Содержание
1. Характерные черты государственного строя Российской империи во второй четверти XVIII века
2. Словарь основных терминов по 1 разделу программы: «Возникновение государства и права на Руси (I тыс. до н.э. – XIV в. н.э.»
3. Характерные черты судебного процесса Московской Руси
4. Задача 1
Литература
1. Характерные черты государственного строя Российской империи во второй четверти XVIII века
Во второй четверти XVIII века в России происходит определенная модернизация государственного строя, связанная с политикой просвещенного абсолютизма.
Вместо упраздненной Боярской Думы создается Сенат, наделенный законодательными правами. При Сенате с контрольными функциями состоял генерал-прокурор.
Роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблюдению, основные вопросы управления стали решаться на местах.
Проведение областной реформы 1775 года. Она отменяла деление страны на губернии, провинции и уезды и вводила двухуровневую систему: губернии и уезды.
Была произведена первая попытка отделения суда от администрации (надворные и нижние суды). В 1775 году вводятся сословные (для каждого сословия отдельно) суды
Приказы уступили место коллегиям, число которых равнялось 12. Среди них была Духовная коллегия – Святейший Синод, заменившая патриарха им полностью подчинившая православную церковь государству.
Возрос удельный вес карательных органов – Преображенского приказа, Канцелярии тайных розыскных дел. Была создана регулярная полиция.
В стране было произведено административно-территориальное деление – губернии и уезды.
В результате проведения военной реформы была усилена регулярная армия, формировавшаяся на основе регулярных рекрутских наборов.
2. Словарь основных терминов по 1 разделу программы: «Возникновение государства и права на Руси (I тыс. до н.э. – XIV в. н.э.»
Смерд (смерды) – категория населения по «Русской правде». Находящийся вне общинной организации, зависимый непосредственно от князя крестьянин в Киевской Руси в период XI—XIV веков. В Новгородской республике смерды находились в зависимости от государства. В более позднем расширительном смысле — все крестьяне, основное население страны, низший социальный слой. Смерды имели собственную землю и вели на ней хозяйство, должны были платить налоги князю и отбывать натуральные повинности. Князь мог подарить смердов церкви, переселить их. В отличие от обычных крестьян-общинников, смерды жили в сёлах, а не в весях. Воинская повинность смердов состояла, по разным версиям, в личном участии в пешем войске, в поставке лошадей для конного войска либо в личном участии в конном войске.
Холоп – категория зависимого населения; в Древнерусском государстве известна с Х века. Близка по правовому положению к рабам. Холопы изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в господском хозяйстве. Холопами становились за долги, в результате пленения, брака с холопом или холопкой. В XVII веке полное холопство было ликвидировано, остались кабальные холопы, которые постепенно сливались с крепостным крестьянством. С XVII века они получали в пользование землю, облагались повинностями. С введением в 1722г. подушной подати превратились в крепостных.
Закуп – категория зависимого населения Древней Руси. По «Русской Правде», закупы получали от феодала орудия производства и обязаны были работать на его полях, но имели и свое хозяйство. Расплатившись с господином за ссуду («купу»), закупы могли стать свободными.
Боярин – старший дружинник, советник князя, феодал-землевладелец, высший служебный чин, а также лицо, пожалованное этим чином. Первый по значимости придворный чин, который давался преимущественно бывшим великим и удельным князьям. Некоторые родовитые бояре могли получить этот чин за особые заслуги.
Вервь – название общины в Древней Руси и южных славян. Орган местного самоуправления, территориальная община, в компетенцию которой входили вопросы перераспределения земельных наделов, налоговые и финансовые вопросы, а также связанные с рассмотрением и разрешением судебных споров.
Норманнская теория – возникшее во второй четверти XVIII века направление в русской и зарубежной историографии. Его сторонники считали норманнов (варягов) создателями государства в Древней Руси. Сформулирована была приглашенными в Россию немецкими учеными З. Байером, Ф. Миллером и А.Шлецером. «Норманскую теорию» отвергали М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский и др. Основанная на летописном предании о «призвании варягов», теория использовалась для утверждения о неполноценности славян, нуждавшихся в помощи скандинавов – варягов для создания государства. Последующие исследования доказали несостоятельность «норманнской теории»: определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно.
Монархия – форма правления, при которой главой государства является монарх (единоличный глава государства). Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается по наследству. В России сначала правили Рюриковичи, а с 1613г. – Романовы. Монархия прекратила свое существование в России в 1917году.
