Оглавление
Политика - искусство управления государством. Аристотель
Сущность структура и функции политической системы
Государство - базовый институт политической системы
Политика - искусство управления государством. Аристотель
Политика - важен компонент жизнедеятельности общества. За своей природой она пронизывает все сферы общественной жизни. Как социальное явление политика носит относительно самостоятельный характер, и ее развитие происходит на основе своих собственных объективных закономерностей. Но сущностный анализ этого социального явления не может быть полным и понятным без выявления его взаимодействия с другими явлениями и процессами политического пространства общественной жизни. Познание политики как подсистемы общественных отношений возможно лишь как "момент" истории, эволюции и развития социальной системы в целом.
Следовательно, политическая система как одна из частей или подсистем социальной системы дает возможность выявить границы политики и политических отношений, их элементы и взаимосвязь между ними, функции и др. То есть понятие политической системы дает возможность раскрыть целостность, динамизм и структуру политической жизни, его качественные характеристики, что определяются в первую очередь местом и ролью самой политики в обществе. По мнению Г. Вебера, когда речь идет о политике, то это понятие следует связывать прежде всего с властью и государством. Он подчеркивал, что политика означает стремление к участию во власти либо к выявлению влияния на распределение власти или между государствами, либо внутри государства между группами людей, наделенных властью.
Сущность структура и функции политической системы
Система - это определенное количество взаимоувязанных элементов, что образуют стойкую целостность, имеют определенные интегративные особенности.
Но внутренние закономерности, свойственные именно этой общности. Любая система характеризуется также стойкими связками элементов, которые достигаются в результате структурного упорядочения ее частей. Важной чертой системы является ее целеустремленное функциональное состояние.
Как сложная, саморегулируемая система, общество имеет несколько подсистем: экономическую, политическую, социальную, духовную и тому подобное. Каждая в своей сфере выступает отдельно и имеет свои подсистемы, соответствующее место и роль в общественной жизни.
Как одна из форм социального движения материи, политическая система тесно связана с особенной формой деятельности людей - политикой. В отличие от других систем общественной жизни, политическая система имеет ряд особенностей: она принимает участие в решении таких общесоциальных заданий, как интеграция общества, распределение в нем материальных и духовных ценностей; монополия на государственное принуждение в масштабах всего общества и использования для этого специального аппарата; имеет достаточно сложное внутреннее строение, что включает разнообразные политические организации, принципы, нормы, механизмы коммуникаций, которые обеспечивают прямую и обратную связь социальных групп и членов общества с политической властью. Политическая система имеет монополию на осуществление власти.
Политическая власть касается интересов больших масс людей, определенных социальных групп, что причастные к руководству обществом и занимают господствующие позиции в экономической жизни. Это руководство является общеобязательным и осуществляется как при непосредственном участии доминирующих в обществе социальных сил, так и через общественно-политические организации и движения, политические группы и их лидеров. Признаком политической власти является наличие особенной группы, специфической прослойки людей, которые профессиональнее заняты управлением.
Современное научное знание о политических системах разделяется на два подхода. В первом из них политическая система подается как теоретический, идеальный конструкт, который дает возможность выявлять и описывать системные свойства разных политических явлений. При таком подходе политическая система рассматривается не как отображение политической действительности, а как средство (инструмент) системного анализа политики. В таком значении понятия "политическая система" может применяться для анализа любого относительно целостного и самостоятельного политического образования: государства, партии, профсоюза, общественно-политического движения и др., каждое из которых можно рассматривать как специфическую политическую систему.
Во втором более конкретном толковании понятия "политическая система" определяет реальный сложный механизм формирования и функционирования властных отношений в обществе. Этот механизм включает: политическую деятельность и политические отношения между разными политическими субъектами (группы и индивиды); политическую организацию, к которой входят государства, партии, политические ассоциации, политические и правовые нормы, политическое сознание и политическая культура и др.
