Правовое регулирование деятельности прокуратуры
СОДЕРЖАНИЕ
1. Правовое регулирование деятельности прокуратуры
Список использованных источников
1. Правовое регулирование деятельности прокуратуры
Концепция развития прокуратуры в настоящее время заключается в том, чтобы она, выполняя поставленные перед ней задачи, становилась именно надзорным органом, причем вмешивалась бы только тогда, когда действительно нарушен закон, чтобы она реагировала на стратегические вопросы, те нарушения, которые затрагивают конституционные права граждан, наиболее существенные интересы государства и общества.
Вместе с тем прокуратура должна оставаться самостоятельным органом государства, а Генеральный прокурор и нижестоящие прокуроры должны быть независимы в осуществлении своих полномочий и руководствоваться только законодательством.
Прокурорская система с учетом меняющейся обстановки и задач, стоящих перед обществом и государством, должна способствовать укреплению законности, усилению государственной власти, строгому соблюдения принципов деятельности демократического социального правового государства, исключающих проявления сепаратизма, местничества.
Прокуратура не является и не может являться ветвью государственной власти. Она не осуществляет государственную власть, а выполняет надзорные функции. Она не входит в исполнительную власть и не может в нее входить, поскольку осуществляет надзор за органами исполнительной власти. Прокуратура не издает законы, а осуществляет надзор за их исполнением и не входит в законодательную (представительную) власть.
Прокуратура не осуществляет правосудие и поэтому не входит в судебную власть. Она не контролирует и не надзирает за деятельностью судов, но выполняет функцию надзора за законностью и обоснованностью судебных постановлений, причем имеет право, если, по ее мнению, допущено нарушение закона, обратиться в вышестоящую судебную инстанцию.
Как указывал А.Д. Бойков, прокуратура - уникальный орган государства, который обслуживает все ветви власти'. Это подтверждается историей развития прокуратуры с момента ее создания. По этому поводу известный ученый-юрист генерал-прокурор и министр юстиции России последней трети XIX в. Н.В. Муравьев писал: «Русская действительность, отражающаяся на законе и еще больше на практике его применения, наложила на русскую прокуратуру настолько своеобразный отпечаток, что в ней, быть может, со временем образуется новый, самостоятельный тип этого учреждения».
Это подтверждает и практика работы прокуратуры, которая дает возможность говорить о том, что сложившаяся система прокуратуры выдержала испытание временем. Она может служить надежным гарантом законности и правопорядка и успешно справляться с возложенными на нее задачами.
1.1 Конституция Республики Беларусь об организации и деятельности прокуратуры. Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь»
Конституция Республики Беларусь 1994 г. определила основные положения организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора заточным и единообразным исполнением законов в Беларуси.
В Конституции провозглашено, что прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, и осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору Республики Беларусь.
Закрепление принципа единства и централизации органов прокуратуры, а также принципа независимости от местных влияний позволяет Генеральному прокурору Республики Беларусь и подчиненным ему прокурорам проводить единую политику в осуществлении надзора за исполнением законов в стране.
Согласно п. 9 ст. 84 Конституции Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики, а в соответствии с п. 11 этой же статьи освобождение Генерального прокурора производится также Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики.
Такой порядок назначения и освобождения обеспечивает Генеральному прокурору независимость от других органов в осуществлении руководства всей системой прокуратуры Республики Беларусь.
Статья 125 Конституции определила полномочия прокуратуры. На Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами.
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в суде.
В соответствии со ст. 128 Конституции компетенция, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законодательством.
Закон Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (с изм. и доп.) (далее - Закон о прокуратуре 1993 г.) до принятия действующего Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 года являлся основным законодательным актом, определяющим принципы организации и деятельности органов прокуратуры по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в Беларуси.
Закон о прокуратуре 1993 г. определял принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры и т.д.
Закон о прокуратуре состоял из пяти разделов, 50 статей.
В первом разделе, посвященном общим положениям, определялось содержание деятельности органов прокуратуры по надзору за исполнением действующего на территории Республики Беларусь законодательства, принятию мер, направленных на устранение выявленных нарушений, привлечению виновных в нарушении законов к ответственности и осуществлению уголовного преследования.
Закон определял цели, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов: обеспечение верховенства закона, укрепление законности, защита прав, свобод и законных интересов граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений.
Закон сохранял традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, деятельность прокуроров в уголовном и гражданском судопроизводстве, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
С целью соблюдения органами прокуратуры единства в своей работе ст. 4 Закона содержал перечень принципов их организации и деятельности.
