Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральное агентство по образованию.
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.
Самарский государственный технический университет.
Кафедра: «Прикладная механика»
Курсовой проект по механике
Студент 2 – ХТ – 2
Руководитель: к. т. н., доцент
Cамара,
2004 г.
Техническое задание №65.
Коническая передача.
Частота
вращения вала
электродвигателя:.
Вращающий
момент на выходном
валу редуктора:.
Частота
вращения выходного
вала:
.
Cрок
службы редуктора
в годах:
.
Коэффициент
загрузки редуктора
в течение года:
.
Коэффициент
загрузки редуктора
в течение суток:.
Содержание
1. Введение_________________________________________________________4
2. Кинематический и силовой расчёт привода__________________________4
2.1 Определение частот вращения валов редуктора______________________4
2.2. Расчёт чисел зубьев колёс________________________________________4
2.3. Определение фактического передаточного отношения_______________5
2.4. Определение КПД редуктора_____________________________________5
2.5. Определение номинальных нагрузочных моментов на каждом валу, схема механизма___________________________________________________5
2.6. Расчёт потребной мощности и выбор электродвигателя, его размеры___5
3. Выбор материалов и расчёт допускаемых напряжений_________________7
3.1. Определение твёрдости материалов, выбор материала для зубчатого колеса____________________________________________________________7
3.2. Расчет допускаемых напряжений _________________________________7
3.3. Допускаемые напряжения на контактную выносливость______________7
3.4. Допускаемые напряжения на изгибную выносливость________________8
4. Проектный и проверочный расчёт передачи__________________________8
4.1. Вычисление предварительного делительного диаметра шестерни______8
4.2. Вычисление предварительного модуля передачи и уточнение его по ГОСТу___________________________________________________________8
4.3. Расчёт геометрических параметров передачи_______________________8
4.4. Проверочный расчёт передачи___________________________________9
4.5. Усилия в зацеплении___________________________________________9
5. Проектный расчёт вала и выбор подшипников ______________________12
6. Эскизная компоновка и расчёт элементов конструкции_______________12
6.1. Расчёт зубчатого колеса________________________________________12
6.2. Расчёт элементов корпуса______________________________________13
6.3. Расчёт мазеудерживающих колец_______________________________13
6.4. Расчёт крышки подшипников__________________________________13
6.5. Выполнение компоновочного чертежа__________________________13
7. Подбор и проверочный расчёт шпоночных соединений _______________14
8. Проверочный расчёт вала на усталостную выносливость______________15
9. Проверочный расчёт подшипников выходного вала на долговечность___18
10. Подбор и расчет соединительной муфты___________________________19
11. Смазывание редуктора__________________________________________19
12. Сборка и регулировка основных узлов редуктора___________________20
13. Список используемой литературы________________________________22
14. Приложения__________________________________________________23
Введение.
Редуктором называют механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненный в виде отдельного агрегата и служащий для передачи вращения от вала двигателя к валу рабочей машины.
Назначение редуктора – понижение угловой скорости и соответственно повышение вращающего момента ведомого вала по сравнению с ведущим.
Редуктор состоит из корпуса (литого чугунного или сварного стального), в котором помещают элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В отдельных случаях в корпусе редуктора размещают также устройства для смазывания зацеплений и подшипников или устройства для охлаждения.
Редукторы классифицируют по следующим основным признакам: типу передачи (зубчатые, червячные или зубчато-червячные); числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые и т.д.); типу зубчатых колес (цилиндрические, конические, коническо-цилиндрические и т.д.); относительному расположению валов редуктора в пространстве (горизонтальные, вертикальные); особенностям кинематической схемы (развернутая, соосная, с раздвоенной ступенью и т.д.).
Конические редукторы применяют для передачи движения между валами, оси которых пересекаются обычно под углом 90. Передачи с углами, отличными от 90 , встречаются редко.
