Рисование на темы, в отличие от рисования с натуры, является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры, а на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует.
Рисование на темы расширяет круг наблюдений ребенка, что имеет большое значение в плане общего его развития. Рассматривая предмет, анализируя его с помощью учителя на уроках рисования с натуры, ребенок далеко не всегда умеет перенести полученные им навыки и умения в другие условия и применить их при других обстоятельствах. В этом легко убедиться, сравнивая рисунки детей, сделанные в классе с натуры, с рисунками, сделанными вне класса по представлению. В то время как изображение отдельных предметов, нарисованных с натуры учащимися в процессе их обучения, постепенно приобретает новое качество, их рисунки по представлению продолжают по-прежнему повторять все те же, часто уже не удовлетворяющие самих детей, но привычные им приемы изображения. Часто здесь получается разрыв, который тормозит творческое и художественное развитие ребенка.
Ребенок, любящий рисовать, много рисует по своей собственной инициативе. При этом, учитывая узкий круг предметов, которые могут служить для него моделью, он часто сталкивается с необходимостью изображать такие предметы, которые в классе ему не приходилось рисовать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы обучение рисованию в школе, особенно в младших классах, не ограничивалось только рисованием с натуры. Обучая рисованию на темы, учитель помогает изобразительному творчеству детей, утверждая необходимую связь между рисованием с натуры и рисованием по представлению. Такой связью является использование в работе над темой зарисовок предметов, сделанных детьми с натуры, организованное наблюдение и анализ предметов, которые не могут быть нарисованы с натуры, но изображение которых часто встречается в их рисунках.
Рисование по представлению, тематическое рисование, долго рассматривалось у нас в школе, в отличие от рисования с натуры или по наблюдению отдельных предметов, как «творческое» рисование, когда ребенок, «свободно сочиняя», как он может и хочет, выявляет свои творческие возможности, свои представления об окружающих его предметах и явлениях. В современной методике рисование на темы понимается иначе. Оно начиная уже с I класса является необходимой и неотъемлемой частью общей системы учебно-воспитательной работы по рисованию в школе. У нас нет основания считать рисование на темы более «творческим», чем рисование с натуры или декоративное рисование. Творческое начало, опирающееся на доступную ребенку самостоятельность и сознательность при выполнении того или другого задания, обеспечивает активность процесса работы учащихся и является необходимым ее условием, независимо от того, рисует ли ребенок с натуры, по представлению или воспроизводит узор по образцу.
Но в тематическом рисовании, несомненно, наличествует один момент, характерный именно для этого вида рисования. Сочинение даже самой простой по своему содержанию темы требует, прежде всего, отбора объектов изображения (что надо изобразить, чтобы передать в рисунке ту или другую тему, каковы должны быть эти объекты и как их надо расположить в рисунке). Постепенное воспитание у детей элементарных умений раскрытия сюжета и образов в графической форме имеет большое значение во всестороннем их развитии, поддерживает и углубляет их способность к рассказыванию, чтению картинок, к литературному творчеству, развивает их воображение.
В I и II классах сочинение сюжета, то есть отбор тех объектов, которые должен изобразить ребенок, почти полностью еще лежит на учителе. Он должен дать ребенку совершенно точные указания. Большое значение на этом этапе имеет беседа учителя с детьми. Разъясняя им, что для передачи, например, темы «Осень» они должны нарисовать такие-то деревья и так, как они выглядят осенью, учитель тем самым как бы вводит их в сюжет, при изображении которого в дальнейшем дети должны проявить инициативу и самостоятельность.
Рисование на темы, расширяя круг наблюдений ребенка, обогащая и уточняя его зрительные представления о характерных особенностях строения и формы предметов, способствует и скорейшему изживанию схематичности в рисунках детей, в изображении, например, дома, дерева и пр.
Тематическое рисование, то есть изображение детьми не отдельных предметов, служащих моделями для рисования с натуры в классе, а нескольких предметов из окружающей среды в их пространственной и сюжетной взаимосвязи, имеет важное учебно-воспитательное значение в I классе и в другом отношении.
