МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
Кафедра педагогики и методик дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО СЕМЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
на тему: «Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности».
Специальность 031100
Студентка ЗДШ – 41
Извозникова Татьяна Викторовна
Научный руководитель
Виноградова М.А.
г.Череповец
2007г.
Содержание
Введение
I. Теоретические подходы к проблеме создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности детского музыкального творчества в семье
1. Понятие детского творчества
1.1. Определение детского творчества
1.2. Виды и особенности детского творчества
1.3. Педагогические условия для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
2. Семейное воспитание
2.1. Особенности воспитания ребёнка в семье
2.2. Воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребёнка
II. Практическое изучение создания педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье
Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Изучение организации педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье
Методические рекомендации по созданию педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Проблема творчества в дошкольной педагогике всегда была одной из самых актуальных. Творческие личности требовались всегда, так как они определяли прогресс человечества.
Исследования современных педагогов и психологов указывают на то, что творческие процессы обнаруживаются уже в раннем детстве. Выготский Л.С. считает, что одним из важных вопросов детской педагогики и психологии является вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка (2, С.7). Уже в самом раннем детстве можно увидеть проявления творческих процессов, которые наиболее ярко просматриваются в играх детей. Игра ребёнка – это не простое воспоминание о пережитом. Это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Дети могут воображать езду на лошади, сидя на деревянной палке верхом, перевоплощаться в моряков, продавцов, космонавтов и т.д. в сюжетно-ролевых играх. Это является примером самого настоящего детского творчества.
В отечественной и зарубежной педагогике и психологии считается, что дошкольный возраст является сенситивным для развития детского творчества. Это связано с особенностями протекания отдельных психических процессов, которые оказывают влияние на внутреннюю позицию ребёнка, на его отношение к окружающему. Поэтому решение проблемы развития творчества начинается с раннего детства.
Как отмечает Т.Н.Доронова, у детей в возрасте 6-7 лет происходит резкое снижение интереса к творческой деятельности. Это можно объяснить тем, что в связи с общим развитием и накоплением своего опыта у детей появляется адекватная самооценка. Они стесняются своих работ, если что-либо не получается, отказываются показывать их окружающим. В результате у ребенка может появиться неуверенность в себе и своих возможностях, что отрицательно сказывается на развитии его творческих способностей, а также и на общем психическом развитии и эмоциональном благополучии.
И всё же многие педагоги считают период дошкольного детства благоприятным для развития детского творчества, а рисование, лепка, игра рассматривается учёными и педагогами как важнейшие сферы детской деятельности для развития общего психического развития ребёнка и формирования специальных умений и навыков, так необходимых для его успешного обучения в школе.
Не все родители понимают, как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные известными нейропсихологами В. Д. Еремеевой и Т. П.Хризман (5, С. 65), указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе.
Масару Ибука в своей книге «После трёх уже поздно» тоже касается вопроса о развитии творческих способностей детей. Автор считает, что творчество - «это свободный полет воображения, это обостренная интуиция, которые могут выливаться в изобретения и открытия». Он предполагает, что «успехи творчества уходят корнями в субъективное эмоциональное восприятие и опыты раннего детства. Другими словами, детские фантазии, кажущиеся взрослым такими далекими от реальной жизни, на самом деле являются зародышами творчества» (12). Эти утверждения ещё раз указывают на то, что необходимо как можно раньше создавать условия для развития творческих способностей детей.
Среди современных исследований в области педагогической науке имеются многочисленные свидетельства того, что приоритетная роль в развитии личности ребёнка отводится семейному воспитанию. В последние годы семья стала объектом исследования, в результате чего появилась возможность более глубокого изучения семьи как социального института воспитания.
В семье обычно отсутствует жёстко заданная система взаимоотношений по вертикали, строгая структура власти с заранее предписанными ролями и статусом. Контакты между членами семьи строятся на основе родства, любви, привязанности, доверия, характеризуются открытостью и эмоциональностью. Для ребенка семья является наиболее мягким и наименее ограничивающим типом социального окружения, а эмоциональный компонент в семейном воспитании преобладает над рациональным.
Как отмечает О.Л.Зверева, дошкольное детство – это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание. Поэтому семья в воспитании дошкольника играет важную роль. Часто она бывает единственной средой, формирующей его личность (6, С.32).
На сегодняшний день область семейного воспитания менее изучена по сравнению с воспитанием общественным, так как семья является довольно сложным предметом научного исследования. Не все люди охотно пускают в свою семейную жизнь посторонних, даже если это исследователи. Кроме того, для исследования семьи необходима разработка и применение методов, которые отличаются от используемых в педагогике при изучении воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Актуальность нашего исследования определяется необходимостью более глубокого изучения проблемы создания условий для развития детского музыкального творчества в семье.
Целью данной работы является изучение создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
Выявить подходы к понятию детского творчества, выделить его виды и особенности.
Определить условия, необходимые для развития детского музыкального творчества.
Обосновать важность создания педагогических условий в семье для развития музыкального творчества детей.
Провести диагностику уровня развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Изучить создание педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семьях детей.
Проанализировать полученные результаты и разработать методические рекомендации.
Гипотеза: на развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности могут оказывать влияние педагогические условия, созданные в семье.
Объектом исследования в данной работе являются творческие способности детей в музыкальной деятельности.
Предмет исследования – создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Методы исследования – анализ психолого-педагогической литературы, диагностика творческих способностей детей в музыкальной деятельности, анкетирование родителей.
I. Теоретические подходы к проблеме создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
1.1. Определение детского творчества.
Проблемой творчества занимались многие исследователи, такие, как Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, Н.А.Ветлугина. Рассмотрим, как они раскрывают определение творчества.
Л.С.Выготский утверждает, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке» (2, С.3).
Исследователь выделяет два вида деятельности человека: воспроизводящую (репродуктивную) и комбинирующую (творческую). Воспроизводящая деятельность связана с памятью человека. Человек воспроизводит или повторяет раньше создавшиеся и выработанные им в прошлом приёмы поведения, воскрешает следы от уже имевших место ранее переживаний. В этих случаях деятельность не создаёт ничего нового, а основывается на повторении того, что уже было.
Результатом комбинирующей (творческой) деятельности является создание новых образов или действий. Как отмечает Л.С.Выготский, мозг является органом не только сохраняющим и воспроизводящим наш прежний опыт, а также органом комбинирующим, творчески перерабатывающим и созидающим из элементов прежнего опыта новые положения и новое поведение. «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее» (2, С.5).
Л.С. Выготский возражает против того, что творчеством могут занимать лишь избранные, одарённые особым талантом: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» (2, С.32). Из этого можно сделать вывод, что творческой деятельностью могут заниматься все дети.
