МОУ ДПО «Учебно – методический центр»
Проект социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Живем вместе»
Автор С. Кутырева, м
етодист МОУ ДПО «УМЦ»
Хвалынск - 2010
Тип проекта:
по методу: познавательно-игровой; по содержанию: культурные ценности сообщества детей и взрослых; по составу: детско – взрослый, ребенок – субъект проектной деятельности; по форме организации: групповой, фронтальный.
Участники: дети и их родители, воспитатели.
Срок реализации: 3 месяца.
Проблема: Восприятие общечеловеческих нравственных ценностей: добро, дружба, вежливость, совесть, любовь и др.
Цели:
1. Восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней.
2. Развитие опыта активного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей.
4. Развитие первичной рефлекии и идентификации.
5. Формирование адекватной самооценки.
Задачи:
1.Создавать условия для приобщения воспитателей, детей и их родителей к основным социокультурным ценностям человека.
2.Обеспечить единство познавательного и эмоционально – нравственного развития старших дошкольников.
3.Способствовать созданию единого социокультурного контекста воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей.
Ожидаемый результат:
1.Освоение участниками проекта системы социокультурных категорий и ценностей.
2. Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.)
3. Развитие речевого взаимодействия.
4. Развитие способности к самоконтролю, самостоятельности (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
5. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
Продукт проекта:
1. Открытое игровое занятие «Наше настроение».
2. Оформление «энциклопедии» «Народная мудрость».
3. Выставка «Фамильный герб и девиз семьи».
4. Музыкально-литературное развлечение по русской народной сказке «Репка».
I этап – Постановка проблемы. После возникшего конфликта между детьми, воспитатель собирает детей и читает сказку «Под грибом». Задает вопрос, что значит «жить вместе»? Какие качества, навыки для этого нужны? Предлагает детям узнать больше о правилах совместного жития. Предлагает детям высказать свои мнения, как и где можно научиться правилам общежития (в играх, сказках, общении, экскурсиях, совместном труде, в семье и т.д.). Предлагает узнать и соблюдать все правила поведения.
II этап – реализация проекта (Приложение 1 «План мероприятий по реализации проекта» и Приложения 2-7 (конспекты мероприятий)).
III этап – презентация продуктов проекта (Приложения 8,9 ).
Постановка новой проблемы: «Мир вокруг нас».
Приложение 1
Мероприятия по реализации проекта социокультурного развития старших дошкольников «Живем вместе»
Время | Вид деятельности и тема | Цель и задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
В свободное от занятий время в первой и второй половине дня |
Игры – упражнения, тренинги из серии «Встреча в кругу»: «Оживи камень»; «Рассерженные шарики»; «Ногами топаем»; «Разрывание бумаги»; «Комплименты»; «Волшебный цветок», «Свеча» и др. |
1.Создать положительный эмоциональный настрой, развивать умение контролировать свои эмоции, управлять ими; формирование положительной самооценки, понимания своей неповторимости; воспитание эмпатии. |
Вводит детей в проблему. Например, поднять настроение какому-либо ребенку или персонажу. Вводит в игровую ситуацию. Руководит игрой. |
Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Активное участие в тренинге, игре, следуя поставленным целям. |
Подвижные игры: «Черепаха-путещественница»; «Водонос»; «Водяной»; «Городки»; «Рыбак и рыбки» |
Развивать положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, самоощущение «Я – хороший». Формировать способность понимать и принимать речевые инструкции, требования взрослых, осознавать не только свои действия, но и свои желания, предпочтения, настроения. |
Знакомит с правилами игры. После игры проводит беседу об отношении к победе и поражению. |
Принимают правила игры, соблюдают их. Распределяют роли. Анализируют с воспитателем причины успеха и неудач. |
|
Серия сюжетно – ролевых игр «Вежливое путешествие»: «Автовокзал», «Магазин игрушек», «Больница», «Парикмахерская», «Лес». |
Формировать моральные качества. Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам. Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью. |
Ставит проблему: петрушка не знает как правильно вести себя в автобусе. |
Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Распределение ролей. Обыгрывание сюжетов. |
|
Оформление «энциклопедии» «Добрые пословицы» |
Воспитание нравственных ценностей посредством народной мудрости. | Ставит проблему – узнать пословицы и поговорки о добре, честности, вере, дружбе и т.д. Оформляет альбом. | Совместно с родителями подбирают пословицы и поговорки об отношениях между людьми. Участвуют в составлении «энциклопедии» | |
Игра-путешествие на планету «СемьЯ» | Обогащение знаний детей о родственных отношениях. Воспитание любви и уважения к членам семьи. | Постановка проблемы – изобразить герб семьи и придумать девиз Для этого надо знать членов семьи, традиции и т.д. Руководит игрой. | Входят в проблему. Предлагают свои варианты, как больше узнать о семье. Вживаются в игровую ситуацию и ролевые отношения. | |
Чтение произведения В.Карасевой «Синяя чашка» | Учить оценивать чужие поступки, сравнивать свои поступки с их поступками, делать моральный выбор. | Постановка проблемы – разбилась чашка. Что делать? | Принятие проблему. Поиск решений данной проблемы, высказывание своих мнений, решений. Прослушивание рассказа с последующим обсуждением и оцениванием поступка персонажа. | |