Республика – форма государственного правления, при которой все высшие органы власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую, парламентскую республику и республику смешанного типа.
Удел – 1. На Руси в XII—XVI вв.: княжеское владение, являвшееся частью великого княжества; удельное княжество. [Воротынский:] Уже давно лишились мы уделов, Давно царям подручниками служим (Пушкин. Борис Годунов). 2. В дореволюционной России: недвижимое земельное имущество царской семьи. Земли нет, в уделе арендуют, плохая землишка (Горький. Мать).
Вече – народное собрание у восточных славян; орган государственного управления и самоуправления на Руси. Первые летописные упоминания о вече относятся к Х веку. Наибольшее развитие получило в русских городах второй половины XI-XIIв. В Новгороде, Пскове, Вятской земле сохранялось до конца XV – начала XVI века. Вече решало вопросы войны и мира, заключало договоры с другими землями и т.д.
Князь – 1) Вождь племени, союза племен; глава государства или государственного образования у славян, литовцев. 2) Почетный наследственный дворянский титул в России с XVIII в. Жаловался царем за особые заслуги.
Посадник – выборное должностное лицо в древнерусском городе-республике, глава исполнительной власти. Вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних отношениях (подписывал договор с князем).
Десятичная (численная) система – десятина – русская поземельная мера. Известна с конца XVв. Первоначально представляла собой квадрат со сторонами в одну десятую версты. Отменена в связи с переходом к метрической системе мер в 1918г.
Тысяцкий – военный предводитель городского ополчения («тысячи») на Руси до середины XVвека. В Новгороде избирался на вече и был ближайшим помощником посадника – ведал вопросами торговли, взимания налогов, торгового суда.
Митрополит – высшее почетное звание (духовный сан) архиерея, а также архиерей, имеющий это звание. С причиною всего этого следовало бороться и не оправдывать слов митрополита Филарета: «Глубоко несчастно то время, когда о злоупотреблениях говорят все, а победить их никто не хочет» (А. Кони. К истории нашей борьбы с пьянством). В лето 7156 го(да), июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третье лето богом хранимыя своея державы, советовался с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором… (Соборное уложение 1649 года).
Архиепископ – духовное звание и почетный титул – среднее между епископом и митрополитом; лицо в этом звании, с этим титулом; старший епископ, глава епархии. В лето 7156 го(да), июля, в 16 день, государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третье лето богом хранимыя своея державы, советовался с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Руси, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором… (Соборное уложение 1649 года).
Дань – натуральный и денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX века. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церковных приходов церковную дань (часть дохода от взносов прихожан). В XIII-XVвв. специальная разновидность дани взималась с русских земель в пользу Золотой Орды.
Полюдье – объезд русским князем с дружиной своих вассальных владений с целью сбора дани; название самой дани.
Монотеизм – единобожие (согласно словаря О. Даля).
Феодализм – общественный строй, основанный на феодальном землевладении и системе вассалитета и господствовавший в Европе в средние века.
Оседание дружины на землю – прикрепление дружины к определенной местности.
Рента – регулярно получаемый доход с имущества (в том числе земли) или с капитала, не требующий от владельца участия в предпринимательской деятельности. Рента с капитала существует в форме процента, земельная рента бывает отработочной (барщина), натуральной денежной (оброк).
Оброк – форма феодальной ренты; в России - ежегодный сбор денег и продуктов с крепостных крестьян помещиком. Продуктовый оброк отменен крестьянской реформой 1861г., денежный сохранялся для временнообязанных крестьян до 1833г.
Барщина – форма феодальной земельной ренты, даровой принудительный труд зависимых крестьян. На Руси появилась со времен Киевского государства. После отмены крепостного права сохранилась в форме издольщины. Юридически отменена в 1882г., а фактически существовала до 1917г. в виде отработок.
Иммунитет – привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции – суд, сбор налогов, полицейский надзор – без вмешательства представителей центральной власти.
Натуральное хозяйство – тип хозяйства, при котором продукты и вещи производятся и изготавливаются для собственного потребления, а не на продажу. С появлением и развитием общественного разделения труда натуральное хозяйство вытесняется товарным производством.
Закон Русский – обычное право восточных славян и Киевской Руси IX-XIXвв. Частично отражен в договорах Руси с греками 911, 944гг. и «Русской Правде». Нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права.
«Отчина» – недвижимое имущество по «Псковской судной грамоте.
Живот – движимое имущество по «Псковской судной грамоте.
