Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Глава I. Подбор двигателя и предварительный кинематический расчёт


§1. Определение ориентировочного к.п.д. редуктора


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

где по [1]*,[2], Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - примерный к.п.д. быстроходной зубчатой

пары повышенной степени точности;


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - примерный к.п.д. червячной передачи с

однозаходным цилиндрическим червяком

(zч=1 с целью малогабаритности);


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА- примерный коэффициент потерь на валу

с подшипниками качения;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА – число последовательных валов.

Численно


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§2. Определение потребной мощности электродвигателя


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кВт.

Выбираем электродвигатель типа МПЩ мощностью 2,2 кВт с n = 5000

об/мин.


§3. Определение диаметра звездочки (рис.3)

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Рис.1. Теоретические размеры цепной звездочки.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

где по исходным данным

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм – шаг цепи;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА– число зубьев звездочки

Численно


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


§4. Расчет числа оборотов в минуту звездочки (выходного вала редуктора)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА об/мин,

где υц=8,0 м/мин – скорость движения цепи (по исходным данным);

DЗВ=0,136 м (§4).


Численно

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА об/мин.


§5. Общее передаточное число редуктора


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§6. Разбивка передаточного числа по передачам механизма


1. Определяем максимально допустимое передаточное число данного механизма по максимально допустимым передаточным числам его передач:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=6 – максимальное передаточное число конической передачи

([1],[2],[3]);


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА≈80 - максимальное передаточное число червячной передачи с

однозаходным червяком.

Численно


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


2. Определяем делитель для разбивки передаточного числа по передачам


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


П р и м е ч а н и е. Показатель корня равен числу последовательно работающих передач механизма.

Численно


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


3. Разбивка передаточного числа по передачам производим по формуле


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


где индекс i – номер передачи по ходу движения.

Итак,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Так как в червячной передаче взято zч=1 то Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА должно быть целым числом.

Поэтому принимаем

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Тогда

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Глава II. Расчет червячной передачи


Схема червячной передачи помещена на рисунке.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Рисунок – 2 Кинематическая схема червячной передачи редуктора.


Исходные данные


Число оборотов ведущего вала n1=180 (nн в предыдущем расчете).

Передаточное число i = 17 (i3 в разд. I, §7, п. 3).

Коэффициент возможной неравномерности раздачи усилий на две цепи Кнер=1,25.

Коэффициент динамичности внешней нагрузки на валах червячных колес Kд=1,05.

Ориентировочный к. п. д. Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


§ 1. Определение угловых скоростей


Для червяка

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА об/мин;

Для колеса

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА об/мин.


§ 2. Определение крутящих моментов


На червяке:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГмм = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАНмм,


где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА≈0,002 – примерное значение коэффициента потерь вала на

подшипниках качения;

на червячном колесе (предварительно)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГмм = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Нмм (далее подлежит уточнению).


§ 3. Выбор материалов червяка и червячного венца [I]


1. Червяк изготовлен из стали 40ХНА, имеет удовлетворительную вязкость и повышенную прочность после закалки с высоким отпуском:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2.

НВ = 280ч310 (ввиду кратковременности работы высокая твердость здесь не обязательна).

2.Венец червячного колеса при ожидаемой скорости скольжения υск<5 м/сек изготовлен из бронзы марки БрАЖ-9-4 (литье в киль) со следующими механическими характеристиками:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2.

§ 4. Определение числа циклов изменения напряжений

зубьев червячного колеса за расчетную долговечность.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

где a=1,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мин

Согласно расчету в 1-й ступени редуктора величина Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА оказалась практически одинаковой для контактных и изгибных напряжений зубьев.


1. По контактным напряжениям:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАциклов.


2. По изгибным напряжениям.

Проверку нужно провести дважды: при r=0 и Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАциклов и при r=-0,5 (реверс момента) соответственно числу реверсовПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАциклов.


§ 5. Определение допускаемых контактных напряжений для зубьев червячного колеса


Здесь их величины ограничиваются сверху и снизу так же, как и на рис.5, но по другим формулам [I], выраженным через Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Для безоловянистых бронз

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2= Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН/мм2;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2.

Из записи условия

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

т. е. в числах

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


получается


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Следовательно, нужно принять для расчета


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2.


§ 6. Предварительный выбор степени точности червячного

зацепления


Ввиду небольшой величины ожидаемой окружной червячного колеса принимаем 8-ю степень точности.


§ 7. Выбор исходных параметров червячной пары


Число заходов резьбы червяка

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

(выбрано ранее с целью уменьшения габаритности червячной ступени).