Инсценировка сказки «Петушок и птичка» | Воспитывать дружеские отношения, сочувствие, вежливость по отношению к другим. | Постановка проблемы – помочь петушку и птичке подружиться. Предварительно подготовить 2-х детей – разучить с ними слова персонажей. | Вхождение в проблему. Инсценировка сказки с последующим обсуждением. Инсценирование сказок по желанию детей. | |
Проблемные ситуации | Формировать оценочное отношение не только к поступкам других, но и к своим собственным. Способствовать осознанию морально – этических норм | Предлагает решить проблемные ситуации. | Решают проблемные ситуации. Совместно обосновывают решения. | |
Выставка «Фамильный герб и девиз семьи» | Воспитывать чувство гордости за свою семью. Расширить знания о семейных традициях, ценностях совместного бытия. | Организует выставку гербов и девизов. | Презентация совместно с родителями фамильных гербов и девизов | |
Продукт проекта: Игра – тренинг «Наше настроение» |
Закрепить умение понимать свое настроение и настроение других, контролировать свое поведение. Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. | Подготовка материала. Организация игры и руководство ей. Постановка проблемы: к нам гости пришли, какое у нас настроение? | Вхождение в проблему, вживание в игровые роли, выполнение правил, установок, решение проблем. Выполнение практических заданий. | |
Продукт проекта: Музыкально-литературное развлечение по сказке «Репка» |
Формировать умение ценить дружбу и сплоченность; воспитывать чувство собственного достоинства и гордость за свою семью; прививать уважение к труду и его результатам; формировать желание быть полезным людям, навыки и привычки организованности, самодисциплины, ценить крепость семейных уз; воспитывать желание проявлять заботу о своик близких; формировать гуманные чувства, потребность и готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, сочувствие другому. | Подготовительные, организационные моменты. Выполнение роли ведущего праздника. | Распределение и заучивание ролей совместно с родителями, подготовка костюмов, декораций. Активное участие в развлечении. | |
Постановка новой проблемы «Мир вокруг нас» |
Приложение 2
Игры – упражнения «Встреча в кругу»
Дети встают в круг и представляются друг другу ласковыми именами – так, как они хотят, чтобы их называли. Например, Олечка, Андрюша и т.д.
Упражнение «Оживи камень».
Воспитатель: что у меня в руках? Дети: Камень. Воспитатель: Какой он? (прикладывает к щеке каждого ребенка). Дети: Холодный. Воспитатель: Как вы думаете, его можно согреть? Дети. Наверное... Воспитатель: Я знаю волшебные слова, которые помогут нам согреть камень. Камень, камень, возьми тепло моих рук, жар моего сердца и подари их моему другу.
Передает каменъ рядом стоящему ребенку. Тот крепко сжимает каменъ в руках, говорит «волшебные слова» и передает его дальше пo кругу. Через некоторое время каменъ вновь оказывается в руках у воспитателя.
Воспитатель: Почувствуйте, какой теперь стал камень? (Прикладывает к щеке каждого ребенка.)
Дети. Теплый. Воспитатель: вот видите, мы передали камню часть нашего тепла, и холодный камень стал теплее, как будто ожил. И если мы, люди, будем дарить друг другу тепло, каждый почувствует себя уютнее, станет веселее и добрее.
Рассерженные шарики (дети сидят е кругу)
Воспитатель: Все мы хотим быть добрыми, веселыми, послушными... Правда?
Дети. Да. Воспитатель: Но это нe всегда у нас получается. Вы уже знаете, что человек может испытывать различные чувства, переживать разные эмоции. Гнев, злость, обида - это человеческие эмоции. Их испытывает каждый человек, и это нормально. Самое главное - уметь правильно избавиться от отрицательных эмоций. Назовите опасные способы выхода агрессии, как нельзя поступать.
Дети. Драться, кричать друг на друга, бросать предметы, ломать их и т.д. Воспитатель: Молодцы, а теперь скажите: как можно безопасно избавиться от раздражения?
Дети. Побоксировать подушку, покричать в лесу, потопать ногами, порвать бумагу...
Воспитатель: А на что вы чаще всего злитесь? (Отвечают.) Что вызывает у вас раздражение, обиду? (Отвечают.) Давайте попробуем увидеть и услышать это чувство. (Предлагает каждому ребенку надутъ шарик и завязатъ его, npu необходимости nомогает.)
Представьте, что шарик - это человек, в котором накопилось много раздражения, злости (это воздух внутри шарика). Видите, какой человек стал сердитый? Он вот вот лопнет от злости! Как вы думаете, воздух сейчас может входить в шарик и выходить из него?
Дети. Нет.
Воспитатель: А если человека переполняют злоба и гнев, может он оставаться спокойным и мыслить верно?
Дети. Нет. Воспитатель: Почему? (Предположения детей.) Сделайте так, чтобы шарик лопнул, как будто взорвался. Его можно проткнуть, можно прыгнуть на него, можно его прокусить. (Выnолняют.) Как вы считаете, это безопасный выход агрессии?
Дети. Нет!
Воспитатель:Почему?
Дети. Можно испугаться самому, можно испугать других.
Воспитатель: Что может означать ваш страх? Чего вы боитесь, когда слышите взрыв шарика? (Ответы) Раз шарик - человек, то взрывающийся шарик может означать какой-либо агрессивный поступок, например нападение, оскорбление, а это, как вы сами увидели, опасно. Найдите, пожалуйста, еще один шарик. Надуйте его, но нe завязывайте, а просто крепко держите, так чтобы воздух нe выходил наружу Наш шарик по-прежнему человек, а воздух внутри него - раздражение, гнев. Выпустите из шарика немного воздуха и вновь крепко зажмите. Посмотрите, шарик уменьшился?
Дети. Да.
Воспитатель: Лопнул ли он, когда вы выпускали воздух? Испугался кто-нибудь из вас?
Дети. Нет. Воспитатель: Шарик остался целым? Дети. Да.
