Министерство образования Российской Федерации.
НОУ Московский институт права.
Курсовая работа
по курсу: «Муниципальное право».
на тему: «Территориальное общественное самоуправление».
Выполнил студент: Савинов И.Ю.
Проверил: Подмарёва А.В.
Дата сдачи курсовой работы: « » 2006 г.
Дата защиты: « » 2006 г.
Оценка: « »
Орск-2006 год.
План:
Введение
Глава I. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления
Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления
Организации территориального местного самоуправления
Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления
1.4 Взаимоотношения органов государственной власти,
органов местного самоуправления и органов территориального
общественного самоуправления, гарантии деятельности
территориального общественного самоуправления
Основные источники права о ТОС
Глава II. Проблемы территориального общественного самоуправления
2.1 О проблемах разграничения полномочий между субъектами права по вопросу о ТОС
2.2 О причинах возникновения данной проблемы
Глава III. Современное положение ТОС в субъектах РФ
3.1 Положение ТОС в субъектах РФ
3.2 Территориальное общественное самоуправление в г. Орске
Заключение
Список использованной литературы и материалов
Введение
Несмотря на точное определение понятия "территориальное общественное самоуправление1" (ТОС) в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.
Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации он в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.
Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого ни одна власть существовать не может. Потому что это, с одной стороны, воздействие снизу на власть, ее поддержка и передача своих интересов этой власти, с другой стороны, - это привлечение всех граждан к тому, что делается: создание для населения тех условий, при которых оно может повлиять на принятие решений.
В условиях, когда провозглашен курс на строительство в России гражданского общества, территориальное общественное самоуправление может стать механизмом участия граждан в делах государства. Таким образом, тема моей курсовой работы является актуальной.
Глава I. Принципы и формы организации территориального общественного самоуправления.
1.1 Правовой статус и сущность территориального общественного самоуправления.
Правовой статус территориального общественного самоуправления точно определен наименованием статьи 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ее 1 пунктом: территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства. Предметом своей деятельности ТОС имеет вопросы местного значения, но при этом, не являясь формой власти, не принимает общеобязательные решения, а осуществляет собственные инициативы в этих вопросах, направленные на решение конкретных задач в обеспечение собственной жизнедеятельности.2
В соответствии с действующим федеральным законом органы ТОС обособлены от органов местного самоуправления и не включены в их систему.3
Сущность ТОС, ни способ формирования этих органов не допускают передачи органам территориального общественного самоуправления властных прав в отношении граждан и юридических лиц. Формирование такого властного института противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.4
Непонимание сущности ТОС приводит к возникновению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказа населения от участия, а иногда и противодействие работе таких псевдо ТОС, заменяющих подлинную самостоятельность граждан.
Важность такого института как территориальное общественное самоуправление обусловлена тем, что ТОС способствует воспитанию гражданского самосознания, организации активного сотрудничества власти и народа, преодолению пассивности и иждивенческих настроений населения. Исходя из этого, органы государственной власти и местного самоуправления должны способствовать созданию ТОС, проводить разъяснительную работу среди населения, создавать условия для формирования и деятельности органов территориального общественного самоуправления. Существенную помощь здесь могут оказать депутаты от соответствующих избирательных округов.5
Однако при организации ТОС необходимо учитывать, что органы ТОС могут создаваться только по инициативе населения, а их компетенция определяется самими гражданами при формировании этих органов, так как именно граждане сами решают какие собственные инициативы, они будут осуществлять в вопросах местного значения.
В первую очередь, как законодательством, так и уставом
муниципального образования должно быть установлено право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления и определены гарантии такого права. Серьезным является вопрос об установлении территорий, на которых осуществляется ТОС. Поскольку под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства, имеет смысл предоставить право выбора территории, на которой будет осуществляться ТОС, самим гражданам, а органам местного самоуправления лишь установить границы этих территорий. Наиболее распространенным является создание органов ТОС в городах и поселках на территории дворов, улиц, кварталов. Возможно формирование органов ТОС и в микрорайонах, однако, такие органы обычно создаются для решения более крупных и единичных задач (экологических, градостроительных, создания добровольных дружин по охране общественного порядка, организации работы с молодежью). В сельской местности возможно создание органов ТОС в мелких поселениях, не являющихся муниципальными образованиями.6
Большое значение для становления и развития ТОС имеет наличие нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность органов ТОС.
