Оглавление
Глава 1. Чтение и его роль в современном обществе
1.1 Теоретическое исследование текста и процесса чтения
1.2 Чтение как процесс усвоения
1.3 Недостатки традиционных методов чтения
Глава 2. Методики повышения скорости чтения
2.2 Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
2.3 Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Сегодня значительное количество людей занимается информационным трудом в процессе учебной, научной и другой профессиональной деятельности, связанной с получением, обработкой, хранением и использованием информации.
Учебный процесс – один из наиболее массовых видов информационного труда. Основным источником информации в учебном процессе по-прежнему остается чтение. К настоящему времени на юридических факультетах назрел вопрос о проведении практических занятий по ознакомлению студентов, аспирантов, соискателей с обзором известных научно-методических материалов по освоению техники быстрого чтения.
Существует противоречие между малой скоростью чтения, которой реально владеют вышеназванные субъекты учебного процесса, и большим объемом учебной информации, которую им необходимо освоить. Данное противоречие не разрешимо без овладения с помощью специальных тренировок и приемов рациональным, в частности, ускоренным, чтением.
Увеличение скорости чтения – это вопрос, который нельзя рассматривать изолированно, в отрыве от других насущных вопросов современного общества, в котором информация и знания являются главными продуктами производства. Повышение объема памяти, развитие внимания, речи, творческих навыков, развитие способностей быстрого конспектирования, – вот далеко не полный перечень вопросов, которые являются одновременно и основными условиями повышения скорости чтения, и результатом усилий, приложенных в данном направлении.
Для лиц, осваивающих науку менеджмента, овладение навыками быстрого чтения позволит: справиться с массивом специальной монографической и учебной литературы, научиться определять избыточную информацию в тексте, обрести принципиально новые качества в организации личного внимания и памяти, овладеть разными способами обработки информации при чтении.
Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Э. Жавалем, который в 1879г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь в первой половине 20 века. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень широкое распространение во всем мире.
Объект исследования: размышление об эффективности чтения; предмет - методики повышения скорости чтения с целью углубления понимания текста и экономии времени на усвоение его.
Цель исследования: понять и описать глубинные причины изменения отношения людей к процессу чтения в настоящее время.
Задачи исследования:
дать определение текста, процесса чтения;
осознать суть клипового мышления и необходимости противопоставить ему процессы чтения,
описать современные методики развития интереса к чтению и повышения скорости чтения;
рассмотреть значение овладения методикой быстрого чтения для студентов.
Глава 1. Чтение и его роль в современном обществе
1.1 Теоретическое исследование текста и процесса чтения
Информированный человек – быстро читающий человек. Техникой быстрого чтения владели многие великие люди, в том числе Ленин и Горький. Некоторым людям способности, необходимые для скорочтения, даны с рождения. Другие получили их в результате запойного чтения в детстве. Остальные обладатели навыков скорочтения приобрели последние в результате обучения.
У скорочитающих скорость нервных процессов выше, чем у ленивых защитников методик медленного чтения. Скорочитающий всегда и во всём впереди. Иными словами, скорость чтения – это не только быстрый приём информации, но и высокий темп образа жизни.
Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи1.
Просмотровое чтение (или ознакомительное) преследует цель получения самой общей информации, изучающее - на детальное изучение содержания текста. Этим видом чтения мы пользуемся тогда, когда нам необходимо просмотреть книгу, журнал, статью и т.п. Нам не нужно знать подробности и понимать смысл текста. Здесь для нас главное — получить самое общее представление о содержании в целом. О чем текст вообще и определить, представляет ли данный материал для нас интерес2.
Все наши усилия направлены лишь на то, чтобы определить есть ли нужная нам информация в данном тексте.
Просмотровое чтение мы используем для того, чтобы понять в самых общих чертах, о чем данный текст, а не что именно сообщается по тому или иному вопросу.
Наряду с практическими обучение чтению преследует также образовательные и воспитательные цели. Чтение во многом реализует познавательную функцию языка, и правильный подбор текстов дает возможность использовать содержащуюся в них фактическую информацию и для расширения общего кругозора учащихся, и в воспитательных целях. При чтении развивается языковая наблюдательность, и учащиеся приучаются внимательнее относиться к языковому оформлению своих мыслей.
Основным звеном в процессе чтения является текст. Текст (от лат. textus «ткань; сплетение, связь, сочетание») — в общем плане связная и полная последовательность знаков3.
Существуют две основных трактовки понятия «текст»: «имманентная» (расширенная, философски нагруженная) и «репрезентативная» (более частная). Имманентный подход подразумевает отношение к тексту как к автономной реальности, нацеленность на выявление его внутренней структуры. Репрезентативный — рассмотрение текста как особой формы представления знаний о внешней тексту действительности.
В лингвистике термин текст используется в широком значении, включая и образцы устной речи. Восприятие текста изучается в рамках лингвистики текста и психолингвистики.
В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).
Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста4.
Понятие «содержание высказывания» связано с категорией информативности речи и присуще только тексту. Оно сообщает читателю индивидуально-авторское понимание отношений между явлениями, их значимости во всех сферах жизни. Здесь может быть два вида информации:
содержательно-фактуальная;
содержательно-концептуальная.
Эти две разновидности информации называют темой и основной мыслью текста. Весь отбор материала подчинён задаче передать основную мысль высказывания. Другими словами, не только тема, но и основная мысль объединяют предложения текста и придают ему смысловую цельность.
В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).
Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.
Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:
Текст — это высказывание на определённую тему;
В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;
Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;
К тексту можно подобрать заголовок;
Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец5.
Сегодня все чаще говорят о том, что современная молодежь мало читает. Эту проблему подчас связывают с проблемой клипового мышления.