Опираясь на эти подходы, при анализе политических систем разных обществ следует учитывать как системные свойства разных политических явлений, так и постоянные взаимосвязи между ними. А именно:
инвайроментальные (взаимосвязь среды и системы);
институционные (организационные свойства элементов системы - государство, партии, общественные организации, массовые объединения, которые принимают участие в политической жизни);
регулятивные (правовые и политические нормы как нормативные основы деятельности институтов системы); коммуникативные (внутренние системные свойства и связки и отношения); функциональные (политический режим и процесс, что складываются в результате деятельности из элементов системы); культурно-творческие и идеологические (политическая культура и сознание); ролевые (назначение политической системы как целого в общественной жизни отдельной страны и на международной арене, а также роль отдельных элементов политической системы).
Следовательно, политическая система составляет сложное и специфическое явление в жизнедеятельности общества, с внутренне организованными связками и свойствами элементов. Ее можно определить как системную совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов, идей, связанных с формированием, осуществлением власти и управлением обществом.
Анализ политической системы дает возможность раскрыть ее структуру. Это - внутренняя организация целостной системы как специфического способа взаимосвязи и взаимодействия компонентов, что ее образуют; стойкая упорядоченность элементов; закономерные связки между элементами. Структура дает возможность понять, каким образом организованное системное целое.
Первым фундаментальным элементом политической системы общества являются политические отношения между индивидами, социальными и этническими группами, нациями, государствами, государством и гражданами, гражданами и их организациями относительно власти, выработки и осуществления политики. Здесь политическая деятельность выступает по форме функционирование политических отношений. Она является осознанной, целеустремленной деятельностью социальных субъектов из реализации своих политических интересов в конкретной политической деятельности людей, их социальных групп, общественно-политических объединений.
Политическая деятельность начинается с возникновения того или другого интереса и завершается его реализацией, то есть практическим результатом.
Одним из центральных элементов политических отношений и политической деятельности являются политические роли. Анализ показывает, что какой бы стабильной не была система, политические роли ее субъектов всегда в динамике.
Политические отношения тем стабильнее, чем более четко будут определены и закреплены в законах и нормах (правовых, политических, моральных) роли, то есть круг прав, обязанностей и ответственности субъектов политической системы. Поэтому самое важное политическое деяние состоит из образования, укрепления и выполнения ролей, связанных с сочетанием элементов политической системы с определенными отношениями. Такие роли - роли формирования политической системы и ее функционирования - играют "офисы", совокупность офисов, в данном случае имеется в виду система органов и должностей государственных, партийных и общественных организаций.
В связи с этим стержневым элементом политической системы выступает политическая организация общества, что включает: государство и ее учреждения, политические партии, общественно-политические организации и движения, трудовые коллективы со своими органами самоуправления.
Важным элементом политической системы является политическое сознание как неотъемлемый компонент политической деятельности людей. Она представляет собой отображение политической жизни общества в идеях, взглядах, представлениях, традициях, социально-политических чувствах человека, социальной группы, нации, народа. Политическое сознание - это понимание обществом самого себя как политической целостности; в реальной жизни она выступает как совокупность соответствующих знаний и оценок.
Значительную роль в политической системе играет политическая культура, которая характеризует качественное состояние политических отношений и деятельности в обществе, а также раскрывает степень социально-культурного развития человека и меру ее активности в превращении политической действительности.
Политические и правовые нормы выступают важным регулирующим элементом политической системы. Если политические нормы действуют и реализуются в виде принципов и учреждений, что регулируют деятельность политических институтов и граждан, как субъектов политической жизни, то правовые нормы - это совокупность утвержденных или санкционированных государством общеобязательных правил политического поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается определенными мероприятиями государственного влияния (криминальное, административное, государственное, гражданское право). На основе политических и правовых норм образуются регуляторы общественных отношений относительно власти и закрепляются основные принципы деятельности субъектов политики.
