Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Введение


Целью настоящей курсовой работы является установление оптимальных размерных и качественных параметров, обеспечивающих заданные соединения, расчет и проектирование калибров, выявление размерных взаимосвязей между отдельными поверхностями, выбор соответствующих номинальных размеров.


1. Расчет и выбор посадок с натягом


Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъёмных (или разбираемых лишь в отдельных случаях при ремонте) соединений деталей без дополнительного крепления винтами, штифтами, шпонками и т.п. Относительная неподвижность деталей при этих посадках достигается за счёт напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей, вследствие действия деформаций их контактных поверхностей (рис. 1.1.).


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Рис. 1.1. Расчётная схема неподвижного соединения


1.1 Исходные данные для расчета (табл. 3.1 [1]).


d = 0,10 м,d1 = 0,06 м,

l = 0,07 м,d2 = 0,15 м.

Усилие Rос = 3 кН.

Момент Мкр = 16 Нм.

Вал: материал – сталь 50;

шероховатость – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 1,6 мкм.

Втулка: материал – сталь 30;

шероховатость – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 2,5 мкм.

1.2 Определяем требуемое удельное минимальное давление. При одновременном действии продольной осевой силы Rос и крутящего момента Мкр


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где f – коэффициент трения при установившемся процессе распрессовки или проворачивания. Для материалов сопрягаемых деталей сталь – сталь f = 0,06 – 0,13 (табл. 3.2. [1]). Принимаем f = 0,1.


1.3 По полученному значению Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей определяем необходимую величину наименьшего расчётного натяга


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Е1 и Е2 – модули упругости материалов вала и втулки соответственно. По табл. 3.3. [1] для вала и втулки, изготовленных из стали Е1 = Е2 = 2·105 МПа.

С1 и С2 – коэффициенты, определяемые по формулам:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

здесь Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – коэффициенты Пуассона соответственно для охватываемой и охватывающей деталей. Для стали Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей =0,3 (табл. 3.3. [1]).

Тогда:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


1.4 Определяем величину допустимого минимального натяга с учётом поправок


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – поправка, учитывающая смятие неровностей контактных поверхностей деталей при запрессовке:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – поправка, учитывающая различие рабочей температуры деталей и температуры сборки, различие коэффициентов линейного расширения материалов соединяемых деталей. В заданиях на курсовую работу приняты близкие температурные условия сборки и работы соединения при эксплуатации, поэтому поправка Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей не учитывается;

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – поправка, учитывающая ослабление натяга под действием центробежных сил (существенная для крупных, быстро вращающихся деталей). Эту поправку для стальных деталей диаметром до 500 мм, вращающихся со скоростью до 30 м/с (как в нашем случае), можно не учитывать;

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – добавка, компенсирующая уменьшение натяга при повторных запрессовках, определяется опытным путем; поскольку заданием повторная запрессовка не предусматривается, то поправку Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей можно не учитывать.

Итак, допустимый минимальный натяг


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


1.5 Для определения допустимого максимального натяга необходимо найти наибольшее удельное давление на контактных поверхностях деталей


На основании теории наибольших касательных напряжений определяем максимальное допустимое удельное давление [Ртах] при котором отсутствует пластическая деформация на контактных поверхностях деталей. В качестве [Ртах] берем меньшее из двух значений Р1 и Р2.


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – пределы текучести охватываемой и охватывающей деталей. По табл. 3.3. [1]) Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей, Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.

Принимаем [Ртах] = 94,7 МПа.


1.6 Определяем величину наибольшего расчетного натяга Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

1.7 Определяем величину максимального допустимого натяга с учётом поправок к Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – коэффициент, учитывающий увеличение удельного давления у торцов охватывающей детали. При Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей по графику (рис. 3.2. [1]) Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 0,84.

Следовательно:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


1.8 По табл. 1.49 [4] выбираем посадку. Условия подбора посадки следующие:

максимальный натяг Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей в подобранной посадке должен быть не более Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей, т.е.


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


минимальный натяг в подобранной посадке с учётом возможных колебаний действующей нагрузки и других факторов должен быть


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Из рекомендуемых ГОСТ 25347–82 принимаем посадку Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей для которой Nmax = 93 мкм, Nmin = 36 мкм.


1.9 Для выбранной посадки определяем предельные отклонения, предельные размеры и предельные натяги


Предельные отклонения определяем по ГОСТ 25347–82.

Отверстие – номинальный размер D = 100 мм.