Такую нормативную правовую базу составляют:
• Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003 №131-ФЗ.
• Уставы муниципальных образований.
В настоящее время не представляется возможным эффективного общественного самоуправления в связи с имеющей место законодательной неурегулированностью вопросов собственности и разграничения предметов ведения и полномочий по линии «Федеральный центр - субъект Федерации -местное самоуправление».
Разрешение возникающих противоречий возможно при закреплении за органами ТОС правового статуса в Федеральном законе «Об органах территориального общественного самоуправления».
1.2 Организации территориального местного самоуправления
Территориальное общественное самоуправления населения
• самоорганизация граждан по месту их жительства на данной территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением, а также через избираемые ими органы (уполномоченных выборных лиц).
ТОС осуществляется на принципах:
• добровольности объединения;
• равноправия граждан;
• законности;
• защиты прав и интересов населения территории ТОС;
•свободного волеизъявления граждан на собраниях (сходах), конференциях;
•выборности и подконтрольности органов и уполномоченных выборных лиц населению данной территории;
•самостоятельности и ответственности в принятии и реализации собственных решений и инициатив;
•сочетания интересов населения территории ТОС, прав человека и гражданина, интересов всех жителей муниципального образования;
• гласности и учета общественного мнения.
ТОС осуществляется гражданам данной территории:
• в отдельных поселениях (в городах, поселках, селах, деревнях и иных поселениях), или на части их территорий (в микрорайонах, кварталах, на улицах, во дворах, в домах и на иных территориях);
• на территории нескольких поселений, в совокупности не являющихся муниципальным образованием (в сельском округе, ряде деревень и на иных территориях).7
Система ТОС населения включает в себя:8
• общие собрания (сходы), в том числе земские, конференции и иные формы осуществления непосредственной демократии гражданами;
• органы ТОС - советы, комитеты или иные органы общественного
самоуправления микрорайонов, жилых комплексов, поселков, деревень, кварталов, улиц, домов и других территорий, входящих в состав муниципального образования;
• уполномоченные выборные лица ТОС.
Территориальные границы ТОС устанавливаются с учетом его исторических, местных традиций и особенностей по предложению граждан органом местного самоуправления.
ТОС в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы ТОС различных территориальных образований не соподчинены друг другу. Органы ТОС не входят в систему органов местного самоуправления.
Учредителями органа ТОС являются граждане постоянно или преимущественно проживающие на данной территории и составляющие большинство из общего числа граждан, обладающих избирательным правом, принявшие непосредственно на собрании или через своих представителей (делегатов) на конференции решение об учреждении органа ТОС.
Инициативная группа граждан не менее чем из трех человек постоянно или преимущественно проживающих на данной территории и обладающих избирательным правом формирует организационный комитет для подготовки и проведения учредительного собрания граждан по созданию органа ТОС или в случае, если орган ТОС создается на конференции для подготовки и проведения учредительной конференции и подготовки и проведения собраний граждан по выборам делегатов конференции.
Информация о создании организационного комитета доводится до сведения граждан через средства массовой информации или иным образом.
С момента объявления результатов выборов руководящих органов орган ТОС считается созданным. Его дееспособность как юридического лица возникает с момента государственной регистрации.
При небольшом числе жителей данной территории вместо органов могут быть избраны уполномоченные выборные лица ТОС (староста, старший по подъезду, дому, двору, улице), исполняющие в этом случае функции органа ТОС.9
Совет ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта может избираться на общем собрании, сходе конференции граждан или уполномоченных выборных лиц ТОС данной территории.
Квартальный, уличный, дворовый, домовый комитет ТОС избирается на общем собрании (сходе), конференции граждан или формируется из старших по домам, подъездам.
К уполномоченным выборным лицам ТОС относятся:
1) председатель совета ТОС микрорайона, сельского, поселкового округа, населенного пункта;
2) председатель квартального, уличного, домового, дворового комитета;
3) староста населенного пункта;
4) старший по улице, двору, дому, подъезду.
Органы ТОС и уполномоченные выборные лица ТОС подлежат регистрации в местных администрациях соответствующего муниципального образования в порядке, установленном «Положением об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании».
