СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Региональные особенности и новые формы преступного поведения нелегальных мигрантов
2. Противодействие нелегальной миграции на региональном уровне
3. Проблемы законодательного регулирования миграционных процессов и возможные пути их решения
4. Проблемы организации контроля над мигрантами и практические рекомендации по их устранению
Заключение
Список использованных источников
Введение
Миграция населения – это один из самых чутких инструментов, незамедлительно реагирующих на социальные, экономические и политические изменения в мире, стране или отдельном регионе1. Однако, плохо организованные и слабо контролируемые миграционные процессы представляют реальную угрозу государственной целостности и общественного благополучия. Поэтому, на наш взгляд, те вероятные неудобства, которые претерпевают иностранные мигранты, находящиеся на территории РФ, при прохождении соответствующих процедур, вполне оправданны и имеют место в практике регулирования и контроля миграции многих зарубежных демократических стран.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ2, к угрозам национальной безопасности отнесена неконтролируемая миграция, которая способствует национализму, политическому и религиозному экстремизму, этносепаратизму и создает условия для возникновения межнациональных конфликтов.
По мнению многих ученых-криминологов3 миграция в целом и нелегальная миграция в частности являются одними из факторов, влияющими на состояние преступности в отдельных регионах. В последние годы, в связи с близостью границ с другими государствами, благоприятными социально-экономическими условиями развития губернии, либеральным миграционным законодательством в Самарской области встал остро вопрос о нелегальной миграции и ее влиянии на криминальную ситуацию в регионе.
Демографическая ситуация в Самарской области сегодня, как и в предыдущие годы, остаётся сложной. Отрицательные показатели прироста населения, превалирование числа лиц предпенсионного возраста, дефицит трудоспособных работников сферы производства имеет негативное влияние на экономику региона. Легальная трудовая миграция является основным источником стабилизации численности населения области. Главным образом, мигранты приезжают к родственникам и знакомым и временно регистрируются по их месту жительства. Наибольшее количество мигрантов сосредоточено в крупных городах области: Тольятти, Самаре, Новокуйбышевске, Сызрани, Жигулёвске. Наименьшее количество мигрантов проживает в г. Октябрьске, что связано с неблагополучной экологической обстановкой и высокой безработицей1. Однако, в Самарской области имеет распространение и незаконная миграция. Данная часть сферы нелегальной (неформальной) занятости является неотъемлемым элементом криминальной экономики2. Нелегальную миграцию обоснованно можно отнести к одним из факторов организованной преступности. Несомненно, такая специфическая преступность – это «не только уголовно-правовое, но и политическое явление, представляющее угрозу национальной безопасности; основной фактор криминализации власти в России и в целом страны»3.
Исследование ставит своей целью рассмотреть региональные особенности, новые формы преступного поведения нелегальных мигрантов; выявить существенные связи между обострением криминальной ситуации и нелегальной миграцией; определить пути противодействия нелегальной миграции на региональном уровне; выработать законодательные и практические рекомендации по совершенствованию системы мер по борьбе с нелегальной миграцией.
1. Региональные особенности и новые формы преступного
поведения нелегальных мигрантов
В Самарской области в целом позитивные миграционные процессы нередко соприкасаются, а в некоторых случаях сливаются криминалом. Многонациональный состав области и обширность её территории обусловливают функционирования преступных сообществ, формируемых на этнической и земляческой основе. К региональным особенностям организованной преступности с участием нелегальных мигрантов можно отнести непрекращающееся увеличение числа участников этнических ОПГ, а также «специализацией» последних. Этнические преступные группировки совершают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ1.
В зависимости от принадлежности к определенной народности, учитывая менталитет, опрошенные в ходе исследования правоохранители2 выделяют основные направления преступной деятельности отдельных этнических ОПГ. Так, в крупнейшем городе губернии – Тольятти - цыганские и таджикские преступные группировки традиционно занимаются наркобизнесом. Чеченская ОПГ – хищениями комплектующих с АвтоВАЗа, торговлей оружием и похищенными нефтепродуктами. Грузинская ОПГ контролирует часть наркотрафика, алкогольного и игорного бизнеса, специализируется на похищениях людей и угонах автотранспорта. Традиционный промысел грузинских «воров» – квартирные кражи, в которых они, несомненно, превосходят другие этнические преступные группировки.
Грузинские «воры в законе» доминировали в преступном мире Самарской области практически все 90-е годы прошлого столетия1. «Смотрящим» по гор. Тольятти долгое время был Анзор Хуцишвили (Анзори). Из гор. Жигулевска многие процессы, происходившие в других городах и районах Самарской области, контролировали старейший в губернии вор в законе Гиви Джеджейшвили (Колыма) и Гиви Парцхаладзе (Дудука). Позднее в Самарскую область перебрались Роланд Гегечкори (Роланд), Гиули Гачаев (Бадри) и Важа Рамишвили (Важа). С убийством в 1998 году Гиви Парцхаладзе, грузинская ОПГ стала утрачивать свое влияние на процессы в губернии. В Тольятти постепенно отошел от дел Анзори Хуцишвили. В мае 1999 г. на воровской сходке в доме Анатолия Темникова (Сапог) в пос. Царевщино был убит приехавший из Уральска грузинский вор Варлам Иосилиани. В ноябре 1999 г. на ул. Губанова в Самаре была расстреляна «десятка», в которой ехали Важа Рамишвили и его гость Таймураз Киквадзе, а в мае 2000 г. на выходе из нотариальной конторы на ул. Матросова был убит старейший «вор в законе» Гиви Джеджейшвили. После этих убийств влияние грузинских авторитетов в области относительно ослабло, но фактов совершения ими тяжких преступлений против личности не уменьшилось.
Приведем пример. Летом 2004 г. Самарский облсуд рассматривал уголовное дело о похищении армянского предпринимателя Арменака Мирзояна. Обвиняемыми по делу проходили авторитет грузинской ОПГ Альберт Саркисов (Або), Зураб Чихрадзе и Ираклий Гегечкори, племянник Роланда. Процесс завершился ничем, а некоторое время спустя Ираклий погиб при странных обстоятельствах, якобы от передозировки наркотиков. 12 сентября 2005 г. было совершено покушение и на самого Роланда. Киллер открыл по нему стрельбу, когда он вместе с зятем Давидом Лазария заходил в подъезд дома № 121 по ул. Советской Армии в г. Самаре. Роланд уцелел, но погиб его зять2.
После обострения отношений между Россией и Грузией осенью 2006 г. началась волна гонений правоохранительных органов на граждан Грузии или этнических грузин, находящихся в Самарской области. Все коммерческие предприятия, контролируемые грузинским сообществом и (или) в которых учредителями (участниками) зарегистрированы граждане Грузии, подвергались всевозможным проверкам. Были задержаны все водители, которые осуществляли автобусные и грузовые рейсы между Самарой и Тольятти, а их транспорт поставлен «на прикол». За одни только сутки, 4 октября, были проверены 24 фирмы, контролируемые уроженцами Грузии. Большинство из них закрыто. Выявлено 113 различных правонарушений, совершенными выходцами из Грузии. Задержаны 64 гражданина Грузии, незаконно находящихся на территории субъекта РФ – Самарской области1.
В ходе проверок по фактам совершения преступления возбуждались различные уголовные дела в отношении нелегалов. Приведем следующие примеры. 05 октября 2006 года в ходе оперативно-розыскных мероприятий в Тольятти был задержан Гваралия Теймури Сергеевич, 1957 г.р., уроженец Грузии. С конца 2004 г. он находился в международном розыске за совершение кражи в особо крупном размере. Оперативникам он представил старый паспорт советского образца с пропиской в Свердловской области. Чуть ранее под зачистку попал и один из старейших в Тольятти воров в законе, бывший «смотрящий» за городом 68-летний Анзор Хуцишвили (Анзори). При досмотре его «Шевроле-Нивы» было обнаружено несколько патронов 11 калибра.
