Бауман и Вальдо (Bauman, Waldo, 1998) отмечали странность того, что экзистенциальной теории уделяется так мало внимания в литературе по психологическому консультированию. Они высказали предположение, что, возможно, экзистенциальная теория не привлекла к себе более широкого внимания в силу того, что не нашлось какого-то одного известного практика или теоретика, который бы представил этот подход. Хотя это верно лишь отчасти ( Ролло Мэй и Ирвин Ялом - широко известные экзистенциальные теоретики), существуют другие предубеждения, которые могут помешать многим студентам и практикам более полно и глубоко понять, что может дать консультированию экзистенциальный подход.
Во-первых, экзистенциальный подход в консультировании часто рассматривается как излишество, которое применимо лишь для "хорошо озабоченных" клиентов, у которых есть время и деньги для участия в работе по личностному росту. Во-вторых, экзистенциальная психология часто рассматривается как эзотерическая и слишком абстрактная для того, чтобы иметь практическое приложение к конкретным случаям клиентов. И третья - многие считают, что экзистенциальный подход основан на чрезвычайно негативном взгляде на людей и их существование и, следовательно, для большинства клиентов не является психологически полезным.
Эта статья останавливается на каждом из этих общепринятых предубеждений. Такие предвзятые мнения могут серьезно затемнить позитивные аспекты и потенциал консультирования с позиций экзистенциального подхода. Высказывается идея о том, что значительно более позитивный взгляд на экзистенциальную теорию не только возможен, но и весьма желателен. Главная цель данной статьи - дать некоторое практическое руководство относительно того, как экзистенциальная аутентичность может быть преобразована в консультативный процесс, что может оказать позитивное влияние на результаты консультирования. В частности, эта статья постулирует ряд основополагающих экзистенциальных ценностей, которые, будучи более полно внедренными в традиционную практику консультирования, могут сделать значительно более глубоким эффект усилий терапевта. (Krueger & Hanna, 1997). Предполагается, что это справедливо даже, если консультант использует методы интервенции, свойственные другим теоретическим подходам.
Этот раздел посвящен некоторым заблуждениям относительно экзистенциализма, которые легко могут стать причиной того, что данный подход будет отброшен как неприменимый или непрактичный для большей части консультативной работы. Первое: экзистенциализм - это философское направление, охватывающее различных мыслителей (напр. Хейдегер, Ницше, Сартр). Это делает затруднительным разъяснение его практической значимости для психологической деятельности подобной консультированию. Высказывалось мнение, что экзистенциализм это, скорее, группа мыслителей, рассуждающих о человеческом существовании, нежели единая философская школа (Warnjck, 1970). Далее: авторы которые преобразовывали экзистенциальные концепции в "экзистенциальную психологию" (May, 1958; 1977; 1983; Yalom, 1980) часто делали это скорее в форме абстрактной концепции, чем в виде практического "что именно должен делать консультант". Вследствие этого трудно четко отделить консультирование, основанное на экзистенциальном подходе от других теоретических систем. Заметным исключением из этой тенденции являются работа Бюдженталя (Bugental, 1978; 1981; 1987; 1999), который посвятил несколько десятилетий разъяснению процесса и целей экзистенциально ориентированной терапии. Его самая важная работа "Искусство психотерапевта" (Bugental, 1987) дает всеобъемлющий анализ навыков, коммуникационных процессов и ценностных установок, необходимых консультанту или терапевту для работы в рамках экзистенциально-гуманистического подхода.