2. Число зубьев червячного колеса

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

3. Число осевых модулей в делительном диаметре червяка

q = 8


4. Угловая ширина червячного венца

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


5. Угол подъема винтовой линии по делительному диаметру червяка


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§ 8. Поправочные коэффициенты, определяющие расчетную величину погонной нагрузки


1. Коэффициент концентрации погонной нагрузки по длине червячного зуба


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


При малой длительности работы принимаем Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА (приработка за счет износа не успевает проявиться).

2. Скоростной коэффициент.

Ввиду весьма небольшой ожидаемой величины Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек можно принять в первом приближении


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

3. Коэффициент профильного перекрытия зубьев.

При расчете по контактным напряжениям при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА независимо от степени точности Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


§ 9. Определение межосевого расстояния из расчета на контактную

прочность червячных зубьев на номинальном режиме (первое

приближение)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм ,


где:

1) расчетный момент на колесе


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГ/мм =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм.


) приведенный модуль упругости


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2;


3) величина, учитывающая влияние на контактные напряжения наклона

червячных зубьев под углом Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА (§7, п. 5),

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Подставляя численные значения, получаем

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


Ввиду большой близости коэффициента Kυ к единице второго приближения можно не выполнять, поскольку уточненное значение Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА будет пренебрежимо отличаться от Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА (Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм).


§ 10. Подбор осевого модуля червяка и зубьев червячного колеса


По геометрической формуле находим


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм.

По ГОСТу 2144-66 принимаем Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА= 15 мм (в большую сторону).


§ 11. Определение основных размеров червячной пары


1. Точное значение межосевого расстояния (до 0,01 мм)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм.

2. Точные значения делительных диаметров червяка и колеса:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм.


3. Рабочая дуговая ширина червячного венца


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


4. Угол зацепления в осевой плоскости червяка


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=200; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Длина резьбовой части червяка [I].

При Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм,

где последнее слагаемое — технологическая прибавка для шлифуемых

червяков.


Численно:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм.


§ 12. Проверка выбора степени точности зацепления и уточнение скоростного коэффициента


1. Фактическая окружная скорость червячного колеса

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАм/сек.


2. Предельно допустимое значение окружной скорости для бронзовых

червячных колес с цилиндрическим червяком при 8-й степени точности,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 и при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=2Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА соответственно значению Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА [I].

Интерполируя по линейному закону для Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА (рис. 13),

получаем

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАм/сек.


С поправкой на Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 490 Н/мм2 , находим

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=2ЧПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА= 3,1 м/сек.


Рисунок – 3.


3. Правильность выбора степени точности проверяем по условию

(1,5Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА)Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


При среднем значении (1,75) коэффициента запаса на нераскры­тие контактов зубьев получаем Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА, т.е Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек.

Оставляем 8-ю степень точности, поскольку более грубые степени точности в механизмах летательных аппаратов не применяются

4. Скоростной коэффициент

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§ 13. Уточнение к. п. д. червячной пары


1. Приведенный коэффициент трения червячных зубьев в паре бронза — сталь при правильно подобранной смазке

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

где 0,15 — при шлифованной резьбе червяка и Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА — скорость скольжения

вдоль по винтовой линии:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Приведённый угол трения Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА, т.е. Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

2. К. п. д. червячной пары

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


При шлифованной резьбе находим

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§ 14.Уточнение крутящего момента на червячном колесе в связи с уточнением к. п. д.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАНмм.


§ 15. Проверка полученных размеров червячной пары на контактную прочность зубьев


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2,


где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм= Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм.

Подставляя принятые и найденные входящие сюда величины, получаем:

1. На номинальном режиме


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГ/мм2= Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2.


2. На перегрузочном режиме пробуксовки муфты с коэффициентом перегрузки Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2,


что превышает

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2.


Это легко можно исправить, перейдя на более прочную бронзу с включением никеля БрАЖН-4-4 (литье в кокиль, Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2) и пойдя на уширение червячного венца.

Тогда новое значение


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2;


новое значение угловой ширины

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА т.е.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


3. На номинальном режиме


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2<

=33Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2,

на перегрузочном режиме


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА .


В результате принимаем новое значение угловой ширины червячного венца Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА и дуговой ширины


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


§ 16. Определение расчетных изгибных напряжений в зубьях червячного колеса (на номинальном режиме)


1. Эквивалентное число зубьев для червячного колеса


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


2. Коэффициент формы профиля зуба


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


3. Расчетное напряжение изгиба

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

где


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм;


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА- коэффициент профильного перекрытия червячных зубьев 8-й

степени точности при расчете на изгиб [I].