Воспитатель: Вот видите, шарик остался целым и невредимым, не лопнул и никого нe напугал. Так и человек: когда он выражает свои чувства контролируемым способом, он никому нe причиняет вреда. Продолжайте сдувать шарик маленькими порциями, до тех пор пока в нем не останется воздуха. (Выnолняют.) Помните, что воздук в шарике - это чувства раздражения и гнева. Bышел воздух - прошла злость. А шарик - человек - остался цел и невредим. Как вы дyмаете, этот способ опасный или безопасный? Дети. Конечно, безопасный.
Воспитатель: Почему? (Предnоложения детей.) Попробуйте еще раз сами надуть и сдуть шарик маленькими порциями. (Выnолняют.) Вы видели, слышали и чувствовали, как чувства раздражения и гнева накапливаются и однажды могут вырваться наружу - так воздух вырывается из надутого шарика и может напугать или травмировать вас или тех, кто находится с вами рядом. Поэтому очень важно научиться избавляться от злости безопасно.
Упражнение «Ноги топают»
Воспитатель: Вспомните: бывало с вами так: вы серцились и вам хотелось топнуть ногой?
Дети. Да.
Воспитатель: Когда это происходило? (Рассказы детей.) Чтобы раздражение не мешало играть и заниматься другими делами, нужно от него избавиться. Лучший способ - топнуть изо всех сил ногой рядом с рисунком, изображающим следы. Мы поймем, что эти чувства «вышли» из нас, потому что наши стопы станут горячими и нам станет легче. Начнем? (Дети и воспитатель тоnают; nедагог помогает nравилъно въыnолнятъ уnражнение застениивым и гипервозбудимым детям.) Что вы чувствуете? Потеплели ваши следы? (Когда дети подтверждают, что стоnы стали горячие, предлагает нарисоватъ на картонке со стуnнями солнышко.) А теперь возьмите фломастер и нарисуйте солнышко рядом со ступнями. (Рисуют.)
Упражнение «Разрывание бумаги»
Воспитатель: Есть еще один способ избавиться от неприятных чувств, но я расскажу о нем при условии: после выполнения задания вы поможете мне навести порядок в комнате. Возьмите бумагу, разорвите ее на кусочки, сложите в центр круга. Размер кусочков значения нe имеет. (Дети рвут бумагу) Вот сколько раздражения и злости вышло из нас! Давайте произнесем волшебные слова и превратим бумагу в... снег.
(Все вместе.) Крибле, крабле, бумс! (Энергично nодбрасывает кусочки бумаги в воздух; к воспитателю nрисоединяются дети; кидают кусочки бумаги друг в друга, nрыгают на них, бросают их горстями в воздух.)
Воспитатель: Приехала снегоуборочная машина и стала собирать снег. Помните, что вы мне обещали? Помогайте, подгребайте снег к машине. (Дети и воспитатель убирают бумагу в таз, корзину и m.n.) Как вы себя чувствуете? (Ответы.) Можете и дома этот способ попробовать, только обязательно вызывайте уборочную машину.
Приложение 3
«Вежливое путешествие»
Цель: Продолжать формировать положительные моральные качества.
Развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.
Закреплять умение соотносить игровые действия с выполняемой ролью. Оформление групповой комнаты. Комната поделена на игровые зоны: "Автовокзал"; "Магазин игрушек"; "Парикмахерская'; "Больница"; "Лес": Материал. Атрибуты для роли водителя, продавца, парикмахера, врача; Петрушка - кукла из кукольного театра или игрушка.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? Ha наком транспорте? (Ответы детей.) Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие на автобусе. Как называется место, откуда автобусы отправляются в путь? Правильно, это место называется автовокзал. Давайте построим автобус. (Дети под руководством воспитателя «строят» автобус из стульев и элементов большого конструктора. Затем выбирают «водителя» который садится в «кабину автобуса»)
Водитель должен внимательно следить за дорогой, движением других машин и сигналами светофора, громко объявлять остановни, продавать талоны.
(Воспитатель достает Петрушку и говорит за него.)
Петрушка. Эй, ребята! Мне стало скучно, и я решил съездить к своему другу гномику Лелику. Когда я вошел в автобус, то пролез в серединну, расталкивая пассажиров. увидел свободное место и сел. Какая-то бабушка стояла рядом и всю дорогу вздыхала. Через две остановки я пробрался к выходу и выскочил из автобуса. Вдруг я увидел Лелика на другой стороне дороги и закричал: «Эй ты, Лелька-Пилелька!»
Воспитатель. Подожди, Петрушка! Мне кажется, что ребятам в твоем рассказе что-то нe нравится. (Дети называют ошибочные действия Петрушки.) Давайте вспомним правила поведения при посадке в автобус и в его салоне. (Ответы детей.)
Проблемная ситуация.
Саша и его родители зашли в автобус. Все места были заняты. Только на переднем сидении одно место оказалось свободным. Как вы думаете, кому следует сесть на свободное место? (Ответы детей.)
Водитель. Остановка «Магазин игрушек»: Следующая остановка «Парикмахеская»
(Дети и воспитатель выбирают «продавца», который приглашает всех в «магазин игрушек» и встает за «прилавок»)
Воспитатель. Вспомним правила поведения в магазине. (Ответы детей.) Надо спокойно ждать своей очереди, не толкаться, здороваться с продавцом, вежливо попросить показать понравившуюся вещь, поблагодарить продавца.
Игра "Покупаю игрушку" :
Чтобы купить игрушку, надо вспомнить пословицу или поговорку о добрых отношениях между людьми.
Пословицы и поговорки (предварительная работа с детьми и родителями)
Человек без друзей, что дерево без корней.
Ссора до добра не доводит.
