориентирующиеся на развитие импортозамещающего производства в развивающихся государствах. Они получили развитие в связи с утвердившейся в развивающихся странах стратегией индустриализации национальных экономик, потребовавшей значительного увеличения производства машин и оборудования.
. Филиалы ТНК, нацеленные на развитие экспортоориентированного производства. Учитывая низкие цены на местное сырье и небольшие размеры заработной платы, международные фирмы создают в развивающихся государствах предприятия, которые производят продукцию, предназначенную на экспорт в страны своего базирования или в другие государства.
ТНК, обладающие дочерними компаниями и филиалами в странах Центральной
Америки, Карибского бассейна и Мексики, слабо связаны с внутренними рынками
этих стран, мало используют местное сырье и полуфабрикаты, подавляющая
часть их продукции вывозится за рубеж. Для Бразилии, Южной Кореи и
некоторых других стран характерна прямо противоположная ситуация, поскольку
здесь предприятия ТНК довольно тесно интегрированы в местную экономику. В
этом случае принимающие страны извлекают большие выгоды от деятельности
иностранного капитала как в плане развития производительных сил, так и
модернизации социально-экономических структур.
ТНК в настоящее время контролируют до 40% всего промышленного производства развивающихся государств, половину их внешней торговли. При этом норма прибыли на прямые капиталовложения в развивающихся государствах в среднем вдвое выше соответствующего показателя в промышленно развитых странах.
Неоднозначно влияние ТНК на процесс накопления в развивающихся странах.
Иностранные компании обладают обычно большими, чем местные фирмы
потенциальными возможностями для осуществления капиталовложений. В ряде
стран и территорий они стали важными источниками расширенного
воспроизводства. Расширение притока капитала в форме прямых инвестиций
сопровождалось структурными сдвигами в странах третьего мира. Это нашло
отражение в росте доли капиталовложений в обрабатывающую промышленность, в
том числе в машиностроение, нефтехимию. Значительны позиции ТНК в добыче и
вывозе отдельных видов сырья.
ТНК часто подвергаются критике как развивающимися странами за
эксплуатацию дешевой рабочей силы, так и западными профсоюзами за то, что
ТНК, перемещая производство в менее развитые регионы планеты, лишают
рабочих мест граждан промышленно развитых стран. Данное обстоятельство
позволяет сделать вывод о том, что процесс глобализации такого фактора
производства как труд только начинается.
В действительности ТНК нередко навязывали развивающимся государствам не отвечающую их интересам отраслевую структуру производства, расточительно эксплуатировали их природные ресурсы, загрязняли окружающую среду, а также перекачивали в страны базирования значительную часть прибыли.
В связи с вышесказанным, ООН было принято решение о необходимости разработки универсального кодекса поведения ТНК, регламентирующего их деятельность, что свидетельствует о том, что процессы транснационализации производства и капитала как часть экономической глобализации нуждаются в корректировке и наблюдению извне, поскольку не обладают встроенным механизмом контроля.
Как показывает практика, отсутствие или ослабление контроля со стороны принимающего государства за деятельностью ТНК приводит к негативным для этой страны последствиям. Это происходит, когда увеличение иностранного сектора осуществляется за счет поглощения местных компаний, мобилизации капитала из местных источников. Одной из острых проблем развивающихся стран выступает отток капитала, перевод прибылей в промышленно развитые страны, что значительно сужает базу национального накопления, следовательно, и общественного воспроизводства.
Несмотря на общую тенденцию к большему соответствию политики ТНК нуждам развивающихся стран, влияние ТНК на технологический прогресс в этих странах неоднозначно. Даже в промышленно развитых странах передача технологий довольно ограничена за исключением производства электроники, полупроводников и телекоммуникационного оборудования. Передача новых технологий отмечается в некоторых случаях развивающимися странами и связана с электроникой и телекоммуникациями. В этих отраслях ТНК передают новые технологии компаниям, находящимся в их полной собственности. Внутренний спрос развивающихся стран на продукцию электроники в значительной степени удовлетворяется через дочерние компании ТНК. Исключение составляют некоторые страны Восточной Азии, Бразилия и Индия, где производство этих изделий значительно выросло на местных предприятиях. Основная часть инвестирования ТНК в электронику развивающихся стран осуществляется в сборку и производство компонентов на «оффшорных» предприятиях. Хотя организация подобных сборочных предприятий не предусматривает значительных передач технологий, постепенно производство наукоемкой продукции не только бытового, но и производственного назначения расширяется.