Доска – род письменных юридических актов, существовавший в Древней Руси. Название происходит от «досок», на которых уже в XII-XIII вв. делать записи, устанавливавшие долговые обязательства.
Запись поток и разграбление – наиболее суровое наказание по «Русской Правде». Оно заключалось в обращении преступника и членов его семьи в рабство и в конфискации его имущества. Этому наказанию подвергали за убийство в разбое, поджог и конокрадство.
Вира – денежный штраф в пользу князя в Древнерусском государстве. Налагался за убийство свободного человека (за увечье платили полувирье).
Продажа – штраф, взимавшийся в пользу князя за все остальные преступления, кроме убийства и тяжких увечий (последние карались полувирой). Размер продаж дифференцировался в зависимости от тяжести преступления.
Головничество – денежный выкуп, выплачивающийся убийцей (головником) родственникам убитого.
Заклич – публичное объявление «на торгу» потерпевшего о пропавшей вещи и ее приметах. С «заклича» начинался судебный процесс, носивший состязательный характер в Древнерусском государстве
Свод – вторая стадия судебного процесса. Свод напоминал очную ставку, то есть это был поиск надлежащего ответчика.
Гонение следа – третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске преступника по оставленным им следам.
Позовница – официальная повестка в суд.
Ордалии – «суд божий»; то есть испытание водой, огнем, железом. Один из видов доказательств по «Русской Правде».
Принцип талиона –
Послухи – поручители, то есть люди, которые выступали в качестве свидетелей доброй славы того лица, которое на них сослалось.
Видок – свидетель, очевидец, возможно драки, а возможно и доброй жизни истца.
Хан – азиатский владетель, царь «Золотой Орды».
Баскак – представители местной власти, они же представители центрального управления. Ведали переписью населения, сбором налогов.
Ярлык – льготная грамота монголо-татарских ханов Золотой Орды подвластным светским и духовным феодалам.
3. Характерные черты судебного процесса Московской Руси
Источники процессуального права Московской Руси. В качестве основного источника права Московской Руси XIV-XV вв. продолжала действовать Русская Правда. Была создана новая редакция этого закона – так называемая Сокращенная из Пространной, приспособившаяся к московским условиям. Действовало также обычное право. Однако развитие феодальных отношений, образование централизованного государства требовали создания новых законодательных актов. В целях централизации государства и подчинения земель власти Московского князя издавались уставные грамоты наместнического управления, регламентировавшие деятельность кормленщиков, ограничивавшие в какой – то мере их произвол.
Самым крупным памятником права этого периода был Судебник 1497года. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства. В Судебнике содержатся различные нормы, но основное его содержание составляют нормы уголовного и уголовно-процессуального права.
Главными целями судебника были: распространить юрисдикцию великого князя на всю территорию централизованного государства, ликвидировать правовые суверенитеты отдельных земель, уделов и областей. К моменту принятия Судебника далеко не все отношения регулировались централизованно. Учреждая свои судебные инстанции, московская власть некоторое время была вынуждена идти на компромиссы: наряду с центральными судебными учреждениями и разъездными судами создавались смешанные (смесные) суды, состоявшие из представителей центра и мест.
Если Русская Правда являлась сводом обычных норм и судебных прецедентов и своеобразным пособием для поиска нравственной и юридической истины («правды»), то Судебник стал прежде всего «инструкцией для организации судебного процесса («суда»),
В Судебнике 1550 г. («царском») расширялся круг регулируемых центральной властью вопросов, проводилась определенно выраженная социальная направленность наказания, усиливались черты розыскного процесса.
Регламентация охватила сферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Был закреплен сословный принцип наказаний и одновременно с этим расширен круг субъектов преступления — в него включаются холопы: законодатель значительно более определенно ус-i и законе субъективные признаки преступления и разработал формы вины.
Под преступлением судебники понимали не только нанесение материального или морального ущерба, «обиду». На первый план выдвинулась защита существующего социального и правового порядка. Преступление — это, прежде всего, нарушение установленных норм, предписаний, а также воли государя, которая неразрывно связывалась с интересами государства.
Специфика применения состязательного процесса (суда) и инквизиционного процесса (розыска), их основные этапы. Облихование.
Усиление центральной власти обусловило развитие форм внесудебной, внеправовой расправы. Практика выработала такую своеобразную форму судебного процесса, как «облихование» (ст. 52 Судебника 1550 г.): если подозреваемого обвиняли в том, что он «ведомо лихой человек», этого было достаточно для применения к нему пытки. Обвинение предъявляли 15-20 человек : «лучший люди», дети боярские, дворяне, представители верхушки посада или крестьянской общины.