В психологии считается, что творчество «должно представлять собой общественную ценность и давать новую продукцию» (19, С.7). Детское творчество не полностью соответствует этому определению. Но любое творчество имеет различную общественную ценность так же, как и очевидны различные уровни, масштабы, результаты творчества у разных авторов.
Н.А.Ветлугина считает правомерным распространять понятие творчества на деятельность ребёнка, ограничив его словом «детское» и отметив условность его применения (19, С.8). Она рассматривает детское творчество и в связи со зрелым искусством, и как педагогически обусловленное явление.
Не каждую детскую продукцию можно считать творчеством. Н.А.Ветлугина выделила показатели, по которым можно отнести ту или иную продукцию детей к творчеству. Она разделила их на 3 группы:
Показатели, дающие характеристику отношения детей к творчеству: увлечённость, способность «войти» в воображаемые обстоятельства и условные ситуации, искренность переживаний. На этой основе хорошо развиваются художественные способности.
Показатели, характеризующие качество способов творческих действий детей: быстрота реакции, находчивость при решении новых задач, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий.
Показатели качества продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов и их отражение в рисунке, музыкальной игре, драматизации, в словесном, песенном и танцевальном творчестве, поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
По этим показателям можно сказать, является ли та или иная детская продукция творчеством.
Анализ исследований Т.Г.Казаковой, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, Е.А. Флериной, посвященных проблемам детского творчества, позволяет дать определение понятию «детское творчество». Под детским творчеством понимается создание субъективно нового (значимого прежде всего для ребенка) продукта (рисунок, лепка, песенка, сказка, танцевальная зарисовка и т. д.); создание к известному ранее не используемых образов, разных вариантов изображения; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации; проявление инициативы.
Таким образом, детским творчеством мы будем считать создание ребёнком субъективно нового продукта в результате детской деятельности, являющегося значимым прежде всего для ребёнка.
1.2. Виды и особенности детского творчества.
Н.А.Ветлугина отмечает, что творческие способности у детей могут проявляться в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрально-игровой деятельности. Следовательно, можно выделить следующие виды детского творчества: изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное.
Изобразительное творчество включает в себя рисование, аппликацию, лепку. Л.С.Выготский отмечает, что рисование ребёнка составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте.
Развитие творческих способностей – одна из важных задач, которую необходимо решать, обучая дошкольников рисованию, лепке, аппликации. И начинать это нужно с младшего возраста.
В младшем дошкольном возрасте формируется первичная форма творческой деятельности. Дети овладевают изобразительными умениями в результате их введения в определённую ситуацию. В 2-3 года они не просто рисуют мазки, штрихи, различные очертания форм, а передают ими окружающие явления (например, «Дождик идёт», «Насыплем цыплятам зёрен»).
Старшие дошкольники уже изображают явления, передача которых вызывает у них эмоциональное отношение к образу. Это могут быть явления, поражающие детей своими цветовыми сочетаниями (например, изображение вечера или тумана в деревне) или неожиданностью (например, появление первой травы или первого снега).
В методической литературе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста словесным творчеством называют творческие рассказы. В творческом рассказывании отражаются впечатления действительности и воспринятых ребёнком образов искусства.
Отмечено, что дети придумывают реалистические рассказы, создают образы предметов и явлений, существующих в природе, но с которыми они сами не встречались на практике. Также придумывают они и сказки. Обычно эти сказки являются комбинированием сюжетных линий известных им сказок, характерных черт персонажей (медведь всегда неуклюжий, заяц трусливый, лиса хитрая). В этой своей словесной деятельности дошкольники создают фантастические образы.
Ребёнок, рассказывая свою сказку, учится использовать ранее усвоенные фразы. Он использует их не механически, а в новых комбинациях, создавая что-нибудь новое, своё. В этом и есть залог развития творческих способностей детского ума.
Театрально-игровое творчество дошкольников имеет свободный характер. Л.С. Выготский отмечает, что «наряду со словесным творчеством драматизация, или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества» (2, С.61). Драматическая форма переживания жизненных впечатлений лежит глубоко в детской природе и находит своё выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Как правило, фантазии детей не остаются в мечтах, а воплощаются в живые образы и действия.
Драматизация ближе, чем любой другой вид творчества, связана с игрой, являющейся неотъемлемой частью детства, и содержит в себе элементы разных видов творчества. Дети сами могут сочинять, импровизировать роли, инсценировать готовый литературный материал. Это является творчеством, понятным и нужным прежде всего самим детям. Принимая участие в изготовлении декораций, элементов костюмов, дети развивают изобразительные и технические способности. Занятия рисованием, вырезыванием, лепкой приобретают смысл и цель как часть общего замысла, волнующего детей, а сама игра, которая состоит в представлении детей-актёров, завершает эту работу и является полным и окончательным выражением.
Как считает Л.С. Выготский, «важно не то, что создадут дети, важно то, что они создают, упражняются в творческом воображении и его воплощении. В настоящей детской постановке всё – от занавеса и до развязки драмы – должно быть сделано руками и воображением самих детей, и тогда только драматическое творчество получит всё своё значение и всю свою силу в приложении к ребёнку» (2, С.64).
Детское музыкальное творчество - важный фактор в развитии личности ребёнка. Оно может проявляться во всех видах музыкальной деятельности: пении, танцах, игре на детских музыкальных инструментах. Как считает О.П.Радынова, «детское музыкальное творчество по своей природе – синтетическая деятельность» (15, С.65). Дети обычно импровизируют спонтанно, в различных играх. Они поют куклам колыбельную, напевают марш для солдатиков, охотно сочиняют песни, придумывают мелодии на заданный текст.
Дети любят инсценировать песни, придумывать движения к хороводам. В этом им помогает литературный текст и характер музыки. Если взрослый не показывает готовые движения при инсценировках, то дети могут создавать оригинальные, самобытные образы, выраженные в движениях.
Также дошкольники способны сочинить простейшие ритмические и мелодические мотивы, различные по характеру (маршевые, плясовые, спокойные), импровизировать на заданную тему на детских музыкальных инструментах («Сыграй «дождик» на металлофоне или треугольнике», «Придумай и сыграй марш на ксилофоне или деревянных палочках» и.т.д.).
Детское музыкальное творчество можно разделить на исполнительское и «композиционное». Такое разделение использует Е. Горшкова, основываясь на позиции, принятой в искусствоведении Б.В. Асафьевым. Детским исполнительным творчеством она считает выразительность, индивидуальную манеру исполнения музыкально-пластических, танцевальных образов. Детское «композиционное» творчество в танце – это создание новых музыкально-пластических, танцевальных образов, которые являются более или менее завершёнными танцевальными композициями.
Детское творчество имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать, развивая творческие способности детей. Оно обычно не имеет большой художественной ценности для окружающих людей по качеству, по масштабности охвата событий, по решению проблем, а является важным для самого ребёнка. Творчество детей значимо в мире детской игры. Как отмечает О.П.Радынова, критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности.
