Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование выбора темы
1.1 Понятийное поле исследования применения интегрированных уроков в малокомплектной школе
1.2 Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе. Место малокомплектной школы в модели образовательных стандартов нового поколения
1.3 Методы и средства реализации интегрированных уроков в малокомплектной школе
Глава 2. Практический аспект применения интегрированных уроков в условиях малокомплектной школы
2.1 Внедрение методов и средств реализации интегрированных уроков в образовательный процесс
2.2 Результаты интегрированных уроков в образовательном процессе малокомплектной школы
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время проблема развития личности остро встает на всех этапах обучения школьника, а в частности на этапе начального обучения, особенно, если обучение осуществляется в условиях малокомплектной школы.
Многочисленные наблюдения педагогов, исследователей и психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних, обычно переходит в разряд неуспевающих.
Актуальность выбранной темы объясняется обострением социально-экономических проблем, которое, в свою очередь, повлекло за собой ухудшение демографической ситуации и к увеличению числа малокомплектных школ и классов с маленькой наполняемостью. В глубокой, удаленной от крупных промышленных и административных центров провинции таких школ становится все больше и больше. Образовательный процесс в этих школах, как правило, организован по традиционному образцу и не всегда учитывает особенности маленькой провинциальной школы. Качество образования в них, в большинстве своем, ниже, чем в городских школах, их выпускники менее конкурентноспособны, с точки зрения социализации, в обществе. Один из важных показателей создавшейся ситуации – число выпускников провинциальных школ, поступивших в ВУЗы, в два с лишним раза ниже. Ситуация усугубляется еще и тем, что в школу приходит значительное число детей с низким уровнем развития, что обусловлено ухудшением социально-экономического положения семьи из-за массовой безработицы, особенно характерной для провинции.
Назначение целей и задач курсовой работы:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме: «Реализация интегрированных уроков в условиях малокомплектной школы»;
- формирования целостного миропонимания у младших школьников через исследования комплекса интегрированных знаний;
- определить психолого-педагогические особенности школьников в условиях малокомплектной школы.
Глава 1. Теоретическое обоснование выбора темы
1.1 Понятийное поле исследования применения интегрированных уроков в малокомплектной школе
Малокомплектная школа-это школа с малым числом учеников, объединенных в один класскомплект по два, три и даже четыре класса. Учитель в таком классе ведет сразу не менее двух предметов. Планирование занятий происходит по принципу однопредметности и однотипности предметов. Например: 1кл – ознакомление с окружающим миром, 3 кл- природоведение.
Сама система работы заставляет обратиться к проблеме интеграции в малокомплектной школе.
Интеграция - важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Именно это типическое педагогическое свойство стало основой разработки интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Курс «Литературное чтение» выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.
Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» - картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т.д. Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего как общими, так и своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).
1.2 Особенности организации образовательного процесса в малокомплектной школе. Место малокомплектной школы в модели образовательных стандартов нового поколения
Организация образовательного процесса в малокомплектной школе имеет свою особенность: на уроки приходят дети разного возраста и часто на разные предметы. Расписание занятий составляется согласно рекомендациям Сан Пина учебного плана и стандартов первого поколения, но с этого года ряд образовательных учреждений участвуют в эксперименте по внедрению стандартов второго поколения.
Малокомплектная школа вписывается в условия образовательных стандартов второго поколения, прежде всего тем, что в новых стандартах отводится значительное место развитию элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки. Как известно, обучение в малокомплектной школе предусматривает, преимущественно поисковый характер обучения, роль учителя в таких условиях- направляющая.
Введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку педагогических технологий их достижения.
Начальное общее образование призвано способствовать:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной); умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде; поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру,
– формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности.
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению; развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Для достижения поставленных целей образовательное учреждение обязано сформировать содержание, позволяющее обеспечить:
– знакомство обучающихся с родным языком как областью научного знания, формирование навыков их читательской деятельности, культуры устной и письменной речи; овладение общением на неродном языке (на элементарном языковом материале), формирование интереса к государственному языку родной страны, знание литературы и искусства русского народа.
Основные содержательные линии: коммуникативная компетенция, языковая компетенция, читательская компетенция.