Попробуем разобраться, что же это такое, и каким образом оно может влиять на:
восприятие окружающего мира;
способность к анализу информации;
систему морально-этических ценностей.
Сlip в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, нарезка». Термин «клиповое мышление (КМ)» больше соотносится с последним значением и отсылает к принципам построения музыкальных клипов. Точнее к тем их разновидностям, где видеоряд представляет собой слабо связанный между собой набор образов. По аналогии, при клиповом мышлении – окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Человек привыкает к тому, что они постоянно, как в калейдоскопе, сменяют друг друга и постоянно требует новых.
Если посмотреть со стороны анализа информации, то обладатель КМ оперирует только смыслами фиксированной длины и не может работать с семиотическими структурами произвольной сложности. Внешне это проявляется в том, что человек не может длительное время сосредотачиваться на какой-либо информации, и у него снижена способность к анализу.
Естественно, человек не рождается с таким мышлением. Оно вырабатывается при длительном потреблении информации в мозаичном и препарированном виде через музыкальные каналы и СМИ.
Клиповое мышление не смертельно, но и не безвредно.
Прежде всего, оно влияет на успешность учебы. Для современного подростка осилить что-либо из классической литературы XIX века – уже сверхзадача. Не потому ли такой популярностью пользуются всевозможные дайджесты и готовые сочинения.
Проведенные эксперименты показывают, что резко снизился коэффициент усвоения знаний. Старшеклассников попросили ответить на ряд исключительно простых вопросов из программы предшествующих лет обучения. Выбирался только тот материал, незнание которого оценивалось в соответствующем классе на двойку. Результаты показали коэффициент на уровне 10%.
Другая сторона клипового мышления – ослабление чувства сопереживания, ответственности. Интересную мысль по этому поводу в своем интервью высказал диакон Андрей Кураев, размышляя о восстановлении рухнувшего «Трансвааль-парка».
«…Но тот человек, который идет сознательно развлекаться и берет с собой детей для развлечения на место, политое человеческой кровью, конечно, тем самым демонстрирует, что с его совестным чувством что-то не так. Я думаю, что это люди, которые воспитаны в клиповом мышлении. Это мышление сиюминутного восприятия, то есть даже не мышление, а минутная реакция. Вот идут сводки новостей, одна с другой не связаны. Идет концерт, один номер с другим не связан. Вослед рекламные ролики – один с другим не связан. Наконец, есть множество телеканалов, которые ты постоянно переключаешь, и они тоже между собой никак не связаны. Человеку на осмысление какой-то ситуации дается две-три минуты, не более того. И тут же все забудь, поскольку начинается нечто совершенно другое. Другая информация ждет своей очереди, чтобы влиться в тебя и протечь через твои мозги. Это клиповое мышление в итоге мешает человеку быть целостным. Я не сомневаюсь, что те люди, которые сейчас пойдут в аквапарк, когда случилась трагедия, наверняка сочувствовали, сопереживали. Может быть, даже давали зарок – больше туда не будем ходить... Но прошло несколько месяцев и уже совсем другая погода в душе. Другие тонны информации через нее прошли. И человек уже предпочел забыть то, что произошло. Не думать о нем».
Опасность еще заключается и в том, что возник эффект обратного действия, и СМИ, телевидение сами стали подстраиваться под воспитанную ими аудиторию.
Например, текст в статьях становится сильно фрагментированным, разбитым на перемежающиеся смысловые блоки небольшого – два-три абзаца – объема. Он насыщен большим количеством коротких фраз, и главная его задача – создать не логическое, а эмоциональное отношение к происходящему. В результате роль читателя сводится к простому потреблению информации.
Такая форма подачи материала оказалась весьма удобной для коммерции. Делая упор только на эмоции, легче заставить человека руководствоваться полученной информацией в повседневной жизни. А для закрепления эффекта используются ссылки на «авторитеты», что выливается прямо-таки в гипертрофированный интерес к жизни богемы.
Появились целые серии книг, написанные в стиле общения в чатах, по ICQ или дневниковых записей. Снимаются фильмы, построенные на принципах клиповой техники. (Самый яркий пример – «Матрица»). То есть система начинает воспроизводить саму себя и собственных потребителей.
Но от стиля мышления во многом зависит успешность по жизни. Программы вузов намного сложнее школьных и требуют восприятия и переработки гораздо большей информации. В современном бизнесе без умений анализировать, вычленять суть и принимать на основе этого решения, вообще невозможно стать успешным менеджером. Одно из главных требований в нем – способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления. Отсюда, возникновение вполне реальной опасности, что носители КМ будут вытеснены на положение аутсайдеров.
Как же бороться с клиповым мышлением? В некоторых странах, где стали осознавать его опасность, разрабатываются специальные тренинги, где учат сосредотачивать внимание на одном предмете и удерживать состояние концентрации в течение длительного времени. Но наиболее доступный метод – это все-таки чтение (естественно, не клиповой литературы).
В отличие от ТВ, где происходит управляемое восприятие, при прочтении художественного произведения приходится самостоятельно выстраивать образную систему. А всяческое закрепление прочитанного – обсуждение, конспектирование и т.д. способствует выработке умения анализировать, устанавливать связи между явлениями, и в конечном итоге приводит к разрушению мозаичной, фрагментированной картины мира.
1.2 Чтение как процесс усвоения
Читатель не поглощает материал пассивно, как контейнер или губка. Это звучит банально, но вплоть до последнего времени авторитарные методы обучения, построенные на принципе кувшина и бутылки, господствовали в школе и за ее пределами, а традиция умирает медленно. Уважающий себя, независимый человек подвергает свой ум грубому и унизительному обращению, как только он становится читателем, и такое обращение потрясло бы его, если бы он только подозревал, что делает6.
