одержание
1.2 Анализ содержания программ обучения технологии в средней общеобразовательной школе.
2.2 Разработка дидактического средства обучения.
2.3 Организация и результаты экспериментальной работы.
Список использованной литературы
Введение
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве, следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и с "миром вещей", который он сам для себя создал.
Духовно-эстетическая значимость предметной среды в современных условиях имеет очень большое значение, по этому современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды в области технической эстетики (дизайна).
В свете современных требований к образованию преимущественная установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно. Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве средства, но никак не цели обучения. Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития учащегося. Формирование элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано именно в рамках предметно-практической деятельности на материале художественного конструирования. Постановка цели формирования дизайнерских навыков также позволит наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы, например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу: формирование у учащихся особого типа мышления, которое можно назвать "дизайнерским мышлением".
Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования: «Формирование дизайнерских навыков при отделочных работах керамической плиткой в средней общеобразовательной школе».
Цель исследования: Выявить эстетико-педагогические условия формирования дизайнерских навыков и мышления у учащихся на уроках технологии.
Объект исследования: Обучение ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
Предмет исследования: Процесс формирования элементов дизайнерских навыков и мышления в процессе обучения укладке керамической плитки.
Задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме уточнить комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее важных для формирования элементарного дизайнерского мышления учащихся.
2. Обосновать эстетико-педагогические условия формирования дизайнерского мышления и навыков у школьников при обучении ремонтно-строительным работам, разработать методические рекомендации по их реализации.
3. Разработать и осуществить педагогический эксперимент.
Гипотеза исследования: Формирование у школьников дизайнерских навыков в процессе специально организованных занятий возможно, если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления, осуществлена постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе овладения специальными знаниями.
Методологической и теоретической основой исследования являются: диалектико-материалистический, теоретический и системно-деятельный подход к формированию и развитию гармоничной личности, роли трудового обучения, производительного труда в ее становлении как социального субъекта; фундаментальные исследования ведущих отечественных ученых - дидактов, педагогические теории и концепции известных педагогов области трудовой, политехнической подготовки, технологического образования учащихся.
Методы исследования: исследование выполнялось разнообразными принятыми в педагогической науке методами. В их числе: изучение научных работ, анализ опыта подготовки учителей трудового обучения в городских школах, метод беседы, математической статистики, изучение документации.
Структура квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы формирования дизайнерских навыков при укладке керамической плитки
1.1 Формирование дизайнерских навыков при обучении ремонтно-строительным работам как социально-педагогическая проблема
В условиях современного «строительного бума» появилась необходимость в обучении учащихся ремонтно-строительным работам, и не только в связи с о «строительным бумом», но и необходимостью выполнять такие работы в быту. А в быту, как известно нужно уметь произвести практически все виды ремонтно-строительных работ.
К ним мы можем отнести обойные работы, малярные работы, штукатурные работы, отделочные работы.
Обучение данным работам имеет преемственность с восьмого по девятый классы, изучение данных тем проходит в рамках данного учебного времени но формированию дизайнерских навыков в процессе обучения укладке керамической плитки ранее особого внимания не уделялось. Значение таких навыков чрезвычайно важно, ведь в домашних условиях порой бывает просто необходимо владение дизайнерскими навыками. Вот пример. Необходимо положить плитку на пол в комнате 3*4 м. при этом есть плитка белая глазурированая и синяя. Вот каким образом нужно плитку уложить что бы это было максимально красиво. Вот здесь и понадобятся владение дизайнерскими навыками.
Формирование дизайнерских навыков, как и дизайнерская деятельность с одной стороны не возможна без развития у школьников особого вида мышления – дизайнерского мышления, которое является частью продуктивного мышления. Этот вид мышления важен, так как дизайнерская деятельность неразрывно связана с творческой деятельностью и новаторством обучаемых.
При рассмотрении психолого-педагогического аспекта формирования творческого мышления можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления:
-восприятие и память;
-мышление;
-воображение и новизна;
-интуиция;
-потребность в самовыражении, самостоятельность;
-эстетические и морально-этические качества личности. [15,с.34]
Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления.
Обратимся к определению понятия "мышление"
Согласно Леонтьеву А.Н., мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекта.
Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим мышлением.
Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств. [15,с.67]
Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением. [15,с.72]
Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. [15,с.83]
Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.[15,с.90 ]
Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям учащимся средней школы. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.[38,с.14].
Исследования показывают, всецело и гармонично дизайнерские навыки и мышление могут развиваться только в трудовой деятельности. Обретение трудовых навыков непосредственно в процессе трудового воспитания.
Трудовое воспитание направлено на формирование трудолюбия, общественно-трудовой активности, сознательной дисциплины труда и других нравственных качеств человека, необходимых для его трудовой деятельности на общую пользу.
Трудовое воспитание в широком смысле представляет собой воспитание высокосознательного, гармоничного развития, общественно активного гражданина. В более узком смысле, трудовое воспитание - целенаправленный, тесно связанный о обучением процесс подготовки детей, подростков и юношества к самостоятельной трудовой жизни. В результате трудового воспитания учащиеся должны более глубоко осознать необходимость трудиться на пользу общества, выработать потребность в труде.
На занятиях в школьных мастерских в ходе конкретной деятельности, в процессе конструирования и изготовления объектов техники, создаются благоприятные условия для соединения физического и умственного развития учащегося, являющиеся естественной потребностью растущего организма. Уроки художественной обработки древесины, проводимые на высоком уровне, приносят детям чувство глубокого удовлетворения и радости от результатов их созидательного труда.
В процессе труда возникают условия, благоприятные для воспитания школьников в духе коллективизма, сознательной дисциплины, трудолюбия, бережливости, хозяйского отношения к общественной собственности.
От того в каких условиях работают подростки, как организован их труд, в значительной степени зависит их отношение к труду, а следовательно, и эффективность процесса воспитания.
В учебных мастерских всё должно воспитывать, приучать к порядку и красоте. Общеизвестно, что всякий труд педагогически целесообразен. Он лишь тогда наполняется воспитательным содержанием, обретает воспитательную ценность, когда вдохновляет школьников поставленной целью, когда этой цели соответствуют формы и методы организации труда. Только в этом случае труд дает педагогический эффект.
Единство трудового обучения и воспитания предполагает такие формы и методы учебно-воспитательного процесса в школьных мастерских, которые бы способствовали формированию нравственных качеств учащихся.
Обучение школьников не ограничивается передачей и усвоением знаний и умений, оно, естественно связано с воспитанием. Единство обучения и воспитания должно пронизывать каждый урок, каждое занятие в учебных мастерских.
Эффективность учебно-воспитательного процесса в школьных мастерских, в том числе и результаты внедрения в практику различных педагогических рекомендаций, зависит, прежде всего от личности учителя труда.
Воспитание учащихся в процессе обучения ремонтно-строительным работам осуществляется на основе единых принципов, которые заложены в систему воспитания, осуществляемого в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной и профессиональной школы. На основе этих принципов определяются конкретные цели воспитания и обучения учащихся, разрабатывается содержание учебных программ и учебников, комплексная программа воспитания, определяются методы и приемы их реализации.