Основу для формирования у обучающихся умений работать с различными математическими объектами, определять свойства и зависимости; решать математические задачи; развивать математическое мышление, умение строить алгоритм решения учебной задачи, доказывать, рассуждать; владеть несложной устной и письменной математической речью.
Основные содержательные линии: числа, вычисления, решение арифметических задач, геометрические фигуры, измерение геометрических величин; интеграцию знаний о природе, общества и человека, их взаимодействии и взаимовлиянии, формирование целостного взгляда на мир и место в нем человека; формирование представлений о природном и социальном мире, возможностях и способностях человека, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил взаимоотношений с другими людьми, развитее интереса к природе и обществу, истории и культуре родной страны.
Основные содержательные линии: природа, человек и природа; тела, вещества и явления природы; живые организмы; человек и его деятельность; общество; родная страна.
Осознание значения трудовой деятельности человека, расширение представлений обучающихся о мире техники, о материалах и машинах, необходимых для труда. Формирование трудовых умений и навыков необходимых для разных видов труда (художественный, хозяйственный, труд в природе), воспитание интереса и желания трудиться.
Основные содержательные линии: трудовая деятельность человека; организация и планирование труда.
Формирование основ художественной культуры, приобщение к миру изобразительного и музыкального искусства, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, знакомство с разнообразной творческой деятельностью.
Основные содержательные линии: искусство в жизни и обществе; изобразительное искусство; музыкальное искусство.
Ознакомление обучающихся с основными свойствами организма человека, развитие их двигательной активности и физической культуры, овладевание разнообразными двигательными действиями и играми, умениями укреплять здоровье и развивать свои двигательные способности.
Основные содержательные линии: двигательные действия, телесные функции организма.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на первой ступени реализуется преимущественно за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения (окружающий мир, художественный труд).
Современные тенденции развития Российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.
В настоящем материале представлено три возможных варианта образовательного плана для первой ступени обучения. Первый и второй варианты предусматривают 4-х летнюю начальную школу, третий вариант – 6-летнюю начальную школу. Базисный образовательный план 6-летней начальной школы сделан с учетом возможности обучения в сельских начальных школах.
Продолжительность урока в начальной школе:
В I классах – 35 минут;
Во II-VI классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
I класс – 33 учебные недели;
II–VI класс – 34 учебные недели.
Начальная школа в своем большинстве должна работать по 5-дневной учебной неделе поскольку количество учебных часов при 5-дневной недели определено СанПином..
За счет указанных в базисном плане часов общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Базисный образовательный план является механизмом формирования образовательного плана общеобразовательного учреждения и одним из оснований финансирования общеобразовательного учреждения.
Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
-овладение основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Предмет «Литературное чтение» в начальной школе с русским (родным) языком обучения ориентирован на реализацию следующих целей:
-формирование читателя-школьника с развитыми нравственными и эстетическими чувствами, способного к творческой деятельности;
-формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа);
-знакомство с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
-развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;
-освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
-воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Особое место необходимо уделить обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.
Цель изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе – осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми, понимание своего места в природе и социуме, приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к нему. Значение предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения учащиеся овладевают основами практико-ориентированных знаний и умений, в том числе – методами изучения природы, правилами ухода за растениями и животными, а также за собственным организмом. Этот предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, т.е. основы адекватного поведения в окружающей среде, что составляет основы экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей.
Особое место необходимо уделить формированию младших школьников здорового образа жизни, элементарных знаний поведения в экстремальных ситуациях.
Особенностями учебного предмета «Технология» являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников;
-формирование социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развитие творчества – создает предпосылки для более успешной социализации личности;
-возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Изучение физической культуры направлено на достижение следующих целей:
· укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;
· развитие жизненно важных двигательных умений и навыков, формирование опыта двигательной деятельности;
· овладение общеразвивающими и коррегирующими физическими упражнениями, умением их использовать в режиме учебного дня, активного отдыха и досуга;
· воспитание познавательной активности, интересы и инициативы на занятиях физическими упражнениями, культуры общения в учебной и игровой деятельности.
Впервые в базисный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 ч. В каждом классе. Общеобразовательное учреждение имеет право выбирать любые предложенные направления, исходя из этого количества часов.