Воздействие ТНК на социально-экономические структуры развивающихся
стран в немалой степени зависит от способности последних, определяемой
общим уровнем развития, изыскивать эффективные формы и методы использования
ТНК в своих национальных интересах.
2.7 ТНК обеспечивает работой 150 млн. человек
В соответствии с оценками ООН в начале 90-х годов ТНК прямо или косвенно
обеспечили работой (создали рабочие места) 150 млн человек, причем
непосредственно – 73 млн, что эквивалентно 10% общего числа занятых в
современном несельскохозяйственном производстве. Из них почти 60% являются
сотрудниками материнских компаний, 40 – их различных зарубежных
образований. Более половины работников ТНК, занятых за границей, трудилось
в промышленно развитых странах и 47% – в развивающихся.
В начале 90-х годов 1 млн долл. в виде вложений обеспечивал примерно 30 тыс. рабочих мест в развивающихся и около 11 тыс. в промышленно развитых странах. В транснациональных корпорациях, если не считать США, число работающих за границей возрастало быстрее, чем на родине материнской компании. В развивающихся странах 1/3 занятых в ТНК трудилась в зонах свободной торговли, производящих экспортную продукцию. Более 2/3 иностранных сотрудников аффилированных компаний было задействовано в промышленном производстве, около 30% – в сфере услуг, остальные – в добывающих отраслях.
Используя рабочую силу разных стран, ТНК предъявляют к ней универсальные требования и, таким образом, играют важную роль в интернационализации рынка труда и формировании единых международных стандартов квалификации.
II. Деятельность транснациональной корпорации «Nestle»
1. Группа “Нестле”
Нестле" - крупнейшая в мире компаний-производителей продуктов питания.
Кредо "Нестле" - делать жизнь лучше, предлагая потребителям только
качественные и полноценные продукты.
История "Нестле" уходит корнями в 1866 год. Именно в этом году Генри
Нестле, решив побороть детскую смертность, изобрел Farine Lactee - первую в
мире молочную смесь для грудных детей - и приступил к ее производству. С
тех пор ассортимент продукции "Нестле" постоянно расширяется, и в настоящее
время насчитывает 8500 торговых марок продуктов питания, которые знают
потребители на всех пяти континентах.
Среди производителей продуктов питания "Нестле" отличается наибольшими
в мире объемами инвестиций в научные исследования и технические разработки.
Такое внимание к НИОКР отражает стремление "Нестле" производить продукцию,
которая не только обладает хорошими вкусовыми качествами и красиво
оформлена, но и полезна для здоровья.
Основное направление деятельности "Нестле" связано с производством продуктов питания. Кроме этого, компания "Нестле" владеет акциями предприятий парфюмерно-косметической и фармацевтической промышленности.
Сегодня "Нестле" является крупнейшим производителем продуктов питания в
мире, 8-ой по счету крупнейшей компанией в Европе, а также 31-ой по счету
крупнейшей компанией в мире. В группе "Нестле" работают 224.541 человек,
"Нестле" принадлежат 479 фабрик и промышленных предприятий в 81 стране
мира. В 2000 году общий объем продаж группы "Нестле" достиг 81,42
миллиардов швейцарских франков.
2. Деятельность компании "Нестле" в Российской Федерации
2.1 Брэнд «Нестле» пришел на российский рынок
Отношения "Нестле" с Россией имеют давнюю историю.
Компания поставляла свою продукцию в Россию уже в конце 19-го века, когда
петербургский торговец Александр Венцель подписал эксклюзивный контракт с
Генри Нестле на поставку молочной продукции на территории Российской
Империи.
Новый этап наступил в начале 90-х годов 20-го века, когда "Нестле" создала сеть импортеров и дистрибьюторов, которые стали активно развивать продажи основных торговых марок "Нестле", включая Nescafe и Nesquik.
В апреле 1995 года "Societe pour l'Exportation des Produits Nestle
S.A." открыло свое представительство в Москве. Год спустя ООО "Нестле Фуд"
стала полноценной российской компанией, организовав сеть собственных
складов и наладив систему сбыта и маркетинга для продвижения продукции на
рынке.
Сегодня, "Нестле" является лидером российского рынка кофе, рынка шоколадных изделий и рынка мороженого. "Нестле" является одной из сильнейших компаний и усиливает свое присутствие на рынках кулинарной продукции и карамели. Многолетний успех "Нестле" на российском рынке был достигнут благодаря ряду факторов. В первую очередь, "Нестле" укрепила свои позиции и расширила свое присутствие в России за счет инвестиций в местное производство и промышленную инфраструктуру, активного продвижения торговых марок, а также постоянного расширения и развития национальной сети сбыта.