Ведущие принципы в педагогической науке воспитание в труде на общую пользу, комплексный подход к воспитанию, педагогическое руководство и самодеятельность учащихся, единство развития личности и коллектива, учет возрастных и индивидуальных особенностей, единство цели, содержания, методов и условий воспитания, единые действия всех участвующих в воспитании сил, прочность результатов воспитания.
А.С. Макаренко мудро заметил, что "человек не воспитывается по частям". Поэтому естественные основные требования к воспитательному процессу: обеспечение единства обучения и воспитания, единая система воспитательных мероприятий, соблюдение единой системы, воспитательных мероприятий, соблюдение единой системы требований, обеспечение непрерывного действия всех воспитательных факторов [].
1.2 Анализ содержания программ обучения технологии в средней общеобразовательной школе
Закон «Об образовании», принятый в России в 1992 г., был нацелен на будущее общества и утверждал, что содержание образования должно обеспечивать:
формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (степени обучения) картины мира; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры;
«формирование человека, гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование того общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Сформулированные новые принципы государственной политики в области образования, учли в том числе и недостатки существовавшей системы трудовой подготовки молодежи, несоответствие изменившимся задачам развития подрастающего поколения. Длительная работа по созданию федеральных компонентов государственных стандартов обусловила утверждение обязательного содержательного минимума для российской школы.
В соответствии с этим минимумом в Российской академии и образования под руководством академика В.А.Полякова большим коллективом ученых и учителей-практиков разработаны примерные программы для образовательной области «Технология» (табл. 1).
Таблица 1
Примерная программа ОО «Технология» в 5-9 классах
№ | Наименование разделов и тем | Количество учебных часов | Итого | ||
Классы | |||||
V | VI | VII | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Трудовое обучение мальчиков (V-VII классы) | |||||
1. | Обработка древесины. Народные ремесла и промыслы. | 60 | 68 | 68 | 196 |
2. | Обработка металла. | 58 | 50 | 50 | 158 |
3. | Электротехнические работы. | 18 | 18 | 18 | 54 |
Итого | 136 | 136 | 136 | 408 | |
II. | Хозяин сельского дома (VIII-IХ классы) | VIII | IХ | Итого | |
4. | Изготовление строительных конструкций из древесины. | 64 | 60 | 124 | |
5. | Общестроительные работы. | 10 | 12 | 22 | |
6. | Обустройство приусадебного хозяйства. | 12 | 12 | 24 | |
7. | Электротехнические работы в доме и на подворье. | 16 | 18 | 34 | |
8. | Сельскохозяйственные машины и механизмы. | 34 | 34 | 68 | |
Итого | 136 | 136 | 272 | ||
Всего | 136 | 272 | 272 | 680 | |
III. Трудовое обучение девочек (V-VII классы) | |||||
1. | Домашнее питание. | 20 | 20 | 24 | 64 |
2. | Цветы в доме. | 24 | 22 | 24 | 70 |
3. | Домашнее рукоделие. | 20 | 16 | 20 | 56 |
4. | Шитье одежды. | 44 | 52 | 40 | 136 |
5. | Домашние животные. | 10 | 8 | 8 | 26 |
6. | Выращивание зелени и овощей на приусадебном участке. | 18 | 18 | 20 | 56 |
Итого | 136 | 136 | 136 | 408 | |
II. | Хозяйка приусадебного дома (VIII-IХ классы) | VIII | IХ | Итого | |
1. | Домашнее питание. | 20 | 16 | 36 | |
2. | Домашнее рукоделие. | 30 | 30 | 60 | |
Шитье одежды. | 50 | 54 | 104 | ||
4. | Приусадебное животноводство. | 16 | 16 | 38 | |
5. | Приусадебное растениеводство. | 20 | 20 | 40 | |
Итого | 136 | 136 | 272 | ||
Всего | 136 | 272 | 272 | 680 |
Анализ таблицы показывает, что содержание предмета «Технология» предусматривает пять основных разделов (включая черчение), по каждому из которых разработан свой базовый модуль, и пять разделов (информационные технологии; художественная обработка материалов; основы предпринимательства; профессиональное самоопределение; основы проектирования), содержание модулей у которых также определено, но они не имеют самостоятельного статуса.
Обращая внимание на термин «примерные», употребленный выше, следует сказать, что приведенный учебный план лишь раскрывает основные направления обучения учащихся в образовательной области «Технология», предоставляя право на местах разрабатывать и утверждать на его основе авторские учебные программы по технологии.
Преподаватель технологии в зависимости от материально-технического обеспечения учебного процесса, избранных объектов труда, характера изучаемых технологий имеет возможность широко использовать дополнительные часы в желаемом направлении.
На региональный и школьный компоненты выделяется 40 часов, которые могут значительно наполнить содержание избранных разделов. Более того, чтобы снять проблемы, возникающие у школьного учителя с изучением разделов, не обеспеченных материально-технической базой обучения, допускается содержательная корректировка. При отсутствии возможностей для организации практической деятельности учащихся по какой-либо теме соответствующий ей материал может быть дан в сокращенном варианте, информационно-иллюстративно. Например, если в разделе «ремонтно-строительные работы» на школьной базе не удается организовать монтажные работы по укладке керамической плитки, то допускается дать этот материал в сокращенном варианте на уровне технологических сведений, а практические работы провести в эксплуатационном варианте с готовыми промышленными электронными устройствами, обучая пользованию ими. В то же время следует увеличить разнообразие и сложность работ по другим темам, обеспечивая выполнение требований обязательного минимума.
Среди учебных направлений имеются базовые технологии и виды деятельности, а также разделы, не имеющие в содержании самостоятельного статуса (это хорошо видно из табл. 1).
Изучение ремонтно-строительных работ имеет преемственность с восьмого по девятые классы. Причем, в восьмых классах на изучение этого раздела отводится 16 часов, девятых - 24.
В рамках этого учебного времени, возможно обучение учащихся работе с керамической плиткой, и формирование у них дизайнерских навыков.
Теоретический анализ проблемы формирования дизайнерских навыков на уроках технологии позволил нам сформировать основные критерии построения педагогического процесса изучения ремонтно-строительных работ, обеспечив реализацию личности как субъекта педагогического процесса. В то же время в процессе анализа выявлена необходимость определения практических аспектов реализации такого педагогического процесса.
1.3 Теоретические основы обучения школьников основам ремонтно-строительных работ на уроках технологии
Ознакомление школьников с основными ремонтно-строительными понятиями необходимо начинать с первых вводных занятий, привлекая знания, полученные на занятиях естествознания, истории, из бытового опыта. Лучше всего начать с рассмотрения взаимоотношений между человеком и природой, так как, несмотря на все успехи достижений человеческого гения, невозможно не признать пашу зависимость от природы. Природа обусловливает существование людей, которые берут у нее все необходимое для жизни: пищу, исходные материалы. Так как многие предметы обихода, культуры, жилища, орудия труда получены с использованием соответствующих целенаправленных процессов, школьники могут быть ознакомлены с ними. Эти процессы требуют определенных затрат человеческого труда, как умственного, так и физического. Величина доли того или иного зависит от цели: какой конечный продукт, из какого природного материала и каким путем человек хочет получить. В одном случае затраты ума и сил меньше, в другом — они значительны.
