Курсовая работа
Тема: Роль курса «Обществознание» в формировании правового самосознания личности школьника
Содержание
Введение
1 Роль курса «Обществознание» в формировании правового самосознания личности школьника
1.1 Предмет «Обществознание»
1.2 Концептуальные подходы к образовательному стандарту по курсу «Обществознание»
2 Политологический подход при изучении обществознания (из опыта работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э. Попова)
2.1 Подходы к обучению учащихся обществознанию
2.2 От теории к практике
2.3 Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
2.4 Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
2.5 Практическое направление политологического подхода при изучении обществознания
2.6 Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания
2.7 Теоретическая интерпретация педагогического опыта
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Обществознание - что это за предмет? В чем его особенности и значение? Обществознание занимает особое место среди общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе. Особенность его состоит в том, что данный курс является не собственно наукой или ее разделом в системе научного знания, а учебной дисциплиной, призванной познакомить как с основами жизни общества, так и ввести в комплекс социальных, общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, доказаны, систематизированы методами, принятыми в науке.
Итак, прежде всего, обществознание призвано познакомить учащихся с тем, что такое общество, по каким законам оно живет и развивается. То же самое делает и знакомая наука история, но между ними есть принципиальная разница. История изучает те события и явления, которые происходили в определенном месте и в определенное время. Обществознание стремится выявить и показать те общие, сходные, типичные черты, которые были присущи и присущи сейчас всем человеческим обществам в любом месте и в любое время. Почему это важно? Да потому, что без знания общего невозможно понять ничего отдельного, особенного, конкретного. Например, если мы не знаем, что такое государство вообще, какими признаками оно обладает, вряд ли поймем, что представляет собой российское государство или государство в любой другой стране.
Во-вторых, обществознание призвано дать целостную картину общественной жизни, а именно рассмотреть все компоненты социальной и общественной жизни. Поэтому содержание обществознания будет включать в себя широкий круг тем от философии до политологии, от социологии до этики и эстетики. Можно сказать, что оно представляет собой введение в общий комплекс философских, социальных и гуманитарных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузах. Тем самым, обществознание призвано расширить горизонт восприятия окружающего мира.
В-третьих, расширение горизонта восприятия будет состоять не только в том, что обществознание будет формировать представления об обществе, но и в том, что оно призвано заложить элементарные начала теоретического мышления, научить способности мыслить, именно благодаря обобщающему взгляду на вещи. Тем самым благодаря формированию теоретического мышления мы не только сможем получить уже имеющиеся знания, но и получим возможность приобретать новые знания.
Все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы.
Объект: правовое образование и правовое воспитание учащихся.
Предмет: роль курса «Обществознание» в формировании правового сознания учащихся.
Цель работы: рассмотрение теоретических и методических аспектов курса «Обществознание» в формировании правового сознания учащихся в процессе обучения.
Исходя из цели, объекта и предмета решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ курса «Обществознание».
2. Исследован современный опыт при изучении курса «Обществознание», а именно политологический подход (из опыта работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э.Попова).
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 29 страниц.
1 Роль курса «Обществознание» в формировании правового
самосознания личности школьника
1.1 Предмет «Обществознание»
Обществознание - в РФ учебный предмет в старших классах средней школы, на старших курсах средних специальных учебных заведений.
Впервые «Обществоведение» в советской школе было введено в 1920-х гг. прошлого века. Курс интегрировал в себе сведения об истории, экономике и праве, и должно было привить учащимся цельное марксистское мировоззрение, понимание революционного характера социалистического строительства и подготовить к непосредственному участию в нем. В середине 30-х гг. Обществоведение как учебный предмет было упразднено. Вновь введено по пост. ЦК КПСС с 1962/63 учебного года, однако школьная практика выявила низкую эффективность этого предмета с точки зрения образовательно-воспитательных задач. Преподавание курса давало результаты, противоположные ожидаемым: сопоставляя информацию, полученную на уроках, с действительностью, учащиеся проникались недоверием к догмам, которое нередко переносилось и на все идейные основы советского государства и общества.1
Во 2-й пол. 80-х гг. в СССР началось переосмысление предмета с учётом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации обществ, жизни и утверждения гласности. Опыт разработки качественно нового учебного предмета показал его целесообразность как синтеза курсов истории, права и собственно обществознания, при этом возможны различные варианты интеграции учебного материала и его сочетания с другими учебными курсами. При определении содержания курса приоритет отдаётся социальным потребностям человека, живущего в реорганизующемся обществе. Важнейшими в курсе выступают юридические, этические, экономические и экологические проблемы.2
Вклад обществознания в формирование правовой культуры учащихся и их гражданской ответственности в настоящее время достаточно весомый.
Курс включает темы, как правило, комплексно раскрываемые в ходе изучения: человек, политика, экономика (труд, профессия); мораль, государство и право; знания о религиях; интернационализм и патриотизм, защита Родины; семья; бережное отношение к природе; культура; воспитание в духе мира; физическое здоровье.