Численно


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГ/мм2=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН/мм2.


§ 17. Допускаемые напряжения зубьев червячного колеса на изгиб


1. Механические характеристики бронзы БрАЖН-10-4-4 (литье в кокиль):


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 ; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 .


2. Теоретический коэффициент концентрации напряжений у корня зуба


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


3. Коэффициент чувствительности литой бронзы к концентрации

напряжений

q = 0,4.

4. Эффективный коэффициент концентрации напряжений у корня зуба

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

5. Коэффициент влияния чистоты поверхности у корня зуба

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

где a=6 после чистового нарезания Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА червячных зубьев.

Численно

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


6. Коэффициент качества литой заготовки (литье в кокиль) [I]


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


7. Масштабные коэффициенты зуба [I].

Соответственно Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм принимают Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

При Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


8.Результирующие коэффициенты влияния отличий детали от экспериментального образца материала:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


9. Предел ограниченной выносливости материала зубьев

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - по §4, п. 2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

При Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2,> Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=

=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН /мм2

Следовательно, Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА = 39,6 кГ/мм2.

При реверсе Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА и, следовательно, опять


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА = 39,6 кГ/мм2 = 388 Н/мм2.


10. Коэффициент чувствительности материала зубьев к асимметрии цикла напряжения [I]

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


11. Допускаемые напряжения на изгиб зубьев при асимметричных циклах и ограниченной долговечности


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


где [n]= 1,7ч2— допускаемый коэффициент запаса прочности зубьев на

изгиб.

Принимая для незакаленных зубьев [n] = 1,7 (отсутствуют закалочные напряжения), находим:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Следовательно

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 117 Н/мм2;


при r=-0,5 (реверс момента)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2<21.


Из сопоставления следует, что изгибная прочность зубьев лимируется величиной Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§ 18. Проверка зубьев червячного колеса на изгибную прочность


1. На номинальном режиме


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА, т.е. 2,2 кГ/мм2<10.


§ 19. Окончательные основные размеры червячной пары

редуктора


A = 187,50 мм ; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА ; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Конструктивная ширина червячного венца b≈1,08; b=88; q=8.


Глава III. Расчет конической зубчатой пары


Исходные данные

1. Мощность на ведущем валу W1=2,2 квт.

2. Число оборотов ведущего вала n1=5000 об/мин.

3. Межосевой угол δ=90°.

4. Передаточное число пары i1=1,72.

5. К.п.д. зубчатой пары η≈0,98.

6. Коэффициент динамичности внешней нагрузки KД=1,05.

7. Расчетная долговечность Nц.н=800 циклов

8. Коэффициент перегрузки при пробуксовке муфты Kпер=2.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Рисунок 4 - Кинематическая схема конической пары в 1-й ступени редуктора


§1. Определение угловых скоростей


n1=10 000 об/мин;


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАоб/мин (далее подлежит уточнению).

§2. Определение крутящих моментов (исходя из полной номинальной загрузки двигателя)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Нмм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Нмм.

§3. Подбор материала и термообработки зубчатых колес

Твердость зубьев шестерен для сближения долговечности шестерни и колеса рекомендуется назначать выше твердости зубьев колес.

Обычно Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Выбираем материал с высоким пределом выносливости, достаточной твердостью и хорошей ударной вязкостью (Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГм/см2).

С целью сохранения последней у малых зубьев желательно ограничить твердость HB<400, поскольку применение здесь поверхностей закалки затруднительно.

Этим требованиям удовлетворяет сталь 18ХНВА с соответствующей термообработкой [I] (см. табл. 1).


Таблица 1

Зубчатые колеса Термообработка

σВ,

кГ/мм2

σТ,

кГ/мм2

σ1,

кГ/мм2


НВ

Е,

кГ/мм2

aк,

кГ/мм2

Шестерня


Колесо

Закалка с низким отпуском


Термоу-

лучшение


130


110


110


80


56


53


370+

400

330+

340


2,04·104


---,,---


12


11


Заготовка колес – из проката или штамповки.


§4. Определение числа циклов изменения напряжений зубьев за расчетную долговечность


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАциклов,


где a – число зацеплений, проходимых зубом одной и той же

стороной

профиля за 1 оборот;

n – число оборотов в минуту;

tp – расчетная длительность нагружения детали в минутах за

один цикл

эксплуатационной нагрузки.

1. По контактным напряжениям.

При выпуске и уборке закрылков в воздухе в механизме данной схемы работают разные стороны профилей зубьев, поэтому при tp =t°=0.5 мин , a=1 и Nц.н=800 находим:

для ведущих зубьев

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА циклов;

для ведомых зубьев


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА циклов.


