Рефетека.ру / Менеджмент

Учебное пособие: Исследование систем управления

Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

«Исследование систем управления»

для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» и направления 080500.62 «Менеджмент»


г. Челябинск, 2008 г.

ВВЕДЕНИЕ


Курсовая работа – один из видов индивидуальной самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Курсовая работа предназначена не только для овладения изучаемой дисциплины, но и для выработки навыков по принятию на себя ответственности, по самостоятельному решению проблемы, по нахождению конструктивных решений, по выходу из кризисной ситуации.

Курсовая работа является необходимой частью учебного процесса, поскольку позволяет студенту более глубоко ознакомиться с одной из тем изучаемой дисциплины, выявить сложность и многогранность управленческого процесса, взаимосвязанность различных направлений деятельности организации, а также сформировать умение увязывать теоретический с практической деятельностью организаций.

Настоящие методические рекомендации составлены для студентов очного отделения специальности 080507.65 «Менеджмент организации» и направления 080500.62 «Менеджмент» и содержат тематику курсовых работ, указания по их структуре, содержанию и оформлению.


ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ


Подразделение как объект исследований.

Исследования и их роль в научной и практической деятельности менеджера.

Исследование экономического состояния предприятия.

Исследование организационной культуры предприятия (подразделения).

Экспертная процедура оценки организационной культуры фирмы.

Организация экспертного опроса для оценки морально-психологического климата в подразделениях систем управления.

Анализ недостатков СУ и выделение корневых проблем управления.

Организация обследования СУ на основе интервью.

Анализ совместимости персонала в подразделениях.

Исследования стилей руководства в фирме и выбор адекватного стиля.

Разработка методики формирования команды управления.

Исследование проблем управления персоналом.

Исследование системы найма персонала.

Исследование организационной структуры конкретного предприятия.

Исследование стратегического потенциала организации.

Исследование целей и миссии конкретной организации

Исследование системы управления (конкретное предприятие, подразделение), используя экспертные и графические методы.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Цель курсовой работы заключается в том, чтобы показать умение анализировать, систематизировать и излагать материалы о деятельности конкретных предприятий и форм, а также самостоятельно формулировать выводы.

Основная цель курсовой работы состоит в глубоком изучении управленческих дисциплин, выявление общей теоретической подготовки и уровня специальных знаний у студентов.

Рекомендуется выполнение курсовой работы на примере конкретного предприятия и организации. Однако с разрешением преподавателя возможно выполнение теоретических курсовых работ, посвященных исследованию отдельных аспектов менеджмента.

Студент имеет право выполнять письменную работу на тему, не вошедшую в рекомендуемый список, предварительно согласовав ее с преподавателем.

Курсовая работа должна содержать:

- Титульный лист

- Аннотация

- Содержание

- Введение

- Основную часть

- Заключение

- Литературу

- Приложения

Аннотация объемом в одну страницу должна содержать краткое изложение сущности курсовой работы, основные принципы решения поставленных задач и полученные результаты.

Введение должно содержать:

- Обоснование актуальности темы в свете современного уровня развития рыночных отношений в России;

- Формулировку общей цели работы;

- Задачи работы;

- Объект и предмет исследования.

Основная часть работы состоит из трех разделов.

Первый раздел должен содержать общетеоретические проблемы рассматриваемой темы, понятийный аппарат, критический анализ взглядов ученых и практиков на данную проблему. Объем раздела должен составлять 20-25% курсовой работы.

При выполнении работы необходимо изучить не менее 10 литературных источников и в тексте сделать ссылку на каждый из них. Совершенно исключается дословное заимствование текста из учебных пособий и литературы.

Во втором разделе дается краткая характеристика организации, по материалам которой выполняется курсовая работа, в том числе наименование, организационно-правовая форма, основные виды деятельности, характеристика выпускаемой продукции (производимых работ, оказываемых услуг), таблица основных технико-экономических показателей за 2-3 года, в том числе объем производства, прибыль, рентабельность, фондоотдача, численность персонала и т.д.