Как отмечалось выше, существуют по меньшей мере три основные заблуждения в отношении практической значимости экзистенциального подхода для консультирования. Первое можно охарактеризовать как мнение, что консультирование или терапия с экзистенциальных позиций применима только к достаточно подготовленным и психологически здоровым людям. Стереотипное выражение для обозначения таких людей - "хорошо озабоченные". Однако каждый человек, по определению, обладает "существованием" (англ. "existence" - Е.М.). Экзистенциальная мысль всегда была озабочена данностью "как я буду жить", фундаментальными условиями жизни, в которых оказываются люди. Более точно можно сказать, что каждый человек "отвечает" на экзистенциальный вопрос "как я буду жить" тем, как он выстраивает свою жизнь день за днем (Chessic, 1996; Bugental, 1981; Taylor, 1991). Таким образом, применение экзистенциальной теории в консультировании более всего фокусируется на том, как клиент формирует для жизненного функционирования систему конструктов "Я - и - Мир". Система конструктов "Я - и - Мир" может быть определена как концепция, которой придерживается каждый из нас, относительно того, кем и чем мы являемся, и как функционирует наш мир (Bugental, 1978, p.178). На практическом уровне система конструктов "Я - и - Мир" оценивается в ходе консультирования через исследование на субъективном уровне лично значимых структур (убеждений) и самовосприятия клиента, поскольку это составляет основу существования клиента в мире. Бюдженталь (1987; 1999) считает, что система конструктов "Я - и - Мир" является центральной для функционирования личности, но очень часто не осознается то, что она является источником жизненных проблем и эмоционального дистресса. Однако, систему конструктов "Я - и - Мир" не следует оценивать как негативную, т.к. она помогает человеку прокладывать путь среди жизненных обстоятельств. Она является настолько основополагающей и существенной, что, образно говоря, облегчает решение всех жизненных задач, включая ежедневные заботы. Cистема конструктов "Я - и - Мир" это "скафандр" (Bugental, 1999), который делает возможной человеческую жизнь в мире, не имеющем в экзистенциальном плане абсолютной структуры или смысла (источник экзистенциальной тревоги). С позиций экзистенциального подхода, все консультируемые клиенты, должны обрести большее осознание того, каким образом их система конструктов "Я - и - Мир" поддерживает и облегчает их жизнь, и, в то же время, как она ограничивает и делает невозможным более эффективную жизнь (особенно в связи с 'клиническими' беспокойствами, которые были представлены). Экзистенциальное утверждение, что люди свободны и у них есть выбор (Charme, 1997; Plantinga, 1997), здесь становится центральным: наши "скафандры" могут быть изменены, чтобы стать более приспособленными и удовлетворительными. Но для этого требуется время и старание. Экзистенциальное консультирование - это тот контекст, в котором мы можем исследовать на более глубоком уровне облегчающие и затрудняющие жизнь эффекты нашей системы конструктов "Я - и - Мир". Что может быть более применимо и практически полезно для клиентов, независимо от уровня патологии и дистресса, или ограничений социально-этического фона, чем эта широкая и объемлющая концепция? Хотя не все консультационные контексты могут помочь клиенту ответить полностью на вопрос, по крайней мере, в основном, вопрос можно оценить и последовательно ставить перед клиентом. Делая это, консультант становится "экзистенциальным" в процессе работы.
Второе заблуждение, которое препятствует формированию экзистенциального подхода у многих консультантов, это то, что вся структура представляется слишком эзотеричной и смутной, чтобы ее можно было легко понять и применить на практике. Это верно, что для полного понимания экзистенциальных концепций требуется сконцентрированное размышление и зачастую, скорее, на личностном, нежели на абстрактном уровне, но ни не являются неясными (Epp, 1998). Скорее, экзистенциальные задачи, с которыми мы сталкиваемся такие, как выбор, ответственность, создание своих ценностей, должны восприниматься на экзистенциальном уровне (Warnok, 1970). Делать это, означает противостоять таким задачам аутентично и субъективно (Park, 1999), часто за пределами комфортности и безопасности интеллектуального понимания (Bugentak, 1976). Таким образом, то, что могло бы быть опущено как смутное или эзотерическое, возможно, отражает понятную тревогу (и сопротивление) человека по отношению к истинной вовлеченности в решение вопросов, которые стоят перед каждым из нас постоянно (Epp, 1998). В следующем разделе я предложу некоторые методы, посредством которых консультант может, тем не менее, начать стимулирование своих клиентов к поиску их собственных "ответов" на эти неизбежные экзистенциальные проблемы.