Начальное общее образование | |||||
(примерный вариант) | |||||
Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | ||
Русский язык | 5 | 5 | 5 | 5 | 20 |
Литературное чтение | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Иностранный язык | 2 | 2 | 2 | 6 | |
Математика | 4 | 4 | 4 | 4 | 16 |
Окружающий мир | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Музыка | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Художественный труд | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Физическая культура | 2 | 2 | 2 | 2 | 8 |
Итого: | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Региональный компонент (6-дневная неделя) | 2 | 3 | 3 | 3 | 11 |
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-дневной неделе | 22 | 25 | 25 | 25 | 97 |
Региональный компонент (5-дневная неделя) | |||||
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-дневной неделе | 20 | 22 | 22 | 22 | 86 |
Внеучебная работа (кружки, секции, проектная деятельность и др.) | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Всего к оплате (5-дневная учебная неделя) | 30 | 32 | 32 | 32 | 126 |
Всего к оплате (6-дневная учебная неделя) | 32 | 35 | 35 | 35 | 137 |
1.3 Методы и средства реализации интегрированных уроков в малокомплектной школе
При множестве средств и методов обучения для работы в малокомплектной школе, метод проектов, позволяет организовать урок таким образом, чтобы не было видно границы между классами и предметами, чтобы два разных урока звучали бы как одно целое. Но при этом хотелось бы, чтобы учитель и ученик выступали как равные. Для этого нужны навыки самостоятельной работы у учащихся, что свойственно при обучении в малокомплектной школе. Всем этим требованиям отвечает метод проектов, широко используемый в школах в последнее время.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов - не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах, пр.).
Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.).
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов "общественности", то есть другим учащимся группы или, например, "внешним" пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
выдвижение гипотезы их решения;
обсуждение методов исследования;
проведение сбора данных;
анализ полученных данных;
оформление конечных результатов;
подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.).
Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся.
В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Разновидностью метода проектов является метод телекоммуникационных проектов.
Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Специфика телекоммуникационных проектов состоит, прежде всего, в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знания, предполагающая не только знание собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения.
Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации. Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным и пр. явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия, решения, разработки предложений;
предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
предлагается совместное творческое создание, какая-то разработка, чисто практическая (выведение нового сорта растения в разных климатических зонах) или творческая работа (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложений по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д. и т.п.);
предполагается провести увлекательные приключенческие совместные игры, состязания.
Телекоммуникационные проекты любого вида могут быть эффективны только в контексте общей концепции обучения и воспитания. Они предполагают отход от авторитарных методов обучения, с одной стороны, но с другой, предусматривают хорошо продуманное и концептуально обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения. Это всего лишь компонент системы образования, а не сама система.
В настоящее время в отечественной методике разработано немало типов телекоммуникационных проектов. При этом главными типологическими признаками являются следующие. Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный, пр. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта). Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, класса, города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проекта. Продолжительность проекта.
Глава 2. Практический аспект применения интегрированных уроков в условиях малокомплектной школы
2.1 Внедрение методов и средств реализации интегрированных уроков в образовательный процесс
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В 70-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску межпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты. Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти. В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности: подготовку образованных, хорошо подготовленных специалистов, необходимо начинать с младших классов, чему и способствует интеграция в начальной школе. В-пятых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для изучения иностранного языка, для углубленного изучения изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности учащихся, а также дополнительных уроков практической направленности. В-шестых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей. Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они: - способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон; - в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
-интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку; - не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности. Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах. Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала. В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Материал интегрированных уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук. В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук. Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей. Затем необходимо рассмотреть, как подходят к изучению одних и тех же процессов, явлений, законов, теорий в различных курсах учебных дисциплин. И, наконец, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различны, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных сил" (И.Г. Песталоцци) ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даст детям, если откроется им как личность многогранная и увлеченная. Педагогическая и методическая технология интегрированных уроков может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных (по Бабанскому) схем-моделей - проявление творческой активности учителя. Закономерности интегрированного урока: весь урок подчинен авторскому замыслу; урок объединяется основной мыслью (стержень урока); урок составляет единое целое, этапы урока - это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; цепочка сведений организована как "данное" и "новое" и отражает не только структурную, но и смысловую связанность; связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очередность действий, во втором - выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли). Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны: комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими; соотношение изученного и изучаемого; соединение отдельных зачетов в одно общее; предупреждение недочетов.