Нижнее отклонение EI = 0.

Верхнее отклонение ES = +35 мкм.


Dmin = D + EI = 100 + 0 = 100,000 мм.

Dmах = D + ES = 100 + 0,035 = 100,035 мм.


Допуск отверстия:


ТD = Dmах – Dmin = ES – EI = 35 – 0 = 35 мкм.


Вал – номинальный размер D = 100 мм.

Нижнее отклонение ei = +71 мкм.

Верхнее отклонение es = +93 мкм.


dmin = d + ei = 100 + 0,071 = 100,071 мм.

dmах = d + es = 100 + 0,093 = 100,093 мм.


Допуск вала:


Тd = dmах – dmin = es – ei = 93 – 71 = 22 мкм.


Соединение – номинальный размер – 100 мм.

Максимальный натяг


Nmax = dmах – Dmin = es – EI = 93 – 0 = 93 мкм.

Минимальный натяг


Nmin = dmin – Dmax = ei – ES = 71 – 35 = 36 мкм.


Допуск посадки


ТN = Nmax – Nmin = 93 – 36 = 57 мкм.


Схема расположения полей допусков выбранной посадки показана на чертеже.


1.10 Рассчитываем усилие запрессовки Rп и удельное давление р в соединении:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где fп – коэффициент трения при запрессовке, fп = (1,15 – 1,2)f (стр. 11[1]). Принимаем fп = 1,2f=1,2·0,1=0,12.

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – удельное давление при максимальном натяге, Nmax.


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Тогда:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


2. Расчет и выбор посадок с зазором (для подшипников скольжения)


Данным расчетом предполагается найти оптимальный зазор для обеспечения жидкостного трения в соединении вал – вкладыш, а также наименьший и наибольший зазоры и выбор стандартной посадки.

На рис. 2.1 представлено положение I вала в подшипнике в состоянии покоя под действием внешней нагрузки и собственного веса. Вал выдавливает смазку и соприкасается с подшипником по нижней образующей, по верхней части образуется зазор s и ось вала находится ниже оси вкладыша на величину s/2 .


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Рис. 2.1. Схема расположения цапфы вала; I - в спокойном состоянии;

П - при установившемся режиме подшипника


В работающей паре (положение П) масло стремится попасть в зазор между валом и вкладышем, расклинить их поверхности и сместить вал в сторону вращения. При этом толщина масляного слоя будет определяться величиной hнм, а зазор на противоположной стороне будет равен s – hнм.


2.1 Исходные данные для расчета (табл. 3.4 [1]).

d = 55 мм,l = 50 мм.

Масло индустриальное 20.

Радиальная нагрузка R = 4000 Н.

Частота вращения вала п = 1500 об/мин.

Шероховатость вала – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 1,25 мкм.

Шероховатость отверстия – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 2,5 мкм.

Рабочая температура – 60єС;

Подшипник подвижный; материал вала – сталь 45, Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей; материал вкладыша – бронза Бр. АЖ9–4, Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


2.2 Определяем оптимальный зазор, обеспечивающий максимальную величину масляного слоя


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – оптимальный относительный зазор,


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где μ – динамическая вязкость масла. По табл. 3.5. [1] при t = 50єС динамическая вязкость μ50 = (0,015–0,021) Па·с. Так как температура масла отлична от 50єС, то динамическую вязкость подсчитываем по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


t – фактическая температура масла. Согласно задания t – 60єС;

т – показатель степени, зависящий от кинематической вязкости масла ν. По табл. 3.7. [1] ν = 1.9;

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – коэффициент, учитывающий угол обхвата и отношение Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей. При Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей по табл. 3.6 [1] методом интерполяции находим


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Тогда среднее давление на опору


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Оптимальный относительный зазор:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


и оптимальный зазор, обеспечивающий максимальную величину масляного слоя:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


2.3 Определяем максимально возможную толщину масляного слоя между трущимися поверхностями


hmax = Hmax·d


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – максимально возможная для данного режима относительная толщина масляного слоя.

2.4 Рассчитываем средний зазор при нормальной температуре (20°С) для выбора посадки из стандартных полей допусков.


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей;


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – коэффициенты линейного расширения материалов соответственно вкладышу и валу (согласно задания);

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – температура масла. По рекомендации стр. 14 [1] принимаем Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 50єС.