Расстановка предметов в рисунке и передача сравнительных их размеров являются теми задачами, решение которых связано с тематическим рисованием. Первое понятие о глубине, о пространственном изображения при расположении предметов на рисунке дает осознание значения двух плоскостей в рисунке: горизонтальной плоскости (пол–земля), на которой располагаются предметы, и вертикальной плоскости (небо или стена), на фоне которой мы видим предметы. Ребенок 7–8 лет часто не учитывает этого, поэтому в рисунке детей деревья иногда размещаются на небе, а дорога, идя в глубину, продолжается и над горизонтом. Обозначение и учет вертикальной и горизонтальной плоскостей при расположении в рисунке предметов сразу вызывают у маленького рисовальщика пространственные представления, несмотря на то, что он имеет дело с двухмерной плоскостью листа. Вместе с тем понимание и учет этих двух плоскостей и их соотношений в рисунке являются наиболее трудными для детей 7–8 лет из всей суммы вопросов о пространственном расположении предметов по представлению.
В целях выяснения способности учащихся I класса читать рисунок, ориентироваться в изображенном на нем пространстве в начале учебного года нами был проведен следующий опыт. Каждому учащемуся был дан лист с линейным изображением части комнаты (окно, стол, табурет, шкаф). Детям было предложено внести в этот рисунок некоторые добавления. На подоконнике они должны были «поставить» (нарисовать) горшок с домашним растением, на столе чайник, а в глубине комнаты на полу, около стены, между столом и шкафом «положить» большой мяч. Дети были предупреждены, что, рисуя горшок с растением, чайник на столе, они должны учитывать размеры подоконника, стола и т.д., чтобы горшок с растением и мяч не оказались бы слишком большими по сравнению с ними.
Выполнение этого задания было связано с решением учащимися следующих задач графической передачи пространства. Правильное размещение чайника на столе и горшка с растением на подоконнике требовало от учащихся понимания горизонтальной плоскости стола и подоконника, данных на рисунке в перспективе, и того, что предмет, стоящий на этой плоскости (на столе и на подоконнике), в рисунке должен иметь вертикальное положение, иначе он будет «читаться» в рисунке как лежащий. Чтобы положить мячик в глубине комнаты у стены, учащимся надо было понять, то есть правильно прочитать в рисунке пространственные соотношения горизонтальной (пол) и вертикальной (стена) плоскостей. Анализ рисунков детей, выполнявших это задание, показал, что некоторые задачи решались сравнительно легко, другие – много труднее. Легче дети справились с изображением положения чайника на столе. Из 37 детских рисунков, только на одном чайник стоял не на горизонтальной плоскости стола, а на его ребре, то есть был нарисован так, как он стоять не может. С передачей вертикального положения чайника учащиеся также справились вполне удовлетворительно: на 28 из 36 рисунков чайник имел ясно выраженное вертикальное положение, на двух рисунках положение немного наклонное, на шести – чайник не стоит, а лежит.
Горшок с растением имел правильное вертикальное положение только на 15 рисунках, на 9 – скорей наклонное, чем вертикальное, на 13 рисунках горшок лежал на подоконнике. На большинстве рисунков горшок стоял не на плоскости подоконника, а на его ребре (31 рисунок из 36). Только пятеро учащихся нашли правильное положение горшка на плоскости подоконника. По-видимому, это определяется тем, что горизонтальная плоскость подоконника много уже плоскости стола, где стоял чайник, и детям было труднее действовать.
Наиболее сложным оказалось для детей расположить мяч. Только на трех рисунках задача решена правильно. Мяч лежит в глубине у стены, его основание расположено на горизонтальной плоскости пола, а верхняя часть находится на фоне вертикальной плоскости стены, что определяет точно его пространственное положение. На восьми рисунках мяч дан на линии, отделяющей пол от стены, причем в одном случае на уровне этой линии находится верх мяча, а в другом – его низ. На 23 рисунках мяч нарисован на горизонтальной плоскости пола в середине комнаты, а в некоторых случаях прямо на переднем плане. А на двух рисунках мяч изображен целиком на вертикальной плоскости, на стене, поэтому кажется, что он подпрыгнул и находится в воздухе.
Выработка у детей умения учитывать горизонтальную и вертикальную плоскости в рисунке и их соотношения при расположении предметов должна быть одной из основных учебных задач в работе над тематическим рисунком.