Л.С. Выготский считал игру основой, источником любого творчества, его подготовительной ступенью. Особенность детского творчества состоит в том, что оно связано с игрой. Из всех видов художественной деятельности детей исследователь выделял драматизацию как наиболее своеобразную двигательной природе воображения детей и наиболее близкую к игре.
Психологические особенности детского возраста определяют непосредственность творчества детей, его эмоциональность, правдивость и содержательность, смелость. Сочиняя, придумывая, изображая, ребёнок берётся за любые темы.
Н.А.Ветлугина определяет детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности». Она указывает на то, что ребёнок в творческой деятельности выявляет своё понимание окружающего и отношение к нему. Он открывает новое для себя, а для окружающих его людей – новое о себе. Через продукт детского творчества есть возможность раскрыть внутренний мир ребёнка.
Для детского творчества характерны гуманизм и оптимизм – всегда побеждает добро. Ребёнок ещё не знает о сложной закономерности событий и отношений между людьми, поэтому его герои просты и ясны в своих положительных поступках, он их любит и стремится к их безусловному благополучию.
Таким образом, творчество детей разделяется на изобразительное, словесное, театрально-игровое и музыкальное. Оно имеет свои особенности, которые отличают детское творчество от творчества взрослых.
1.3. Творческие способности детей в музыкальной деятельности
и условия для их развития.
Исследованием проблемы способностей занимался Б.М.Теплов. В понятие «способность» он заключил 3 признака:
Под способностью разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
Способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
Понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека (17, С.16).
Как отмечает Б.М. Теплов, способности всегда являются результатом развития. Они существуют только в развитии. Из этого следует то, что способности не бывают врождёнными. Они развиваются в соответствующей конкретной деятельности. Но врождёнными бывают природные задатки, которые и оказывают влияние на проявление тех или иных способностей ребёнка.
Основываясь на этом, можно определить детские творческие способности как индивидуальные особенности ребёнка, благодаря которым он может заниматься творческой деятельностью.
Творческие способности в музыкальной деятельности О.П.Радынова разделяет на 2 вида: способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий, музыкально-ритмических движений) и способности к творческому восприятию музыки.
Творческие способности могут проявиться у каждого ребёнка по-разному, в зависимости от природных задатков и развития основных музыкальных способностей. У одних детей может проявиться способность к творческому восприятию музыки, у других – к одному из видов исполнительства или продуктивного творчества. Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая особенности каждого ребёнка.
Проблемой детского творчества занимались многие психологи, искусствоведы и педагоги, такие, как Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман, З.Фрейд, Т.Г.Казакова, В.Глоцер, Б.Джеферсон и другие. Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности» (15, С.64). Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно, в советах взрослых и в их помощи дети не нуждаются. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества. Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, можно сделать вывод, что вмешиваться в творчество детей можно по-разному. Если ребёнок с помощью взрослых научится соответствующим способам действий, будет положительно оценивать своё творение, то такое вмешательство будет способствовать детскому творчеству.
Л.С.Выготский обращает внимание на то, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Это говорит о том, что творчество детей не может быть ни обязательным, ни принудительным. Оно может возникать только из детских интересов.
Возможности детей в выполнении творческих заданий в музыкальной деятельности были тщательно проанализированы в исследованиях Н.А.Ветлугиной. Было установлено, что необходимым условием возникновения детского музыкального творчества является накопление впечатлений от восприятия искусства, которые являются источником творчества, его образцом. Все произведения искусства воспринимаются целостно, в комплексе выразительных средств. В процессе активного восприятия образа в картине, литературном произведении, музыке дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами, которыми автор передаёт то или иное содержание. Поэтому необходимо использовать произведения искусства для обогащения творческого опыта детей. Это слушание классической музыки, рассматривание произведений живописи, чтение художественной литературы, просмотр спектаклей.
Другое важное условие – это накопление опыта исполнительства. В процессе музыкальной деятельности у детей развиваются музыкальные способности, приобретаются необходимые умения, навыки, знания, позволяющие ребёнку выразить свои собственные музыкальные впечатления.
Н.А. Ветлугина совместно с А.И.Ходьковой и другими педагогами определили этапы развития детского музыкального творчества (15, С.130):
1 этап – первоначальная ориентировка в творческой деятельности (ребёнку даётся установка на создание нового – придумай, измени, сочини);
2 этап – освоение способов творческих действий, поиск решений;
3 этап – самостоятельные действия детей, использование сочинённых мелодий, танцевальных композиций в жизни.
О.П.Радынова отмечает, что для развития песенного творчества у ребёнка нужно развить основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме этого, для творческих проявлений необходимо воображение, фантазия, свободная ориентировка в непривычных ситуациях, умение применять свой опыт в новых условиях.
Успешность творческих проявлений детей зависит от прочности певческих навыков, от умения выражать в пении определённые чувства и настроения, а также петь чисто и выразительно. Обычно этими умениями дети овладевают к старшему дошкольному возрасту. Но формировать творческие проявления необходимо намного раньше, используя посильные детям творческие задания (спеть своё имя, колыбельную кукле и т.д.).
Творчество рождается из интуитивных и сознательных действий. Постепенно их сочетание становится более прочным.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок эмоционально отзывался на музыку, верил в необычную ситуацию, мог выполнить движения с воображаемыми предметами, а также свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим движениям. На музыкальных занятиях, в повседневной жизни детского сада, в семье необходимо целенаправленно обучать детей воплощать характер, образы музыки в движениях. Это обучение основывается на овладении обобщёнными способами музыкальной деятельности, которые необходимы для творческих проявлений в танце: ребёнка приучают вслушиваться в музыкальное произведение, стремиться к самостоятельному выразительному исполнению движений, соответствующих характеру, образам песни и инструментальной пьесы, воспитывают творческое отношение к музыке в целом.
По мнению Е.Горшковой подготавливает к танцевальному творчеству обучение детей танцам и отдельным движениям. Она предлагает научить детей простейшим приёмам танцевальной композиции, которые представляют собой варианты конкретных способов воплощения того или иного содержания. Может помочь в решении этой задачи сюжетный танец.
Полноценное танцевальное творчество ребёнка возможно при условии, что его музыкально-эстетические представления постоянно обогащаются и если у него есть возможность проявить самостоятельность. О.П.Радынова отмечает важность оснащения танцевального творчества как в детском саду, так и в семье: музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев.
Инструментальное творчество детей проявляется в импровизациях - сочинении во время игры на детском музыкальном инструменте. Это непосредственное, сиюминутное выражение впечатлений. Оно возникает на основе жизненного и музыкального опыта, имеющегося у детей. Накопление, обогащение музыкальных впечатлений является непременным условием творческих проявлений детей.
Слушание вокальных, инструментальных произведений как в записи, так и в «живом» исполнении педагогов или исполнителей – профессионалов, беседы о выразительных средствах музыкального языка, изучение и сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.