Завершено следствие в отношении 43-летнего Раула Гегечкория - брата Роланда Гегечкория, одного из авторитетов грузинской диаспоры в Самаре. Суд приговорил его по ч. 1 ст. 228 УК РФ за приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта к шести месяцам лишения свободы, месяц из которых он уже отбыл2.
Представители органов внутренних дел, Федеральной миграционной службы РФ (далее – ФМС) открыто говорят, что нелегалы сформировали «этнический теневой бизнес», причем с использованием труда незаконных мигрантов. Так, в 2004 году, в одном из домов поселка Станция Козелки Самарской области сотрудниками ОБЭП был обнаружен нелегальный «цех» по изготовлению поддельной водки, в котором работали шесть незаконных мигрантов из Молдавии. Производство «паленой» водки было налажено простейшим способом и в антисанитарных условиях. «Работники» мыли бывшие в употреблении бутылки, а потом наливали в них спирт. Во дворе дома оперативники обнаружили тридцать 200-литровых пустых бочек, в которых привозили спирт. В доме нашли 38 тысяч региональных и федеральных акцизных марок. Эксперты установили, что часть их них уже была в употреблении, другая часть – совсем новые. Ежемесячно на мини-заводе изготавливали до полутора тысяч бутылок. Реализовывали товар в мини-магазине на 18-м километре Московского шоссе в г. Самаре1.
Умышленно нанимая на работу нелегалов, работодатели сознательно отдают себе отчет в том, что совершают различные виды правонарушений (включая и преступления) в сфере трудовых прав, а также в сфере законной предпринимательской деятельности. В частности, в 2004 году в Самарской области было проверено 2413 работодателей, использующих труд иностранных работников, в том числе совместно с Управлением Министерства по налогам и сборам (в настоящее время – Федеральная налоговая служба) России по Самарской области – 133. Из них в сфере торговли – 1018, строительства – 567, промышленного производства – 283, сельского хозяйства – 119, бытового обслуживания – 74, транспорта – 61, других сферах – 291. Кроме того, проверено 3 организации, занимающихся трудоустройством за рубежом, 3259 иностранных работников и 4622 места компактного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. По результатам проведенных проверок выявлено 3582 административных правонарушения. Составлено протоколов об административных правонарушениях РФ – 122; за нарушение режима пребывания иностранных граждан на территории РФ – 2586; по другим статьям КоАП РФ – 874. Аннулировано 9 разрешений на работу иностранным гражданам и 1 разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. Наложено административных штрафов на сумму 1 880 000 рублей. По результатам проверок, проведенных совместно с УМНС, выявлены правонарушения, влекущие уклонение от уплаты налогов: поставлено на налоговый учет 2 налогоплательщика-нерезидента и доначислено в бюджеты различных уровней налоговых платежей на сумму 6 тыс. рублей. Кроме того, были выявлены уголовно наказуемые деяния, такие как подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков, мошенничество1.
Среди экономических преступлений, совершаемых с участием нелегальных мигрантов на территории Самарской области, отдельно выделяются преступные деяния по изготовлению и сбыту контрафактных автозапчастей. Еще в 2002 г. на рынке по продаже автозапчастей ООО «Рынок-Ставр» (так называемый «железный рынок») при проверке, проведенной силами УВД г. Тольятти было выявлено 1546 административных правонарушений, в основном за нарушения в сфере предпринимательской деятельности; наложено штрафов на 1170 руб., изъято автодеталей на сумму более 2 млн. руб.; приостановлена торговля в 189 контейнерах, из которых на рынке осуществляется продажа запчастей; выявлено 117 фактов торговли без контрольно-кассовых аппаратов; по фактам обнаружения автозапчастей, похищенных с ВАЗа, возбуждено 6 уголовных дел. По результатам той проверки впервые было отмечено, что «железный рынок» является прибежищем для нелегальных иммигрантов, многие из которых живут прямо в контейнерах. Многие поддельные автодетали, продаваемые на рынке, штампуют на подпольных заводиках, на которых также работают, в основном, нелегальные иммигранты2.
Все большее развитие получает так называемая «этнокоррупция»3, как система подкупа иностранными гражданами российских чиновников. Появились новые формы преступного поведения, тесно связанные с должностными преступлениями. По итогам 2005 года сотрудниками УФСБ по Самарской области на каналах международных транспортных сообщений вместе с управлением по делам миграции и паспортно-визовой службой ГУВД Самарской области выявлено около 600 иностранных граждан, находящихся на территории области с нарушением всех правил пребывания. Часть из них отделалась административным штрафом, более 30 выдворены за пределы РФ. К административной ответственности привлечены руководители 17 организаций, незаконно использовавших рабочую силу, осуждены представители авиакомпании «Армянские авиалинии» и сотрудники отделения пограничного контроля «Самара-аэропорт», причастные к организации незаконного перемещения граждан через границу. Установлен многоэтапный механизм организации нелегальной миграции граждан Республики Молдова в европейские страны, 4 гражданина Республики Молдова, предпринявшие попытку незаконного пересечения государственной границы по поддельным загранпаспортам в международном аэропорту Курумоч, осуждены. За незаконную регистрацию иностранных граждан и выдачу свыше 800 паспортов граждан РФ иностранцам и лицам без гражданства, выходцам из стран Закавказья, осуждены руководители паспортно-визовых служб РОВД Самары и Сызрани4.
04 января 2007 г. было возбуждено уголовное дело в отношении гр-на Узбекистана Абдурахмонова, который организовал незаконное пребывание в Тольятти ряда граждан Узбекистана. Абдурахмонов собирал с граждан, незаконно пересекших границу РФ, паспорта, а затем, при невыясненных обстоятельствах, приобретал уже заполненные подлинные миграционные карты о пересечении данными лицами Государственной границы РФ через КПП Илек в Оренбургской области. После этого он за определенное вознаграждение возвращал им паспорта и передавал карты. В дальнейшем эти мигранты устраивались работать на «Комсомольский мясокомбинат» г. Тольятти. В ходе осмотра на предприятии было изъято 30 паспортов граждан Узбекистана с миграционными картами и 15 санитарных книжек, а также копии ведомостей на выдачу заработной платы с указанием дат, фамилий и росписей в получении денег. Примечательно, что мясокомбинат имеет разрешение ФМС на работу четверых иностранных граждан, но по данному разрешению официально был принят только один человек1.
Многонациональность и конфессиональная принадлежность нелегальных мигрантов обусловливают специфические уголовные правонарушения, затрагивающие религиозные мировоззрения отдельных личностей и населения отдельного региона, а также общественную безопасность и угрозу государственной власти. В качестве примера можно привести получившее широкую огласку дело четырех членов международной преступной религиозной организации «Хизб ут-Тахрир Аль Ислами» (Партия освобождения), деятельность которой в России запрещена. 11 ноября 2005 г. Промышленный районный суд города Самары признал их виновными по ст. 2822 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»). В частности, им вменялось в вину тиражирование и распространение литературы, направленной на разжигание межнациональной розни и подрывающей авторитет действующей законодательной и исполнительной власти. В этой литературе «проповедовалась идея всемирного халифата, и искажались идеи традиционного ислама, оказывалось воздействие на сознание и религиозной чувства людей», что нашло подтверждение в заключении политолого-лингвистической экспертизы литературы, обнаруженной у подсудимых. С целью распространения своих идей и привлечения в организацию новых членов обвиняемые встречались с прихожанами самарской мечети, приглашали на беседы и раздавали эту литературу. Подобную «работу» они вели на территории Кировского рынка города Самары и в других общественных местах.