С учетом вышеизложенного в данной работе представлен конспект интегрированного урока.
Тема: Интегрированный урок.
Внеклассное чтение: «Произведения о домашних животных.
Рисование на тему: «Кошка»
Природоведение: «Домашние животные»
Цель.
1. Формировать навыки рисования фигур животных.
2. Обучать выразительному чтению стихов о животных.
3. Развивать дикцию.
4. Воспитывать любовь к животным.
Оборудование: рисунок кота и мышки, рисунок мышиной норки, выставка книг «Домашние питомцы в детской литературе», магнитофон, кассета, мольберт, кисть, краски, магнитная доска, карандаши большой и маленький.
Ход урока.
1.Оргмомент. Постановка цели.
-Здравствуйте, садитесь!
Сегодня мы поговорим о домашних животных.
2. Проверка готовности к уроку.
-Проверьте, всё ли у вас готово к уроку:
Маленький Иванушка,
Деревенская рубашка,
Где носом ткнёт,
Там черту проведёт
(карандаш)
Серенькая птичка,
Карандаша сестричка,
Где пройдёт, там
Карандашу работу
Найдёт (ластик)
-Что это такое?
-Проверьте есть ли … на вашем столе.
-Положите перед собой правильно альбомы.
- Краски пока закрыты.
3. Внеклассное чтение.
А) вступительная беседа.
- Какое у вас было домашнее задание?
(Подготовить стихи о домашних животных)
- Какие животные называются домашние?
(Животные, которые живут рядом с человеком не могут обходиться без его заботы, называются домашние)
-Назовите домашних животных.
-О них написано много книг, стихов, песен, сказок. Мы вместе со школьным библиотекарем подготовили выставку книг «Домашние питомцы в детской литературе». Сейчас вам о книгах расскажет школьный библиотекарь.
Б) выступление библиотекаря.
- Домашние животные не только нуждаются в помощи человека, но сами помогают человеку жить. За верность и преданность поэты и писатели посвящают им свои произведения. В нашей библиотеке очень много книг о домашних животных.
Посмотрите на книжную выставку. Книги, собранные здесь- это лишь маленькая капля в море произведений о домашних животных. Рассказы, стихи, сказки, потешки, дразнилки помогают нам лучше понять тех, кто живет рядом с нами. Я жду вас в нашей библиотеке, приходите, читайте, пополняйте свой запас знаний.
В) чтение стихов детьми.
Инсценирование стихотворения «Бараны».
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом,
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
-Братец, вот какое дело,
Тут вдвоем нам не пройти
Ты стоишь у меня на пути.
Черный брат ответил:
«Ме-е, ты в своем баран уме?
Пусть отсохнут мои ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами.
Уперся другой ногами
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
«Пудель» (отрывок)
На свете старушка
Спокойно жила,
Сухарики ела и кофе пила.
И был у старушки породистый пес
Косматые ушки и стриженный нос.
Старушка сказала:
- Открою буфет и косточку
Пуделю дам на обед
Подходит к буфету;
На полку глядит,
А пудель на блюде в буфете сидит.
«Пчелы»
Луг для пчел не просто луг
Сколько вкусного вокруг!
Подлетают к молочаю
- Молока вам или чаю?
Пчелы чаю не хотят,
Дружно к клеверу летят.
«Цыплячий дом»
Коршун в небе! Вот беда
Где цыплят мы спрячем? За цыплятами
всегда ходит дом цыплячий
Этот дом курьих ножках позаботится о крошках.
«Лает собака»
Лает собака скворцу со двора:
- Ох, и мала же твоя конура!
Ей отвечает веселый скворец
- Да и скворечня твоя не дворец.
«Живой будильник»
Петушок не засидится,
Раньше бабушки встает
И хлопочет, и топочет,
И поет, поет, поет.
Петушок – живой будильник
От хвоста до гребешка
- Интересно, я гадаю
Кто заводит петушка?
Физминутка « Танец маленьких утят»
4. Рисование на тему: «Домашние животные. Кошка.»
-Мы послушали вас, молодцы. Все справились с заданием. Теперь моя очередь, я расскажу вам историю, но не простую. Для моей сказки вам нужны альбом, карандаши, ластик и краски.