Наиболее распространённый тип конического редуктора - редуктор с вертикально расположенным тихоходным валом. Возможно исполнение редуктора с вертикально расположенным быстроходным валом; в этом случае привод осуществляется от фланцевого электродвигателя
Передаточное число u одноступенчатых конических редукторов с прямозубыми колёсами, как правило, не выше 3; в редких случаях u = 4.При косых или криволинейных зубьях u = 5 (в виде исключения u = 6.3).
У редукторов с коническими прямозубыми колёсами допускаемая окружная скорость (по делительной окружности среднего диаметра) v ≤ 5 м/с. При более высоких скоростях рекомендуют применять конические колёса с круговыми зубьями, обеспечивающими более плавное зацепление и большую несущую способность.
Кинематический и силовой расчет привода.
.
Частота
вращения первого
(входного) вала:
.
Частота
вращения второго
(выходного)
вала:.
Расчётное
число зубьев
шестерни
определяют
в зависимости
от величины
передаточного
отношения
передачи:
Значение
округляют до
целого числа
по правилам
математики:
.
Расчётное
число зубьев
колеса
,
необходимое
для реализации
передаточного
числа
,
определяют
по зависимости:
.
Значение
округляют до
целого числа
:
.
.
Для конического
редуктора
.
Вращающий
(нагрузочный)
момент на выходном
валу редуктора:.
На входном
валу:
.
Мощность на выходном валу редуктора, кВт:
кВт
,
где:
- вращающий
момент выходного
вала,
- частота
вращения выходного
вала.
Расчетная мощность электродвигателя:
,
Данному
соответствует
мощность
=5,5
кВт, т.е. электродвигатель
типа 112М4.
Габаритные размеры, мм | Установочные и присоединительные размеры, мм | |||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
372 | 452 | 310 | 190 | 32 | 32 | 80 | 70 | 140 | 190 | 12 |
Марку стали
можно выбрать
в зависимости
от твердости
.
Ориентировочно
твердость стали
можно определить
по зависимости:
,
где:
-
вращающий
момент на входном
валу редуктора,
Нм;
-
диаметр вала
электродвигателя,
мм.
Величину
HB округляем
до целого числа
(в большую сторону),
кратного 10:
HB=200.
По таблице
марка стали:
сталь 45, вид
термообработки
– улучшение,
предел прочности
,
предел текучести
.
Исходя из
условий эксплуатации
и видов повреждений
зубчатых колес
рассчитывают
допускаемые
напряжения
на контактную
и изгибную
выносливость
для наиболее
слабого звена
в передаче.
Таким звеном для конических передач является шестерня, испытывающая наибольшее количество циклов нагружения в течение заданного срока службы привода L.
Для определения
фактического
числа циклов
нагружения
ведущей шестерни
за весь период
эксплуатации
необходимо
знать суммарное
время работы
передачи в
часах
,
определяемое
по формуле:
,
где:
- срок службы
редуктора в
годах,
- коэффициент
загрузки редуктора
в течение года,
- коэффициент
загрузки редуктора
в течение суток.
определяется
из формулы:
,
где:
-
частота вращения
вала шестерни.
Допускаемые
напряжения
на контактную
выносливость
определяют
по формуле:
МПа,
где:
-
предел контактной
выносливости,
МПа; определяют
по зависимости:
МПа;
- коэффициент
запаса контактной
прочности;
- коэффициент
долговечности;
рассчитывают
по зависимости:
,
здесь
- базовое число
циклов:
Диапазон
значений
находится в
пределах:
.
Т.к. рассчитанный
коэффициент
,
то принимаем
.
Допускаемые
напряжения
на изгибную
выносливость
определяют
по формуле:
МПа,
где:
-
предел изгибной
выносливости,
МПа; определяют
в зависимости
от твердости
материала HB:
МПа,
- коэффициент
запаса изгибной
прочности;
- коэффициент
долговечности;
рассчитывают
по зависимости:
,
здесь
- базовое число
циклов.
