Реферат
Психология фиолетового цвета
Фиолетовый цвет
В то время, как черный означает абсолютное ничто,
фиолетовый представляет собой скрытую тайну…
Готфрид Хаупт: диссертация «Цветовая символика в сакральном искусстве»
Пожалуй, нет другого столь же противоречивого и двойственного цвета, как фиолетовый. В нем соединились страсть красного и сдерживающие компоненты синего цвета. Возбуждающий фанатизм красного цвета соприкасается в нем с фатализмом синего цвета. Соединение в единое целое противоположных сил мужского начала, присущего синему цвету, и женского, материнского начала, присущего красному цвету, рождает необычайное напряжение фиолетового цвета. Духовное начало синего цвета противостоит здесь плотскому началу красного цвета. Это цвет выравнивания и равновесия, цвет меры, сдержанности и соответствия, цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости. Он символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенного знания. С другой стороны, он способствует эндогенной возбудимости, выражает внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс творческого открытия. С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние. В то же время фиолетовый цвет выражает тревогу, волнение, страдание, горе, скорбь, печаль, отречение, покорность, меланхолию.
ФАНАТИЗМ КРАСНОГО | Ы | ПРИМИРЯЮЩАЯ ГАРМОНИЯ ФИОЛЕТОВОГО | Ы |
ФАТАЛИЗМ СИНЕГО |
Как и другие цвета, фиолетовый цвет отражает различные эмоции человека. При этом он может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Ориентироваться в его символике может помочь выделение полюсов спектра семантических значений фиолетового цвета: от полюса негативных значений к полюсу позитивных значений.
Позитивный семантический полюс |
+ | _ |
Негативный семантический полюс |
|
равновесие, соответствие мистика, колдовские чары сокровенное знание покаяние |
фиолетовый цвет |
внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия |
Ассоциации
Вильгельм Вундт приписывал сумеречному фиолетово-синему цвету одновременно склонность к мрачно-меланхолической серьезности и взволнованно-тоскливому настроению. Ученик В. Вундта Ф. Стефанеску-Гоанга характеризовал действие этого цвета как «завуалированное возбуждение», отмечая самую частую ассоциацию на фиолетовый цвет - “вечерние сумерки”. Характерно, что при созерцании вечернего фиолетового неба у испытуемых возникали мысли о смерти и конце мира (Stefanescu-Goanga F., 1912).
И.В. Гете также связывал фиолетовый цвет с “ужасом конца света”. Свое учение о цвете великий немецкий поэт считал главным делом своей жизни (Гете И.В., 1996, с. 281-349).
Как показывают проведенные Ингрид Ридель (Riedel I., 1983) ассоциативные эксперименты, фиолетовый цвет связывается, прежде всего, с заходом солнца и его отражением в облаках, в воде, на песке или на снегу.
С фиолетовым цветом очень часто ассоциируются фиолетовые цветы: фиалки, сирень, прострел сон трава, безвременник осенний, которые цветут, прежде всего, при смене времен года.
Из плодов следует назвать, прежде всего, сливы, из овощей - краснокочанную капусту и баклажаны (которые на юге России и Украины называют “синенькие”).
Тонкие корешки у многих растений часто бывают фиолетового цвета.
Животные, имеющие фиолетовую окраску - это, прежде всего, разнообразные обитатели моря, такие как медузы, фиолетовые рыбы или же пурпурные улитки, которые использовались в Средние века для изготовления различных оттенков фиолетовой краски.
С фиолетовым цветом ассоциируются также фиолетовые бабочки и птицы.
Среди камней с фиолетовым цветом ассоциируется, прежде всего, аметист с его нежной лиловой окраской. В католической церкви кардинал носит фиолетовый аметист в перстне как символ воздержанности. Считается также, что аметист охраняет от пьянства.
Фиолетовый цвет символизирует страсти и страдания Иисуса Христа. Это центральный цвет адвента и передней части алтаря. Фиолетовый цвет символизирует пост.