Воспитательное значение «Обществознания» заключается в возможности достижения органической связи между приобретением учащимся знаний о человеке, обществе, формированием личности. Реализация воспитательной возможностей курса связана с решением основных задач:
1) сообщением всей учебно-воспитательной работе характера деятельности, направленной на развитие способностей учащихся к самостоятельному осознанию человеческого общества и себя как развивающейся личности в этом обществе;
2) обеспечением максимального соответствия изучаемого материала реальным динамичным обществ, процессам, отражающим противоречивый характер хода преобразования общества;
3) диалектические связи изучаемого материала с конкретной практикой учащихся, их деятельностью в различных сферах обществ, жизни.
В результате решения этих задач создаются предпосылки для выработки у школьников мотивов общественной деятельности, соответствующих общественным мотивам, и личностных потребностей, отвечающих обществ, потребностям, т.е. закладываются основы гражданственности личности, реализуются важнейшие целевые установки гражданского воспитания.
Гражданственность и нравственность самого учителя определяют эффективность всего труда по реализации курса в школе. Ведущей частью педагогического мастерства - умение создавать предпосылки для возникновения нравственных отношений в процессе взаимодействия учащихся.
Кроме того, система внеклассной, внешкольной работы по курсу «Обществознание» позволяет в привлекательных для учащегося формах не только познавать окружающую действительность, но и становиться активным субъектом процесса преобразования этой действительности. Такой деятельностью может стать участие школьников в актах милосердия (в детских домах, домах для престарелых и инвалидов и т.д.), в работе по благоустройству, по реставрации памятников архитектуры и т.д.
1.2 Концептуальные подходы к образовательному стандарту по курсу «Обществознание»
В настоящее время, в соответствии с задачами модернизации образования, происходит значительное обновление содержания курса «Обществознание», цели которого, согласно Государственного стандарта, структурированы путем выделения пяти направлений: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.3
Во-первых, в нем представлена новая редакция целей обществоведческого образования. Эта корректировка направлена, прежде всего, на повышение роли курса «Обществознание» в духовном и гражданском становлении личности, и, одновременно, на усиление практической направленности обучения. Стандарт нацелен на формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Во-вторых, произошли существенные изменения в обязательном минимуме содержания. Он обновлен исходя из заново разработанных целей обществоведческого образования; с учетом изменений в обществе за истекшие годы, а также процессов, происходящих в современном научном обществознании.
Стандарт дает возможность воплотить его содержание в учебные материалы, соответствующие возрастным особенностям учащихся раннего, а затем старшего подросткового возраста, их познавательным возможностям, потребностям, важным рубежам социального взросления, достигаемым в этот период (расширение дееспособности, получение паспорта, наступление возраста, для которого устанавливается законом уголовная ответственность за ряд правонарушений и т.д.). Кроме того, значительно возрос объем экономических и правовых знаний. Усиление экономической и правовой составляющих обществоведческого образования в стандарте отразилось в заметном превышении их объема по отношению к объему социологических, политологических и иных компонентов содержания.
При изучении теоретических положений обществознания широко привлекается актуальный материал, отражающий развитие как современной России в целом, так и региональный компонент.
В-третьих, в обязательного минимуме зафиксирован деятельностный компонент содержания. В стандарте указаны способы деятельности, в процессе которой применяются полученные знания и умения, выделены те аспекты личного опыта учащихся, которые, с одной стороны, развиваясь в процессе повседневной жизни, переосмысливаются в ходе учебных занятий на основе полученных знаний, а с другой, - формируются непосредственно на уроках.
В-четвертых, усилена практическая направленность обществоведческого образования через его ориентацию на формирование базовых социальных компетентностей, которые ориентируют на применение полученных знаний и умений. Независимо от избранного профиля, выпускник школы должен достичь определенного уровня компетентности:
- в семейно-бытовой сфере (вести себя сообразно нравственным и правовым нормам, активно участвовать в жизни семьи и решении её проблем);
- в сфере трудовой деятельности (быть способным самостоятельно заключать и добросовестно исполнять трудовой договор, соблюдать правила трудовой дисциплины, разумно пользоваться льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
- в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях (поступать в соответствии с нравственными и правовыми нормами, грамотно взаимодействовать с государством и важнейшими институтами гражданского общества);
- в сфере отношений в многонациональном и многоконфессиональном обществе (проявлять толерантность, конструктивно взаимодействовать с людьми различных национальностей и вероисповеданий);
- в сфере массовой коммуникации (быть способным находить, критически воспринимать необходимую социальную информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.
Практическая направленность курса «Обществознание» воплощена в ориентации обществоведческого образования на подготовку к сознательному выполнению типичных социальных ролей (семьянина, труженика, собственника, потребителя, гражданина, учащегося).
Реализация указанных выше целей, внимание к его ценностному и духовно-нравственному потенциалу, к практической направленности, усиливают личностную ориентацию, воспитывающий характер отобранного содержания. Наряду с практико-ориентированным содержанием, обществознание определяет духовно-нравственные ориентиры, содействует развитию способности оценивать себя и общество с позиции человечности, порядочности, гражданственности.
Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации. При этом именно учитель выступает организатором творческого процесса взаимодействия на уроке.
Важным условием реализации целей современной обществоведческой подготовки учащихся является активное использование учителем комплексов познавательных и практических заданий, которые учитывает содержательную и организационно-деятельностную специфику обществоведческого курса; опирается на учет интересов жизненного опыта учащихся при отборе методологических и методических оснований построения учебно-познавательной деятельности в обучении обществознанию. Роль учителя на уроке трансформируется от посредника между учебником и учеником - к организатору полноценной и разнообразной учебно-познавательной деятельности.
