Тема:
Содержание
1. Вопрос № 1. Теоретическое задание: Урок в школе: понятие, виды, проведение, анализ
2. Вопрос № 2. Практическое задание: Профилактическая беседа с учащимися 7-8 классов во внеурочное время на тему: "Наркомания – беда и как с ней можно справиться?"
Список использованных источников и литературы
Вопрос №1
В словаре Ожегова С.И. "занятие" определяется как труд, дело, время учения. "Заниматься" – значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь.
В педагогической литературе отмечается, что сегодня в мире основной формой обучения является классно-урочная и , следовательно, основная форма организации учебной работы – это урок.
"Урок – основная единица образовательного процесса четко ограниченная временными рамками, планом работы и составом учеников" – пишет А.С. Смирнов. Раскрывая теоретические позиции, лежащие в основе осуществления урока, Ю.А. Конаржевский отмечает, что урок – это инструмент воспитания и развития личности и выделяет восемь положений, который можно рассматривать, как восемь существенных признаков понятия "современный урок". Урок – это:
Основная форма организации учебной работы;
Динамическая, совершенствующаяся, процессуальная система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;
Социальная система;
Основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;
Действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;
Элементарная структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;
Звено в системе уроков;
Аспект взаимодействия семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье.
Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управления их познавательной деятельности привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Понятие "учебное занятие" шире понятия "урок". Урок мы рассматриваем, как частный случай учебного занятия. А учебное занятие характеризуется двояко: как организационная форма обучения и как временной отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности. Но нас интересует, что же представляет собой учебное занятие по праву.
Учебное занятие по праву – это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников.
Оно направлено на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта знаний, формирование умений пользоваться полученными правовыми знаниями в практической деятельности. В современной науке к уроку предъявляется большая группа дидактических, психологических, гигиенических требований. Так, например, его продолжительность в школе, в зависимости от возраста детей, устанавливается от 35 до 45 минут. Педагогу не следует задерживать школьников на перемену, которая дана ученику для отдыха. Учитель права при выборе тех или иных методов и приемов работы на уроке должен учитывать все факторы, способные оказать отрицательное влияние на здоровье школьника (как он сидит, какова освещенность помещения и рабочего стола и прочие).
При организации урока по праву обращается внимание и на проблемы психологического характера (общий эмоциональный настрой учеников на восприятие правового материала, распределение по группам в зависимости от особенностей детей.
Урок по праву условно можно рассматривать с точки зрения интегрированного взаимодействия пяти составляющих компонентов:
Учитель права;
Обучаемые;
Юридическое содержание учебных курсов;
Система методов, приемов, средств обучения;
Цель и результат.
Теперь рассмотрим эти компоненты более подробно.
1.Что же должно характеризовать учителя права? Это знание юриспруденции, основных тенденций современного обучения праву, эрудиция; педагогическое и методическое мастерство, то есть умение донести юридический материал, который бывает весьма сложным, умение создать благоприятный психологический климат, умение ответить на все вопросы.
2.Вторым компонентом учебного занятия по праву является обучаемые. Их характеризует:
а) активность и самостоятельность в освоении юридического материала;
б)уровень учебных знаний и навыков;
в)навыки сотрудничества и работы в коллективе (на учебных занятиях по праву это очень важный признак, он проявляется при организации обучения по группам);
г)степень дисциплинированности и организованности обучаемых.
3.Третий компонент – это юридическое содержание учебного курса, при анализе которого следует обращать внимание на такие параметры, как:
а)научность правовой информации, ее достоверность;
б)доступность материала определенному адресату. Материал, который отбирается учителем для разъяснения, должен несколько опережать уровень подготовки обучаемых;
в)актуальность изучаемых правовых понятий и их непосредственная связь с жизнью;
г)наличие новизны изучаемой правовой проблемы;
д)оптимальность объема предложенной юридической информации.