Поделитесь, да не подеритесь.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых нe забывай.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
В ком правды нет, в том и добра мало. He говори, что делал, а говори, что сделал.
Делу время - потехе час.
(Дети «покупают» игрушки и направляются к «автобусу». Продолжается путешествие no другим игровым зонам, используя приведенные выше методические приемы.)
Воспитатель. Давайте отдохнем и послушаем сказку «Вежливый кролик»:
Мексиканская сказка "Вежливый кролик"
Жил-был Кролик, очень скромный, вежливый. Однажды шел он домой и вдруг увидел Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора и она была голодна и сердита.
Кролик очень испугался. Бежать, но куда? Он опрометью бросился к пещере. Кролик нe знал, что там его поджидат другая грозная опасность - в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспита и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, но с кем? С Пещерой, конечно!" И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал - Здравствуйте, добрая Пещера! Пожалуйста, разрешите мне войти! До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
- Входите, входите, - ласково ответиа она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик понял, с кем имеет дело, - он узнал голос Змеи.
- Простите, что побеспокоил вас, -сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания! - и бросился бежать со всех ног.
Прискакал Кролик к своему дому и подумал о том, что вежливость еще никому нe повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
- Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые кролики!
Беседа с детьми: Что помогло кролику избежать опасность?
Приложение 4
Подвижные игры
«Водонос»
Ведущий говорит: «В древние времена, когда ещё не был изобретён водопровод, воду разносил водонос. Он нёс её от источника в город, стараясь не расплескать ни капли. Сегодня вам предстоит стать водоносами».
Команды выстраиваются нa линии старта в колонны. Первый участник берёт в руки тарелку, наполненную водой, и пo сигналу ведущего начинает деижение вперёд. Он должен дойти до флажка, вернуться обратно и передать тарелку с водой следующему игроку.
Варианты игры:
• тарелку удерживают одной рукой (так разносят блюда официанты);
• тарелку ставят нa голову и придерживают одной рукой (так носят воду нa Востоке);
• тарелку удерживают двумя руками, но ребёнок при этом движется спиной вперёд. В конце игры ведущий проверяет, сколько воды осталось в тарелке каждой команды, и называет победителя.
«Водяной»
Водящий сидит с закрытыми глазами. Играющие двигаются вокруг него пo кругу со словами:
Дедушка Водяной, что сидишь под водой? Выгляни нa чуточку, нa одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встаёт и с закрытыми глазами подходит к одному из играющих. Он может трогать стоящего перед ним ребёнка, но глаза открывать нельзя. Задача Водяного определить, кто перед ним. Если угадал, то дети меняются ролями и игра продолжается.
«Городки»
На расстоянии 8-10 метров от стартовой линии устанавливаю вплотную кегли (5 штук). Каждый участник команды получает право на бросок, затем мяч переходит к следующему игроку. За каждый сбитый предмет игрок получает одно очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Варианты игры:
Катить мяч ногой;
Бросать мяч обеими руками из-за головы.
«Рыбак и рыбаки»
Дети образуют круг – это рыбки; в центре воспитатель – это рыбак со скакалкой в руках (удочка). Длина скакалки больше, чем расстояние от рыбака до любой рыбки. Рыбак низко над землей крутит удочку, а рыбки должны перепрыгнуть через нее. Сложность игры заключается в расчете времени прыжка. Если рыбка не успела перепрыгнуть, значит она поймана. Побеждает самый внимательный и ловкий, кто дольше всех продержался.
«Черепаха-путещественница»
Участвуют две команды. Первый игрок каждой команды встает на четвереньки, на его спине устанавливают легкий пластмассовый таз (панцирь). Черепаха должна доползти до флажка и вернуться обратно, не потеряв панциря. Поэтому двигаться надо осторожно. Когда игрок вернется на старт, выходит следующая черепаха.
Приложение 5
Проблемные ситуации:
1. Воспитатель попросил Катю отнести в соседнюю группу книгу. Катя вошла в комнату и сказала...
2. Дима принес в детский сад новую настольную игру и положил нa стол, чтобы оказать детям. Все окружили Диму. Оля, девочка маленького роста, встала на цыпочки, чтобы посмотреть на игру, но ничего нe увидела. Огорчившись, хотела отойти, но Олег попросил ребят...
3. Папа попросил Вову сходить к соседу за кассетой. Сосед отдыхал - лежал на диване с журналом в руках. Прежде чем обратиться к нему с просьбой, Вова сказал...
4. Миша строит из кубиков мост. К нему подходит Дима и говорит, что он тоже хочет строить: ломает мост и забирает себе кубики. Как бы вы поступили?
5. Однажды только Наташа пришла в детский сад с санками. Ha прогулке дети окружили девочку, всем очень понравились санки с удобной спинкой и захотелось на них покататься. Как, вы считаете, должна поступить Наташа?
6. После дневного сна воспитатель скал детям: «Застилайте побыстрее
постели, мы сейчас пойдем смотреть спектакль в музыкальном зале». Настя аккуратно застелила свою постель и уже хотела бежать в зал, но тут увидела, что Кирилл не может справиться с одеялом. Как вы думаете, что сделает Настя?
Приложение 6
Инсценировка сказки "Петушок и Птичка"
Воспитатель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые?
Поссорились? Так надо помириться!
Птичка. Я с Петушном мириться нe буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он нe ответил.
Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел.
Птичка. Но я же сегодня сказала «здравствуй»:
Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось.
Воспитатель. Петушок, ты хочешь, чтобы Птичка заболела?
Петушок. Нет, я нe хочу, чтобы она болела!