Третье заблуждение это, что экзистенциальные посылки могут быть слишком негативными для того, чтобы дать клиенту прочную основу (Wyatt, 2000). Эта негативность является следствием понятия экзистенциального нигилизма, т.е. идеи о том, что человеческая жизнь полностью бессмысленна, абсурдна и пуста. Действительно, этот аспект экзистенциализма откровенен и жесток, он является эмоциональным вызовом. Но более точно, экзистенциализм стремится подтолкнуть каждого человека к тому, чтобы преодолеть свою эмоциональную пустоту и открыть, что они может и должен свободно выбрать свои ценности, которые являются строительными блоками его жизни (Epp 1998; Park, 1999; Wyatt, 2000). Даже Ницше, самый нигилистичный из экзистенциальных философов, в конечном счете принял этический тезис о том, что мы можем и должны выбирать свои ценности и что мы вполне свободны выбрать те ценности, которые хотим (Warnock, 1970). В любом случае, отрицающая, негативная сторона экзистенциализма, это только половина истории, поскольку существует и позитивная сторона экзистенциализма (Epp, 1996; Park, 1999).
Прежде, чем рассмотреть ряд ценностных установок, которые могут более полно сориентировать экзистенциальный подход на собственно процесс консультирования, необходимо обсудить позитивную сторону экзистенциализма. Центральным вопросом здесь является проблема экзистенциальной аутентичности или, точнее, поиска аутентичности (Bugental, 1976; 1987). По-другому, Парк (Park, 1999) называет это созданием "аутентичных проектов жизни".
Аутентичность означает автономное самотворчество того, кем и чем мы должны стать (Beader, 1995; Taylor, 1991). Источником аутентичности является наша субъективность (Bugental, 1976; 1999). Чтобы стать аутентичными, мы должны преодолеть культуризацию [или - культурные наслоения - Е.М.] (Chessik, 1996) и исследовать себя изнутри. Это, конечно, нелегкая задача, и ни один человек не в состоянии полностью выполнить ее. Здесь нет готовых дорожных карт. Но с точки зрения экзистенциального подхода каждый человек может в своей жизни стать более аутентичным и, благодаря этому, достичь более здоровых взаимоотношений со своим миром (основная и целесообразная задача консультирования).
Основным аспектом в достижении большей аутентичности является способность лучше проникать к собственной субъективности. Кьеркегор - первый экзинстенциалист, полагал, что большинство людей утратили способность субъективности (Warnock, 1970). Сходным образом, Бюдженталь (Bugental, 1999) утверждает, что восстанавливая аутентичный контакт с нашим внутренним опытом и используя его в качестве главного жизненного компаса (прирожденная человеческая способность), мы можем значительно уменьшить дистресс, который мы испытываем из-за наших эмоциональных и внутриличностных проблем. Хотя полностью это никогда не достижимо, все же все клиенты (за исключением самых психотических) обладают определенной силой (Ницше сказал бы "волей"), чтобы выбрать как им думать, чувствовать и действовать в мире. Придерживаться такого персонального (субъективного) выбора и ответственности составляет, с точки зрения экзистенциального подхода, сущность аутентичного бытия в мире (Park, 1999). Таким образом, при консультировании аутентичность становится этическим требованием (Kurtz, 1977; Taylor, 1991) найти способ для того, чтобы клиент стал более самонаправляющим и самосозидающим в своей жизни (повседневной и долговременной). Но что именно должен делать консультант, чтобы осуществить этой требование большей аутентичности клиента? В следующем разделе я опишу некоторые "что" и "как" консультационного процесса, основывающегося на экзистенциональной значимости аутентичности.
Как отмечалось выше, клиент может быть стимулирован к тому, чтобы принять личностные изменения через терапевтический процесс, ослабляющий сдерживающее влияние, которое оказывают перцепции системы "Я - и - Мир" на выбор в сегодняшней жизни. Важно то, что ограниченные перцепции, которые клиент имеет в отношении своих беспокойств и проблем, являются такой же проблемой, как и сама "проблема". Такой подход меняет природу терапевтических задач. Мы спрашиваем теперь, какие перцепции сдерживают исследование системы "Я - и - Мир" клиента в ее настоящей форме? Воспринимается ли эта форма как сдерживающая выбор или как облегчающая его возможность? От чего надо избавиться клиенту для того, чтобы ослабить "хватку" сдерживающих перцепций системы "Я - и - Мир"? Все эти вопросы основаны на принципе экзистенциальной психологии "изменение - это изменение перцепции " (Bugental, 1987).