Признанным элементом политической системы общества являются средства массовой информации как средства духовного общения больших масс людей, духовно-политического общения государства и общества, человека и государства, государства с другими политическими институтами и другими государствами и международными организациями. Средства массовой информации используются в первую очередь для политического и идеологического влияния на электорат с целью легитимизации власти или ее увлечения, укрепления и реализации в интересах определенных социальных сил. Следовательно, политическая система - это живая, открытая, динамическая система, что выполняет свои функции.
В научной литературе есть разные точки зрения относительно функций политической системы, но есть и определенные общие научные подходы. Взгляды большинства исследователей совпадают на том, что каждая функция должна отбивать определенное системное качество. На этом основании можно выделить такие основные функции политической системы общества:
1) определения целей и заданий общества;
2) мобилизация ресурсов;
3) властно-политическая интеграция общества;
4) регуляция режима социально-политической деятельности;
5) легитимизация, под которой понимается достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Главные функции политической системы - это определение целей и заданий данного общества, а также мобилизация всех ресурсов для достижения этих целей и регуляции режима политической деятельности. Функции интеграции, легитимизации являются не только функциями политической системы, но и духовно-культурной, экономической и других систем.
Выполняя свои функции, политическая система обеспечивает целостное руководящее влияние на общество как единственный организм, что эффективно управляется политической властью.
Характерным признаком политического управления является то, что это управление сознательное, оно связано с определением стратегических, долгосрочных приоритетов, целей, цели деятельности людей, их группировок и общества в целом. Политическое управление должно формировать и поддерживать определенный социальный порядок, обеспечивать его защиту, оправдывать его существование.
Сегодня Украина только начинает перестройку своей новой политической системы - системы демократической деятельности и отношений, правовых гарантий и культуры политической ответственности всех субъектов демократического процесса.
Поэтому в реальной жизни нашей страны, как и других странах, что формируют свои новые политические системы, происходит постоянное соперничество двух факторов, двух основных тенденций. С одной стороны, фактор случайностей, тенденция к дезорганизации, к разрушению новой политической системы. Из второго - фактор управления и самоуправления, тенденция к организованности, упорядочение и стабилизации развития и прогресса политической системы. Важно, чтобы все эти процессы и явления были узко детерминированными и имели возможность для разных линий развития. Возможность управления определяется самим существованием случайности, что дает возможность избежать одновариантного назначения. Поэтому одно из основных условий управления - это условие иметь определенный выбор; второе условие, - чтобы управлять, нужно иметь обратную связь между всеми элементами политической системы.
Государство - базовый институт политической системы
Государство занимает особенное место в политической системе, предоставляя ей целостности и стойкости, ориентированности на важные общественные дела. Она выполняет исключительный и необходимый объем деятельности из управления, распоряжается ресурсами общества и регулирует его жизнедеятельность. Государство - основное орудие власти, носитель суверенитета, то есть неограниченной верховной, неделимой политической власти. Именно в государстве концентрируется весь комплекс экономических, социальных, политических и культурно-духовных интересов разных социальных групп, противоречий, что возникают между ними, и средств их преодоления и согласования.
Понятие "государство" возникло около трех тысячелетий тому (древнее государство Урарту существовало в IX-VI ст.д.о н. э). Греческий философ Платон представлял идеальное государство как иерархию трех состояний: правителей-мудрецов, воинов и чиновников, крестьян и ремесленников. Основоположник утопического социализма Т. Мор утверждал: государство - это заговор богатых против бедных. Г. Гегель считал, что государство - это образ и действительность ума, эта жизнь Бога в мире. Для него было понятным, что государство, правительство возникают лишь тогда, когда уже существуют сословные отличия, когда богатство и бедность становятся очень большими и когда возникают такие отношения, за которых большая масса уже не может удовлетворить свои потребности.