Ум, помимо всего прочего, это — вселенная со сложными взаимоотношениями между ее многочисленными элементами. Понимание — это способность видеть отношения, стоящие внимания. Ум — это не собрание отдельных предметов, что-то вроде пуговиц в коробке. Читатель соотносит то, что он читает, с тем, что он уже знает. В работе ума и пищеварительной системы много сходства. Подходящей пищей для ума являются отношения между предметами, которые выражены в структурах мысли (их можно условно назвать «схемами»).
Схематические представления о мире позволяют его осмыслить, поэтому схемы удобоваримы. Отдельные детали, не укладывающиеся в схемы, с трудом поддаются перевариванию, и их следует долго пережевывать. По этой причине применяются мнемонические приемы, которые подменяют схемы.
В нашей повседневной деятельности мы игнорируем большинство впечатлений, которые атакуют наши органы чувств. Мы воспринимаем мир выборочно. Читатель создает в своем уме схемы, выбирая то, что относится к сути дела. Цель чтения состоит в том, чтобы создать способ для переваривания схем.
Умственная система, как и физическая, может переварить за один раз определенное количество материала, но не более того. Сложные идеи заставляют ум совершать больше работы, чем простые идеи, а так как умственная система усвоения ограничена, то она требует более медленного чтения. Отдельные детали, которые не укладываются в схему, но читатель вынужден запоминать, также требуют медленного чтения.
С другой стороны, если читатель знаком с предметом, он может читать довольно быстро, даже если в тексте много сложной информации и много различных подробностей, так как он может сопоставить прочитываемый материал со своими умственными схемами. В этом случае он может достичь цели, выполнив меньший объем работы. Когда читатели начинают экспериментировать со скоростями, они могут прочитать текст слишком быстро или слишком медленно, и при этом не понять смысл прочитанного. При чтении со слишком большой скоростью ум выполняет слишком большую работу за слишком короткое время. Слишком медленное чтение создает чрезмерное давление на ум, снабжая его слишком обильной пищей из малонужных подробностей и мелких мыслей, и даже отдельных слов. Поэтому сравнительно продолжительное время чтения оказывается недостаточно продолжительным, чтобы выбрать и привести в порядок все то, что оказалось за пределами умственных схем читателя.
Часто читатели обнаруживают, что, когда они дошли до конца отрывка, уже забыли его начало. Более ранняя информация оказалась вытолкнутой из сознания новыми сведениями. Это произошло потому, что ранняя информация не успела усвоиться в достаточной степени за время чтения, а ум уже перешел к решению новых задач, в то время как полупереваренная информация, не имеющая в сознании опор в виде схем, быстро забывается. Представление о чтении как процессе усвоения покоится на двух принципах7.
1. Обучение через понимание
Читатель должен усваивать, или обучаться, через понимание, а не запоминание. Обучение через запоминание пригодно лишь, когда мы имеем дело с несвязанными предметами, которые при чтении общеупотребительной литературы встречаются крайне редко. Суть запоминания состоит в повторении, но даже самое медленное чтение недостаточно для этого; более того, если и возможно запомнить текст наизусть, это не обязательно приведет к тому, что читатель поймет его. Обучение через понимание требует отбора материала и его анализа; при запоминании весь материал поглощается без разбора с помощью многократного повторения.
2. Гибкость
Так как существует предел количеству информации, которая может быть усвоена в определенное количество времени, то читатель должен постоянно менять скорость чтения. Когда смысл понять трудно, он должен читать медленнее; когда смысл понятен, ему требуется меньше времени и он может читать быстрее.
Для того чтобы получить больше времени для усвоения материала, читатель может проглядеть быстро статью, чтобы понять ее суть; затем быстро прочитать ее, чтобы получить общую информацию; и, наконец, просмотреть текст в поисках отдельных специфических деталей, которые можно усвоить с помощью запоминания. Таким образом, он переходит от общего к частному и может постепенно сопоставить информацию с существующими у него знаниями; более того, такое повторение является конструктивным, а не механическим. Правильно распределяя свое время и усилия, читатель сберегает время и увеличивает свою продуктивность.
1.3 Недостатки традиционных методов чтения
Чтение в системе «человек — текст» представляет собой процесс управления несколькими процессами, где:
текст — объект восприятия и познания заложенной в нем содержательной информации;
головной мозг — перерабатывающее и управляющее устройство.
В соответствии с описанной структурной моделью сам процесс чтения можно представить следующим обрезом. Читатель схватывает взором определенный фрагмент текста, который далее начинает обрабатываться в канале зрительного анализатора. Происходит сложнейший процесс переработки полученного текстового сообщения, причем производится не только зрительный, но и речеслуховой и речедвигательный анализ. В результате такой традиционной трехступенчатой обработки информации принимается определенное решение в блоке смысловой обработки команда на выполнение регрессии или на считывание следующего фрагмента текста либо команда мышцам руки на перевертывание страницы, или команда на приостановку чтения.
Как установили ученые, чтение есть одновременный процесс приема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письменная речь (текст) вначале принимается (считывается) зрительным анализатором, но основное усвоения прочитанного непременно сопровождается внутренними речевыми процессами, в которых принимает участие и слуховой анализатор. И именно от того, как эти процессы организованы, какова степень их согласованности, и зависит скорость чтения. Если при чтении возникнет тек называемая внешняя артикуляция — проговаривание вслух или шепотом того, что читается, и тут же внутреннее прослушивание, то в этих случаях перерабатывают информацию все три блока: зрительный, речедиигательный, речеслуховой. Иначе говоря, текст в этом случае зрительно воспринимается, проговаривается и прослушивается. Таким традиционным способом читают почти все читатели.
Чтобы овладеть методом быстрого чтения, очень важно вначале осознать причины медленного, традиционного чтения и понять их природу.
Можно выделить пять основных недостатков традиционного метода чтения.