Очень важным моментом в тематическом рисовании Методика руководства является подбор тем и заданий.
Рисование на темы «Осень», «Зима», «Весна» опирается на определенные знания детей, накопленные ими в результате их непосредственных наблюдений, чтения и бесед учителя, показа картинок. Несомненно, что с целым рядом образов у них связаны какие-то переживания, чувство радости, удовольствия, в том числе и эстетические чувства. Но все это носит еще очень разрозненный, не осознанный и не обобщенный характер. Темы осени, зимы, лета связаны с изображением дерева. Схема дерева в нескольких ее вариантах прочно держится в рисунках первоклассников. Часто встречается схема, где ствол дерева наверху не утончается, а как бы срезан по горизонтали. Можно встретить изображение дерева, наоборот, с невероятно широким основанием, при этом ствол дерева так резко суживается кверху, что получается нечто вроде треугольника. Сучья на этом дереве в схеме обычно абсолютно одинаковы и по длине, и по расположению на стволе, и по форме. Непосредственно на сучьях сидят листья. При наблюдении детьми дерева их внимание должно быть в первую очередь направлено на его строение: ствол внизу шире, чем у вершины, он суживается постепенно и на самом верху всего уже, сучья у ствола толще и постепенно утончаются к концу, они расположены вокруг всего дерева, нижние сучья длиннее и толще верхних, на сучьях много веточек, на них листья. Такой анализ строения, конечно, требует повторения, но все же почти сразу после него в изображении дерева у детей можно видеть новые подробности, почерпнутые из наблюдения. Далее может следовать наблюдение и определение характерных особенностей, отличающих, например, березу от других деревьев.
Анализ построения дерева легко связывается с эстетической его оценкой: яркость окраски листвы осенью, прозрачность и легкость весенних деревьев. Указание на то, что легкие, ажурные переплетения многочисленных веток и веточек делают деревья красивыми даже зимой, когда на них уже нет листвы, помогает детям не только по-иному взглянуть на «голое» зимнее дерево, но и добавить на своем рисунке некоторое количество веток и веточек, «чтобы было красивее», а это сразу видоизменяет привычную схему дерева.
Большое значение в эстетическом воспитании детей имеет сопоставление наблюдаемых явлений природы с изображением их в рисунке или картине. При рисовании на темы это приобретает особое значение. Показ и анализ дерева путем выхода с учителем на пришкольный участок или наблюдения его из окон надо дополнить демонстрацией специально для этого подобранной репродукции. В связи с тем, что рисование на тему «Осень» бывает первым тематическим заданием, проведенным в классе, детям предлагается после наблюдения деревьев и просмотра рисунков с изображением ели, березы и рябины зарисовать эти три дерева так, чтобы их легко было узнать. Такое задание может быть дано в качестве домашнего.
В одном из первых классов мы провели следующий опыт: детям было дано задание нарисовать эти три дерева, но никаких указаний о расположении их на листе бумаги не давалось. После выполнения задания оказалось, что большинство детей (31 из 42) расположило деревья в ряд у самого нижнего края бумаги. При этом некоторые обозначали внизу узкую полоску травы или земли, а наверху почти такую же узкую полоску голубого неба.
После просмотра рисунков и показа детям лучших из них, объяснения, почему некоторые деревья нарисованы лучше, другие хуже, было предложено новое задание: изобразить осень. Учащиеся были предупреждены, что при изображении осени им придется вторично рисовать ель, березу и рябину. Занятие началось с показа картины Левитана «Золотая осень». Цель заключалась не только в том, чтобы показать детям красоту природы осенью, обогатить их образные представления, создать эмоциональное отношение к теме, но и ознакомить их с приемами расположения предметов, с учетом ближе – дальше.
