Содержание
Введение
Глава 1. Компьютерная сеть в организации работы вуза
1.1 Предпосылки внедрения компьютерных информационных сетей в работу вуза
1.2 Назначение и организация работы компьютерной сети
1.3 Возможные варианты организации компьютерной сети
Глава 2. Информационное пространство вуза
2.1 Понятие информационного пространства вуза
2.2 Объектно-ориентированная система в управлении Региональным открытым социальным институтом (РОСИ)
2.3 Новые подходы к формированию информационного пространство высшего учебного заведения
2.4. Интегральная компьютерная система в управлении Липецким государственным техническим университетом
Заключение
Список литературы
Введение
Общемировым направлением информатизации образования в последние десятилетия является создание и использование новых информационных технологий обучения, включающих телекоммуникации, видеообучение, использование технологий мультимедиа в электронных учебниках и многое другое. Эффективная работа высшего учебного заведения сегодня уже не может быть реализована без использования технических средств, позволяющих оптимизировать процессы обучения, документооборота, делопроизводства.
Управление формированием и преобразованиями информационного пространства является важнейшим аспектом проведения процесса информатизации деятельности современного высшего учебного заведения.
Вместе с тем, вопросы, связанные с формированием информационного пространства, инновационными механизмами его преобразования и развития в условиях высшей школы с точки зрения эффективности управления образовательным учреждением, разработаны недостаточно.
В этой связи не вызывает сомнений актуальность разработки инструментов, предназначенных для решения ряда вопросов организации компьютерной сети в информационном пространстве высшего учебного заведения в процессе информатизации образования и интеграции высшего учебного заведения в глобальное информационное сообщество. В данном исследовании информационное пространство рассматривается с позиции совокупности данных, информации, знаний, технологий и процедур их обработки и использования, обеспечивающих информационные и коммуникативные потребности образовательного сообщества в рамках высшего учебного заведения и его заинтересованных пользователей, преследующих определенные цели.
Таким образом, объектом курсовой работы является информационное пространство высшего учебного заведения, предметом исследования – работа компьютерной сети, возникающая в процессе формирования информационного пространства высшего учебного заведения.
В курсовой работе определены и решены следующие задачи:
- определено понятие «компьютерная сеть»;
- определено понятие «информационное пространство» высшего учебного заведения;
- сформулировано понятие «информационного пространства» высшего учебного заведения;
- определена структура и принципы функционирования информационного пространства высшего учебного заведения;
- приведены примеры различного построения информационного пространства высших учебных заведений.
Глава 1. Компьютерная сеть в организации работы вуза
1.1 Предпосылки внедрения компьютерных информационных сетей в работу вуза
На текущем этапе развития в большинстве вузов сложилась ситуация когда[15]:
В вузе имеется большое количество компьютеров работающих отдельно от всех остальных компьютеров и не имеющих возможность гибко обмениваться с другими компьютерами информацией.
Невозможно создание общедоступной базы данных, накопление информации при существующих объемах и различных методах обработки и хранения информации.
Существующие ЛВС объединяют в себе небольшое количество компьютеров и работают только над конкретными и узкими задачами.
Накопленное программное и информационное обеспечение не используется в полном объеме и не имеет общего стандарта хранения.
При имеющейся возможности подключения к глобальным вычислительным сетям типа Internet необходимо осуществить подключение к информационному каналу не одной группы пользователей, а всех пользователей с помощью объединения в группы.
Для решения данной проблемы предложено создать единую информационную сеть (ЕИС) вуза.
ЕИС вуза должна выполнять следующие функции:
Создание единого информационного пространства которое способно охватить и применять для всех пользователей информацию созданную в разное время и под разными типами хранения и обработки данных, распараллеливание и контроль выполнения работ и обработки данных по ним.
Повышение достоверности информации и надежности ее хранения путем создания устойчивой к сбоям и потери информации вычислительной системы, а так же создание архивов данных которые можно использовать, но на текущий момент необходимости в них нет.