Одним из условий, обеспечивающих успешное инструментальное творчество, является владение детьми элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, освоение различных способов звукоизвлечения, которые позволяют детям передавать простейшие музыкальные образы.
О.П. Радынова для развития детского инструментального творчества предлагает не только обучать детей определённым навыкам, но и использовать разнообразные творческие задания. Она рекомендует давать такие задания в эмоциональной, образной форме, а также будить воображение и фантазию детей поэтическими сравнениями, использовать сказочные сюжеты, что способствует раскрепощению ребят, заинтересовывает их и помогает окрасить детские импровизации различными чувствами.
В самостоятельной деятельности детей и в семье инструментальное творчество может чередоваться с разучиванием оркестровых партий и подбором мелодий по слуху.
Таким образом, для успешного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности необходимы следующие условия:
- соблюдение принципа свободы;
- накопление впечатлений от восприятия искусства;
- накопление опыта исполнительства (пение, движение, игра на музыкальных инструментах);
- развитие основных музыкальных способностей;
- оснащения музыкального творчества как в детском саду, так и в семье музыкальным сопровождением, разнообразными костюмами и атрибутами, пространством для танцев, детскими музыкальными инструментами.
2. Семейное воспитание.
2.1. Особенности воспитания ребёнка в семье.
Семью, как фактор воспитания, характеризует воспитательная среда, в которой организуется жизнь и деятельность ребёнка. Известно, что с момента рождения среда для ребёнка является условием и источником развития. Его взаимодействие со средой играет важную роль в психическом развитии и становлении личности. Именно семейная среда становится для малыша первой культурной нишей. От того, как организована воспитательная среда в семье, зависят и методы воздействия на ребёнка, их эффективность для его развития.
Куликова Т.А. отмечает, что вся жизнь семьи складывается из отдельных социальных ситуаций. Это прощание перед сном и приветствие друг друга утром, расставание перед уходом на работу, в детский сад, в школу, сборы на прогулку и многое другое. Родители, придавая целевую направленность той или иной социальной ситуации, превращают её в педагогическую. Тогда фактором воспитания становится всё окружающее: интерьер помещений, расположение предметов и отношение к ним, различные события семейной жизни, взаимоотношения и способы общения между членами семьи, обычаи и традиции и т.д. (11, С.102). Продуманная окружающая домашняя среда становится богатейшей базой для развития чувств, мыслей, поведения ребёнка, развития его способностей. Социальные ценности и семейная атмосфера помогают домашней среде стать средой воспитательной, а также ареной для саморазвития и самореализации ребёнка.
Куликова Т.А. считает, что особенность воспитательной деятельности семьи – в её непреднамеренности, естественности. Домашнее воспитание индивидуально, конкретно, персонализировано, благодаря чему оно благоприятно для инициирования активности ребёнка (11, С. 103). Активность ребёнка, реализующаяся в той или иной деятельности, служит основой для формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности и для его всестороннего развития.
По своему содержанию семейное воспитание более разнообразно в отличие от воспитания в дошкольном учреждении, где программа воспитания и обучения сосредотачивает внимание ребёнка в основном на положительном, что есть в окружающем мире. Это снижает адаптационные способности ребёнка к реальной жизни. В семье же ребёнок является свидетелем различных жизненных ситуаций, порою даже не совсем позитивного содержания. Поэтому реальный опыт, приобретаемый ребёнком в семье, отличается реализмом, а, наблюдая поведение взрослых, у него выстраивается собственное отношение к миру и формируются представления о ценности тех или иных явлениях и объектах. Таким образом, семья знакомит ребёнка с разнообразными моделями поведения, на которые он будет ориентироваться, приобретая собственный социальный опыт. Также можно сказать, что семейная воспитательная среда является основой для первоначальных представлений об окружающем мире, а также формирования соответствующего образа жизни.
Воспитание в семье имеет ряд особенностей. Опираясь на исследования Марковой Т.А. , Куликовой Т.А., мы выделили следующие особенности семейного воспитания:
1. Семейное воспитание характеризуется постоянством и длительностью воспитательного воздействия родителей или других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье целенаправленные действия родителей сочетаются со стихийными воздействиями, выражающимися в манере поведения, укоренившихся привычках взрослых, их распорядке и другом. Такие воздействия регулярно повторяются и оказывают влияние на ребёнка изо дня в день. Это постоянство воспитательных воздействий благоприятно отражается на формировании нервной системы ребёнка, который знает и предвидит каждый жизненный момент, что его ожидает.
Воспитательный процесс в семье – это явление своеобразное, которое не имеет ни начала, ни конца. Оно осуществляется постоянно, словом и делом, интонацией и поступками взрослых.
2. Воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводник» семейного воспитания – родительская любовь к детям и их ответные чувства к родителям (доверие, нежность, привязанность). Семейное воспитание эффективно благодаря эмоциональным узам, которые связывают всех членов семьи.
3. В семье организуются разнообразные виды деятельности детей. После рождения ребёнка родители обеспечивают его взаимодействие с окружающим миром, создавая определённую окружающую среду, так как сам по себе ребёнок не может полноценно развиваться. В семье ребёнок приобщается к различным видам деятельности: познавательной, игровой, предметной, учебной, трудовой, творческой, а также деятельности общения. Первоначально это совместная с взрослым деятельность. Постепенно он превращается в субъекта собственной деятельности. Но и на этом этапе ребёнку необходимо внимание взрослого, эмоциональная поддержка, оценка, одобрение, дополнительная информация о той или иной деятельности.
Дети, подражая близким, родным людям, овладевают формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Происходит процесс социализации ребёнка, который предполагает разностороннее познание им окружающей социальной действительности, овладение навыками как коллективной, так и индивидуальной работы, а также приобщение к человеческой культуре.
4. Семья представляет собой малую группу, «микрокосмос». Это соответствует требованиям постепенного приобщения ребёнка к социальной жизни, поэтапного расширения его опыта и кругозора. Обычно в семье проживают совместно 2-4 поколения. У членов семьи разные жизненные позиции, убеждения, идеалы. Случается, что один и тот же человек может быть и воспитателем, и воспитуемым. Члены семьи комплексно влияют друг на друга.
5. Ещё одна особенность семейного воспитания заключается в том, что его цель – всестороннее развитие личности. Большую роль в формировании личности ребёнка играет нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль. Это и социальные установки, и система ценностей семьи, и взаимоотношения членов семьи друг с другом и окружающими людьми, а также нравственные идеалы, потребности семьи и семейные традиции. Внутрисемейные отношения для ребёнка – это первый образец общественных отношений. И особенностью семейного воспитания является то, что в условиях семьи ребёнок рано включается в систему этих отношений.
