Министерство образования Республики Беларусь
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по дисциплине «Административное право и процесс».
Тема: Производство по делам об административных правонарушениях
Минск 2007
План:
Введение
Глава 1. Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его принципы и задачи.
1.1Понятие административного процесса и административного производства
1.2 Обстоятельства, исключающие административный процесс
1.3 Освобождение от административной ответственности
Глава 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
Глава 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
3.1 Возбуждение дела об административном правонарушении
3.2 Меры процессуального обеспечения
3.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения
3.4 Доказательства
3.5 Административное взыскание
3.6 Обжалование и опротестование решения
3.7 Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В первоочередном порядке следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях регулируется Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года, а также Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года.
В последние годы в административном законодательстве произошли значительные изменения, связанные, прежде всего, с принятием большого количества нормативного материала, направленного, с одной стороны, на совершенствование правового регулирования в сфере государственного управления, с другой стороны, расширением судебного контроля за деятельностью исполнительной власти и ее должностных лиц.
Значительное количество работ посвящено непосредственно производству по делам об административных правонарушениях, среди которых выделяются труды таких ученых, как Д.Н. Бахрах, Крамник А.Н., Круглов В.А., И.Б. Кардашова, Кивайко В.Н., М.Я. Масленников, Т.В. Обыденнова, Э.Н. Ренов, и др.
Предложенная тема: "Производство по делам об административных правонарушениях" - интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми - государством.
Вопрос об административных правонарушениях, их пресечении и производстве по делам об административных правонарушениях является актуальным, т.к. глубокие социальные изменения в политической и общественной жизни нашей страны неизбежно приводят к необходимости совершенствования ее правовой системы, в том числе и совершенствования института административных правонарушений.
В качестве целей и задач я ставлю полноценный анализ и всестороннее рассмотрение данной темы.
Выделены мною следующие основные части курсовой работы, как наилучшим образом отражающие суть рассматриваемого вопроса:
1 Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его принципы и задачи.
2. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Каждая глава работы содержит различные трактовки основополагающих определений разными учеными для создания возможности применения сравнительного анализа понятий.
ГЛАВА 1:Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его задачи и принципы.
Понятие административного процесса и административного производства.
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению темы о производстве по делам об административных правонарушениях, я считаю целесообразным ознакомиться и проанализировать такие понятия, как административный процесс и административное производство.
Согласно ст.1.4 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 года [1](в дальнейшем именуется ПИКоАП) административный процесс – это установленный настоящим Кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении.
Ученый Дятлов О.М., в свою очередь, указывает, что административный процесс – это соответствующая процедура, проходящая в рамках, установленных процессуальными правовыми нормами, а их совокупность, объединенная общей функцией, составляет производство. Административный процесс осуществляется с соблюдением принципов, использующихся в государственном управлении. [2;c.232]
Административные процессы – это властная деятельность публичной администрации, осуществляемая в рамках административно-процессуальной формы и состоящая в решении определенных дел путем принятия и исполнения административных актов. [3, с. 546]
Административный процесс, подобно гражданскому и уголовному процессу, имеет сложную структуру и складывается из ряда производств, выступая по отношению к ним как общее понятие. Если административный процесс есть порядок разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления, то административное производство – это уже порядок рассмотрения и разрешения какой-то определенной категории дел в сфере управления. Следует отметить, что в науке административного права нет пока еще единого подхода к классификации административных производств, что во многом предопределяется спорами по поводу объема и содержания самого административного процесса.[4;с.124-125]
Несмотря на отсутствие согласия в этом вопросе, все ученые выделяют производство по делам об административных правонарушениях как составляющее системы административного процесса.
Т.о. стало понятно, что система административного процесса имеет определенную структуру, пусть и не согласованную между всеми административистами. Однако все сходны в мнении о том, что в эту структуру входит рассматриваемое понятие.
Понятие производства по делам об административных правонарушениях, его принципы и задачи
Для начала необходимо определить, что понимается под административным правонарушением. Согласно ст. 2.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года (в дальнейшем именуется КоАП [5] административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. Административным правонарушением может быть деяние в виде:
оконченного административного правонарушения;
покушения на административное правонарушение.