В ходе проведения обыска у задержанных были изъяты одна граната Ф-1 и литература экстремистского содержания: несколько сотен книг и брошюр, более 700 пропагандистских листовок о деятельности организации с указанием адресов представительств в ряде арабских стран на русском, узбекском и арабском языках; памятки о линии поведения членов организации на допросах в случае арестов и перечень сведений, не подлежащих разглашению. Среди изъятой литературы, по словам оперативников, были запрещенные издания, книги «Разногласие», «Система Ислама», «Политическая концепция Хизб ут-Тахрир». По информации ФСБ, задержанные вели отчет о своей работе и поддерживали связь с членами организации в других странах через Интернет1.
После вступления в законную силу приговора двое из осужденных экстремистов – граждане Кыргызстана О. Абдуллаев и А. Маматкаримов - выдворены за пределы России. Им закрыт въезд на территорию РФ сроком на пять лет2.
В целом, реальное (отличное от официальной статистики) увеличение численности населения Самарской области, в том числе, за счет нелегальных мигрантов существенно обостряет криминальную обстановку в регионе. Приведем официально распространенные статистические данные за 2006 год.
За прошедший период на территории Самарской области зарегистрировано 10451 преступлений, что на 27,1% больше и составил 322,1 преступления против 252,7 в 2005 году. В среднем за сутки в области совершалось 287 преступлений (в 2005 году - 227,4). Расследовано 732 преступления, совершенных в составе организованной группы, выявлено 5 преступлений, связанных с организацией преступного сообщества, 9 фактов бандитизма. К уголовной ответственности привлечен 131 участник организованных преступных групп, из них 19 организаторов (лидеров). Выявлено 12656 преступлений экономической направленности, что на 16,4% больше, чем за 2005 год. На 57,3% больше выявлено фактов легализации доходов, полученных преступным путем (140), количество фактов изъятия из оборота фальшивых денежных знаков снизилось на 7,3% (с 1534 до 1422). С применением огнестрельного оружия и взрывных устройств совершено 124 (-1,6%) преступных посягательств. Выявлено 640 (+ 12,7%) преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, из них раскрыто 446 (+ 1,6%). Из незаконного оборота изъято 159 (+ 50%) единиц оружия, в том числе 76 (+ 28,8%) – нарезного, 3236 единиц боеприпасов из 32 взрывных устройства. В целом по области выявлено 6775 (+ 31,1%) преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, из них 4556 (+ 31,9%) фактов сбыта. Из незаконного оборота изъято более 624,5 кг (+ 166,7%) наркотических средств и сильнодействующих веществ, в том числе 200,3 (+ 479,1%) кг героина, 329,1 (+ 187,7%) кг марихуаны, 35,1 (+ 55,9%) кг соломы мака. В общественных местах совершено 36716 преступлений (+ 244,9%), их удельный вес от общего массива зарегистрированных составил 35,1%. Самарская область по уровню уличной преступности вышла в 2006 году на третье место в России после Москвы и Санкт-Петербурга1.
Таким образом, на примере нелегальной миграции, имеющей распространение в Самарской области, можно сделать вывод о негативных последствиях ее влияния на политико-правовое и социально-экономическое положение региона. Как фактор организованной преступности незаконная миграция является неиссякаемым источником пополнения рядов правонарушителей и «теневой», а в некоторых случаях и криминальной экономики.
2. Противодействие нелегальной миграции на региональном
уровне
Вышеизложенные факты позволяют признать, что потребность в более жестком регулировании миграционных процессов на региональном уровне возникла объективно. Проблема эффективности контроля над миграционными процессами усугублялась тем, что, по словам начальника милиции общественной безопасности ГУВД Самарской области А.Н. Шахова, отследить поток иностранцев, прибывающих в Самарскую область, было достаточно сложно. Единственный пост миграционного контроля находился в аэропорту г. Самары. Железнодорожный и автомобильный транспорт полностью контролировать невозможно1.
С целью осуществления полноценного контроля за прибывающими в Самарскую область иностранными гражданами и противодействий нелегальной миграции, в 2003 году ГУВД Самарской области ежеквартально проводило специализированные мероприятия «Режим», «Рынок», «Иностранец», «Караван-авто», «Вихрь». В результате проведенных мероприятий было осуществлено 13 028 проверок мест проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Выявлено и привлечено к административной ответственности за нарушение правил пребывания 16 464 человека, в том числе граждан КНР и СРВ – 133, должностных лиц – 84, владельцев сдаваемых в наем квартиры – 1344. За нарушение правил пребывания из страны выслано 28 иностранных граждан2.
Всего за 2004 год в Самарскую область въехало более 38 тысяч иностранных граждан, в основном из Таджикистана, Армении, Узбекистана и Азербайджана3. На заседании Самарской областной антитеррористической комиссии было отмечено, что в области проживают около 70 тыс. незаконных мигрантов из стран ближнего зарубежья. Большинство из них – выходцы из Киргизии, Таджикистана и других азиатских стран. Дешевая рабочая сила в лице мигрантов используется в основном в строительстве, торговле и транспорте1. В процессе осуществления контроля над соблюдением правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории области, было выявлено более 23 тысяч нарушений, 430 человек депортировано2.
Операция «Нелегальный мигрант», проведенная в 2004 году в Автозаводском районе г. Тольятти выявила около 40 человек, незаконно проживающих на территории города. За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства режима пребывания на территории РФ было составлено 178 протоколов3.
Действия региональных властей направлены на ужесточение региональной миграционной политики. В связи с этим в области практикуются совместные операции сотрудников милиции и территориального подразделения Управления Федеральной миграционной службы. Например, по информации начальника отдела зонального контроля Управления ФМС РФ по Самарской области (с местом дислокации в г. Тольятти) С. Ладейщикова, в 2005 г. из г. Тольятти было выдворено 274 чел.; в 2006 году – 323 чел. Затраты на депортацию одного человека составляют в среднем одну тысячу долларов США. В среднем в город приезжает и регистрируется по 17 – 20 тыс. иностранцев в год4.
В декабре 2006 г. были проверены рынки, торговые предприятия, строительные площадки, деревообрабатывающие и сельскохозяйственные предприятия, а также гостиницы, общежития, больницы, образовательные учреждения, жилой сектор и иные места возможного пребывания незаконных мигрантов. Было проверено 3100 мест проживания иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, были проверено 1700 работодателей, использующих труд иностранцев. Выяснилось, что чаще всего дешевая рабочая сила используется на строительстве, в торговле и на транспорте. Результатом проверок стало выявление 3500 нарушений миграционного законодательства, в том числе: правил привлечения и использования иностранной рабочей силы – 457; режима пребывания иностранных граждан на территории РФ – 1466. Наложено штрафов на сумму свыше 3 млн. 600 тыс. рублей; выдворено за пределы РФ 169 человек; приостановлено 5 разрешений на право привлечения иностранной рабочей силы. Как выяснилось в ходе проверки, основную часть мигрантов на территории Самарской области составляют граждане государств, с которыми международными соглашениями установлен безвизовый порядок въезда на территорию РФ – Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Азербайджана1.
Контроль над миграционными процессами осложняется тем, что государство не имеет полного объема информации в этой сфере. Количество нелегальных мигрантов в стране, по разным данным, варьируется от 3 – 3,5 млн. человек2, до 10 – 15 млн. человек3. Ранее эксперты прогнозировали, что потенциал вынужденной миграции в Российскую Федерацию «может составить 10 млн. человек»4. Учитывая, что соответствующая квота определена Правительством РФ в 350 тысяч человек, получается, что Россия достигла порога миграционного насыщения и работодатели должны стремиться, чтобы именно их работники-мигранты вошли в количество «квотированных». Однако, на практике контроля над миграционными процессами и оформления мигрантов происходит обратное.
