1. Сущность и структура политической системы общества
Понятие «система» в переводе с греческого – целое одичает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия и др.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение Основными элементами политической системы выступают: государственные учреждения, политические партии, группы интересов и группы давления, правовые и политические нормы, СМИ, общественное мнение, политические элиты и лидеры, идеологические доктрины.
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают функционирование других систем общества.
Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальное измерение (очерченное границами страны) и функционально, определяемое сферой действия политической системы и ее составных частей на разных уровнях политической организации общества. В этом смысле будут различаться пространства влияния тех или иных ассоциаций (партий, общественных организаций), действия политических институтов (власти политического центра и местного самоуправления), границ политического и экономического управления, сферы политической жизни общества и личной жизни человека и т.д.
Определение границ различного рода функциональных пространств политической системы – ответственный и сложный политико-правовой и культурный процесс. Он формализуется, юридически фиксируется (в конституции, законе), эта фиксация составляет одну из задач демократического процесса, определяющего прерогативы власти, партий, органов управления и др. элементов политической системы, а также отношений между ними, включая такие существенные взаимодействия, как согласование управления и самоуправления, пространства централизованной концентрированной власти и децентрализованной и т.д. Выделяют следующие функции политической системы общества:
Определение целей и задач развития общества, выработка программы его жизнедеятельности. Политическая система формирует приоритетные направления для общества пути, и средства и их достижения.
Мобилизация ресурсов общества для достижения поставленных целей.
Интеграция всех элементов общества, поддержание его целостности и стабильности. Реализация этой функции предполагает наличие развитой способности политической системы различными путями снимать, сглаживать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, снимать социальную напряженность
Распределение ценностей в обществе. Именно в этой сфере сталкиваются интересы социальных групп. Потеря контроля над этим узлом, определяющим жизнеспособность социальной системы, грозит ее кризисом.
2. Типология политических систем
Одна из первых классификаций исходит из характера их взаимоотношения с внешней средой. По этому критерию политические системы подразделяются на закрытые, открытые. Закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, т.е. ресурсы развития находят внутри таких систем.
Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны. Примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма (СССР, Венгрия, Болгария и др.).
Французский политолог Ж. Блондеяь различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять основных разновидностей:
либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности.
коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости.
традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов
популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ.
авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения. Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американская, европейско-континентапьная, доиндустриальная и частично индустриальная и тоталитарная.
Для англо-американской политической системы (США, Великобритания, Канада) характерна высокая степень разделения политических ролей и функций между участниками политического процесса: государством, партиями, группами интересов и т.д. Власть и влияние распределены между различными звеньями политической системы. Политическая система функционирует в рамках однородной культуры, ориентированной на защиту общепризнанных в обществе либеральных ценностей: свободы, безопасности, собственности и т.д.
Европейско-континентальная политическая система (страны Западной Европы Италия, Германия, Франция и др.) отличается расколотостью политической культуры, наличием внутри национальных культур противоположных ориентации, идеалов, ценностей, присущих какому-то классу, этносу, группе, партии. Поэтому разделение политических ролей и функций происходит не в масштабах общества, а внутри класса, группы, партии и т.д. Однако наличие разнородных субкультур не мешает находить в обществе согласие, поскольку имеется общая культурная основа – либеральные ценности.
Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы (страны Азии, Африки и Латинской Америки) имеют смешанную политическую культуру. Она состоит из местных политических субкультур, в основе которых лежат ценности клана, рода, общины, племени. Поэтому найти согласие и компромисс здесь, не прибегая к насилию, практически невозможно. Интеграция общества с помощью насилия приводит к концентрации власти и влияния в руках узкого круга лиц.
Тоталитарные политические системы
До начала 90-х годов XX столетия Албания, Румыния, ряд стран Восточной и Центральной Европы функционируют на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Власть сконцентрирована в руках монопольно правящей партии или группы лиц. Она контролирует все стороны жизнедеятельности общества и индивида. Существуют и другие классификации, хотя они менее распространены.