Первый из них — артикуляций при чтении.
Движения губ, языка и других органов речи при чтении про себя затормаживаются лишь внешне. На самом же деле они находятся в постоянном скрытом движении. Интенсивность этих микродвижений артикуляторов зависит, прежде всего, от уровня развития навыка чтения и сложности текста. Чем менее развит навык чтения про себя (у детей, например) и чем сложнее текст, тем ярче выражена артикуляция, тем больше развернута внутренняя речь.
Под внутренней речью понимается беззвучная мысленная речь, речь про себя, которая возникает, когда мы читаем не вслух, а молча. В этом случае мы мыслим, как обычно, при помощи слов, которые произносим про себя. В зависимости от степени проявления внутренняя речь подразделяется на две формы: развернутую и сокращенную. При медленном чтении возникает развернутая внутренняя речь — своеобразное внутреннее говорение, протекающее примерно с такой же скоростью, с какой мы читаем текст вслух.
Образно говоря, при таком чтении читают не столько глазами, сколько «ушами и губами», так как считываемая информация передается в мозг, где она обрабатывается с участием речеслухового канала, пропускная способность которого, как известно, во много раз меньше зрительного.
Искусственный прием подавления артикуляции заметно сокращает внутреннюю речь. В этом случае читатель оперирует уже не всеми словами исходного текста, а лишь немногими из них или даже целыми образами. Только при сокращенной внутренней речи появляется возможность быстрого, почти мгновенного схватывания смысла.
Как было установлено в опытах, привычка проговаривать слова присуща большинству читателей (взрослым и детям), формируется она в детстве, когда учатся читать. Сначала ребенок произносит слово по буквам, потом по слогам, т. е. звукосочетаниям, и, наконец, читает вслух все слово целиком. В результате между видимым и произносимым словом устанавливается прочная рефлекторная связь и формируется -стереотипный навык проговаривать текст сначала вслух, позже шепотом, а затем про себя. И как всякая привычка, она очень устойчива. Даже если читатель заявляет, что артикуляции у него нет, специальными измерениями удается ее обнаружить.
Второй принципиальный недостаток — малое поле зрения при чтении.
Под полем зрения понимается участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда. При традиционном чтении, когда воспринимаются буквы, слова, в лучшем случае два-три слова, поле зрения очень мало. Вследствие этого глаза делают много лишних скачков и фиксаций (остановок). Такой прием можно назвать дроблением взгляда. Чем шире поле зрения, тем больше информации воспринимается при каждой остановке глаз, тем меньше становится число этих остановок по тексту, а в итоге чтение эффективнее. Быстро читающий за одну фиксацию взгляда успевает воспринять не два-три слова, а всю строку, целое предложение, иногда и весь абзац.
Чтение текста целыми фразами более эффективно не только с точки зрения быстроты — оно способствует и глубокому, правильному пониманию прочитанного. Это происходит потому, что восприятие больших фрагментов текста в моменты фиксации взора вызывает наглядно-образные представления, ярко и глубоко проясняющие смысл текста. В популярной литературе иногда ошибочно говорят об угле зрения; это неверно, ибо угол зрения определяется оптическими свойствами зрительной системы, а не тренированностью8.
Значительно снижает скорость чтения и непроизводительный переход глаз от конца каждой прочитанной строки к началу новой. Сколько строк на странице, столько и лишних переходов, т. е. холостых движений глаз. На это расходуется не только время, но и наши силы. Как мы узнаем в дальнейшем, при быстром чтении движение глаз более экономно: вертикально, сверху вниз по центру страницы.
Третий недостаток — регрессия при чтении.
Под этим понимаются непроизвольные возвратные движения глаз к недопонятым фразам, словам, предложениям. Происходят повторные фиксации глазами одного и того же участка текста. Однако при регрессиях на строчке глаза совершают движение назад, но не в исходную точку фиксации, а только вблизи нее, ограничиваясь лишь своеобразной зоной предсказания, в которой нет отчетливого и точного восприятия читаемого слова.
Этот недостаток — один из самых распространенных. По нашим наблюдениям, некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст — как легкий, так и трудный, как бы для верности.
При медленном чтении регрессии — довольно частое явление и составляют обычно от 10 до 15 для текста объемом в 100 слов. Понятно, что столь частые возвратные движения глаз резко снижают скорость чтения.
Наряду с регрессиями при медленном чтении замечены и возвратные движения глаз, вызванные кажущимися трудностями текста. Эти возвраты — также недостаток чтения. Очень часто дальнейшее чтение снимает возникшие вопросы и делает подобные возвраты ненужными. Однако есть возвраты, которые можно считать обоснованными, они возникают при появлении новых мыслей. Подобные произвольные возвратные движения некоторые исследователи называют в отличие от регрессий реципациями. Если регрессии по своему характеру — непроизвольные, механические возвратные движения, то реципации — это мысленные целенаправленные и, как правило, обоснованные возвраты к уже прочитанному тексту. Их основная цель — более глубокое осмысление уже однажды прочитанного текста. Методика быстрого чтения рекомендует повторное чтение только по окончании чтения всего текста.
Четвертый недостаток традиционного чтения — комплексный, и условно его можно назвать — отсутствие гибкой стратегии чтения.
Три рассмотренных нами недостатка относятся к так называемым следственным факторам. В самом деле, механизмы речи и движения глаз являются следственными факторами и их соответствующая тренировка важна, но не определяет скорости чтения. Гораздо важнее изменить причинные факторы, т.е. работу механизмов мозга, управляющих чтением.