В соответствии с Уставом муниципального образования представительный орган местного самоуправления принимает нормативный правовой акт муниципального образования «Положение об организации и осуществлении ТОС в муниципальном образовании».
Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления
Органы ТОС:
представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;
организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;
содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;
выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;
осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;
• принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;
• выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;
• кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;
• участвуют в охране общественного порядка;
• принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;
• взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (ДНД, женсоветами, советами ветеранов и др.);
• информируют население о своей работе;
• рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения.10
Финансовые ресурсы органов ТОС состоят из собственных средств, а также средств, которые могут передаваться им органами местного самоуправления, если в бюджете такие затраты предусмотрены отдельной статьей.11
Контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля.
В собственности органов ТОС могут находиться кооперированные денежные средства физических и юридических лиц, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения - детские дворовые, спортивные площадки, жилые, нежилые помещения, транспорт, оборудование, инвентарь, другое имущество
культурно-просветительского и оздоровительного назначения, в том числе переданное органами местного самоуправления на основе правового акта.
1.4 Взаимоотношения органов государственной власти, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, гарантии деятельности территориального общественного самоуправления
Органы государственной власти области способствуют становлению и развитию территориального общественного самоуправления, обеспечивают гарантированное Конституцией РФ12, федеральными законами, Уставом и законами области участие граждан в решении вопросов данной территории, принимают программы поддержки ТОС.
Государственные органы могут оказывать финансовую, материальную и иную помощь в обеспечении деятельности органов ТОС.
Органы и должностные лица органов местного самоуправления содействуют становлению органов ТОС и оказывают помощь в осуществлении их деятельности.
В соответствии с Уставом муниципального образования органы местного самоуправления по взаимному соглашению с органами ТОС устанавливают сферы совместной компетенции и могут передавать последним объекты социально-бытового назначения с правом полного распоряжения или на условиях аренды. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством вправе передавать или делегировать органу ТОС часть своих полномочий и устанавливать сферы возможной совместной компетенции.13
Орган местного самоуправления, передавший полномочия органу ТОС, осуществляет контроль исполнения в отношении переданных полномочий.
Органы местного самоуправления способствуют выполнению решений собраний (сходов), конференций, принятых в пределах их компетенции.
Представители органов ТОС вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территории.14
Защита прав и законных интересов ТОС обеспечивается судом в соответствии с законодательством
Решения ТОС, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки, теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.
Органы ТОС в соответствии с законодательством имеет право предъявить в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия ТОС.
1.5 Основные источники права о ТОС.
Наряду с названными актами ТОС упоминается в Федеральном законе от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"15, которого закрепляет в целях социально-экономического и культурного развития, защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а также для решения вопросов местного значения лица, относящиеся к малочисленным народам, в местах их компактного проживания вправе в соответствии с законами субъектов Российской Федерации создавать органы территориального общественного самоуправления малочисленных народов с учетом национальных, исторических и иных традиций.
К слову сказать, непосредственно регулирование правового положения ТОС осуществляется только двумя законодательными актами: Законом «Об общих принципах…»16 (ст.27) и Законом «О местном самоуправлении…»17 (ст.ст.80-86).
При этом ст. 27 Закона «Об общих принципах…» относит регулирование ТОС к законодательству субъекта Российской Федерации либо Уставу муниципального образования, либо каких-то других нормативно-правовых актов местного самоуправления.
Глава II. Проблемы территориального общественного самоуправления
2.1 О проблемах разграничения полномочий между субъектами права по вопросу о ТОС.
Это положение вызывает на практике бурные дискуссии и споры.
Одни исследователи отмечают по этому поводу: «Нельзя допустить никакого регулирования территориального общественного самоуправления уставом муниципального образования. Это невежество правовое. Мы вводим третий субъект федерализма. У нас есть два регулируемых… два уровня регулирования – федеральный и субъектов Федерации. Вот в 27 статье в этой части прописали еще третьего субъекта – это муниципальный уровень».