6. Исследователями отмечена такая особенность семейного воспитания, как регулирование различных отношений ребёнка с внешним миром. Часто родители или другие члены семьи смягчают внешние требования и подстраховывают возможные отклонения от нормы, снимая стрессы, которые получил ребёнок в других сферах жизни.
Таким образом, семья, в меру своих педагогических возможностей и сил, оказывает прямое влияние на становлении личности ребёнка, заботится о его здоровье, нравственном, интеллектуальном, эстетическом и трудовом развитии. В этом виден приоритет семьи в воспитании и развитии дошкольника.
успешного развития ребёнка.
Семейное воспитание не всегда бывает «качественным», так как одни родители не умеют способствовать развитию своих детей, другие не хотят делать этого, а третьи не могут развивать ребёнка в силу каких-либо жизненных обстоятельств (потеря работы и средств к существованию, тяжёлые заболевания, аморальное поведение и т.д.), другие просто не придают этому должного значения. Поэтому можно сказать, что каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, которые в педагогике принято называть воспитательным потенциалом.
Под понятием «воспитательный потенциал семьи» понимают множество характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные возможности и в большей или меньшей степени обеспечивают успешное развитие ребёнка. К ним относят тип семьи, её структуру, материальную обеспеченность, место проживания, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и другие. Ничто из перечисленного по отдельности не может гарантировать тот или иной уровень воспитания. Эти факторы следует рассматривать в комплексе.
А.В. Мудрик выделил следующие основные факторы, определяющие успешность в развитии ребёнка: социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический.
Социально-культурный фактор включает в себя гражданскую позицию родителей, микроклимат семьи и культуру семьи.
Гражданская позиция родителей показывает, насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.
Микроклимат семьи – это совокупность взаимоотношений между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, которые оказывают непосредственное влияние на эмоциональное самочувствие всех членов семьи, на восприятие всего остального мира и своё места в нём. Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье являются стимулом чувств, поведения, действий, которые направляют все её члены семьи друг на друга. Благополучие человека в семье переносится на другие сферы взаимоотношений (например, на сверстников в школе или детском саду, на коллег по работе), а отсутствие душевной близости между членами семьи, конфликтная обстановка часто приводят к появлению дефектов в развитии и воспитании.
Повышение образования родителей, их профессиональной активности приводит к тому, что родители стремятся к более насыщенному проведению досуга, развитию и обогащению своего духовного мира, созидательной творческой деятельности. Это способствует сплочению семьи и создаёт возможность приобщить ребёнка к культуре. Современные родители, у которых возросла ответственность за будущее детей, анализируют свою воспитательную деятельность и стремятся к приобретению необходимых умений, знаний. Всё это способствует повышению педагогической культуры родителей.
Культура семьи является одной из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей и её других членов. Она предполагает культурные ценности, которых придерживаются члены семьи, и умение использовать различные виды и жанры искусства с целью развития ребёнка. Важно, чтобы в семье взрослые не только «потребляли» культуру, но и сами творили, вовлекая в этот процесс всех членов семьи. Это может быть коллективный розыгрыш домашнего спектакля, ведение летописи семьи, сочинение сказок, лепка, рисование, хоровое пение и т.д.
Как правило, родители, озабоченные судьбой своего ребёнка, более серьёзно подходят к выбору дошкольного учреждения, школы, а также спортивных секций, кружков, ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами. Такие родители с желание принимают участие в жизни и деятельности учреждения, в котором воспитывается их сын или дочь.
Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и тем, насколько родители заняты на работе. Возможности семьи материально содержать своих детей и обеспечивать им полноценное развитие во многом зависят от общественно-политического и социально-экономического положения в стране. Воспитывая современного ребёнка, родителям приходится оплачивать дополнительные образовательные услуги и удовлетворять культурные и другие потребности, на что требуются материальные затраты.
Условия современного семейного воспитания осложняются тем, что по определённым причинам заметнее стал приток женщин на рынок труда. Работа вне дома, изменённый статус женщины в семье сказывается на воспитании детей. У матери сокращается время общения с детьми и изменяется качество этого общения. Авторитет работающей мамы повышается в глазах детей. Вместе с тем мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи при приготовлении пищи, уборке квартиры.
Но такая занятость женщины на работе имеет и отрицательную сторону. Снижается контроль за поведением ребёнка, а у детей нередко формируются не совсем верные представления о социальных ролях женщины и мужчины, в результате чего девочки увлекаются мальчишескими играми, мужскими видами спорта. У них появляются такие качества, как властность, стремление сделать карьеру.
Технико-гигиенический фактор означает то, что воспитательный потенциал семьи во многом определяется местом и условиями проживания, оборудованностью жилища и особенностями образа жизни семьи. Красивая, удобная среда обитания оказывает большое влияние на развитие ребёнка, способствует игре воображения, пробуждает фантазии, образное мышление. Любое жильё должно быть максимально удобным, уютным, имеющим свою индивидуальность.
Демографический фактор показывает зависимость особенностей воспитания ребёнка от структуры и состава семьи (полная, неполная, однодетная, многодетная, материнская, распавшаяся и т.д.). В гармоничной семье родители и дети взаимно связаны отношениями доверия, любви и понимания. В таких семьях лучше условия для творческого воспитательного процесса.
Таким образом, воспитательный потенциал семьи, включающий в себя различные факторы, играет существенную роль в воспитании и развитии ребёнка. Он может способствовать или препятствовать становлению личности дошкольника, развитию его способностей.
Учитывая особенности семейного воспитания и значительное влияние воспитательного потенциала семьи на успешность развития ребёнка, мы убеждаемся в том, что очень важно развивать творческие способности в семье, максимально создавая для этого все необходимые условия.
В теоретической части данной работы мы дали определение детского творчества, выделили его виды и особенности, определили условия, необходимые для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Нами были раскрыты особенности семейного воспитания, благодаря которым оно имеет свою силу и эффективность. Рассмотрев воспитательный потенциал семьи как важный фактор успешного развития ребёнка, мы сумели обосновать важность создания педагогических условий в семье для развития детского творчества.
Обобщая полученные результаты, мы предположили, что уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности зависит от педагогических условий, созданных в семье для развития детского музыкального творчества.
II. Практическое изучение создания педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье.
2.1. Выявление уровня развития творческих способностей детей в
музыкальной деятельности.
Практическое изучение создания условий для развития музыкальных творческих способностей детей в семье проводилось на базе МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 1» г.Череповца. Изучались дети и их семьи в старшей группе № 4.
Первоначально нам было необходимо определить уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности: пении, движении и игре на детских музыкальных инструментах, а также способностей к творческому восприятию музыки. При подготовке исследования мы столкнулись с проблемой методического обеспечения. Нам не удалось подобрать такую диагностическую методику, которая помогла бы наиболее полно обследовать детей. Поэтому нами была разработана своя диагностическая методика, в основу которой мы положили работы К.В.Тарасовой и А.И. Бурениной (1, 16).