Профессор А. А. Леонтьев в одной из своих работ отмечал, что главное в проблеме быстрого чтения не столько быстрота, сколько оптимальность, эффективность получения значимой информации благодаря правильному выбору стратегии смыслового восприятия текста. Понятно, что та или иная скорость и техника чтения подчиняются прежде всего целям, задачам и тем установкам, которые читатель ставит перед собой. Именно выработка соответствующих программ до автоматизма, умение гибко использовать каждую из них в нужный момент и определяет способность читать быстро.
Последний, пятый недостаток — отсутствие внимания при чтении.
Как было установлено многочисленными наблюдениями, медленное чтение чаще всего — чтение неряшливое, невнимательное. Скорость чтения большинства читателей намного ниже той, которую они могли бы иметь без ущерба для понимания. У медленно читающего в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли и предметы, и интерес к тексту снижается. Поэтому большие фрагменты читаются механически и смысл прочитанного не доходит до сознания. Такой читатель, заметив, что он думает о посторонних вещах, часто бывает вынужден перечитывать отрывок заново.
Кроме того, такой читатель, как уже отмечалось выше, все читает с одинаковой скоростью: и методическое письмо министерстве, и увлекательный рассказ, и научную статью. Человек, читающий быстро, в зависимости от трудности текста, от цели чтения и других факторов может гибко менять стратегию чтения, способен управлять своим вниманием.
Глава 2. Методики повышения скорости чтения
2.1 Обзор современных методик
Первые попытки исследования процесса чтения были сделаны французским ученым Жавалем, который в 1879 г. занялся проблемой движения глаз при чтении. Но постоянное внимание рационализации чтения начали уделять лишь с 20-х годов прошлого века в нашей стране и с середины 30-х годов в США. С тех пор исследования и применение на практике быстрого чтения получили очень быстрое и широкое распространение во всем мире. Были созданы национальные и международные организации, исследующие вопросы рационального чтения и координирующие все направления в этой области.
В результате развития было накоплено много чрезвычайно ценных знаний и выработаны методы рационализации чтения. После того как изучили движение глаз при чтении и выяснили значение величины поля восприятия текста для скорости чтения, была предпринята попытка расширить поля восприятия текста с помощью визуальных средств, например чтения пирамид слов. Использовались и такие технические средства обучения, как тахистоскоп, воспроизводящий на экране слова различной длины и позволяющий тренировать способность восприятия слов с большим количеством букв. Применялись регуляторы скорости, которые то увеличивали, то замедляли скорость проекции текстов на экран и вынуждали обучаемых изменить темп своего чтения9.
В настоящее время существует немало методик, направленных на повышение скорости чтения. Большим успехом пользуется метод выборочного чтения, когда читается не все подряд, а лишь то, что соответствует определенным задачам. Существуют также техника чтения целыми словами (этот метод очень популярен в США), техника, заключающаяся в угадывании смысла предложения по его началу и нескольким опорным словам.
Есть также методики, заключающиеся в прогнозировании мыслей автора, в чтении «по диагонали», «зигзагом» и т. д. Этим методам вас могут обучить на курсах и тренингах, посвященных этой проблеме. Разработана также обучающая компьютерная программа, убирающая из текста лишние слова.
Интересна методика, основанная на том, что в одном абзаце, как правило, содержится лишь одна основная мысль. В процессе чтения необходимо ставить перед собой следующие задачи:
отыскивать основные мысли — наиболее важную информацию в тексте;
подкреплять их второстепенными мыслями, которые оформлены как в виде предложений, так и в виде примеров (фактического материала).
вычленять основные и второстепенные мысли и устанавливать между ними связь, давая им собственные лаконичные формулировки, благодаря чему текст лучше воспринимается и надежнее запоминается;
не концентрируйте внимание на несущественной информации (вводные слова; фразы, использующиеся для логической связи; неинтересные для вас сведения)10.
Основные мысли в тексте могут быть выделены жирным шрифтом или курсивом, подчеркнуты или заключены в рамку. Стоит также обращать внимание на слова-выводы: «следовательно», «в результате», «итак» и т. д. С помощью таких слов автор подводит читателя к главной мысли.
В некоторых случаях основная мысль может быть заключена в формулы, числа, краткие умозаключения.
Главная трудность при овладении техникой повышения скорости чтения — научиться вычленять из абзаца главную и второстепенные мысли.
Этот навык появляется только после долгих тренировок.
Что же такое «скорочтение»: «Умные глаза» или быстрое мышление?»
Большинство школ «скорочтения» придерживаются первой точки зрения и делают упор на «ускорение движений глаз» в процессе чтения или тренировку «состояния скорости». Действительно скорость чтения стремительно растет от занятия к занятию, а вот качество понимания текста значительно падает.
«Непосвященным» в хитрости процесса роста скорости чтения кажется, что успех высокий и стабильный. Ведь скорость чтения-то растет! Это можно прокомментировать, перефразировав слова наших партийных лидеров: «Вы читаете, мы считаем». Ведь подсчитать результат можно по-разному, например, если принять за знак единицу учетно-издательского листа (т.е. все точки и пробелы), то ваша скорость чтения будет выше уже на 500 или 1000 знаков выше, даже не читая; если же после прочтения текста задавать 10 вопросов, на половину которых вы можете ответить и, не читая, то скорость чтения будет расти только за счет быстрых движений глаз и достигнет астрономических результатов! (Список «хитростей» можно было бы продолжить) Получается, что вы читаете только ради скорости, так сказать: «Скорость ради скорости!». А как же быть с пониманием текста? Какой смысл читать быстро без понимания и запоминания? Вот и получается, что методика, развивающая только «умные глаза» несостоятельна, что для увеличения скорости чтения нужно уметь быстро мыслить. А это уже другая история11.