В третьем разделе следует описать и проанализировать состояние дел выбранной проблеме в конкретной организации, оценить результативность принимаемых по ней управленческих решений с позиции рассмотренных теоретических подходов.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы содержание работы не носило отвлеченного характера, и не сводилось к общим рассуждениям. Для этого обязательно нужно раскрыть методику их практического решения в конкретных условиях.

В заключении следует привести краткие выводы по представленному материалу, изложение собственной позиции автора по рассмотренной проблеме и практические рекомендации по совершенствованию соответствующей сферы деятельности организации.

В приложении нужно помещать вспомогательный материал, который при включении в разделы работы загромождает текст.

Общий объем курсовой работы составляет 30-40 страниц машинописного текста.

Оформление работы: при оформлении работы необходимо использовать методические рекомендации по выполнению письменных работ.

Процедура защиты.

После того, как работа полностью выполнена, студент готовит доклад и сдает курсовую работу на проверку научному руководителю.

Доклад для защиты курсовой работы должен быть кратким, содержательным и точным, формулировки обоснованными и лаконичными, содержать выводы и предложения.

Перед началом защиты студент называет фамилию, имя, отчество, название темы курсовой работы. После этого студент в течение 10 минут делает доклад с изложением основных положений своей работы. Следует хорошо продумать своё выступление на защите. Студенту надо помнить, что преподаватель имел возможность подробно ознакомиться с содержанием работы. Поэтому не следует сводить свое выступление к пересказу содержания основной части. Это занимает много времени. Умение кратко, но ёмко изложить суть и результаты проделанной работы - важное слагаемое успешной защиты.

Выступление должно начинаться с обоснования актуальности темы. Далее следует раскрыть основное содержание работы. Желательно, чтобы студент излагал основное содержание своей работы свободно, не читая письменного текста.

Заканчивая свое выступление, студент должен ответить на замечания руководитель, объяснить причину недоработок, указать способы их устранения или аргументировано опровергнуть их, отстаивая свою точку зрения.

Важный и ответственный момент защиты работы - ответы на вопросы. Вопросы студенту задают сразу после выступления как руководитель так и присутствующие на защите. Количество вопросов, задаваемых студенту при защите работы, не ограничивается. Вопросы могут быть заданы по теме работы, и по другим дисциплинам выбранной специальности.

При подготовке ответов на вопросы и замечания имеет право пользоваться своей курсовой работой. Ответы на вопросы должны быть убедительны, теоретически обоснованы, а при необходимости подкреплены цифровым материалом. Следует помнить, что ответы на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку по защите курсовой работы, поэтому ответы необходимо тщательно продумывать.

Оценка по защите курсовой работы определяется оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Примерное содержание каждой предложенной студентам темы курсовой работы следующее:

Подразделение как объект исследований

Задание:

Рассмотреть роль данного подразделения в системе организации.

Провести структурный анализ подразделения, функциональный анализ, нормативно-правовой анализ, анализ внешних связей, анализ иерархий в подразделении.

Исследования и их роль в научной и практической деятельности менеджера.

Задание:

Исследование целей и подцелей системы управления подразделением

Исследование иерархий в системе управления в подразделении.

Анализ организованности в системе управления.

Исследование динамики процессов управления.

Анализ должностных обязанностей.

Анализ документооборота в системе управления.

Исследование экономического состояния предприятия .

Задание:

Провести диагностику предприятия, используя основные экономические показатели и дать рекомендации по дальнейшей работе предприятия.

Исследование организационной культуры предприятия (подразделения).

Задание:

Раскрыть сущность и роль организационной культуры предприятия, показать как формируется оргкультура конкретного предприятия и дать оценку ее состояния, предложить рекомендации по ее улучшению.

5. Экспертная процедура оценки организационной культуры фирмы.

Задание:

Провести и проанализировать процедуру экспертной оценки организационной культуры; подготовить анализ оргкультуры и рекомендации по ее оптимизации.

6.Организация экспертного опроса для оценки морально-психологического климата в подразделениях систем управления.

Задание:

Провести для конкретного предприятия экспертный опрос и дать оценку морально-психологического климата конкретного подразделения.

7. Анализ недостатков СУ и выделение корневых проблем управления.

