Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский институт правоведения»
Кафедра гражданского права
и процесса
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Административное право»
на тему: Взыскания
Студента III курса
гр. №1, юридического факультета
специальность
«Хозяйственное право»
(подпись)
Руководитель
(подпись)
(дата)
Барановичи
Содержание
Введение 3
1. Понятие и система административных взысканий 5
2. Виды административных взысканий 9
3. Общие правила наложения административных взысканий 13
4. Сроки давности наложения административных взысканий 18
5. Наложение взысканий за множественность административных проступков
Заключение 24
Используемая литература 27
Введение
Административное право занимает особое место в системе права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и наибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования. Отсюда чрезвычайный и объективно неизбежный динамизм административного права, его способность реализовывать назревшие потребности государственного и общественного развития в соответствии с насущными задачами реформирования политической и социально-экономической жизни общества.
Трудно найти такую сферу жизни, где так или иначе мы не вступали бы в соответствующие контакты с исполнительной властью, а следовательно, с административным правом.
Исходя из общего понятия правового регулирования, можно сделать вывод, что сущность административно-правового регулирования заключается в упорядочении и закреплении наиболее целесообразных общественных отношений в сфере управления; охране урегулированных правом управленческих отношений; порождении и развитии новых общественных отношений, соответствующих требованиям объективных законов развития общества; вытеснении из сферы управления общественных отношений, не отвечающих современным условиям.
Посредством административно-правовых норм определяется правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус служащих государственных и негосударственных объединений.
Административное законодательство содержит нормы, посредством которых обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений.
На всех этапах развития законодательства административно-правовое регулирование играло и играет важную роль в возникновении, развитии и формировании новых видов общественных отношений в сфере управления.
Принятые за последние годы нормативные правовые акты по переходу к рыночным отношениям управления экономикой, социальной сферой и другими сферами жизнедеятельности содержат многочисленные нормы, направленные на развитие новых управленческих отношений. Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конституции Республики Беларусь), привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина.
На смену традиционному приоритету общественных государственных интересов над личными приходит приоритет личности, взаимной ответственности государства и гражданина. Новый подход базируется на признании и практической реализации в первую очередь всего механизма административно-правовой защиты гражданина. В связи с этим возникает весьма актуальный и сложный вопрос о соотношении государственного управления и административного права. [6, с. 3-5]
В новых условиях жизни общества требуется существенное оперативное обновление проблем и аспектов административного права.
Тема моей курсовой работы «Взыскания». Методом систематического исследования и анализа мне необходимо наиболее полно раскрыть данную тему.
Тема административных взысканий всегда будет актуальна, т. к. мало кто знает из простых обывателей как и за что нас могут наказать за административные правонарушения, кто имеет право выносить административные взыскания и каковы последствия. Все эти вопросы я раскрою в своей курсовой работе.
1. Понятие и система административных взысканий
В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение взыскания к правонарушителю. При этом наказание - общеправовая категория, присутствующая и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда, и во взыскании гражданско-правовой неустойки.
Административное взыскание ~ мера ответственности за административное правонарушение, один из видов карательных санкций.
Административные взыскания применяются в целях:
а) воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;
б) предупреждения совершения им новых правонарушений;
в) предупреждения совершения правонарушений другими лицами (ст. 22 КоАП).
Административные взыскания отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми основаниями, правовыми воздействиями и процессуальными особенностями их применения.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя.
Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).
В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым, т.е. закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их применяет. В частности, велико ее значение в том случае, когда нормы содержат альтернативные санкции.
В ст. 23 КоАП закреплены следующие виды административных взысканий:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);
6) исправительные работы;
7) административный арест;
8) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственно объектами административного правонарушения;
9) административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства.
Все названные виды взысканий тесно связаны между собой и образуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цель: защита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших административные правонарушения, предупреждение совершения иных нарушений.
Государственно-принудительный характер этих мер выражается в том, что посредством административных взысканий государство заставляет нарушителя претерпевать определенные ограничения его личных или имущественных прав независимо от того, желает он этого или нет.
В применении данных санкций реализуются властные полномочия компетентных государственных органов, их должностных лиц. Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных взысканий, определяется полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. [6, c. 281]
Административные взыскания являются карательными, «штрафными» санкциями. Как правило, они состоят в лишении или ограничении прав, благ. За совершенный проступок (деликт) деликвент (правонарушитель) либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным средством, лицензии и др.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.
Кара ~ это «правовой урон», причиненный привлеченному к ответственности. Административное взыскание причиняет ему определенные страдания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она - необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыскание предупреждает новые правонарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).
Взыскания отличаются от иных средств административного принуждения тем, что обычно их применение создает для правонарушителей «состояние наказанности», которое существует в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия на них.