Две торговые марки "Нестле", Нескафе (в 1998 и 2000 годах) и Магги в
1999 году, были удостоены почетной награды "Народная Марка", что стало
свидетельством необычайно высокой популярности этих продуктов у российских
потребителей. Также в 2000 году торговая марка "Савинов" получила Гран-при
конкурса "Брэнд Года", национальной профессиональной награды в области
эффективного маркетинга и рекламы; звания "Брэнд года" была удостоена и
"Россия" за эффективный вклад в долгосрочную стратегию развития торговой
марки.
Деятельность "Нестле" в России была также высоко оценена ведущими
представителями индустрии и экспертами. В 1998 году Американская Торговая
Палата в России объявила "Нестле" "Компанией года" за ее приверженность
российскому рынку, производственный рост и узнаваемость продукции. В
подтверждение продолжающегося успеха компании, в декабре 1999 года,
независимая группа экспертов, созванная деловым еженедельником "Компания",
наградила "Нестле" национальной премией в области бизнеса как "Лучшую
российскую компанию в производстве товаров массового спроса".
2.2 Инвестиции в производство
Стратегия компании "Нестле" во всем мире заключается в осуществлении долгосрочных инвестиций. В рамках этой стратегии компания активно вкладывает средства в местное производство, разработку продуктов, отвечающих российским вкусам и традициям, а также использует местное сырье и компоненты. Таким образом, "Нестле" соединяет международный опыт и лидерство в пищевой индустрии с потребностями потребителей.
В начале 1995 года "Нестле" приобрела контрольный пакет акций
кондитерской фабрики "Россия" в Самаре, выпускающую шоколад и другую
кондитерскую продукцию. С тех пор компания сделала большие капиталовложения
в техническое оснащение и промышленное переоборудование фабрики. Инвестиции
компании позволили наладить местное производство батончиков Nuts и шоколада
"Нестле Классик", ранее импортируемых в Россию, а также знаменитого во всем
мире шоколадного напитка Nesquik.
Другое важное капиталовложение "Нестле" в России - это приобретение в
июне 1996 года контрольного пакета акций ООО "Нестле Жуковское мороженое".
Были осуществлены инвестиции в установку нового современного оборудования,
которое позволяет производить традиционное российское мороженое под новыми
торговыми марками, такие как: пломбир "48 копеек", эскимо "Кимо",
"Розочка", "Снегурочка".
Третий инвестиционный проект был реализован в ноябре 1996 года, когда
"Нестле" через принадлежащее ей АО "Россия" приобрела контрольный пакет
акций самарской кондитерской фабрики АО "Кондитер". Позднее АО "Кондитер" и
"Россия" были объединены в ОАО "Кондитерское объединение "Россия", что
позволило объединить опыт двух лидеров кондитерского производства и
расширить ассортимент новой продукции.
В январе 1998 года "Нестле" приобрела контрольный пакет акций двух кондитерских фабрик - АО "Алтай" в Барнауле и АО "Камская" в Перми, которые выпускают шоколадные конфеты, карамель и печенье. "Нестле" продолжает осуществлять инвестиции в обе фабрики, приводя их производственные мощности и инфраструктуру в соответствие с международными стандартами компании.
В июне 1998 года "Нестле" купила контрольный пакет акций АО
"Хладопродукт" в Тимашевске Краснодарского края. Эта фабрика мороженого
дополняет мощности по производству мороженого "Нестле" в городе Жуковский.
В конце 1999 года "Нестле" расширила производственные мощности фабрики в городе Жуковский, приступив к производству бульонных кубиков Магги.
Стратегия "Нестле" направлена не только на укрепление и модернизацию производственной инфраструктуры фабрик и внедрение новых технологий в производство. Компания также стремится быть высокоэффективным производителем с низкими производственными затратами. Кроме того, "Нестле" вкладывает большие средства в обучение и повышение квалификации сотрудников, передавая им международный опыт компании и научно-технические знания.
Общий объем инвестиций:
Общие инвестиции "Нестле" в производство и развитие дистрибьюторской сети в
России на 31 декабря 2000 г. составили около 175 миллионов долларов США.
Количество сотрудников:
Общее число постоянных сотрудников компании в России - около 4600 человек.
2.3 Поддержка российской культуры
Проявлением приверженности "Нестле" к России и особой заботы компании о
российских детях стало генеральное спонсорство детской телепередачи "Улица
Сезам" - российской версии любимой во всем мире детской образовательной
программы. "Нестле" также выступила официальным спонсором детских
фестивалей во время празднования 850-летия Москвы.