Процесс превращения продуктов природы в продукты, необходимые человеку, и есть процесс производства. Производство — производимое от чего-либо первичного. В данном случае — это продукты природы, сырье, материалы. Отсюда можно вывести первичное понятие — определение производственного процесса как такового.
Процесс взаимодействия человека и природы, в результате которого из природных материалов получаются продукты, необходимые человеку, называется производственным процессом.
Техника — это совокупность имеющихся в распоряжении человечества орудий, созданных им самим и предназначенных для преобразования сырья (материалов) в продукты, необходимые человеку.
Это первичное, но достаточно научное определение техники можно сообщать уже на первых занятиях раздела «Элементы машиноведения», подчеркивая, что все технические устройства, созданные и создаваемые человеком, целесообразны, т.е. имеют строго определенное назначение. Это назначение может быть более или менее широким, но всегда определенным.
На основе этой схемы и формируется понятие производства, которое в первичном виде может быть таким: производство есть преобразование сырья в продукцию с помощью техники.
Естественно, что в дальнейшем процессе обучения школьников это понятие будет развиваться, расширяться и углубляться.
Человек разработал для производства целую науку — науку об использовании технических устройств и материалов — технологию (от греч. techne — наука о ремесле). С ее помощью он стремится получить продукцию по возможности в кратчайший срок качественную и использовать при этом минимальное количество материалов, ресурсов и технических устройств.
Первичное понятийное определение технологии может быть таким. Технология — наука об использовании материалов, техники и человеческого труда, позволяющая превращать сырье в качественную продукцию в кратчайший срок.
Из определения становится очевидно, что наука — неотъемлемая составная часть производства. Теперь для школьников будет понятнее столь часто встречающееся в современной речи выражение «наукоемкие технологии». Отсюда легко перебрасывается логический мостик к пониманию того, что в наше время производственные процессы осуществляются на предприятиях, каждое из которых выполняет свою роль. Одни добывают руду, вторые выплавляют из нее металлы, третьи делают из них определенные машины, четвертые на этих машинах изготавливают нужные человеку изделия. Для получения любой продукции на предприятии — так чтобы это было целесообразно (выгодно) для общества — необходимо определенное взаимодействие людей и техники. В этом случае также не обойтись без специальных научных знаний.
Школьники могут быть ознакомлены с первичными определениями о научной экономике и организации производства.
Экономика и организация производства — это науки, имеющие своей целью такое применение технологических процессов, чтобы использование сырья, техники и человеческого труда в производстве было рациональным, а продукция производилась с наименьшими затратами.
В результате в представлении школьников формируется стройная схема компонентов, составляющих современное производство:
материалы (сырье);
труд человека;
техника (совокупность технических устройств);
технология (наука об использовании технических устройств и материалов);
экономика и организация производства.
Если обратить внимание учащихся на экологические аспекты, на необходимость охраны окружающей среды как важнейшей задачи современности, а возможно, и условия выживания человечества, то взаимоотношения «человек—природа» могут быть представлены как замкнутый процесс. Человек (общество) должен возвращать природе все, что берет, иначе количество исходных продуктов необратимо уменьшится. Таким образом, у школьников должно быть сформировано понятие процесса воспроизводства материальных ресурсов. Объяснение того, что хищническое отношение к любым ресурсам природы, касается ли это лесов, запасов сырья или воды, содержания кислорода в атмосфере и т.д., подводит человечество к экологической катастрофе, заставляет детей по-иному взглянуть на дымящуюся заводскую трубу, безлесный берег реки, черный шлейф автомобильного выхлопа и т.п. Теперь понятие производственного процесса, когда необходимая людям продукция получается не любой ценой, а с соблюдением баланса во взаимоотношениях человека с природой, будет правильно восприниматься школьниками.
На занятиях технологии должна постоянно отражаться технологическая среда жизнедеятельности человека и общества, то, что составляет техносферу. Эта часть планетной структуры, созданная человеком и влияющая абсолютно на все стороны его жизни, составляет основу его развития и существования. Поэтому знаниями о технологическом мире, созданном человеком, деятельности в этом мире и ее последствиях должен владеть каждый человек — и как личность, и как частица общества.
Один из оптимальных путей ознакомления учащихся с основными общетехническими знаниями и формирования у них соответствующих понятий видится в подходе от общего к частному:
усвоение учащимися главных производственных понятий (техника, технология, экономика и организация производства, охрана природы и окружающей среды);
усвоение школьниками общетехнических понятий (машина, механизм, аппарат, прибор, инструмент, приспособление) с классификацией их по признакам;
ознакомление учащихся со специфическими (отличительными) особенностями технических устройств;
изучение технических устройств по группам с выявлением структуры, назначения отдельных частей, особенностей управления данными устройствами и возможных областей применения.
Такой подход позволит систематизировать знания школьников, делая их понятийными. Не противореча научным представлениям о технике и ее составляющих, он в то же время удовлетворяет всем требованиям и педагогики, и производства. В сочетании со сведениями по истории развития техники и технологии это будет способствовать интеллектуальному развитию учащихся.
Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному выполнению ими несложных видов ремонтно-строительных работ. Содержание обучения включает теоретический и практический материал и направлено на:
развитие у учащихся общетрудовых умений и навыков;
коррегирование их психофизического состояния на основе данной профессии;
развитие речи учащихся на основе их практической деятельности;
обучение планированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;
выработку у учащихся четкого понимания производственной профессиональной терминологии;
обучение школьников профессиональным приемам труда по выбранной специальности;
воспитание учащихся устойчивого положительного отношения к труду и формирование необходимых в повседневной производственной деятельности качеств личности.
Организация занятия должна быть такова, чтобы у учащихся возникала и поддерживалась положительная мотивация. Объяснение теоретического материала должно быть четким и носить исчерпывающий характер, чтобы ученик мог спланировать свою работу и самостоятельно ее выполнить.
На уроках технологии ученики должны овладеть профессиональной терминологией, научиться в устной форме излагать план предстоящей работы и отчитаться по проделанной. Каждый урок должен развивать ребенка, способствовать росту его теоретических знаний и практических профессиональных умений и навыков. Очень важно для этого использовать индивидуальный раздаточный материал.
Основной задачей обучения в 5-9 классах является формирование общетрудовых умений и навыков, умения анализировать образец, ориентироваться в задании, планировать предстоящую деятельность, контролировать текущую и итоговые результаты труда. Большое внимание следует уделять усвоению и соблюдению правил безопасности работы, приучению учащихся к соблюдению дисциплинарных требований, использованию речи для взаимодействия в процессе труда. Ученики совершенствуются в общетрудовых умениях и навыках, включая умения подбирать материалы и технологии, соответствующие назначению изделий. При этом ведущей задачей является формирование навыков культуры труда, подразумевающей соблюдение требований к организации рабочего места, следования требованиям техники безопасности, дисциплинированность и ответственность.
Основные направления обучения ремонтно-строительным работам.
- Изучение строительных материалов и изделий, которые включают: технические сведения, основы материаловедения (свойства строительных материалов), виды строительных материалов, каменные материалы (естественные и искусственные), строительные растворы и бетоны, их свойства, состав раствора. Умения: узнавание материалов по внешним признакам.