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (конфискация, предупреждение, штраф) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, лишение специального права, исправительные работы). Период отбывания длящегося наказания целесообразно использовать для воспитательного воздействия на правонарушителя.
Согласно действующему законодательству административные взыскания в качестве санкций устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь и актами местных органов представительной и исполнительной власти.
К основным видам взысканий, которые устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь, относятся:
возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения;
исправительные работы;
административный арест;
административное выдворение за пределы Республики Беларусь иностранного гражданина или лица без гражданства.
Таким образом, под административным взысканием понимается мера государственного принуждения, применяемая полномочными органами государственного управления (исполнительной власти), их должностными лицами, судами (судьями) к лицам, виновным в совершении административного проступка, в целях наказания, воспитания нарушителя, предупреждения совершения им новых правонарушений. [6, c. 282-283]
2. Виды административных взысканий
Предупреждение представляет собой специально выраженную отрицательную оценку поведения нарушителя со стороны государства. Оно применяется к лицам, впервые совершившим малозначительные правонарушения.
Предупреждение считается только тогда взысканием, когда оно каким-либо способом зафиксировано. В большинстве случаев такое оформление происходит путем издания соответствующего постановления органом, рассматривающим дело об административном правонарушении. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным способом (отметкой в талоне предупреждений к водительскому удостоверению).
Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.
Штраф — денежное взыскание, налагаемое за административное правонарушение в случаях и пределах, установленных законодательством.
Штраф является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Это объясняется возможностью его оперативного и гибкого использования в качестве средства воздействия на материальные интересы нарушителя.
Размеры штрафов и способы их установления, особенно в последние годы, достаточно подвижны.
Нормы административного права предусматривают штрафы в двух формах с указанием пределов штрафа (относительно определенная санкция) и с точным указанием размера штрафа (абсолютно определенная санкция). В большинстве случаев нормативные акты устанавливают относительно определенные штрафные санкции, что позволяет индивидуализировать наказание в зависимости от тяжести административного проступка и личности правонарушителя.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь штраф, налагаемый на граждан за административные правонарушения, не может превышать трехсоткратного размера минимальной заработной платы, а на должностных лиц - пятисоткратного размера минимальной заработной платы.
Штраф, налагаемый на граждан и должностных лиц за административные правонарушения, не может быть менее 0,1 минимальной заработной платы.
Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого имущества.
Например, у лиц, имеющих разрешение органов внутренних дел на хранение оружия, но нарушающих правила его хранения, это оружие может быть возмездно изъято в качестве дополнительной меры к штрафу (ст. 174, 176 КоАП) (нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов, уклонение от реализации огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и боевых припасов гражданами, у которых органами внутренних дел аннулировано разрешение на их хранение в связи с выбытием из охотничьих обществ).
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.
За нарушение таможенных правил конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего правонарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет по решению суда.
В случае конфискации продуктов питания или других предметов, дальнейшая реализация которых невозможна, орган или должностное лицо, налагающее административное взыскание, имеет право принять решение о возврате конфискованного правонарушителю со взысканием с него стоимости этих предметов (ст. 28 КоАП).
Конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.
Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются КоАП и другими законодательными актами.
Лишение специального права, предоставленного данному гражданину, относится к числу основных административных взысканий. В числе взысканий в КоАП называются лишение специального права управления транспортными средствами и права охоты. Оно применяется на срок до пяти лет за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Срок лишения такого права не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь.
Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления в состоянии опьянения.
Лишение права охоты не может применяться к лицам, • для которых охота является основным источником существования. [7, c. 107]
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения, состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость этих товаров и транспортных средств, под которой понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена на день выявления правонарушения. При невозможности определить стоимость товаров и транспортных средств в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта. Пересчет иностранной валюты в денежные единицы Республики Беларусь производится по действующему на день выявления административного правонарушения курсу Национального банка Республики Беларусь.
Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до 20 % его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются районным (городским) народным судом (народным судьей).
Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. Исполнение рассматриваемого административного взыскания осуществляет орган внутренних дел.
Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Административный арест назначается районным (городским) народным судом (народным судьей).
Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, к инвалидам I и II группы.
Выдворение за пределы Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в принудительном и контролируемом перемещении через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством, - самостоятельном неконтролируемом выезде выдворяемых из Беларуси. Это взыскание может применяться только к иностранным лицам и лицам без гражданства.
3. Общие правила наложения административных взысканий
Материально-правовые нормы, устанавливающие правила - принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы, содержатся в главе 4 КоАП.
В указанной главе КоАП закрепляются следующие общие правила (принципы) карательного воздействия:
• законность;
• целесообразность;
• гуманизм;
• своевременность, оперативность воздействия;
• индивидуализация ответственности.
Есть достаточные основания для вывода о том, что названные общие правила являются принципами применения любых карательных санкций.