При рассматривании репродукции с картины «Золотая осень» Левитана на предложение показать, какие деревья на картине ближе от нас, какие дальше, учащиеся выполнили это требование безошибочно и без всяких затруднений. Следующий вопрос, почему они думают, что вот эти деревья ближе, а те дальше, явно смутил детей. Те дети, которые сразу подняли руку, по-видимому, не подумав над вопросом, отвечали не по существу, вроде: «Ближе к нам березы, а дальше ели». После повторного вопроса и предложения подумать и еще раз посмотреть, последовали отдельные ответы уже по существу: «Дальше деревья меньше, чем ближние». Немного погодя был дан и другой ответ: «Дальние деревья не все видны», и, наконец, один из учеников ответил: «Ближние деревья ниже, а дальние выше на картине». Детям было предложено посмотреть в окно на деревья (класс расположен на третьем этаже, все три окна класса выходят на участок, засаженный деревьями) и установить, как они видят основания ближних деревьев по отношению к основаниям дальних.
Таким образом, закономерность расположения деревьев в зависимости от их пространственных соотношений, установленных детьми при рассматривании репродукции с картины Левитана «Золотая осень», была подтверждена при наблюдении деревьев в окно. Это дало возможность учителю обобщить наблюдения детей в виде правила: «Предметы, расположенные ближе к нам, надо рисовать ниже на листе бумаги, а расположенные дальше – выше». Правило было повторено тремя учащимися перед всем классом. Вслед за этим на доску был повешен большой лист бумаги, разделенный на две части, одна треть его была окрашена коричневым цветом, на ней была намечена трава, остальные две трети листа были окрашены голубым цветом. На вопрос, что изображено на бумаге, довольно много детей подняло руки, и спрошенные уверенно отвечали: «Внизу – это земля, а наверху небо».
После этого один из учеников был вызван к доске. Ему были даны четыре нарисованных, раскрашенных и вырезанных из бумаги дерева соответствующих размеров (береза, две ели и рябина). Мальчику было предложено «посадить» деревья так, чтобы береза и большая ель были сзади, а рябина и маленькая ель впереди, и накрепить их к схеме, изображающей землю и небо (накреплялись деревья с помощью кусочка пластилина. При легком нажиме деревья приклеивались к бумаге). Такие «посадки» были проведены у доски по вызову учителя несколькими детьми по очереди. Указания, как располагать деревья, менялись. Верно или неверно размещались деревья, определяли остальные учащиеся, внимательно следившие за «посадкой». Ошибки исправлялись детьми, поднявшими руку на предложение учителя: «Кто правильно «посадит» дерево»?
Подобные упражнения проходят очень оживленно и активно, так как дети в поисках правильного расположения деревьев получают возможность действовать в заданном пространстве, учитывая плоскость земли на схеме как горизонтальную, на которой должны быть размещены деревья (одни ближе от нас, а другие дальше, одни впереди, а другие сзади), и плоскость неба как вертикальную, на фоне которой мы видим деревья.
Основные ошибки, допускаемые детьми, следующие: 1) дальние деревья располагались не на земле, а на небе (потеря горизонтальной плоскости земли); 2) ближние деревья из опасения, что они могут закрыть задние, размещались в край листа, с опорой на нижнюю линию земли; 3) все деревья, те, которые должны быть «посажены» ближе или дальше, размещались на одной линии, обычно на линии горизонта. Но все эти ошибки очень легко исправлялись классом. После таких подготовительных упражнений дети рисовали на тему «Осень». Им было дано задание нарисовать ель, березу и рябину, притом так, чтобы рябина была расположена впереди, а другие деревья сзади. В процессе рисования детям несколько раз пришлось напоминать правило, как следует в рисунке размещать предметы на первом и втором плане (впереди, сзади). В результате 22 учащимися из 38 задача была решена верно, хотя рябина у большинства и была нарисована вплотную к нижнему краю листа.
Для закрепления понимания элементарного пространственного размещения предметов в рисунке необходимо, чтобы рисование на тему, связанную с изображением открытого пространства (земля, небо), всегда начиналось с нанесения линии, обозначающей плоскость земли. В середине года на вопрос, с чего мы начнем рисунок на тему «Зима», дети уже уверенно отвечали: «Проведем линию земли», а в конце года, не дожидаясь указания, проводили ее сами.
Вторым тематическим заданием, посвященным временам года, было рисование на тему «Зима». Задание выполнялось детьми не в обычных тетрадях для рисования, а на листочках серо-синей бумаги (обложки школьных тетрадей). Это давало возможность детям снег на земле и на деревьях изобразить мелом, что обогащало рисунок и нравилось им.
