Содержание
1. Система и структура органов прокуратуры
Введение
Тема данной контрольной работы – "Система и структура органов прокуратуры Российской Федерации".
Отметим, что органы прокуратуры занимают одно из ключевых мест в системе отечественных правоохранительных институтов. Они были учреждены в России еще в 1722 г. как инструмент надзора за работой чиновников и защиты гражданских прав.
Это предназначение прокуратуры сохранялось практически на всех этапах ее существования.
Современная прокуратура - самостоятельная централизованная система государственных органов.
Ее организационно-правовое положение определено ст.129 Конституции Российской Федерации.
Правовое положение органов прокуратуры определено Федеральным законом от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации"1.
В соответствии с ним органы прокуратуры призваны обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Эта триединая задача определяет смысл и государственно-правовое содержание деятельности органов прокуратуры.
Они должны использовать весь арсенал предоставленных им юридических средств для того, чтобы все государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, органы военного управления, органы контроля, органы управления коммерческих и некоммерческих организаций действовали в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, в пределах обязанностей и прав, предоставленных им законом.
Должны решительно пресекаться всякие попытки установления различного рода местнической или ведомственной законности, игнорирования требований законов Российской Федерации.
Итак, целью данной контрольной работы является рассмотрение системы, структуры и кадров органов прокуратуры.
При написании контрольной работы нами были использованы работы таких авторов как Артамонова Е., Басков В.И., Власов А.А., Воронцов С.А., Скуратов Ю.И., Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И., Семенов В.М., Винокуров Ю.Е., Рохлин В.И., Дворянский А.М.
1. Система и структура органов прокуратуры
Система прокуратуры Российской Федерации такова:
Генеральная прокуратура Российской Федерации;
отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах;
прокуратуры субъектов Российской Федерации;
прокуратуры городов и районов;
специализированные прокуратуры;
научные, образовательные и иные учреждения (в том числе бытового и хозяйственного назначения), необходимые для решения возложенных на органы прокуратуры задач и обеспечения их нормальной деятельности2.
Для названной выше системы органов прокуратуры характерен признак единства и централизации.
Это важнейший принцип организации прокуратуры.
Он означает:
единство целей и задач органов прокуратуры;
подчиненность прокуроров исключительно вышестоящим прокурорам, а всей системы этих органов - Генеральному прокурору Российской Федерации;
независимость органов прокуратуры при осуществлении своих полномочий от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений;
подчинение органов прокуратуры только закону;
единство правовой регламентации организации и деятельности органов прокуратуры;
общность формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения законности;
единые требования, предъявляемые к работникам прокуратуры.
Генеральная прокуратура Российской Федерации - федеральный орган государственной власти, выполняющий две основные задачи:
оперативное руководство деятельностью органов прокуратуры;
непосредственное исполнение особо важных и наиболее ответственных функций прокуратуры.
В содержание деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации по руководству системой прокуратуры входит широкий круг вопросов, связанных с поддержанием единства прокурорской практики:
осуществление анализа состояния законности в Российской Федерации и на этой основе внесение предложений Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации об укреплении законности;
обеспечение выполнения органами прокуратуры возложенных на них функций;
обобщение и распространение положительного опыта прокурорской деятельности;
контроль за деятельностью прокуратур по надзору за исполнением законов и остальным направлениям деятельности;
осуществление методического руководства надзорной деятельностью нижестоящих прокуратур;
ведение вопросами подбора, расстановки и подготовки прокурорских работников; обеспечение исполнения законодательства о службе в органах прокуратуры;
организация материально-технического и финансового обеспечения органов и учреждений прокуратуры и реализация других управленческих полномочий.
Наряду с этим Генеральная прокуратура Российской Федерации:
осуществляет надзор за соблюдением законов федеральными органами исполнительной власти;
расследует наиболее важные дела;
участвует в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
При Генеральном прокуроре Российской Федерации действует Координационное совещание руководителей правоохранительных органов федерального уровня.
Возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации. Он назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по предложению Президента Российской Федерации3.
К исключительной компетенции Генерального прокурора Российской Федерации отнесены создание и ликвидация органов прокуратуры, назначение на должность и освобождение от должности прокуроров.
При этом назначение прокуроров субъектов Российской Федерации осуществляется по согласованию с субъектами Российской Федерации.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений):
по надзору за соблюдением федерального законодательства;
по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;
по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции;
по надзору за процессуальной деятельностью органов безопасности;
по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;
по обеспечению участия прокуроров в гражданском арбитражном процессе;
по надзору за исполнением уголовных наказаний;
по надзору за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотиков.