Обеспечения эффективной системы накопления, хранения и поиска технологической, технико-экономической и финансово-экономической информации по текущей работе и проделанной некоторое время назад (информация архива) с помощью создания глобальной базы данных.
Обработка документов и построения на базе этого действующей системы анализа, прогнозирования и оценки обстановки с целью принятия оптимального решения и выработки глобальных отчетов.
Обеспечивать прозрачный доступ к информации авторизованному пользователю в соответствии с его правами и привилегиями.
1.2 Назначение и организация работы компьютерной сети
Компьютерная сеть - это совокупность компьютеров, соединенных линиями связи, обеспечивающая пользователям сети потенциальную возможность совместного использования ресурсов всех компьютеров. С другой стороны, проще говоря, компьютерная сеть - это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких-либо промежуточных носителей информации.
Сегодня большинство компьютерных сетей – это локальные компьютерные сети (Local-Area Network), которые размещаются внутри одного конторского здания и основанные на компьютерной модели клиент/сервер [14, 10]. Сетевое соединение состоит из двух участвующих в связи компьютеров и пути между ними. Можно создать сеть, используя беспроводные технологии.
Локальная вычислительная сеть (ЛВС, LAN - Local Area Network) — это совокупность аппаратного и программного обеспечения, позволяющего объединить компьютеры в единую распределенную систему обработки и хранения информации. К аппаратному обеспечению можно отнести компьютеры, с установленными на них сетевыми адаптерами, повторители, концентраторы, коммутаторы, мосты, маршрутизаторы и др., соединенные между собой сетевыми кабелями. К программному обеспечению можно отнести сетевые операционные системы и протоколы передачи информации.
Основные возможности локальных (компьютерных) сетей [10, 28]:
Передача файлов:
Во-первых, экономится бумага и чернила принтера. Во-вторых, электрический сигнал по кабелю из отдела в отдел движется гораздо быстрее, чем любой сотрудник с документом.
Разделение (совместное использование) файлов данных и программ:
отпадает необходимость дублировать данные на каждом компьютере.
Разделение (совместное использование) принтеров и другого оборудования: значительно экономятся средства на приобретение и ремонт техники, т.к. нет никакой необходимости устанавливать принтер у каждого компьютера, достаточно установить сетевой принтер.
Электронная почта:
Координация совместной работы: при совместном решении задач, каждый может оставаться на рабочем месте, но работать "в команде".
Упорядочивание делопроизводства, контроль доступа к информации, защита информации.
и многое другое.
При создании компьютерной сети необходимо выбрать различные компоненты, определяющие, какое программное обеспечение и оборудование, возможно, использовать, формируя сеть. Компьютерная сеть – это неотъемлемая часть современной деловой инфраструктуры.
Для организации работы компьютерной сети вуза необходимо определить следующее:
сколько человек будут работать в сети. От этого решения, по существу, будут зависеть все последующие этапы создания сети. Количество рабочих станций напрямую зависит от предполагаемого числа сотрудников;
вертикальная иерархия учебного заведения, в которой точно известно, кто и к какой информации должен иметь доступ;
сетевая архитектура - это сочетание топологии, метода доступа, стандартов, необходимых для создания работоспособной сети. Выбор топологии определяется, в частности, планировкой помещения, в котором разворачивается компьютерная сеть. Кроме того, большое значение имеют затраты на приобретение и установку сетевого оборудования;
совместное использование сетевых ресурсов (принтеров, факсов, модемов).
1.3 Возможные варианты организации компьютерной сети
За время, прошедшее с появления первых локальных сетей, было разработано несколько сотен самых разных сетевых технологий, однако заметное распространение получили всего несколько сетей, что связано прежде всего с поддержкой этих сетей известными фирмами и с высоким уровнем стандартизации принципов их организации. Далеко не всегда стандартные сети имеют рекордные характеристики, обеспечивают наиболее оптимальные режимы обмена, но большие объемы выпуска их аппаратуры и, следовательно, ее невысокая стоимость обеспечивают им огромные преимущества.