В символике фиолетового цвета соединяется витальное начало красного цвета и трансцендентальное начало синего цвета.
В последнее время фиолетовый цвет ассоциируется также с движением феминизма как цвет самовыражения и самоутверждения женщины.
Психическое воздействие
Согласно тесту цветовых пирамид Макса Пфистера, фиолетовый цвет способствует эндогенной возбудимости и выражает “беспокойство, имеющее или творческий или мешающий характер”. Фиолетовый цвет можно было бы просто назвать “мешающим цветом”. Во второй редакции теста цветных пирамид R. Heiss и H. Hiltmann (Heiss R., Hiltmann H., 1951) называют фиолетовый цвет “двуличным смешением цветов”, в котором в одинаковой мере соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты. R. Heiss и H. Hiltmann используют два варианта фиолетового цвета: темный красно-синий цвет (фиолетовый цвет № 2) и светлый сине-красный (фиолетовый цвет №3). В тесте цветных пирамид фиолетовый цвет №3 выбирался преимущественно испытуемыми из группы клинического риска. Он оказывал явно подавляющее, приглушающее воздействие, что дало основание R. Hiess и H. Hiltmann оценить его скорее негативно, потому что в результате такого воздействия трудно найти возможность устранить внутреннее беспокойство, которое может означать как опасность, так и шанс чего-то нового.
Согласно Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912), воздействие фиолетового цвета характеризуется в основном как “угнетающее, подавляющее, вызывающее печаль, полную меланхолии и тоски”.
По E. Heimendahl (Heimendahl E., 1961), фиолетовый цвет может выражать “напряжение, неудовольствие, неудовлетворенность, беспокойство, обременение, отягощение, отречение, покорность или меланхолию.”
H. Frieling и X. Auer в своей книге “Человек, цвет, пространство” различают красно-фиолетовый и сине-фиолетовый цветовые оттенки. Психологическое воздействие красно-фиолетового цвета их испытуемые описывали как “чарующее, двоякое, противоречивое, хилое и болезненно-ослабленное”, а воздействие сине-фиолетового как “мистическое, беспокойное, обременяющее, отягощающее” (Frieling H., Auer X., 1956).
Символика
Согласно E. Heimendahl, фиолетовый цвет - это самый двойственный и противоречивый цвет”. “Ни один другой цвет не заполняет собой столь явно промежуточное положение между жизнью и смертью” (Heimendahl E., 1961).
K. Kцstlin [] считает, что в соединении синего и красного цвета в фиолетовом нет подлинного слияния. По его мнению, в фиолетовом цвете одновременно утверждают себя энергии и красного, и синего цвета, которые в то же время борются друг с другом.
В. Кандинский воспринимал фиолетовый цвет как охлажденный красный цвет, в физическом и психическом смысле. Он несет в себе поэтому что-то болезненное, затухающее, что-то печальное (Кандинский В., 1996, с. 181-220).
H. Frieling и X. Auer (Frieling H., Auer X., 1956), учитывая тревожное воздействие фиолетового цвета, вызывавшего у И.В. Гете, как уже говорилось, ужас конца света, даже рекомендуют использовать фиолетовый цвет для отметок мест радиоактивного заражения.
J. Chevalier (Chevalier J., Ghreerbrant A., 1974), напротив, видит в фиолетовом цвете уравновешенное сочетание пропорций красного и синего цвета. Фиолетовый цвет символизирует для него опосредующее начало, равновесие между небом и землей, органами чувств и духом, страстью и разумом, любовью и мудростью. Таким образом, для J. Chevalier фиолетовый цвет - это цвет меры, сдержанности и соответствия.
I.C. Cooper, автор “Иллюстрированной энциклопедии традиционных символов”, классифицирует фиолетовый цвет по четырем категориям:
1) знание и интеллект;
2) религиозная самоотверженность, святость, смирение, покорность и покаяние;
3) тревога, волнение, страдание, горе, скорбь и печаль;
4) возраст и старость.