Четвертый компонент учебного занятия по праву – это система методов, приемов, средств организации учебной деятельности. Это проявляется в следующем:
1)рациональности и эффективности использования времени на уроках права;
2)учета того, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток. Специалисты констатируют, что самый лучший период для быстрого усвоения и восприятия сложного юридического материала определяется временными рамками от 11 часов до 13 часов дня. Подъем работоспособности наблюдается в субботу, так как у обучаемых на уровне подсознания заложена информация о предстоящем выходном дне;
3)наличия и эффективности использования наглядности и технических средств обучения праву;
4)уровня обратной связи, проявляемой в ходе занятия;
5)эффективности контроля за работой обучаемых, оценка их деятельности;
6)степени эстетического воздействия занятия на обучаемых.
И последний пятый компонент– это цель и результат учебного занятия по праву. А здесь следует обращать внимание на:
Степень конкретности, четкости, лаконичности поставленных целей. Любая цель учебного занятия по праву должно быть конкретной и достижимой.
Необходимо оценить степень обучающего, воспитательного и развивающего воздействия занятия по праву на школьников.
Рассмотрев основные компоненты учебного занятия, перейдем к рассмотрению типов (видов) уроков. Традиционно выделяют следующую типологию уроков (смотри схему № 1). Эту классификацию можно провести с позиции самих элементов процесса обучения.
Можно привести классификацию и по ведущим методам обучения:
1. Урок-лекция
2. Урок-беседа
Схема
3.Диспут
4.Лабораторное занятие
Если классификацию проводить в зависимости от деятельности самих школьников, то можно выделить:
Уроки-обобщения.
Уроки-игры.
Уроки-конференции.
Проблемные уроки.
Рассмотрим классификацию учебных занятий по праву и дадим кратко характеристику каждого из видов.
В зависимости от учебной задачи и элементов процесса правового обучения, выделяют:
Вводный урок;
Урок изучения нового материала;
Комбинированный урок;
Контрольный урок;
Урок проверки и учета знаний;
Повторительно-обобщающий урок.
Вводный урок предваряет серию учебных занятий, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения.
Урок изучения нового материала целесообразно организовать в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности. Указанный тип урока по праву может быть организован в виде школьной лекции, киноурока.
Комбинированный урок по праву – эти уроки в большей степени распространены в правовом обучении. Необходимо перечислить структурные элементы таких занятий:
1.Организационный момент.
2.Постановка цели занятия перед учащимися.
3.Опрос.
4.Изучение нового материала.
5.Закрепление нового материала, изученной темы.
6.Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.
7.Задание на дом.
Более подробно схему проведения таким занятий мы рассмотрим чуть ниже.
Следующий вид урока – это контрольный урок по праву. Такой урок целесообразно проводить после изучения темы или ряда тем. Учитель может предложить школьникам выполнить письменные задания: решить задачи, объяснить юридические правила поведения людей в той или иной ситуации, провести устный опрос. Также учитель может предложить ученикам выполнить тестовые задания, причем их проверку организовать в классе.
И последний в типологии уроков - это урок обобщающего повторения. Такой урок может проводиться после изучения темы, проблемы, которая раскрывалась на протяжении нескольких уроков, раздела или курса вообще. Главной целью этих уроков является систематизация правовых знаний школьников, установление логической взаимосвязи изученных правил поведения, правовых явлений и обобщения их. К такому уроку учитель заранее готовит вопросы и задания и знакомит с ними школьников. Такие уроки могут проходить в форме игры, групповой работы с законами и прочие.
Нам необходимо рассмотреть и схему проведения урока по праву. И как было заявлено выше, мы рассматриваем схему проведения комбинированного урока.
Такой урок начинается с небольшого организационного момента. Обучаемые настраиваются на урок и готовятся к предстоящей учебной деятельности. Учитель и ученики приветствуют друг друга, а также проверяется явка учащихся. Этот момент нельзя затягивать долго.
Затем учителю необходимо объявить цель занятия.