Законность - важнейший принцип юрисдикционной деятельности, который подразумевает противоправность как основание для привлечения к ответственности, правильная квалификация действий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия, и т.д.
Взыскание за административное правонарушение налагается: во-первых, в точном соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и другими законодательными актами об административных правонарушениях; во-вторых, в пределах, установленных конкретным нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение.
Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка, т.е. если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противоправных действиях выявлены предусмотренные правом признаки, нарушения, правонарушитель может быть привлечен к ответственности по соответствующей статье.
Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, которые ему подведомственны. Он может наложить взыскание по той статье, по которой квалифицированы действия лица, избирать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномочий.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях важно учитывать тот факт, что разные органы обладают разным объемом полномочий при применении мер административной ответственности.
Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, приговорен к исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесообразным применение иного взыскания, то должен направить дело судье.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности по законодательству, действующему во время и по месту совершения правонарушения.
С учетом принципа гуманизма права акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу. Это означает, что их действие распространяется и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Если же в актах устанавливается административная ответственность, то такие акты обратной силы не имеют.
Важнейший принцип применения ответственности -целесообразность. Его главные проявления - индивидуализация кары и экономия репрессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при которых было совершено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В значительной степени эти требования конкретизированы в перечнях смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств (ст. 33, 34 КоАП).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:
чистосердечное раскаяние виновного;
предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;
совершение правонарушения несовершеннолетним;
совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.
Этот перечень является открытым: законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение. Орган (должностное лицо), решающий дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законодательстве.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаны:
• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим правонарушение;
• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;
• совершение правонарушения группой лиц;
• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
• совершение правонарушения в состоянии опьянения.
Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.
Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими правоприменителю возможность или прямо обязывающими его заменить взыскание иными мерами воздействия. [6, c. 290]
КоАП закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения карательных мер.
Альтернатива первая (ст. 21 КоАП): при малозначительности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить виновного от ответственности и ограничиться устным замечанием.
Альтернатива вторая (ст. 20 КоАП): лицо освобождается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива, если с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя к нему целесообразно применить меру общественного воздействия.
Альтернатива третья (ст. 15 КоАП): передача материалов об административных правонарушениях военнослужащих, работников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, их командирам (начальникам), для привлечения их к дисциплинарной ответственности.
Альтернатива четвертая (ст. 13, 201 КоАП): материалы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссию по делам несовершеннолетних.
Две первые альтернативы основаны на дисциплинарных полномочиях правоприменителя, а две последние для него обязательны.
Кроме того, существует еще одно правило назначения административных взысканий. При совершении одним лицом двух или более административных правонарушений административное взыскание налагается за каждое административное правонарушение в отдельности.
Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
В рамках системы административные взыскания дифференцируются на основные и дополнительные (возмезд-ное изъятие и конфискация предметов, а также взыскание стоимости товаров и транспортных средств), причем последние могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных.
4. Сроки давности наложения административных взысканий
Эффективность деятельности исполнительной власти зависит и от последовательности совершения принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из проявлений этого принципа - установление нормами права сроков совершения действий субъектами административно-правовых отношений.
Важное положение о сроке давности наложения административного взыскания содержится в ст. 37 КоАП. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к административной ответственности. По истечении этого срока производство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.
Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охранительные отношения, в которых одна сторона обязана претерпеть меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о наложении взыскания, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего развития - этап ответственности. Однако если в течение давности срока юрисдикционный акт не будет принят, факт совершения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порожденное им правоотношение прекратится, не достигнув этапа ответственности.
Для того чтобы юридически грамотно решать вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.
Статья 3 7 КоАП устанавливает, что административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически — фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.
Из этого общего правила ст. 37 КоАП предусматривает два исключения: во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения; во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела.
Таким образом, в ст. 37 КоАП названы три варианта определения начала течения срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.
Срок административного ареста исчисляется сутками, исправительных работ - днями и месяцами, лишения специального права - днями, месяцами, годами.
В законодательстве определен срок погашения административного взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершено нового административного правонарушения.
Законодательством предусмотрена также обязанность возместить причиненный ущерб.
В ст. 39 КоАП закреплено, что если в результате совершения административного правонарушения причинен имущественный ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то административная комиссия, исполнительный комитет поселкового, сельского Совета депутатов, комиссия по делам несовершеннолетних, судья при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба. В определенных случаях вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается в порядке гражданского судопроизводства.
Наложение административного взыскания не освобождает лицо, совершившее административное правонарушение, от исполнения обязанности, за невыполнение которой было наложено административное взыскание.