Образованы также организационно-контрольное управление, управление правового обеспечения, управление кадров, финансово-хозяйственное управление и некоторые другие подразделения.
Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет: советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует также научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры.
При Генеральной прокуратуре Российской Федерации состоят Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, который призван разрабатывать проблемы организации борьбы с преступностью по различным направлениям, и Институт усовершенствования следственных работников (г. Санкт-Петербург), в котором проходят обучение следователи органов прокуратуры и внутренних дел, руководители органов дознания и предварительного следствия4.
Отделы Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах являются самостоятельными структурными подразделениями Генеральной прокуратуры и размещаются непосредственно в центрах федеральных округов5.
Они призваны обеспечить исполнение на территории соответствующего федерального округа положений Конституции Российской Федерации и других федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма.
Основные направления деятельности отделов Генеральной прокуратуры по федеральным округам:
координация деятельности правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах округа, по борьбе с преступностью;
надзор за исполнением законов созданными в округе федеральными структурами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина созданными в округе федеральными органами и их должностными лицами;
надзор за исполнением законов федеральными структурами, осуществляющими предварительное расследование, дознание и оперативно-розыскную деятельность;
расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях;
участие в правотворческой деятельности.
Отделы в федеральных округах возглавляют начальники управлений - старшие помощники Генерального прокурора Российской Федерации.
Отделы в федеральных округах пользуются всеми предусмотренными в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" полномочиями, вытекающими из организационного построения прокурорской системы.
По вопросам, относящимся к их ведению, они вправе:
проводить проверки исполнения законов созданными в округе федеральными структурами исполнительной власти, органами контроля, их должностными лицами, законности издаваемых ими правовых актов, а также правовых актов субъектов Российской Федерации;
осуществлять расследование уголовных дел;
направлять поручения прокурорам субъектов Российской Федерации, находящимся в пределах округа, о проведении проверок исполнения законов и законности правовых актов, расследовании уголовных дел и проверке материалов;
запрашивать из органов контроля и управления статистические и иные сведения, а из прокуратур субъектов Российской Федерации дополнительно к ним - протесты, представления, информацию и другие документы, необходимые для анализа, организации и осуществления прокурорского надзора;
проверять организацию работы прокуроров субъектов Российской Федерации по надзору за исполнением законов в сфере государственного строительства и федерализма, а по поручению Генерального прокурора Российской Федерации - по остальным направлениям деятельности;
истребовать из прокуратур субъектов Российской Федерации взятые на контроль материалы и уголовные дела, давать по ним указания, отменять (за исключением решений, принятых прокурорами субъектов Российской Федерации) необоснованные решения, а в случае необходимости - принимать к своему производству;
совместно с управлением кадров участвовать в подборе кадров и создании резерва прокуратур субъектов Российской Федерации, а также приравненных к ним прокуратур; разрабатывать предложения по совершенствованию структуры, штатной численности этих прокуратур.
Деятельность отделов осуществляется во взаимодействии с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также в координации с созданными в округах правоохранительными органами федерального уровня.
Отделы в федеральных округах не заменяют других подразделений центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а взаимодействуют с ними в пределах предметов ведения и полномочий.
Равно данные подразделения не подменяют прокуратуры субъектов Российской Федерации.
Они вмешиваются только тогда, когда для устранения нарушений законности полномочий прокурора субъекта Российской Федерации недостаточно или имеются иные причины и обстоятельства.
Прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратуры районов и городов образуют территориальные органы прокуратуры Российской Федерации.
Их пространственная компетенция распространяется на территорию соответствующих государственных образований и административно-территориальных единиц.
В рамках этой пространственной компетенции они выполняют и реализуют все функции и полномочия органов прокуратуры, за исключением тех из них, которые относятся к предмету вышестоящих органов прокуратуры или специализированных прокуратур.
Прокуратуры республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
В составе прокуратур субъектов Российской Федерации образуются управления и отделы, начальники и заместители начальников которых назначаются на должность и освобождаются от нее прокурорами, возглавляющими эти прокуратуры, и являются соответственно их старшими помощниками и помощниками.
В названных прокуратурах имеются старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, следователи по особо важным делам и старшие следователи, которые назначаются на должность и освобождаются от нее соответствующими прокурорами.
Прокуроры республик, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут иметь помощников по особым поручениям.
Прокуратуры городов и районов возглавляют соответствующие прокуроры, у которых имеются первый заместитель, заместители, старшие помощники и помощники прокуроров, прокуроры-криминалисты, следователи по особо важным делам, старшие следователи и следователи.