Воспитатель. А что же ты для нее "здравствуй" пожалел? Ведь "здравствуй" - это значит будь здоров, не болей!
Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то
кричит: "Эй, ты!"
Воспитатель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать!
Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться!
Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я асегда буду вежливой!
Беседа с детьми: Как правильно себя вести.
Приложение 7
Игра - путешествие на планету «СемьЯ»
Цель:
1. закрепить знания детей о семье, о ролевых отношениях в семье, воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
2. формировать навыки сотрудничества, положительной установки нa участие в заиятии, инициативности, самостоятельности, самооценки.
Оборудование: ребус с цифрой 7 и буквой Я; фланелеграф с изображением дерева; конверты с фотографиями каждой семьи; листы бумаги; карточки с изображением членов семьи из геометрических фигур; геометрические фигуры красного, зелёного, синего цветов; «звездочка»; магнитофон. Предварительная работа: разучивание физкультурной минутки, пальчиковой гимнастики; сюжетно-ролевая игра «Семья»; заучивание стихов о мамe, папе, бабушке, дедушке, братьях и сёстрах; беседы о семье; рассматривание картины «Семья»; оформление конвертов с фотографиями членов семьи.
Ход:
1.Отгадывание ребуса.
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в необычное путешествие на аэробусе планету. Но, чтобы узнать название планеты, вы должны отгадать ребус (показ).Какая это цифра? (7)А кто знает, какая это буква? (Я)Кто угадал, какое слово скрывается в ребусе? (семья).И мы с вами отправляемся на планету «СемьЯ». Начинаем отчет: Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять – на планету «Семья» мы едем!
(Дети садятся на стульчики – имитация аэробуса Звучит музыка «Мы едем, едем, едем в далекие края»)
Вот наша первая остановка «Наши ручки».
Вспомним пальчиковую гимнастику: Этот пальчик -дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папа, этот пальчик- мама, это я, вот и вся моя семья! Не вся? Продолжаем: это братик, вот сестра, бабушка еще одна, вот и дедушка второй, старший брат, он за меня горой! Вот такая вот семья! Дружная, веселая!
Один, два, три, четыре, пять, дальше едем мы опять.
Остановка «Отвечай-ка». Назовите членов своей семьи (ответы). Как вы понимаете, что такое семья? (Это родственники, живущие вместе). А теперь поиграем в игру «Кто какой». Я буду давать звездочку с планеты «СемьЯ» и задавать вопрос, а вы отвечать. Мама какая? (Добрая, ласковая, красивая, заботливая…). Папа какой? (Сильный, строгий, веселый, смелый…). Сын какой? (Маленький, послушный, подвижный, озорной..) и т.д. о всех членах семьи.
Остановка «Дерево семьи»
(Фланелеграф с изображением дерева). На планету «СемьЯ» залетело семечко, оно проросло, превратилось в зеленый росток. Росток рос, рос и превратился в дерево. А кто помогал ему расти? (Солнце, земля, вода, воздух). Дерево крепкое, могучее, корни его ушли глубоко в землю и схватилось за нее так крепко, что даже урагану не под силу сдвинуть дерево с места. Подумайте, кто из вашей семь «корни», «ствол», «веточки», листочки». Расположите фотографии членов семьи на дереве. Почему так расположили? Обобщаю ответы детей: корни – дедушка и бабушка, от них родились мама и папа, ствол – мама и папа, Веточки идут от ствола – это вы и ваши братья, сестры. А кто же листочки? Это ваши будущие дети?
Остановка «Ласковая»
Я буду вам говорить слова и кому дам звездочку, тот это слово назовет и произнесет ласково. Мама – мамочка, мамуля. Сестра – сестренка, сестричка, и т.д.
Остановка «Фигурная»
Показ картинки с изображением членов семьи из геометрических фигур. Как вы думаете, кто изображен? А почему вы так думаете? (Папа – туловище из квадрата, брюки – прямоугольники, голова – круг. Мама – платье – треугольник, голова – круг, бабушка – голова – треугольник (в платке, и т.д. ).
Изобразите из разноцветных геометрических фигур членов вашей семьи, кого вы хотите.
Посмотрите, какие у вас все члены семьи разные, но они все одна семья, любят друг друга, уважают, помогают друг другу, переживают. Вы любите свою семью? (Ответы детей).
А сейчас возвращаемся с планеты «СемьЯ» в детский сад (Звучит мелодия).
Приложение 8
Продукт проекта «В гостях у сказки»
Сценарий развлечения пo мотивам русской народной сказки «Репка»
Задачи. Формировать умение ценить дружбу и сплоченность; приучать к посильному участию в ведении семейного хозяйства; воспитывать чувство собственного достоинства и трудовой, семейной чести; приучать к взаимопомощи, умению хозяйствовать; прививать уважение к труду и его результатам; формировать желание быть полезным людям, навыки и привычки организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности; развивать чувство уважения и почитания старых людей; формировать желание знать предков и быть ответственным перед родом, быть радушным и гостеприимным, ценить крепость семейных уз; закреплять общепринятые в обществе представления о статусном положении девочек в семье как «хозяек» и «рукодельниц»; воспитывать желание проявлять заботу о своик близких; формировать гуманные чувства, потребность и готовность оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, сочувствие другому.
Ход развлечения
В зале - декорации домика, огорода с несколъкими деревьями. Под музыку входит Сказочница и приветствует детей, сидящих на скамеечках, и родителей в зале. Среди взрослъсх и детей естъ заранее подготовленные исполнители ролей Деда и Бабки, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки и чтецов.