Обязательный минимум содержания образования не определяет, каким способом будут предъявлены ученику те или иные знания в реальном учебном процессе: через объяснение учителя, путем изучения текста учебника, привлечения документов, словарей, использования видеофильмов и других средств обучения. Это означает, что школа гарантирует любому ученику российской школы возможность получить знания, фиксированные в обязательном минимуме. Иными словами, это - поле творчества учителя.
Стандарт не связывает рук учителя также в определении логики, последовательности изучения тех или иных содержательных вопросов. Включенные в обязательный минимум единицы знания могут быть соединены в различных сочетаниях, подчинены иной логике предъявления. Понятно, что имеется в виду не беспорядочное их изучение, а подчинение тому замыслу, который может быть у авторов той или иной программы курса, учебной книги. При этом учитель имеет право менять последовательность раскрытия тех или иных единиц знания, при условии, разумеется, что его собственный вариант их связи и последовательности будет иметь достаточные научные и педагогические обоснования. Привлечение дополнительного по отношению к стандарту материала - не только право учителя, но и педагогическая необходимость. Ведь только учитель знает, на какой познавательный и практический опыт своих учеников можно опереться при изучении обществознания, какие примеры привлечь, какие интересы и потребности учащихся нужно учесть в практике обучения.
Таким образом, курс «Обществознания» в школе своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности учащихся.
2 Политологический подход при изучении обществознания (из опыта работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э.Попова)4
2.1 Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществознание», в котором значительный акцент сделан на экономическую и правовую сферы общественной жизни. По утверждению автора учебный предмет «Обществознание» наиболее приспособлен к решению социального заказа общества на политическое образование учащихся.
В описании опыта работы педагог предлагает некоторые новые подходы к социализации молодежи (обучаемых) и ее постепенному «врастанию» в открытое плюралистическое общество, которые успешно применяются в его практической деятельности. Автор опыта, на основе социологического исследования молодежной среды, проведенным в 2004 году по заказу фонда «Новая Евразия», приходит к выводу, что для «успеха демократических преобразований в стране необходимо постоянное правовое и гражданское образование молодежи». Огромную роль при этом играет школа как важнейший институт социализации личности. Педагог убежден, что, выполняя социальный заказ общества, школа призвана дать не только определенный запас знаний, но и воспитать личность, способную решать социальные задачи.
Обосновывая выбор рассматриваемой проблемы, автор выявляет основное противоречие между необходимостью политического образования личности, способной к решению стоящих перед ней задач, адаптированной к современным социально-экономическим условиям, адекватно участвующей в политической и общественной жизни страны, способной жить и трудиться в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и недостаточным вниманием государства к проблемам молодежи, ее гражданского и патриотического воспитания, несоответствием деятельности самого государства правовым ожиданиям молодого поколения, с другой.
Из данного противоречия вытекает ряд существенных проблем, среди которых автор называет следующие:
прагматичность молодежи (в качестве своего жизненного кредо молодое поколение выделяет карьеру и богатство);
патриотизм и приоритет интересов российского государства в малой степени присущи современной молодежи;
осознание молодым поколением важности высокой правовой культуры в правовом государстве, готовность следовать принципам права;
потребность молодежи в получении правовых знаний существенно превышает существующие возможности как в сфере образования, так и в общественном секторе;
необходимость пополнения молодежью своих правовых знаний и невозможность делать это в силу различных причин.
Исходя из данного противоречия, автор ставит перед собой ряд задач, способствующих разрешению выше обозначенных проблем, и рассматривает при этом разные подходы к содержанию гражданского образования, которые нашли свое отражение в существующих сегодня курсах и программах. В этом состоит ценность опыта учителя, который, делая анализ подходов к обучению учащихся обществознанию, показывает на практике, как, используя тот или иной подход, можно вызвать у обучаемых интерес к своему предмету. Остановимся кратко на некоторых из них, поскольку они представляют несомненный интерес для педагогов любого школьного предмета и любой квалификации и успешно используются педагогом в его практической деятельности.
1. Ситуативно-воспитательный подход. Для него характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых игр, групповых дискуссий. В основе данного подхода лежит обращение к социальному опыту подростка, моделирование его поведения, обучение и воспитание через рассмотрение и решение жизненных проблем. При этом подходе большое значение имеют моральные дилеммы, когда школьникам предлагаются ситуации сложного морального выбора и когда не существует однозначного решения.
Данный подход, считает педагог, отличается высокой мотивацией учащихся и их интересом к рассмотрению тем. Создается атмосфера доверия и сотрудничества, развивается умение отстаивать свою точку зрения на основе убедительных аргументов. Однако при всем положительном имеется и ряд недостатков, которые необходимо учитывать: низкий уровень научности; опасность морализаторства в преподавании; преобладание воспитательных акцентов над компонентом знаний.
Ярким примером реализации ситуативно-воспитательного подхода является образовательная программа «Мой выбор», включающая в себя пособия по учебной и воспитательной работе с учащимися 8-9 классов.