Чтобы начать работу над этими и другими важными вопросами, консультант должен принять pou sto (Bugental, 1999), или позицию по отношению к клиента, которая:
Твердо и последовательно требует от клиента взглянуть на себя как на живущий (находящийся в процессе) субъект, а не на объект, который надо объяснить. Это постулирует оценку клиента как свободной, автономной единицы, даже, если он сопротивляется своей истинной субъективности. Бюдженталь (Bugental, 1999) определил эту терапевтическую позицию по отношению к клиенту как "центрированную на опыте". Он утверждает, что это значительно больше дает для самоусиления, нежели объективное (внешнее относительно "Я") объяснение происходящего с клиентом (что типично для большинства других консультативных подходов).
Последовательно требует от клиента расширить свое осознание и стать хозяином каждого своего выбора, в том числе всех тех, которые уже были сделаны явно или косвенно,что подразумевает наличие проблем и борьбы. Это очень серьезный и трудный вызов для клиента, и консультанту не рекомендуется вести это процесс в панибратской или же развязной манере (Bugental, 1987). Необходимо, чтобы клиент отказался от неаутентичного выбора и стал способен достигать более аутентичного выбора в настоящем и в будущем. Клиент лично и непосредственно ставится перед тем, что в этическом плане он существует как автономная единица (Walsh, 1999; Yalom, 1980). Типичной является большая эмоциональная боль, сопряженная с этим процессом, на что консультант должен обращать внимание, но катарсис - это не конец, а скорее изменение перцепции относительно системы "Я - и - Мир" (т.е. большего обладания аутентичным существованием).
Проявляет глубокое уважение к клиенту как к автономной и саморегулируемой личности, которая управляла своей жизнью до сих пор и имеет потенциал для эффективной работы (самостоятельного изменения) с проблемами, представленными в ходе консультации. Хотя речь об иллюзорном всемогуществе здесь не идет, однако в отношении терапевта к клиенту глубоко укоренена четкая и твердая убежденность о существовании у клиента достоинства и сил для изменения своей жизни, по крайней мере, до определенной степени, через собственный выбор.
Считает, что клиент создал и должен создавать значимые структуры "Я - и - Мир", (сравни: Kelly, 1955), которые буквально делают возможной человеческую жизнь. Не должно делаться никаких оценочных суждений относительно того, каковы значимые структуры клиента (адаптивны или малоадаптивны): считается, что какими бы ни были значимые структуры, они представляют собой наиболее адаптивный ответ клиента на неизбежную тревогу существования (экзистенциальную тревогу). Как таковые, существующие значимые структуры "Я - и - Мир" являются мощными детерминантами субъективного психологического опыта клиента и они непременно должны быть идентифицированы и модифицированы, для того, чтобы произошло подлинное терапевтическое изменение как в более общем смысле, так и в отношении представленной картины симптомов и проблем.
Считает изменение значимых структур "Я - и - Мир" весьма трудной задачей. Такое изменение требует от клиента достичь более полного и глубокого осознания элементов личного выбора и ответственности, связанных с сохранением существующей значимой структуры "Я - и - Мир". Значительная часть работы по консультированию лежит в этой сфере и больше требует тщательной фокусировки на процессе (т.е. как клиент удерживает/переживает данную перцепцию), чем на содержании (т.е. информационных или фактических деталях, которые объясняют или оправдывают перцепцию) (Bugental, 1999).
Признает, что когда ограничения вокруг значимых структур "Я - и - Мир" ослаблены, клиент неизбежно открывает новые пути восприятия себя самого и своего жизненного мира. Через такое изменение в перцепции "Я - и - Мир" клиент фактически спонтанно начинает строить новый, иной способ быть (действовать) в мире и испытывает меньший дистресс, в связи с причинами и симптомами, которые первоначально привели его на консультирование. Этот процесс вкратце описывает характер терапевтических изменений с позиций экзистенциального подхода.