Для него фиолетовый цвет - это тоже цвет выравнивания и равновесия (Cooper I.C., 1978).
Иоланда Якоби (Jacobi J., 1969, 1980) рассматривает фиолетовый цвет именно в контексте объединения двух крайних эмоциональных противоположностей - двух полюсов - синего и красного цвета. Для нее фиолетовый цвет - это цвет “величия, мистики и мудрости”. Фиолетовый цвет символизирует “волшебство и магию, сокровенное знание и колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение”. В церковно-религиозном контексте фиолетовый цвет символизирует, прежде всего, покаяние. И. Якоби считает, что в фиолетовом цвете воплотилась “борьба духа с плотью, чтобы суметь наполнить ее собой”. Если синий цвет символизирует божественное начало, эфирное пространство, то красный цвет символизирует человеческое начало, кровь и тело. В фиолетовом цвете эти начала соединяются.
Идущая от К.Г. Юнга традиция интерпретации образов исходит из того, что фиолетовый цвет может означать неразделенное единство синего и красного цвета, представляя собой андрогинную сущность, соответствующую той ступени развития, которая еще предшествует разделению мужского и женского на отдельные сущности.
М. Люшер также считает фиолетовый цвет смешением красного и синего цвета. Он как бы пытается слить воедино противоположности красного цвета, как выражения импульсивного стремления к завоеванию и овладению, и синего цвета как выражения нежной готовности довериться и отдаться. По М. Люшеру, в фиолетовом цвете выражается способность к идентификации, эмпатии, даже к переживанию единства в духе. Символизируемое фиолетовым цветом мистическое отождествление (“participation mystique”), например, между человеком и животным, так называемым тотемом, Леви-Бруль установил в примитивных родовых религиях.
Выражая такое переживание единения, фиолетовый цвет связан с волшебством и магией. В соответствии с этим в предпочтении фиолетового цвета М. Люшер видит желание “магических отношений”, желание очаровывать и быть очарованным. За этим стоит также желание снять противоположность субъекта и объекта. Уничтожение субъективно-объективных противоречий, способность уничтожить противоположность между желанием и действительностью – это и есть то мистическое, магическое и волшебное, символизируемое фиолетовым цветом.
Идентификация с партнером, символизируемая фиолетовым цветом, понимается в связи с этим либо положительно как интуитивно-чувственное постижение и понимание, либо к ней стремятся как к эротическому слиянию, либо к идентификации относятся скорее отрицательно, как к витающей в чем-то непонятном нерешительности и неопределенности.
С такой недифференцированностью фиолетового цвета, с еще не определившимся разделением на красный и синий полюсы, на мужское и женское, связано, возможно, то обстоятельство, что 75% детей школьного возраста, не достигших еще периода полового созревания, предпочитают фиолетовый цвет и ставят его на первое место в тесте М. Люшера, в то время как взрослые испытуемые выбирают, как правило, фиолетовый цвет на третьем, четвертом, пятом, шестом или седьмом месте. Среди умственно отсталых детей фиолетовый цвет выбирают 85%.
Многие женщины предпочитают фиолетовый цвет в тесте М. Люшера во время беременности, что может быть обусловлено гормонально. Сразу же после родов этот цвет либо совершенно отвергается ими, либо избирается на основании индивидуального вкуса.
М. Люшер отмечал также в своих исследованиях, что фиолетовый цвет предпочитают гомосексуальные пары, в которых мужской и женский полюс в отношениях слит в недифференцированное единство. Во Франции гомосексуалистов называют «фиолетовыми» («les Violets»).
Отвержение фиолетового цвета свидетельствует, в соответствии с этим, о подавлении желания слияния и единения. Часто это связано с отсутствием предпосылок для этого. Место радости эротического очарования занимает принципиальная сдержанность или желание ясных, выясненных отношений.