2. Правовой подход. Акцентирует внимание учащихся на то, что каждый гражданин в первую очередь должен знать законы своей страны, уметь их анализировать, не бояться защищать свои права и пользоваться законами. Главная цель подхода – формирование гражданско-правовой культуры (совокупности правовых знаний, убеждений и установок личности, борьба с правовым нигилизмом, формирование уважения к демократическим ценностям и законопослушности). Конечная цель - формирование высокого уровня правосознания гражданина демократического общества.
Автор обращает внимание на программу «Правовое образование в средней школе», проводимую Фондом правовых реформ: рамках данного подхода подготовлена целая серия учебных пособий, среди них заслуживает внимание «Основы правовых знаний» под редакцией С.И.Володиной, А.М.Полиевктовой и других для 8-9 классов и «Право и экономика» для учащихся X-XI классов. Педагог успешно применяет некоторые материалы данных пособий в своей педагогической деятельности.
3. Обществоведческий подход. Гражданское образование понимается как система знаний об обществе, окружающем мире, включающая основы политологии, социологии, философии и других дисциплин. При этом в центре внимания оказывается человек, находящийся в системе общественных отношений. По мнению педагога, недостатком этого подхода является опасность излишней теоретизации и слишком большого для учащихся объема получаемых сведений и фактов. Данного подхода придерживается группа авторов под руководством Л.Н.Боголюбова (учебники «Введение в обществознание» для 8-9 классов, «Человек и общество» для учащихся 10-11 классов), А.И.Кравченко «Обществознание».
4. Культурологический подход. Здесь акцент делается на сравнительный анализ культур различных народов мира, изучение опыта становления современной цивилизации, поиск общечеловеческих ценностей и выделение культурных особенностей. Главная идея – формирование толерантного отношения к представителям других народов и их культур, понимание и уважение культурного разнообразия. Этот подход может успешно интегрироваться с другими вариантами гражданского образования. Наиболее ярко этот подход отражен в работах П.С.Гуревича (Курс «Введение в философию»).
5. Компетентностный подход. При данном подходе на первое место выдвигается не информированность ученика, а его умение решать проблемы. От учащегося требуется постановка задачи, проектирование и оценка нового опыта, рефлексия и контроль эффективности собственных решений. Иными словами, это метод проектирования. Он только начинает внедряться в школьную практику и имеет много положительных моментов: переход от передачи знаний к освоению и применению их на практике; высокая мотивация к учению; личностно-ориентированное обучение; компетентностный подход не отрицает знаний.
Но при применении данного подхода имеют место и определенные проблемы, например, у многих учителей обществознания возникнет необходимость усиленно готовиться к осуществлению образовательного процесса через введение учебных задач-ситуаций, которые ученик будет решать с помощью учителя; потребуются по-новому подготовленные учебники и учебные пособия, в которых учебный материал будет представлен в виде задач и ситуаций, не принижая при этом знаниевого компонента.
6. Некоторые другие подходы. И.Фрумин предлагает два подхода:
дисциплинарный (акцент ориентирован на знания);
деятельностный, предполагающий вовлечение школьников в деятельность путем школьного самоуправления.
7. Политологический подход. Данный подход акцентирует внимание на изучение государства, политических идей, идеологий, партий и общественных организаций, прав человека и конституционализма.
По мнению автора, участие в политическом процессе понимается как основа гражданской компетенции. Здесь должны рассматриваться принципы демократии, основные характеристики правового государства, формы политического участия граждан в этом процессе. Кроме теоретической части предполагается и моделирование политического процесса: заседание правительства и других государственных структур, формирование политических партий и общественных организаций, проведение выборов и избирательных кампаний.
Политологический подход предполагает и непосредственное соприкосновение с политикой:
интервьюирование политических лидеров;
анализ реальных ситуаций, связанных с политическими процессами;
проведение социологических опросов населения, участвующего в политических процессах;
непосредственное участие в моделированных мероприятиях (выборах, заседаниях и пр.).
Отработка теоретических знаний при этом подходе осуществляется и через участие школьников в исследовательской работе (написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, олимпиадах по праву и других формах учебной деятельности).
Однако не следует забывать, что школа отделена от политики и не может быть использована для пропаганды определенных идей и идеологий. Здесь необходимо соблюдать особые принципы преподавания. Политологический подход в преподавании обществознания следует, очевидно, реализовывать в рамках гражданского образования, рассматриваемого в современной науке как специфическая область воспитательно-образовательной работы, которая значительно шире правового образования. Она включает в себя, кроме последнего, элементы политических, исторических, экономических, этических, социологических, философских и психологических знаний, отобранных и осмысленных на основе определенных ценностных ориентаций личности.
Исходя из данного положения, автор опыта делает вывод, что отечественное гражданское образование должно представлять собой овладение учащимися всей совокупностью знаний, представлений, ценностей, необходимых гражданину России.
Главной целью гражданского образования становится воспитание цивилизованного человека - гражданина и патриота своей Родины. В практическом плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, основы которого определены Конституцией РФ.
2.2 От теории к практике
В 90-ые годы XX века гражданское образование самоопределяется в самостоятельное и важное звено школьного образования. В ноябре 1994 года издан Указ Президента Российской Федерации «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях». Изучение Конституции РФ – это первый шаг к созданию фундамента политических знаний. На начальном этапе не требуется ее детального изучения, здесь идет лишь формирование общих понятий «Конституция», «Права и обязанности», «Виды прав гражданина РФ». В рамках политологического подхода целесообразно начать знакомство учащихся с политическими правами гражданина РФ, на доступном уровне объяснять смысл политических прав, избирательного права и др.
