Владимир Иванович Даль.
Сказка “У тебя у самого свой ум”
Цели:
1.Познакомить учащихся с автором сказки; проанализировать лексику сказки при помощи Словаря живого великорусского языка В.И. Даля.
Оборудование:
Портрет В.И. Даля, рисунки учеников к его сказкам. Таблицы, в которых даны определения устаревших, диалектных, просторечных, общеупотребительных слов, фразеологизмов, синонимов; русские народные пословицы (на планшете).
Сказка
- ложь, да в ней
намек! Добрым
молодцам урок.
А.С. Пушкин
Ход урока:
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы прочитаем необычную сказку В.И. Даля “У тебя у самого свой ум”; работая с текстом сказки, узнаем происхождение и лексическое значение многих слов. Обратите внимание на эпиграф к уроку и запомните его. Посмотрим, какой урок можно извлечь из сказки В.И. Даля. Сначала послушаем сообщение о жизни и творчестве В.И. Даля. (Выступает ученик) Из сообщения нам стало известно, что Даль записывал в словарь меткие слова, выражения, народные песни и сказки. А что он писал о сказках в своем словаре? (Читает ученик) Владимир Иванович и сам писал сказки. Сейчас мы послушаем его сказку “У тебя у самого свой ум”. (Читают ученики) Какие части можно выделить в сказке?
1)
Привычка козла.
2) Овца отбилась
от гурта.
3) Незваные
в огороде.
4)
Монолог козла
(речь одного
лица).
5) Нравоучение
автора.
Теперь,
опираясь на
текст сказки
и обращаясь
к Словарю живого
великорусского
языка В.И. Даля,
мы последим
за поведением
главных героев
- козла и овцы.
Козел повадился
в огород.
Что
значит повадился?
По
словарю В.И. Даля,
это значит
привык (ходить),
имел дурную
привычку.
Для
какого стиля
речи характерно
это слово? (Для
разговорного).
Запишите в
тетрадь: повадился
(разговорное)
- привык. Козел
повадился в
огород, когда
пастухи выгоняют
гурт свой. Слово
гурт диалектное:
найдите его
значение в
словаре В.И. Даля.
Диалектные
слова (читают
по таблице) -
слова, употребляемые
жителями той
или иной местности.
Запишем: гурт
(диалектное)
- стадо. Слово
гурт является
общеупотребительным
в лексиконе
украинского
народа.
Какие
словосочетания
с глаголами
передают постоянные
привычки козла?
- Головой помахивает,
бородой потряхивает,
идет себе да
пофыркивает.
Козел идет, как
добрый. Почему
- как добрый?
Разве козел
добрый?
Козел
никогда не был
добрым, он делал
вид, что он добрый,
а сам был ловкий
обманщик (отвечают
учащиеся). Из
словаря В.И. Даля
мы можем узнать,
что по отношению
к скоту это
слово означает
полный, дородный,
сытый. Найдите
в этой части
сказки слово,
которое употребляют
только в разговоре.
Сперва (разговорное)
- сначала. Во
второй части
сказки найдите
глаголы, которые
описывают
поведение овцы.
Отбилась, зашла,
стоит, да кричит,
да оглядывается.
Повторяющийся
союз да тоже
характерен
для передачи
разговорной
речи.
Куда зашла
овца?
В чащу,
в крапиву, в
лопушник. Подберите
однокоренные
слова к слову
лопушник: лопух,
лопушиный. На
Руси это растение
именовали
лепушкой, лепухой
(от слова лепиться).
В основе русского
названия лежит
древнее, теперь
давно забытое
слово лоп, которое
обозначало
лист.
Как выглядит
лопух?
Да, это
сорное растение
с цепкими, колючими
соцветиями
или плодами,
если с ним
встретиться
в конце лета.
(Отвечают ученики).
Лопушник - устаревшее
слово. Прочитаем
по таблице,
какие слова
называются
устаревшими.
Запишем: лопушник
(устаревшее)
- заросли лопуха.
Лопушиные
заросли в старых
дворах служили
ребятам хорошим
укрытием во
время игр в
войну или в
прятки. Автор
называет овцу
словом сердечная.