2. По изгибным напряжениям.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАЗдесь нужно провести проверку дважды:

при r=0 и Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмин.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА циклов;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА циклов;

при r=-0.5 (реверс момента) соответственно числу реверсов


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА циклов.


§5. Определение допускаемых контактных напряжений для зубьев [I]


Их величины являются функцией твердости и числа циклов напряжения и ограничиваются верхним и нижним пределами :


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2.

Из следующей записи условия:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


где Np (по §4, п.1) после числовых подстановок:

для шестерни


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


получаем 68<125<132.

Значит,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 1294 Н/мм2;


для колеса

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

получаем 68<137>133.

Значит,Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =1343 Н/мм2.

Для расчета принимаем меньшее в паре


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 1303 Н/мм2.


§6. Предварительный подбор степени точности зацепления


В зубчатых передачах авиационных приборов наиболее распространены 5-я, 6-я, 7-я и 8-я степени точности зацепления в зависимости от окружной скорости и погонной нагрузки на зуб, а значит, и от твердости.

При НВmin в паре =310 можно принимать 7-ю степень точности [I], но, учитывая значительную ожидаемую скорость (n1=10 000 об/мин), задаемся

6-й повышенной степенью точности.


§7. Выбор относительной ширины зубчатых венцов


В узлах авиационных агрегатов обычно применяются зубчатые пары узкого типа как менее чувствительные к приборам валов и сниженной жесткости облегченных корпусов. При малой мощности (1ч5 квт) обычно ψL≤0,2[I]. Предварительно принимаем ψL=0,16.


§8. Выбор формы зуба в плане


Ввиду значительной ожидаемой скорости задаемся косым зубом с углом скоса по условию [I]

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

При ψL=0,16 имеем


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Принимаем Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


§9. Определение поправочных коэффициентов, влияющих на расчетную величину погонной нагрузки


1. Неравномерность распределения погонной нагрузки по длине зубьев учитывается коэффициентом концентрации Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА [I]

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


где К=1,2 – для косозубых колес;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=0,45 – для несимметрично расположенного колеса по отношению к

опорам и консольно сидящей шестерни;

Соб=1 – при ободе с тонким диском.

Подставляя числовые значения, получаем


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


2. Дополнительные динамические нагрузки на зубья в зависимости от окружной скорости, твердости и степени точности, возникающие как следствие погрешностей изготовления зубьев по основному шагу, учитывает скоростной коэффициент [I]

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА- окружная скорость, а Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - ее допускаемое значение в данном случае.

Поскольку величина Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА зависит от размеров передачи, которые еще не определены, задаемся в первом приближении


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


3.Взаимоподдерживающее действие пар зубьев, находящихся в зацеплении, учитывает коэффициент профильного перекрытия К.

Для косых зубьев при расчете их по контактным напряжениям для 6-й степени точности предварительно принимаем [I]


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


§10. Определение конусного расстояния из расчета на контактную прочность зубьев на номинальном режиме (первое приближение) [I]


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм,


где δ=90°

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=М1·Кд=427·1,05=448 кГмм =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Нмм.


Подставляя принятые и найденные входящие сюда величины, получаем


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


§11. Проверка выбора степени точности зацепления


1. Ориентировочная окружная скорость в среднем сечении


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек.


2. Предельно допустимое значение окружной скорости для стальных цилиндрических косозубых пар 6-й степени точности, НВmin=350 и при i=1ч5[I]

Интерполируем по линейному закону для i1=1,71:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек.


С поправкой на твердость НВmin=310 находим


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Рисунок 6 - Предельно допустимое значение окружной скорости в зависимости от передаточного числа при 6-й степени точности и НВmin=350


3. Правильность выбора степени точности проверяем по условию


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


При Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек и среднем значении 1,75 коэффициента запаса на нераскрытие контактов зубьев получаем


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА т.е. Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек.


Ввиду небольшого повышения (<4%) оставляем пока выбранную в §6 расчета 6-ю степень точности зацепления.