Другие отмечают, что нужно оставить этот вопрос в ведении субъектов и муниципальных образований, «а, обсуждение и принятие закона о территориальном общественном самоуправлении, рамочного или любого другого на федеральном уровне не правомерно. Почему? Потому что у нас есть Закон «Об общих принципах организации самоуправления… местного самоуправления в России». И там есть 27 статья».
Итак, действующее законодательство относит регулирование этого права к законодательству субъекта Российской Федерации и уставу муниципального образования.18
Однако, как отмечают исследователи, данное обстоятельство явилось основной причиной допущенного неравенства на территории Российской Федерации указанных прав граждан.
Как следует из справки "Соответствие конституций и уставов субъектов Российской Федерации ..." только 52% субъектов Российской Федерации признают данные права граждан. Причем, в законодательстве этих субъектов допускается различное понимание и различный объем переурегулирования норм статей 80 – 86 Конституции РФ.
Чтобы найти ответ на вопрос: к чьему же ведению должно относится регулирование правового положения ТОС, обратимся к конституционному содержанию права на ТОС:
- пункт "в" статьи 71, относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина;
- пункта "б" статьи 72, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации защиту прав и свобод человека и гражданина;
- пункта "н" статьи 72, относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Таким образом, конституционные нормы обосновывают подход к переурегулированию федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации (каждый в своей части) положений и норм территориального общественного самоуправления.
В связи с предложенной методикой положения и нормы указанных статей должны переурегулироваться:
статья 80 (система ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к концептуальным основам ТОС;
статья 81 (общие собрания, сходы граждан) - федеральным законом, как относящаяся по смыслу и содержанию к конституционному праву граждан собираться и проводить собрания (статья 31 Конституции);
статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется их уставами) - федеральным законом, как относящаяся к полномочиям общественного объединения, установленным Федеральным законом "Об общественных объединениях" (пункт 4 статьи 20) и, следовательно, относящую орган ТОС к общественному объединению;
статья 82 в части пункта 1 (о выборах органов ТОС) - федеральным законом, как относящаяся к механизму реализации (вопросы учреждения) конституционного права граждан на объединение;
статья 83 в части положений пункта 1 (компетенция органов ТОС определяется с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления) и положений пункта 2 - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;
статья 84 (экономическая деятельность органа ТОС) и статья 85 (финансовые ресурсы органов ТОС) - федеральным законом, как установленными для общественных объединений в соответствии со статьями 30, 31, 36, 37 Федерального закона "Об общественных объединениях";
статья 86 (взаимоотношения органов ТОС с органами местного самоуправления) - по существу законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом '"н'" статьи 72 Конституции, а как общий принцип - федеральным законом;
статья 96 (гарантии прав органов ТОС) - федеральным законом по основаниям пункта "в" статьи 71 Конституции и (дополнительные гарантии) законом субъекта Российской Федерации по основаниям пункта "б" статьи 72 Конституции.
Целесообразно было бы определить, что законодательство о территориальном общественном самоуправлении состоит из норм Конституции Российской Федерации о праве граждан на собрания и на объединения, соответствующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об общественных объединениях", Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В настоящее же время сохраняется законодательное противоречие, когда ст.27 Закона в первом абзаце закрепляет конституционное право граждан на ТОС, а во втором абзаце ограничивает эти права возможными актами субъектов РФ и уставами муниципальных образований.
2.2 О причинах возникновения данной проблемы.
Как отмечают исследователи: Федеральный законодатель в 1995 году, когда устанавливал подобное регулирование, предполагал, что законодатель субъекта рецептирует в своем законодательстве региональном в части, касающейся ТОС, нормы 80-86 статей Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении» 1991 года, в части не противоречащей Конституции и действующей системе права.
На практике это на самом деле не произошло по той простой причине, что закон 1991 года, создавался на совершенно иной конституционно-правовой основе и в значительной степени уже даже к 1995 году устарел. Таким образом, региональный законодатель в условиях явной недостаточности норм регулирования, заложенной в федеральном законе, установил достаточно широкий правовой предел регулирования ТОСов.