Сердечная -
просторечное
слово: оно
употребляется
как ласковое
обращение с
оттенком жалости,
сострадания.
Найдите в
рассуждениях
овцы другие
устаревшие
слова. Читают
текст вслух:
Пойду, дескать,
хоть за ним.
Этот выведет:
мне не первина
за ним идти: у
нас и впереди
гурта тот козел-вожак
идет, за ним
ступай смело!
По словарю
В.И. Даля, дескать
- частица, указывающая,
что передается
чужая речь. В
современном
русском языке
используется
как вводное
слово. Не первина
(устаревшее)
- не впервые
(общеупотребительное).
По таблице
ученики читают,
какие слова
называются
общеупотребительными.
Вожак, по словарю
В.И. Даля, - “передовая
скотина в стаде”,
указчик дороги;
в современном
русском языке
в этом значении
соответствует
общеупотребительному
слову проводник
- указывающий
путь.
Каким
образом козел
и овца очутились
в огороде?
(Ученики
читают текст
вслух).
Какое
слово вас
заинтересовало?
Слово тын.
Найдите его
значение в
словаре. Тын
- слово диалектное,
обозначает
изгородь.
Какое
общеупотребительное
слово-синоним
можно подобрать
к слову изгородь?
Слово забор
(отвечает ученик).
Запишем: Тын
- изгородь, забор
- слова-синонимы.
Какие слова
называются
синонимами?
(См. таблицу).
Кроме
того, отмечаем,
что слово тын
общеупотребительное
в лексиконе
украинского
народа.
Читает
учитель: На
этот раз огородник
заглянул как-то
пораньше в
капусту свою
да и увидал
незваных. Схватил
он хворостину
предолгую да
и кинулся на
незваных.
Какое
выражение вы
считаете здесь
разговорным?
- Хворостину
предолгую. Что
имеется в виду?
- Очень длинный
прут, которым
огородник решил
хлестать незваных.
Какими словами
автор характеризует
поведение козла
в огороде?
(Ученики
читают текст
вслух).
Как понять
выражение как
попроворнее?
Назовите
начальную форму
слова попроворней.
- Проворный.
Подберите
слова-синонимы
к этому слову.
- Быстрый, ловкий,
торопливый.
Значит,
козел, как более
проворный,
сумел перескочить
через тын. При
этом он мемекнул.
От каких звуков
произошло
звукоподражательное
слово мемекнул?
Мемекнул да
и пошел в чистое
поле.
Что значит
чистое поле?
Найдите в словаре
слово чистое.
- Ровное, прозорное,
открытое, откуда
вольный вид
во все стороны.
Ровное, прозорное*,
открытое -
слова-синонимы.
Назовите глаголы,
которые показывают
поведение овцы
в огороде. -
Замоталась,
стала кидаться,
попалась.
Какое
слово в тексте
вам показалось
необычным? -
Оробев. Это
особая форма
глагола, которая
обозначает
добавочное
действие при
основном действии,
выраженном
глаголом
(деепричастие).
От какого глагола
оно произошло?
- Оробеть, робеть.
А что значит
робеть? - Бояться,
опасаться,
трусить. Хорошо,
вы определили
значение слова,
назвав его
синонимы.
Огородник
выместил свое
зло на овце.
Что он сделал?
- Измочалил
хворостину
о бедную овцу.
Что значит
измочалил? -
Исхлестал.
Слово просторечное.
Прочитайте
по таблице о
просторечных
словах. (Это
слова шутливого,
пренебрежительного,
ироничного,
грубоватого
и других оттенков.)
Теперь давайте
прочитаем по
таблице, какие
слова называются
фразеологизмами.
Фразеологизмы
- устойчивые
словосочетания.
Их разрывать
нельзя. Найдите
фразеологизмы
в той части
сказки, которую
мы назвали
“Незваные в
огороде”, попытайтесь
их заменить
одним словом.
Кричит не своим
голосом - сильно.
Вытянуть во
всю длину - ударить
изо всей силы.