Содержащийся в фиолетовом цвете символический смысл переносится часто на области эстетики и профессиональной деятельности.
В теории звук-цвет, разработанной русским композитором Александром Николаевичем Скрябиным, фиолетовый цвет в большой октаве соответствует ноте «до», «…несущей состояние торжественности, неясного грядущего начала и, оттого, тревожности».
В Пифагорейской школе, связывавшей воедино число-звук-цвет, фиолетовый цвет соотносится с числом «11».
Опираясь на исследования М. Люшера, можно проанализировать предпочтение или отвержение фиолетового цвета в одежде. С начала восьмидесятых годов фиолетовый цвет считается модным. Особенно он распространился в феминистическом движении на Западе. Конечно же, важную роль при этом играют нюансы фиолетового цвета. Светлый розово-фиолетовый (pink) цвет может соответствовать приверженности к музыке Pink-Floyd или soul. Если в одежде человека есть элементы глубоких фиолетовых тонов, то это может говорить о желании очаровывать, покорять своим волшебством и, в то же время, быть самому очарованным и покоренным волшебством. Глубокий фиолетовый цвет связан со стремлением к магии и магическим действиям, которые также в последние годы становятся все более массовыми и популярными.
Склонность к изысканности, к эксцентричности всегда была связана с особым предпочтением фиолетового цвета.
Еще несколько поколений назад темный фиолетовый цвет считался цветом старости, цветом бабушек, а также вдов. Когда этот цвет выбирает сегодня молодое поколение, это может говорить также и о некоторой ностальгии к прошлому. Изоляции и отчуждению во многих областях общественной и личной жизни противостоят сегодня у многих наших современников особенно сильные желания взаимного проникновения и слияния в области межличностных отношений. Аналогичная ситуация наблюдается в религиозной области, где одновременно существуют, с одной стороны, тенденции поиска и стремления к слиянию с духовными группами и их лидерами, а с другой стороны, поиск собственного мистического опыта.
Если, с одной стороны, в этом можно видеть скорее регрессивные тенденции бегства и поиска убежища в неразделенности противоречий, которую символизирует фиолетовый цвет, то, с другой стороны, прогрессивная противоположная тенденция связана со стремлением снять существующую расколотость на противоположности, например, символизируемые красным и синим полюсом переживаний. Цель этой тенденции - интеграция противоположностей в единую целостную личность. В этом контексте можно рассматривать, например, стремление феминистического движения одинаково развивать мужские и женские составляющие личности женщины, а не ограничиваться более на зауженных представлениях о женской половой роли. У мужчин иногда наблюдается похожая тенденция, направленная на достижение новой целостности личности. Такую целостность и символизирует фиолетовый цвет.
В этой связи можно упомянуть и частый выбор фиолетовой одежды гомосексуальными парами внутри женского движения. При этом женское начало как бы достигает полноты и самоутверждения в фиолетовом цвете, приобретает уверенность и самостоятельность, переставая быть ориентированным на отношение к мужчине.
Для биполярности или бисексуальности также характерен фиолетовый цвет соединяющий в себе два полюса: красный и синий.
Превращение фиолетового цвета в модный цвет и сохранение его популярности уже в течение многих лет связано, возможно, с утверждением нового антропологического идеала, андрогина или человека-гермафродита. Гермафродит отнюдь не аморфен и недифференцирован, он также уже оставил позади в своем развитии стадию определения в своей сущности полярности мужской и женской составляющих. Гермафродит находится как бы по другую сторону этой полярности, стоя «выше» разделения на мужское и женское, одновременно включая в себя в единой целостности и ту, и другую составляющую. Согласно легенде, гермафродит появился из слияния двух полных величия и славы начал, мужского и женского, Гермеса и Афродиты.