Так или иначе, но к настоящему времени в ряде субъектов Российской Федерации специальные законы об общественном территориальном самоуправлении уже приняты или разрабатываются. В некоторых субъектах Федерации вопросы организации общественного территориального самоуправления решаются законами о местном самоуправлении. При этом в переработанном виде, применительно к условиям времени, в них, как правило, воспроизводятся нормы статей 80-86 Закона "О местном самоуправлении". Таковым, например, является Закон Республики Татарстан «О местном самоуправлении в Республике Татарстан», копирующий положение федерального закона «Об общих принципах…» и фиксирующий, что порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется законами Республики Татарстан и актами органов местного самоуправления (ст.19). Московская городская Дума, как субъект Федерации, приняла Закон «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» еще в июле 1996 года. Это был первый документ в России на уровне субъекта Федерации.
Глава III. Современное положение ТОС в субъектах РФ.
3.1 Положение ТОС в субъектах РФ
Бурное нормотворчество на уровне субъектов Российской Федерации в вопросах урегулирования правового положения ТОС привело к множеству противоречий по отношению к Федеральным нормам. В отдельных субъектах не учитывалось мнения населения местного самоуправления, в других ущемлялись права. За период с момента принятия закона «Об общих принципах организации местного самоуправления…» до начала 2003 года в Верховном суде РФ и Конституционном суде РФ рассматривались десятки дел о противоречии местного законодательства федеральному и о их конституционности. В частности можно выделить:
- Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1998 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности статей 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и статьи 31 Закона Республики Коми от 31 октября 1994 года "Об органах исполнительной власти в Республике Коми";
- Определение СК Верховного Суда РФ от 21 апреля 2000 г. по делу N 74-Г00-З Об отмене решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 23 февраля 2000 г. и дополнительного решения Верховного Суда республики Саха (Якутия) от 14 марта 2000 г.
- Решение СК по гражданским делам Московского городского суда от 17 декабря 2001 г. О признании абзаца 2 п.1 ст.28 Закона г. Москвы "О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве" противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.19
Причины таких «коллизий» все те же, во-первых, – неоднозначность норм ст.27 Закона, во-вторых, их явное противоречие конституционным нормам.
Но вернемся к рассмотрению современных источников правового регулирования ТОС.
Еще один источник, в котором могут быть затронуты полномочия органов территориального общественного самоуправления– специальные договоры и соглашения.
Органы ТОС и вышестоящие органы управления не обязательно должны строить взаимодействие только на основе четкого разделения полномочий. По целому ряду текущих вопросов целесообразно использовать иные, более оперативные формы. Так, если характер взаимодействия в определенной сфере требует детального определения прав, обязанностей и ответственности, а также связан с выделением материально-финансовых средств, предпочтительной формой взаимодействия является договор. Такие договоры и соглашения подписываются главами органов, но в ряде случаев, установленных законом, вступают в силу только после утверждения со стороны представительных органов власти и после их официального опубликования в средствах массовой информации.
3.2 Территориальное общественное самоуправление в г. Орске
Согласно уставу города20 Орск можно выделить структуру и компетенции ТОС этого муниципального образования:
Статья 15.: Территориальное общественное самоуправление
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города Орска для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются городским Советом по предложению населения, проживающего на данной территории города Орска.
2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется жителями города Орска посредством проведения собраний и конференций жителей, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд жилого многоквартирного дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
5. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления города Орска. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами городского Совета. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
8. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления города Орска проекты правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами органов местного самоуправления города Орска, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из бюджета города Орска определяются нормативными правовыми актами городского Совета.
Заключение
Органы ТОС - исключительно российской явление, возможности которого в возрождении нашего традиционного образа жизни и основанной на нем самоорганизации граждан по решению местных проблем исключительно велики.
Формирование органов ТОС позволяет реализовать общественную инициативу граждан, посредством этого привлечь как можно большее количество людей к участию в решении конкретных задач, характерных для данной территории.
Ситуация незащищенности и неадаптировонности граждан в условиях проведения реформ требует создания легитимных выборных органов, представляющих интересы населения непосредственно в местах его проживания. Органы ТОС таким образом наиболее полно выражают интересы и чаяния граждан.