Т.о. можно перейти непосредственно к определению производства по делам об административных правонарушениях. Рассмотрим определения нескольких ученых:
Сухаркова А.И.: Производство по делам об административных правонарушениях – это основанная на законе и обличенная в форму правовых отношений деятельность государственных органов и должностных лиц, направленная на рассмотрение дел об административных правонарушениях, осуществляемая в особом административно-процессуальном порядке, и применение в необходимых случаях административных взысканий. [4; с.125]
Рябцев Л.М. : Производство по делам об административных правонарушениях – урегулированная административно-процессуальными нормами закона деятельность государственных органов (должностных лиц), направленная на своевременное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение, разрешение дел об административных правонарушениях и применение в необходимых случаях административных взысканий.
Гавриленко Д.А. : Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность государственных органов, направленную на рассмотрение дел об административных правонарушениях. [6,с. 343]
Основная функция административно-процессуальных норм регламентировать:
Задачи и принципы производства
Процессуальное положение сторон, их принципы и задачи
Подведомственность рассмотрения и ведения дел
Доказательства в производстве
Меры процессуального принуждения и обеспечения
Порядок, сроки возбуждения дел и направление их для рассмотрения по подведомственности
Порядок и сроки рассмотрения дел
Порядок обжалования, опротестования и пересмотра решений
Порядок исполнения решений [7, с.141]
В зависимости от объема и сложности процессуальной деятельности различают упрощенное (ускоренное) производство, обычное и особое. [8,с.155-156]
В соответствии с законодательством, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются:
-своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
-разрешение его в точном соответствии с законодательством;
-обеспечение исполнения вынесенного постановления;
-выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений;
-предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законов, укрепление законности.
Указанный перечень задач можно свести к двум взаимосвязанным общим задачам: юрисдикционной (справедливое решение дел) и профилактической (предупреждение новых правонарушений).
Каждая из перечисленных задач конкретизирована в административно-процессуальных нормах, которые содержатся в КоАПе. [4;с.126]
В связи с тем, что рассматриваемое производство является разновидностью административно-юрисдикционного процесса, поэтому принципы деятельности у них общие (ПИКоАП Гл.2). А именно:
1.Законность
2.Обеспечение прав и свобод
3.Неприкосновенность личности
4.Презумпция невиновности
5.Уважение чести и достоинства личности, деловой репутации
6.Неприкосновенность жилища и иных законных владений
7.Оперативность производства
8.Публичность административного процесса
9.Обеспечение права на защиту физ. лица, в отношении которого ведется административный процесс
10.Всеобщее равенство и т.д.
Указанные принципы связаны между собой, осуществляются в неразрывном единстве, образуя гармоничную систему начал производства. Только последовательная реализация всех принципов позволит достичь целей и задач административно-юрисдикционного процесса, а соответственно и производства по делам об административных правонарушениях. [8, с.158]
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью.
Административное производство, будучи составной частью административного процесса, отличается от других административных производств главным образом содержанием решаемых задач.[9,с. 14]
Таким образом, в производстве по делам об административных правонарушениях уполномоченными на то органами административной юрисдикции реализуются общеюрисдикционные принципы, имеющие свою специфику, обусловленную административно-правовой природой возникающих правоотношений, регулируемых посредством применения административно-процессуальных норм. Принципы процесса определяют средства достижения его целей.
Как видно из вышеизложенного, определение понятия производства по делам об административных правонарушениях немного варьируются у различных ученых, однако не противоречат друг другу. Кроме того, принципы и задачи данного производства весьма разнообразны и, в свою очередь, также отражают сущность рассматриваемого понятия.
Обстоятельства, исключающие административный процесс
Обстоятельства, исключающие административный процесс исчерпывающим перечнем указаны в ст. 9.6 ПИКоАП. Перечислим некоторые из них из части первой указанной статьи, предусмотренные для физического лица:
1-отсутствие события административного правонарушения;
2-отсутствие в деянии состава административного правонарушения;
3-истечение сроков наложения административного взыскания;
4-принятие законодательного акта РБ, устраняющего административную ответственность;
5- невменяемость физического лица, совершившего деяние и т.д.
Рассмотрим обстоятельства, исключающие административную ответственность для юридического лица:
1-смерть индивидуального предпринимателя;
2-обстоятельства, предусмотренные пунктами 1-4 настоящей статьи;
3-недоказанновсть виновности юридического лица или индивидуального предпринимателя и т.д.
Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется законодательством Республики Беларусь. Основная часть норм права содержится в КоАП Республики Беларусь. Вместе с тем определенное число административно-процессуальных норм в КоАП не включены. Среди них можно выделить две группы:
установленные законами бывшего СССР и действующие до настоящего времени на территории РБ (напр., специфические правила рассмотрения дел о мелком хулиганстве);
ряд уточняющих, конкретизирующих положений КоАП содержится в подзаконных актах (напр., порядок освидетельствования граждан на состояние опьянения при наличии достаточных оснований предполагать, что они управляют транспортным средством в состоянии опьянения, содержится в специальной совместной инструкции МВД, Минздрава, Минюста) [10, с.142]
Освобождение от административной ответственности
Административное деликтное право регулирует общественные отношения, которые связаны с административным правонарушением. Оно регулирует общественные отношения в различных сферах жизнедеятельности общества путем установления запретов на совершение опасных деяний под угрозой применения административного взыскания.[11,с. 8-9]
Освобождение от административной ответственности является одним из важных институтов административно-деликтного права.
Освободить от административной ответственности – означает не наложить на виновное лицо административное взыскание, несмотря на наличие основания для этого, отменить наложенное взыскание или заменить его более мягким. Для освобождения от административной ответственности требуется ряд условий:
-наличие основания для привлечения к административной ответственности;
-дело о совершении правонарушения должно быть рассмотрено компетентным органом;
-убежденность органа в достижении целей без применения административного взыскания.[12,с.269-270]
В соответствии с Гл.8 КоАП лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом:
1.малозначительность правонарушения (ст. 8.2)
2.наличие обстоятельств, смягчающих ответственность (ст. 8.3)
3. примирение с потерпевшим (ст. 8.4)
4. наличие таких субъектов ответственности, как военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений (ст. 8.5)
5.болезнь виновного лица (ст. 8.6)
6.освобождение от административной ответственности жертв торговли людьми.
При наличии обстоятельств, исключающих признание деяния административным правонарушением или исключающих административный процесс, компетентный орган обязан поступить так, как предписывает закон: не считать деяние административным правонарушением и не начинать административный процесс или вынести постановление о прекращении процеса по делу об административном правонарушении.[12,с.273]
ГЛАВА 2:Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.
Производство по делам об административных правонарушениях складывается из действий ряда органов и лиц. Важную роль в этой деятельности играют государственные и общественные органы, их должностные лица, которые уполномочены принимать предусмотренные законом меры по выявлению и предупреждению административных проступков, применению и исполнению взысканий.
В производстве участвуют и другие субъекты. Одни из них защищают свои интересы. Другие привлекаются лишь при производстве отдельных процессуальных действий, содействуют производству.
В зависимости от роли и назначения, содержания и объема полномочий, форм и методов участия органов в деле их можно разделить на несколько групп:
1. компетентные органы и должностные лица, наделенные правом издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела: составляют протоколы о правонарушениях, направляют дела по подведомственности, опротестовывают постановления;
2.органы и должностные лица, которые могут принимать постановления по делу, отменять и изменять их;
3. органы и должностные лица, которые исполняют постановления (бухгалтеры, судебные исполнители и т.д.)
Четкого размежевания процессуальных функций, как в уголовном процессе, в производстве по делам об административных правонарушениях нет. Нередко функции расследования, разрешения дела и исполнения постановления о наложении взыскания выполняют одни и те же органы или должностные лица (например, органы охотнадзора).
Субъекты, имеющие личный интерес в деле: лицо, привлекаемое к ответственности, потерпевший и его законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты). В отличие от субъектов первой группы никто из представителей данной группы не пользуется властными полномочиями.
-лицо, привлекаемое к административной ответственности, имеет право ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком; обжаловать постановление по делу; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката. Кроме того беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, защищать себя самостоятельно; возражать против действий судьи и т.д.(ст. 4.1. ПИКоАП)
Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ст. 11.4:
- физ. лицо, в отношении которого ведется административный процесс, признает свою вину или письменно ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие;
-физ. лицо, в отношении которого ведется административный процесс, законный представитель лица, в отношении которого, извещенные надлежащим образом, уклоняются от явки и невозможно осуществить их привод.