С целью обеспечения независимости прокуратуры от местных влияний Закон содержал норму, запрещающую какое-либо воздействие на органы прокуратуры.
В ст. 6 Закона подчеркивалось, что воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную Законом ответственность. Никто не вправе без разрешения надзирающего прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
Закон предъявлял серьезные требования к деятельности прокурорских работников, направленной на защиту прав и свобод личности.
При осуществлении своей деятельности прокурорские работники должны обеспечивать соблюдение гарантированных государством прав и свобод личности независимо от гражданства, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений. Ограничение граждан в их правах и свободах допускается лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Не допускается разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, порочащих его честь и достоинство или могущих навредить его правам и законным интересам, если исполнение предусмотренных законом обязанностей не требует иного.
Прокурорские работники при расследовании преступлений должны предоставлять задержанным и заключенным под стражу лицам возможность реализации их права на юридическую защиту. Граждане вправе получать от органов прокуратуры разъяснения, информацию по поводу ограничения их прав и свобод, знакомиться с имеющимися в отношении их материалами после завершения проверки или расследования.
Лицо, полагая, что действиями прокурорского работника ущемлены его права, свободы и законные интересы, вправе было обжаловать их вышестоящему прокурору, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд.
Важное значение имело сформулированное в Законе положение об обязательности исполнения требований прокурора в сфере общего надзора, в стадии дознания и предварительного следствия, а также в стадии осуществления надзора за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.
Согласно Закону должностные лица и граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения по обстоятельствам, связанным с проверкой или расследованием. В случае уклонения от явки должностное лицо либо гражданин по постановлению прокурора доставляется органами милиции принудительно.
Законом было установлено, что неисполнение должностным лицом законных требований прокурора влечет предусмотренную законом ответственность. В то же время конкретных мер ответственности за противодействие деятельности прокурора не было предусмотрено.
В Законе предусматривалось право Генерального прокурора, его заместителей на участие в заседаниях органов государственной власти и управления. В пределах своей компетенции аналогичные полномочия Законом предоставлялись всем нижестоящим прокурорам. Такое полномочие давало возможность прокурорам знать, какие проблемы, задачи решаются этими государственными органами, и в этой связи определять направления своей деятельности, чтобы средствами прокурорского надзора способствовать их успешному выполнению.
С учетом того, что в органы прокуратуры ежегодно поступают десятки тысяч жалоб, большое количество граждан обращается к прокурорам на личном приеме, впервые в истории законодательства о прокуратуре и прокурорском надзоре в Закон о прокуратуре 1993 г. была включена норма о порядке рассмотрения и разрешения заявлений и жалоб граждан (ст. 10 Закона).
Закон предусматривал, что прокурор в установленном порядке ведет личный прием граждан, осуществляет надзор за исполнением требований законодательства, регулирующего порядок рассмотрения жалоб и заявлений на предприятиях, в учреждениях, организациях и должностными лицами.
Самостоятельный раздел Закона посвящался системе и структуре органов прокуратуры. В ст. 12 Закона указывалось, что прокуратуру Республики Беларусь образуют Республиканская прокуратура, являвшаяся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратуры областей, города Минска, прокуратуры районов (городов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей, прокуратурам районов (городов), межрайонным прокуратурам.
Наряду с территориальными прокуратурами были законодательно закреплены специализированные прокуратуры — военная, транспортная.
Структура центрального аппарата и нижестоящих прокуратур областей и города Минска, специализированных прокуратур определялась в соответствии со сложившимися отраслями прокурорского надзора и основными направлениями деятельности органов прокуратуры.
В Законе был установлен правовой статус следственного аппарата прокуратуры, определено процессуальное положение следователей, а также права прокурора по осуществлению надзора за предварительным следствием.
В Законе давалась правовая регламентация деятельности прокурора по различным направлениям прокурорского надзора.
Самостоятельный раздел Закона посвящался кадрам органов прокуратуры. Уделялось большое внимание вопросам подбора, расстановки и воспитания кадров, обеспечения их социальной защиты. Предусматривались меры дисциплинарной, гражданско-правовой, уголовной ответственности прокурорских работников за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий. Порядок поощрения и привлечения к ответственности прокурорских работников устанавливался Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.