По одним официальным данным, на одного легально работающего иностранца приходится 10 незаконно работающих мигрантов5, по другим – последний показатель достигает 30 нелегалов6. На уровне субъектов Федерации, в частности, Самарской области – такая же неизвестность. Предполагалось, что количество нелегальных мигрантов исчисляется несколькими десятками тысяч. В 2004 году озвучена более точная цифра – около 70 тысяч нелегалов7.
При этом, очевидно, что Самарская область переполнена мигрантами вообще и нелегалами в частности. До вступления в действие поправок в миграционное законодательство аналитики прогнозировали, что выдворение нелегалов приведет к нехватке рабочих рук в Тольятти1. Руководитель департамента Правительства Самарской области по информационной политике и взаимодействию с институтами гражданского общества А. Колядин тоже считает, что «если не опираться на иностранных граждан, то к 2010 году у нас некому будет работать, оголятся целые отрасли и структуры»2. Собственно, это и наблюдалось уже буквально через несколько дней после вступления поправок в действие. Было отмечено, что «тольяттинские рынки заметно опустели»3. Однако, на наш взгляд, проблема нехватки трудовых ресурсов не должна превалировать над необходимостью наведения элементарного порядка в миграционной сфере. Пустующие места на рынках будут заполнены другими работниками – местными жителями и законопослушными (легализовавшимися) мигрантами. Поэтому не следует относиться критично к усилиям органов власти упорядочить миграционные процессы. К тому же проведенные нами опросы мигрантов4 показали, что пустующие места на рынках зачастую были обусловлены не тем, что последние поправки в российское миграционное законодательство ввело значительные ограничения на использование труда иностранцев, а тем, что многие работодатели и работники просто недостаточно его изучили. В частности, они не учли, что новый порядок не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих разрешение на временное проживание и вид на жительство. После повсеместного осознания данного факта, многие работники, думается, вернутся на свои места.
Опросы представителей бизнеса и юридических служб предприятий различных форм собственности выявили следующие проблемы осуществления миграционного контроля на местном уровне. Сегодня для оформления разрешения на проживание, а значит, и работы гастарбайтеры, проживающие и работающие в Тольятти, должны ехать в Самару, где прием ограничен и временем, и приемом всего в трех окошках. Пока иностранцы выстоят все очереди и дождутся решения, закончится действие разрешения на работу. Оно по законодательству РФ действительно в течение одного (!) месяца. В миграционной службе Тольятти такой прием не ведется. Хотя, в новых правилах легализации иностранцев предусмотрено обращение с письменным заявлением о разрешении на работу по почте. Однако, с учетом реалий трудно представить получение какого-либо ответа в течение 10 дней после отправления письма. Кроме того, новые правила торговли на розничных рынках не предусматривают дальнейшую судьбу правонарушителей. В частности, в городе Тольятти специальных распределителей для размещения людей нет. Вывод неутешителен – последние изменения миграционного законодательства РФ малоэффективны с точки зрения политической и экономической целесообразности, а также в целях борьбы с нелегальной миграцией.
3. Проблемы законодательного регулирования миграционных
процессов и возможные пути их решения
Порядок проживания и трудовой деятельности мигрантов на территории РФ регулируется Законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»1. Закон устанавливает, что иностранный гражданин вправе проживать на территории России на основании разрешения на временное проживание, которое выдается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции (за исключением безвизового въезда и других случаев, предусмотренных законом). Прожив в России один год, иностранный гражданин вправе обратиться в территориальный орган ФМС с заявлением о выдаче вида на жительство. Срок действия вида на жительство составляет пять лет и может продлеваться неограниченное количество раз. При этом иностранный гражданин обязан ежегодно уведомлять о подтверждении своего проживания в Российской Федерации территориальный орган ФМС по месту получения им вида на жительство. Трудовую деятельность иностранный гражданин имеет право осуществлять только при наличии разрешения на работу. Однако проведенные в ходе исследования опросы показали, что большинство мигрантов вовсе не стремятся навсегда остаться в России: 70 процентов из них заявили, что не собираются оставаться в России, и намерены возвратиться на родину. Многие пояснили при этом, что Россия привлекает их только с точки зрения возможности заработать. Их очень многое связывает с теми странами, откуда они приехали (дом, семья, родственники, друзья), и оставаться в России навсегда они не намерены.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию выдается органом ФМС по ходатайству органов государственной власти; органов местного самоуправления; юридических лиц; граждан РФ и постоянно проживающих в России иностранных граждан. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения приглашающей стороной должны представляться гарантии материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в РФ.
Выдача приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности осуществляется в пределах квот, утверждаемых Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Исключение составляют случаи выдачи приглашений иностранным гражданам, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. В приглашении указываются цель поездки, предполагаемый срок пребывания в Российской Федерации, предполагаемые пункты посещения, наименование приглашающей организации и ее место нахождения, или ф.и.о. и адрес приглашающего физического лица, номер и дата принятия решения о выдаче приглашения и срок его действия. Предложения исполнительных органов государственной власти субъектов РФ должны формироваться на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, за исключением иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается органом ФМС по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган. Одновременно с ходатайством о выдаче приглашения в целях осуществления трудовой деятельности работодатель или заказчик работ (услуг) должен представить в орган ФМС разрешение на привлечение и использование иностранных работников, и документы, необходимые для выдачи разрешения на работу для каждого иностранного работника. Одновременно с приглашением в целях осуществления трудовой деятельности работодателю или заказчику работ (услуг) выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника. В соответствии с Указом Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928, разрешения на привлечение иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства выдаются Федеральной миграционной службой. Разрешение на привлечение и использование иностранных работников, за исключением привлечения и использования иностранных работников в составе экипажей российских морских судов, выдается органом ФМС при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения.
Иностранному гражданину, временно пребывающему в Российской Федерации, разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем или заказчиком работ (услуг) на специально открываемый органом ФМС счет средств, необходимых для обеспечения выезда этого иностранного работника из России.
Работодатель или заказчик работ (услуг), пригласившие иностранного гражданина в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности либо заключившие с иностранным работником новый трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), обязаны:
1) иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;
2) обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу;
3) представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания;
4) уведомить налоговый орган о привлечении и использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания, либо получения им разрешения на работу, либо заключения с ним нового трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), либо приостановления действия или аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, либо приостановления действия или аннулирования разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, либо аннулирования разрешения на работу иностранному работнику;
5) содействовать выезду иностранного работника из России по истечении срока заключенного с ним договора;
6) оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы России или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением порядка привлечения и использования иностранных работников;
7) направлять в орган ФМС информацию о нарушении иностранным работником условий трудового (или гражданско-правового) договора, а также о досрочном его расторжении;
8) направлять в соответствующие территориальные органы ФМС и безопасности информацию о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.
Согласно закону, разрешение на работу иностранному гражданину не выдается, а выданное разрешение аннулируется органом ФМС, если данный иностранный гражданин:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности России или граждан РФ;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы РФ либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории РФ либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства РФ в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в России;
8) выехал из России в иностранное государство для постоянного проживания;
9) находится за пределами РФ более шести месяцев;
10) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает инфекционным заболеванием, представляющим опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством РФ;
11) в течение тридцати суток со дня получения разрешения на работу, в случае прибытия в РФ в порядке, не требующем получения визы, не представил в территориальный орган ФМС документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
В случае нарушения работодателем или заказчиком работ (услуг) положений миграционного законодательства, орган ФМС вправе приостановить действие разрешения на использование труда иностранных работников, а также разрешения на работу иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, до устранения допущенных нарушений в устанавливаемый для этого срок. Если нарушения не будут устранены, разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешение на работу, выданное иностранному гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, аннулируется. В случае аннулирования разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а также в случае прекращения деятельности работодателя или заказчика работ (услуг) иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем или заказчиком на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, если до истечения этого срока остается не менее трех месяцев, а у нового работодателя или заказчика работ (услуг) имеется разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
Согласно закону, Правительство РФ должно ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы.
Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ также должны ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, оценивать эффективность использования иностранной рабочей силы и вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан РФ, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы, разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - высококвалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по своей специальности. Например, по словам полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе (далее – ПФО) А.В. Коновалова, политика государства состоит в том, что привлекать иностранную рабочую силу необходимо «только тогда, когда это вызвано объективной необходимостью. Есть определенные рычаги, чтобы организовать перетоки отечественной рабочей силы в важные для государства отрасли. Так, после введения дополнительных выплат 3000 специалистов пришли в ПФО в первичное звено медицины. Но когда изменить ситуацию быстро не удается, тогда существует возможность использовать общемировую практику привлечения иностранной рабочей силы»1.
Правительство РФ вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России. При установлении указанной допустимой доли Правительство РФ определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством РФ.
4. Проблемы организации контроля над мигрантами и
практические рекомендации по их устранению
В связи с тем, что количество мигрантов, незаконно находящихся на территории России, точно не известно, невозможно определить и процент соотношения между мигрантами, совершающими преступления, и мигрантами, не совершающими их. Однако, думается, данный процент весьма высок. Всех нелегальных мигрантов можно разделить на три неодинаковые по численности категории.
Первую группу составляют лица, нелегальное положение которых обусловлено их отрицательной общественной направленностью. Такие лица специализируются на ведении различных видов преступной деятельности, поэтому не заинтересованы в легализации своей личности и постановке на миграционный учет. Свои ряды они тоже расширяют за счет мигрантов, хотя и находящихся на нелегальном положении, однако первоначально не собиравшихся участвовать в преступной деятельности. Такие лица наиболее привлекательны для этнических преступных сообществ, ведь нелегальное положение мигранта изначально предполагает определенную степень его конспирации, которую он невольно вынужден соблюдать, чтобы обезопасить себя от проблем с властью. Поэтому задача государства видится здесь в том, что процесс легализации таких лиц нужно сделать максимально простым. Иначе они невольно окажутся вовлеченными в теневые процессы, извлечь их оттуда будет потом значительно труднее. Эту группу лиц можно условно назвать «трудовыми» мигрантами, которые и составляют вторую большую группу. Эти лица прибывают в Россию исключительно с целью заработка, причем большинство, как было сказано выше, не собираются оставаться в России. Учитывая прозрачность границ и безвизовый режим, действующий со многими странами бывшего СССР, пути прибытия их в нашу страну тоже не обязательно могут быть противозаконными. Имеющиеся иногда нарушения российского миграционного законодательства обычно обусловлены лишь правовой неграмотностью и незнанием русского языка. Незнание языка, кстати, является и причиной попадания мигрантов в «языковую зависимость» от соплеменников, хорошо знающих русский язык. Они вынуждены тянуться к ним, чтобы иметь возможность ориентироваться в обстановке. Например, объявления, памятки и листовки, размещенные на стенах паспортно-визовых служб, имеют, на наш взгляд, мало информационной ценности, так как мигранты предпочитают выяснять порядок оформления документов у других мигрантов, стоящих здесь же в очереди. Не исключено, что это вызвано и излишне сложным стилем изложения информации, непонятным для лиц слабо знающих русский язык. Поэтому на легализацию данной группы лиц должна быть в первую очередь направлена политика государства.
Третью группу условно можно назвать «вынужденными нелегалами». В эту категорию попадают в основном граждане республик, входящих ранее в СССР. Среди них высок процент бывших военных и молодых специалистов, получавших в свое время распределение после окончания высших и средних учебных заведений в республики Средней Азии, а также лица, вступившие в брак с выходцами из этих республик и уехавшие затем к ним жить. Возврат их в Россию обусловлен тем, что к смешанным бракам, по их словам, религиозно настроенное население этих республик относилось неодобрительно. Поэтому смешанные семейные пары вытеснялись оттуда точно так же, как и полностью состоящие из представителей некоренного населения. Данная категория лиц тоже должна быть легализована в России без всяких бюрократических проволочек, так как менталитет этих людей неразрывно связан с Россией, и они не мыслят своего существования вне исторической родины.
Между тем, государство ставит иногда ненужные препоны лицам, пытающимся соблюдать российское миграционное законодательство. Практически все опрошенные жаловались на организационные неурядицы, возникающие при осуществлении миграционного учета: в паспортном столе, где, согласно закону, мигранты должны отмечаться каждые три месяца, этой процедурой занимается только один кабинет, а время его работы ограничено с 9.00 до 12.00. Если занимать очередь в семь часов утра, то можно не успеть. Поэтому очередь желательно занимать не позднее четырех часов утра и ждать на улице. Люди просто обижены на государство за подобное к ним отношение. Руководитель данного подразделения пояснил, что не обязан давать комментариев. По его словам, у него нет лишних кабинетов и сотрудников, и посоветовал желающим обращаться к вышестоящему руководству с просьбой увеличить штаты паспортно-визовых служб и выделить дополнительные помещения.
Согласно закону, контроль за проживанием, временным пребыванием и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется органами ФМС и внутренних дел. По словам полпреда Президента РФ в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалова, «должен действовать безупречный или близкий к безупречному порядок в этой сфере. Все миграционные процессы должны быть максимально поставлены под контроль, должна быть существенно повышена эффективность полицейской и административной властей в регионах. Нашей власти должно быть подконтрольно и понятно все, что происходит у нее под носом. И если такой порядок будет, то и китайские рабочие, и мигранты других национальностей будут нам, скажем так, не страшны»1.
При въезде в Российскую Федерацию иностранный гражданин должен заполнить миграционную карту и предъявить ее вместе с документом, удостоверяющим личность, должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Указанное должностное лицо проставляет в ней отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию. При выезде иностранного гражданина из России, в миграционной карте проставляется отметка о выезде.
Если в силу каких-либо причин срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, он обязан выехать за пределы России в течение трех дней. Если же разрешение на временное проживание или вид на жительство аннулированы, иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней. В противном случае, он подлежит депортации. Она осуществляется органами ФМС во взаимодействии с органами внутренних дел и иными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, за счет средств депортируемого иностранного гражданина. В случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного законом порядка привлечения и использования иностранных работников, депортация производится за счет средств приглашающей стороны. Если установление последней невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Лица, подлежащие депортации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел либо в иных специальных учреждениях, создаваемых в субъектах РФ, до исполнения решения о депортации.
Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органами ФМС во взаимодействии с другими органами исполнительной власти. Если иностранный работник нарушает условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.
Иностранный гражданин, нарушивший закон, в том числе незаконно находящийся на территории Российской Федерации, привлекается к ответственности и подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации.
Административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств приглашающей стороны или дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин. Если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы России являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Проблемы эффективности организации контроля за иностранными гражданами и лицами без гражданства в Российской Федерации, как представляется, обусловлены рядом недостатков законодательного характера. 15 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»1. Данный закон дополнил упоминавшийся выше Закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», поэтому представляется нелишним остановиться на некоторых его положениях.