И тогда:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


2.5 По таблице 1.47 [4], согласно ГОСТ 25347-82 выбираем посадку Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей, для которой Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и средний зазор:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Коэффициент относительной точности


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – допуск посадки, Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.

2.6 Вычисляем минимальное и максимальное значения зазора с учетом шероховатости сопрягаемых поверхностей и их температурных деформаций


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


2.7 Определяем толщину масляного слоя при Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – значения относительного эксцентриситета, которые выбираются из табл.3.8 [1] в зависимости от коэффициента нагруженности СR подшипника.


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.


Тогда:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

По табл. 3.8 [1] c использовании метода экстраполяции находим (при Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей)


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Тогда при Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


для Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

для Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Тогда при Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


для Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

для Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталейРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


2.8 Проверяем условие наличия жидкостного трения, вычислив коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – добавка, учитывающая влияние прогиба вала и другие неучтенные факторы, Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = (2–3) мкм (стр. 12[1]). Принимаем Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 2,5 мкм.

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Необходимое условие наличия жидкостного трения выполняется.


2.9 Для выбранной посадки определяем предельные отклонения, предельные размеры и предельные натяги


Предельные отклонения определяем по ГОСТ 25347–82.

Отверстие – номинальный размер D = 55 мм.

Нижнее отклонение EI = 0.

Верхнее отклонение ES = +46 мкм.


Dmin = D + EI = 55 + 0 = 55,000 мм.

Dmах = D + ES = 55 + 0,046 = 55,046 мм.


Допуск отверстия:


ТD = Dmах – Dmin = ES – EI = 46 – 0 = 46 мкм.

Вал – номинальный размер D = 55 мм.

Нижнее отклонение ei = –76 мкм.

Верхнее отклонение es = –30 мкм.


dmin = d + ei = 55 + (–0,076) = 54,924 мм.

dmах = d + es = 55 +(– 0,030) = 54,970 мм.


Допуск вала:


Тd = dmах – dmin = es – ei = –30 – (–76) = 46 мкм.


Соединение – номинальный размер – 55 мм.

Максимальный зазор


Smax = Dmах – dmin = ES – ei = 46 – (–76) = 122 мкм.


Минимальный зазор


Smin = Dmin – dmax = EI – es = 0 – (–30) = 30 мкм.


Средний зазор


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Допуск посадки


ТS = Smax – Smin = 122 – 30 = 92 мкм.


Схема расположения полей допусков выбранной посадки показана на чертеже.

3. Расчет гладких предельных калибров


3.1 В соответствие с заданием проектируем калибр-скобу для контроля вала Ж55f8.


3.2 Предельные отклонения и допуски гладких рабочих и контрольных калибров выбираем в соответствие ГОСТ 24853–81. По табл. 2 этого ГОСТа для квалитета 8 и интервала размеров 50–80 находим данные для расчета калибров:

H1 = 8 мкм, Z1 = 7 мкм, Y1 = 5 мкм, Нр = 3 мкм.

Схемы расположения полей допусков калибров показаны на чертеже.


3.3 Размеры рабочих калибров


Наименьший размер нового проходного калибра-скобы


ПР min = dmах – Z1 –Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,970 – 0,007 – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,959 мм.


Размер калибра, проставляемый на чертеже: 54,959+0,008 мм. Исполнительные размеры: наименьший – 54,959 мм, наибольший – 54,967 мм.

Наибольший размер изношенного проходного калибра-скобы


ПР изнош. = dmах + Y1 = 54,970 + 0,005 = 54,975 мм.


Наименьший размер нового непроходного калибра-скобы


НЕmin = dmin – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,924 – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,920 мм.

Размер калибра, проставляемый на чертеже: 54,920+0,008 мм. Исполнительные размеры: наименьший – 54,920 мм, наибольший – 54,928 мм.


3.4 Размеры контрольных калибров


К–ПР mах = dmах – Z1 +Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,970 – 0,007 + Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,9645 мм.


Размер калибра К–ПР, проставляемый на чертеже: 54,9345–0,003 мм. Исполнительные размеры: наименьший – 54,959 мм, наибольший – 54,967 мм.


К–НЕmах = dmin + Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,924 + Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,9255 мм.


Размер калибра К–НЕ, проставляемый на чертеже: 54,92550–0,003 мм.


К–И mах = dmах + Y1 +Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,970 + 0,005 + Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 54,9765 мм.


Схема расположения полей допусков калибров показана на чертеже калибра-скобы.