При рассмотрении некоторых категорий дел присутствие лица, привлекаемого к ответственности обязательно: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство общественную нравственность, в общественных местах и др. В случае его уклонения от явки по вызову органа, рассматривающего дело, это лицо может быть подвергнуто приводу.
-потерпевший – лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу; давать объяснения, представлять доказательства, участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, примириться с лицом, в отношении которого ведется административный процесс. Также потерпевший обязан являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; давать объяснения; подчиняться законным распоряжениям. (ст. 4.2 ПИКоАП)
-свидетелем по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. Свидетель обязан явиться по вызову органа, подчиниться законным распоряжениям судьи и дать правдивые показания.
Свидетелем не может быть:
1-лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
2-лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения;
3-защитник и представитель потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, - относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя;
4-священнослужитель – относительно обстоятельств, известных ему из исповеди. (ст. 4.6)
-законные представители вправе представлять законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними, или если в силу своих психических и физических недостатков они не могут сами осуществлять свои права;
Законный представитель физического лица не вправе совершать какие-либо действия против интересов представляемого им участника административного процесса.(ст. 4.3 ПИКоАП)
Защиту прав и законных интересов юридического лица осуществляют их представители, действующие в пределах прав, предоставленных им законодательством РБ, учредительными документами либо доверенностью. Полномочия представителя юридического лица подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством РБ, или документами, удостоверяющими его служебное положение и дающими право представлять интересы юридического лица без доверенности. (ст. 4.4 ПИКоАП)
-защитник и представитель
Защитник оказывает юридическую помощь физическому лицу, в отношении которого ведется административный процесс, а представитель – потерпевшему, а также индивидуальному предпринимателю, в отношении которого ведется административный процесс. В качестве защитника могут выступать адвокаты, причем полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. В качестве представителя потерпевшего и индивидуального предпринимателя, в отношении которого ведется административный процесс, могут участвовать адвокаты и другие лица, которым они доверили представлять свои интересы.
Защитник и представитель обязаны представлять документы, подтверждающие их полномочия; являться по вызовам для защиты интересов представляемого лица, подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.(ст. 4.5 ПИКоАП)
Эксперт назначается органом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении в случаях, когда возникает необходимость в специальных познаниях. Имеет право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, участвовать в производстве отдельных процессуальных действий, давать заключения, подавать жалобы на действие судьи.(ст. 4.7 ПИКоАП)
Переводчик назначается органом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении. Он обязан явиться по вызову органа и выполнить полно и точно порученный ему перевод.
Имеет право знакомиться с материалами дела, подавать жалобы. Обязан отказать от участия в административном процессе, если он не обладает знаниями, необходимыми для перевода; удостоверить правильность перевода своей подписью.
Понятой – не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, участвующее в производстве процессуального действия для удостоверения его факта, хода и результата в случаях, установленных настоящим Кодексом (ст. 4.10 ПИКоАП)
Потерпевшим, свидетелям, экспертам, понятым и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган. Лицам, не являющимся рабочими и служащими, выплачивается вознаграждение за отрыв их от обычных занятий. [4,с.131-133]
ГЛАВА 3:Стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, являясь составной частью административно-юрисдикционного процесса, имеет свою структуру, образуемую совокупностью стадий, характеризующихся специфической функциональной направленностью, относительной самостоятельностью и логической завершенностью. [4,с. 133]
Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая наряду с общими задачами имеет только присущие ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформления процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности.
Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает определенные процессуальные стадии, каждая из которых имеет определенное назначение. К ним относятся:
1.возбуждение дела
2.рассмотрение дела и принятие решения
3.обжалование и опротестование решения
4.исполнение принятого решения. [13,с.454]
Помимо стадий выделяются и менее крупные элементы по делу этапы. Этап характеризует порядок осуществления группы взаимосвязанных процессуальных действий и представляет относительно самостоятельную часть производства.
Таким образом, несколько этапов образуют стадию. иногда понятия стадия и этап смешиваются, что приводит к неточностям в анализе правоприменительного производства. Например, М.Я.Масленников указывает, что стадиями административного юрисдикционного производства являются этапы совершения соответствующих действий. Он отмечает также, что стадия не всегда заканчивается составлением отдельного процессуального документа. [14,с. 14]
Меры процессуального обеспечения
В ходе производства по делам об административных правонарушениях в отношении граждан, привлекаемых к ответственности, могут применяться процессуальные меры административного принуждения (или меры процессуального обеспечения): привод, доставление, задержание, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортом и освидетельствование на состояние опьянения, запрещение эксплуатации транспортного средства и др.