- Изучение обойных работ, которые включают технические и общие сведения об обойных работах: назначение, требования к оклеиваемым поверхностям, последовательность оклейки, применяемые материалы и инструменты. Виды обоев, их отличия. Клеевые составы (за исключением клея на органических растворителях): их виды, способы приготовления и нанесения на поверхность. Требования к качеству обойных работ. Правила техники безопасности для обойных работ.
Умения. Должны знать последовательность и основные способы выполнения обойных работ, обрезать кромки вручную, раскраивать обои с подбором рисунка.
Практическая работа: подготовка поверхностей к наклеиванию обоев, наклеивание макулатуры, приготовление клеевых составов, обрезка кромок вручную, нанесение клейстера на обои вручную, оклейка внахлест и впритык, смена обоев, способы наклеивания (впритык, внахлест). Инструменты и приспособления: клеящие составы для выполнения обойных работ (клейстер, клей КМЦ). Умения: ориентировка в задании, работа в бригаде с пооперационным разделением труда, анализ качества работы поэтапно. Практическая работа: приготовление клейстера, приготовление клея КМЦ, заготовка полотнищ обоев, наклеивание обоев впритык и внахлест.
- Общие сведения о шпатлевках, которые включают следующие сведения: шпатлевка, её назначение и применение, основные виды шпатлевок, шпатлевки под масляные и эмалевые краски, основные компоненты шпатлевочных составов, инструменты для нанесения шпатлевки, правила техники безопасности при нанесении шпатлевки.
Практическая работа: приготовление шпатлевки под масляную краску, определение готовности шпатлевки.
- Изучение малярных работ, которые включают в себя общие сведения о малярных работах, технические сведения, виды и назначение лакокрасочных покрытий, основные свойства красочных составов и взаимодействие их с окрашиваемыми поверхностями, требования к поверхностям при малярных окрасках, подбор кистей, уход за кистями и валиком.
Изучение материалов для выполнения малярных работ, включает: технические сведения, виды пигмента, основные растворители для масляных и эмалевых красок.
Практическая работа: приготовление малярного состава, подбор цвета для окраски помещения, смешение цветов, контроль качества работы, правила техники безопасности при выполнении работ, распознание растворителя по внешним признакам.
- Общие сведения о водных колерах, включающие технические сведения, колер (как понятие), виды, свойства колеров, основные требования к колерам, инструменты и приспособления, правила техники безопасности при приготовлении колера, отличие водного колера от неводного колера.
Умения: ориентирование в задании; отличать водный колер от неводного.
- Изучение общих сведений о водных колерах, которое включает: технические сведения, виды водных колеров, состав колеров, колер нормальный, разбеленный, интенсивный, цельный, основные требования к колерам, инструменты для нанесения колеров, правила техники безопасности, клеевой колер, его разновидности; клей и его применение при приготовлении колера клеевого. Практическая работа: приготовление известкового колера (нормального), приготовление разбеленного колера, приготовление клеевого колера.
- Изучение общих сведений о водных составах которое включает: виды красочных составов (водные и неводные), общие сведения о водных красочных составах и их виды, водные, клеевые и колеры, требования к водным колерам для ручного нанесения, правила техники безопасности, инструменты и приспособления для малярных работ. Умения: составлять водные колеры, уметь различать виды колеров.
Практическая работа: приготовление известкового колера, приготовление разбеленного колера из двух компонентов.
- Обучение подготовке поверхностей к окраске неводными составами, которое включает: технические сведения, этапы подготовки деревянных поверхностей к окраске, инструменты и приспособления для подготовки деревянных поверхностей под окраски, виды вспомогательных материалов для обработки деревянных поверхностей, техника безопасности при подготовке поверхностей под окраску.
Практическая работа: удаление отлупов, дефектов окраски, шпатлевание, шлифование, грунтование поверхностей.
Умения: приготовление основных грунтовочных составов и нанесение их на поверхность, осуществлять подбор инструмента, шпатлевать и шлифовать поверхности.
- Обучение технологии производства малярных работ: виды и назначение лакокрасочных покрытий, основные свойства красочных составов и взаимодействие их с окрашиваемыми поверхностями, требования к поверхностям, подлежащим окраске, способы нанесения на поверхность, инструменты, приспособления, инвентарь для малярных работ, подбор кистей, уход за кистями и валиком, правила техники безопасности при выполнении работ. Практическая работа: приготовление малярного состава, подбор цвета для окраски помещения, подготовка поверхности под окраску, смешение цветов, контроль качества работы, правила техники безопасности при выполнении работ.
- Обучение окраске поверхности водными составами: технические сведения, этапы подготовки и обработки поверхности под окраску, очистка новых поверхностей от пыли, очистка ремонтируемых поверхностей от набелов, подмазка трещин, огрунтовка, шпатлевание, инструменты, приспособления, инвентарь, требования к окраске, приемы ручной окраски водными составами.
Практическая работа: подготовка оштукатуренной поверхности к работе, устранение дефектов штукатурки, огрунтовка поверхности водными составами.
- Обучение подготовке и обработке поверхностей под неводные краски включает: технические сведения, этапы подготовки и обработки поверхностей под окраску, удаление старых набелов, устранение дефектов штукатурки, обработка оштукатуренных поверхностей под неводные окраски, пролифка, подмазка трещин и других дефектов, шпатлевание, шлифование и огрунтовка зашпатлеванных мест, подготовка к обработка металлических поверхностей под неводные окраски (очистка от ржавчины, грязи, грунтование). Практическая работа: удаление старых набелов, устранение дефектов штукатурки, шпатлевание, шлифование и огрунтовка оштукатуренных поверхностей, приготовление грунтовочных составов, очистка металлических поверхностей от ржавчины, грязи, грунтование металлических поверхностей.
- Обучение проведению штукатурных работ включает: технические сведения, назначение и виды штукатурных работ, отличительные особенности улучшенной и простой штукатурки, инструменты, приспособления и инвентарь для выполнения штукатурных работ, технология и организация процесса штукатурных работ. Практическая работа: набивка драни на учебные щитки; приготовление простого раствора набрасывание и разравнивание раствора.
- Обучение подготовке деревянных поверхностей под оштукатуривание включающее: технические сведения, дрань и ее виды, толщина и ширина драни; расположение драни на поверхности, инструменты для набивки драни, техника безопасности при набивке драни, работе с молотком. Умения: ориентироваться в задании, работа по образцу, анализ, практическая работа: сортировка драни, расположение драни на поверхности, набивка драни на учебные щетки, работа с молотком.
- Изучение общих сведений о растворах для штукатурных работ которое включает: технические сведения, раствор, общие оведения о растворах для штукатурных работ, простые и сложные растворы (виды), основные требования к растворам, техника безопасности при приготовлении растворов. Умения: составление плана работы (последовательность приготовления) выполнение работы согласно плану, анализ работы. Практическая работа: подготовка материалов для приготовления растворов, приготовление цементного, песчаного, глиняного раствора.