Формирование территориального общественного самоуправления сталкивается с рядом проблем. Из проблем, решение которых на сегодня будет в наибольшей степени способствовать развитию ТОС можно отметить такие:
• неинформированность населения;
• идей, желанием и инициативной создания ТОС на своей территории должны проникнуться все - от простого жителя до главы администрации;
• в бюджетах муниципальных образований должны предусматриваться средства на развитие ТОС;
• при представительных органах должны создаваться комитеты (комиссии) по ТОС, что будет способствовать разработке и совершенствованию нормативной правовой базы;
• органы ТОС должны иметь не только Уставы и планы работы, но и долгосрочные программы действий по развитию своих территорий;
• в местных администрациях для уполномоченных выборных лиц ТОС и членов органов ТОС должно быть организовано обучение. Как правило,
данная категория лиц работает на общественных началах, поэтому необходимо предусматривать материальное и моральное поощрения;
• интересы органов ТОС во многом переплетаются с деятельностью предприятий жилищно-коммунального хозяйства (благоустройство территорий, ремонт жилого фонда и т.д.), поэтому органам местного самоуправления необходимо оказать помощь в организации конструктивного сотрудничества в решении данных вопросов;
• в настоящее время у органов местного самоуправления несколько двойственное отношение к органам ТОС. С одной стороны - органы местного самоуправления видят в органах ТОС своих помощников в решении местных задач, с другой стороны - не способствуют приданию этим органам статуса юридических лиц, передачи или делегирования им части своих полномочий из-за определенной боязни порождения альтернативного органа власти. В результате чего, не имея достаточно материальной базы и определенных полномочий, органы ТОС могут решать узкий круг проблем;
• для того, чтобы активнее лоббировать интересы ТОС в органах законодательной и исполнительной власти необходимо создание ассоциаций (союзов) органов ТОС.
Становление территориального общественного самоуправления в России - процесс длительный. Пока положено только начало этому процессу. Но как показывает практика, через ТОС, которое является для населения понятным, доступным и управляемым, граждане приобщаются к демократическим ценностям и идеям, становятся ответственными как за свою судьбу, так и за жизнь общества соответствующей территории.
Список использованной литературы и материалов.
Конституция РФ 1993 года.
ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 сентября 1997 г. - №39. - Ст.4464.
Федеральный закон от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации"
Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"
Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2003.
Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.
Сиддиков Р. Территориальное общественное самоуправление//Человек и политика. 2001. №8.
Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право в России: Учебник. Екатеринбург, 2003.
Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М., 1999
Калинин В.Д. Из истории городского самосохранения в России (XIX — начало ХХ вв.). Институт экономики РАН. Л., 2004.
Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. Новосибирск, 1995
Васильев В.И. Каким быть главному закону о местном самоуправлении? // Журнал российского права. – 2001. -№12.
Никитин В. Г. Практика организации местного самоуправления в Оренбургской области // Проблемы и перспективы развития территориальных основ местного самоуправления: Тезисы выступлений участников «круглого стола» Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 25 апреля 2001 г.
Областная газета. 1997. 3 июня; Ведомости Законодательного собрания Свердловской области. -1997. -№ 20.
Ларькина А.П. Органы территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление: опыт деятельности. Редактор - составитель Савранская О.Л. Серия «Библиотека муниципального служащего», выпуск И. М.: Московский общественный научный фонд, 1999.
Устав города Орск.
1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
2 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2003.
3 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
4 Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. - М., 1999
5 Выдрин И.В., Кокотов А.И. Муниципальное право в России: Учебник. Екатеринбург, 2003.
6 Сиддиков Р. Территориальное общественное самоуправление//Человек и политика. 2001. №8.
7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
8 Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.
9 Савранская О.Л. Территориальное общественное самоуправление // В сб. "Местное самоуправление: проблемы и пути их решения" С.-Пб. 2000.
10 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
11 Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 29 сентября 1997 г. - №39. - Ст.4464.
12 Конституция РФ 1993 г. Ст. 130 ч.2
13 Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебное пособие. Новосибирск, 1995
14 Калинин В.Д. Из истории городского самосохранения в России (XIX — начало ХХ вв.). Институт экономики РАН. Л., 2004.
15 от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации. Ст. 11
16 Этот ФЗ ст. 27.
17 Этот ФЗ ст.80 -86
18 Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право: Учебник. М.: Юрист, 2003.
19 . Калинин В.Д. Из истории городского самосохранения в России (XIX — начало ХХ вв.). Институт экономики РАН. Л., 2004.
20 Устав города Орск