Задание:

Описать сущность СУ.

Выявление проблем конкретного предприятия.

Охарактеризовать проблему как систему.

Показать этапы процесса решения проблемы.

8. Организация обследования СУ на основе интервью.

Задание:

Описать сущность и содержание метода интервью.

Показать роль данного метода в исследовании систем управления.

Написать сценарий применения данного метода на конкретном предприятии.

9. Анализ совместимости персонала в подразделениях.

Задание:

Провести диагностику персонала.

Определить уровень сплоченности персонала.

Проанализировать совместимость сотрудников в некоторых подразделениях фирмы.

10. Исследования стилей руководства в фирме и выбор адекватного стиля.

Задание:

Рассмотреть сущность и особенности различных стилей руководства.

Исследовать несколько стилей руководителей различных уровней в конкретной организации.

Дать рекомендации по изменению стиля отдельных руководителей.

Сделать выбор оптимального стиля руководства.

11. Разработка методики формирования команды управления.

Задание:

Раскрыть сущность и роль команды управления;

Провести исследование в конкретном предприятии и выявить необходимые условия для формирования команды;

Разработать методику формирования команды управления.

12. Исследование проблем управления персоналом.

Задание:

Описать технологию управления персоналом на конкретном предприятии;

Выявить основные проблемы управления персоналом;

Разработать рекомендации по устранению этих проблем.

13. Исследование системы найма персонала.

Задание:

Описать основные методы исследования системы найма персонала;

Дать характеристику их применения на конкретном предприятии;

Провести исследование системы найма персонала конкретного предприятия, используя некоторые методы.

14. Исследование организационной структуры конкретного предприятия.

Задание:

1) Анализ организационной структуры конкретного предприятия и разработка методических рекомендаций по ее совершенствованию.

15. Исследование стратегического потенциала организации.

Задание:

Анализ среды предприятия;

Исследование миссии и целей предприятия;

Исследование стратегии предприятия;

Разработать рекомендации по изменению стратегии предприятия.

16. Исследование целей и миссии конкретной организации

Задание:

Рассмотреть сущность и основные аспекты разработки миссии организации; показать роль данного элемента бизнеса в управлении и разработать миссию конкретной организации, построить дерево целей с учетом проведенного исследования.

17. Исследование системы управления (конкретное предприятие, подразделение), используя экспертные и графические методы.

Задание:

Описать конкретное предприятие (подразделение) и показать специфику применения экспертных и графических методов исследования в конкретном случае.


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Архипов, Н.И. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / Н.И.Архипов, В.В. Кульба, С.А. Косяченко, Ф.Ю. Чанхиева. – М.: ПРИОР, 2002.

Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов / А.В.Игнатьева, М.М. Максимов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2007.

Коротков, Э.М. Исследование систем управления: Учеб. / Э.М.Коротков. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ДеКА, 2004. – 336 с.

Мишин, В.М. Исследование систем управления: Учеб. / В.М.Мишин. – 2-е изд., стереотип. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 527 с.

Мыльник, В.В. Исследование систем управления: Учеб. пособие / В.В. Мыльник, Б.П. Титаренко, В.А. Волочиенко. – 3-е изд. – М.: Академич. Проект, 2004. – 352 с.

Похожие работы:

  1. • Билеты по исследованию систем управления - 2000
  2. • Особенности исследования систем управления
  3. • Логико-интуитивные методы исследования систем ...
  4. • Методы исследования систем управления
  5. • Основные подходы к исследованию систем управления
  6. • Организация исследования систем управления в компании
  7. • Методы исследования систем управления
  8. • Диверсифицированные методы исследования систем ...
  9. • Исследование систем управления
  10. • Системный анализ как теоретическая основа исследования систем ...
  11. • Классификация методов исследования систем управления
  12. • Исследование систем управления
  13. • Алгоритрм исследования систем управления
  14. • Параметрическое исследование систем управления
  15. • Комплексные исследования систем управления
  16. • Состав, характеристики и методы исследования систем ...
  17. • Исследование систем управления
  18. • Аудит как метод исследования
  19. • Информационные системы управления в современных ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com