- Изучение растворов для штукатурных работ, включающее: технические сведения, виды растворов для штукатурных работ, простые и сложные растворы, штукатурные слои и способы их нанесения, основные требования к растворам, техника безопасности при работе с раствором. Умения: составление плана работы (последовательность приготовления раствора) выполнение работы согласно составленному плану, анализ работы. Практическую работу: подготовка компонентов для приготовления раствора (заготовка сухой песчаной смеси), приготовление простого раствора (цементного, глиняного), определение подвижности раствора.
- Изучение основных дефектов штукатурки, включающее: технические сведения, дефекты штукатурки, причины их появления, способы устранения, инструменты и приспособления. Практическая работа: изучение различных поверхностей нуждающихся в ремонте.
- Обучение штукатурке ранее отштукатуренных поверхностей, которое включает: технические сведения, требования к оштукатуриваемым поверхностям, последовательность оштукатуривания различных поверхностей, применяемые материалы и инструменты, используемые растворы, ее виды и способы приготовления и нанесения на поверхности.
- Изучение требований к качеству штукатурных работ, основные дефекты, причины появления и способы устранения, уход за инвентарем, техника безопасности. Практическая работа: изучение различных поверхностей, нуждающихся в ремонте и уже оштукатуренных, оштукатуривание кирпичной стены. Устранение дефектов штукатурки.
- Изучение общих сведений об облицовочных работах, которые в себя включают: технические сведения, назначение и виды облицовочных работ, виды облицовочных материалов их сходства и различия, виды растворов для плиточных работ (состав плиточных растворов, свойства раствора, способ приготовления), мастика и клей (виды и свойства, сходства и различия); инструменты и приспособления, контрольно-измерительные инструменты, приборы и правила пользования ими, правила ТБ при выполнении облицовочных работ, затирочные смеси, виды. Практическая работа: сортировка плиток, приготовление растворов, проверка горизонтальных и вертикальных поверхностей под облицовку плитками.
- Обучение технологии выполнения облицовочных работ на горизонтальной поверхности, включающее: технические сведения, виды плиточных полов и их конструкция, растворы для плиточных, их подвижность, мастика их виды, особенности настилки различных видов плиток, их способы настилки, этапы подготовки оснований под полы (выполнение прослойки и натяжки), выбор рисунка пола (способы настилки), проверка и разбивка пола, заполнение швов плиточного пола. Практическая работа: приготовление растворов, определение подвижности раствора, разбивка поверхности пола и устройство маяков, настилка плитки различными способами, устранение дефектов настилки полов, составление плана работы.
- Обучение технологии выполнения облицовочных работ на вертикальных поверхностях, включающее: технические сведения, виды плиточных облицовок, способы облицовок, растворы, клей, мастика - их свойства, отличительные особенности, инструменты и приспособления, контрольно-измерительные инструменты, правила работы и уход за ними, последовательность подготовки поверхности под облицовку, выравнивание поверхностей, выполнение насечки, установка маяков, облицовка вертикальных поверхностей, основные дефекты и способы их устранения, контроль качества облицовочных работ, заполнение швов (толщина швов), техника безопасности, инструктаж. Практическая работа: подготовка поверхности под облицовку, провешивание поверхности, установка маяков, облицовка вертикальных поверхностей, составление плана работы.
Умения: составить план работы и работать, придерживаясь плана; рассчитать необходимое количество плиток, подготовить поверхность под облицовку, уметь правильно нанести раствор на плитку; с тыльной стороны выполнять облицовочные работы, заполнять швы смесью.
Глава 2. Содержание, формы, методы и средства формирования дизайнерских навыков в процессе обучения ремонтно-строительным работам на уроках технологии
2.1 Построение и реализация процесса формирования дизайнерских навыков при обучении укладке керамической плитки
В процессе производственного обучения необходимо создавать условия и для эстетического воспитания учащихся — формировать восприятие красоты самого труда, воспитывать художественный вкус, умение создавать красивые изделия.
Другим важным умением является привычка к экономическому расчету и к учету экологических последствий производства изделий. Когда сравниваются параметры, оценивается металлоемкость, энергоемкость, компактность и другие эксплуатационные характеристики, а также анализируется ситуация с отходами производства, когда это становится воспитанной привычкой, то делается самоочевидным единство технологической и экономической грамотности, необходимость проявлять инициативу, предприимчивость и оценивать эффективность своей деятельности.
Самой жизнью поставлены задачи формирования отечественной системой начальной профессиональной подготовки у будущих рабочих этих профессионально значимых качеств; с решением этих задач связано развитие нашей страны.
Как известно, строительные ремонтно-отделочные работы являются одними из самых массовых как в производстве, так и в быту, что делает изучение их особенно актуальным.
В ходе реализации программы этого раздела осуществляется ознакомление учащихся со строительным делом, обучение их подготовке поверхностей для различных видов отделки, технологии оклейки стен и потолков обоями, малярным, штукатурным, плиточным и ремонтным работам.
В связи с тем, что многие учебные вопросы излагаются в ознакомительном плане, для их изучения не требуется особое материально-техническое обеспечение.
Учебный материал программы может быть использован для подготовки учащихся к выполнению ремонтных работ в классе, школе, учебной мастерской. При этом особое внимание уделяется изучению тех тем программы, которые содержат технологии, использующиеся для проводимых ремонтно-отделочных работ. Требуемый инструмент и приспособления, как правило, есть в каждой школе, или учащиеся могут принести индивидуальный инструмент из дома.
Если в школе решается задача целенаправленной подготовки учащихся строительному мастерству, то практические работы занимают в обучении главенствующее положение. Конечно, для этого необходима материальная база: хорошо оборудованные мастерские в школе или на базе СПТУ строительного профиля под руководством опытного мастера производственного обучения.
В программе должны раскрываться следующие темы: Основы технологии плиточных работ. Теоретические сведения. Знакомство с материалами для плиточных работ. Плитки для полов. Керамические плитки для внутренней облицовки стен и перегородок. Фигурные плитки для «бесшовной» облицовки и майоликовые плитки. Фасадные плитки. Приготовление растворов и мастик для плиточных работ. Инструмент и приспособления для плиточных работ. Расчет количества материалов в зависимости от размеров помещения. Технология плиточных работ. Изготовление маяков. Приемы укладки плиток на полу и стенах. Затирка швов.
В практические работы входят упражнения по выполнению работ, изложенных в теоретической части работы.
На основании изученного и проанализированного материала были предложены учебно-практические занятия для реализации разработанных методик обучения.
План-конспект занятия № 1.
Тема занятия: Основы технологии плиточных работ.
Цели занятия:
Образовательная: сформировать понятия об основах технологий плиточных работ, научить последовательности выполнения технических операций.
Развивающая: развить пространственное мышление, воображение, технологическую культуру, практические способности, моторные навыки, умения мотивировать трудовую деятельность.
Воспитательная: воспитать всесторонние интересы, стремление овладеть технологическими умениями и навыками, воспитать ответственность, аккуратность.
Объект работы: Укладка керамической плитки.
Оборудование и материалы: плакаты, инструкционно-технологические карты, плитка, клей мастерок, уровень.
Тип занятия: комбинированный.
Ход занятия.
Организационный момент:
Приветствие.
Проверка присутствующих.
Проверка наличия и состояния спец. одежды.
Назначение дежурных.