4. Расчет и выбор посадок подшипников качения на валы и в отверстия корпусов


4.1 В соответствие с ГОСТ 333–79 выписываем размеры заданного радиально-упорного конического однорядного роликоподшипника 6–7208.

внутренний диаметр d = 40 мм;

наружный диаметр D = 80 мм;

ширина посадочного места подшипника В = 20 мм;

ширина подшипника Т = 19,75 мм;

радиус закругления кольца подшипника r = 2,0 мм;


4.2 Выбираем посадку для внутреннего кольца подшипника. Внутреннее кольцо имеет местный характер нагружения. В соответствие с табл. 9.6 [3] назначаем посадку для внутреннего кольца на вал Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей. Отклонения диаметра d подшипника принимаем по ГОСТ 520–89, табл. 24: верхнее ES = 0, нижнее EI = –10 мкм. Отклонения для вала принимаем по ГОСТ 25347–82: верхнее es = 0, нижнее ei= –16 мкм.

Наибольший натяг


Nmax = es – Ei = 0 – (–10) = 10 мкм.


Наибольший зазор


Smax = ES – ei = 0 – (–16) = 16 мкм.


Допуск посадки


ТN = Smax + Nmax = 16 + 10 = 26 мкм.


4.3 Наружное кольцо имеет циркуляционный характер нагружения, поэтому посадку назначаем по величине интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности кольца: РR, определяемой по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где R – радиальная реакция опоры на подшипник. В соответствие с заданием R = 4300Н;

КП – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки. Принимаем КП = 1,8 (стр. 19[1]);

F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе. В нашем случае при сплошном вале F = 1 (стр. 19[1]);

FА – коэффициент неравномерности распределения нагрузки R между рядами роликов в двухрядных конических роликоподшипниках ипи между сдвоенными шарикоподшипниками. Для радиально-упорных подшипников с одним внутренним или наружным кольцом FА = 1 (стр. 239[3]);

b – ширина посадочного места кольца подшипника:


b = В – 2r = 20 – 2·2 = 16 мм


Тогда:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


4.4 По табл. 9.4 [3] заданным условиям для корпуса соответствуют поля допусков К6 и К7. В соответствие с рекомендациями (стр. 239 [3]) для подшипника класса 6 применяется поле допуска квалитета 7. Поэтому принимаем посадку для наружного кольца подшипника в корпус Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей. Для этой посадки отклонения диаметра D подшипника принимаем по ГОСТ 520–89, табл. 25: верхнее es = 0, нижнее ei = –11 мкм, а отклонения отверстия корпуса –по ГОСТ 25347–82: верхнее ES = +9 мкм, нижнее EI= –21 мкм.

Зазоры и натяги посадки


Nmax = es – Ei = 0 – (–21) = 21 мкм.

Smax = ES – ei = 9 – (–11) = 20 мкм.


Допуск посадки


ТN = Smax + Nmax = 20 + 21 = 41 мкм.


4.5 Обозначение посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей показаны на сборочном чертеже заданного узла и на чертеже соединения подшипника. На этом же чертеже показана схема расположения полей допусков на размеры колец подшипника.


5. Расчет шлицевого прямобочного соединения и проектирование калибров


5.1 По ГОСТ 1139–80 выбираем основные размеры заданного шлицевого соединения, а по ГОСТ 25347–82 – допуски и основные отклонения размеров d, D и b. Центрирование шлицевого соединения осуществляется по поверхности наружного диаметра D.


5.2 Для нецентрирующего диаметра d в соответствие с табл. 6 ГОСТ 1139–80 выбираем поле допуска для втулки – Н11. Для вала диаметр должен быть не меньше диаметра d1 = 49,7 мм.

Втулка – номинальный размер – 52 мм.

Нижнее отклонение EI = 0.

Верхнее отклонение ES = +190 мкм.


dmin = 52 + 0 = 52,000 мм.

dmах = 52 + 0,19 = 52,19 мм.


Допуск втулки:


Тd = ES – EI = 190 – 0 = 190 мкм.


5.3 Центрирующий диаметр Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Втулка – номинальный размер – 60 мм.

Нижнее отклонение EI = 0.

Верхнее отклонение ES = +46 мкм.


Dmin = 60 + 0 = 60,000 мм.

Dmах = 60 + 0,046 = 60,046 мм.

Допуск втулки:


ТD = ES – EI = 46 – 0 = 46 мкм.


Вал – номинальный размер D = 60 мм.