Административное задержание как мера принудительного воздействия на правонарушителей имеет двойственный характер. Оно призвано обеспечить, с одной стороны, как пресечение правонарушения, так и возможность привлечения к ответственности, а с другой – только привлечение нарушителя к ответственности.
Право на административное задержание принадлежит лишь определенному кругу органов (должностных лиц), уполномоченных на то законодательством РБ, а именно:
1-органам внутренних дел;
2-пограничными войсками;
3-старшим в месте охраняемого объекта должностным лицом военизированной охраны;
4-должностными лицами военной автомобильной инспекции;
5-должностными лицами таможенных органов
Существуют общие и специальные виды задержания. Они различаются по основаниям, сроку и порядку осуществления. Общее задержание осуществляется с целью пресечения правонарушения, установления личности, составления протокола не свыше 3 часов. Специальное задержание имеет более длительные сроки, применяется только при совершении конкретного правонарушения, указанного в законе. [4,с. 129-130]
Административное задержание не допускается в отношении:
1) лица, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;
2) члена Совета Республики, депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и местных Советов депутатов;
3) судьи;
4) народного заседателя.
Указанные лица, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.[15]
Доставление и задержание производится до составления протокола о проступке, на стадии административного расследования.
Привод осуществляется после составления протокола, на стадии рассмотрения дела.
Личный досмотр может быть 2 видов. Первый осуществляется тогда, когда факт правонарушения не установлен, а имеются лишь обоснованные предположения о том, что нарушитель скрывает при себе предметы и документы, которые могут иметь значение для разрешения дела. Второй вид – это личный досмотр, совмещенный с задержанием. Он проводится при задержании правонарушителя перед помещением его в комнату административно задержанных и осуществляется уполномоченным на то должностным лицом в присутствии 2 понятых одного пола с досматриваемым.
Досмотр ручной клади осуществляется, как правило, в присутствии их собственника или владельца.
Арест товаров, транспортных средств и иных вещей осуществляется должностными лицами в присутствии владельца вещей и двух понятых. В случаях, не терпящих отлагательства, арест вещей может быть осуществлен в отсутствии их владельца. В случае необходимости применяется фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. [16,с. 104]
Медицинское освидетельствование представляет собой проводимое специалистами (обычно врачами) по предложению уполномоченных органов гос. управления исследование физического или психического состояния человека с целью получения сведений, имеющих доказательственное значение по административному делу.
В административной практике ОВД широко применяются меры административно-процессуального обеспечения, направленные на:
-прекращение противоправных действий;
-установление личности правонарушителя;
-обнаружение и изъятие доказательств по делу;
-изъятие и хранение вещей, подлежащих конфискации;
-своевременное рассмотрение административного дела;
-исполнение принятого решения. [8,с. 336-338,341,343,]
Возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование
Несмотря на множество дискуссий по поводу определения начальной стадии производства по делам об административных правонарушениях, большая часть ученых считают, что она содержит стадию возбуждения дела об административном проступке и административное расследование.
Возбуждение и расследование – это комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию.
Основанием для возбуждения административного дела и производства расследования является совершение лицом деяния, содержащего признаки административного нарушения.
Поводами к возбуждению и расследованию дела об административном правонарушении могут быть: заявления (устные и письменные) свидетелей, потерпевших, родственников и других граждан; сообщения должностных лиц, администраций предприятий, учреждений, организаций, судебно-следственных органов, сигналы печати и других средств массовой информации и др. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.
Действующим законодательством срок производства административного расследования четко не определен. В ходе административного расследования устанавливается факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, подтверждающие виновность лица, выявляются обстоятельства, при которых совершен проступок.
Субъекты расследования наделены широкими правами: требовать от граждан, должностных лиц объяснений, представления необходимых документов, доставлять нарушителя в ОВД, применять иные меры процессуального принуждения. [4,с. 133-134]
В ходе административного расследования устанавливается факт совершения административного правонарушения, собираются доказательства, выявляются обстоятельства, при которых совершен проступок.