Сказочница. Друзья, а у меня для вас сюрприз! Сейчас мы попадем в русскую народную сказку «Репка». Мы знаем эту сказку, много раз играли в нее, рисовали и лепили ее героев. И сегодня она поможет нам показать, какие мы смышленые, веселые, добрые и дружные. Итак, репка выросла на огороде. Подкожу я к ней поближе, а она мне шепчет: Я уже созрела, вытащите меня, пожалуйста. Ho я не могу ее вытащить. Вспомним, кто в сказке тянет репку? (Ответы.) А теперь надо всех героев сказки собрать вместе.
Под музыку «Песенки о сказке» (муз. С. Никитина, сл. Ю. Моригу) из мулътфилъма «Волчъя шкура» Схазочница берет одного ребенка за руку, осталънъсе дети, взявшисъ за руки, змейкой nepexoдят на nолянку (ковер), где Сказочница nредлагает всем сесть.
Сказочница. Вспомним, как начинается сказка. (Дети всnоминают Деда и Бабку.) А какие они? У кого есть бабушка и дедушка? (Рассказы детей.) Подумайте, кто входит в семью в сказке «Репка»? Подумайте, сколько поколений в этой семье?
1-й ребенок. Три поколения: дедушка с бабушкой, мама с папой и внучка.
Сказочница. А сколько поколений в ваших семьях? (Из числа взрослых родственников дети высбирают исnолнителей ролей Деда и Бабки, nомогают им надетъ костюмы.) Вспомним, кто первым помог Деду и Бабке. (Внучка.) А какая она? (Ответы) Сказочница nредлагает девочкам nовязатъ друг другу и куклам банты. Тому, кто затрудняется, надо nомочъ. Одну из девочек Сказочница nредлагает выбратъ исnолнителъницей роли Внучки, дети nомогают ей надетъ костюм.
Сказочница. Вот хорошо, теперь у нас и Внучка есть. Сядьте рядышком: Дедушка, Бабушка, Внучка. А я загадаю вам и всем гостям загадку про эту дружную семейку: подумайте все, сколько человек в этой семье? Задам сейчас задачу я. Слушайте, вот наша семья: Дедуля, бабушка- вот так! У нас порядок в доме, лад и чистота, а почему? Две мамы есть у нас в дому, Два папы, один сыночек, одна невестка, одна дочка, а самая младшая – я. Какая ж y нас семья?
Дети. В семье пять человек: дедушка, бабушка, папа, мама, дочь. (Мама и папа сейчас на работе.)
Внучка. А чьи родители дедушка и бабушка?
Дети. Это родители папы, потому что мама является невесткой в доме. Сказочница. Правильно! А кто входит в вашу семью? (Ответы. Звучит музыка.) Давайте вспомним, кто еще живет в доме с Бабкой и Дедкой? (Дети всnоминают npo собачку и кошку.) Поищем их?
Под деревом лежит красивый мешочек, дети достают его, развязывают и обнаруживают элементы костюмов знакомых nерсонажей: наnример, ушки, хвостик и маску Жучки. Сказочница nредлагает детям изобразитъ радостъ и гнев собаки, затем nредлагает всnомнитъ, как надо себя вести npu встрече с незнакомой собакой.
Дети. Нельзя дразнить, злить и избивать собаку, нельзя убегать и поворачиваться спиной к ней, обращаться с собакой надо терпеливо и спокойно. Нельзя гладить бездомных собак.
Детям nредлагается выбратъ исполнителя роли Жучки, nомогают ему надетъ костюм. Затем сказочница nредлагает детям nоискатъ Кошку. Они идут дальше и nод другим деревом находят еще один мешочек с элементами костюма Кошки. Сказочница вместе с героями nредлагает детям отгадатъ загадки о героях сказки. Если дети не могут отгадатъ, им nомогают родители.
1. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышка.)
2. Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается. (Собака.)
3. Мохнатенькая, усатенькая, ест и пьет, песенки поет. (Кошка.)
4. Маленькая, да удаленькая, - помощница Бабки и Дедки. (Внучка.)
Сказочница. Кто в сказке старше других? (Дед и Бабка.) А сейчас отгадаем загадки об инструментах и инвентаре, с помощью которых дедушка трудится на огороде. (3агадки зачитывают Дед и Бабка.)
1. Нагнут меня ребятки, и дождь пойдет на грядки. (Лейка.)
2. Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругом и ребятам помогаю делать горку, строить дом. (Лоnата.)
3. Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди.)
4. Зубов много, а ничего не ест. (Пила.)
5. Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Tonop.)
Дети отгадывают загадки. Ребенок, который болъше всех отгадал, выбирается исnолнителем роли Кошки, дети nомогают ему надетъ костюм. Далее Сказочница сnрашивает о самой маленъкой героине сказки и nредлагает nоискатъ ее в домике. Там дети находят третий мешочек- с элементами костюма Мышки. Детям nредлагается no очереди изобразитъ героев сказки: стареньких Деда и Бабку (как они ходят, встают, читают газету, надевают очки и m.n.), Внучку (как она танцует), Жучку как она лает, nрыгает, боится, nрислушивается и m.n.), Кошку (как она ходит, cnum, сердится, умывается и т.д.), Мышху (как она nищит, бегает, грызет орешки и m.д.). Дети выбирают исnолнителя роли Мышки, nомогают ему надетъ костюм.
Сказочница. Вот мы и нашли всех героев сказки, но, прежде чем пойдем смотреть, как наши герои будут вытаскивать репку, поиграем в игру «Посадка овощей».