Более целенаправленно политические знания формируются в 9-ом классе. Например, общеобразовательная линия «Обществознание» А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой:
Глава 1 (4) «Политическая сфера»,
Глава 2 (5) «Человек и его права»,
Глава 6 «Введение в обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова.
Здесь идет отработка понятий на более высоком уровне, учащиеся вовлекаются в решение спорных политических вопросов, работают непосредственно с текстом Конституции. Однако образовательная линия Л.Н.Боголюбова и А.И.Кравченко не дают полного раскрытия необходимых политических знаний, в связи с чем возникает необходимость в расширении этой сферы в старших (10-11) классах.
Педагог В.Э.Попов обосновывает необходимость расширения политических знаний учащихся:
Выпускники средней школы – это генофонд России, ее творческий потенциал и потенциальные избиратели. Они полноправные члены общества и должны обладать необходимыми политическими знаниями, умением разбираться в сложных жизненных ситуациях, навыками участия в политике.
Овладение необходимой информацией позволит молодым людям осознать всю важность принимаемых политических решений, свою сопричастность к происходящим политическим событиям, усилит чувство ответственности за службу России и своей малой Родине.
Политические знания необходимы старшеклассникам для успешной сдачи ЕГЭ и поступления в учебные заведения области и страны.
Эффективность политологического подхода при изучении обществознания напрямую зависит от правильно выбранной технологии обучения, методов и форм проведения занятий, дополнительной внеурочной деятельности и, конечно, от уровня квалификации и профессионализма учителя.
Основную идею системы работы педагога можно выразить следующим образом: одна из главных целей изучения истории и обществознания – развитие мышления школьников. Не менее важной целью изучения данных предметов является включение индивида в культурную среду, созданную человечеством, формирование умений, полезных в социальном общении и гражданском поведении. Основными задачами преподавания этих предметов являются:
формирование системы ценностей, связанных с лучшими национальными традициями;
воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
создание личности школьника, умеющего жить в современном мире, общаться, осваивать информацию и принимать эффективные решения.
Исходя из этих задач, и формируется методика преподавания, выбор новых форм, методов и средств обучения в работе В.Э. Попова. По мнению автора опыта, наиболее эффективными в преподавании истории и обществознания являются нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации. Она применяется учителем в системе:
Метод экспрессии в творческой ситуации, предполагающий осуществление целостного подхода к человеку как к единству. Метод эффективен при проведении интегрированных уроков.
Метод чтения вслух, предполагающий работу с текстом в непосредственном и метафорическом смыслах.
Метод творческого самовыражения, основанный на приобщении школьника к литературному творчеству, общении с искусством, литературой, наукой.
Метод дискуссии. Он наиболее распространен при проведении уроков истории и обществознания. Более оправдан в старших классах.
Игровые технологии (ролевые и деловые игры, игры с экономическим уклоном).
В своей работе учитель использует наиболее действенные формы обучения с опорой на перечисленные выше методы: групповые, индивидуальные, работа в парах, взаимоконтроль, работа экспертных групп. Этим и достигается повышение эффективности уроков, учет индивидуальных особенностей обучаемых.
Педагог В.Э.Попов при использовании политологического подхода в обучении выделяет несколько основных направлений своей педагогической деятельности. И хотя они общеизвестны, свои приемы и формы обучения он подкрепляет практикой преподавания, показывая, как можно организовать учебный процесс, чтобы вызвать активность учащихся на занятиях и их заинтересованность в своем предмете.
Как же педагог на практике осуществляет политологический подход при изучении обществознания? Покажем на конкретных примерах, а затем опишем комплекс информационно-педагогического модуля (ИПМ). В заключении приведем некоторые выводы, сделанные учителем В.Э. Поповым, которые представляют определенный интерес и способствуют разрешению основного противоречия, выявленного педагогом в ходе описания опыта работы.
2.3 Урочное направление политологического подхода при изучении обществознания
В 9-ом классе при изучении темы «Политические права и свободы» школьники решают проблемы-задания, позволяющие развернуть дискуссию. При обсуждении статьи 31 Конституции РФ учащимся предлагается вопрос-задание: «В ряде стран, в том числе и в России, органы власти регламентируют время и место проведения митингов. Например, не разрешено проводить митинги на центральных магистралях, в рабочие дни недели и т.п. Не является ли такая регламентация нарушением свободы собраний?».
Постановка данного вопроса позволяет выслушать множество версий и путем обсуждения подвести к выводу, что «свобода любого человека заканчивается там, где начинаются права других людей» (Ш.Монтескье).
В 11 классе при изучении темы «Политическое развитие современного общества» педагог проводит занятие в форме деловой игры: «Информирование избирателей и предвыборная агитация: вопросы правового регулирования». При проведении урока предусмотрены многие виды деятельности:
живой разговор с представителями политических партий;
процедура голосования;
практическая работа с данными социологического опроса;
разбор ситуаций, созданных на уроке самими учащимися с помощью нормативных документов.
Здесь урок-деловая игра решает главную задачу – приобретение политического опыта на основе знаний, полученных в соответствии с законодательной базой.