В отличие от гермафродита андрогин - это недифференцированная сущность, в которой еще не выделилась поляризация мужского и женского. И ту, и другую форму сочетания составляющих фиолетового цвета и символизирует собственно фиолетовый цвет. В одном случае он выражает недифференцированное, полное внутреннего напряжения смешение двух начал, в другом, - сознательное объединение в целостную, взаимоуравновешивающую сущность.
Архетипы
На уровне архетипов можно связать с фиолетовым цветом символику фиолетового одеяния католических священников, как посредников между небом и землей.
Посредником между небом и землей считается также и сам Иисус Христос. Католическая традиция иконографии изображает принявшего человеческий облик и человеческие страдания Христа в фиолетовых одеждах.
Согласно христианскому вероучению, Иисус Христос выполнил в человеческом воплощении свою миссию, кульминацией чего стало распятие на кресте. Отдавая витальное красное начало, которое характеризует его как человека, он переходит в трансцендентальную синюю сущность, которая характеризует его как Сына Божия. Этот путь можно символически представить фиолетовым цветом, в котором красная составляющая отступает, уступая место синей составляющей. J. Chevalier так выражает единство противоположных друг другу сил фиолетового цвета, символически характеризующее Христа: “Христос словно в браке с самим собой”.
Фиолетовый цвет - это также цвет мучеников, которые, как и Христос, причастны к таинству преображения. Это архетипическое значение фиолетового цвета проявляется в больших христианских праздниках, символизирующих обновление. В католической церкви в предрождественские дни, во время страстной недели и поста передняя часть алтаря украшается предметами фиолетового цвета.
Как цвет творческого напряжения и преображения фиолетовый цвет встречается во многих проявлениях архетипов преображения мира. Например, книжные иллюстрации раннего средневековья изображали орла, крик которого открывает Апокалипсис, в фиолетовом цвете. Вся апокалипсическая сцена с криком орла и трубным звоном изображалась на фиолетовом фоне, который позволял интерпретировать ее как преображение мира. Рождение Христа, с которым христианская традиция связывает начало новой эры, в традиции книжной живописи раннего средневековья изображалось на фоне индиго, самого темного оттенка фиолетового цвета.
Архетипический образ двуполости, олицетворяемый в греческой мифологии гермафродитом, связан с символикой фиолетового цвета. Алхимия связывает фиолетовый цвет с процессом духовной трансформации.
В индийской культуре фиолетовый цвет часто символизирует переселение душ. В западноевропейском фольклоре фиолетовый цвет, наряду с синим, символизирует верность. При этом соединение мужского и женского символически представлено здесь как соединение синего и красного в фиолетовом цвете.
Очень интересная амбивалентная символика присуща фиолетовому полудрагоценному камню аметисту. В греческом языке “аметисиос” означает “непьющий”. Возможно, поэтому в античном мире этот камень использовался как средство против яда и опьянения. В христианской культуре аметист, благодаря своему цвету, напоминающему скромную фиалку, носили как символ смирения и покорности, связывая их со страданиями Христа. В строительстве небесного Иерусалима одним из основных камней считался аметист.
Шкала нюансов фиолетового цвета и их символики распространяется от витального красного цвета, самого теплого полюса этой шкалы, до трансцендентного синего цвета, самого холодного полюса. Между этими полюсами можно выделить следующие цвета: пурпурный, красно-фиолетовый, лиловый (средне-фиолетовый), сине-фиолетовый и индиго.
Пурпурный или «остывший» красный цвет воплощает достоинство и авторитет. В этот цвет окрашены одежды властелина богов Юпитера, а также византийского императора. Традиция изображения императора распространилась в византийском искусстве на цвет царственного пурпурного плаща Иисуса Христа на многочисленных византийских мозаиках, что придает его образу скорее царственное, чем страдающее значение. В этом же контексте можно рассматривать и пурпурное одеяние католических кардиналов.
Красно-фиолетовый цвет, который можно считать еще более остывшим красным цветом, несет в себе сильное напряжение между красным и синим цветом, в котором все же явно преобладает красная составляющая. Этот цвет оказывает двойственное воздействие. Он может как очаровывать, так и, особенно в более светлых оттенках, действовать как что-то болезненное и тщедушное.