Игра nроводится вместе в родителями. Дети и родители выстраиваются в две колонны nеред линией старта. У nервого в руках картофелина, у второго - penкa, у третьего - морковка и т.д. У nоследнего - лейка. Игроки один за другим бегут и сажают свои овощи. Последний «nоливает» noсаженные овощи из лейки. Затем игроки бегут no второму кругу - собирают высросшие на грядке овощи в корзину. Побеждает та команда, которая быстрее других засеет грядки и соберет урожай.
Дети и взрослые в хостюмах Деда, Бабки, Внукхи, Жучки, Кошки и Мышки размещаются возле домика. Дед осматривает огород и зачитывает стихотворение В. Савковой «Огород».
Дед.
Огород, огород, огород за плетнем,
За подсолнухом высоким, за березкой, за вьюнком.
Под капустною листвою спать улитки прилегли,
В желтых тыквы граммофонах заблудилися шмели.
У тропинки лук семейный ощетинился пером,
Вдоль забора - ствол репейный, не отрубишь топором.
По воде в зеленой кадке прытко скачут плавунцы,
Раскатилися на грядке светлобрюки огурцы.
По морковке нет просвета, от укропа пряный дух!
Под июль катится лето, голосит рябой петух.
Подходит к peпкe и nытается сорватъ ее. Тем временем возле домика заранее nодготовленные к роли Внучка и Бабка инсценируют стихотворение А. Яхова «Кто кому кто?».
Внучка. Бабушка-бабушка, я чья дочка?
Бабка. Ты Федина дочь, моего сыночка.
Внучка. Мой папа большой, а совсем нe сыночек!
Бабка. Сыночек. Брат четырех моих дочек. Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
Внучка. Да разве у дочки мы были? У тети!
Бабка. Тетю твою я в люльке качала...
Внучка. Бабушка, стой, объясни сначала. Кто мне Наташа и два ее братца. Бабка. Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой, ох, и была шустра!
А ты им доводишься... Хитрое дело...
Внучка. Бабушка, что-то у нас пригорело!
Бабка. Ох, ох, пока я соображала,
Все молоко из кастрюли сбежало!
Обе убегают в домик.
Дед. Большая выросла репка. Одному мне не справиться. Придется Бабку звать, хотя и занята Бабка моя на кухне, обед готовит. (Зовет Бабку. Бабка выходит из домика и сnешит Деду на nомощъ. Тннут penку вместе.)
Бабка. Ох, не справиться нам, Дед! Что делать будем? Дети наши в город уехали за покупками. Кто поможет?
Внучка. Дед, баба! Я вам помогу! (Исnолняет стихотворение Т. Маршаловой:
Очень бабушку люблю!
Ей я помогаю.
В магазине все куплю,
В доме подметаю...
Прополю и огород,
Наношу водицы.
А когда луна взойдет,
Сказка мне приснится.
Эту сказку у окна
Бабушка расскажет.
Засьшаю, а она
Мне носочки вяжет,
Чтоб морозною зимой
Не замерзли ножки
У меня, ее родной
И любимой крошки.
Забыли дед и бабушка про меня. Побегу-ка я на помощь! (Присоединяется к Деду и Бабке. Все вместе тянут penкy.) Ну и репка выросла, большая-пребольшая! Кого жe еще позвать на помощь? Папа с мамой в город уехали. Вот был бы у меня брат или сестра. (Вместе с детъми исnолняет nесню «Я у бабушхи живу», муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана.) А позову-ка я нa помощь Жучку!
Жучка.
Собака, вас лаская взглядом,
Исполнит, что ни прикажи:
«Сидеть!», «Лежать!»,
«Гуляй!», «Служи!».
И вечно будет с вами рядом
Собака, самый верный друг,
Для вас является примером.
Вам поучиться есть чему,
Чтоб He остаться одному...
(Подбегает и вместе со всеми тянет penкy.)
Да... He справиться нам! Позову я на помощь Кошку, а то лежит целый день на печи.
Кошка не сnеша nоявляется из домика, наnевая nесню Кота Матроскина из мулътфилъма «Канихулы в Простохвашино» («А я все чаще замечаю...»), nотом nрисоединяется ко всем и изо всех сил тянет penкy.
Кошка. Да... He простая это работа. Ну что, в доме, кроме Мышки, никого нe осталось. Позову-ка я ее, она у нас хоть и маленькая, да удаленькая.
Напевая nесенху «Хорошо!» (муз. Б. Савелъева, сл. М. Пляцковского), Мышка npuсоединяется ко всем.
Мышка.
Если всем нужна твоя работа –
Это хорошо,
Если смог обрадовать кого-то –
Это хорошо.
Даже если песенку простую
Слово в слово ты придумал сам,
Пусть она поможет в трудный час друзьям.
Если бить баклуши надоело –
Это хорошо,
Если по душе нашел ты дело –
Это хорошо.
Даже если песенку простую
Слово в слово ты придумал сам,
Пусть она поможет в трудный час друзьям.
Все вместе вытягивают penкy, радуются. Дети и взрослые nод веселую музыку водят хоровод вокруг penпu, nоют.
Дети.
Ай да репка! Красота! И кругла ты, и вкусна. Ай-люли, ай-люли. И кругла ты, и вкусна!
Дед. Хорошо потрудились, молодцы!
1-й ребенок.
Каждый труд для человека почетен.
Как бы ни был он велик или мал,
Только б от сердца ты работал
И всегда трудился, не дремал.
2-й ребенок.
Мы живем на свете, чтобы пользы
Для людей побольше принести,
И еще нам сделать надо много.
Как уходят быстро наши дни!
3-й ребенок.
Если ты поешь иль слово сеешь,
Развивай талант свой, не ленись.
Если ничего ты нe умеешь,
То тогда старайся и учись.
4-й ребенок.