5. Наложение взысканий за множественность административных проступков
В настоящее время проблема множественности правонарушений стала весьма актуальной. Во-первых, совершение одним лицом нескольких правонарушений причиняет обществу, как правило, больше вреда, чем совершение единичных проступков. Во-вторых, многократные нарушения правовых норм свидетельствуют об антиобщественных взглядах гражданина, а нередко и об общей антисоциальной направленности его помыслов, устойчивых противоправных взглядах и привычках. В-третьих, на практике случаи совершения одним лицом нескольких правонарушений - явление довольно распространенное. В-четвертых, многократные правонарушения одного и того же лица отрицательно воздействуют на неустойчивых в моральном отношении граждан.
Первым признаком является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Среди деяний, которые образуют множественность, могут быть составы и преступлении, и проступков, а также и те и другие одновременно. Но если несколько проступков, каждый из которых образует самостоятельный состав, вместе представляют собою качественно иное явление - единое преступление и ни за одно из них виновный еще не понес ответственности, то мы имеем дело с одним преступлением, одним составом, а не с суммой проступков. В качестве примера можно назвать систематическое спаивание несовершеннолетнего: несколько правонарушений образуют единое преступление.
Вторым признаком множественности правонарушений является единство их субъекта. Все противоправные деяния в этих случаях совершаются одним лицом, которое одновременно пли разновременно выполняет несколько самостоятельных составов правонарушений. Несколько самостоятельных составов только в том случае образуют множественность, если у них единый субъект.
Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких правонарушениях или о последнем правонарушении. Иными словами, отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению виновного к ответственности за несколько правонарушений сразу пли за рецидив. Такими обстоятельствами, например, являются:
1) истечение сроков давности;
2) акт амнистии, устраняющий применение наказания за совершение деяния или снимающий судимость;
3) помилование;
4) отсутствие жалобы потерпевшего по уголовным делам частного-обвинения;
5) досрочное снятие дисциплинарного взыскания.
Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков - совершение нового правонарушения до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив. Под первой понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшее место ранее.
Следующий критерий классификации - характер поведения субъекта. Здесь мы выделяем идеальную и реальную совокупность административных проступков.
Идеальная совокупность - это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушений высвечивает еще одну характерную черту
данной системы - связь со сроками давности.
Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных однородных, тождественных антиобщественных действий Если в действиях правонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается к ответственности за каждое из них. Вопрос же о выборе меры воздействия регулируется ст. 35 КоАП. А при рецидиве виновный наказывается лишь за новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, что он уже привлекался к ответственности за подобные противоправные действия. [8, c. 118]
Заключение
Административные взыскания являются мерой ответственности за совершенные административные правонарушения. Они отличаются от иных мер административного принуждения - мер пресечения и административно-предупредительных мер - способом обеспечения правопорядка, нормативными различиями регламентации, целями, фактическими основаниями, правовыми последствиями и процессуальными особенностями их применения. Все они применяются лишь к виновным в совершении административного проступка.
Административное взыскание применяется также в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административные взыскания по целям и основаниям применения, возможности их взаимозаменяемости составляют определенную системную общность, отличающуюся стабильностью.
В статье 23 КоАП РБ закреплены следующие административные взыскания:
1. Предупреждение.
2. Штраф.
3. Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
4. Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения.
5. Лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты).
5-1. Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения.
6. Исправительные работы.
7. Административный арест.
Законодательными актами Республики Беларусь может быть предусмотрено административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.
Данная система административных взысканий характеризуется рядом особенностей:
1. Эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных взысканий.
2. Иные виды административных взысканий, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РБ.
3. Административные взыскания в рамках системы дифференцируются на основные и дополнительные (возмездное изъятие и конфискация предметов, а также взыскание стоимости товаров и транспортных средств), причем последние могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных.
4. В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Это позволяет при наложении взысканий за административное правонарушение в максимальной степени учитывать характер проступка и личность нарушителя.
5. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскания.
Таким образом, в рамках системной общности административные взыскания не однородны, они отличаются друг от друга своими специфическими особенностями. Будучи примененными, они могут затрагивать различные сферы прав и интересов личности.
Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном (предупреждение), либо в материальном воздействии на правонарушителя (например, штраф).
Взыскания могут быть разовыми, единовременными (предупреждение, штраф, конфискация) и длящимися, растянутыми во времени (административный арест, исправительные работы, лишение прав).
Используемая литература:
1. Конституция Республики Беларусь с изм. и доп. Мн., Амалфея, 1999.
2. Кодекс об административных правонарушениях. Мн., Амалфея, 2001.
3. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 1999 г. № 1653 «Об утверждении Положения о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. 1999. № 30.
4. Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1994. № 9. 1999. № 30.
5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 7, 5/5000; 2002. № 6, 5/9117.
6. Гавриленко Д.А. Административное право: Учеб. пособие. – Мн.: Амалфея, 2002.
7. Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь. – Могилев.: «Могилевская областная типография», 1999.
8. Телятицкая Т.В. Административное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб пособие. – Мн.: 1996.