Признает что как консультант, так и консультативные отношения важны для изменения клиента, однако считает, что наиболее существенный процесс всегда был (и есть) полностью и целиком зависим от клиента. Именно изменение в перцепции(ях) "Я - и - Мир" клиента является существенным для терапевтической работы.
Утверждает, что результаты работы могут отличаться от первоначальных целей, поставленных клиентом (напр. уменьшение боли, ослабление симптомов). Такая позиция ни в коей мере не отрицает того, что клиенту требуется или хочется получить от консультирования, включая облегчение проблемы и симптомов (что может произойти). Однако, первоначально желаемые результаты часто могут измениться и меняются в ходе терапевтической работы, когда клиенту предлагается признать экзистенциальные основы причин, приведших его на консультирование.
Негативная интонация, которая часто сопутствует экзистенциальной теории, может быть в значительной мере преодолена позитивной стороной экзистенциализма. Краеугольным камнем позитивного взгляда является концепция экзистенциальной аутентичности. Экзистенциальная аутентичность признает конечную свободу и ответственность человека выбрать, как ему жить в мире. Принятие аутентичности в качестве экзистенциальной ценности для консультирования требует столкнуть клиента с тем, какими способами он играет активную роль в создании и поддержании своих симптомов и проблемных ситуаций. Такой вызов труден и часто встречает сопротивление, но, преодолев это, клиент становится свободнее в том, чтобы управлять своей жизнью и жить более позитивным и адаптивным образом.
Принятие экзистенциальной аутентичности в качестве руководящей этики при консультировании подразумевает принятие также ряда ценностных установок в реальном процессе консультирования. Чтобы реализовать эти установки, консультант должен прежде всего и более всего рассматривать клиента как мыслящий, чувствующий, действующий субъект, а не как объект, нуждающийся в объяснении. Не менее важно, чтобы консультант стимулировал клиента к тому, чтобы тот взял на себя все права и всю ответственность за все сделанные им выборы (в прошлом, настоящем и будущем), составляющие его жизнь. Воплощая на деле две первых ценности, консультант должен продемонстрировать глубокое уважение к клиенту как к независимому, автономному человеческому существу в мире. И, наконец, консультант должен требовать, чтобы клиент исследовал, в максимально возможной степени, систему конструктов "Я - и - Мир", которая придает смысл его жизни и, образно говоря, делает эту жизнь возможной. Если консультант может активно включить эти ценностные установки в идущий процесс консультирования, результаты консультативной работы становятся более глубокими. Еще важнее то, что характер терапевтических взаимоотношений и прошедший консультационный процесс (как было фактически использовано время) становятся на базовом уровне отчетливо "экзистенциальными". Во многих отношениях быть экзистенциальным с клиентом означает более интенционально работать с тем, что "уже есть" в способе существования клиента в мире. Результат бывает практичным и полезным: эмоциональный дистресс снижается и клиент способен раскрыть и выбрать более адаптивные способы быть (жить) в мире.
Для того, чтобы быть максимально эффективным, консультант должен включить упомянутые выше элементы в ход консультационного процесса - тут требуется глубина и последовательность. Такая всеобъемлющая позиция не отрицает важности использования других консультативных техник и стратегий для интервенции, но она обеспечивает более полную и аутентичную основу для использования какой бы то ни было теоретической техники или стратегии. Какие бы консультативные методы или техники не использовались, значимые структуры "Я - и - Мир" клиента, хорошо то или плохо, являются организующими силами психологической жизни клиента. Весь процесс консультирования должен адресоваться этому фундаментальному процессу терапевтических изменений. Экзистенциальный подход, полностью сформированный и усвоенный консультантом, осуществляет длительный путь по усилению действенности рычагов, которыми обладает консультант для позитивного влияния на жизнь клиента.
Рассел Д. Миарс. Профессор. Образовательная программа для консультантов. Государственный Университет Портлэнда. Портлэнл Орегон. Экзистенциальная аутентичность: основополагающая ценность для консультирования
Перевод Е. Н. Мяснянкиной