Второй компонент – это проверка знаний и умений школьников. Учитель организует работу детей, использующих в своей деятельности ранее изученный материал. Проверка может осуществляться устно или письменно. При этом необходимо, чтобы все школьники были включены в эту деятельность, учитывались индивидуальные особенности каждого, а потому подобная диагностика может носить дифференцированный характер. В опрос необходимо включать задания, контролирующие не только степень усвоения предыдущего материала, но и нацеливающие на изучение новой темы. Учитель может заранее разработать серию вопросов и заданий, которые будут адресованы на этом этапе учащимся. Опрос может проводиться фронтально в устной форме. Некоторых учеников можно пригласить на первые парты для выполнения письменного задания. Другие школьники могут работать у доски, заполняя различного рода таблицы, схемы. Однако весьма ценной на уроках права является работа, требующая устного рассказа школьника, объяснение своей позиции. При выступлении одного школьника по теме другие ребята должны учиться умению его слушать, дополнять и даже критиковать. Также в зависимости от темы урока учителю необходимо продумать серию вопросов, нацеливающих на изучение новой проблемы. Ему, как уже говорилось выше, четко необходимо сформулировать тему урока, обозначить цели, задачи предстоящей деятельности, а также задания, которые необходимо выполнить. Следует и обозначить план учебного занятия. Следующим звеном урока выступает изучение нового материала. Оно может быть выстроено различными способами. Это может быть рассказ. Тогда учитель делает отметки, где следует особо обратить внимание учащихся. Необходимо приводить яркие примеры, поясняющие механизм той или иной нормы права. Это может быть и работа школьников по группам, когда одна группа готовит вопросы другой. А также это может быть работа с текстом закона и решение практических ситуаций. При этих формах учитель выступает в роли организатора занятия и помощника в самостоятельной познавательной деятельности учеников. Важным этапом комбинированного урока является закрепление изученного материала. Закрепление отдельных юридических конструкций всей темы можно осуществлять сразу же после изучения каждой из них. Такая поэтапная работа подводит школьников к общему итоговому закреплению темы, в процессе которого используются вопросы и задания воспроизводящего характера. Также в ходе учебного занятия осуществляется так называемое текущее повторение правового материала для того, чтобы осуществить его логическую связь с тем, что изучается дальше. Завершать учебное занятие целесообразно домашним заданием, которое:
Связано с содержанием правовой информации урока;
Оно должно быть четким, ясным и адресоваться всему классу, но можно предлагать и отдельные индивидуальные задания некоторым школьникам;
По общему правилу задание предлагается выполнить к следующему уроку, однако могут быть и задания рассчитанные на более длительный срок подготовки;
Нельзя предлагать большой объем домашних заданий (в противном случае основная часть учеников их не выполнит;
На следующем уроке учитель обязательно проверяет, как выполнено задание (систематическая непроверяемость заданий приводит к снижению их значимости.
Итак, мы рассмотрели понятие, виды, этапы проведения урока. А теперь нам необходимо выявить как проходит анализ проведенного урока.
Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. Если учителю неизвестно, насколько плодотворна его деятельность, если он не знает, что сделано правильно и в чем допущены ошибки, то пропадает не только моральный стимул для труда, но и нельзя достичь поставленных целей. В процессе своей деятельности учитель обязательно определяет и измеряет качество обучения, хотя и не всегда отдает себе отчет, к каким мыслительным операциям прибегает в том или ином случае.
Эффективность урока можно оценить по следующим критериям:
1.Четкая поэтапная реализация целей урока (обучающих, развивающих, воспитывающих, диагностических).
2.Целесссообразность выбранной учителем структуры урока.
3.Содержательная насыщенность, плотность урока.
4.Гибкое, результативное использование методов, приемов, дидактических средств обучения.
5.Познавательная и творческая активность учащихся на уроке.
6.Культура педагогического общения учителя с учащимися, создание доброжелательного психологического климата.
7.Объективность и оперативность педагогической оценки результатов учебной деятельности учащихся.