Среди бытующих у детей 7–8 лет изобразительных схем особенно широко распространено и крепко держится стереотипное изображение дома с забором. Одноэтажный домик с треугольной крышей, с большой трубой, из которой идет спиралевидный черный дым, и забор, непременно в виде частокола, – так сплошь и рядом рисуют московские дети, хотя с уверенностью можно сказать, что они гораздо чаще видят многоэтажные дома и каменные или металлические ограды в виде решеток. Рисуют при этом без всякого увлечения, пассивно, повторяя, по-видимому, им самим надоевшую заученную схему, которую они не знают, как и чем заменить.
Перед рисованием на тему «Деревья зимой на бульваре или на сквере» детям было объявлено, что они должны будут нарисовать деревья так, как мы их видим, стоя на тротуаре напротив ограды бульвара. Основными объектами изображения, таким образом, являлись ограда бульвара или сквера и деревья, расположенные за оградой. С детьми была проведена беседа о том, что Москва – столица нашей родины. Советский народ заботится об ее украшении. В ней много очень красивых, больших, многоэтажных зданий, бульвары и скверы окружены оградами из камня и металла. Ограды бывают очень красивые, узорные, нарядные. Детям было предложено хорошенько рассмотреть ограду ближайшего дома, сквера или бульвара и запомнить ее, так как придется ее рисовать.
Ограды, решетки рисовались детьми с большим увлечением. В стремлении сделать красивую решетку, отличающуюся от решетки, нарисованной соседом, некоторые дети в узор решетки вносили много от себя.
То старание, с которым дети вырисовывали решетки, стремясь как можно точнее и аккуратнее передать их строение и ритмический повтор узора, свидетельствовало об активном, творческом подходе к выполнению задания, где эстетическая оценка занимала немаловажное место. («У меня на решетке звездочки, я такую видела, очень красивая», «У меня с кружками, совсем другая, чем у него, красивая…»).
Так наблюдение, толкнувшее детей на открытие, что даже такой объект изображения, как ограда, может быть дан по-разному, по-своему, что ее можно в рисунке сделать красивой, пробудило в них творческие искания, опиравшиеся на эстетическое отношение к изображаемому, что, в свою очередь, отразилось и на технике выполнения рисунков.
Последнее задание из этого цикла являлось одновременно и контрольным. Оно как бы объединяло в себе две темы: «Весна» и «1 Мая».
Перед выполнением этого задания детям было дано поручение в праздничные дни 1 Мая понаблюдать какой-нибудь дом, красиво украшенный к празднику флагами, флажками, звездами и гирляндами. Общее расположение предметов в рисунке было указано детям словесно. Без этого выполнение рисунка не обеспечило бы решения тех задач, которые определяли учебное содержание этого задания.
Рисунок, как всегда, был начат с нанесения легкой линии, обозначающей землю. Затем детям было предложено нарисовать красивый московский дом, многоэтажный, с широким входом, припомнив тот дом, который они наблюдали; с обеих сторон дома нарисовать ограду, за ней – деревья; перед домом нарисовать грузовик, троллейбус или легковую машину, кому что больше нравится. А над домом изобразить самолеты, какие мы видим в день 1 Мая, когда они летят на парад.
Таким образом, это задание должно было показать умение детей расставить предметы в рисунке с учетом ближе–дальше и дать хотя и элементарный, но живой образ городского дома, ограды, деревьев, с их характерными особенностями и деталями.
Наконец, это задание требовало правильного проведения вертикальных и горизонтальных линий, правильного расположения окон, то есть умений, которые опираются на глазомер и технические навыки.
Для уточнения зрительных представлений детей о конструкции и форме различного рода транспортных машин и самолетов, которые до сих пор на уроках рисования ими не рисовались, детям были показаны их изображения. Таблицы не снимались, поэтому дети могли не только посмотреть, но и срисовать ту машину, которую им хотелось изобразить.
Анализ рисунков показал следующие результаты: а) по линии передачи пространственных соотношений из 57 учащихся двух первых классов плохо справилось с заданием только 9 человек. В их рисунках – ограда прозрачная, а стволов деревьев не видно или, наоборот, ограда сплошная, а стволы деревьев видны насквозь; б) по линии передачи образа (дом, дерево, ограда) из 57 детей 13 дали бедные, схематичные, мало отличающиеся от стереотипного изображения образы; в) технически неудовлетворительно выполнено 16 рисунков (кривые линии, небрежная и неровная раскраска, грязные рисунки – таких 8).