Государство возникло как результат процессов, что происходили в обществе, как реакция на развитие его потребностей. В разные эпохи формировались и разные взгляды на происхождение государства. За теологической теорией (идеологи религий Древнего Востока, христианской церкви, средневековых монархий, исламской религии) происхождения государства объясняется Божьей волей.
Патриархальная теория (ее представители - Аристотель и др.) доводила, что государство происходит от семьи; абсолютная власть монарха является продолжением власти отца в семье (патриарха).
Договорная теория (Гроций, Гоббс, Руссо) обосновывает положения, что государство возникло в результате соглашения (договора) между людьми. Эта теория выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей, их ума.
Психологическая теория (Петражицький, Фрейзер, Тард) объясняет государство особенными свойствами психики, в частности психологической потребностью людей в подчинении. По мнению поклонников этой теории, государство - это организация, которая создается для руководства обществом со стороны определенных лиц.
Теория “ненасильственности” (Гумплович, Дюринг) отстаивает возникновение государства актом насилия, завоеванием земледельцев кочевниками. При завоевании должен быть определенный уровень производительных сил, должна существовать собственность.
Согласно с марксизмом, государство возникает вместе с делением общества на классы, социальные группы. Организация, которая возникла из родоплеменных форм, становится государством, когда ее содержание и функция сводятся к защите экономических, политических и идеологических интересов группы, что владеет основными средствами производства. В результате государство как надстройка над экономическим базисом общества определяется характером производственных отношений, прежде всего отношениями собственности на основные средства производства. Внешними признаками образования государства в древней Греции были: замена общественного деления за признаком кровных связей территориальным делением и организацией; выделение внешнего относительно общества аппарата власти (армия, полиция, суд); содержание этого аппарата за счет налогов из граждан.
Своеобразно истолковал суть государства немецкий ученый М. Вебер, который разработал "политическую социологию господства". Власть, за Вебером, означает возможность осуществления воли внутри определенного социального отношения, даже вопреки сопротивлению других его участников. Основным признаком господства он считал способность аппарата управления гарантировать "порядок" предоставленной территории путем угроз или и применение психического и физического насилия. "господство" рассматривается в политической социологии Вебера как особенная форма власти, как основной институт в системе государства.
Конкретно-исторический характер государства оказывается не только в ее соответствующей формационной прописке (речь идет о рабовладельческом, феодальном, буржуазном государстве), а и в ее историчности как такой, во времени. Понятие "государство" и "власть" не тождественные, власть более старая государства, ибо не может быть общества безвластного (то есть анархического), и в течение всей первобытной истории эта власть функционировала как негосударственное и дополитическое общественное самоуправление.
Государство как политическая организация - это такой общественный механизм, который призван защищать интересы людей определенной территории и регулировать посредством правовых норм взаимоотношения между ними, используя при необходимости специальные органы принуждения.
Как особенный конституированный субъект государство выражает общественный (публичный) характер человеческой деятельности. В меру своей эволюции она выявляет, таким образом, отделение общественной сущности от самого общества. Чем больше развитое государство, тем более она отделена от общества, которое в Новое время приобретает качества "гражданского" в противовес "обществу политическому", то есть собственно государству.
Государство опосредствует движение основного противоречия человеческой деятельности между ее общественным характером и индивидуальной формой осуществления. Сущность государства развивается в меру того, как разворачивается опосредствованное ею противоречие и выявляет себя внешне как восходящее движение от государственности к государству.
Сущность государства раскрывается медленно. Развиваясь, государство, как и каждый другой социальный феномен, проходит стадию становления, а затем последовательно выступает как явление "в себе", "для себя", "для других".
Качества государственности можно найти уже в ранних выявлениях социальности. Но как самостоятельный феномен государство конституируется только тогда, когда противоречие между индивидом и обществом уже может быть выяснено как основное социальное противоречие (для этого нужна достаточно высокая степень развития как общества, так и индивида). Становление государственности заканчивается отделением государства от общества (от индивида также) в роли самостоятельного субъекта.