Описание методики.
Цель: исследование уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности.
1. Выявление уровня развития творческих способностей детей в музыкально-ритмическом движении.
Задание1. Исполнительское творчество. Танцевальная композиция «Если добрый ты» (Музыка Б.Савельева из м/ф «Кот Леопольд»).
Дети свободно располагаются по всему залу, выполняют самостоятельно знакомую им танцевальную композицию.
Критерии оценки:
а)Музыкальность.
2 балла – умеет передавать характер музыки, самостоятельно начинает и заканчивает движение вместе с музыкой, меняет движения на каждую часть музыки.
1 балл – в движениях выражается общий характер музыки, темп.
0 баллов – движения не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, с начало ми концом произведения.
б)Эмоциональность.
2 балла – умеет ярко передавать мимикой, пантомимой, жестами радость, удивление, восторг, грусть исходя из музыки и содержания композиции, подпевает, приговаривает во время движения, помогая этим себе.
1 балл – передаёт настроение музыки и содержание композиции характером движений без ярких проявлений мимики и пантомимики.
0 баллов – затрудняется в передаче характера музыки и содержания композиции движением, мимика бедная, движения невыразительные.
Задание 2. Композиционное творчество. Импровизация «Озеро» (музыка К.Сен-Санса «Аквариум» из сюиты «Карнавал животных»).
Инструкция: Сейчас мы представим, что находимся на дне озера. В озере растут водоросли и плавают рыбки. Подумайте, кого бы вы хотели изобразить, послушайте музыку и представьте себя в выбранной роли (слушание произведения). А теперь изобразите в движении то, что вы услышали, увидели и почувствовали (водорослям предлагается выбрать шифоновые шарфики, а рыбкам - накидки, изображающие чешую).
Критерии оценки:
в)Творческие проявления.
2 балла – проявляет свои фантазии, придумывает свои варианты движения для передачи характера музыки, игрового образа, используя при этом выразительный жест и оригинальные движения.
1 балл – затрудняется в придумывании своих движений для передачи характера музыки, игрового образа, но прослеживается стремление к этому; исполняет знакомые движения под новую музыку.
0 баллов – отказывается придумывать свои движения для передачи характера музыки, игрового образа, копирует движения других детей и взрослого, не может исполнять знакомые движения под новую музыку самостоятельно.
2. Выявление уровня развития творческих способностей детей в пении.
Задание 1. Вопросно-ответные интонации.
Инструкция: «Сейчас мы будем задавать друг другу музыкальные вопросы, а затем отвечать на них. Ты согласен? Тогда можно, я начну?»
Педагог пропевает музыкальный вопрос, ребёнок пробует ответить ему. Задача взрослого – раскрепостить ребёнка, дать ему почувствовать свободу, чтобы он мог выразить себя в импровизации.
Критерии оценки:
2 балла – использование мелодических оборотов, построенных на 3-4 звуках
1 балл – использование мелодических оборотов, простроенных на 2 звуках
0 баллов – использование 1 звука или проговаривание
Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст.
Инструкция: Педагог спрашивает, хочет ли ребёнок сочинить песню (найти мелодию). Предлагается следующий текст:
Киса-кисанька-краса,
Шубка очень хороша.
Мордочка усатая,
Спинка полосатая.
Сначала ребёнок повторяет за педагогом каждую строку («Играем в «Эхо»), говоря выразительно, слегка нараспев. Затем взрослый проговаривает слова тихо, а ребёнок их пропевает.
Критерии оценки:
2 балла – использование оригинального ритма и развёрнутой мелодической линии
1 балл – использование простейших ритмических формул и 2-3 звуков в мелодии
0 баллов – ритмическое однообразие, использование 1 звука или проговаривание
3. Выявление уровня развития творческих способностей детей в игре на детских музыкальных инструментах.
Задание 1. Сочинение ритмических рисунков.
Инструкция: «Давай представим, что мы пришли в лес и услышали, как разговаривают между собой два дятла». Ребёнку предлагается на выбор использовать деревянные кубики, палочки или ложки. Педагог выстукивает ритмический рисунок (задаёт вопрос), а ребёнок сочиняет ответ, и наоборот.
Критерии оценки:
2 балла – оригинальные ритмические рисунки, отличные от рисунков педагога
1 балл – использование усвоенных ранее ритмических рисунков без копирования ритма педагога
0 баллов – копирует ритмические рисунки педагога
Задание 2. Сочинение мелодий на металлофоне.
Инструкция: «Что тебе больше нравится: фортепиано, ксилофон или металлофон? Хочешь о чём-нибудь сыграть? Попробуй. Сыграй свою песенку, о чём хочешь».
Ребёнку предлагается на выбор – фортепиано, ксилофон, металлофон.
Если этот вариант не принимается, задание упрощается: «Сыграй про зайку», «Про мишку» и т.д.
Критерии оценки:
2 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.
1 балл – мелодическое и ритмическое однообразие.
0 баллов – просто перебирает пластинки, клавиши.
4. Выявление способности к творческому восприятию музыкального произведения (Э.Григ «Утро»).
Инструкция: послушай музыкальное произведение, которое называется «Утро» (1 прослушивание). Попробуй нарисовать, что ты представляешь, чувствуешь, когда слушаешь эту музыку (2 прослушивание). Расскажи, что ты представил, почувствовал, что изобразил в своём рисунке.
Если ребёнок отказывается рисовать, то предлагается просто выразить словами то, что он услышал, почувствовал.
Критерии оценки:
2 балла – передаёт свои ощущения, представления о музыкальном произведение в рисунке и в речевом высказывании.
1 балл – передаёт свои ощущения и представления о музыкальном произведении либо в рисунке, либо в речевом высказывании.
0 баллов – не справляется с заданием.
Примечание: в этом задании оценивается не качество детских рисунков и высказываний, а сама способность ребёнка к творческому восприятию музыки и выражению услышанного в рисунке и рассказывании.
Все баллы, полученные детьми в процессе выполнения заданий, складываются, выводится общий балл.
Уровни развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности:
Высокий - 16-14 баллов
Выше среднего - 13-11 баллов
Средний - 10-7 баллов
Ниже среднего - 6-3 балла
Низкий - 2-0 баллов
Задания на выявление способностей в танцевальном творчестве и творческого восприятия музыки проводились с двумя подгруппами детей по 6 и 5 человек, остальные задания предлагались детям индивидуально. Результаты заносились в таблицу (Приложение № 1).
В результате выполненных заданий мы выделили следующее:
Высокий уровень развития творческих способностей в музыкальной деятельности имеют 2 ребёнка, выше среднего – 2, средний – 3, ниже среднего – 3, низкий уровень имеет 1 ребёнок. Полученные данные мы представили в виде диаграммы (Приложение № 4).