Таким образом мы видим, что продвижение учащихся по всем трем основным направлениям, определяющим содержание обучения рисованию в I классе, – образ, пространство, технические навыки – идет, по существу, равномерно.
Опыт работы показывает, что в I классе большое положительное значение для развития тематического рисунка детей имеет одновременное наблюдение ими предметов и явлений действительности под руководством учителя и показ им соответствующего иллюстративного материала. Наблюдение помогает уяснить детям, как мы видим предметы в пространстве и какие они на самом деле, показ учит, как их изображать.
Все перечисленные темы мы относим к первому циклу как объединенные общей целью обогащения и уточнения зрительных представлений и изобразительных средств передачи в рисунке таких предметов, как дерево, здание, ограда, автомобиль и пр., и подведения детей к сознательному овладению простейшими приемами изображения пространственных соотношений предметов в рисунке, определяемых пространственными понятиями: ближе, дальше, впереди, сзади.
Наряду с такого рода темами, где основными методами уточнения и обогащения образов предметов в рисунках детей является наблюдение действительности и рассматривание картины под руководством учителя, большое значение имеет рисование на темы, связанные с изображением по представлению предметов, ранее рисованных с натуры. Рисование на такие темы развивает у детей способность переносить знания и умения, полученные в процессе рисования с натуры, на рисование по представлению.
В связи с тем, что ассортимент моделей, рисуемых с натуры в I классе, очень ограничен, такие темы, интересные детям по своим образам и содержанию, подобрать довольно трудно. В нашей опытной работе прекрасный результат всегда давали две темы: «Новогодняя елка» и «Рыбка среди водорослей».
Для передачи темы «Новогодняя елка» детям было предложено нарисовать не целую елку, а только большую ветку, украшенную игрушками. Работе над темой «Новогодняя елка» предшествовало рисованию с натуры веточки елки. Предварительно дети рисовали также с натуры елочные цветные бусы, гирлянду разноцветных флажков и отдельные флажки. Все это можно было использовать для «украшения» новогодней елки. Рисование с натуры веточки елки познакомило детей с особенностями строения елки, с расположением на ней боковых ответвлений, отросточков и хвои. Нарисовать на этой основе большую ветку елки, расположив ее в длину всего листа по диагонали, из угла в угол, не представило особенных трудностей особенно после того, как детям была показана большая ветка елки и было объяснено, что строение большой ветки аналогично строению маленькой. Интересно было проверить, как дети запомнили, насколько прочно усвоили при рисовании с натуры характерные особенности строения елки (в основном расположение на стержневой веточке отростков и хвои) и насколько они сумеют передать эти особенности при рисовании ветки елки по представлению. Следует отметить, что из 38 детей только четверо нарисовали ветку, расположив боковые ее ответвления прямо перпендикулярно по отношению к стержневой ветке, а двое дали неверное расположение хвои.
После того, как ветка была нарисована, детям было предложено украсить ее игрушками. При этом их спросили, что из того, что они рисовали, может служить для украшения новогодней елки. Дети отвечали, что такими украшениями могут быть разноцветные флажки на веревочке и красные флажки на палочке, блестящие бусы и шарики, которые они рисовали с натуры. Учащихся предупредили, что, рисуя игрушки, они должны учитывать их размер по отношению к ветке елки. Крупные и тяжелые игрушки не вешают на елку. Под их тяжестью согнутся и некрасиво опустятся легкие, гибкие веточки. Располагая игрушки на нарисованной ветке, следует помнить, что шарики, гирлянды бус, флажков, прикрепленные к елке за конец нитки, висят вниз, закрывая собой часть веточки, флажки на палочке прикрепляются к елке так, что палочки имеют вертикальное положение, а сам флажок находится наверху и своей плоскостью также закрывает часть елки.
Необходимо обратить на это внимание детей, повесив на прикрепленную на доске ветку елки, какое-нибудь украшение. Это важно, так как дети часто, располагая на рисунке игрушки, рисуют их с обеих сторон ветки, причем одни игрушки висят вниз, а другие вверх.