Немаловажно и то, что производители программных средств также в первую очередь ориентируются на самые распространенные сети. Поэтому пользователь, выбирающий стандартные сети, имеет полную гарантию совместимости аппаратуры и программ.
В настоящее время тенденция уменьшения количества типов используемых сетей все усиливается. Дело в том, что увеличение скорости передачи в локальных сетях до 100 и даже до 1000 Мбит/с требует применения самых передовых технологий, проведения серьезных и дорогих научных исследований.
На рынке имеются стандартные локальные сети всех возможных топологий. Стандартные сети обеспечивают большой диапазон допустимых размеров сети, допустимого количества абонентов сети и, что не менее важно, большой диапазон цен на аппаратуру.
Рассмотрим варианты организации локальных сетей подходящих для организации работы вуза:
Сеть с выделенным сервером с числом компьютеров от 10 и выше. Данная конфигурация подходит для организации сетевых ресурсов (общих документов, принтеров, баз данных) на выделенном сервере в сети, что повышает возможность сохранности данных, независимость от рабочих мест, скорость доступа и позволяет внедрить политику безопасности доступа к данным сотрудникам компании (учетная политика безопасности).
Сеть с выделенными файловым, интернет и SQL серверами с числом компьютеров от 20 и выше. Данная конфигурация подходит для организации сетевых ресурсов (общих документов, принтеров, баз данных) на выделенном сервере в сети. Возможность «жесткого» контроля доступа к интернет-ресурсам. SQL сервер позволяет ускорить работу объемных баз данных (1С).
Сеть с выделенными файловым, интернет, SQL и Firewall серверами с числом компьютеров от 20 и выше. Данная конфигурация подходит для организации сетевых ресурсов (общих документов, принтеров, баз данных) на выделенном сервере в сети, а также для организации безопасного выхода в интернет. SQL сервер позволяет ускорить работу объемных баз данных. Firewall сервер позволяет повысить уровень защиты внутренней сети от атак из интернет.
Глава 2. Информационное пространство вуза
2.1 Понятие информационного пространства вуза
Большинство исследователей проблем информатизации образования полагают, что ближайшей целью информатизации является создание информационно-педагогической среды, включающей в себя систему аппаратных средств, ПО, специалистов и пользователей, документооборота, баз данных, реализующих информационные процессы.
В конце 90-х годов считалось, что информационно-образовательная среда — это системно организованная совокупность учреждений, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, система их функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а так же совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, реализующих образовательную деятельность. Однако ряд авторов полагают, что такое определение, берущее за основу только телекоммуникации и информационные технологии, не является полным и адекватным.
В этой связи вводится в научный оборот понятие «информационное пространство», раскрывающее такие взаимосвязи информационных сред как регион, страна, мировое сообщество, единое информационное пространство. Поэтому информационное пространство должно максимально полно удовлетворять информационные потребности студентов и преподавателей.
Информационное пространства образовательного учреждения реализует ряд очевидных преимуществ, например[16]:
концентрирует потенциал лучших педагогических кадров и эффективных технических средств обучения;
обеспечивает целенаправленное создание, взаимосвязанное развитие и последовательное внедрение авторских программ обучения;
создает условия для того, чтобы студент мог свободно знакомиться со всеми типами общих знаний и со специальными знаниями научных дисциплин, приобретая при этом необходимые практические навыки;
организовывает разностороннее взаимодействие, обмен знаний и мнений в студенческой группе;
организовывает круглогодичный процесс обучения, учитывающий индивидуальные особенности организма каждого человека и т.д.
2.2 Объектно-ориентированная система в управлении Региональным открытым социальным институтом (РОСИ)
Как уже было сказано, одним из важных аспектов повышения эффективности и качества системы подготовки специалистов является создание информационного пространства учебного заведения и на его основе – внутривузовской системы управления, соответствующей современным требованиям к организации образовательного процесса, анализу его финансового и кадрового обеспечения.