Большой интерес и повышение активности у школьников вызывают лабораторные работы. Так, например, при рассмотрении темы «Легко ли быть избирателем?» учащимся предлагается следующее задание: Проанализируйте предвыборные программы кандидатов в Государственную Думу. Что привлекает внимание и определяет ваш выбор в пользу того или иного кандидата? Учащимся раздаются предвыборные агитационные материалы (листовки, календарики и т.п.), демонстрируется несколько рекламных роликов предвыборных выступлений. Старшеклассники с удовольствием сравнивают программы, оценивая язык, стиль изложения, качество выступления, выбирают то, что их привлекает в программах и пытаются определить, в чем сила и слабость партии, кандидата, прогнозируют победу на выборах. Учитель, подводя итоги работы учащихся, объявляет результаты прошедших выборов, заставляя их задуматься над тем, почему их мнения и прогнозы совпали или не совпали с результатами голосования.
Развитие современных информационных технологий и их применение на уроках в образовательных учреждениях страны позволяет использовать возможности Интернета. Официальные сайты политических партий дают возможность быть в курсе политических новостей, разобраться в официальных символах политических партий, их лидерах, целях и задачах. Все это повышает и заинтересованность учащихся, и эффективность самого урока.
Большую роль в повышении качества уроков и их эффективности играет работа с материалами местной прессы. На уроках обществознания по политическим темам уместны политинформации по материалам местной прессы. Малая Родина, несомненно, ближе школьникам, и поэтому события политического характера вызывают куда больший интерес и стремление понять ситуацию в селе, районе.
Таким образом, педагог, делая вывод, утверждает, что политологический подход раскрывает большие возможности активизации учебной деятельности учащихся. Но только рамками урочной работы он не должен ограничиваться, развитие политической культуры продолжает и следующее направление подхода.
2.4 Внеурочное направление политологического подхода при изучении обществознания
Здесь следует вести речь об участии школьников в учебно-исследовательской деятельности, т.е. о научных работах учащихся – рефератах. Ежегодно по линии Избиркома в городе объявляется конкурс работ учащихся по вопросам избирательного права и избирательной системы. Старшеклассники школы принимают в нем участие через написание рефератов и добиваются положительных результатов. Их работы отмечены грамотами и дипломами.
Составление рефератов дает школьникам прекрасную возможность проявить себя в качестве исследователей, подробнее разобраться в вопросах политической жизни страны, пополнить свой политический кругозор. Здесь отрабатываются также умения написания эссе, требования к оформлению материалов, умение связно и логично излагать свои мысли. Логическим продолжением конкурса является защита рефератов на школьных конференциях «Шаг в науку». Здесь учащийся реализует себя и как исследователь, и как ученый, что, несомненно, повышает его статус и может помочь в дальнейшей жизни.
Очень разнообразит уроки метод социологических опросов населения. Ученик, выполняя задания, видит не абстрактные цифры, а живых людей с их мнениями, политическими симпатиями и антипатиями. Анализ полученных данных, умение сделать вывод по собранной и обработанной информации заставляют учащегося применять теоретические знания на практике.
Так, при изучении темы «Политические партии и их роль в обществе» учащиеся проводили социологический опрос односельчан. Респондентам разных возрастов был задан вопрос: «Если бы выборы состоялись сегодня, за какую политическую партию Вы бы проголосовали? Что определило Ваш выбор?». Обработка собранной информации привела к дискуссии: «В чем феномен партии «Единая Россия? Почему КПРФ пользуется поддержкой людей старшего поколения? В чем привлекательность ЛДПР: дела или лидер?».
Применение метода социологических опросов населения способствует активизации личности ребенка, подросток учится вести беседу со взрослым на равных. Таким образом и происходит социализация школьника, развивается умение видеть действительность глазами взрослого человека.
2.5 Практическое направление политологического подхода при изучении обществознания
В рамках этого направления учащиеся реализуют себя как практики. Полученная на уроках теоретическая база позволяет отработать навыки организации и проведения процедуры предвыборной агитации и выборов.
В качестве примера автор опыта приводит процедуру выборов «Ученик года школы». Согласно положению, раз в два года школа участвует в выборах ученика года, организация проведения возлагается на учащихся 10-11 классов. Школьный коллектив делится на «избирательные участки» – параллели классов. Каждый класс выдвигает своих кандидатов на звание «Ученик года». Старшеклассники курируют избирательные участки, объясняют процедуру выборов, правила голосования и др. По результатам 3-ей четверти остаются 5-6 наиболее достойных кандидатур. С этого момента начинается основная работа. Параллели классов включаются в предвыборную агитацию. Формируется избирательная комиссия, которая назначает день выборов, составляет списки избирателей, регистрирует кандидатов. Создается выездная комиссия, печатаются бюллетени, назначается охрана и т.д. День выборов проходит согласно основным требованиям Закона о выборах. После окончания выборов избирательная комиссия подсчитывает бюллетени, гасит не проголосовавшие, оформляет протокол и т.д. Итоги выборов объявляются на празднике «За честь школы». Учащиеся по итогам выборов выполняют практическую работу, в ходе которой отвечают на следующие вопросы:
Определите тип избирательной системы, примененной на выборах?
Какие нарушения вы заметили при проведении выборов?
Каковы причины победы данного кандидата?
Выскажите свое мнение по поводу данных выборов.