Закон содержал также нормы о мерах правовой и социальной защиты работников органов прокуратуры. Предусматривалось, что прокурорские работники являются представителями власти, при исполнении служебных обязанностей неприкосновенны и находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся члены их семей, а также их имущество.
Закон о прокуратуре на момент его принятия был прогрессивным и соответствовал требованиям того времени. Однако необходимо было принятие нового закона, который соответствовал бы и положениям Конституции, и требованиям настоящего времени.
1.2 Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» об организации и деятельности прокуратуры в современных условиях
Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон о прокуратуре) устанавливает организационные и правовые основы деятельности прокуратуры Республики Беларусь и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на Прокуратуру Республики Беларусь, а также устанавливает особенности правового положения прокурорских работников.
Закон о прокуратуре состоит из 4 разделов и 80 статей.
В первом разделе определены организационные и правовые основы деятельности Прокуратуры Республики Беларусь. Назначение нового Закона о прокуратуре состоит в том, чтобы определить принципы организации и деятельности прокуратуры, ее систему и структуру, кадровую политику органов прокуратуры и т.д.
Законом предусмотрено, что прокуратура Республики Беларусь — единая и централизованная система органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением нормативных правовых актов на территории Республики Беларусь, а также выполняющих иные функции, установленные законодательными актами. В отличие от Закона о прокуратуре 1993 г. в новом Законе о прокуратуре более четко определены задачи и направления деятельности прокуратуры. В соответствии со ст. 4 Закона прокуратуре задачами прокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка, защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных и государственных интересов.
Определяя основные принципы деятельности прокуратуры, в статье 5 Закона прокуратуре предусмотрено, что деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Обращает на себя внимание сформулированное в ст. 10 Закона о прокуратуре положение об обязательности исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий и предъявленных в соответствии с законодательными актами. Такие требования подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Закон предусматривает, что должностные лица и иные граждане, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Предусмотрено право Генерального прокурора, его заместителей в установленном порядке принимать участие в заседаниях Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь и образуемых ими комиссий и иных органов, Конституционного Суда Республики Беларусь, Пленума и Президиума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь и его Президиума, коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь. Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители и нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур, а по их поручению и иные прокурорские работники вправе в установленном порядке участвовать в заседаниях республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов и иных государственных организаций.
Такое полномочие дает возможность прокурорам знать, какие проблемы, задачи решаются этими государственными органами, и в этой связи определять направления своей деятельности, чтобы средствами прокурорского надзора способствовать их успешному выполнению.
Обязанность Генерального прокурора Республики Беларусь состоит не только в том, чтобы он сам, и подчиненные прокуроры успешно осуществляли надзор за исполнением действующего законодательства, но и в том, чтобы способствовать дальнейшему совершенствованию законодательства, внесению предложений об изменении и дополнении действующего законодательства или принятию новых законов взамен устаревших, не отвечающих требованиям времени.
Закон о прокуратуре в ст. 13 содержит положение о том, что Генеральный прокурор Республики Беларусь, его заместители, нижестоящие прокуроры территориальных и специализированных прокуратур и их заместители вправе в установленном порядке в пределах своей компетенции направлять предложения в нормотворческий орган (должностному лицу) о принятии (издании), изменении, дополнении, толковании или признании утратившими силу нормативных правовых актов.
Во втором разделе Закона определена система и организация деятельности органов прокуратуры.
Согласно ст. 16 Закона единую и централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска и приравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическими лицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военные прокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системе органов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь. Создание, реорганизация и ликвидация органов прокуратуры осуществляются Президентом Республики Беларусь по представлению Генерального прокурора Республики Беларусь.
Общая численность прокурорских работников и работников прокуратуры утверждается Президентом Республики Беларусь. Структура и штатное расписание органов прокуратуры утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь в пределах бюджетных ассигнований и установленной численности органов прокуратуры.
В новом Законе о прокуратуре впервые республиканская прокуратура именуется Генеральной прокуратурой Республики Беларусь.
В ст. 17 Закона законодательно закреплено, что Генеральная прокуратура Республики Беларусь является центральным органом системы органов прокуратуры. Генеральную прокуратуру Республики Беларусь возглавляет Генеральный прокурор Республики Беларусь. Генеральный прокурор Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь:
- контролирует работу органов прокуратуры, обеспечивает координацию и согласованность действий органов прокуратуры по основным направлениям их деятельности;
- анализирует практику прокурорского надзора и состояние законности в Республике Беларусь;
- взаимодействует с другими государственными органами в обеспечении законности и правопорядка;
- организует и проводит повышение квалификации прокурорских работников;
- участвует в нормотворческой деятельности;
- представляет органы прокуратуры в международных отношениях;
- выполняет иные функции, предусмотренные настоящим Законом и
иными законодательными актами.