Известно, что объектно-ориентированный подход позволяет существенно улучшить организацию разработки программных систем сложных объектов, к которым безусловно относится и исследуемый объект – информационное пространство вуза [12, С. 144.]. Необходимость внесения максимально-возможного динамизма в организацию достаточно инерционного по своей сущности внутривузовского процесса требует решения ряда проблем:
оперативный сбор, хранение и доступ к информации на различных стадиях принятия управленческих решений;
мониторинг исполнения принимаемых решений в целях прогнозирования развития различных аспектов деятельности вуза;
осуществление распределенности (доступности) информации между различными категориями управленцев и исполнителей;
защита информации и т.д.
Под информационным пространством учебного заведения (института) будем понимать совокупность всех информационных ресурсов учреждения. Использование объектно-ориентированного подхода делает возможным его представление в виде некой многомерной структуры данных, каждый слой (измерение) которой отражает ту или иную компоненту пространства. Отдельные компоненты определяются в зависимости от внутренней организации учебного заведения, а также поставленных задач, ими могут быть структурные подразделения вуза: деканаты, кафедры, отдел кадров, бухгалтерия, и т.д. Внутри каждой компоненты при необходимости предусматривается дальнейшая детализация объектов. Деканат, например, включает в себя множество студентов, информацию об их успеваемости, анкетные данные и т.д.
В Региональном Открытом Социальном Институте (г. Курск) разработана первая опытная версия системы комплексной автоматизации высшего учебного заведения "Пирамида" – основа его единого информационного пространства.
Объектная парадигма в основе системы позволяет ей оперировать с набором типизированных объектов, как на программном уровне, так и на уровне пользователя, что с одой стороны обеспечивает свободное расширение функциональных возможностей системы, а с другой стороны – унификацию, доступность и понятность пользовательского интерфейса.
Для определения набора объектов, их свойств, методов и взаимосвязей модель информационного пространства учебного заведения представлена в виде некой многомерной структуры. Кроме связей внутри отдельных компонент, объектная модель предусматривает также возможные связи между объектами разных слоев информационного пространства, что позволяет осуществлять различные срезы внутри информационного пространства вуза. Следует отметить, что в системе "Пирамида" используются известные развитые методики реализации ассоциаций (связей) между классами в среде активных баз данных.
Практический интерес, в первую очередь имеют "горизонтальный" и "вертикальный" срезы структуры. "Горизонтальный" срез представляет собой боле обобщенную формализованную структуру учебного заведения, "вертикальный" – более детальную формализацию отдельных подразделений и объектов системы. Так, например, сведения о выпускной квалификационной работе студента будут включать в себя как сведения из компоненты "кафедры" (выпускные квалификационные работы) так и из компоненты "деканаты" (студент).
Внутри информационного пространства осуществляется решение следующих задач:
Сбор информации;
Хранение и обработка информации;
Предоставление информации пользователю для принятия того или иного решения.
Задача сбора информации не вызывает больших затруднений, но выдвигает ряд требований, связанных с построением дружественного пользовательского интерфейса.
Для хранения данных в системе “Пирамида” используется свободно-распространяемый вариант реляционной СУБД фирмы Borland — Interbase 6.0.
В настоящее время используется реляционная модель хранения данных, с некоторыми элементами объектно-ориентированной модели. В будущем планируется полный переход на объектно-ориентированное хранилище данных, что позволит: перевести на объектно-ориентированную парадигму единственный компонент системы, в котором использовалась отличная от остальных реляционная структура; хранить логическую часть объектов в БД совместно с их информационной частью; сделать физическую структуру базы данных более статичной, что упростит процесс добавления новых объектов в систему и позволит хранилищу данных работать с различными версиями системы без необходимости внесения больших изменений в ее физическую структуру. При переходе на объектно-ориентированное хранилище данных возможность работы с привлекательным для учебных заведений свободно-распространяемым сервером баз данных Interbase сохранится благодаря возможности создания объектно-ориентированной структуры в среде реляционных баз данных.
Задача предоставления информации пользователю включает в себя решение проблемы поиска и выборки данных внутри информационного пространства. Это предполагает создание специального программного аппарата, обладающего следующими свойствами: функциональная полнота, упрощенный пользовательский интерфейс для создания запросов к системе.