В начале осуществляется обособление государства от общества, начерчивается только ее сущность. Государство еще остается "вещью в себе" и относится к обществу как часть к целому.
Последующее развитие государственности связано с рождением бюрократии. Во внутренней структуре государства постепенно образуется особенная социальная прослойка (группа), которая непосредственно осуществляет государственные функции, светскую политику. Эта прослойка находится в особенных отношениях не только с обществом как целым, но и со всеми другими социальными группами. Таким образом, государство конституируется не только в определенную часть общества, но и как ведущая группа общества. В таком случае государство уже не есть "вещь в себе", а выступает как "вещь для себя". Сущность государства в этом случае оказывается уже достаточно выразительно, но еще не раскрывается как движение противоречия между индивидом и обществом.
Позже развитие государственности связано с установлением общественного контроля над бюрократией. В ходе борьбы со всевластием бюрократии происходит формирование нации. Этот противоречивый процесс осуществляет двойное влияние как на положение индивида, так и на положение общества.
С одной стороны, индивид здесь утверждается как полностью самостоятельный и свободный субъект. С другой, устанавливая контроль над бюрократией, он должен признать себя частью определенной целостности, что состоит из таких как он индивидов, и ограничить свою свободу в интересах этой целостности. Происходит своеобразное "удвоение" функций индивида: он одновременно встает частным лицом и гражданином. Соответствующие изменения происходят и внутри общества. С одной стороны, происходит объединение совсем самостоятельных индивидов-атомов, связанных между собой лишь отношением к государству. с другого - государство стимулирует рождение нации и сама "распространяется" от прослойки бюрократии к масштабам всего общества. Общество также вроде бы удваивается, распадаясь на гражданское общество и политическое государство.
Государство-нация - наивысшая ступень развития государственности, явление для других". Только государство-нация может выступать как полное и адекватное воплощение сущности государства, поскольку она максимально отделена от общества. Она соотносится с обществом к последнему не как часть с целым и не как особенная часть с целым, а как целое с целым.
Государство-нация - это соответствующий рубеж, где государство отрицает сама себя, ибо конечное отделение ее от общества в этом случае происходит в тождественности с ним. Очертания государства как самостоятельного субъекта медленно размываются, и государство-нация приобретает соответствующую форму, при этом происходит движение противоречия между индивидом и обществом.
Какие же свойства выделяют государство среди других организаций и объединений в обществе, делают ее основой всей политической системы? Во-первых, суверенитет государства. Только государство выступает как универсальная, всеобъемлющая организация, распространяет свои действия на всю территорию страны и всех граждан, следовательно, она "официально представляет общество" внутри и за пределами страны. Только государство имеет право выдавать законы, осуществлять правосудие. Во-вторых, государство олицетворяет публичную власть и подчиняет себе все выявления других общественных властей. Она применяет властные методы, а в случае необходимости и принуждение. В-третьих, государство посредством права регулирует общественные отношения и своим велением предоставляет Им общеобязательного содержания. В-четвертых, государство благодаря наличию специального профессионального аппарата выполняет основной объем управления делами общества и распоряжается его человеческими, материальными и природными ресурсами.
Соответственно своему назначению государство выполняет определенные функции - внутренние и внешние. Внутренними принято считать хозяйственно-организационную, управленческую, социальную, национально-интегративную, демографическую, просветительскую, культурно-воспитательную, экологическую, правоохранительную функции. К основным внешним функциям государства следует отнести дипломатическую (установление широких постоянных экономических, политических, культурных и других связей с другими государствами) и оборонную.
Функционирование государства во внутриполитическом и внешнеполитическом просторные приобретает особое значение, поскольку без этого политического института невозможные национальная идентификация и самоопределение. В таком случае функции государства призваны "защитить" свободное развитие нации как составляющей мирового содружества.