Прежде всего, ошибочным представляется положение, согласно которому миграционный учет носит уведомительный характер (ч. 2 ст. 4 указанного Закона о миграционном учете). К тому же, первым среди принципов миграционного учета названа свобода передвижения иностранных граждан и свобода выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации (п. 1 ч. 3 ст. 4 указанного Закона). Получается, что первичной провозглашается именно свобода передвижения и выбора места жительства, а миграционный учет носит уведомительный (то есть, получается, что не более чем справочно-вспомогательный) характер. По нашему мнению, здесь явный перегиб в сторону либерализации. Если целью миграционного учета провозглашена выработка и реализация государственной политики в сфере миграции (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона), значит, свобода передвижения и выбора места жительства не должна противоречить интересам государственной политики в этой сфере. Политические процессы, происходящие в любой сфере жизни общества, определяются, прежде всего, базисными, экономическими процессами. Следовательно, свобода выбора места жительства должна распространяться только на те регионы и населенные пункты, где это отвечает интересам государства. Речь идет о тех территориях, где демографические процессы имеют ярко выраженное отрицательное сальдо, и ощущается нехватка трудовых ресурсов. Поэтому принимающее государство должно иметь свободу устанавливать места и регионы, где ему экономически (и политически) целесообразнее размещать иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих в его пределы, а не последние должны сообщать государству (в уведомительном порядке), где они предпочитают разместиться. В этом и проявилось бы органичное сочетание интересов личности, общества и государства, как один из принципов миграционной политики. Например, Положением о привлечении и использовании иностранной рабочей силы1, установлены квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий, нанимаемых работодателями для работы на территории субъектов Федерации. То есть, если иностранный гражданин или лицо без гражданства не обладает требуемой специальностью, ему может (и должно) быть отказано в регистрации. Получается, что правильнее было бы говорить не об уведомительном, а о разрешительном порядке.
Согласно закону, основанием для постановки на миграционный учет является факт въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Органы миграционного учета на основе получаемых сведений об иностранном гражданине (ф.и.о., дата рождения, пол, гражданство, специальность, и т.д.) формируют государственную информационную систему миграционного учета. Это осуществляется на основании совместного Приказа МВД, МИДа, Минтранса, ГТК и ФПС РФ от 11 ноября 2002 г. «О введении в действие миграционных карт, согласно которому въездные и выездные части миграционных карт изымаются у иностранных граждан соответственно при въезде или выезде, после чего данные, содержащиеся в них, обрабатываются и анализируются, а затем передаются в вышестоящий орган внутренних дел вместе с результатами анализа. В конечном счете, данная информация используется для выработки «согласованных управленческих решений по принятию соответствующих мер по регулированию внешних миграционных потоков и противодействию незаконной иммиграции в Российскую Федерацию»1.
В этом, на наш взгляд, как раз и начинаются истоки проблемы. Получается, что органы миграционного учета формируют указанную информационную систему миграционного учета, предоставляют эту информацию высшим органам государственной власти, а те после этого определяют комплекс законодательных и организационных мер, образующих миграционную политику. Разве не правильнее было бы сделать наоборот: сначала определить регионы (может быть, и конкретные населенные пункты), испытывающие нужду в тех или иных специальностях, а затем, с учетом данной информации, решать вопрос о предоставлении мигрантам права селиться в тех населенных пунктах, которые они выбрали.
Далее, согласно закону, разрешение на работу выдается иностранному гражданину органом ФМС на основании заявления иностранного гражданина, подаваемого им лично или через организацию, осуществляющую трудоустройство иностранных граждан в РФ. К заявлению прилагаются документ, удостоверяющий личность; миграционная карта с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты; квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу разрешения на работу. Кроме указанных документов, по нашему мнению, необходимо было предусмотреть еще и обязанность прикладывать копию заявления иностранного гражданина в налоговый орган о предполагаемых доходах на текущий налоговый период. Это позволило бы если не исключить, то значительно затруднить возможность уклонения от уплаты налогов.
Орган ФМС рассматривает заявление иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу с учетом квот, установленных Правительством РФ. На 2007 установлена квота на выдачу иностранным гражданам 308842 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности1 и утверждена квота на выдачу 6 миллионов разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы2. Указанные квоты распределяются по субъектам Федерации. Однако разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину и без учета квоты. Это возможно в тех случаях, когда иностранный гражданин родился на территории РСФСР и состоял в прошлом в гражданстве СССР, или родился на территории Российской Федерации; если он признан нетрудоспособным и имеет дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации; имеет хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации; состоит в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации; осуществил инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации; поступил на военную службу, на срок его военной службы. Причем недавно Закон был дополнен положением, согласно которому без учета квоты предоставляется разрешение на временное проживание лицам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы3.
В соответствии со ст. 9 Закона о правовом положении иностранных граждан в России, ранее выданный иностранному гражданину вид на жительство аннулируется в случае, если он:
1) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
2) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность;
3) подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации;
4) представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;
5) осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным;
6) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом;
7) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации;
8) не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в Российской Федерации в пределах прожиточного минимума, не прибегая к помощи государства, за исключением случая, если иностранный гражданин признан нетрудоспособным;
9) по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
10) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания;
11) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев;
12) заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным;
13) является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих. Перечень таких заболеваний и порядок подтверждения их наличия или отсутствия утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действующее законодательство имеет достаточное количество средств, позволяющих оказывать воздействие на недобросовестных мигрантов. Например, пунктом 2 настоящего перечня среди оснований для аннулирования вида на жительство названо финансирование или планирование террористических (экстремистских) актов, оказание им содействия в совершении таких актов или совершение таких актов, а равно иные действия, направленные на поддержание террористической (экстремистской) деятельности. Данный пункт позволяет аннулировать вид на жительство не только на основании вступившего в законную силу приговора суда за финансирование или планирование террористических актов, или совершение таких актов, но и на основании любых данных, дающих основание полагать, что иностранный гражданин или лицо без гражданства занимаются подобными видами деятельности. Такой вывод следует из системного анализа ст. 9 указанного Закона: в пункте 5 данной статьи осуждение иностранного гражданина или лица без гражданства за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления (либо преступления, рецидив которого признан опасным) названо в качестве отдельного основания для аннулирования вида на жительства. Следовательно, обстоятельства, изложенные в пункте 2 (финансирование или планирование террористических (экстремистских) актов, оказание содействия в совершении таких актов или совершение таких актов, а равно иные действия, направленные на поддержание террористической (экстремистской) деятельности) являются самостоятельными основаниями для аннулирования вида лицензии.
Если иностранный гражданин или лицо без гражданства является больным наркоманией, либо не имеет сертификата об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), либо страдает одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, то это является еще одним основанием для отказа в выдаче вида на жительство, либо аннулирования ранее выданного вида на жительство. Однако, если при выдаче вида на жительство лицо не страдало наркоманией или иным из указанных выше заболеваний, а заболело уже после выдачи ему вида на жительство, то органы миграционной службы могут не узнать об этом, так как в законе не предусмотрено права органов миграционной службы по своей инициативе совершать медицинское освидетельствование лиц, которым был выдан вид на жительство. Получается, что о заболевании иностранного гражданина или лица без гражданства орган миграционной службы может и не узнать.
Если разрешение на работу иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, выдано на срок более девяноста суток, то в соответствии с пунктом 8 ст. 13.1 Закона, он обязан в течение тридцати суток со дня получения такого разрешения представить в территориальный орган миграционной службы документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (данный перечень утверждается Правительством РФ), а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции).