При анализе и самоанализе урока часто допускаются ошибки, суть которых сводится к следующему:
Нет ясных, четких требований к эффективному уроку и как следствие – ясного понимания, какой урок считать эффективным;
Очень часто анализ урока сводится к тому, что делал учитель. Параллельно деятельность учащихся не анализируется.
При анализе урока часто не акцентируется внимание на роли данного урока в общей системе уроков.
При анализе урока часто не обращают внимание на такие "мелочи", как психологический климат на уроке, воспитательные аспекты урока.
При анализе урока часто не соотносятся такие его признаки, как уровень его эвристичности, технологичности, устойчивости полученных учителем результатов.
Поэтому для того, чтобы добиться хороших результатов учителю необходимо правильно подготовиться, поддерживать интерес и внимание учащихся. Современный урок обязан создавать условия для поэтапного контроля за качеством усвоения. Отсутствие контроля или формальное его осуществление наносит непоправимый вред учебно-воспитательному процессу. Контроль за качеством знаний позволяет выявить индивидуальный характер усвоения, проблемы усвоения и наметить рациональные пути их преодоления с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.
И в завершении следует отметить, что структура учебного занятия, расположение и количество его этапов (подсистем), зависит от замысла учителя, от проектирования или совместной с учащимися деятельности по достижению цели образования и форм организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Вопрос № 2
Цель беседы:
выявить вопросы, особо волнующие учащихся в борьбе с наркоманией;
научить работать учащихся в группе;
научить умение отстаивать свое собственное мнение.
Внеурочная деятельность очень динамична. Вне урока учащиеся приобретают больше возможности для контактов с реальным взрослым миром. Тем более эта деятельность не связана с требованиями школьной программы. А значит этот вид деятельности будет более интересен.
А теперь составим примерный план беседы.
Первый этап – педагог выступает со вступительной речью.
"Проблема наркомании в подростковом возрасте в последние годы стала чрезвычайно актуальной. Только врачи-наркологи и сотрудники правоохранительных органов знают, как много сейчас подростков, употребляющих наркотики. Очень часто ни педагоги, ни родители даже не подозревают, что подросток регулярно употребляет наркотики, а узнают об этом лишь тогда, когда он попадает в психиатрическую больницу или в больницу. Даже эпизодическое употребление алкоголя в подростковом возрасте должно рассматриваться как чрезвычайное событие, потому что это сразу сказывается на психике, поведении подростка, на учении в школе, во взаимоотношениях с родителями. Наркологи сейчас говорят, что больных наркоманией почти столько же, сколько и больных алкоголизмом. Точных данных о количестве наркоманов в нашей стране все-таки нет. Статистические показатели определяются, исходя из количества больных, состоящих на наркологическом учете. Но лишь единицы сами обращаются за лечением, остальных привозят милиция или родные. Надо полагать, что тех, кто попал в поле зрения наркологов и правоохранительных органов, гораздо больше. Эта трагедия не только семьи, в которой есть больной наркоманией, но и всего общества. Трагедия и в том, что наркомания поражает людей молодого возраста, а начинается все в большинстве случаев с подростковых лет. Чтобы подрастающее поколение было полноценным, необходимо уберечь детей от этого зла, Следовательно, самые важные задачи – это обнаружение и профилактика этих явлений. А теперь попытаемся найти ответы на вопрос "Возможно ли победить это зло?"
Педагог предлагает учащимся выбрать утверждения из предложенного списка наиболее актуальные и интересные для аудитории. Для этого перед началом беседы каждому из учащихся были выданы комплекты карточек зеленого, желтого и красного цветов. Педагог объясняет участникам беседы, что после каждого утверждения они должны проголосовать карточкой соответствующего цвета: красная – "полностью не согласен", желтая – "не уверен", зеленая – полностью согласен. В процессе опроса, проводящий исследование отмечает, какие из утверждений являются наиболее спорными для данной аудитории, а также каков общий уровень знаний участников в данной области. (Для этого из группы педагогу необходимо выбрать еще и двух помощников). Утверждения, вызвавшие наибольшие разногласия, выносятся на групповое обсуждение.