§12. Уточнение межосевого расстояния


1. Скоростной коэффициент во втором приближении


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

2. Коэффициент профильного перекрытия остается без изменения, так как степень точности осталась прежней:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


3. Уточненное конусное расстояние (второе приближение)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


§13. Подбор модуля зубьев


Для обеспечения хорошей плавности зацепления Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА модуль подбираем по условию [I]


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


По ГОСТу 9563-60 принимаем Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


§14. Выбор числа зубьев колес


При выбранном модуле и найденном межосевом расстоянии числа зубьев определяются геометрическими выражениями:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Округляем до целого числа:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

и далее

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Так же округляем

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

§15. Определение основных размеров зубчатой пары


1. Точное значение конусного расстояния (до сотых долей мм)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


2. Рабочая ширина зубчатых венцов (до десятых долей мм)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


3. Точные значения делительных диаметров шестерни и колеса (до сотых долей мм):

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


4. Угол зацепления в среднем торцовом сечении (при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


5. Половинные углы начальных конусов φ1 и φ2 :


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


§16. Уточнение кинематического расчета


Передаточное число Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Отклонение от прежнего Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА составляет +0,9%, что вполне допустимо (±2-

3%).

2. Число оборотов валов:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА об/мин; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА об/мин.

3. Фактическая окружная скорость в среднем сечении

Поскольку средний диаметр шестерни найдется из следующего соотношения:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм,


получим

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек.


§17. Повторная проверка выбора степени точности зацепления и коэффициентов Кυ и Кε


1. По записи, аналогично как и в §11, п.3, получаем


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА м/сек;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Так как расхождений нет оставляем 8-ю степень.


§18. Проверка полученных размеров конической пары на контактную прочность зубьев [I]


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2.


Подставляя принятые и найденные входящие сюда величины, получим:

1. На номинальном режиме


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=

=112 кГ/мм2<Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=133 кГ/мм2 = 1274 Н/мм2.


2. На перегрузочном режиме пробуксовки предохранительной муфты с коэффициентом перегрузки Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА (по исходным данным);


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2,


что превышает

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =1274 Н/мм2.


Проще всего это можно исправить путем уширения колес.

Исходя из соотношения


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


получаем новое значение b'= 6 мм.


Это означает Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАчто выполнимо без усложнения конструкции.

3. Тогда на номинальном режиме получим

при

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=78 кГ/мм2<Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=133 кГ/мм2,


а на перегрузочном режиме


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =1078 Н/мм2=1,2 Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


что вполне допустимо.

В результате принимаем новое значение рабочей ширины зубчатых венцов b=6 мм.


§19. Определение расчетных изгибных напряжений в зубьях (на номинальном режиме)


1. Эквивалентное число зубьев для цилиндрических косозубых колес


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАдля шестерни

для колеса


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


2. Коэффициент формы профиля зуба


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


3. Расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни на номинальном режиме [I]

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2,


где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - нормальный модуль в среднем сечении, находящийся из

соотношения


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм;


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА- коэффициент профильного перекрытия для косозубых колес 6-й степени точности при расчете зубьев на изгиб [I].


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2.


4. Расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса на номинальном режиме


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2


§ 20. Допускаемые напряжения зубьев на изгиб


1. Эквивалентное число зубьев по §19, п. 1:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАДля шестерни

Для колеса

2. Теоретический коэффициент концентрации напряжений у корня зуба

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


3. Коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений для стали

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


следовательно, Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

4. Эффективный коэффициент концентрации напряжений у корня зуба


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


5. Коэффициент влияния чистоты поверхности у корня зуба (здесь шероховатость часто больше, чем на рабочем профиле)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

где а=6, если чистота у корня зуба Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА6,


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


6. Коэффициент качества заготовки из проката или штамповки [I]:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


7. Масштабные коэффициенты зуба [I]. При Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


8. Результирующие коэффициенты влияния отличий детали от экспериментального образца материала:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


9. Пределы ограниченной выносливости материала зубьев


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

где m=9ч12;

Np – по §4, п.2;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА≈1,2Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=64 кГ/мм2 <132.


При реверсе Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=123 кГ/мм2 <132.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=63 кГ/мм2 <96.


При реверсе Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА116>96.

Значит, Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=96 кГ/мм2.


Следовательно, Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=96 кГ/мм2 = 940 Н/мм2.

10. Коэффициенты чувствительности материала зубьев к асимметрии цикла напряжения [I] для сталей


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


11. Допускаемые напряжения на изгиб зубьев при асимметричных циклах и ограниченной долговечности [I]


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2,


где допускаемый коэффициент запаса прочности Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=1,7ч2.

Для незакаленных зубьев Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=1,7;

для высокозакаленных (низкий отпуск) в результате существенного влияния остаточных закалочных напряжений на прочность зубьев Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=2.

Принимая в нашем случае для зубьев шестерни Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАш=1,9 и для зубьев колес Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАк=1,8, находим

при r=0


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=28 кГ/мм2 <Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=31 кГ/мм2 <Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;


при r=-0,5 (реверс момента)


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=37 кГ/мм2 <69.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

=33 кГ/мм2 <Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА53.