Доказательства
Решение задач административного производства осуществляется посредством доказывания, которое включает в себя выявление, процессуальное оформление, исследование и оценку доказательств. Доказательства – фактические данные, информация, на основе которой устанавливаются обстоятельства дела. С помощью доказательств устанавливается истина, степень вины правонарушителя в процессе рассмотрения дел об административных правонарушениях. В связи с этим доказательства должны иметь правовой характер. Нельзя использовать доказательства, которые были получены с нарушением закона (напр. если имели место угрозы). Не могут служить доказательствами также фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.
Доказательства устанавливаются след. средствами : протокол об административном правонарушении; объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности; показаниями потерпевшего, свидетеля, заключением эксперта; вещественными доказательствами; протоколом об изъятии вещей и документов, а также показаниями технических средств, применяемых при надзоре за дорожным движением, утвержденным в установленном порядке в качестве измерительных приборов, а также иными документами. (ПИКоАП ст.6.3.2)
Уполномоченный орган (должностное лицо) оценивает собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.
В научной литературе принято делить доказательства по различным критериям на первоначальные и производные, прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные. Также выделяют группы доказательств:
-показания, объяснения различных лиц, чаще всего участников производства. К данной группе можно отнести и заключения экспертов;
-вещественные доказательства и документы, являющиеся материальными носителями информации.[8,с.160-161]
Протокол. Установлены определенные требования к содержанию протокола с целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью и законностью. В протоколе указываются: дата и место его составления; должность, ФИО лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; время, место совершения и существо административного правонарушения; адреса свидетелей и потерпевших, объяснения нарушителя и т.д.
В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписи протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от их подписи.
Протокол-основание для дальнейшего производства по делу об административном правонарушении.
Завершающий этап первой стадии производства по делам об административных правонарушениях – направление материалов расследования на рассмотрение. По общему правилу, дела должны пересылаться руководителем органа, работники которого произвели административное расследование. Т.о., на последнем этапе стадии административного расследования проверяется качество расследования вообще и составленного протокола в частности, решается вопрос, куда направить дело, и совершаются технические действия: упаковка, регистрация, пересылка и др. [2, с.134-135]
Рассмотрение дела об административном правонарушении и принятие решения
Рассмотрение дела об административном правонарушении – центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности.
Участие лица, совершившего правонарушение, и законного представителя - обязательно. Защитник участвует в деле в том случае, если об этом ходатайствует привлекаемый, а при неявке защитника рассмотрение дела откладывается, а срок не более 5 дней. Некоторые дела рассматриваются как по месту совершения правонарушения, так и по месту жительства правонарушителя. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних рассматривают дела на месте проживания правонарушителя. Установлены определенные сроки рассмотрения дел. Как правило, они рассматриваются в течение 5 суток со дня поступления протокола в орган, уполномоченный рассматривать дела. Исходя из обстоятельств, могут устанавливаться и другие сроки.
Предусмотрены также случаи приостановления рассмотрения дела. При назначении экспертизы – на период ее проведения. Следует отметить, что ст. 7.6 КоАП предусмотрены так называемые сроки давности наложения административного взыскания. Как правило, оно не может быть наложено позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо его прекращении.
По мнению проф. Савиной А.В. выделяются следующие этапы рассмотрения дел об административных правонарушениях:
1-подготовка дела к рассмотрению и слушанию;
2-анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
3-принятие постановления;
4-объявление постановления
Два вида постановлений:
1-о назначении наказания
2-о прекращении дела[7, с.44]
Рассмотрение дела начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего процесс и рассматривающего данное дело. Дальнейший этап –выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно:
-было ли действительно совершено правонарушение;
-виновно ли данное лицо в его совершении;
-подлежит ли оно административной ответственности;
-имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;
-имеются ли основания для освобождения от ответственности при малозначительности и других обстоятельствах;
-причинен ли правонарушением имущественный ущерб.
При рассмотрении дела коллегиальным органом ведется протокол. Рассмотрев дело об административном правонарушении, суд, орган, ведущий процесс, выносят постановление по делу.
Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов его членов, присутствующих на заседании, и подписывается председательствующим и секретарем. Другие постановления подписываются единолично судьей либо должностным лицом органа, ведущего процесс. Предусмотрено, что постановлением по делу об административных правонарушениях могут быть следующие меры:
-о наложении административного взыскания;
-о прекращении дела об административном правонарушении;
-о передаче материалов по месту работы привлекаемого к ответственности для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
Постановление о прекращении дела выносится при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс, а также при объявлении устного замечания вследствие малозначительности правонарушения.
Решение по делу о наложении взыскания вступает в силу через 10 дней после его вынесения, если оно не было обжаловано или опротестовано, а при наложении взыскания в виде административного ареста и депортации – в течение 5 дней. Исключение составляет взыскание штрафа на месте и штрафа, вносимого добровольно в размере 0.5 нижнего предела, предусмотренного санкциями КоАП, согласно соответствующей статье которого, оно вступает в силу с момента вынесения решения.
[17, с.102-106]
В постановлении по делу должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах.
Административное взыскание
Согласно ст. 6.1 КоАП административное взыскание является мерой административной ответственности.
Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Ст. 6.2 КоАП устанавливает, что за совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; исправительные работы; административный арест; лишение специального права; лишение права заниматься определенной деятельностью; конфискации; депортация; взыскание стоимости предмета административного правонарушения.
В соответствии со ст. 6.3 КоАП предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.
Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания. Конфискация, взыскание стоимости предмета административного правонарушения применяются в качестве дополнительного административного взыскания. За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительное административные взыскания.
Общим правилом наложения административных взысканий (ст. 7.1. КоАП) является соблюдение законности и индивидуализации наказания.
Законность означает, что орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, только одно из взысканий указанных в санкции статьи (исключением является специальная конфискация).
С Особенной части и в санкциях статей Общей части КоАП определены размеры, как правило минимальный и максимальный, налагаемых взысканий, за пределы которых орган (должностное лицо), налагающий взыскание, не правомочен выходить.
Обжалование и опротестование решения
Эта стадия, как и все другие стадии, осуществляется строго на нормативной основе. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Постановление районного (городского) народного суда (народного судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит. [6,с. 137]
В юридической литературе эту стадию называют пересмотром постановлений. [18,с.73-76]
Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшим. Стадия обжалования (пересмотра) в отличие от других стадий производства по делам об административных правонарушениях является факультативной, необязательной. Правом пересмотра постановления об административном правонарушении наделены вышестоящий орган (должностное лицо), суд, орган (должностное лицо), принявший постановление. Процессуальными основаниями пересмотра могут быть: жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление; жалоба потерпевшего; протест прокурора; усмотрение органа, принявшего постановление.
Административное законодательство установило два канала, по которым правонарушитель или потерпевший может подать специальную жалобу на принятое постановление:
а.) в вышестоящий орган
б.) в районный (городской) или арбитражный суд, т.е постановления обжалуются либо в административном порядке, либо в судебном.
Установленный порядок обжалования различен: либо предоставляется возможность выбора инстанции для подачи жалобы, либо таковая инстанция определяется однозначно, либо допускается двухступенчатый порядок подачи жалобы. В тех случаях, когда жалоба подается в судебные органы, решение суда является окончательным. [8,с.354-354]
Жалоба направляется в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу, если иное не установлено законодательством. Поступившая жалоба в течение 3 суток направляется вместе с делом в орган, правомочный ее рассматривать, и которому она адресована.
Обжалование постановления по делу может быть произведено в течение 10 дней со дня вынесения постановления. В соответствии с законом жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается правомочными на то органами в 10-дневный срок со дня их поступления. Может быть принято одно из следующих решений:
-оставить постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
-отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение;
-отменить постановление и прекратить дело об административном правонарушении;
-изменить меру и вид взыскания.
При пересмотре дела в порядке производства по делам об административных правонарушениях по жалобе гражданина, протесту прокурора, усмотрению председателя вышестоящего суда взыскание не может быть усилено. [6, с. 139-140]
Копия решения по жалобе или протесту на постановление по делу об административном правонарушении в течение 3 дней высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, потерпевшему – по его просьбе. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору. [13, с.462]
Исполнение постановлений о наложении административных взысканий
Исполнение постановлений – завершающая стадия производства, сущность которой заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю.