Из результатов диагностики следует вывод о том, что большинство детей находится на среднем и ближе к среднему уровнях развития творческих способностей в музыкальной деятельности. Это говорит о необходимости целенаправленной работы с каждым ребёнком с целью дальнейшего развития детского музыкального творчества.
2. Изучение организации педагогических условий для развития детского творчества в семье.
Для изучения создания условий для развития творческих способностей в семье мы предложили родителям анкету (Приложение № 5). Сводные результаты проведённого анкетирования разместили в таблице (Приложение № 6).
Отвечая на вопрос о развитии творческих способностей в музыкальной деятельности, 4 человека считают, что способности нужно развивать в дошкольном учреждении, 2 человека придерживаются мнения о развитии творческих способностей в семье, 5 человек считают необходимым проведение этой работы как в семье, так и в детском саду.
Уровень теоретической подготовленности родителей по вопросу создания условий для развития музыкального творчества ребёнка дома 1 человек считает высоким, 6 – средним, 4 – низким.
Условия для музыкального творчества ребёнка в семье считают недостаточно созданными 6 родителей, хорошо созданными – 2. На отсутствие таких условий указывают 3 человека.
В большинстве семей знакомство ребёнка с произведениями искусства происходит через слушание музыкальных произведений (9 родителей). Также имеет место посещение театров, концертов (4 семьи). В семье 1 ребёнка никак не знакомят с произведениями искусства.
В большинстве семей дети чаще слышат детские песни и музыкальные произведения (8 ответов), современную музыку (7 ответов). Только 2 семьи предлагают ребёнку для прослушивания классическую музыку.
Из группы детей 1 ребёнок посещает музыкальную школу, 1 ребёнок – танцевальные занятия. В остальных семьях (9 человек) не проводится никакого целенаправленного обучения детей музыкой или танцами.
Регулярно поют с детьми родители 3 детей, иногда – 7 детей, не поют в 1 семье.
В большинстве семей никто не владеет игрой на музыкальном инструменте (8 ответов), 1 человек немного владеет, в семьях 2 детей владеют игрой на инструменте достаточно хорошо.
У большего количества детей дома имеются музыкальные игрушки (7 ответов), 2 ребёнка имеют настоящий музыкальный инструмент, у 3 детей не имеется ничего (Уточнение: музыкальными игрушками родители называют электронное фортепиано, микрофон, на котором воспроизводятся стандартные мелодии, и другие игрушки подобного типа, звучащие молоточки, игрушку-металлофон, на котором пластинки имеют не совсем точную высоту звучания).
Все родители ответили, что постараются сделать так, чтобы их ребёнок захотел заниматься музыкальным творчеством. Для этого 7 человек хотели бы получить от педагогов ДОУ практическое занятие, 4 человека – консультацию, 1 человек – подбор специальной литературы.
Проанализировав подученные данные, мы сделали ряд выводов.
В целом родители понимают необходимость развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности, причём большая часть родителей считают это задачей как семьи, так и дошкольного учреждения. Это даёт возможность взаимодействовать с семьёй и в ближайшем будущем дать установку на развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности в семье.
Уровень теоретической подготовленности родителей в вопросе создания условий детского музыкального творчества не достаточно высок, и как результат этого – недостаточное создание этих условий в большинстве семей.
В некоторых семьях практикуется посещение театров, концертов, но большинство ограничивается слушанием музыкальных произведений, которые, исходя из ответов родителей, являются чаще всего современной музыкой или детскими песнями и произведениями. Дети дома практически не знакомятся с классическими музыкальными произведениями, что значительно обедняет их музыкальные впечатления.
Нами отмечено, что в большинстве семей нет никакого целенаправленного обучения пению, игрой на музыкальном инструменте или танцами. В основном родители иногда поют с детьми, трое из родителей владеют игрой на музыкальном инструменте. Следовательно, у детей в семье недостаточно возможностей для активного приобретения и усвоения навыков и умений, необходимых для творческой деятельности, недостаточно примера взрослых, который мог бы стимулировать творческие проявления ребёнка.
Музыкальные игрушки, имеющиеся у большинства детей, способствуют лишь развитию общего интереса к музыкальной деятельности, но они не могут развивать музыкальные способности, столь нужные для детского музыкального творчества. Ведущими педагогами по музыкальному воспитанию (О.П.Радыновой, К.В.Тарасовой) доказано, что музыкально-слуховые представления необходимо развивать, используя настоящие музыкальные инструменты или же детские музыкальные инструменты (металлофоны, ксилофоны, флейты), имеющие темперированный строй и изготовленные на специализированном заводе по изготовлению музыкальных инструментов.
Анализ ответов родителей показал, что у всех из них есть желание сделать всё необходимое для того, чтобы дети занимались музыкальным творчеством. Для этого им необходимы консультации, практические занятия, подбор литературы по этому вопросу. Следовательно, через повышение уровня теоретической осведомлённости, через проведение специально организованных мероприятий для родителей можно способствовать созданию педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семье, в результате чего будут развиваться творческие способности детей в музыкальной деятельности.
Изучив создание условий для развития творческих способностей в семье и определив уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности, мы решили проанализировать, существует ли взаимосвязь между уровнем развития детского музыкального творчества и педагогическими условиями, созданными для творческой деятельности в семье. Мы отобрали детей с высоким уровнем развития творческих способностей и с уровнем выше среднего (Антошина Лиза, Жохова Настя, Колодина Настя, Барская Влада). Рассмотрев более внимательно полученные данные нашего исследования, нам удалось выявить определённую зависимость.
В семьях Жоховой Насти и Антошиной Лизы созданы все необходимые условия для детского музыкального творчества, проводится целенаправленное дополнительное обучение детей, а также их знакомство с произведениями искусства через слушание музыки (особенно классической), посещение театра, концерты.
В семьях, где родители регулярно поют со своими детьми, у воспитанников лучше развито песенное творчество (Антошина Лиза, Жохова Настя, Колодина Настя).
Владение взрослым игрой на музыкальном инструменте оказывает положительное влияние на творческие проявления детей (Барская Влада, Жохова Настя). Это можно объяснить тем, что у девочек накапливаются разнообразные впечатления от восприятия музыки, что способствует развитию основных музыкальных способностей, необходимых для творческой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уровень развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности оказывают влияние условия в семье, созданные для музыкального творчества ребёнка. Следовательно, можно и нужно развивать в семье творческие способности детей в музыкальной деятельности, создав для этого соответствующие условия. Для решения этой проблемы мы разработали методические рекомендации как для педагогов ДОУ, так и родителей.
3. Методические рекомендации по созданию педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Рекомендации для педагогов ДОУ.