Нижнее отклонение ei = –30 мкм.

Верхнее отклонение es = 0.


Dmin = 60 + (–0,030) = 59,970 мм.

Dmах = 60 + 0 = 60,000 мм.


Допуск вала:


ТD = es – ei = 0 – (–30) = 30 мкм.


5.4 Для ширины зуба Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Втулка – номинальный размер – 10 мм.

Нижнее отклонение EI = +13 мкм.

Верхнее отклонение ES = +71 мкм.


bmin = 10 + 0,013 = 10,013 мм.

bmах = 10 + 0,071 = 10,071 мм.


Допуск втулки:


Тb = ES – EI = 71 – 13 = 58 мкм.


Вал – номинальный размер D = 10 мм.

Нижнее отклонение ei = –61 мкм.

Верхнее отклонение es = –25 мкм.


bmin = 10 + (–0,061) = 9,929 мм.

bmах = 10 + (–0,025) = 9,975 мм.


Допуск вала:


Тb = es – ei = –25 – (–61) = 36 мкм.


5.5 Согласно задания проектируем шлицевой калибр-пробку. Исходные данные величин, определяющих положение полей допусков нецентрирующего dк выбираем в соответствие с рис. 7 ГОСТ 7951–80. Эти размеры показаны на рабочем чертеже калибра.


5.6 Размеры калибра-пробки определяем в соответствие с табл. 1 ГОСТ 7951–80.

Наибольший внутренний диаметр калибра-пробки


d к = dmin – 0,1 = 52 – 0,1 = 51,9 мм.


Размер калибра, проставляемый на чертеже: 51,9–0,046 мм. Исполнительные размеры: наибольший – 51,9 мм наименьший – 51,854 мм.

5.7 Исходные данные величин, определяющих положение полей допусков центрирующего диаметра Dк выбираем по табл. 2, согласно ГОСТ 7951–80.

ZD = 7,5 мкм, НD = 5,0 мкм, YD = 15,0 мкм.

Наибольший наружный диаметр калибра-пробки


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.

Размер калибра, проставляемый на чертеже: 59,995–0,005 мм. Исполнительные размеры: наибольший – 59,995 мм наименьший – 59,990 мм.

Предельные размеры изношенного калибра-пробки


Dк–w = Dmin – YD = 60 – 0,015 = 59,985 мм.


5.8 Исходные данные величин, определяющих положение полей допусков толщины зуба b выбираем по табл. 6, согласно ГОСТ 7951–80.

Zb = 12,0 мкм, Нb = 4,0 мкм, Yb = 18,0 мкм.

Наибольший размер толщины зуба калибра-пробки


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.


Размер калибра, проставляемый на чертеже: 10,003–0,004 мм. Исполнительные размеры: наибольший – 10,003 мм наименьший – 9,999 мм.

Предельные размеры изношенной толщины зуба калибра-пробки


bк–w = bmin – Yb = 10,013 – 0,018 = 9,995 мм.


6. Выбор измерительных средств при линейных измерениях


6.1 По допуску IТ и величине номинального контролируемого размера ЖРасчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей по ГОСТ 8.051–81 определяем допускаемую погрешность измерений для отверстия и вала 8-го квалитета: δ=12 мкм.


6.2 Учитывая, что для измерений необходимы накладные измерительные средства, выбираем их номера (отдельно для вала и отверстия) по табл. 1.20, 1.21 [6].

для отверстия – 4а, 5б, 11;

для вала – 4а, 5а, 6а.


6.3 Выписываем наименования двух измерительных средств и величины предельных погрешностей измерения.

4а (табл. 1.16.3 [6]): Микрометр гладкий с величиной отсчёта 0,01 мм при настройке на нуль по установочной мере. Предельная погрешность измерений – 10 мкм.

6а (табл. 1.16.5 [6]): Микрометр рычажный с ценой деления 0,002 и 0,01 мм при установке на нуль по установочной мере и скоба рычажная с ценой деления 0,002 мм при настройке на нуль по концевым мерам длины при использовании на всём пределе измерений. Предельная погрешность измерений – 14 мкм.


7. Анализ размерной взаимозаменяемости и расчёт размерных цепей


Схемы размерных цепей в осевом направлении показаны на чертеже. Так как размерные цепи имеют общие звенья, то вид связи размерных цепей – параллельная.