В процессе исполнения постановления лицо, совершившее административный проступок, фактически претерпевает соответствующие лишения и ограничения личного морального и материального характера. [8,с. 359]
Исполнением постановления заняты различные государственные органы. При этом они осуществляют двоякую по своему характеру деятельность: по обращению постановлений к исполнению и по непосредственному приведению их в исполнение. Первую из них осуществляют юрисдикционные органы (должностные лица), т.е. те, которые решают вопрос об ответственности виновных и выносят постановления о наложении административных взысканий. Вторую осуществляют специально уполномоченные на то органы государства в порядке, установленном законодательством РБ. И та, и другая деятельность образуют единую стадию исполнения постановлений, но являются ее разными этапами.[6, с. 141]
Не подлежит исполнению постановление, если оно не было приведено в исполнение в течение 3 месяцев со дня вступления в силу. Общий порядок исполнения взысканий определяется проектом ПИКоАП, а отдельные положения детализируются иными законодательными актами и нормативно-правовыми актами государственных органов. [17,с.111]
В случае вынесения нескольких постановлений о наложении административных взысканий на одно и то же лицо каждое постановление приводится в исполнение отдельно.
Орган, вынесший постановление о наложении административного взыскания, прекращает исполнение постановления в случаях:
-издание акта амнистии, если он устраняет применение административного взыскания;
-отмены акта, устанавливающего административную ответственность;
-смерть лица, в отношении которого вынесено постановление.[13, с.463]
Заключение
В данной курсовой работе были изложены основные принципы и элементы производства по делам об административных правонарушениях. В связи с проведенным анализом точек зрения различных ученых напрашивается вывод о том, что производство по делам об административных правонарушениях является неотъемлемой частью административного процесса и одной из основ функционирования института административных правонарушений.
Рассматриваемое производство имеет связанные задачей и в то же время обособленные целью и назначением стадии – относительно самостоятельные части производства.
К сожалению, вопрос правонарушений (а точнее проблема правонарушений) всегда будет актуален, т.к. создать идеальное общество с правосознательными гражданами и должностными лицами, обладающими высоким уровнем правовой культуры и соблюдающими правозаконность, можно только идеализируя этот вопрос в теории. На практике это, на мой взгляд, практически невыполнимо. Хотя обществу свойственно стремиться к лучшему, а каждой личности – к идеалу.
Поэтому при должном исполнении своих задач, а также соблюдении принципов административный процесс, а в частности, производство по делам об административных правонарушениях имеет возможность приблизить практику к идеализированной теории, путем собственного совершенствования и соответствия требованиям законности.
Использованная литература:
[1] Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. - Минск : НЦПИ РБ, 2007
[2] Дятлов О.М. Административное и уголовное право: учебно-методическое пособие/Минск: БНТУ, 2006
[3] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В. Административное право: учебник для вузов. - Москва, 2004
[4] Сухаркова А.И., Постникова А.А. Административное право Республики Беларусь.- Могилев, 1999
[5] Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г.- Минск : НЦПИ РБ, 2007
[6] Гавриленко Д.А. Учебное пособие/под ред. д-ра юр. наук проф. Гавриленко Д.А. – Минск, 2002
[7] Савина А.В. Основы права: ответы на экзаменационные вопросы. - Минск, 2007
[8] Административное право: учебное пособие/ Л.М. Рябцев, Т.А. Василевич, - Минск, 2007
[9] Масленников М.Л.Производство по дела об административных
правонарушениях.- Москва, 1994
[10] Бачило А.Л. Сравнительное административное право: краткий курс лекций. – Минск, 2003
[11] Крамник А.Н. Административно-деликтное право: общая часть: пособие для студентов вузов. – Минск, 2004
[12] Круглов В.А. Административная ответственность: общие положения. – Минск, 2004
[13] Мах И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций. – ГИУСТ БГУ, 2006
[14] Масленников М.Л. Производства по делам об административных правонарушениях. - Москва, 1994
[15] Сайт МВД РБ / Информационно-справочные материалы Академии МВД: http://mvd.gov.by/modules.php?name=News&file=print&sid=3305
[16] Кивайко В.Н. Административный процесс: практическое пособие. – Минск, Академия МВД РБ, 2006
[17] Дикун И.П. Административный процесс: учебное пособие. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2005
[18] Д.Н. Бахрах. Производство по делам об административных правонарушениях. - Москва, 1989
34