Сообщение темы занятия: Основы технологии плиточных работ.
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
Какие виды разметок вы знаете?
Какие правила безопасности надо выполнять при работе?
Изучение нового материала:
Настилку полов плитками выполняют по выровненному основанию. При очистке основания особое внимание обращают на полное удаление остатков гипса после штукатурных работ, так как даже незначительное его содержание может вызвать выпучивание облицовки.
Разметку начинают с проверки размеров помещения. Рулеткой замеряют стороны и диагонали пола. Равенство размеров противоположных сторон и диагоналей показывает, что углы помещения равны 90°. В этих случаях ряды плиток будут укладываться параллельно стенам. В помещениях с неодинаковыми сторонами и углами выполняют прирубку плиток в одном из крайних рядов.
Чтобы получить правильный симметричный рисунок пола, определяют и фиксируют на стене риской (карандашом) середину пола помещения. Проектное положение верха плиток часто показывают с помощью линии, нанесенной по периметру стен, с отдельными отметками. Например, тонкая черта с надписью 0,12 показывает, что уровень чистого пола должен быть ниже этой черты на 0,12 м.
Маяки, устраиваемые из плиток, бывают трех видов: реперные, устанавливаемые по отметке чистого пола, фризовые - в углах фриза, и промежуточные, устанавливаемые через 1,8 - 2 м один от другого так, чтобы на них можно было укладывать правило для проверки горизонтальности настилаемого покрытия.
Пользуясь рейкой Болотина длиной 2,5 м (на которой нанесены риски через 100 и 2 мм), совмещают маячную плитку с реперной и устанавливают промежуточные маячные плитки сразу на их место. Одновременно необходимо забить штыри для крепления причалки на границах захваток.
Все маячные плитки плиточник укладывает на раствор несколько выше отметки, а затем ударами киянки осаживает их до требуемого уровня. При больших размерах помещения прокладывают один или более маячных рядов плиток посередине пола помещения.
Раствор подстилающего слоя расстилают на месте очередной захватки, разравнивают граблями слоем одинаковой толщины, а затем с помощью правила и деревянного шпателя тщательно выравнивают и заглаживают до появления на поверхности цементного молока.
Отсортированные плитки раскладывают стопками по 10 штук на уже уложенные плитки последнего ряда захватки лицевой стороной вверх. Укладывая плитку на раствор, ее положение проверяют по угольнику. В случае необходимости плитку разрезают роликовым плиткорезом.
Более рациональна укладка плиток с помощью шаблона. Шаблон устанавливают около контейнера или тележки с плитками под углом 90 ° и заполняют гнезда шаблона, укладывая плитки лицевой стороной вниз.. Каждый ряд уложенных плиток закрепляют, пропуская через скобы запорные стержни. Для укладки плиток на место шаблон опускают на раствор одной гранью, следя за тем, чтобы плитки располагались как можно ближе к уложенному покрытию. После этого шаблон медленно укладывают всей плоскостью и извлекают запорные стержни. Плитки осаживают равномерным постукиванием киянки по шаблону до нужного уровня. Затем осторожно снимают шаблон. Окончательного выравнивания покрытия достигают простукиванием его хлопушками.
Заделку швов между плитками выполняют не ранее чем через 1-2 суток после настилки пола. Для этого цементный раствор разливают по поверхности пола и деревянными шпателями или гребком равномерно распределяют, заполняя швы между плитками. После схватывания раствора в швах облицовки поверхность покрытия протирают влажными опилками, удаляя цемент с поверхности плиток.
Возможна укладка плитки с помощью клеточного шаблона, который представляет собой сварную конструкцию с размером 320 х 250 мм. Крайние поперечные и все продольные прожилины шаблона изготавливают из стальной полосы, остальные поперечны – из стальной проволоки диаметром 2мм. К крайним поперечинам приварены металлические ручки для установки и снятия шаблона. При работе шаблон помещают на уложенный раствор или сухую цементную смесь и в его ячейки укладывают по заданному рисунку керамическую плитку. Плитку осаживают, а шаблон поднимают за ручки и устанавливают на новую позицию так, что бы фиксаторы попали в соответствующие швы ранее уложенного участка пола. Через 1 – 3 дня после укладки плиточное покрытие заполняют цементным раствором состава 1:1 и покрывают слоем опилок. Излишки раствора удаляют, поверхность пола очищают опилками и вновь засыпают чистым слоем периодически увлажняемых опилок.
Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
Каково устройство и назначение инструментов для плитки?
Какие основные правила безопасности следует соблюдать при плиточно - отделочных работах?
Пробные выполнения приемов работы.
После показа мною приемов работы дана возможность детям попробовать это самостоятельно.
Самостоятельная работа учащимися и текущее инструктирование
Обход рабочих мест и контроль работы, отмечая правильность выполнения, при заметных недостатках вновь показываю приемы работы.
Итоговая часть занятия. Заключительный инструктаж.
В конце занятия учащиеся показывают свою работу. Всем классом мы проанализировали выполненную работу, разобрали все допущенные ошибки. Заново повторили приемы работы.
Оценивание работы.
Уборка помещения.
План-конспект занятия №2
Тема занятия: Основы технологии обойных работ.
Тип занятия: комбинированный
Ход занятия.
Организационный момент:
Приветствие.
Проверка присутствующих.
Проверка наличия и состояния спец. одежды.
Назначение дежурных.
Сообщение темы занятия: Основы технологии обойных работ.
Повторение пройденного материала.
Вопросы:
Какие виды разметок вы знаете?
Какие правила безопасности надо выполнять при работе?
Изучение нового материала:
Инструменты и материалы, применяемые в работе.
Инструменты, используемые при подготовке к оклейке обоев.
Щетка – для очистки поверхности от пыли.
Ванночки, ведра – для клея.
Кисти (маховые, флейцы, двадцатки, кисть – ручник) для огрунтовки поверхности и для нанесения окрасочного состава.
Валики (поролоновые, меховые) для огрунтовки и нанесения клея.
Шпателя пластмассовые с широким лезвием – для сплошного шпатлевания. Шпателя металлические – для шпатлевания резки трещин, для очистки поверхности.
Гладилка – используется для шпатлевания поверхности.
Шлифовальное пластмассовое полотно.
Металлические столики.
Перед началом приклеивания обоев отключаем источники электроэнергии снимаем плинтуса, а также электрические розетки и выключатели. Устраняем все гвозди и крючки со стен.
Подготавливаем поверхность для приклеивания обоев, устраняя слои краски, или старые обои при помощи жидкости для устранения обоев . Шпаклюем трещины и неровности, а после затвердения шпаклёвки эти места тщательно шлифуем.
Для грунтовки поверхности готовим клей размешивая упаковку водой.
По истечению 3 минут размешиваем клей и оставляем его на 15 минут до следующего размешивания. Клеем, приготовленным таким образом тщательно грунтуем стены.
Проверяем оттенок цвета каждого рулона.
Измерив высоту стены. К этой мерке добавим 3 см. и с учётом этой общей длины отрезаем первое полотно обоев.
Готовим клей для приклеивания обоев, размешивая его с 4 литрами воды, сохраняя такое же время между процессами размешивания, как при подготовке клея для грунтовки.