3. Политическая система современной Украины
Политическая система современной Украины представляет совокупность политических отношений, правовых и политических норм, институтов и идей, связанных с формированием и утверждением власти и управлением государства. Украина избрала демократический тип политической системы. Сегодня в нашей стране идет активный процесс формирования нового типа политической системы, что отражается в формировании органов местного самоуправления, утверждения института президентской власти, разделения политической власти и создания механизма сдержек и противовесов.
Выделяют следующие характеристики политической системы Украины:
Относительно стабильная (на поверхности) система, она может легко трансформироваться на нестабильную, вследствие конфликтов между основными политическими блоками'
Система с относительно низким темпом социальных процессов, недостаточно восприимчива к новациям
• Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного функционирования
централизованная с некоторыми элементами регионализма и децентрализации и ряд других
слабая реактивная способность системы.
4. Сущность, генезис, функции политических партий
Политические партии являются важным политическим институтом (формой организации и регулирования общественной жизни). Это вторичный субъект политики, поскольку политические партии (в современном значении слова) возникают в результате сознательного объединения людей в организацию для достижения политических целей.
Первоначальное значение слова партия – часть, группа, как часть целого. На протяжении веков менялось значение слова партия, и менялись, усложнялись явления, предшествующие современным политическим партиям.
В предельно широком смысле слова можно сказать, что партия – это часть населения, политически определённым образом сориентированная (занимающая по каким-то политическим вопросам сходные позиции).
Неразвитые, становящиеся формы, предшествовавшие современным, называют протопартиями. Ещё у Аристотеля можно найти слова о партии горы и партии долины (частях населения города, государства, солидарно выступающих за определённые политические решения), В Древнем Риме сталкивались в борьбе патриции и плебеи. В Италии 12–15 веков – гвельфы и гибеллины, сторонники и противники политического влияния папы римского. В Англии 17–18 веков – кавалеры и крутоголовые. В США 18 века – федералисты и республиканцы.
По Максу Веберу в своём развитии партия как политический институт прошла три основных этапа: котерии (аристократические группировки), политические клубы и современные массовые партии.
Котерия – аристократическая группировка, борющаяся за перераспределение государственной власти в свою пользу и выражающая интересы лишь самой себя, своих членов.
Политические клубы. Это уже организации, участники которых выражают интересы различных частей населения, социальных групп. Но это локальные организации, не объединённые в масштабе всего государства.
Политические партии современного типа возникают тогда, когда клубы, кружки и другие организации объединяются в комитеты национального масштаба. В пример часто приводят Республиканскую и демократическую партии США, национальные комитеты которых возникли в 1856 и 1858 годах. Многие считают, что это первые политические партии современного типа.
Партия политическая – это добровольный союз, относительно высоко организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа (каких-то социальных групп) и ставящая своей целью их защиту и обеспечение путём завоевания государственной власти или участия в её осуществлении. Партия действует на основе детально разработанной программы.
Социологическое понятие партии надо отличать от юридического. В современной Украине множество организаций, зарегистрированных как политические партии, на самом деле не представляют ничьих интересов, кроме влиятельного патрона и его клиентов – клиентелы)
Структура партии: руководство, лидеры, функционеры, рядовые члены, сторонники. Электорат партии – часть населения, избиратели, которые за неё голосуют.
Партии – политический институт, играют в жизни общества, в политической системе важную роль, осуществляют функции. Функции политических партий:
Представительские (репрезентативные): выражают, формулируют, отстаивают интересы социальных групп
Идеологическая – разработка идеологии, системы ценностей
Пропагандистская – пропаганда идеологии, идеологическая борьба формирование общественного мнения
Политические – борьба за государственную власть, использование её
Политическое рекрутирование – подбор, фильтрация, подготовка кадров для самой партии, элиты, государства
Политическая социализация – воспитание, активизация, объединение групп населения, индивидов
Участие в формировании политической системы
Посредничество между государством и массами
5. Классификация политических партий
В мире более двухсот государств. В большинстве из них действуют политические партии. Во многих странах партий десятки, (так в Украине, в России). Таким образом, в мире множество партий. Все они разные, неповторимые. Но по ряду существенных признаков, особенностей партии можно систематизировать по разрядам (объединить в группы, классы). При этом сходство названий партий иногда может ввести в заблуждение. Не всегда название партии хорошо выражает её специфику, и не всегда адекватно. Например, ЛДП Жириновского в России и ЛДП в Японии очень различны.