Диапазон
значений
находится в
пределах:
.
Т.к. рассчитанный
коэффициент
,
то принимаем
.
Рассчитываем основные геометрические параметры из условия контактно- усталостной прочности активных поверхностей зубьев (с точностью 0,01 мм – для линейных величин, 0,0001 град – для угловых величин):
Внешний
делительный
диаметр шестерни
(предварительное
значение)
,
мм:
мм,
где:
- коэффициент
нагрузки, учитывающий
неравномерность
ее распределения;
в курсовом
проектировании
с достаточной
степенью точности
можно принять
.
.
По расчетной
величине
принимаем
ближайшее
большее стандартное
значение модуля:
,
Расчёт геометрических параметров передачи
Внешнее
конусное
расстояние
,
мм:
.
Диаметр
внешней делительной
окружности
шестерни
и колеса
,
мм:
,
.
Диаметр
внешней окружности
вершин зубьев
шестерни
и колеса
,
мм:
,
,
где:
и
- углы делительных
конусов, град.,
равные:
,
.
Расчетная
ширина
зацепления
колес, мм:
.
Расчетное
значение
округляем до
целого числа
b в большую
сторону. Ширина
зубчатых колес
принимается
равной:
.
Внешняя
высота зуба
,
мм:
.
Внешняя
высота головки
зуба
,
мм:
Для исключения возможных ошибок в вычислениях при проектном расчете проверяют выполнение условия контактной выносливости:
МПа.
Условие выполняется, значит, расчет верен.
Проверочный расчет передачи.Определяем рабочие изгибные напряжения, которые должны быть не больше допускаемых, по зависимости:
,
МПа,
где:
- коэффициент
нагрузки при
изгибе, учитывающий
неравномерность
ее распределения
и динамичный
характер; в
курсовом
проектировании
для колес 7-ой
степени точности
изготовления
можно принять
- коэффициент
формы зубьев
шестерни,
определяется
по зависимости:
Условие изгибной прочности выполняется, расчет верен.
Для последующих расчетов по оценке работоспособности валов и подшипников определяют силы, возникающие в зацеплении при передаче вращающего момента и действующие на шестерню (обозначены индексом 1) и колесо (обозначены индексом 2):
окружная
сила
,
Н:
Н,
радиальная
и осевая силы
,
Н:
Н,
Н,
где:
- угол зацепления.
При проектном
расчёте валов
используется
основное уравнение
прочности при
кручении и
определяют
диаметры консольных
участков входного
и выходного
вала по заниженным
касательным
напряжениям
,
где:
- крутящие
моменты на
входном и выходном
валах редуктора,
Нм,
- допускаемое
касательное
напряжение
в МПа. Им предварительно
задаются в
пределах 20ч40
МПа.
Диаметр вала под муфту принимают равным диаметру вала двигателя:
Переход с одного диаметра вала на другой выполняют по зависимости:
,
где:
- диаметр
предыдущей
ступени в мм,
- диаметр
следующей
ступени.
Диаметр посадочной ступени под уплотнение на входном валу:
.
Диаметр посадочной ступени под подшипники качения:
.
Далее конструктивно назначают диаметры участков выходного вала
под уплотнение
:
,
под подшипники
:
,
под зубчатое
колесо
:
.
Диаметр
буртика
определяется
конструктивным
обеспечением
надёжного
контакта торцов
вала с внутренним
кольцом подшипника
или ступицей
зубчатого
колеса:
.
Так как на валах установлены цилиндрические прямозубые колёса, подбирают подшипники роликовые конические однорядные лёгкой серии по ГОСТ 8338 – 75 №7208 и №7209.
Эскизная компоновка и расчёт элементов конструкции.
- диаметр
ступицы:
,
принимаем
.
- длина ступицы:
,
принимаем
.