Вот как определяет современная герменевтика процессы понимания текста. Звуки и буквы, комбинации символов и даже предложения сами по себе несущественны для понимания. С информативной точки зрения они представляют собой лишь сигналы. Мы понимаем не звуки, буквы и символы и даже не слова и предложения сами по себе, а мысль, которую они выражают, тот смысл, который содержится в словах и предложениях языка. Таким образом, понимание текста связано с раскрытием его смысла и значения. Сущность понимания текста сводится к тому, чтобы свести содержание к коротким и существенным логическим формулам, отметить в каждой формуле центральное по смыслу понятие, ассоциировать понятия между собой и образовать таким путем логическую цепь идей. Прием выделения смысловых опорных пунктов представляет собой как бы процесс фильтрации и сжатия текста без потери смысла.
Каким же образом можно научиться сжимать информацию? Рассмотрим некоторые варианты, предложенные русскими специалистами, и проанализируем их с точки зрения простого читателя, перечислив основные сложности.
2.2 Особенности и сложности современных методик быстрого чтения
О.А.Андреев в книге «Учитесь быстро читать» предлагает использовать алгоритмы чтения. Дифференциальный алгоритм чтения сводится к 3 пунктам:
1) ключевые слова;
2) смысловые ряды;
3) доминанта - значение.
«Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие. К ключевым словам не относятся предлоги, союзы, междометия. Очень редко выступают в этой роли местоимения, которые лишь замещают уже употребляемое ранее в тексте предметное (ключевое) слово. Очень часто смысловой абзац текста в целом является вспомогательным и вообще не содержит ключевых слов.
Смысловые ряды. Это пары слов, они состоят из комбинаций ключевых слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание абзаца. Именно смысловые ряды являются основой «золотого ядра» содержания текста.
Таким образом, при чтении любого текста сознание соединяет ключевые слова в лаконичные, свернутые выражения смысловых рядов, несущие основной замысел автора. Текст как бы мгновенно сжимается, мысленно конспектируется. В нем остаются только зерна мысли, «золотое ядро» на уровне непрерывных цепочек пар слов.
Но это только промежуточный этап. Ключевые слова и смысловые ряды выявляются в самом тексте, который пока претерпевает как бы количественные преобразование - сжимается, прессуется. Однако, кроме количественного анализа, сообщение всегда подвергается и качественному преобразованию. Эта интеллектуальная операция соответствует третьему блоку алгоритма - выявлению доминанты- Доминанта - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами, на языке собственных мыслей, является результатом переработки текста, его осмысления в соответствии с индивидуальными особенностями читателя, выявления смыслового замысла автора-
Нужно иметь в виду, что, выполняя упражнения в соответствии с блоками дифференциального алгоритма, мы тренируем мыслительные процессы как бы расчленено - замедленно и по частям. При чтении они, разумеется, протекают иначе - быстро, одновременно и в значительной мере подсознательно. Но чтобы навык такого чтения стал автоматизированным и мгновенным, тренировать его нужно дифференцированно.
Размечая текст по блокам алгоритма, мы с карандашом в руках прочитываем его три раза. При первом чтении подчеркиваем только ключевые слова. Как видно из приведенного выше примера, не все слова текста являются ключевыми, а только те из них, которые будут использованы для последующих построений. Второе чтение используем для построения смысловых рядов: удобно записывать их на отдельном листочке. И, наконец, читая текст, а точнее, смысловые ряды, в третий раз формируем значения, из которых складывается затем доминанта.
Формируя доминанту, мы как раз и решаем задачу поиска именного того, что, как говорят, содержится между строк».
Обычный читатель, желающий научиться быстро читать сталкивается на практике со следующими трудностями:
1) не понимает, какие слова относятся к ключевым, и подчеркивает все подряд без предлогов, союзов, междометий;
2) не понимает, что такое смысловые ряды, а просто переписывает (практически дословно) предложение за предложением, как в тексте;
3) не умеет формировать доминанту своими словами, а просто читает предложение из текста, показавшееся важным.
К сожалению, теория расходится с практикой, и О.А.Андреев не объясняет, как можно избежать возникающих трудностей (не только в книге, но и на курсах):
1) Как найти ключевые слова?
2) Как ключевые слова связать в смысловые ряды?
3) Как найти в тексте и сформулировать своими словами доминанту?
Поэтому многие читатели, так и не научились быстро читать.
М.А. Зиганов в книге «Как повысить культуру, качество и скорость чтения» предлагает при чтении в каждом абзаце текста обязательно:
1) отыскивать основные мысли (ОМ);
2) подкреплять их второстепенными мыслями (ВМ);
3) устанавливать связи между основными и второстепенными мыслями;
4) не сосредотачивать внимание на несущественной информации.
«К несущественной информации относятся вводные слова, связывающие фразы или просто ненужная и неинтересная для конкретного читателя информация.
Второстепенные мысли показаны как существенная, но не главная в абзаце информация. Второстепенные мысли могут быть приведены как в виде предложений, так и в виде фактического материала, на основе которого читателю нужно построить мысли самостоятельно.
Основная, главная мысль - наиболее важная информация из всех существенных в абзаце.
Существенная информация (основные и второстепенные мысли) запоминается читателем, как правило, не в формулировках автора, а в собственных формулировках. Стремясь достаточно полно, но лаконично сформулировать основные мысли. Вы переосмысливаете предложенное автором. В процессе переосмысления активизируется внимание, текст хорошо воспринимается и прочно запоминается.
В каждом абзаце любого текста содержится только одна основная мысль, Иначе автор не разделил бы текст на абзацы именно таким образом. Ее нужно уметь выделять, распознавать и сформулировать.
Основные или самые главные мысли абзацев могут быть выражены явным либо неявным образом. При явном выражении ОМ абзаца автор тем или иным способом выделяет ее среди других, акцентирует на ней внимание (даже неоднократно). Иногда основная мысль выделяется в тексте графически: жирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием и т.п.:) Основная мысль абзаца может быть заключена в рамочки. Нередко для подведения читателя к основной мысли автор используем слова-выводы: итак, в результате, следовательно и т.п.