Функциональная полнота может быть обеспечена за счет использования различных специальных языков написания запросов к базам данных (предикатное описание, язык SQL), однако все они требуют от пользователя, как знания синтаксиса языка, так и внутренней структуры базы данных, что является серьезным препятствием для неподготовленного пользователя в организации полноценного поиска информации. Использование объектно-ориентированной технологии в организации запросов предполагает операции с уже выделенными из базы данных объектами и позволяет избежать вышеупомянутых трудностей. Вся объектная модель вуза представляется в виде графа, для построения запросов внутри структуры используется алгоритм Дейкстры.
Опыт пробной эксплуатации системы "Пирамида" показал, что используемый объектно-ориентированные подход к построению модели информационного пространства вуза и создания на ее основе системы управления учебным заведением является эффективным и позволяет улучшить деятельность, как отдельных подразделений, так и всего института в целом.
2.3 Новые подходы к формированию информационного пространство высшего учебного заведения
На сегодняшний день проблема информатизации образовательных учреждений стоит достаточно остро. Высшим учебным заведениям необходимо стать коммерчески успешными предприятиями и одновременно сохранить накопленный научный потенциал.
Существует несколько подходов к созданию единого информационного пространства вуза. Один из них — интеграционный подход, предполагающий объединение разнородных информационных систем вуза в единое, динамично развивающееся информационное пространство.
Традиционно вузы работали по жестким, устоявшимся правилам. Конечно, в ряде специализаций, например, связанных с ИТ, некоторое давление рынка ощущалось, но, если посмотреть на учебные программы, видно, что реакция на это давление была минимальной. В целом, система высшего образования оставалась традиционно консервативной. Говоря так, мы ни в коем случае не ставим знак равенства между консерваторами и ретроградами, напротив: с глубоким уважением относимся к соблюдению традиций в образовательной среде, хотя побочным эффектом является некоторая ее инертность. Однако в последнее время в этой стабильной, десятилетиями складывавшейся среде наметились кардинальные перемены. Вхождение России в Болонский процесс, создание системы непрерывного образования, развитие дистанционного обучения, новые формы подачи знаний, растущее влияние бизнеса на программы подготовки специалистов, борьба за студентов, активно обсуждаемая концепция университета как knowledge community — все это в корне меняет традиционные представления вузов об организации учебного процесса, заставляет перестраивать и интенсифицировать его.
Национальным проектом «Образование» и федеральной целевой программой «Развитие образования на 2006–2010 гг.» (ФЦПРО) автоматизация образовательных учреждений определяется в качестве одного из приоритетных направлений перестройки российской системы образования. Федеральное агентство по образованию сформулировало требования к системам управления образовательных учреждений, важнейшими характеристиками которых являются интегрированность, адаптируемость, распределенность, масштабируемость и качество. Система управления должна:
иметь средства настройки отдельных функций и бизнес-процессов для каждого конкретного ОУ с учетом его специфики, а также средства разработки и сопровождения самостоятельных решений;
обеспечивать взаимодействие различных функциональных модулей как по данным, так и по процедурам обработки;
иметь развитые технологические средства интеграции с другими прикладными системами и базами данных;
модели бизнес-процессов должны строиться на базе международного стандарта качества ISO 9000.
Сегодня государство вкладывает в образование немалые средства; разрабатываются различные инновационные программы. Предполагается, что, осваивая эти средства, вузы будут вводить в практику новые формы и методы работы.
Сегодня нужны гибкие решения, способные поддерживать модернизацию систем управления вузом. Если десять лет назад можно было предлагать вузам типовое решение, то сегодня создавать и внедрять „жесткую“ систему крайне неэффективно. Она может устареть и потребовать переделки и доработки еще до момента начала промышленной эксплуатации. Поэтому, на мой взгляд, разумный выход — использовать процессно-ориентированную среду, базирующуюся на технологиях, позволяющих быстро обновлять и создавать новые приложения в соответствии с изменениями условий работы вуза. Причем эти изменения отражаются и в модели деятельности вуза, и в ее реализации. Такая гибкость обеспечивается, например, применением модельной архитектуры MDA (Model Driven Architecture), в которой вначале создается модель, а на ее базе — собственно автоматизированная система.