- толщина
диска:
,
принимаем
.
- толщина
обода:
.
- диаметр
диска;
- диаметр
отверстий;
Толщина
корпуса:
,
принимаем
.
Толщина крышки
редуктора:
,
принимаем
.
Толщина
фланцев корпуса
и крышки:
.
Толщина
нижнего пояса
корпуса без
бобышки:
,
принимаем
.
Диаметр
фундаментных
болтов:
,
принимаем болты
с резьбой М 18.
Диаметр болтов
у подшипников:
,
принимаем болты
с резьбой М 12.
Диаметр болтов
соединяющих
основание
корпуса с крышкой:
,
принимаем болты
с резьбой М 12.
Наименьший зазор между наружной поверхностью колеса и стенкой корпуса:
По диаметру:
По торцам:
На входном
валу:
- диаметр кольца;
.
- ширина кольца:
.
- длина кольца;
выбирают
конструктивно:
.
- шаг зубьев:
.
На выходном
валу:
,
,
,
.
На входном
валу:
- высота крышки,
,
,
где
- диаметр стакана.
На выходном
валу:
- высота крышки,
,
,
где
- внешний
диаметр подшипника.
Примерно посередине листа параллельно его длинной стороне проводят горизонтальную осевую линию; выделяем точку О, через которую проводят вертикальную осевую линию.
От горизонтальной
линии откладывают
угол
,
проводят осевые
линии делительного
конуса ОА. На
осевых ОА откладывают
внешнее конусное
расстояние
.
Из точек А
перпендикулярно
ОА откладывают
отрезки А1, равные
внешнему модулю
зацепления
:
.
Точки 1 соединяют
с центром О. Из
точек А откладывают
отрезок АВ,
равный ширине
зацепления
b:
.
Из точек В проводят
перпендикуляры
к ОА и убирают
лишние линии.
Затем вычерчивают
конструкцию
конического
колеса, для
которого рассчитаны
,
,
,
с,
,
.
После того,
как вычерчена
коническая
пара колес,
начинают компоновку
общего вида
редуктора. На
расстоянии
5мм от торца
ступицы колеса
и диаметра
проводят
горизонтальную
и вертикальную
линии внутренней
стенки корпуса.
На расстоянии
мм
проводят верхнюю
горизонтальную
линию внутренней
стенки. По периметры
пунктирной
линией показывают
толщину стенки
корпуса
и основной
линией ширину
фланца
.
По размерам
,
,
Т вычерчивают
подшипники
2-го вала. По
диаметрам
,
вычерчивают
ступени 2-ого
вала редуктора.
Правый подшипник
1-ого вала углубляют
в корпус на
и вычерчивают
его по размерам
.
От середины
шестерни отмеряют
расстояние
и вдоль оси
1-ого вала откладывают
отрезок длиной
мм,
вычерчивают
левый подшипник
с размерами
.
Вычерчивают
стакан с толщиной
стенки
мм:
мм.
Затем крышки
подшипников
с диаметрами
.
Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичного смазочного материала жидким маслом из зоны зацепления устанавливают мазеудерживающие кольца.
Измерением
находят расстояния
на ведомом
валу:
и
.
Под колесо:
Длину шпонки
назначают из
стандартного
ряда так, чтобы
она была несколько
меньше длины
ступицы. Принимаем
.
Шпонка 2 - 14х9х63 ГОСТ 23360 – 78.
Соединение проверяют на смятие:
,
где:
- передаваемый
вращающий
момент, Нм,
- диаметр вала
в месте установки
шпонки, мм,
- высота шпонки,
мм,
- глубина
шпоночного
паза, мм,
- рабочая
длина шпонки,
мм,
,
где
- ширина шпонки,
- допускаемое
напряжение
на смятие:
.
<
.
Условие выполняется.
Шпонку проверяют на срез:
<
.
Условие выполняется.