- Однажды. Когда вы все ушли домой я сидела за столом и занималась своими делами. В классе было тихо, на столе лежали мои письменные принадлежности и среди них вот такой новенький простой карандаш.
- Вдруг на стол забрался вот такой маленький мышонок …и сказал:
- Я сгрызу твой карандаш!
Я ему ответила:
- Зачем тебе грызть мой карандаш, он же деревянный.
- У меня чешутся зубы и я должен что-то грызть.
Мне стало жаль свой новый карандаш и я решила перехитрить глупого мышонка:
-Мой карандаш волшебный, посмотри, что он умеет рисовать и нарисовала:
- Ребята, вы, рисуйте вместе со мной!
- Ура ! – закричал мышонок- это сыр!
А я еще нарисовала:
-А это яблоко!
- Может быть и яблоко - согласилась я и продолжила:
- А это сардельки – запрыгал от радости мышонок, запел свою мышиную песенку, стал весело танцевать вокруг меня.
Пока он пел и танцевал я дорисовала и вот что получилось:
- Ой-ой!- вскричал мышонок, я боюсь – это же кошка.
И быстро убежал в свою норку.
- Вот так я перехитрила глупого мышонка.
Физминутка «Зарядка сидя»
4. Доработка рисунков.
5. Выставка работ.
6. Оценки.
7.Домашнее задание.
8. Итоги урока.
АНАЛИЗ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА
1. Объект интеграции (внеклассное чтение, природоведение, изобразительное искусство). 2. Содержание и компоненты интеграции.
Какие учебные дисциплины в нее входят? Каково сочетание старых, классических, и новых, основных и дополнительных, дисциплин в процессе интеграции? 3.Направление и объем интегрируемых предметов, в чем он выражается: в создании нового учебного предмета; в создании цикла ( блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегративных уроков? 4.Стадия интеграции содержания на уроке: органически единая, целостная новая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала.
5.Тема интегративного урока, проблема, цель.
Предложен новый вариант давно известной темы: «Домашние животные», проблема урока: «Организация интегрированного урока в условиях малокомплектной школы», все поставленные цели урока достигнуты.
Достигнута систематизация знаний учащихся, формирование целостного взгляда на предмет. 6.Деятельность учителя и учеников по подготовке к интегративному уроку.
Урок является результатом тщательной подготовки ученика и учителя.
Дети самостоятельно подобрали стихи о домашних животных. Интегрированные уроки облегчают учащимся и учителю условия обучения. Интегрированный урок в малокомплектной школе рассматривается как единое целое без границ на возраст учащихся, они становятся одним классом.
7.Формы проведения интегративного урока, виды деятельности учителей и учеников.
Урок носит элементы объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, было дано домашнее задание опережающего характера.
Дети на уроке читали стихи, разыгрывали сценку, вспомнили тему из урока природоведения: «Домашние животные», отгадывали загадки, рисовали «вслепую» за учителем, не представляя что получится в итоге.
Роль учителя - направляющая, важно из «лоскутиков» знаний и умений уч-ся создать единое многоцветное, яркое полотно урока.
8. Сотрудничество учителей на интегративном уровне.
Наблюдалось сотрудничество учителей. На урок был приглашен школьный библиотекарь. Привлекалось внимание к чтению книг, велась пропаганда чтения.
9. Результаты деятельности учащихся на интегрированном уроке.
У учащихся создалось единое (интегрированное) представление о проблеме; широта их кругозора; культура суждений, их аргументация; степень убежденности в итогах обсуждения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.
2.2 Результаты интегрированных уроков в образовательном процессе малокомплектной школы
Интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Немного обо всем. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Природоведение включает сведения из географии, биологии, ботаники.
На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, нередко ставят детей в тупик. И это понятно: ведь их этому не учили. Разумеется, увидеть что-то по-новому, и не так, как ты видел раньше, – очень не простая задача. Но этому можно научить, если направить процесс обучения на развитие творческих способностей учащихся. Введение интеграционной системы может в большей степени, чем традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющееся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.
1. Знания приобретают качества системности.
2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
4. Более эффективно формируются их убеждения и достигается всестороннее развитие личности.
5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.