Создание модели деятельности вуза, и на ее основе — интеграционной платформы — нестандартный подход, поскольку многие поставщики предлагают готовые системы, в которых уже заложены жесткие процессы учебной и финансово-хозяйственной деятельности заведения. Однако перестройка вузовских процессов под систему очень болезненна, чревата рисками потери уникальности и элементов тех лучших традиций, которые складывались годами и прошли проверку временем.
Интеграционная платформа сохраняет ранее сделанные вузом инвестиции в ИТ и вместе с тем позволяет выйти на качественно новый уровень поддержки процессов средствами информационных технологий.
В отличие от традиционных систем и методик, в данном подходе принципиально иной объект автоматизации: интегрированная модель учебного процесса, которая включает в себя описание существующих бизнес-процессов, информационных образов субъектов, материальных объектов и компонентов ИТ-инфраструктуры вуза. Модель служит основой создания хранилища данных и ядра системы и включает описание требований к интеграции с ядром различных внешних систем (планирования учебного процесса, финансового управления и т. п.). С ядром могут быть интегрированы как уже существующие информационные системы, так и новые, включаемые в единое информационное пространство по мере необходимости.
Создание интегрированной автоматизированной системы образовательного учреждения предполагает два этапа конструирования системы.
На первом этапе конструирования/моделирования деятельности ОУ создаются две модели:
информационная модель, описывающая объекты предметной области деятельности ОУ, их структуру и взаимосвязи;
процессная модель, описывающая деловые процессы вуза и их связи с объектами информационной модели.
При этом все процессы, описанные в модели, подразделяются на основные (главное направление деятельности вуза) и вспомогательные (прочие виды его деятельности). В рамках предлагаемого подхода для разработки модели процессов используются средства Casewise. Но если вуз уже имеет собственную модель деятельности или предпочитает использовать другие средства моделирования, создается конвертер из формата этого средства.
На основе созданных моделей производится:
анализ существующей ИТ-инфраструктуры: создается модель ИТ-инфраструктуры, объектами которой являются ее элементы: прикладные ИС, базы данных, общесистемные программные средства, компьютерное и телекоммуникационное оборудование — эксплуатируемые в вузе. Кроме технических характеристик, модель описывает функции каждого из элементов;
сопоставление и анализ модели ИТ-инфраструктуры и модели учебных процессов.
В результате аудита функционирующих в вузе программных и технических средств определяются элементы, которые должны быть включены в инфраструктуру новой системы, и те, включение которых в новую систему нецелесообразно. Составляются требования к недостающим ресурсам и прикладным функциям, которые необходимо автоматизировать.
Второй этап создания системы — это этап конструирования информационной системы для вузов (или этап сборки и интеграции). Он включает в себя автоматическую генерацию прототипа системы на основе созданной модели, адаптацию прототипа ИС и интеграцию с созданным ядром внешних компонентов, автоматизирующих отдельные направления деятельности вуза (планирование учебного процесса, финансовое управление и другие).
2.4 Интегральная компьютерная система в управлении Липецким государственным техническим университетом
ЛГТУ – современный технический университет, в структуру которого входят 8 дневных и 1 очно-заочный факультет, обучение ведется по 31специальности, 8 направлениям подготовки бакалавров и магистров. Контингент студентов – 6976 человек.
В вузе успешно эксплуатируется более 10 лет интегральная компьютерная система «Университет» (ИКС) с подсистемами Абитуриент, Контингент, Учебный процесс, Рейтинг, Справочник, которая превратилась в настоящее время в ядро локальной сети.
Название подсистемы полностью соответствует ее функциональному назначению. Техническая структура сети разработана и внедрена на базе современных волоконно-оптических технологий. Это позволило создать единое информационное пространство, легко расширяемое как по интегрируемым в него информационным объектам, так и по разнообразию способов доступа к ним. Обеспечивается надежный и быстрый обмен информацией между всеми пользователями сети и их доступ к базам данных, сокращаются сроки обработки данных, повышается надежность системы.