Под муфту на входном валу. Шпонка 2 - 10х8х48 ГОСТ 23360 - 78
;
;
Условия выполняются.
Под муфту на выходном валу. Шпонка 2 - 10х8х63 ГОСТ 23360 - 78
;
;
Условия выполняются.
Проверочный расчёт на усталостную выносливость.1) По сборочному чертежу составляют расчётную схему вала, на которой представлены все внешние силы нагружения вала:
- окружная
составляющая,
- радиальная,
- осевая
составляющая
сил, действующих
в зацеплении
(из расчетов).
2) Определяют
реакции в опорах
в вертикальной
и горизонтальной
плоскостях
и
,
и
.
Реакции в опорах
вычисляют,
составляя
уравнение
равновесия
сил и моментов
действующих
в каждой плоскости.
В горизонтальной плоскости:
,
,
откуда
,
,
откуда
В вертикальной плоскости:
,
,
откуда
,
,
откуда
3) Рассчитывают и строят, пользуясь методом сечений, эпюры изгибающих моментов.
В горизонтальной
плоскости. На
участке
:
,
,
при
,
,
при
,
.
На участке
:
,
,
при
,
,
при
,
.
Принимают
.
В вертикальной
плоскости. На
участке
:
,
,
при
,
,
при
,
.
На участке
:
,
,
при
,
,
при
,
.
Суммарные изгибающие моменты:
на участке
:
,
на участке
.
4) Определяют
общий коэффициент
запаса прочности
который должен
быть не менее
допускаемого
-
.
В общем машиностроении
.
.
где
и
- коэффициенты
запаса прочности
по нормальным
и касательным
напряжениям:
,
где:
- предел
выносливости
для материала
вала при симметричном
цикле изгиба,
МПа. Назначают
марку стали:
сталь 45, вид
термообработки
– закалка, отпуск
.
Пусть
.
Пусть сталь
легированная,
тогда:
;
- предел
выносливости
при симметричном
цикле кручения,
МПа
;
и
- эффективные
коэффициенты
концентрации
напряжений
соответственно
при изгибе и
кручении,
,
;
и
- коэффициенты,
учитывающие
масштабные
факторы для
нормальных
и касательных
напряжений:
,
;
- коэффициент,
учитывающий
шероховатость
поверхности;
при
.
Назначают
;
и
- коэффициенты,
учитывающие
соотношения
пределов выносливости
при симметричном
и пульсирующем
циклах изгиба
и кручения:
,
;
,
,
,
- амплитуда и
среднее напряжение
цикла соответственно
для нормальных
и касательных
напряжений,
МПа:
,
где:
- суммарный
изгибающий
момент в опасном
сечении:
;
;
,
где:
Т – крутящий
момент на валу,
;
,
- моменты сопротивления
изгибу и кручению,
поперечного
сечения вала
с учётом шпоночного
паза, мм3
,
,
параметры
и
берут из таблицы.
Общий коэффициент
запаса прочности
n больше
допускаемого
.
Определяют полные реакции опор:
,
;
Параметр осевого нагружения:
;
Осевые составляющие реакций опор:
,
.
Результирующие осевые нагрузки на опоры:
,
;
Определение
приведённой
радиальной
нагрузки:
,
где
- коэффициент
вращения; при
вращении внутреннего
кольца
;
- большее
значение
и
,
Н;
- коэффициент
безопасности;
для подшипников
зубчатых передач
7-8 степени точности;
- температурный
коэффициент;
при рабочей
температуре
;
,
следовательно,
,
;
,
следовательно,
,
;
;
.
Вычисляют ресурс наиболее нагруженного подшипника:
,
где:
- динамическая
грузоподъёмность,
Н (справочные
данные),
- частота
вращения выходного
вала, об/мин.
Проверяют
условие долговечности:
,
т.е. условие
долговечности
выполняется.
Подбор и проверочный расчет соединительной муфты.