Основная мысль может быть выявлена неявным образом - с помощью чисел, формул, коротких умозаключений или даже фраз. Неявно выраженная основная мысль абзаца должна быть сформулирована самим читателем на основе материала, содержащегося в абзаце.
Практика показывает, что большинству, независимо от умственного развития, зачастую трудно максимально объективно выделить основные мысли автора без должной тренировки.
Первостепенная задача - научиться выделять из абзаца такую мысль, которая была бы максимально приближена к основной мысли автора, а Ваши собственные мысли, которые возникают при чтении, нужно отделить от авторской мысли и запомнить как свои собственные, находящиеся либо в полемике с авторскими, либо в гармоническом согласии с ними.
Возникает вопрос, как найти второстепенные мысли, если еще не определена основная мысль. Распознавание ОМ и ВМ - это процесс: какая-то мысль может сначала показаться основной, а потом в процессе чтения понимаешь, что она второстепенная, так как более важной оказывается другая.
По мере приобретения опыта Вы будете все лучше определять, что является ОМ, а что - ВМ. ОМ и ВМ надо уметь четко разделять, видеть каждую в отдельности, а не идти от ОМ к ВМ, как бы выстраивая структуру.
Но нередки случаи, когда в тексте встречается много пустых фраз, «воды», не несущей ни смысловой нагрузки, ни эмоциональной нагрузки, того, что называется несущественной информацией (НИ). Несущественную информацию надо уметь игнорировать, но отношение к ней должно быть не пассивным (не воспринимаю), а активным (отталкиваю, оттесняю!), так как она должна как бы стираться из памяти, а не оставаться там, пусть даже пассивно. В противном случае несущественная информация все равно будет какое-то время осмысливаться, а это - лишние затраты времени и внимания».
Как, правило, обычному читателю очень сложно:
1) отделить основную мысль от второстепенных (Да и как их разделить, если абзац еще не прочитан, т.е. основная мысль еще не ясна?);
2) сформулировать неявно выраженную основную мысль своими словами;
3) найти информацию, относящуюся к второстепенным мыслям и сформулировать эти мысли самостоятельно;
4) оттеснять несущественную информацию.
В результате работы с текстами в последовательности, предложенной М.А. Зигановым, у обычного читателя возникает масса вопросов, которые не освещены в книге. Например: Какие нужно задавать вопросы, чтобы направить мышление в нужное русло, чтобы выделить не отдельные слова, а целые мысли? Как и из чего формировать мысли? Как отделить основную мысль от второстепенных в процессе чтения? Как научиться лаконично выражать основную мысль? Как не обращать внимание на несущественную информацию? Как научиться понимать тексты на практике?
Ответ один: практикуйтесь!
А в результате разочарование, комплекс неполноценности и уйма потраченного времени.
2.3 Значение овладения методикой быстрого чтения для студентов
Бурно развивающийся мир выдвигает нам все новые и новые требования. И единственный способ им соответствовать – постоянно повышать уровень своего образования. Судите сами: каждые 18 месяцев количество информации в мире удваивается, а наши навыки ее восприятия практически не изменяются со школьной парты. Неудивительно, что мы зачастую не успеваем прочитать все, что запланировали. К счастью, наука тоже не стоит на месте – появляются все новые и новые методики восприятия информации. Овладеть ими несложно, было бы желание.
Чтение учебной и научной литературы - сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность обучения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Чтение является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи12.
За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, выработанных человечеством, невозможно. Поэтому самое главное - научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать основное, нужное, творчески применять его в своей профессиональной деятельности.
Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие внимания, памяти, мышления, приводит к бессистемности, а, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы13.
Для того чтобы чтение было плодотворным, необходимо обладать определенными навыками, культурой чтения. Под культурой чтения подразумевается не только умение самостоятельно выбрать нужные для занятий книги, ориентироваться в библиотечных каталогах, делать записи из произведений, конспектировать их, но, прежде всего - умение читать.
Овладение правильной, научно обоснованной методикой чтения предполагает знание основных правил работы с книгой и использование их в познавательной деятельности с учетом своих индивидуальных особенностей.
Цели чтения. Важнейшим условием рациональной организации работы с книгой является умение четко сформулировать цели и выбрать оптимальный способ чтения. При этом следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:
О приобретении необходимой информации;
О развитии своих способностей, прежде всего, внимания, логической памяти, мышления.
Обе они органически взаимосвязаны и предполагают активную творческую работу в процессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста.
Планирование чтения. Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтения является четкое планирование работы. Прежде всего планируется содержание чтения.
Приступая к изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо составить список основной литературы, затем либо самостоятельно, либо с помощью преподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем на первом месте будут работы, которые в данной области знания являются основополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам и статьям, которые дополняют уже усвоенные знания.
Затем составляется календарный план работы с учетом затрат времени, широты изучения проблемы, трудоемкости планируемой работы и сроков ее завершения. Н. Е. Введенский писал, что «при умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но при том сохранить на долгие годы, быть может, на всю жизнь, умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности. Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо, работают» .
Календарный план чтения составляется в соответствии с требованиями организации умственного труда, с учетом индивидуальных особенностей своей деятельности, степени подготовленности к чтению научной литературы.
Необходимо соблюдать определенную последовательность в чтении, чтобы каждое произведение прибавляло что-то новое к научному багажу, вело бы вперед в познании науки. Здесь уместно вспомнить слова академика И. П. Павлова, обращенные к молодежи: «Последовательность, последовательность и последовательность. С самого начала своей работы приучите себя к строгой последовательности в накоплении знаний. Изучите азы науки прежде, чем пытаться перейти на ее вершины. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего»14.