Для ИКС разработана схема движения информационных потоков, определены уровни доступа к информации, определены направления движения ее потоков между подсистемами и к пользователям. ИКС дает существенную экономию времени в организации и управлении учебным процессом.
ИКС решает следующие задачи:
учет и организация приема абитуриентов;
планирование и организация учебного процесса на базе единой электронной базы учебных планов всех специальностей;
расчет объема работы на учебный год для 45 кафедр;
формирование заявки кафедр на расписание занятий и сессии;
выдача отрезков учебных планов на семестр;
распределение штатов ППС на обеспечение учебного процесса в зависимости от фактического набора студентов и структуры учебных планов специальностей;
расчет рейтинговых оценок по текущей работе студентов в семестре и по результатам экзаменационных сессий;
выдача по уровню рейтинга списков студентов на стипендию.
Ведется автоматизированный учет контингента студентов с предоставлением информации в государственные статистические формы. Эти задачи имеют ограничения по уровню доступа.
Для обеспечения этого условия выделены четыре уровня:
1- ректорат и подчиненные ему административно-управленческие структуры;
2-декан факультета;
3- заведующий кафедрой;
4-студенты и преподаватели.
Новые технические возможности позволили сформировать новую подсистему Справочник со следующим содержанием: внутренние нормативные документы, определяющие все направления деятельности; номенклатура направлений и специальностей вуза; государственные образовательные стандарты образовательных программам; все рабочие учебные планы; каталог и фонды рабочих программ по блокам дисциплин; каталог информационных технологий, разработанных и применяемых в учебном процессе. Подсистема работает в режиме просмотра и пополняется актуальной информацией из подсистем Контингент и Учебный процесс.
Организационная и функциональная структуры системы обеспечивают движение основных информационных потоков между подсистемами.
Данные о работе приемной комиссии с абитуриентами, результаты распределения штатов ППС между кафедрами передаются в ректорат. Учебно-методическое управление четко сопровождает систему и получает всю информацию для организации и планирования учебного процесса, распределение штатов ППС между кафедрами вуза.
Отдел экономики получает форму 3-НК, расчетные штаты ППС на учебный год, бухгалтерия по стипендии — приказы со списками стипендии, рассчитанной по уровню достигнутого рейтинга каждым студентом.
Декан каждого из 9 факультетов получает информацию для контроля организации учебного процесса по специальностям и кафедрам факультета, набор документов по текущей успеваемости студентов факультета и рейтинговые оценки за экзаменационные сессии, имеет доступ к Справочнику.
Каждый заведующий кафедрой получает актуальный рабочий учебный план специальности и список дисциплин кафедры, автоматизированный расчет объема работы на учебный год, зачетные и экзаменационные ведомости со списком студентов по дисциплинам кафедры для внесения рейтинговых баллов, имеет доступ к Справочнику и пополняет кафедральный фонд рабочих учебных программ.
Студенты и преподаватели в режиме просмотра имеют доступ к Справочнику и в деканате к сведениям по уровню рейтинга за семестр.
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены понятия компьютерной сети, информационного пространства вуза, организация работы компьютерных сетей, приведены примеры успешной работы данного направления различных высших учебных заведений.
В заключение хотелось бы остановиться на перспективах развития образовательной информационной среды.
Одним из приоритетных направлений деятельности по развитию единой образовательной информационной среды является создание Интегрированной автоматизированной информационной системы (ИАИС) сферы образования, включая разработку среднесрочной стратегии развития автоматизированных информационных систем образовательных учреждений. Согласно принятой Министерством образования концепции, ИАИС призвана объединить образовательные учреждения, органы управления образованием и федеральные органы. В частности, предполагается разработка подсистемы управление ВУЗами с широкими функциональными возможностями.