С учетом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи. Что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом (Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л.,1983. - С.83.) Интегративно-тематический подход, такой подход, когда за содержательную, методическую и организационную единицу процесса обучения берется не урок, а учебная тема (раздел) учебной дисциплины.
Ведущие положения каждой темы, с одной стороны, подчинены ведущим идеям курса, а с другой, раскрывают эти ведущие, т.е. происходит конкретизация ведущих идей предмета в процессе изучения темы.
Ведущие идеи учебного предмета -это такие положения (понятия, законы, принципы, закономерности, теории), которые выражают сущность изучаемого материала, сообщают ему внутреннее единство и органическую целостность. Таким образом, ведущие идеи выполняют функцию системообразующих связей в содержании учебных предметов, являясь «стержнем», «осью» этого содержания, вокруг которых и происходит объединение, концентрация учебного материала, т.е. ведущие идеи как бы «сшивают» узлы знаний (учебные темы) в единую систему.
Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а так же с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно. Так, например, тема «Весна» изучается в природоведении, чтении, музыке, изобразительном искусстве, трудовом обучении. Нужно пересмотреть материал таким образом, чтобы данное природное явление воспринималось учащимися целостно, комплексно, т.е. учесть взаимосвязь естественнонаучного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющую рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учитель планирует систему уроков .поскольку интеграция- это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения. В чем мы его видим ?
В повышении уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интепритации с использованием сведений интегрируемых наук.
В изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами.
В эмоциональном развитии учащихся, основанном на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.
В росте познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время.
Во включении учащимися в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.
Таким образом, многогранное раскрытие явлений и процессов, способствует формированию личности ребенка, умеющей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать.
Заключение
Работая по данной теме, проанализировав творческую и методическую литературу по реализации интегрированных уроков в условиях малокомплектной школы можно сделать вывод, что на сегодняшний день это одна из важнейших задач организации образовательного процесса в условиях малокомплектных школ.
Сельские школы требуют пристального внимания со стороны методистов, педагогов, психологов. Общество должно помочь малокомплектной школе выжить, а не наблюдать за ее медленной смертью.
Сельскому учителю приходится решать задачи, которые в городах решают подготовленные специалисты. В сельских школах не хватает консультаций педагогов-психологов, логопедов.
Необходимо пересмотреть программы сельских школ. Нужны интегрированные курсы для малокомплектных классов, которые будут направлены на получение учащимися компетентностных знаний, позволяющих продолжить обучение на более высоком уровне и позволяющих знаниям сельских детей конкурировать со знаниями их городских сверстников.
Реализация интегрированных уроков в условиях малокомплектной школе ведет к формированию у учащихся комплекса знаний по предметам, умению работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса; формирует навыки самостоятельной работы, учит комплексно рассматривать многие явления.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.- 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий. 2000.-с. 575-576.
2. Баринова И.И. Современный урок географии. География в школе, 2000, № 6, с.52.
3. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие. – Ростов н/Д,2000.-43с.
4. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Характерные черты личностно ориентированного урока. Завуч, №6, 2000, с.130-131.
5. Горелик И.Ф., Степанов Е.Н. Педагогический анализ личностно ориентированного урока. Завуч, 2001, №3, с.115-117.
6. Дейнекина А.Д. Уроки русского языка: содержание и форма. Образование в современной школе. 2000, №3, с.15-16.
7. Ерофеева Н.Ю. Анализ урока и профессиональной деятельности учителя. Завуч, №1, 2000, с.96-100.
8. Завуч. Научно-практический журнал. № 7, 1999;№ 2, 2001 Центр "Педагогический поиск".
9. Коротаева Е. Матричная модель анализа урока: возможности и перспективы. Директоршколы. Экспресс-опыт. 2000-1, с. 9-12.
10. Муравьев Е, Богоявленская А. Директор идет на урок. Сельская школа, 2000, №1, с.24-31.
11. Памятка для анализа урока. Начальная школа. 1997., № 7, с. 16.
12. План психологического анализа сформированности умений учебного сотрудничества. Экспресс-опыт. 2000-1, с.60-61.
13. Суворова Г. Организация занятий в малокомплектной школе. Сельская школа, 2000, №6, с.108-117.
14. Урок: посещение и анализ. Составитель: Богоявленская А.Е. - Тверь: областной ИУУ. 1993.
15. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. - Л., 1983.