Рефетека.ру / Литература и русский язык

Сочинение: Роль идеологического спора в литературном произведении

Роль идеологического спора в литературном произведении

То, что справедливо и несправедливо — не дано судить людям.

Л. Толстой

Лев Николаевич Толстой — писатель-философ, глубоко, последовательно и своеобразно рассуждающий о смысле бытия, непреходящих человеческих ценностях, о роли личности в истории.

В романе «Война и мир» писатель дает законченную философскую систему по многим направлениям. Порой это отвлеченные авторские рассуждения на определенную тему или идеологические споры героев романа, в уста которых писатель вкладывает интересующие его вопросы. Таким образом, тот или иной герой приходит к постижению истины или даже близко не приближается к ней.

В ходе идеологического спора автор дает психологический портрет героя и возможность высказать самые сокровенные мысли. Интересно отметить, что спорят между собой, как правило, приятели, близкие по взглядам люди. Часто мы видим полемику князя Андрея с Пьером Безуховым. Болконский не будет открывать свою душу каждому, да и Пьеру он не говорит всего до конца. Безухов отказывается от карьеры военного, так как не желает воевать на стороне Австрии и Англии против «величайшего человека в мире... Это нехорошо». В душе князь Андрей тоже боготворит Наполеона, хочет походить на него, но все же возражает Пьеру, что войны не ведутся лишь из-за собственных убеждений людей. «Ежели бы все воевали только по собственным убеждениям, войн бы не было». Князь Андрей идет воевать, так как не видит другого пути освободиться от той бессмысленной жизни, которую он ведет в высшем свете. В порыве душевной откровенности Болконский предостерегает Пьера от поспешной женитьбы, которая может убить лучшие помыслы приятеля, сделать его пассивным созерцателем, доживающим вой нерадостный век. В подтексте его монолога ясно слышится боль князя. Это о себе он говорит, жалея «загубленную» молодость, но гордость и светское воспитание никогда не позволят ему до конца открыться даже близкому приятелю, отцу своему не скажет всей правды — таков князь Андрей. «Никогда, никогда не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам».

Князь Андрей согласен с Пьером, что Бонапарт — великий человек, ему удалось совершить головокружительную карьеру, потому что он был свободен. Живущего же в свете человека Болконский сравнивает с колодником, ему никогда не совершить ничего выдающегося. Именно поэтому князь Андрей стремится «на волю», он надеется, что «его Тулон» впереди, в военной карьере князь Андрей видит свое призвание. Он отравлен ядом тщеславия, никакое семейное благополучие не может заменить ему блеска славы. Правда, на Аустерлицком поле Болконский резко изменит свои взгляды, поймет мелочность этих мечтаний и помыслов. Теперь Болконский видит свое назначение в воспитании сына, занятии хозяйством, но почему у него такой безучастный и потухший взгляд.

В споре с Пьером о гуманном отношении к людям князь Андрей жестко отстаивает свою точку зрения, отличную от безуховской. Пьер уже раскаивается, что дрался на дуэли, безмерно рад, что не убил Долохова. Болконский же бескопромиссен. «Убить злую собаку даже очень хорошо». Князь Андрей прекрасно понимает таких людей — искателей приключений. Но Пьер знает, что убить «человека нехорошо, несправедливо». Андрей иронизирует над приятелем, что его христианские воззрения близки понятиям княжны Марьи. После Аустерлицкого сражения и смерти жены князь Андрей радикально изменился. Он полагает, что все кончено, ему остается удел спокойно доживать свой век в лоне семьи.

Пьер лучше князя видит, что такая жизнь убивает приятеля. Он старается заронить в Душе Болконского искру жизни, заставить его поверить в собственные силы, начать деятельно трудиться на благо отечества, без общественной деятельности князь Андрей погибнет. Это Пьер знает наверняка. Безухов убежден, что «жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться, этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял все счастье жизни». Здесь правота явно на стороне Пьера. Автор с одобрением наблюдает за своим героем. Это ясно чувствуется в подтексте Толстой осуждает пассивное прозябание, он уверен, что деятельный, умный человек должен все силы и способности отдавать служению отечеству. Страстные слова приятеля заронили искру сомнения в собственной правоте князя Андрея. Он уважает мнение Безухова, чтобы совершенно не прислушиваться к нему.

Л. Н. Толстой на протяжении романа несколько раз столкнет своих героев в идеологических спорах, чтобы устами одного из них высказать свою авторскую позицию, рассказать об интересах поколения, победившего на Бородинском поле грозного и сильного врага. Эти диалоги позволяют автору показать внутренний мир его героев, их страстное стремление быть полезными обществу, вечную неуспокоенность человека в самосовершенствовании, неуклонном движении вперед к намеченной цели. Читая роман «Война и мир», мы соглашаемся или полемизируем с героями Толстого, включаемся в круг их интересов, учимся быть неуспокоенными, страстными патриотами.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/


Похожие работы:

  1. • Формирование выразительной письменной речи как важнейшего ...
  2. • Образ музыки в литературных произведениях
  3. • К теории литературных стилей
  4. • Финал литературного произведения и его роль в раскрытии ...
  5. • Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...
  6. • Памятка по работе с литературоведческими понятиями
  7. • Методы исследования литературы
  8. • Библиография литературы
  9. • Литературное творчество школьников
  10. • Методика ознакомления детей с иллюстрацией ...
  11. • Что привносит "привходящий"
  12. • Литературоведческие термины
  13. • Об использовании литературных произведений на уроках биологии
  14. • Идеологическое многообразие Российской Федерации
  15. • Текст как объект литературного редактирования
  16. • Основные тенденции и особенности идеологических ...
  17. • Специфика творческого мышления
  18. • Основные этапы развития преподавания методики литературы
  19. • Внеклассная работа по литературе как средство личного ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com