Муфты подбирают
по таблицам
из справочников
в зависимости
от диаметров
валов, которые
нужно соединить.
Затем их проверяют
по крутящему
моменту:
.
,
где:
- расчётный
момент, Нм,
- номинальный
момент, Нм,
- коэффициент,
учитывающий
условия эксплуатации,
,
<
200 Нмм.
Подбираем муфту втулочно-пальцевую 250-32-2 ГОСТ 20761-80.
Смазывание редуктора.Вязкость смазочного масла подбирают в зависимости от окружной скорости. Окружную скорость находят по зависимости:
,
где:
- частота
вращения (об/мин)
и делительный
диаметр шестерни,
мм.
Пользуясь
параметрами
контактного
напряжения
-
,
и окружной
скорости
,
определяют
кинематическую
вязкость при
температуре
(
)
по таблице.
Принимаем
.
Конкретную марку масла находят по таблице в зависимости от вязкости и температуры. Выбираем масло «Индустриальное - 20А».
Подшипники в редукторах могут смазываться как пластичными, так и минеральными жидкими маслами путём разбрызгивания в зависимости от условий их работы.
Эти условия выбираются по зависимости:
,
где:
- произведение
среднего диаметра
подшипника
на частоту
вращения его
кольца,
,
- частота
вращения кольца
подшипника,
об/мин,
- средний
диаметр подшипника,
мм:
,
- внутренний
и наружный
диметр подшипника.
Так как
,
подшипник
рекомендуется
смазывать
пластичным
смазочным
материалам:
солидол С.
Для защиты подшипников от попадания в них жидкого масла устанавливают специальные мазеудерживающие кольца на валах рядом с подшипниками. Для предотвращения вытекания смазочного материала из подшипниковых узлов и попадания в них пыли, влаги в крышках подшипников устанавливают манжетные уплотнения.
Сборка и регулировка основных узлов редуктораПеред сборкой внутреннюю полость корпуса редуктора тщательно очищают и покрывают маслостойкой краской. Сборку производят в соответствии со сборочным чертежом, начиная с узлов валов.
На ведущий
вал насаживают
мазеудерживающие
кольца и роликоподшипники,
предварительно
нагретые в
масле до
,
между подшипниками
устанавливают
распорную
втулку. Подшипники
ведущего вала
монтируют в
общем стакане;
В ведомый вал закладывают шпонку 14 х 9 х 63 и напрессовывают зубчатое колесо до упора в бурт вала, затем надевают мазеудерживающие кольца и устанавливают шарикоподшипники, предварительно нагретые в масле;
Собранные валы укладывают в основание корпуса редуктора и надевают крышку корпуса, покрыв предварительно поверхность стыка крышки и корпуса спиртовым лаком. Для центровки устанавливают крышку на корпус с помощью двух конических штифтов; затем болты, крепящие крышку к корпусу;
После этого в подшипниковые камеры закладывают пластичную смазку (солидол С), ставят крышки подшипников с комплектом металлических прокладок для регулировки;
Перед установкой сквозной крышки в проточки заключаем манжетные уплотнения. Проверяем, проворачиванием валов отсутствие заклиниваний подшипников (валы должны проворачиваться от руки) и закрепляем крышки винтами;
Затем ввёртывают пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и жезловый маслоуказатель.
Заливают в корпус масло «Индустриальное 20А» в количестве 1,5 л. и закрывают смотровое отверстие крышки с прокладкой из технического картона; закручивают крышку болтами.
Собранный редуктор обкатывают и подвергают испытанию на стенде по программе, устанавливаемой техническими стандартами.
Список используемой литературы:Чернавский С. А. Курсовое проектирование деталей машин. М. Машиностроение, 1979.
Приложения:Спецификация сборочного чертежа редуктора;
Спецификация общего вида привода;
Компоновка редуктора;
Прототип сборочного чертежа;
Прототип общего вида привода.