На этом же чертеже показана заданная для расчёта цепь, исходное звено которой приведено в заданном чертеже узла с индексом Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.

Определяем номинальный размер заданной размерной цепи L1 и L3:


L3 = А1 + А2 + А3 + А4 – А5 – Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей = 22,5 + 30 + 19,75 + 8– 3 – 3 = 74,25 мм

L1 = L3 +Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей + (В6 – А1) + В5 + В4 + В3 + В2 + В1 + В13 – В12 =

= 74,25 + 3 + 22,5 + 60 + 30 +43 + 35 + 19,75 +8 – 3 = 292,5 мм


7.1 Решение задачи способом максимум-минимум


7.1.1 Решение задачи способом максимум-минимум производим в табл. 1. Для составляющих звеньев в графу 1 вносим номер составляющего звена; в графу 2 – его характер; в графу З – номинальный размер. В графу 4 вносим значения единиц допусков i всех составляющих звеньев, определяемые по табл. 3.10 [1], исходя из номинального размера каждого звена. Графу 4 суммируем и указываем сумму единиц допусков всех составляющих звеньев.


Таблица 1

Решение прямой задачи методом максимум-минимум

Номер

звена

Характеристика

звена

Номинальный

размер

Единица

допуска

К-во

единиц

допуска

Квалитет Допуск Предельные отклонения Координаты середины допуска







верхнее нижнее
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Исходное 3 1,0 0 –1,0 –0,5
1 Увеличивающее 22,5 1,31 64 10 0,084 +0,042 –0,042 0
2 Увеличивающее 30 1,56 64 10 0,084 +0,06 –0,084 –0,048
3 Увеличивающее 19,75 0 0,5 +0,25 –0,25 0
4 Увеличивающее 8 0,9 64 10 0,058 +0,029 –0,029 0
5 Уменьшающее 3 0,54 64 10 0,040 +0,040 0 –0,020

Оставшееся

(уменьшающее)

74,25 1,85 0,234 +0,361 –0,595 +0,478



Σ6,16






Так как в размерной цепи имеется составляющее звено с заданными номинальными размерами, допусками и предельными отклонениями (подшипник, размеры которого указаны в разделе 4 настоящей работы, а предельные отклонения определены по ГОСТ 520–89), то эти значения заносим в графы 8 и 9.


7.1.2 Коэффициент точности (количество единиц допусков) для всей цепи (графа 5) определяем по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


где Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – допуск замыкающего звена, определяемый по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей;


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – допуск на ширину подшипника;

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – единица допуска i – го оставшегося, подлежащего определению составляющего звена.

Округляем полученное значение до табличного и принимаем а = 64 (прил. 2 методички), что соответствует квалитету 10, и записываем все эти значения в графы 5 и 6. Затем значения полей допусков для всех составляющих звеньев, кроме одного, определяем по ГОСТ 25346–82, исходя из номинального размера, согласно квалитету точности (графа 6), и по конструктивным соображениям.

7.1.3 Предельные отклонения заносим в графы 8 и 9, причем(для увеличивающих звеньев с их знаками, для уменьшающих – с обратными: верхнее в графу 9, нижнее – в графу 9.

7.1.4 Координаты середины поля допуска всех звеньев (графа 10) определим по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


7.1.5 Предельные отклонения оставшегося звена определяем вычитанием из соответствующих значений исходного звена суммы верхних и нижних отклонений поля допуска всех составляющих звеньев, кроме одного по графам 8 и 9.

7.1.6 Проверку достоверности полученных результатов осуществляем решением обратной задачи метода максимум-минимум. Для этого в формулы:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей (1)


подставим полученные расчетом значения.

Здесь Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей – передаточное отношение известных составляющих звеньев размерной цепи. Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей для увеличивающих составляющих звеньев и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей для уменьшающих.

Тогда:

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Проверка показывает, что предельные отклонения удовлетворяют уравнению (1). Следовательно размер L3 при расчете методом максимум-минимум имеет такие предельные отклонения Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.

3. Решение прямой задачи вероятностным методом, основанным на теории вероятностей и математической статистики.

7.2.1 Решение задачи вероятностным методом проводим в табл. 2. Данные строк исходного звена и граф 1-3 заполняем аналогично графам табл. 1.

7.2.2 В графе 4 указываем квадраты единиц допусков i2 всех составляющих звеньев, определяемые по табл. 3.10 [1], исходя из номинального размера каждого звена. Данные суммируем и указываем сумму единиц допусков всех составляющих звеньев.