Данная норма представляется крайне коррупциогенной. Если закон предусматривает обязанность лица, получившего разрешение на работу, в течение 30 суток представить справку об отсутствии указанных заболеваний, значит, данное лицо будет любыми способами стараться получить такую справку, даже если у него нет оснований для ее получения. По словам опрошенных нами мигрантов, получение полного пакета документов, необходимых для легализации, сопряжено со значительной потерей времени из-за очередей в различных инстанциях. Кроме того, медицинские осмотры у разных специалистов и выдача справок осуществляются только на платной основе. Общая сумма, которую мигранты должны потратить на получение всех документов, составляет в среднем полторы тысячи рублей. Однако уже нашлись посредники, которые предлагают мигрантам существенно ускорить процесс их легализации, однако стоимость «услуг» составляет уже шесть тысяч рублей. То есть коррупциогенность имеет двусторонний характер.
Пробелом законодательства представляется и отсутствие ответственности за незаконную выдачу таких справок. Ведь медицинские работники не всегда могут быть признаны субъектом ст. 290 или 292 УК РФ. Закон предусматривает ответственность лишь за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей (ст. 327 УК РФ), однако нет ответственности за незаконную выдачу такого документа.
Согласно ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях по всей территории России, за исключением территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Однако правильнее, на наш взгляд, было бы прописать, что лицо, которому выдано разрешение на проживание или вид на жительство, имеет право на перемещение только в пределах той территории, где ему было выдано разрешение на проживание или вид на жительство. Если в законе сказано, что временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта РФ, следовательно, было бы логично запретить ему и выезд за пределы той территории, где ему разрешено проживание, ведь выезжать ему оттуда нет необходимости. Иначе запрет на изменение места проживания превращается в профанацию: недобросовестному мигранту достаточно оставаться зарегистрированным на территории того субъекта РФ, где ему было выдано разрешение, чтобы обезопасить себя от проблем с законом при оставлении места регистрации. Ведь лицо, которому выдано разрешение или вид на жительство всегда может заявить, что лишь временно покинуло место регистрации и собирается скоро туда вернуться. Вряд ли в этом можно было бы усмотреть ограничение прав и свобод человека и гражданина (в частности, права на свободное передвижение по территории той страны, где лицу разрешено пребывание). Ведь в ч. 3 ст. 55 Конституции России сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О миграционном учете» имеют статус федеральных законов, поэтому в интересах общества в них следовало предусмотреть запрет мигрантам на выезд за пределы тех территорий, где им разрешено проживание. Например, в ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан регламентировано положение о том, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта РФ, где ему выдано разрешение на работу, либо на территории которого ему разрешено временное проживание. Следовательно, если закон запрещает иностранному гражданину заниматься даже общественно полезной деятельностью вне пределов субъекта регистрации, то было бы логично вообще запретить ему покидать место регистрации. В противном случае, осуществление государственного контроля за поведением мигрантов (о необходимости которого в указанном Законе), оказывается невозможным. К тому же, если мигранту запрещено осуществлять трудовую деятельность вне места регистрации – в силу прямого указания в законе – значит, ему ничего не остается делать, как зарабатывать средства к существованию иными способами. А единственной альтернативой законной деятельности выступает деятельность незаконная. Справедливо замечено, что человек, «будучи лишен возможности удовлетворять свои потребности законным способом», удовлетворяет их «незаконными путями»1. Поэтому нахождение мигранта вне места регистрации оказывается экономически – для него самого – и криминологически нецелесообразным.
Согласно упоминавшемуся Положению о привлечении и использовании иностранной рабочей силы, иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Данное положение зачастую нарушается. В г. Тольятти сотрудники ГАИ выявили 200 водителей пассажирских «Газелей», пребывающих на территории России нелегально. Многие из них не имели специальной квалификации, не следили за техническим состоянием автотранспорта. Некоторые буквально жили в своих машинах2. Как видим, соблюдение миграционного законодательства необходимо не только (и не столько) для упорядочивания миграционных процессов, но и для обеспечения безопасности граждан.
Заключение
Таким образом, нелегальная миграция является существенным фактором организованной преступности, ее финансирования и самоорганизации. В целом преступления, совершаемые нелегальными мигрантами, оказывают негативное влияние на криминальную обстановку региона.
Миграционная политика каждого субъекта РФ в отдельности и государства в целом должна быть направлена на упорядочение миграционных процессов. В первую очередь должна обеспечиваться безопасность граждан, общества и государства, а затем – потребности экономики в трудовых ресурсах, тем более, что решение проблем из нехватки не зависит исключительно от мигрантов извне. Необходимо реализовать все имеющиеся потенциалы населения страны, включая реализацию национальных проектов по повышению благосостояния и увеличению рождаемости, а также по снижению смертности трудоспособного населения.
Поправки в миграционное законодательство, вступившие в действие 15 января 2007 г., в целом следует признать положительными, однако возможности повышения эффективности контроля над сферой миграции до конца не исчерпаны. Насколько эффективными они окажутся, покажет время. Единственное, что можно признать уже сейчас, это то, что без вмешательства государства правопорядок в данной сфере действительно неосуществим.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ ((в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, от 11.11.2003 г. № 141-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ, от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ, от 18.07.2006 г. № 121-ФЗ) // Российская газета. 2002. 31 июля (№ 140).
Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ // Российская газета. 2006. 20 июля (№ 156).
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007 г.) // Российская газета. 2006. 20 июля (№ 156).
Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 г. № 1129). Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146.
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» от 11.11.2006 г. № 665 // Российская газета. 2006. 16 ноября (№ 257).
Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» от 15.11.2006 г. № 682 // Российская газета. 2006. 16 ноября (№ 257).
Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000 г.) // Российская газета. 1997. 26 декабря (№ 247).
Научная и специальная литература:
Бабаев М.М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. М., 1999.
Берзин В.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города? (На материалах г. Москвы): Автореф. дисс… к.ю.н. М., 1999.
Жирнягин Ю.В. Миграционная ситуация на территории Самарской области / Миграция в России: проблемы правового обеспечения: Сборник научных статей / Под ред. М.В. Немытиной. Саратов: СЮИ МВД России, 2001.
Метелев С.С. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: Автореф. дисс… к.ю.н. Омск, 1996.
Регент Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М., 1999.
Терентьев Д. Один год из жизни Зароба Хаёловича // Совершенно секретно. Международный ежемесячник. 2007. № 2 (213). С. 8 - 9.
Устинов В.С. Глава 15. Организованная преступность // Криминология: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. СПб.: Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2005.
Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000.
Цориева Е.С. Преступность вынужденных мигрантов. (По материалам Республики Северная Осетия – Алания) / Под ред. В.Е. Эминова. Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2004.
Экономика и право. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахметова. М., 2005.
Ягодин С. Миграция в России: реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в субъектах Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 3. С. 184.
Публикации в периодической печати и Интернет-сайтах:
Ведомости. 2007. 16 января (№ 5 (1779)). С. А3.
Ведомости. 2007. 18 января (№ 7 (1781)). С. А4.
Доклад Заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной Думы В.В. Бобырева на «круглом столе» по вопросу: «Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией» // http://sartraffic.sgap.ru/i.php?oper=read_file&filename=conf_report/0003.htm
Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2004. 23 ноября (№ 219 (3058)). С. 19.
Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2005. 12 ноября (№ 213 (3297)). С. 12.
Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2005. 21 декабря (№ 240 (3324)). С. 16.
Коррупция в городе Тольятти и Самарской области: особенности и тенденции //
«Нашей власти должно быть подконтрольно все»: Интервью А.В. Коновалова ежедневной деловой газете «Ведомости» // Ведомости. 2006. 25 декабря (№ 243 (1770)). С. А5.
Площадь Свободы. 2003. 16 февраля.
Площадь Свободы. 2006. 22 ноября. С. 4.
Постскриптум Тольятти. 2007. 29 января (№ 3 (142)). С. 2.