"Нестле" вносит свой вклад в культурную жизнь России, являясь
генеральным спонсором Московского Симфонического Оркестра. В мире
театрального искусства "Нестле" стала известна как ежегодный генеральный
спонсор фестиваля "Золотая Маска", III-его Международного театрального
фестиваля им. А.П. Чехова, а также других театральных проектов. Два года
подряд в 1999 г. и 2000 г. "Нестле" выступала спонсором Московского
Кинофестиваля. В 2001 году Нескафе и Россия стали генеральным спонсором III-
ей Всемирной театральной Олимпиады в Москве, а также IV-ого Международного
театрального фестиваля им. А.П. Чехова.
Продукция "Нестле" в России:
. быстрорастворимые напитки (Nescafe, Nesquik и другие)
. мороженое (Nestle, 48 Копеек, Кимо, Розочка и другие)
. детское питание (Nestle)
. шоколадные и кондитерские изделия (торговые марки Россия, Савинов, Nuts,
Nestle Classic, Ш.О.К., Камская, Алтай)
. кулинарная продукция (Maggi)
. сухие завтраки (Nestle)
Политическое и экономическое значение ТНК
Господство в мировом хозяйстве нескольких сотен крупнейших компаний-
гигантов приводит к тому, что основные пропорции мирового производства и
сбыта находятся под воздействием экономической политики этих компаний.
Важнейшим средством такого воздействия выступает согласование политики
капиталовложений между несколькими фирмами-гигантами, которые фактически
определяют развитие важнейших отраслей мирового хозяйства.
Особенность современных ТНК заключается в том, что ими исповедуется в некотором смысле «двойной стандарт»: с одной стороны, ТНК кровно заинтересованы в дальнейшей либерализации и демократизации мирового экономического пространства, с другой, — законы свободного рынка, действующие в глобальном масштабе, не работают внутри ТНК, где фактически реализуется плановое хозяйство, устанавливаются внутренние цены, определяемые стратегией корпорации, а не рынком. Данное противоречие характерно и для процесса глобализации, движущей силой которого, с одной стороны, является либерализация и интернационализация, а, с другой, — желание перераспределения сфер экономического влияния и установления нового экономического порядка в мире.
Деятельность транснациональных корпораций тесно связана с интересами государств их происхождения. Как правило, цели стран происхождения ведущих транснациональных компаний имеют ярко выраженную национально-эгоистическую окраску, а именно: обеспечение высокого уровня жизни своих граждан и укрепление мощи и авторитета своего государства на мировой арене. Подобная ситуация способствует развитию однобокого глобализма, трактуемого данными странами исключительно в собственных интересах. Однако, усиливающаяся с каждым новым переходом глобализации на более высокий уровень своего развития взаимозависимость государств должна в конечном счете свести на нет надежды ряда стран установить новый экономический порядок, отвечающий их имперским амбициям.
Транснациональные корпорации оказывают благоприятное влияние на международные отношения, прежде всего, на состояние международной безопасности, так как они способствуют развитию взаимозависимости различных государств, делая любую агрессию стран, связанных системой транснациональных компаний, по отношению друг к другу невозможной или по крайней мере невыгодной.
Политическое и экономическое значение транснациональных корпораций столь велико, что в обозримом периоде времени они останутся одним из важных факторов усиления воздействия промышленно развитых стран на многие регионы мира. Отсюда вытекает очевидный вывод, что забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные стала осознанной целью внешней политики государств, стремящихся к усилению своего влияния в международном масштабе. В этом плане Россия не должна быть исключением. Создание российских транснациональных корпораций в рамках СНГ и в дальнем зарубежье представляется не только экономически, но и политически важной задачей промышленной политики России.
Список использованной литературы
1. Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала
2. Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце 20 столетия.//Проблемы теории и практики управления. —
1999. — № 3. — с. 27.
3. М.Г. Смелянская. Процесс интернационализации фирмы: сущность понятия, мотивы, методы, препятствия. Адрес документа: http://www.marketing.spb.ru/conf/9/44.htm
4. Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства//Мировая экономика и международные отношения. — 1999. — № 6.
— с. 56.
5. UNCTAD World Investment Report, 1997. Annex.
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. — М.: Банки и биржи, 1995. — с. 48.
7. Семенов К.А. Международные экономические отношения. — М.: Гардарика,
1998. — с. 254.
-----------------------
[1] UNCTAD World Investment Report, 1997. Annex.