Памятка по работе с литературоведческими понятиями.
Отражение в произведении реальных черт и свойств личности автора.
Способы выражения авторской позиции в произведении.
Форма создания образа автора в произведении (образ "самого себя"; образ вымышленного автора).
Образ автора и авторская позиция.
Место авторских отступлений в композиции произведения.
Характер авторских отступлений в произведении (лирические, публицистические, философские, другие).
Авторские отступления и авторская позиция.
Место внесюжетных элементов в композиции произведения.
Классификация внесюжетных элементов в произведении (авторские отступления, вставные эпизоды, описания: портрет, пейзаж, мир вещей).
Роль внесюжетных элементов в произведении.
Воплощение в герое, персонаже определенного жизненного характера.
Литературный тип как персонаж, несущий в себе широкое обобщение: в его характере общечеловеческие, присущие многим людям черты преобладают над чертами личными, индивидуальными.
Соотношение главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.
Роль главных, второстепенных, эпизодических персонажей в произведении.
Герои, вступающие в идейный или бытовой конфликт друг с другом как наиболее важные в системе персонажей.
Индивидуальные особенности построения системы персонажей в произведении.
Роль внесценических персонажей в драматическом произведении.
Лирический герой как условный образ человека в лирике, который выражает личные переживания автора или человека вообще.
Классификация художественных деталей в произведении: детали портрета, пейзажа, мира вещей, психологические.
Функции художественных деталей в произведении: характеристика героев, их психологического состояния, создание общей картины нравов, выражение авторской позиции, значение символа.
Общие признаки групп произведений, связанных принадлежностью к одному жанру.
Индивидуальные особенности проявления жанрового своеобразия в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.
Роль заглавия: нейтральное, указывает лишь на один из образов произведения, на его тему; художественное значимое, выражает проблематику произведения, авторскую позицию; заглавие - художественный образ, раскрытию которого служит все произведение.
Идеал как авторское представление о высшей норме жизни, о том, каким должен быть человек и мир.
Формы воплощения авторского идеала в произведении.
Идея как главная обобщающая мысль или система таких мыслей в художественном произведении.
Формы выражения идеи в литературном произведении.
Связь понятия "идея" с понятиями "авторская позиция", "пафос", "идеал", "проблематика".
Соотношение действительности, созданной автором в произведении, и реального мира.
Характер художественной условности при изображении мира в художественном произведении: изображение жизнеподобного мира; изображение фантастического мира.
Композиция как состав и последовательность расположения отдельных частей и элементов произведения, а также взаимосвязь между отдельными художественными образами.
Сюжет как один из элементов композиции эпического, драматического произведения.
Особенности композиционного оформления сюжета в произведении: изложение событий в прямой хронологической последовательности; введение в сюжет отступлений в прошлое; сознательное нарушение хронологической последовательности событий.
Роль несюжетных элементов в композиции произведения.
Соотношение сюжетных и несюжетных элементов в композиции произведения.
Роль системы персонажей в композиции произведения.
Роль системы образов в композиции произведения.
Организация повествования как важная особенность композиции произведения.
Композиционные приемы: повторы, кольцевая композиция и др.
Место снов, писем, жанровых включений и др. в композиции произведения.
Роль художественно выраженного противопоставления, противоречия в раскрытии содержания произведения.
Различные типы конфликтов: между отдельными персонажами; между персонажем и средой; психологический.
Конфликт как движущая сила сюжета эпических и драматических произведений.
Художественное своеобразие произведения с точки зрения принадлежности к определенному литературному направлению.
Художественный образ как универсальная форма отражения действительности в искусстве.
Классификация художественных образов в произведении: образы людей, образы природы, образы вещей, образы чувств, переживаний, словесно-речевые образы (сравнения, метафоры, олицетворения, символы, аллегории), детали-образы.
Соотношение художественного образа и реальности.
Соотношение конкретности и обобщения в художественном образе.
Авторская позиция в художественном образе.
Авторская фантазия, вымысел, домысел при создании художественного образа.
Особенности пафоса произведения: юмор, сатира, инвектива, ирония, трагическое, героическое, романтика, сочетание различных разновидностей пафоса.
