В КоАП регламентируются основные правила наложения административных взысканий. К ним относятся:
общие принципы наложения административных взысканий;
обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения;
исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности;
порядок возмещения причинённого административным правонарушением имущественного ущерба и некоторые другие.
Взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ и другими нормативными актами об административных правонарушениях.
Законность применительно к наложению административных взысканий заключается в том, что должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, может наложить на виновного только то взыскание, которое установлено законодательным актом и только в пределах санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность наложения административного взыскания обеспечивается рядом правовых гарантий:
ст.24 КоАП закреплена система административных взысканий, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель (орган, должностное лицо);
в каждой правовой норме (статье кодекса) закреплены вид и размеры взысканий;
за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренных санкций правовой нормы ряда альтернативных взысканий только одно основание административное взыскание;
наложение административного взыскания определяется не только видом и размером взыскания, но и должностным положением правоприменителя;
законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное взыскание, установленное за данное правонарушение.
Индивидуализация административного взыскания выражается в том, что при его наложении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Особую роль при наложении обоснованного и справедливого административного взыскания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
чистосердечное раскаяние виновного;
предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;
добровольное возмещение ущерба или устранение причинённого вреда;
совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжёлых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения несовершеннолетним либо беременной женщиной или женщиной, имеющей ребёнка в возрасте до одного года.
Законодательством РФ и субъектов РФ могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность:
преклонный возраст нарушителя;
болезнь нарушителя;
безупречное поведение на производстве и в быту до совершения проступка и т.д.
С учётом этих обстоятельств возможно применение более мягкой меры взыскания в пределах санкции правовой нормы либо передача материала о правонарушении на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:
продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию;
совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;
вовлечение несовершеннолетних в правонарушение;
совершение правонарушения группой лиц;
совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Наложение административных взысканий при совершении нескольких административных правонарушений в соответствии со ст. 36 КоАП производиться при наличии следующих условий:
совершение лицом двух или более административных правоотношений;
каждое из правонарушений квалифицируется по отдельной статье КоАП или др. нормативно-правовым актам;
по каждому правонарушению не истекли сроки давности привлечения к административной ответственности;
ни за одно из них лицо не подвергалось административному взысканию.
Ещё необходимо отметить, что в отличие от уголовного административное законодательство не предусматривает возможность сложения административных взысканий за несколько правонарушений. Взыскание налагается за каждое правонарушение в отдельности, кроме случаев, когда дела о совершённых правонарушения рассматриваются одним и тем же органом или должностным лицом.
При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки наложения административного взыскания. Оно не может быть наложено позднее 2-х месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) — 2-х месяцев со дня его обнаружения.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.
Эти сроки не распространяются на случаи нарушения таможенного законодательства, которое предусматривает срок давности в отношении юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, не позднее шести месяцев со дня обнаружения правонарушения, когда речь идёт о таких взысканиях, как предупреждение, штраф и отзыв лицензии или квалифицированного аттестата. Административные взыскания в виде конфискации и взыскания стоимости товаров и транспортных средств (п. 4 — 6 ст. 242 ТК) налагаются независимо от времени совершения.
КоАП (ст. 39) определяет срок погашения административного взыскания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания взыскания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, а именно: совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного взыскания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством.
Правила наложения административных взысканий предусматривают обязательность правонарушителя возместить причинённый ущерб.
Если в результате совершения административного правонарушения причинён имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то коллегиальные органы административной юрисдикции., а также судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба, если его сумма не превышает одной второй минимального размера оплаты труда. Районный (городской) народный суд решает вопрос о возмещении причинённого имущественного ущерба независимо от размера ущерба.
В других случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причинённого административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.