В лиловом или средне-фиолетовом цвете красная и синяя составляющие уравновешивают друг друга. Лиловый цвет воплощает равновесие, соединение противоположностей между небом и землей, чувственным и духовным, любовью и мудростью, что находит свое символическое воплощение в образе андрогина и гермафродита. Как соединение мужского и женского начала лиловый цвет символизирует также верность. Это цвет меры, соразмерности, воздержанности и скромности.
Сине-фиолетовый цвет с преобладанием синей составляющей опять же несет в себе сильное напряжение, действует как что-то тяжелое и неспокойное, что выражается в символике жертвы, раскаяния, смирения и покаяния. В сине-фиолетовых одеждах предстает страдающий Христос в Гефсиманском саду и при распятии на кресте. Иногда в сине-фиолетовых одеждах изображается Мария Магдалена.
Черная тяжесть окончательно перевешивает в цвете индиго, самом темном оттенке фиолетового цвета. Индиго - это цвет Апокалипсиса, цвет гневных тибетских богов Бардо. Именно этот оттенок фиолетового цвета вызывал у испытуемых Ф. Стефанеску-Гоанга (Stefanescu-Goanga F., 1912) непреодолимые мысли о смерти и конце мира.
Литература
Гете, И.В.: К учению о цвете (хроматика). В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 281-349
Кандинский, В.: О духовном в искусстве. В: Психология цвета. Сб. пер. с англ. - М.: “Рефл-бук”, К.: “Ваклер” 1996, с. 181-220
Лёйнер Х.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос” 1996
Лёйнер Х.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, № 3, 4
Мифы народов мира, тт. 1, 2, М, “Сов. энциклопедия”, 1991
Николаев, С.М.: Камни - мифы, легенды, суеверия..., Новосибирск, “Наука” Сибирская издательская фирма РАН, 1995, с. 29-30
Лапланш, Ж.; Понталис, Ж.-Б.: Словарь по психоанализу / Пер. с франц. Н.С. Автономовой. - М., Высш. шк. 1996
Обухов, Я.Л.: Образ-рисунок-символ, Журнал практического психолога, 1996, № 4, с. 44-54
Обухов, Я.Л.: Красный цвет, Журнал практического психолога, 1996, № 5, с. 39-47
Обухов, Я.Л.: Синий цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 1, с. 30-41
Обухов, Я.Л.: Желтый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 2, с. 65-79
Обухов, Я.Л.: Оранжевый цвет, Журнал практического психолога, 1997, № 5
Обухов, Я.Л.: Символдрама: Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. - М., “Эйдос” 1997
Birren, F.: Color Psychology and Color Therapy, New York 1950
Chevalier, J. / Ghreerbrant, A.: Dictionnaire des symboles, Paris 1974
Cooper, I.C.: An illustrated Enzyclopaidie of Traditional Symbols, London 1978
Frieling, H. / Auer, X.: Mensch, Farbe, Raum, Mьnchen 1956
Heiss, R./ Hiltmann, H.: Farbpyramidentest, Bern 1951
Heiss, R./Halder, P.: Farbpyramidentest, 2. Aufl., Bern 1975
Heimendahl, E.: Licht und Farbe, Berlin 1961
Itten, J.: Kunst der Farbe, Ravensburg 1962
Jacobi, J.: Vom Bilderreich der Seele, Olten 1969, Oettingen 1980
Kast, V.: Das Assotiationsexperiment in der therapeutischen Praxis, Fellbach/Oeffingen 1980
Lьscher, M.: Klinischer Lьscher -Test, Basel 1970
Riedel, I.: Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie, Kreuz Verlag, Stuttgart 1983
Stefanescu-Goanga, F.: Experimentelle Untersuchungen zur Gefьhlsbestimmung der farben, in: Psych. Studien XII, 1912