Пусть твой труд порою незаметен
Для других, для посторонних глаз,
День придет, и кто-нибудь заметит
Скромный труд твой и награду даст.
Дед. Как вы думаете, почему мы справились с работой, смогли вытянуть такую большую репку?
Дети. Потому что вас было много, никто нe ленился и вы друг другу помогли.
Дед. Верно! Поодиночке мы бы ничего не смогли сделать. Когда мы все вместе дружно беремся за что-то, то с любой работой можем справиться. Поэтому надо всегда помогать друг другу и жить дружно. Без друзей человеку трудно прожить.
Все вместе исnолняют nесню «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского) из мулътфилъма «Тимка иДимка».
Внучка. Дед, Баба, вы устали. Пойдемте, вам надо отдохнуть.
Жучка. А кто же приготовит репку?
Дед. Есть у нас в доме хозяюшки: Бабка да Внучка. А как приготовят хозяйки репку, так добро пожаловать к столу все, кто захочет отведать. Репка славная уродилась, на всех хватит!
Дети исnолняют стихотеорение М. Габдулганиевой «Чайхана»
1-й ребенок.
Скатерть расстелем мы сначала,
Ароматный чай всему начало!
Приходите, рады мы гостям,
Чем богаты - предоставим вам.
2-й ребенок.
Отличились добротой своей,
He остались в мире без друзей,
Коль впустим их радость на порог,
Им поможем мы среди тревог.
3-й ребенок.
Чаем свежим, крепким напоим,
Про дела расскажем им свои,
А они поделятся теплом,
Ик сердечность наш согреет дом.
4-й ребенок.
Угощенье, сахар, сладкий мед,
Чашка чая сладкого вас ждет.
Пей, наш гость, и грусть ты отгони,
После чая будут полны дни...
5-й ребенок.
Мягкостью, как мятный аромат,
Добротой, как у ромашки взгляд,
Нежностью, как розы лепесток.
Заходи и выпей хоть глоток!
Девочки исnолняют танец с чайными чашками nод nесню В. Королёва «3дравствуйте, гости».
Приложение 9
Продукт проекта. Игровое занятие «Наше настроение»
Разработала занятие Шумилова Г.х., воспитатель МДОУ № 5 г. Хвалынск
Цель: систематизировать и обобщить знания детьми социокультурных правил поведения, полученных в ходе реализации проекта «Живем вместе».
Задачи:
1.Закрепить умение понимать свое настроение и настроение других людей.
2.Закрепить умение контролировать свое поведение.
3.Формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.
Материал: книги, клей, салфетки, 3 стакана с водой, глина, блестки.
Ход:
Воспитатель предлагает детям поздороваться с присутствующими и сесть в круг. Напоминает детям про сказку «Под грибом», уточняет их знания, что значит «жить вместе», предлагает вспомнить, как и где дети добывали знания о правилах общего проживания. Спрашивает: Какое сегодня у вас настроение? Как вы понимаете слово «настроение»? (Это то, как вы настроены, как чувствуете себя). Может ли меняться настроение?
Вывешивает на доску рисунки с изображением солнца, дождика из тучи, солнца из-за тучи. На что похоже радостное, хорошее настроение (на солнце). Почему? (оно согревает, теплое, приветливое). А какая картина подходит для грустного, хмурого настроения (дождик). Почему? (хочется укрыться, поплакать, холодно). А какое настроение передано в изображении солнца, выглядывающего из-за тучки? Это настроение не очень радостное, но и негрустное, смеяться не хочется, но и плакать тоже. А, чем можно заняться при таком настроении? (Почитать книги, посмотреть телевизор, порисовать, просто помолчать, мечтать). Бывает ли у вас грустное настроение? А плохое? Пройдет ли плохое настроение само по себе или можно что – то сделать, чтобы оно улучшилось? Выслушивает ответы детей. А улыбка может помочь справиться с плохим настроением? Давайте подарим друг другу улыбки.
Проводится физкультминутка под песню Шаинского «От улыбки хмурый день светлей».
Ребята, нам гости принесли волшебные коробочки, в которых спрятаны настроения. Попробуйте отгадать, где какое настроение. (Перед детьми 3 стакана с чистой водой. Воспитатель достает блестки из первой коробочки и высыпает в стакан. Дети наблюдают, как вода сверкает). Какое получилось настроение в стакане? Что хочется делать при таком настроении? (Петь, танцевать, веселиться и т.д.). (В другой стакан кладет кусочек глины. Вода мутнеет). На какое настроение похожа вода (плохое, грустное, неприятное). (Третья коробочка пустая, имитирует что то высыпала, цвет воды не меняется). На какое настроение похожа прозрачная вода? Спокойное.
Ребята, а я вот сегодня зашла в младшую группу, а у детей грустное, плохое настроение. Оказывается, они хотели, чтобы им почитали сказки, но книжечки все в плохом состоянии, разорваны. Как можно помочь малышам поднять настроение? (Можно подарить другие, можно их развеселить, можно эти книги отремонтировать). Вот мы с вами сейчас подклеим книги малышам, а после занятия отнесем – обрадуем их, и, конечно же, расскажем, как надо пользоваться книгами.
(Практическая работа - дети подклеивают книги). Воспитатель хвалит детей: молодцы, вы очень добрые, трудолюбивые, умеете заботиться о других. Вот как много хороших слов вы заслужили. Ребята, вспомните а как все эти слова можно обозначит одним словом? Что я вам сейчас говорила? Комплимент. А комплимент может поднять настроение самому себе и другому человеку? Давайте подарим друг другу и гостям комплименты. Дети и присутствующие говорят друг другу комплименты.
Звучит музыка. Все вежливо прощаются, гости уходят.