По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов могут быть образованы функциональные отделы.
Специализированные прокуратуры создаются для осуществления функций прокуратуры в определенной сфере общественной жизни или по соответствующим направлениям прокурорского надзора.
К числу таких специализированных прокуратур относятся:
органы военной прокуратуры;
транспортные прокуратуры;
прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях;
прокуратуры закрытых административно-территориальных образований;
природоохранные прокуратуры6.
Органы военной прокуратуры выполняют задачи прокуратуры в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях (во внутренних войсках, в пограничных войсках, войсках правительственной связи и др.).
В этой связи они осуществляют общий надзор за точным и единообразным исполнением законов, надзор за исполнением законов при производстве дознания и предварительного следствия, производимых в воинских частях и учреждениях.
Органы военной прокуратуры производят также расследование преступлений, совершенных военнослужащими, служащими военных учреждений и организаций, поддерживают государственное обвинение в военных судах, участвуют в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, надзирают в стадии исполнения приговоров, определений и постановлений военных судов.
Органы военной прокуратуры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, определенными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".
Работники военной прокуратуры уполномочены:
участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления;
назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;
беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;
проверять законность содержания осужденных, арестованных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах их содержания, немедленно освобождать незаконно содержащихся там лиц;
требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания задержанных и заключенных под стражу соответственно воинскими частями, военными комендантами, караулами по конвоированию уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
В систему органов военной прокуратуры входят Главная военная прокуратура, военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Московская городская военная прокуратура и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и районов.
В военных прокуратурах, приравненных к прокуратурам городов и районов, по решению Главного военного прокурора могут создаваться прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки.
Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структуры и штатов осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.
Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.
Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
Структуру Главной военной прокуратуры образуют управления, отделы, канцелярии и приемная.
Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной - помощниками Главного военного прокурора.
В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам.
В Главной военной прокуратуре образуется коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников.
Персональный состав коллегии утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации по представлению Главного военного прокурора.
Транспортные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур и входят в состав прокуратуры соответствующего субъекта Российской Федерации.
Они в пределах своей компетенции надзирают за законностью правовых актов и исполнением законов предприятиями, организациями и учреждениями транспортного комплекса, а также органами дознания и предварительного следствия на транспорте.
В функции транспортных прокуратур, приравненных к прокуратурам районов, входят также расследование определенной категории дел о преступлениях, поддержание государственного обвинения по данной категории дел в судах.
Прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях действуют на правах межрайонных и входят в состав прокуратур субъектов Российской Федерации.
Основной их задачей является обеспечение законности в исправительных учреждениях, находящихся на территории республики, края или области (исправительных колониях, колониях-поселениях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, воспитательных колониях).
На названные прокуратуры наряду с этим возложены обязанности по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных осужденными в местах лишения свободы, а равно сотрудниками этих учреждений при осуществлении служебной деятельности.
Они же надзирают за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, поддерживают обвинение в судах по уголовным делам, дают заключения по гражданским делам, а также по делам об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, о замене наказания более мягким и досрочном освобождении осужденного по болезни.
Во взаимодействии с территориальными прокуратурами прокуроры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях осуществляют надзор за соблюдением законов о трудовом и бытовом устройстве лиц, освобожденных из мест лишения свободы, об осуществлении административного надзора, установленного за лицами, представляющими повышенную общественную опасность.
Прокуратуры закрытых административно-территориальных образований осуществляют функции прокуратуры в территориальных образованиях, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (закрытые административно-территориальные образования - ЗАТО).
Прокурорский надзор в ЗАТО распространяется на деятельность органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений, расположенных в ЗАТО, органов дознания и предварительного следствия, действующих в этих территориальных образованиях.
Прокуратуры ЗАТО ведут расследование по уголовным делам, отнесенным к ведению прокуратуры, поддерживают в судах государственное обвинение по делам о преступлениях, совершенных на особо режимных объектах, участвуют в принятии по ним законных и справедливых приговоров и других судебных решений.
Прокуратуры ЗАТО входят в состав прокуратур субъектов Российской Федерации. Прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса "Байконур" подчинены Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
Задачей природоохранных прокуратур является обеспечение экологической безопасности.
Они непосредственно борются с бесхозяйственным отношением к природным богатствам, с загрязнением атмосферного воздуха, земель и водных источников.