Способы создания пафоса как основного эмоционального тона произведения или эмоционального освещения того или иного персонажа.
Взаимосвязь пафоса произведения с его идеей, с авторским идеалом, с конфликтом.
Пейзаж как часть изображенного в художественном произведении мира.
Роль пейзажа в произведении: обозначения места действия; создание определенного настроения; способ выражения авторской позиции.
Особенности создания пейзажа в конкретном произведении, в творчестве конкретного писателя.
Тип повествователя: нейтральный рассказчик; вымышленный автор; сам автор; действующее лицо произведения.
Стилистические особенности речевой манеры повествователя, в которых проявляется его характер.
Точка зрения повествователя и авторская позиция.
Роль портрета в произведении: характеристика персонажа; способ выражения авторского отношения к персонажу.
Связь портрета с другими описаниями.
Языковые средства создания портрета.
Художественная деталь в литературном портрете.
Своеобразие художественных приемов писателя: изобразительно-выразительные средства языка (использование эпитетов, сравнений, метафор, аллегорий, иносказания), стилистические приемы, композиционные приемы, подтекст, антитеза, говорящая фамилия, гротеск, психологизм, другое.
Художественные приемы и авторская позиция.
Проблема как основной вопрос, поставленный в произведении.
Проблема как конфликтная жизненная ситуация, поставленная писателем в центр произведения.
Проблемы, получающие решение, и проблемы неразрешимые.
Словесная форма произведения как главное средство создания художественных образов, выражения авторской позиции.
Проявление в речевом оформлении произведения авторского стиля, творческой манеры писателя.
Речевая характеристика как один из способов создания образа человека в эпических и драматических произведениях.
Речевая манера персонажа как проявление его характера, индивидуальности.
Речевая манера персонажа как проявление его социального положения, образования, уровня культуры.
Речевая характеристика как средство сопоставления, противопоставления героев.
Особенности речи героев как средство раскрытия их психологического состояния.
Символ как вид иносказания, который основан на широком обобщении и не поддается однозначному истолкованию.
Содержание произведения как изображенные в нем характеры и ситуации, так и их авторское осмысление.
Тема, проблема, авторская позиция как важнейшие стороны содержания произведения.
Художественная форма произведения как система средств и приемов, служащих для воплощения содержания и для эмоционального воздействия на читателя.
Изображенный в произведении мир, художественная речь, композиция как важнейшие стороны художественной формы.
Стиль как система художественных приемов, свойственная произведению, творчеству писателя, литературному направлению.
Конфликт как основная движущая сила сюжета в эпическом, драматическом произведении.
Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка как основные элементы сюжета.
Сюжетные линии в произведении.
Сюжет как способ создания образа персонажа.
Сюжет как способ выражения авторской позиции.
Сюжет как способ разрешения поставленных автором проблем.
Тема как объективная основа произведения, объект изображения, характеры и ситуации, которые изображает автор.
Тематика как совокупность основных тем произведений.
Типическое как характерное, свойственное данной эпохе и социальной среде, закономерно в ней возникающее.
Изображение не вполне типических характеров как характерная черта русского реализма.
Литературная традиция как преемственность, наследование писателем опыта предшественников, продолжение и развитие характерных для литературы прошлого тем, мотивов, идей, проблематики, художественных средств и приемов.
Художественное своеобразие произведения как его неповторимые черты и свойства.
Художественное своеобразие, проявляющееся в художественной форме, в системе индивидуальных средств и приемов ее создания.
Художественное своеобразие в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем.
Эпиграф как средство определить тему повествования, как средство поставить проблему, как средство выразить основную идею,.
Эпизод как относительно завершенная и самостоятельная часть произведения, которая изображает законченное событие или важный в судьбе персонажа момент.
Проявление художественного своеобразия произведения в эпизоде.
Эпизод в сюжетном развитии произведения.
Эпизод в композиции произведения.
Эпизод и характеристика персонажа.
Эпизод и проблематика произведения.
Эпизод и авторская позиция.
Составлено на основе книги С.В.Белова "Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
В.К. Мяэотс
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.teenclub.ru/