Рисованию на тему «Рыбки среди водорослей» предшествовало рисование с натуры маленькой рыбки – целлулоидной игрушки. Таких рыбок было двадцать штук, и они были розданы детям на парты. Было второе полугодие и учащиеся, рисуя рыбку, уже явно проявили стремление рассмотреть и изобразить не вообще рыбку, а данную со всеми ее хотя и простыми, но характерными особенностями.
После рисования рыбки с натуры детям было предложено нарисовать рыбок среди водорослей, так, как они их видели в аквариуме, где рыбки плавают между водорослями, то прячась за ними, то вновь появляясь, прикрывая часть водорослей, находящихся за ними. То, что располагается впереди закрывает от нас то, что находится сзади. С этим положением дети встречались и раньше, рисуя на тему «Деревья зимой», где низ деревьев, находящихся за оградой, был ею закрыт. Таким образом, понимание учащимися того, как надо располагать предметы в рисунке с учетом, что один находится впереди, а другой сзади, здесь вновь закреплялось, углублялось и вместе с тем проверялось на другом задании и при изображении других объектов.
На доске был повешен цветной рисунок, изображающий различных рыбок и водяные растения. Указывалось на разнообразие формы и окраски рыбок, разбиралось строение водяных растений, их сходство с уже знакомыми детям видами растительных форм. Одни похожи по своему строению на елочку, другие имеют листочки и т.д. Рисунок не снимался с доски весь урок.
Детям было дано объяснение в какой последовательности надо выполнять рисунок «Рыбки среди водорослей». Прежде всего внизу страницы надо провести линию, чтобы наметить где будет дно, песок, на котором должны быть расположены растения. Затем разместить растения и, наконец, нарисовать рыбок так. чтобы сразу было видно, что одни из них, ближе к нам, плавают перед водорослями, другие дальше, позади водорослей Для решения детьми этой простейшей задачи именно данная тема оказалась чрезвычайно эффективной и вместе с тем очень увлекательной. По-видимому, это обусловливается прежде всего динамичностью образов темы – плавающие взад и вперед рыбки – что помогло детям ясно представить себе пространственность изображаемого и движение рыбок в отношении неподвижных водорослей.
Рисунки детей на данную тему показали, что почти все дети решили задачу, лишь на двух рисунках из 39 не было учтено пространственное взаимоотношение рыбок и водорослей.
Любопытно и другое: выполнение детьми этого задания помогло им перенести умение располагать предметы в рисунке по представлению с учетом их пространственных соотношений в рисунок, выполняемый с натуры. Немного спустя после рисования на тему «Рыбки среди водорослей» дети рисовали с натуры веточку вербы с несколькими барашками. После общего анализа веточки вербы (так же, как. и при рисовании веточки ели) детям было предложено рассмотреть веточку вербы, лежащую перед ними на парте, и среди заданных учителем вопросов был такой вопрос: «Все ли барашки вы видите целиком, и как вы видите барашки, расположенные сзади веточки?» Дети сразу ответили: «Те барашки, которые сзади прикрыты веточкой, не видны целиком». А один прибавил: «Барашки спрятались за веточкой, как рыбка за водорослями». Элементарная способность к обобщению, которая проявилась у детей в это время, обеспечила 51% учащихся перенос полученных при рисовании по представлению умений на рисование с натуры.
Подводя итоги всему сказанному, можно сделать следующие выводы: тематическое рисование имеет большое значение в обогащении изобразительных средств учащихся I класса. Оно способствует уточнению изображения предметов, рисуемых детьми по представлению, отходу от стереотипа и овладению учащимися элементарными приемами расположения предметов в рисунке с учетом ближе – дальше. Вместе с тем тематическое рисование под руководством учителя положительно влияет на самостоятельные занятия детей рисованием. Организованно наблюдение детей вне класса, связанное с рисованием, расширяет круг наблюдений детей. Положительное влияние оказывает на детский тематический рисунок показ и анализ иллюстративного материала с изображением предметов, которые дети должны рисовать по представлению при условии, что этот материал не превращается в образец для копирования.