Очевиден неправовой и социально ориентированный характер этой процедуры. «Облихование» порождало особого субъекта — «лиха человека», его появление в деле придавало особую значимость данному составу преступления. К «лихим», т.е. особо опасным, делам относились разбой, грабеж, поджог, убийство («душегубство»), особые виды татьбы. Появляется понятие «крамола», т.е. антигосударственное деяние В него кроме перечисленных видов особо тяжких преступлений включались также заговоры и мятежи.
В судебном процессе различались две формы. Состязательный процесс использовался при ведении гражданских и менее тяжких уголовных дел. Здесь широко применялись свидетельские показания, присяга, ордалии (в форме судебного поединка).
В состязательном судебном процессе присутствовал широкий набор процессуальных документов: вызов в суд осуществлялся посредством челобитной», «приставной» или «срочной» грамоты. В судебном заседании стороны подавали «ставочные челобитные», заявляя о своем присутствии. По решенному делу суд выдавал «правовую грамоту», и тем прекращал иск.
Вторая процессуальная форма — розыскной процесс — применялась в наиболее серьезных уголовных делах (государственные преступления, убийства, разбой и др.), причем их круг постепенно расширялся. Сущность розыскного («инквизиционного») процесса заключалась в следующем: дело начиналось по инициативе государственного органа или должностного лица, в ходе разбирательства особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличным или собственное признание, для получения которого применялась пытка.
В качестве другой новой процессуальной меры использовался «повальный обыск» — массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступления и провести процедуру «облихования». В розыскном процессе дело начиналось с издания «зазывной грамоты» или «погонной грамоты», в которых содержалось предписание властям задержать и доставить в суд обвиняемого.
Судоговорение здесь было свернуто, основными формами розыска стали допросы, очные ставки, пытки. По приговору суда «облихованный», но не признавший своей вины преступник мог быть подвергнут тюремному заключению на неопределенный срок.
Решенное дело не могло вторично рассматриваться в том же суде. В высшую инстанцию дело переходило «по докладу» или «по жалобе», допускался только апелляционный порядок пересмотра (т.е. дело рассматривалось заново).
4. Задача 1
Задача:
Егор Никитич и Михайло Прокопович были соседями. У каждого было хозяйство: куры, утки, козы и по 2 коровы. Однажды Михайло Прокопович позвал Егора Никитича на званный ужин. Жена Михайло подавала в тот вечер на стол утку, запеченную с яблоками. На следующее утро Егор Никитич не досчитался в своем хозяйстве утки и решил, что сосед – лихой человек, - своровал её. В суде Егор Никитич в качестве свидетеля со своей стороны позвал своего 13-летнего сына, который якобы видел, как сосед поздно вечером поймал их утку и спрятал под курткой.
Используя материалы «Краткого изображения процессов или судебных тяжб», дайте разъяснение: мог ли быть свидетелем 13-летний сын Егора Никитича? Кто, согласно материалов «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» признавались «негодными» свидетелями?
Решение:
Согласно материалов «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» 13-летний сын Егора Никитича не мог быть свидетелем по делу, т.к. не достиг возраста 15 лет.
В соответствии со ст.2 главы 3 «Краткого изображения процессов или судебных тяжб» негодными и презираемыми свидетелями, которые в суде допрошены не могут быть, являются: 1) лжесвидетели; 2) исключенные из христианского собрания; 3) не произнесшие присяги; 4) изгнанные из государства ; 5) бывшие преступники; 6) в суде объявленные нечестными людьми; 7) разбойники и воры; 8) самоубийцы; 9) заинтересованные лица, связанные кровным или ближним родством; 10) подкупленные свидетели. 11) не достигшие 15 летнего возраста; 12) участники по делу – заинтересованные лица; 13) иностранцы.
Литература
Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие (сост. Ю.П. Титов - М.: проспект, 2002. - 472с.
История государства и права России : учебник под ред. Ю.П. Титова.- М.: Проспект, 2003.- 544с.
Петров И.В. Государство и право Древней Руси. 750 – 980 гг./ И.В.Петров. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2003.- 413 с.
Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 года: учебник: учебник. / А.Г. Кузьмин. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 464с.
Исаев И.А. История государства и права России: полный курс лекций / И.А. Исаев. - М., 2005. -448с.
Словарь терминов по дисциплине «История отечественного государства и права» / B.C. Забугина. — Воронеж: ВФ РАГС, 2007. — 16с.