Для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры, образуется и действует Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, положение о котором и его состав утверждаются Генеральным прокурором Республики Беларусь.
Законом на основании положений Конституции регламентирован порядок назначения на должность и освобождения от должности Генерального прокурора Республики Беларусь. Установлено, что Генеральный прокурор Республики Беларусь назначается на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Генеральный прокурор Республики Беларусь может быть освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае совершения им преступления, установленного вступившим в силу приговором суда, в связи с невозможностью исполнения им своих обязанностей по состоянию здоровья, по собственному желанию и по иным основаниям, установленным законодательными актами.
Сообщения о назначении Генерального прокурора Республики Беларусь на должность и об освобождении его от должности публикуются в средствах массовой информации.
Генеральный прокурор Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Законом о прокуратуре подробно регламентирована деятельность коллегий — совещательных органов прокуратуры (ст. 21), а также правовой статус и состав следственного аппарата Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, прокуратур областей, города Минска и приравненных к ним специализированных прокуратур, прокуратур районов, районов в городах, городов, межрайонных и приравненных к ним специализированных транспортных и межгарнизонных военных прокуратур (ст. 22).
В Законе дается правовая регламентация деятельности прокурора по различным направлениям прокурорского надзора. При этом необходимо подчеркнуть единство конструкции норм, касающихся направлений прокурорского надзора. В них определены предмет надзора, полномочия прокурора по устранению нарушений закона и средства прокурорского реагирования на установленные нарушения закона, что позволяет устранить параллелизм в деятельности отдельных подразделений органов прокуратуры, в том числе и в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь, не оставляя без внимания какие-либо участки государственной, хозяйственной и правовой деятельности, где прокурор обязан проверить соблюдение законности.
В третьем разделе Закона о прокуратуре изложены полномочия следователя прокуратуры и прокурора при производстве предварительного следствия, участие прокурора в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, поддержания государственного обвинения.
Четвертый раздел Закона о прокуратуре посвящен кадрам органов прокуратуры. Закреплено положение о том, что служба в органах прокуратуры является государственной службой.
Регламентированы порядок и условия прохождения службы прокурорскими работниками, условия приема на службу в органы прокуратуры, порядок и условия прохождения на основании срочного трудового договора стажировки в течение шести месяцев. Впервые в Законе о прокуратуре приведен текст Присяги прокурорского работника. В законе урегулированы вопросы присвоения классного чина прокурорскому работнику, аттестации прокурорских работников. Ранее действовавшие нормативные акты не уделяли такого внимания вопросам подбора, расстановки и воспитания кадров, обеспечения их социальной защиты.
В Законе освещены также вопросы служебной дисциплины. Регламентированы основания и порядок применения мер поощрения, а также основания привлечения прокурорского работника к дисциплинарной, административной, уголовной и иной ответственности. Такими основаниями являются: неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом о прокуратуре и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой.
Порядок поощрения и привлечения к ответственности устанавливаются положением о прохождении службы в органах Прокуратуры Республики Беларусь.
Закон предусматривает право прокурорского работника на обжалование решения о наложении дисциплинарного взыскания, об освобождении или отстранении от должности о переводе на другую должность, о лишении классного чина или увольнении из органов прокуратуры (ст. 56).
Закон о прокуратуре содержит также нормы о гарантиях материального и социального обеспечения прокурорских работников, а также об обязательном государственном страховании прокурорских работников за счет средств республиканского и местных бюджетов.
Оценивая новый Закон о прокуратуре, следует отметить, что он по сравнению с Законом о прокуратуре 1993 г. является более прогрессивным и его основные положения соответствуют требованиям настоящего времени. Однако он не лишен и определенных недостатков.
прокуратура правовой закон беларусь
Список использованных источников
1. Глюков А.К. Прокурорский надзор в Республике Беларусь / Глюков А.К., Пирштук И.И., Сокол С.С. – Мн., 2001 г.
2. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.
3. Басков В.И. Прокурорский надзор: учебник / Басков В.И. – М., 1996 г.
4. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А. Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
5. Сухарева, А. Я. Прокурорский надзор [Текст]: учебное пособие / А. Я. Сухарева.– М.: Норма, 2004. – 472с.