Примерные варианты утверждений, предлагаемых для опроса:
1.Большая часть наркотиков распространяется через медицинские учреждения.
2.Наркомания не вылечивается.
3.Наркотики начинают пробовать вследствие любопытства (трудности в семье, мода, примера, отсутствия цели в жизни, личной драмы, непонимания последствий, болезни, скуки и т.д.).
4.Пристрастие к наркотикам – признак слабой воли.
5.Подростки, употребляющие наркотики, всегда пытаются это скрыть.
6.Наркоман долгое время считает, что если захочет, то перестанет употреблять наркотики.
7.Анаша, гашиш, марихуана – это не наркотики.
8.Можно всю жизнь употреблять наркотики и не стать наркоманом.
9.Наркотики нужно легализовать.
10.Употребляющих наркотики надо наказывать.
Этот метод позволит учитывать особенности подростковой психологии, хотя делает более сложным и многомерным процесс педагогического взаимодействия.
На втором этапе происходит установление доверительных отношений с группой, здесь необходимо обратить внимание на такие моменты:
1)актуальность темы (выясняется, как было уже сказано в предварительном этапе, перед началом собственно беседы). В этот момент определяется актуальность предполагаемой тематики, для чего от подростков получена информация о то, насколько эмоционально значима для них проблема наркомании. Такой эмоциональный заряд будет для них залогом эффективности дальнейшей работы.
2) прояснение ожиданий сторон. Если тема для подростков эмоционально значима, то это рождает в них определенные стремления, например, получить дополнительную информацию или желание помочь товарищу избавиться от наркотиков, или определить степень своей зависимости и т.п., тогда задача педагога будет заключаться в том, чтобы помочь группе подростков глубже познакомиться с этой темой, разрешить их страхи и сомнения и научить справляться с затруднительными ситуациями.
В процессе беседы можно провести анонимное анкетирование по следующим вопросам:
наркомания – это беда.
С ней можно справиться только при помощи применения смертной казни.
С ней можно справиться только при помощи новых законов.
С ней вообще нельзя справиться.
С наркоманией каждый должен справиться сам.
В конце беседы подвести итоги анкетирования. Огласить результаты. Сделать выводы.
Третий этап - основной этап – педагог предлагает учащимся привести примеры употребления наркотиков, взятые из газетных статей, выступлений в средствах массовой информации, книг и конечно же, из жизни своих сверстников и более старших по возрасту подростков. Здесь же учащиеся выступают перед своими сверстниками с рассказами о причинах, по которым они не употребляют наркотики.
Четвертый этап - завершение работы – на этом этапе подводятся итоги анкетирования, Оглашаются итоги. Исходя из результатов работы предлагаются наиболее эффективные методы борьбы с наркотической зависимостью. Таким образом, оцениваются результаты групповой работы. Участники беседы осознают приобретения, сделанные благодаря совместной деятельности, и переносят их на условия реальной жизни в будущем.
Список использованной литературы
Водовозов М.Ю. Психология деликвентного поведения наркотически зависимых учащихся. Методическое пособие. Тюмень. Тюменский государственный колледж профессионально-педагогических технологий.1999.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учеб. Пособие для студ. сред. и высш. пед. Учеб. Заведений. – М.: Изд. центр "Академия", 1999.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. – М.: Образовательный центр, Педагогический поиск, 1999.
Ларионов А.В. Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 1997.
Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. Для студ. высш. И сред. пед. учеб. Заведений/С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др. Под ред. С.М. Смирнова. – М.: Издательский центр "Академия", 2001.
Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: Учеб. Для студ. высш. учеб. заведений . – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Требования к современному уроку// Стандарты и мониторинг, 2003. № 3
Русских Г.А. Дидактические основы моделирования современного учебного занятия// Методист, 2003 № 1.
Цыб А.А. Педагогика школы в структурных моделях учебных тем: Учебное пособие, Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999.