Подобного рода мероприятия способствуют повышению активности школьников, приобретению практического опыта, а в дальнейшем и активной политической и жизненной позиции гражданина РФ.
В.Э.Попов говорит о том, что даже в рамках существующей учебной программы политологический подход можно применять в полном объеме, приобщая учащихся к ценностям демократического общества, способствуя формированию у них активной жизненной позиции.
В заключении автор опыта работы В.Э.Попов утверждает, что политологический подход играет большую роль в гражданском образовании. Вместе с тем учитель убежден в том, что будет неправильным утверждение о его исключительности и незаменимости. Оптимальным следует считать сочетание различных моделей и подходов при изучении учащимися обществознания, именно эта оптимальность будет способствовать развитию школьников, их разносторонней подготовке и адаптации к современной жизни.
Педагог, говоря о развитии гражданских компетентностей у учащихся, прав в том, что российская образовательная традиция всегда являлась энциклопедической, большой акцент при этом уделялся знаниям. В настоящее время движение к отказу от излишнего энциклопедизма закономерно и обосновано. Однако не следует принижать и знаниевый компонент. Если в рамках учебной программы будет уделяться пристальное внимание активным формам обучения, мотивации, интеллектуальным умениям, ценностям, применению получаемых знаний на практике, только тогда можно достичь необходимого баланса в развитии личности школьника – будущего России.
Подводя итог своему педагогическому опыту, автор утверждает, что «не важно, какой подход будет выбран в качестве определяющего. Главное, чтобы он выполнял в совокупности с другими следующие задачи:
акцентировать внимание на облегчение для подрастающего поколения процесса социализации и адаптации в условиях общественных перемен;
преодолевать разрыв между обучением и воспитанием в школе;
создавать атмосферу диалога и сотрудничества всего учебно-воспитательного процесса;
основываться при выборе проблем на интерес школьников и практическую актуальность общественных задач;
отказаться от идеологического давления и морализаторского подхода в преподавании;
перейти от использования пассивных методик преподавания к активным и интерактивным;
давать учащимся возможность реализовывать собственные интересы;
развивать общественную активность молодежи и способствовать росту интереса к общественной и политической жизни;
способствовать воспитанию гражданственности и патриотизма;
формировать структуру демократической школы как элемента гражданского общества (через систему общественных организаций школьников, выработки школьных конституций и законов, проведение выборов в школьный парламент и т.п.);
объединять компетенции в области знаний с развитием умений и приобретением учащимися демократических ценностей;
преодолеть предметную разобщенность и достичь приобретения школьниками целостной картины мира».
2.6 Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания
Урочная деятельность педагога и учащихся:
использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы);
использование на уроках возможностей Интернета;
работа с материалами местной и областной прессы;
проведение политинформаций по материалам местной прессы.
Внеурочная деятельность:
участие школьников в исследовательской деятельности (написание рефератов и их защита на школьных конференциях «Шаг в науку»);
применение метода социологических опросов населения села, района;
обработка данных социологических опросов населения и их использование в практической деятельности (на уроках и во внеурочное время);
участие в работе школьной конференции «Шаг в науку».
Практическая деятельность: отработка навыков организации и проведения процедуры предвыборной агитации, выборов или иной практической работы.
4. Результат: политологический подход раскрывает большие возможности активизации учебной деятельности учащихся, способствует повышению эффективности учебного процесса. На таких занятиях и во внеурочное время учащийся реализует себя как исследователь, что, несомненно, повышает статус самого ученика и помогает ему в дальнейшей жизни. Подобного рода занятия способствуют повышению активности школьников, приобретению практического опыта и активной политической позиции гражданина РФ. Учащиеся на занятиях и во внеурочное время приобщаются к ценностям демократического общества.
2.7 Теоретическая интерпретация педагогического опыта
Автор опыта: Попов В.Э. Обработка опыта: Черепахин А.И.
Тема: Политологический подход при изучении обществознания.
Ведущая идея опыта: Формирование правовой культуры учащихся на основе создания условий для творческого развития личности, формирование и становление ее гражданственности, раскрытие личности и ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность за сохранение демократического правового строя и жизненных основ государства. Достичь этого можно, по мнению автора, через воспитание личности, способной к решению социальных задач, адекватно участвующей в политической и общественной жизни страны.
Обосновывая выбор рассматриваемой проблемы, выявляется основное противоречие между необходимостью политического образования личности, способной к решению стоящих перед ней задач, адаптированной к современным социально-экономическим условиям, адекватно участвующей в политической и общественной жизни страны, способной жить и трудиться в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и недостаточным вниманием государства к проблемам молодежи, ее гражданского и патриотического воспитания, несоответствием деятельности самого государства правовым ожиданиям молодого поколения, с другой.
Из данного противоречия вытекает ряд существенных проблем, среди которых следующие:
прагматичность молодежи (в качестве своего жизненного кредо молодое поколение выделяет карьеру и богатство);
патриотизм и приоритет интересов российского государства в малой степени присущи современной молодежи;
осознание молодым поколением важности высокой правовой культуры в правовом государстве, готовность следовать принципам права и тем, что само государство не следует этим принципам;
потребность молодежи в получении правовых знаний существенно превышает существующие возможности как в сфере образования, так и в общественном секторе;
необходимость пополнения молодежью своих правовых знаний и невозможность делать это в силу различных причин.