7.2.3 В графе 5 указываем количество единиц допусков для всей размерной цепи, определяемое по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Принимаем а = 160 (табл. 3.11 [1]), что соответствует квалитету 12, и записываем все эти значения в графы 5 и 6.

7.2.4 Полученные предельные отклонения, согласно ГОСТ 25346–82, с их знаками для увеличивающих и уменьшающих звеньев заносим в графы 7,8 табл. 2.

Половину поля допуска замыкающего звена Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и составляющих звеньев Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей (кроме одного) определяем по формулам:

Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Полученные данные заносим в графу 9 табл. 2, возводим в квадрат и записываем в гр. 10, где в конце суммируем.

7.2.6 Половину поля допуска оставшегося составляющего звена определяем по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


7.2.7 Затем определяем координаты середины поля допуска замыкающего Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и всех составляющих, звеньев Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей, кроме одного, по формулам:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


В этих формулах верхние и нижние отклонения замыкающего и составляющих звеньев принимаются с их знаками. Полученные результаты записываем в гр. 11, где в конце суммируем отдельно координаты середин поля допуска увеличивающих Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и уменьшающих Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей звеньев.

Координату середины поля допуска оставшегося уменьшающего составляющего звена определяем по следующей формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


7.2.8 Предельные отклонения оставшегося составляющего (уменьшающего) звена определяем по формуле:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


и записываем в графы 6 и 7.


7.2.10 Полученные результаты проверяем решением обратной задачи по формулам:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Учитывая нормальный закон распределения, при котором Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей и Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей вторая формула примет вид:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей


Тогда:


Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей

Результаты совпадают. Таким образом, при расчете размер L3 имеет такие предельные отклонения Расчет посадок подшипников качения с поверхностями сопрягаемых деталей.


7.3 Анализируем полученные результаты


При решении задачи методом максимум-минимум допуск искомого звена 0,234 мм, а при решении вероятностным методом – 0,792 мм, т.е. более чем в три раза больший. Значительно расширились и допуски составляющих звеньев.

Применение теории вероятности позволило при одном и том же допуске замыкающего звена, значительно расширить допуски составляющих звеньев. При этом только у 0,27% предельные Размеры при нормальном законе распределения, могут быть не выдержаны, т.е. имеется возможность возникновения брака.


Литература


1. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения. Методические указания к курсовой работе для студентов машиностроительных специальностей /Сост. Э.А.Пащенко, Н.В.Латышев, Л.Б. Седова – Харьков, ХИПИ, 1990. – 46 с.

2. Е.А. Пащенко. Взаємозамінність стандартизація та технічні вимірювання – Харків, ХІПІ, 2003. – 69 с.

3. Якушев А.И. и др. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения.– М.: Машиностроение, 1982 – 352 с.

4. Допуски и посадки. /Под ред. В.Д. Мягкова – Л.: Машиностроение, 1982. Часть I – 543 с.

5. Допуски и посадки. /Под ред. В.Д. Мягкова – Л.: Машиностроение, 1983. Часть II – 447 с.

6. Единая система допусков и посадок СЭВ в машиностроении и приборостроении /Справочник в 2-х томах. Т.2 – М.: Изд-во стандартов, 1989.

41


Похожие работы:

  1. • Редуктор коническо-цилиндрический
  2. •  ... сопряжений. Расчёт соединения подшипника качения с ...
  3. • Расчет вала механизма натяжения ремня вентилятора
  4. •  ... шарикоподшипников качения на примере двухрядного ...
  5. • Метрология, взаимозаменяемость, стандартизация ...
  6. • Расчет подшипников качения для червячной передачи
  7. • Гладкое цилиндрическое соединение. Определение ...
  8. • Основы взаимозаменяемости
  9. • Нормирование точности червячной передачи
  10. • Расчет стандартных посадок для подшипников ...
  11. • Расчет, выбор и обоснование посадок соединений ...
  12. • Расчет, выбор и обоснование посадок соединений
  13. • Взаимозаменяемость, допуски и посадки
  14. • Основы взаимозаменяемости
  15. • Нормирование точности в машиностроении
  16. • Опоры
  17. • Разработка процесса восстановления ступенчатого вала
  18. • Расчет, выбор и обоснование посадок соединений
  19. • Расчет редуктора привода стружкоуборочного конвейера
Рефетека ру refoteka@gmail.com