Как было показано ранее, в настоящее время ряд ВУЗов располагает своими системами управления с различной степенью автоматизации, однако до сих пор информационная магистраль «Минобразования – ВУЗ» остается недостроенной. При этом даже для передачи подготавливаемой ВУЗами в электронной форме отчетной информации не используются современные средства компьютерной связи.
В тоже время проблему автоматизации информационного взаимодействия Министерства образования и образовательных учреждений (ОУ) различного уровня (от высших учебных заведений до школ) можно решить относительно быстро, если пойти по пути создания типового программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего сбор и хранение информации в едином формате, предоставляемой в Министерство образования, автоматическое формирование отчетных документов установленной формы, передачу данных по каналам связи и защиту информации от несанкционированного доступа.
В состав такого типового комплекса должны входить:
СУБД для хранения информации, предоставляемой в Министерство образования.
Средства сбора данных, позволяющие осуществлять как ручной ввод данных несколькими пользователями через web-интерфейс, так и импорт данных из существующей информационной системы ОУ.
Средства формирования отчетов по установленным формам. Данный модуль должен предусматривать возможность печати отчетных документов и сохранения электронных документов в едином для всех ОУ формате.
Средства взаимодействия с Министерством образования, обеспечивающие доступ к базе данных подсистемы сопряжения с использованием SQL; доступ к хранилищу электронных документов через Web-интерфейс или передачу документов по электронной почте (для ОУ, не имеющих постоянного подключения к Интернету); защиту данных от несанкционированного доступа
Для минимизации расходов на внедрение комплекса в ОУ разработку можно проводить на базе свободно распространяемого и поэтому не требующего затрат на лицензии программного обеспечения. Установка комплекса может быть проведена на персональной ЭВМ со средним уровнем ресурсов и силами специалистов самих образовательных учреждений. Благодаря минимальной стоимости и простоте внедрения такой комплекс позволит быстро (за 3-6 месяцев) подключить к ИАИС достаточно большое число образовательных учреждений.
Список литературы
Бойченко Е.В. Кальфа В. Овчинников В.В. Локальные вычислительные сети / Бойченко Е.В. Кальфа В. Овчинников В.В. - М.: Радио и связь 2000. – 500 с.
Бройдо В. Л. Вычислительные системы, сети и телекоммуникации: Учебник для вузов / В.Л. Бройдо. - Спб.: Питер, 2003. - 688 с.
Гусева А.И. Работа в локальных сетях: Учебник / А. И. Гусева. – М.: Диалог – МИФИ, 2001. – 344 с.
Камалян А.К., Кулев С.А., Назаренко К.Н. и др. Компьютерные сети и средства защиты информации: Учебное пособие /Камалян А.К., Кулев С.А., Назаренко К.Н. и др. - Воронеж: ВГАУ, 2003.-119с.
Курносов А.П. Практикум по информатике/Под ред. Курносова А.П. Воронеж: ВГАУ, 2001.- 173 с.
Малышев Р.А. Локальные вычислительные сети: Учебное пособие/ РГАТА. – Рыбинск, 2005. – 83 с.
Новиков Ю. В. Локальные сети: архитектура, алгоритмы, проектирование. / Ю. В. Новиков. - М.: ЭКОМ, 2000. – 312 с.
Новиков Ю. В. Основы локальных сетей / Ю. В. Новиков. - М.: ЭКОМ, 2005. – 360 с.
Олифер В.Г, Олифер Н.А. Сетевые операционные системы/ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.: ил.
Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы /В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - СПб.: Питер, 2002. - 672 с.
Флинт Д. Локальные сети ПК: принципы построения, реализация / Д. Флинт. - М.: Финансы и статистика, 2001. – 359 с.
Фридман А.Л. Основы объектно-ориентированной разработки программных систем. / А. Л. Фридман. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 192 с.
Шафрин Ю.А. Основы компьютерной технологии / Ю.А. Шафрин. - М.: АБФ, 2001. – 560 с.
Яковлев В.А. Компьютерные сети / В.А. Яковлев. - М.: ИНФРА-М. 2001. – 244 с.