В качестве приоритетных надзорных направлений их деятельности выступают следующие:
за соблюдением законов об охране окружающей природной среды, атмосферного воздуха, особо охраняемых природных территорий, о рациональном использовании земель, недр, лесов, вод, животного мира, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, радиационной безопасности и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
за соблюдением конституционных прав человека и гражданина на благоприятную окружающую среду;
за законностью правовых актов, издаваемых представительными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды и природопользования;
за законностью и полнотой мер, принимаемых контролирующими органами при выявлении и пресечении экологических правонарушений;
за законностью судебных решений и постановлений по уголовным, гражданским и арбитражным делам в экологической сфере;
за рассмотрением судами исков (заявлений) и поддержание государственного обвинения по уголовным делам, за расследованием которых осуществлялся надзор;
за расследованием экологических преступлений7.
Природоохранные прокуратуры созданы по принципу межрайонных прокуратур. Руководство и контроль за их деятельностью осуществляют прокуроры республик, краев, областей по месту их нахождения.
В систему природоохранных прокуратур входят также региональные природоохранные прокуратуры, например Волжская, которые действуют на правах прокуратур субъектов Российской Федерации.
На эти прокуратуры, помимо обязанностей, о которых шла речь выше, возлагаются также функции по координации деятельности специализированных прокуратур, расположенных на территории региона, по вопросам надзора за исполнением природоохранного законодательства.
2. Кадры органов прокуратуры
Служба в органах прокуратуры представляет собой разновидность федеральной государственной службы.
Все прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации.
Прокурорами и следователями прокуратуры могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет.
На должности прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 30 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее пяти лет.
Лицам, принятым на службу в органы прокуратуры, присваивается классный чин, выдается служебное удостоверение, они обеспечиваются бесплатным форменным обмундированием.
Работникам органов прокуратуры присваиваются следующие классные чины:
младший юрист,
юрист 3-го класса,
юрист 2-го класса,
юрист 1-го класса,
младший советник юстиции,
советник юстиции,
старший советник юстиции,
государственный советник юстиции 3-го класса,
государственный советник юстиции 2-го класса,
государственный советник юстиции 1-го класса,
действительный государственный советник юстиции.
Сотрудники военной прокуратуры имеют воинские звания юстиции.
Работники прокуратуры, имеющие классные чины, имеют право на хранение и ношение служебного оружия.
Его виды и порядок выдачи утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
Заключение
Анализ норм приводит к выводу, что прокуратура занимает в государственном аппарате особое место, не относясь ни к судебной, ни к исполнительной власти.
Она выполняет роль одного из элементов системы "сдержек и противовесов" в отношениях между законодательной, судебной и исполнительной властями, обеспечивая устранение нарушений законов, от кого бы они ни исходили.
В этом состоит регулятивная функция прокуратуры в общественных отношениях.
Список литературы
Федеральный закон от 17 января 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" № 2202-1 // Консультант Плюс.
Артамонова Е. Новый ГПК: статус прокурора // Законность, № 3, 2003. – 174 с.
Басков В.И. Курс прокурорского надзора. –М.: ЗЕРЦАЛО, 2004. – 278 с.
Власов А.А. Настольная книга прокурора / Под ред.С.И. Герасимова. –М., 2002. – 268 с.
Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. –Ростов н/Д.: "Феникс", 1999. – 2684с.
Комментарий к Федеральному закону '' О прокуратуре Российской Федерации'' от 17 ноября 1995 г. с приложением ведомственных нормативных актов / Под. общ. ред. ген. прокурора Ю.И. Скуратова. –М., 1998. – 192 с.
Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. Правоохранительные органы Российской Федерации. – СПб., 2000. – 310 с.
Правоохранительные органы Российской Федерации. /Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова. – М.: Юридическая литература, 1998. – 266 с.
Прокурорский надзор: Учебник/Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Юрайт-М, 2001. – 314 с.
Рохлин В.И., Дворянский А.М. Прокурорский надзор. – СПб., 2006. – 292 с.
1 Федеральный закон от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» № 2202-1 (в ред. 04.11.2005 г.) // Консультант Плюс.
2 Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. –Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.С.147.
3 Артамонова Е.Новый ГПК: статус прокурора// Законность, № 3, 2003.С.42.
4 Рохлин В.И., Дворянский А.М. Прокурорский надзор. –СПб., 2006.С.173.
5 Функции отдела в Южном федеральном округе выполняет Главное управление Генеральной прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношений на Северном Кавказе.
6 Прокурорский надзор: Учебник/Винокуров Ю. Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. –М.: Юрайт-М, 2001.С.186.
7 Басков В. И. Курс прокурорского надзора. –М.: ЗЕРЦАЛО, 2004С.211.