Клей наносим на обои широким флейцем толщиной слоя в зависимости от впитываемости обоев. Одновременно клей наносим на три очередные полотна обоев.
Все полотна сложили в 2/3 их длины оставили примерно на 10 минут для пропитки.
Определяем вертикальную линию на стене. В этом помогает второй рабочий.
Приклеиваем первое полотно, следим, чтобы её края точно ложились на намеченную вертикальную линию.
После приклеивания верхней части обоев, раскладываем их и приклеиваем до конца.
В связи с тем, что обои имеют большую толщину следующие полотна наклеиваются в стык так, чтобы не было видно щелей между ними и чтобы они не находили одна на другую.
После приклеивания каждого полотна обои разглаживаем щёткой с целью устранения пузырьков воздуха.
Для тщательного распределения клея и равномерного прилегания обоев к стене движения валиком производим всегда вниз и к наружным краям.
Приклеивая обои вокруг окна и подоконника предварительно подрезаем обои ножницами, оставляя небольшой запас.
Для окончательной подрезки обоев применяем нож и линейку.
Во время оклеивания обогревателя следите, чтобы в помещении, оклеенном обоями, не было видно "голой" стены.
Приклеивая обои вокруг двери, подрезать обои, используя нож и линейку.
Если плинтус невозможно снять, поэтому излишек обоев отрезаем ножом.
Нож употребляем также чтобы вырезать отверстие в обоях вокруг электрических гнёзд. В конце работы прикрепляем снятые раньше элементы.
Закрепление пройденного материала.
Вопросы:
Назовите Инструменты и материалы, применяемые в работе.
Какие основные правила безопасности следует соблюдать при малярно-отделочных работах?
Вводный инструктаж.
Пробные выполнения приемов работы.
После показа мною приемов работы дана возможность детям попробовать это самостоятельно.
Самостоятельная работа учащимися и текущее инструктирование
Обход рабочих мест и контроль работы, отмечая правильность выполнения, при заметных недостатках вновь показываю приемы работы.
Итоговая часть занятия. Заключительный инструктаж.
В конце занятия учащиеся показывают свою работу. Всем классом мы проанализировали выполненную работу, разобрали все допущенные ошибки. Заново повторили приемы работы.
Выставляется оценка за работу.
Учащиеся занялись уборкой класса.
2.2 Разработка дидактического средства обучения
В качестве дидактического средства обучения формированию дизайнерских навыков при укладке керамической плитки, выступает модель параметров пола, на который укладывается плитка. Она позволяет выбрать наиболее подходящие эстетические характеристики плитки, комбинации цветов, узора, в зависимости от размеров комнаты отражать визуально как будет выглядеть мозаика из плитки. Обычно комнаты имеют разные размеры: одни слишком маленькие, по этому сложно представить как сделать так, что бы комната выглядела эстетично, другие большие, иногда плитки одного цвета не достаточно, и приходится составлять комбинации из различный ее цветов. Это дидактическое средство способно сформировать эстетические навыки, позволяющие на практике упростить процесс эстетического оформления комнаты при укладке плитки.
Эта модель представляет собой прямоугольное основание из фанеры, у которой две стороны подвижны, а две другие - не подвижны, они позволяют смоделировать параметры комнаты в масштабе. Это возможно благодаря нанесенной на основание шкале, масштаб которой 1:10, так как реальный размер плитки 400/400 мм. Плитка для моделирования имеет размеры 40/40 мм.
С помощью этой шкалы можно выставить параметры комнаты. Максимальные значения размеров комнаты или стены, на которой возможно моделирование внешнего вида комнаты при отделке керамической плиткой: 4 м (400 мм) по ширине и 4,8 м (480 мм) по длине. Общая длинна 720 мм, ширина 535. Имеется коробочка для плитки. Плитка для моделирования керамическая, нескольких цветов и разных узоров, что значительно расширяет варианты общего рисунка.
Масштаб модели пола соответствует максимальному размеру помещения 4 м / 4,8 м и был выбран потому, что основная идея заключается в выборе оптимального цвета и рисунка для небольшого и нестандартного размера комнаты.
Выставив нужные размеры, можно приступать к моделированию рисунка из плитки. Затем нужно подобрать необходимые комбинации цветов, узора плитки и получить наглядное представление о том, как это будет выглядеть в действительности.
Технологическая карта для изготовления модели находится в Приложении 1.
2.3 Организация и результаты экспериментальной работы
Проверка эффективности предложенной методики проводилась в процессе прохождения педагогической практики в СОШ № 5 г. Славянска-на-Кубани Краснодарского края. В эксперименте приняли участие преподаватель технологии школы Ларин И.В., завуч Холина О.А., к.п.н. доцент Радченко Н. Е., студент пятого курса группы 03-Т-1 факультета Менеджмента, экономики и технологии Перекрестов А. М. и учащиеся 7-х классов в количестве 28 человек.
В эксперименте принимали участие 2 группы: контрольная и экспериментальная в обеих группах было по 14 учеников.
Для оценки эффективности предложенной методики обучения основам ремонтно-строительных работ на занятиях технологии на констатирующем этапе эксперимента нами была проведена проверка знаний и умений учащихся.
Проверка знаний проводилась путем письменного опроса, учащимся задавались вопросы по разделу «Основы ремонтно-строительных работ», что способствовало объективной оценке.
Учащимся были заданы следующие вопросы:
Что относится к ремонтно-строительным.
Назовите инструменты и материалы, применяемые в работе.
Какие основные правила безопасности следует соблюдать при малярно-отделочных работах?
Инструменты, используемые при подготовке к оклейке обоев.
Какие инструменты применяются при укладке плитки?
Что такое растворы?
Какие растворы вы знаете.
Из чего состоит плиткорез.
Виды плиткорезов.
Что из себя представляет шпатель для нанесения клея на плитку.
При выставлении оценок нами применялись следующие критерии письменных ответов учащихся:
«5» –в полной мере владеет определениями понятий, умеет раскрыть их содержание;
«4» –в полной мере владеет определениями, их обобщенными понятиями и классификациями, построением логики взаимосвязи;
«3» –недостаточно владеет терминологией, с трудом представляет взаимосвязь терминов;
«2» –не владеет материалом.
Умения оценивались в процессе выполнения учащимися практических работ.
Таблица 5.
Уровень знаний и умений учащихся в контрольной группе (констатирующий эксперимент).
Количество оценок | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | Средний балл | |
Знания | 2 | 7 | 5 | 0 | 3,7 |
Умения | 4 | 5 | 5 | 0 | 4,0 |
Наглядно это представлено в диаграмме на рис 9.
Рис 9. Уровень знаний на констатирующем этапе эксперимента в контрольной группе.
Таблица 6.
Уровень знаний и умений учащихся в экспериментальной группе (констатирующий эксперимент).
Количество оценок | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | Средний балл | |
Знания | 2 | 7 | 4 | 1 | 3,6 |
Умения | 4 | 5 | 5 | 0 | 4,0 |
Наглядно это представлено на рис. 10.
Рис 10. Уровень знаний контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента.