Право. Издание ГУВД Самарской области. 2005. 18 февраля (№ 6 (668)). С. 3 – 4.
Право. Издание ГУВД Самарской области. 2006. 15 декабря (№ 49 (759)). С. 3.
Право. Издание ГУВД Самарской области. 2007. 26 января (№ 3 (764)). С. 2, 15.
Репортёр - Самара. 2003. 05 сентября (№ 32 (200)). С. 8.
Репортёр - Самара. 2004. 02 апреля (№ 12 (228)). С. 6.
Репортёр - Самара. 2004. 03 сентября (№ 34 (250)). С. 5.
Российская газета. 2002. 13 ноября (№ 215); 2002. 14 ноября (№ 216).
Самарское обозрение. 2004. 17 мая (№ 20 (425)). С. а24.
Самарское обозрение. 2005. 21 ноября (№ 48 (505)). С. а15.
Самарское обозрение. 2006. 22 января (№ 3 (619)). С. а21.
Самарское обозрение. 2006. 09 октября (№ 77 (593)). С. а14.
Тольяттинское обозрение. 2004. 26 марта (№ 54 (959)). С. 6.
Тольяттинское обозрение. 2006. 9 декабря. С. 3.
Тольяттинское обозрение. 2007. 19 января (№ 21 (1645)). С. 5.
1 Регент Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М., 1999. С. 9.
2 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000 г.) // Российская газета. 1997. 26 декабря (№ 247).
3 Бабаев М.М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. М., 1999. С. 78; Метелев С.С. Криминальная миграция: характеристика и предупреждение: Автореф. дисс… к.ю.н. Омск, 1996. С. 9; Берзин В.А. Криминологическая характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города? (На материалах г. Москвы): Автореф. дисс… к.ю.н. М., 1999. С. 6 - 7; Цориева Е.С. Преступность вынужденных мигрантов. (По материалам Республики Северная Осетия – Алания) / Под ред. В.Е. Эминова. Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2004. С. 168.
1 Жирнягин Ю.В. Миграционная ситуация на территории Самарской области / Миграция в России: проблемы правового обеспечения: Сборник научных статей / Под ред. М.В. Немытиной. Саратов: СЮИ МВД России, 2001. С. 120-121.
2 Экономика и право. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахметова. М., 2005. С. 11.
3 Устинов В.С. Глава 15. Организованная преступность // Криминология: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. СПб.: Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2005. С. 358.
1 Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2004. 23 ноября (№ 219 (3058)). С. 19.
2 Данная информация получена грантополучателем в ходе опроса 56 представителей органов внутренних дел, прокуратуры, суда, адвокатуры. В связи со специфичностью и официально закрытостью оперативно-розыскной информации по теме исследования, представлялось реально невозможным проведение анкетирования правоохранителей.
1 Самарское обозрение. 2006. 09 октября (№ 77 (593)). С. а14.
2 Самарское обозрение. 2006. 09 октября (№ 77 (593)). С. а14.
1 Самарское обозрение. 2006. 09 октября (№ 77 (593)). С. а14.
2 Там же.
1 Самарское обозрение. 2004. 17 мая (№ 20 (425)). С. а24.
1 Репортёр - Самара. 2004. 02 апреля (№ 12 (228)). С. 6.
2 Площадь Свободы. 2003. 16 февраля.
3 См., напр.: Коррупция в городе Тольятти и Самарской области: особенности и тенденции // («…Ту практику, которую они вели на своей родине, они продолжают практиковать и здесь. Периодические подношения начальству (не за какие-то конкретные действия в пользу дающего, а «на всякий случай») являются своего рода частью национального менталитета (взятка-хоп)…».
4 Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2005. 21 декабря (№ 240 (3324)). С. 16.
1 Самарское обозрение. 2006. 22 января (№ 3 (619)). С. а21.
1 Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2005. 12 ноября (№ 213 (3297)). С. 12.
2 Самарское обозрение. 2005. 21 ноября (№ 48 (505)). С. а15.
1 Право. Издание ГУВД Самарской области. 2007. 26 января (№ 3 (764)). С. 2.
1 Репортёр - Самара. 2004. 03 сентября (№ 34 (250)). С. 5.
2 Репортёр - Самара. 2003. 05 сентября (№ 32 (200)). С. 8.
3 Право. Издание ГУВД Самарской области. 2005. 18 февраля (№ 6 (668)). С. 3 – 4.
1 Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2004. 23 ноября (№ 219 (3058)). С. 19.
2 Право. Издание ГУВД Самарской области. 2005. 18 февраля (№ 6 (668)). С. 3 - 4.
3 Тольяттинское обозрение. 2004. 26 марта (№ 54 (959)). С. 6.
4 Постскриптум Тольятти. 2007. 29 января (№ 3 (142)). С. 2.
1 Право. Издание ГУВД Самарской области. 2006. 15 декабря (№ 49 (759)). С. 3.
2 Ведомости. 2007. 18 января (№ 7 (1781)). С. А4.
3 Ведомости. 2007. 16 января (№ 5 (1779)). С. А3.
4 Ягодин С. Миграция в России: реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в субъектах Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2001. № 3. С. 184.
5 Доклад Заместителя председателя Комитета по безопасности Государственной Думы В.В. Бобырева на «круглом столе» по вопросу: «Незаконная миграция, ее влияние на криминогенную обстановку в Российской Федерации. Проблемы законодательного обеспечения борьбы с незаконной миграцией». // http://sartraffic.sgap.ru/i.php?oper=read_file&filename=conf_report/0003.htm
6 Терентьев Д. Один год из жизни Зароба Хаёловича // Совершенно секретно. Международный ежемесячник. 2007. № 2 (213). С. 8.
7 Коммерсантъ – Среднее Поволжье. 2004. 23 ноября (№ 219 (3058)). С. 19.
1 Тольяттинское обозрение. 2006. 9 декабря. С. 3.
2 Право. Издание ГУВД Самарской области. 2007. 26 января (№ 3 (764)). С. 15.
3 Мигранты разбегаются. (Тольяттинские рынки пустеют) // Тольяттинское обозрение. 2007. 19 января (№ 21 (1645)). С. 5.
4 Всего в рамках исследования было опрошено 37 человек, на которых распространяет свое действие Закон о миграционном учете. Опрос проводился в устной форме, так как респонденты не соглашались заполнять письменные анкеты. К тому же, многие из них не умеют писать по-русски и плохо владеют русским языком.
1 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ ((в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ, от 11.11.2003 г. № 141-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ, от 02.11.2004 г. № 127-ФЗ, от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ, от 18.07.2006 г. № 121-ФЗ) // Российская газета. 2002. 31 июля (№ 140).
1 «Нашей власти должно быть подконтрольно все»: Интервью А.В. Коновалова ежедневной деловой газете «Ведомости» // Ведомости. 2006. 25 декабря (№ 243 (1770)). С. А5.
1 «Нашей власти должно быть подконтрольно все»: Интервью А.В. Коновалова ежедневной деловой газете «Ведомости» // Ведомости. 2006. 25 декабря (№ 243 (1770)). С. А5.
1 Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ // Российская газета. 2006. 20 июля (№ 156).
1 Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 г. № 1129). Утверждено Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146.
1 Российская газета. 2002. 13 ноября (№ 215); 2002. 14 ноября (№ 216) (уточненная форма миграционной карты).
1 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» от 11.11.2006 г. № 665 // Российская газета. 2006. 16 ноября (№ 257).
2 Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» от 15.11.2006 г. № 682 // Российская газета. 2006. 16 ноября (№ 257).
3 Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007 г.) // Российская газета. 2006. 20 июля (№ 156).
1 Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М., 2000. С. 160.
2 Площадь Свободы. 2006. 22 ноября. С. 4.