С целью создания наиболее благоприятных условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности мы предлагаем усилить взаимодействие педагогов ДОУ и родителей. Из анкетирования следует, что родители расположены к принятию новой информации по данному вопросу через консультации, практические занятия и методическую литературу. Поэтому мы рекомендуем воспитателям группы совместно с музыкальным руководителем разработать и провести в течение учебного года серию консультаций и практических занятий, на которых родители смогут теоретически и практически обогатить свои знания для наиболее эффективного развития детского музыкального творчества благодаря педагогическим условиям, созданным в семье. Мы предлагаем примерный перспективный план мероприятий для родителей на год (Приложение № 7).
Также мы рекомендуем научить каждого родителя реализовывать с ребёнком предлагаемые нами творческие задания, игры и упражнения с целью правильного их применения.
Рекомендации для родителей.
Родителям мы рекомендуем чаще обращаться за помощью к педагогам ДОУ по возникающим вопросам относительно развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности и создания условий для музыкального творчества в семье.
Мы рекомендуем каждой семье по возможности приобрести детский музыкальный инструмент, пополнить домашнюю фонотеку произведениями классической музыки для обогащения музыкальных впечатлений и специально рекомендованными педагогами музыкальными произведениями для танцевального творчества детей.
Желательно чаще посещать детский музыкальный театр, концерты, предназначенные для детей с последующим обсуждением увиденного в семье. Необходимо учить детей слушать музыку и высказываться о ней.
Для наиболее эффективного развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности мы рекомендуем обратить внимание родителей на развитие основных музыкальных способностей детей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Также необходимы творческие задания, которые позволят каждому ребёнку в зависимости от своих способностей заниматься музыкальным творчеством. Для этого мы разработали специальные мини-программы для занятий с детьми в соответствии с выделенными нами уровнями развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности. Предлагаемые нами задания, игры, упражнения находится в приложении № 8.
Высокий уровень.
Родителям детей данного уровня мы рекомендуем стимулировать самостоятельные действия детей, использовать сочинённые мелодии, танцевальные композиции в жизни, например, на семейном празднике. Мы предлагаем разнообразные творческие задания на совершенствование существующих умений и приобретение новых:
- «Ритмические картинки» - ритмизация стихов, инструментальная и вокальная импровизации;
- творческое задание № 4;
- фонопедические упражнения № 3, 4;
- музыкальный рассказ «Теремок»;
- все задания на ритмизацию и вокализацию стихов;
Уровень выше среднего.
Необходимо направить усилия на освоение способов творческих действий, поиск разнообразных решений, стимулировать сочинение песенок, небольших танцев.
Рекомендуемые задания и упражнения:
- «Ритмические картинки» - ритмизация стихов, возможна импровизация;
- «Звонкая песенка»;
- творческое задание № 3;
- фонопедические упражнения № 3, 4;
- музыкальный рассказ «Колобок»;
Средний уровень.
Детям необходимо помочь в первоначальной ориентировке в творческой музыкальной деятельности. Целесообразны простейшие задания на создание нового: придумай, покажи, сочини.
Рекомендуемые задания и упражнения:
- «Звонкая песенка»;
- «Большие – маленькие»;
- музыкальный рассказ «Колобок»;
- Творческое задание № 1;
- фонопедические упражнения № 1, 2;
- все задания на ритмизацию и вокализацию стихов.
Уровень ниже среднего.
Родителям детей данного уровня мы рекомендуем способствовать овладению детьми выразительными средствами (плавные или энергичные движения, тихое и громкое звукоизвлечение на музыкальном инструменте, плавное или отрывистое звучание голоса во время пения, вокальных импровизаций и т.д.), повторению за взрослым песенок, игре попевок по показу взрослых.
В движении под музыку способствовать тому, чтобы первоначально дети копировали образные характерные движения персонажей и танцевальные движения.
Рекомендуемые задания и упражнения:
- «Картотека звуков»;
- «Большие - маленькие»;
- «Творческое задание № 2;
- фонопедические упражнения № 1, 2;
- музыкальный рассказ «Дождик»;
- все задания на ритмизацию и вокализацию стихов;
Низкий уровень.
Бербеков Данил находится на самом низком уровне. Чтобы подойти к творческой деятельности, ему необходимо пройти подготовительный этап, который будет включать в себя знакомство с музыкой разных жанров (песня, танец, марш), умением различать их по характеру звучания. Следует показать ребёнку, какие танцевальные движение под музыку можно выполнять. Нужно познакомить Данила с любым детским музыкальным инструментом (ксилофоном, металлофоном, флейтой и т.д.), чтобы стимулировать интерес к музыкальной деятельности в целом. Ребёнок должен узнать о возможностях своего голоса, научиться элементарному звукоподражанию.
Рекомендуемые задания и упражнения:
- «Картотека звуков»;
- творческое задание № 2;
- музыкальный рассказ «Дождик»;
- задания на ритмизацию и вокализацию стихов.
Заключение.
Целью данной работы являлось изучение создания педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Для достижения цели работы нами были решены следующие задачи:
Выявлены подходы к понятию детского творчества, выделены его виды и особенности.
Определены условия, необходимые для развития детского музыкального творчества.
Обоснована важность создания педагогических условий в семье для развития музыкального творчества детей.
Проведена диагностика уровня развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности.
Изучено создание педагогических условий для развития детского музыкального творчества в семьях детей.
Проанализированы полученные результаты и разработаны методические рекомендации.
Таким образом, в работе были решены все поставленные задачи, цель достигнута. Своим исследованием мы подтвердили гипотезу о том, что на развитие творческих способностей детей в музыкальной деятельности могут оказывать влияние педагогические условия, созданные в семье. Мы доказали важность создания педагогических условий для развития творческих способностей в семье.
Литература
Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. – С-Пб., 2000.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Горшкова Е. О формировании музыкально-двигательного творчества в танце //Дошкольное воспитание, 1991, № 12.
Детский сад и семья /Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, Л.В. Загик и др.; под ред. Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1986.
Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М., 2002.
Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учебн.заведений. – М.: Академия, 2000.
Казакова Т.Г. Детское творчество – мир ярких, удивительных образов //Дошкольное воспитание, 1993, № 4.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних пед.заведений. – М.: Академия, 2000.
Комарова Т. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве //Дошкольное воспитание, 1991, № 12.
Котырло В.К., Ладывир С.А. Детский сад и семья. – К.: Рад.школа, 1984.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.: Академия, 2000.
Масару Ибука. После трех уже поздно: Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, академия равзития, 1997.
Основы дошкольной педагогики /Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980.
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.П. Музыкальное воспитание дошкольников.- М, Академия, 2000.
Тарасова К.В., Кузьмин В.Е., Исаева И.Е. Диагностика музыкальной одарённости детей дошкольного возраста. – М., 1994.
Теплов Б.М. Избранные труды в 2 т. – М., 1985. - Т. I
Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1956.
Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н.А. Ветлугиной - М., Просвещение, 1974.
Юдина Е., Егошина В. Первые шаги к творчеству //Дошкольное воспитание, 1991, № 8.