Исходя из данного противоречия ставится ряд задач, способствующих разрешению выше обозначенных проблем, и рассматривает при этом разные подходы к содержанию гражданского образования, которые нашли свое отражение в существующих сегодня курсах и программах. В этом состоит ценность опыта учителя, который делает анализ подходов к обучению учащихся обществознанию и показывает на практике, как, используя тот или иной подход, можно вызвать у обучаемых интерес к своему предмету.
Уровень творческой новизны: проблемно-поисковый. Автор в своей практической деятельности широко и небезуспешно применяет технологию проблемного обучения, что, по его мнению, способствует развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности и их заинтересованности в результатах своего труда.
Научно-теоретическое обоснование: в основе лежит политологический подход к организации процесса правового и гражданского образования учащихся: изучение ими курса «Обществознание» с использованием и других подходов, некоторых нестандартных заданий и интерактивных форм обучения, развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность, формирование мотивации к изучению проблем молодежи и гражданского образования, самостоятельное выполнение учащимися творческих заданий, анализ деятельности.
Условия: учащиеся 9-11 классов, наличие учебно-методического комплекса, высокий профессионализм и компетентность педагога.
Длительность функционирования опыта: более 7-ми лет.
Динамика становления опыта:
Изучение и анализ учебно-методической, педагогической литературы.
Создание необходимого для преподавания УМК.
Ознакомление с опытом работы других педагогов по данному направлению.
Работа над темой по самообразованию в системе развивающего обучения «Принципы развивающего обучения на уроках истории и обществознания».
Руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся в рамках курса «Обществознание».
Участие школьников в научно-практической конференции «Шаг в науку», других мероприятиях, связанных с политической ситуацией страны.
Анализ работы, изучение результатов.
Результативность: у учащихся сформирована положительная мотивация к предмету, интерес к проблемам правового и гражданского образования, высокая активность при проведении различных школьных мероприятий, повышение успеваемости, способности к решению творческих заданий, установление деловых товарищеских отношений и т.д.
Трудоемкость: значительное увеличение трудозатрат педагога на этапе становления педагогического опыта: создание УМК, составление анкет и тестов, творческих и проблемных заданий, новое планирование и т.п. По мере накопления опыта трудозатраты значительно уменьшаются.
Перспективы: дальнейшее совершенствование УМК, продолжение учащимися научно-исследовательской деятельности, повышение правовой культуры школьников через создание обучающих программ, углубленное изучение курса «Обществознание».
Доступность: опыт работы педагога может быть применен учителями, имеющими достаточную учебно-материальную базу и высокий уровень профессионализма.
Заключение
В заключение следует сказать, что главной целью гражданского образования становится воспитание цивилизованного человека - гражданина и патриота своей Родины. В практическом плане – это подготовка учащихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве
В первой главе проанализированы теоретические аспекты курса «Обществознание», который являются необходимой частью гражданской культуры, приобщение к которой является одной из главных задач обществоведческого образования.
Далее рассмотрен практический опыт работы учителя обществознания Акшинской СОШ В.Э.Попова и его политологический подход при изучении обществознания. Проблемы молодежи и молодежного движения, ее социализации на современном этапе развития России настолько актуальны, что не вызывают сомнений в исследовании В.Э.Попова при преподавании курса обществознания в школе.
Таким образом, курс «Обществознания» в школе своей структурой и содержанием отражает баланс интересов и компетенции государства, региона, школы, которые в свою очередь, исходят из приоритета личности учащегося, его склонностей, способностей, интересов, что формирует правовое сознание личности учащихся.
Список использованной литературы
Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. Каким быть школьному обществоведческому образованию? / Педагогика. – 1989. - №9.
Иоффе А.Н. Методические приемы в гражданском образовании / А.Н.Иоффе, В.П.Пахомов. - Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. - С.38.
Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В.Клименко, В.В.Румынина. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 480 с.
Колосков А.Г, Боголюбов Л.Н. Уроки мысли и действия. / Педагогика. – 1989. - №4.
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». – М.: Российская Академия Образования, 2004. – 15 с.
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву / Е.А.Певцова. - М.: Владос, 2003. – 214 с.
Попова В.Э. Политологический подход при изучении обществознания (Из опыта работы, учителя истории и обществознания СОШ с. Акша Акшинского района) / Под. ред. А.И.Черепахина. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 23 с.
Суворова Н.Г. Основы правовых знаний. 8-9 кл. Пособие для учителей. Серия «Основы правовых знаний». - 2-е изд. перераб. / Н.Г.Суворова. - М.: ЗАО изд-во «Вече», 2003. - 592 с.
Человек и общество: Учебное пособие для учащихся/Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.-3-е изд. .дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 400 с.
Шкробова М.А. Граждановедение. 8 класс: Методическое пособие / М.А.Шкробова. - М.: Юристъ, 2000. – 192 с.
1 Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Н. Каким быть школьному обществоведческому образованию? / Педагогика. - 1989. - №9.
2 Там же.
3 Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». – М.: Российская Академия Образования, 2004. – 15 с.
4 Попова В.Э. Политологический подход при изучении обществознания (Из опыта работы, учителя истории и обществознания СОШ с. Акша Акшинского района) / Под. ред. А.И.Черепахина. – Чита: ЧИПКРО, 2007. – 23 с.