Бегать хвостом
(за кем-либо) -
не отставать;
Пошел в свою
голову - самовольно;
Отомнет бока
- побьет; Нелегкая
принесла - прийти
некстати. Придя
домой, овца
стала плакаться
(просторечное)
- жаловаться.
Найдите в монологе
козла устаревшие
слова. Коли -
если (подчинительный
союз); зачем-де
- устаревшая
грамматическая
форма слова.
На Руси в старину
в разговоре
пользовались
сокращенной
формой слова
дескать - одним
слогом де. Полная
форма этого
выражения:
зачем, дескать.
А теперь, найдите
в тексте определения,
характеризующие
овцу. - Глупая,
сердечная,
бедная. Какое
значение имеет
определение
бедная? - Несчастная,
обиженная.
Какими словами
характеризует
автор козла?
Плут, вор (отвечают
ученики).
Вывод первый
С какой целью использует автор в сказке устаревшие, просторечные, диалектные слова, фразеологизмы?
Ответы учеников:
а)
Даль показывает
разнообразие
слов в языке
русского народа;
он хочет, чтобы
эти слова продолжали
жить в русском
языке.
б) Он хочет
подчеркнуть
простоту и
искренность
речи простых
людей, их живой
язык.
в) Автор
специально
ездил и собирал
эти слова, записывал
их и создал
Словарь живого
великорусского
языка, которым
мы пользуемся
сейчас.
г) Если
бы не было этого
словаря, мы бы
не знали, какие
слова употребляли
в своей речи
наши предки.
Учитель.
И
конечно, слова,
записанные
В.И. Далем,
способствовали
развитию современного
русского
литературного
языка.
Как вы
думаете, можно
сказать, что
у автора тоже
есть своя роль
в сказке?
Ответ ученика.
Да, потому что он незримо, невидимо присутствует в сказке, выражая свое авторское отношение к героям: их поведению и характерам.
Вывод второй
Итак,
ребята, в течение
урока мы работали
над словом
сказки.
А что
же мы узнали
об авторе, В.И. Дале?
Ответы учеников:
а)
Даль - мудрый
человек и
сказочник.
б)
Он считал главным
делом своей
жизни изучение
языка русского
народа.
в) Даль
- великолепный
знаток живого
великорусского
языка.
г) Я считаю,
что В.И. Даль
совершил великий
подвиг, создав
Словарь живого
великорусского
языка.
Учитель.
Для
нас Словарь
В.И. Даля - это
исторический
памятник,
свидетельствующий
о богатстве
русского языка.
-
А как вы думаете,
почему произведение
“У тебя у самого
свой ум” можно
назвать сказкой?
Почему это
литературная
сказка? Чем она
отличается
от народной?
Обратимся к
эпиграфу урока.
Найдите в сказке
слова, в которых
содержится
“намек, добрым
молодцам урок”,
о котором говорит
А.С. Пушкин. - А
разве у тебя
у самого своего
ума нет?
- Какой
урок можно
извлечь из этой
сказки? Чему
учит сказка?
- Надо жить своим
умом.
- Какие
вы знаете пословицы
и поговорки
об уме?
Ответы учеников:
Голова
без ума, что
фонарь без
свечи.
Брат
он мой, а ум у
него свой.
На
то человек на
свет родится,
чтоб жить своим
умом.
Не всяк
умен, кто с головою.
На деньги ума
не купишь.
Про
всяк час ума
не напасешься.
Добрый
разум наживешь
не сразу.
Живи
всяк своим
умом!
Чужой
ум уважай и
своим соображай.
Сколько голов,
столько умов.
Краса
до венца, а ум
до конца.
Каков
ум, таков и
разум.
Всем
своего ума не
вложишь.
Чужим
умом в люди не
выйдешь.
Сказки Даля богаты пословицами и поговорками. Вы можете познакомиться с двухтомником, в который вошли пословицы и поговорки, собранные В.И. Далем. Прочитаем некоторые из них (на планшете) и подумаем, какой пословицей можно озаглавить сказку, а какой ее закончить.
Домашнее задание
Сочините маленькую сказку по пословице, только сначала подумайте, кого и чему будет учить ваша сказка, какой урок можно извлечь из нее.