Из сравнения следует, что для проверки прочности зубьев на изгиб должны быть взяты

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=28 кГ/мм2 = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2 и Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА=31 кГ/мм2 = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм2.


§21. Проверка зубьев на изгибную прочность


1. На номинальном режиме:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

т.е. 21,5<28 кГ/мм2

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

т.е. 19<30 кГ/мм2,


На перегрузочном режиме при пробуксовке муфты:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

43<69 кГ/мм2,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,

38<53 кГ/мм2.


§22. Окончательные основные размеры конической пары редуктора


dш=26,00 мм;

zш=26;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

dк=45,00мм;

zк=45;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

L=25,9 мм;

b=6,0 мм;

ms=1 мм;

δ=90°;

αn=20°;

βср=23°.


Степень точности зацепления – 4-я.


Глава IV. Расчет выходного вала редуктора


Исходные данные (из предыдущего расчета)


1. Угловая скорость вала n=10,5 об/мин.

2. Крутящий момент на червячном колесе Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН.

3. Коэффициент динамичности внешней нагрузки Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

4. Делительные диаметры:

червячного колеса Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм,

цепной звездочки Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.

5. Угол скоса зубьев червячного колеса Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

6. Угол зацепления зубьев Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

7. Приведенный коэффициент трения скольжения вдоль по винтовой линии

зубьев Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

8. Приведенный угол трения Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§1. Определение расчетных величин нагрузок, действующих на вал


1. Расчетный момент на валу


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н/мм.


Расчетная окружная сила на колесе

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ =60975 H.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ. = 9790 H.


Расчетная аксиальная сила на колесе

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН.


5. Расчетное распорное усилие в зацеплении


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН,


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН.


6. Расчетная окружная сила на цепной звездочке


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАН.


§2. Выбор материала вала


Для унификации материала возьмем сталь 40ХНА с термоупрочнением, как и для червячного вала. После закалки с высоким отпуском Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 980 Н/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 813 Н/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 470Н/мм2 при удовлетворительной вязкости.


§3. Предварительное определение диаметра и конструктивная разработка вала


1. Для уменьшения веса выполняем вал полым, задавшись относительной величиной диаметра отверстия Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Для наиболее нагруженного участка вала диаметр вала ищем по условию [I]


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм,


где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - расчетный момент на валу, кГмм;

К – коэффициент, учитывающий влияние расположения зубчатых колес по отношению к подшипникам; для тихоходного вала при консольном расположении цепной звездочки Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - предел выносливости материала вала, кГ/мм2.

Подставляя соответствующие числовые значения, получаем


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.


2. По ГОСТу 6636-60 принимаем для наиболее нагруженного участка вала под подшипником выходного конца Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм.

Задаемся из легкой серии подшипником №7208 со следующими данными [4]:

d=50 мм; D=72 мм; В=12 мм.

угол наклона беговой дорожки наружного кольца (угол нормали контакта) Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

коэффициент работоспособности Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

допускаемая статическая нагрузка Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Н;

предельное число оборотов Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА об/мин.


§ 4. Составление расчетной схемы вала как балки и построение эпюр нагрузок и напряжений

Коэффициент равен

к=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


1. В плоскости ху

опорные реакции:

из Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ =20962 Н.


из Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ =5164 Н.


Изгибающие моменты

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


2. В плоскости zx:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Изгибающие моменты:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

3.Полные реакции и изгибающие моменты:

на опоре A

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ =15033 Н .

на опоре В

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ =62583 Н.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

4.Крутящий момент


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм.= 1440600 Нмм


Считаем, что вдоль по шлицам крутящий момент изменяется линейно.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

5. Осевая сила.

На тело вала осевая сила в этой конструкции не переходит, а передается через установочное кольцо сразу на внутренне кольцо подшипника В.

6. Строим эпюры напряжений по эпюрам крутящего и изгибающего моментов, используя формулы сопротивления материалов

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА и Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА .


Эпюры напряжений получают скачки в сечениях, где имеют место скачки моментов и скачки диаметров.

Далее на эти эпюры накладываем картину концентрации напряжений.

7. По эпюрам напряжений намечаем два опасных сечения I-I и II-II, по которым следует провести проверочный расчет вала на прочность.


§ 5. Проверочный расчет вала по сечению II

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

1.Геометрические характеристики сечения.

Относительная величина отверстия


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Момент сопротивления сечения при изгибе


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм3.

Момент сопротивления сечения при кручении

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм3.


2. Внутренние моменты в сечении I – I.