Из таблицы 6 и рисунка 10 видно, что на констатирующем этапе эксперимента знания и умения учащихся по укладке плитки в контрольной группе составили знания 3,7 балла, умения – 4 балла. В экспериментальной группе знания – 3,6 балла, умения – 4 балла. Отсюда следует, что уровень знаний и умений в обеих группах примерно одинаков.
На формирующем этапе эксперимента были проведены занятия в экспериментальной группе по предложенной методике и по темам: «Основы технологии плиточных работ» «Основы технологии обойных работ» с использованием демонстрационного вольтметра, плакатов, схем, в контрольной группе по стандартной методике.
Результаты приведены в таблице 7 и 8
Таблица 7.
Уровень знаний и умений учащихся в экспериментальной группе (формирующий эксперимент).
Количество оценок | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | Средний балл | |
Знания | 5 | 6 | 3 | 0 | 4,1 |
Умения | 6 | 6 | 2 | 0 | 4,2 |
Наглядно это представлено в диаграмме на рисунке 11.
Рис. 11. Уровень знаний экспериментальной группы на формирующем этапе эксперимента.
Анализ показывает, что средний балл оценки знаний учащихся в экспериментальной группе вырос на 8 % (с 3,7 до 4,1 баллов), а средний балл оценки умений учащихся – на 4 % (с 4,0 до 4,2 балла). При этом следует отметить, что по результатам формирующего эксперимента знания и умения всех учащихся были оценены положительно.
Таблица 8.
Уровень знаний и умений учащихся в контрольной группе (формирующий эксперимент).
Количество оценок | |||||
5 | 4 | 3 | 2 | Средний балл | |
Знания | 4 | 6 | 4 | 0 | 3,9 |
Умения | 4 | 5 | 5 | 0 | 4,0 |
Наглядно это представлено в диаграмме на рис 12.
Рис 12. Уровень знаний контрольной группы на формирующем этапе эксперимента.
Средний балл оценки знаний учащихся в контрольной группе вырос на 5 % (с 3,7 до 3,9 баллов), а средний балл оценки умений учащихся – на 4 % (с 4,0 до 4,2 балла). При этом следует отметить, что по результатам формирующего эксперимента знания и умения всех учащихся были оценены положительно.
Наглядно динамика роста знаний и умений учащихся представлена в диаграмме на рис. 13.
Рис 13. Динамика роста знаний и умений учащихся контрольной и экспериментальной групп.
Данные проведенного эксперимента показывают, что предлагаемая методика дает положительные результаты, использование принципа поэтапного формирования знаний и умений позволяет повысить эффективность учебного процесса в формировании дизайнерских навыков при обучении укладке керамической плитки.
Заключение
В выпускной квалификационной работе были раскрыты педагогические проблемы формирования учащимися дизайнерских навыков при обучении укладке керамической плитки; проанализировано содержание образовательной области «Технология»; выявлены особенности методики формирования дизайнерских навыков; организован целенаправленно спроектированный процесс обучения учащихся проведению ремонтно-строительных работ; проведен педагогический эксперимент, дана его оценка.
Поставленные в квалификационной работе задачи выполнены: раскрыты педагогические и методические аспекты проблемы формирования дизайнерских навыков при работе с керамической плиткой; проанализировано содержание обучения образовательной области «Технология», выявлены тенденции в содержании обучения к обучению ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
Практическая ценность выпускной квалификационной работы заключается в разработке, обоснований, проверке и внедрении в практику общеобразовательной школы педагогических требований к обучению учащихся.
На основании результатов проведенной экспериментальной работы мы можем сформулировать следующие требования, предъявляемые к методике формирования у учащихся дизайнерских навыков при обучении работе с керамической плиткой:
Необходимо проанализировать тенденции в содержании обучения образовательной области технология к обучению ремонтно-строительным работам на уроках технологии.
Разработать дидактическое средство формирования дизайнерских навыков при работе с керамической плиткой.
Список использованной литературы
Ананьев Б.Г. Современные принципы обучения – М.: Просвещение. 1987. 196 с.
Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.А., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть 1/ Под ред. Атутова, - Москва: ИОСОРАО, 1998. – 176 с.
Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.А., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть 2/ Под ред. Атутова, - Москва: ИОСОРАО, 1998. – 176 с.
Амонашвили Ш.А. Основания педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского. - М., 1989.
Ананьев Б.Г. Формирование одаренности // Склонности и одаренности. - М., 1962.
Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. - М., 1989.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. - Ростов н/Д, 1983.
Воловикова М. Поликультурное образование как часть педагогической культуры преподавателя. // Образование, №7, 2000.
Володарская И. А., Митина А. М. Проблема целей обучения в современной высшей школе и пути ее решения в социалистической педагогике // Современная высшая школа. - 1988. - № 2.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Васильев Ю.К., Васильева И.Н. Технология материалов практикум в учебных мастерских и техника безопасности: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2105 «Физика». – М.: Просвещение, 1979. – 19с., ил.
Ельников Д.П., Ханин М.Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. М. Просвещение, 1979. 112 с.
Ильина Т.И. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. – М.: Знание, 1975. – 122 с.
Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом Учеб. пос. для студ. Высш. пед. Учеб. заведений: 2-е изд., стер.- М.: Изд. Центр «Академия», 2004.- 480с.
Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии.- М.: Изд-во <Институт практической психологии>, 1998.- 288 с.
Методика трудового обучения. / Под ред. Д.А.Тхоржевского. М., Просвещение, 1981, 272 с.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого: 2-е изд. допол. испр.- М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 604 с.
Шанова Т.И. Активизация учения школьников . М. : Педагогика. 1982. – 208 с.
Приложение 1
Технологическая карта на изготовление дидактического средства формирования дизайнерских навыков при обучении отделке помещения керамической плиткой – модель пола
№ операции | Название операции. | Эскиз. | Описание. |
1 | Выполнение подбора материала. |
|
В качестве основания выберем ДСП, размеры которой 720*535 мм. |
2 | Выполнение направляющих пазов для подвижных строн. |
|
Для этого потребуется 4 заготовки параметры 2-х из них – 500*40*20 мм, а других двух 450*40*20 |
Осуществляем изготовление бортика. | |||
3 | Выполним подготовку деталей для изготовления граней |
|
Для этого нам потребуются заготовки, подобранные нами в пункте 2. Выполним срез краев заготовок под 45 град. Для выполнения дальнейшего соединения. Это нужно проделать с всеми заготовками. |
5 | Выполним соединение деталей. |
|
Для этого потребуется клей. Собираем заготовки таким образом как отражено на эскизе и выполняем склеивание с основанием и между собой. |
6 | выполняем пазы для подвижных сторон. |
|
Выполнить направляющие можно с помощью строгального станка по дереву. |
7 | Выполняем соединение боковых граней. |
|
Соединение боковых граней – клеевое. Для склеивания понадобится клей и струбцины. Подвижные грани соединяются между собой и боковыми с помощью болтов и барашек. |
8. | Выполнение коробочки для плитки. |
|
Для этого нам понадобится 2 заготовки с параметрами 480*80 мм, две 80*85 мм. И одна 85*480 мм. Осуществляется сборка путем склеивания. |
9. | Закрепляем коробочку на модели. |
|
Для этого нам понадобятся шурупы. |