Классифицировать партии можно разными способами, рассматривая и сравнивая их в разных аспектах, по разным основаниям.
По признаку участия во власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Оппозиционные бывают легальные, полулегальные и нелегальные.
По тому, интересы какой социальной группы партия выражает, бывают рабочие, крестьянские, крупной, мелкой буржуазии, военных, пенсионеров, женщин и т.д.
• Партии делят на правые и левые, по признаку выражения интересов, ориентации на интересы верхов, элиты или низов, массы, чаще всего через утверждение принципов равенства или неравенства. В центре политического спектра выделяют центристские партии.
• Иногда аспект правизны-левизны жёстко связывают с консервативно-охранительными или революционно-преобразовательными ориентациями. В этом плане целесообразней следующая градация:
реакционные, консервативные, реформистские, революционные партии.
• Интенсивность этих ориентации характеризуется умеренностью, радикальностью, экстремизмом.
По особенностям организации и функционирования выделяют массовые и кадровые партии. Первые чаще возникают на базе массовых общественных организаций, финансируются преимущественно за счёт регламентированных членских взносов, имеют более сложную структуру. Вторые – менее многочисленны, группируются вокруг известных профессиональных политиков, существуют на произвольные пожертвования (Республиканская и Демократическая партии США).
По выраженности и твёрдости идеологических ориентации партии можно поделить на прагматические и доктринальные (социалистические, коммунистические, либеральные, консервативные, фашистские, националистические, конфессиональные).
6. Основные типы партийных систем
Партийная система – часть политической системы общества. Представляет собой совокупность партий в государстве, прежде всего тех, которые реально участвуют в борьбе за государственную власть и в распределении этой власти, а также принципы и система взаимоотношений между партиями и между партиями и государством. Партийные системы бывают псевдооднопартийными. Это когда в стране существует или безраздельно господствует одна партия, которая по сути сливается с государственной структурой, превратилась в её часть. Так было в СССР, Китае. Действительно однопартийная система отличается тем, что в обществе существуют противоборствующие партии, одна из них продолжительное время доминирует, но сращения её с государством не произошло (Япония). Среди многопартийных систем выделяют двухпартийные, когда в стране две или больше партий, но реально ведут борьбу за власть и распределяют, делят её между собой – две партии, значительно превышающие всех остальных по влиянию. Так в США. Для стран с типичными многопартийными системами характерны разнообразные блоки и коалиции, организуемые в предвыборной борьбе и в период осуществления власти. Для истории партийной системы ФРГ характерна форма «двух с половиной» партийной системы. Из постоянно противоборствующих ХДС/ХСС и СДПГ побеждал тот, с кем в союз вступала партия Свободных демократов.
Литература
Політична система суспільства // Політологічний енциклопедичний словник./ За ред. В. Бабкіна та інш. – К.: 1997.
Голосов Г.В. Партийные системы России и стран Восточной Европы. –
Громыко А. Политические режимы. История и теория вопроса // Политические системы. – ML', 1995
Дюверже М. Политические партии. – М, 2000.
Краснова. М.: Союз. – 1997. – Гл. 27: Политические партии.
М.: Весь мир. – 1999.
Мальцев В.А. Основы политологии: Учебник для вузов. – М..ИТРК РСПП, 1997.
Общая и прикладная политология. Под ред. В.И. Жукова, Б.И. – 2007.
Политическая система и ее роль в жизни общества // Социально – политический журнал. – 1992, – №8
Яблонський В. Сучасні політичні партії Украіни: Довідник. – К., 2009.