Интерполируя по эпюре Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА, находим Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм.=Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАНмм

Интерполируя по эпюре Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА, находим Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм.=2205000Нмм

Полный изгибающий момент


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГмм = 3030160 Нмм.


3.Расчетные напряжения:

изгиба


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 =86,24 Н/мм2.

кручения


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГ/мм2=75,46 Н/мм2.


4. Коэффициенты влияния отличий детали от образца материала.

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений для валов с галтельными переходами [I].

Сначала находим по соответствующему графику теоретический коэффициент


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА и Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; следовательно, Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Затем определяем коэффициент чувствительности материала к концентрации напряжений для сталей:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА т.е

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Далее находим эффективные коэффициенты концентрации


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


по приближённой формуле


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Коэффициент чистоты поверхности около сечения I – I.

ПриПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА8 коэффициент шероховатости а = 4 и


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Коэффициент качества заготовки из проката с последующей обработкой


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

Масштабные коэффициенты находим по экспериментальным кривым на рис. 17 и 18 [I] интерполяций для Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Результирующие коэффициенты влияния отличий детали от образца материала:

при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА при расчете на изгиб


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


при расчете на кручение


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

и при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Рисунок 8 - Зависимость масштабного коэффициента от размера расчетного сечения (циклическая прочность). Рисунок 9 - Зависимость масштабного коэффициента от размера расчетного сечения (статическая прочность).

5. Пределы ограниченной выносливости материала вала.

По изгибу


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


гдеПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 и число циклов напряжений изгиба

вала за расчетную долговечность


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Численные подстановки дают


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА, т.е. Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2=901,6 Н/мм2 .


По кручению с реверсом момента при числе реверсов


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА,


где Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 284 Н/мм2;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2=490 Н/мм2.

Численно

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 ,т.е. Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГ/мм2=490 Н/мм2.

6. Коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжения:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


7. Предельные напряжения изгиба и кручения для сечения I-I вала:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2=294 Н/мм2.


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2<41


8. Коэффициенты запасов прочности по сечению I-I вала на номинальном режиме:

по изгибу

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;


по кручению

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


Результативный запас прочности по сечению I-I вала


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.


§6. Проверочный расчет вала по сечению II-II


Расчет шлицевого участка на изгиб ведут по среднему диаметру Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм; а на кручение – по внутреннему диаметру Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм, поскольку выступы принимают весьма малое участие в передаче крутящего момента.

1. Геометрические характеристики сечения.

Момент сопротивления сечения при изгибе


при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм3.


Момент сопротивления сечения при кручении


при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм3.


2. Внутренние моменты в сечении II-II.

Интерполируя по эпюре Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА, находим Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм=415520 Нмм в то время как по эпюре Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГмм= 1199520 Нмм.

Полный изгибающий момент


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГмм = 1615040 Нмм.


3. Расчетные напряжения:

изгиба


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 51,94 Н/мм2.


кручения


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 101,9 Н/мм2.


4. Коэффициенты влияния отличий детали от образца материала.

Эффективные коэффициенты концентрации напряжений во впадинах шлицов по сечению II-II при плавном выходе впадин:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Коэффициент чистоты поверхности около сечения II-II.

Соответственно Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА имеем Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА и

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Коэффициент качества заготовки из проката с последующей обработкой Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Масштабные коэффициенты.

Интерполирование по кривым дает:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Результирующие коэффициенты влияния отличий детали от образца материала:

при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА при расчете на изгиб


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


при расчете на кручение


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

при Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


5. Пределы ограниченной выносливости материала вала.

Как и в расчете по сечению I-I,


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАкГ/мм2; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2.

6. Коэффициент чувствительности материала к асимметрии цикла напряжения.

Как и в расчете по сечению I-I,


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

7. Предельные напряжения изгиба и кручения для сечения II-II:


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2 = 286,16 Н/мм2.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ/мм2<24.


8. Коэффициенты запасов прочности по сечению II-II:

по изгибу


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

по кручению


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Результативный запас прочности по сечению II-II вала


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Глава V. Проверка подшипников выходного вала на долговечность и на перегрузку


Исходные данные (из расчета вала) (рис. 10)

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Рисунок 10 - Силовая схема для расчета подшипников вала.


1. Опорные реакции: Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ.

2. Осевая сила Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ= 80360 Н.

3. Угловая скорость вала n=10,5 об/мин.

4. Коэффициент динамичности внешней нагрузки Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Необходимые данные взятого подшипника приведены в конструктивной

разработке вала.

В частности, Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - коэффициент работоспособности подшипника;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ =63700 Н –допускаемая статическая нагрузка на подшипник;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА - угол нормали контакта роликов по наружному кольцу.