Предварительное ознакомление с книгой. При работе над книгой прежде всего необходимо ознакомиться с общим ее построением. На обложке или на первой странице (титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (или переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект или на карточку, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужно точно указывать, кому они принадлежат и из какой работы взяты.
После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.
Последним этапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Оно дает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям.
Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится и к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.
В процессе первичного чтения необходимо уточнить смысл иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходится обращаться к словарям: иностранных слов, энциклопедическому, философскому, экономическому и другим.
Способы чтения. Следующим этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения [книги]. Существует целый ряд таких способов. Вот некоторые из них.
Просмотр книги. Этот способ применяется обычно при поиске тех или иных сведений, фактов, методов исследования проблемы и т. п. Просмотр научных работ может быть эффективным только при условии, что читатель обладает системой знаний в данной области науки, владеет навыками быстрой ориентации в тексте, выделения основных положений, идей автора, понимания и оценки системы доказательств и фактов [приведенных в книге].
Выборочное чтение. Этот способ обычно применяется в процессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий. Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. Применять этот способ при изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме нерационально.
Полное, медленное чтение без анализа текста. Многие студенты чаще всего используют именно этот способ чтения. Однако для изучения учебной и научной литературы он малоэффективен. В процессе такого чтения внимание читателя не концентрируется на основных частях текста. Не выделяются теоретические положения и основные факты, не анализируются система доказательств, логика изложения материала. При таком чтении не происходит совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений и воспроизводится в дальнейшем неоперативно, с пропусками и искажениями.
Чтение с «проработкой» содержания книги и осмыслением структуры. Это основной, наиболее эффективный способ чтения учебной и научной литературы, обеспечивающий и прочное запоминание информации, и «гимнастику ума». Он предполагает систему работы по анализу текста.
Заключение
В работе нами была рассмотрена тема: «Современные методики повышения скорости чтения».
В ходе исследования мы рассмотрели такие вопросы как: теоретическое исследование текста и процесса чтения, дали определение понятию текст, процесс чтения, рассмотрели суть клипового мышления. Нами были изучены и рассмотрены недостатки традиционных методик обучения чтению, а так же значение овладения методикой быстрого чтения для студентов.
Итак, если скорость чтения является очень медленной или медленной, необходимо обратить на это самое пристальное внимание. Конечно, многие люди имеют невысокую скорость чтения, потому что каждый человек индивидуален, а на скорость чтения влияет множество факторов: активность, внимательность, темперамент, особенности мышления, эмоции, мотивация, целевая установка и т.д. Но в условиях учебного процесса при низкой скорости чтения может просто не хватить времени на овладение необходимым количеством учебного материала, поэтому существует особая необходимость в рационализации чтения.
Проведенный анализ известной позволил сформулировать сущность, сферу и порядок применения методологии обучения быстрому чтению.
Итак, чтобы увеличить скорость чтения, нужно первое - сильное желание; второе – индивидуальный подход в рамках существующих приемов, третье - ежедневные тренировки. Сегодня самые современные приемы обучения быстрому чтению основываются на развитии способности понимать прочитанное и надлежащей организации процесса чтения.
Повышать скорость чтения можно самостоятельно с использованием методических рекомендаций, изложенных в литературных или электронных источниках, на специальных курсах, а также с помощью соответствующих кафедр и специалистов в рамках традиционного учебного процесса (что, без сомнения, явилось бы образовательной инновацией), например: при работе в научных студенческих кружках, при обучении на факультативных занятиях.
Список использованной литературы
Галактионова Т.Г. «Открытое чтение» - концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открытого образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 42. - С. 122-132.
Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. - 2005. - № 1. - С. 181-188.
Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. - С. 5-12.
Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. – М.: Школа рационального чтения, 2001.
Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. – М.: Эксмо, 2006.
Зиганов М.А. Скорочтение. – М.: Эксмо, 2007.
Зяблицева М.А. Мнемотехника. Секреты суперпамяти. – М.: Эксмо, 2009.
Савко И.Э. Русский язык. От фонетики до текста. – М.: Харвест, Попурри, 2005.
Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. - 2007. - № 2. - С. 49-53.
1 Галактионова Т.Г. «Открытое чтение» - концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открытого образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 42. - С. 122.
2 Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. - 2007. - № 2. - С. 49.
3 Галактионова Т.Г. «Открытое чтение» - концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открытого образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 42. - С. 122.
4 Савко И.Э. Русский язык. От фонетики до текста. – М.: Харвест, Попурри, 2005. – с. 74.
5 Галактионова Т.Г. «Открытое чтение» - концептуальная характеристика чтения как социально-педагогического феномена открытого образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - Т. 9. - № 42. - С. 125.
6 Зиганов М., Козаренко В. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления. – М.: Школа рационального чтения, 2001. – с. 18.
7 Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. – М.: Эксмо, 2006. – с. 28.
8 Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. – М.: Эксмо, 2006. – с. 57.
9 Зиганов М.А. Скорочтение. – М.: Эксмо, 2007. – с. 29.
10 Зяблицева М.А. Мнемотехника. Секреты суперпамяти. – М.: Эксмо, 2009. – с. 73.
11 Зиганов М.А. Скорочтение. – М.: Эксмо, 2007. – с. 68.
12 Грудзинская Е.Ю. Педагогическая технология «развитие критического мышления через чтение и письмо» в подготовке специалистов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. - 2005. - № 1. - С. 183.
13 Гураль С.К. Язык и мышление. Феномен «сложного» мышления // Язык и культура. - 2008. - № 3. - С. 7.
14 Ясинская С.Г. Виды и приемы чтения. Обучение приемам ознакомительного чтения // Русская словесность. - 2007. - № 2. - С. 51.