§1. Определение результирующей осевой нагрузки на подшипник


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Рисунок 11 - Схема для определения результирующей осевой нагрузки на подшипник.


1. Аксиальные составляющие, возникающие в подшипниках:

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = 4371 Н.

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = 18185 Н.


2. Результирующая осевая нагрузка


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = -11848 Н.


Знак (-) указывает на направление А навстречуПроектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА. Следовательно, вся осевая нагрузка воспринимается левым подшипником А.


§2. Определение поправочных коэффициентов к нагрузкам на подшипники [4]


1. Коэффициент приведения осевой нагрузки на подшипник к радиальной.

Для роликоподшипников конических легкой серии находим по таблице

каталога (справочника) Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

2. Коэффициент кинематический.

При вращении внутреннего кольца


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

3. Коэффициент динамичности нагрузки


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


4. Коэффициент температурный.

При работе подшипника в условиях рабочей температуры <Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


§3. Расчет приведенных радиальных нагрузок на подшипники


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = 34445 Н,

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА кГ = 65712 Н.


Отсюда следует, что проверку достаточно провести по более нагруженному подшипнику на опоре В, поскольку сами подшипники взяты одинаковыми.

§4. Определение ожидаемой долговечности подшипника


Из выражения для коэффициента работоспособности согласно каталогу

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА

находим

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


откуда Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА и Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА часа.


§5. Определение минимально необходимой долговечности

подшипника


Для подшипников качения согласно нагрузочному графику за один цикл эксплуатационной нагрузки


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мин.


За расчетную долговечность Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА циклов


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА часов.


§6. Условие по долговечности


Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


удовлетворяется с огромным запасом (7,5<<193), но на более легкий подшипник перейти нельзя, если допускаемая статическая нагрузка для него согласно каталогу меньше Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА


Заключение


В данной курсовой работе был разработан конический редуктор электромеханизма подъемника створок колеса шасси. В процессе проектирования были рассчитаны:

конические зубчатые пары;

dш=26,00 мм;

zш=26;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

dк=45,00 мм;

zк=45;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

L=25,9 мм;

b=6,0 мм;

ms=1 мм;

δ=90°;

αn=20°;

βср=23.


червячные передачи;

A = 187,00 мм ; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА ; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛАмм;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА;

Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА мм; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА; Проектирование углового конического редуктора створок шасси на ЛА.

определена математическая модель редуктора, а также выходной вал редуктора и проверены подшипники выходного вала на долговечность


Литература


1. «Сборник заданий на курсовое проектирование деталей машин, приборов и механизмов радиоаппаратуры». Под редакцией Хринеченко Е. П. М. МАИ 1973г.

2. Куприянов В. И. Рощин Г. И. «Методическое пособие для курсового проектирования по деталям механизма». М. МАИ, 1975г.

3. «Расчёт деталей механизмов и машин». под редакцией Герлаха Л. Г. М. МАИ, 1971г.

4. Шейнберг А. Е. «Курсовое проектирование деталей машин». Калиниград. «Янтарный сказ», 2005г.

5. Методическое пособие по дипломному и курсовому проектированию для специальности «Авиационные приборы и ИВК» и «Информационно-измерительная техника и технологии»/ НГТУ; Сост.: Карасёва Т. В., Миркин Я. Л.. Н. Новгород, 2005г.

6. «Конструирование узлов и деталей авиационных приборов». Учебное пособие под редакцией Волгина В. В. М. МАИ, 1988г.

Похожие работы:

  1. • Проектирование конического редуктора
  2. •  ... и входящего в его состав конического зубчатого колеса
  3. • Расчет и проектирование коническо-цилиндрического ...
  4. • Расчет конического редуктора
  5. • Разработка конического редуктора
  6. • Расчет конического редуктора
  7. • Редуктор конический одноступенчатый прямозубый
  8. • Проектирование конического редуктора
  9. • Редуктор коническо-цилиндрический
  10. • Разборка ведущей конической шестерни
  11. • Расчет одноступенчатого редуктора с прямозубой конической ...
  12. • Бесплатформенные системы ориентации
  13. • Бесплатформенные системы ориентации
  14. • Редуктор коническо-цилиндрический
  15. • Рулевое управление автомобиля КамАЗ-5320 и ...
  16. • Синтез системы угловой стабилизации дозвукового ...
  17. • Технологический процесс изготовления детали вала
  18. • Машины для содержания дорог
  19. • Мукопросеиватель "пионер"
Рефетека ру refoteka@gmail.com