Отношения между Россией и Украиной, Россией и Белоруссией определяются взаимоотношениями властных структур и населением этих стран.
Во взаимоотношениях России и Украины, особенно в последние годы наблюдается невероятный дифферент во всех вопросах, связанных с российско-украинскими отношениями. Географически он делит страну на восточную и западную часть и со временем это только увеличивается. В этом проблема. Украина - расколотая страна не только по языковому, географическому, но и по мировоззренческому принципу. Главная проблема украинской власти сегодня - как соединить эти совершенно по-разному смотрящие на мир и судьбу своей страны части государства через призму Российско-украинских отношений. Действия же власти Украины при решении этой проблемы противоречивы. С одной стороны, есть понимание необходимости движения навстречу России, но с другой, движение в противоположном направлении.
Так 16 апреля 2007 года глава МИД Украины Арсений Яценюк впервые приехал с официальным визитом в Россию. Он подтвердил позицию Киева в том, что главной стратегической задачей в отношениях двух стран является обновление Большого договора о сотрудничестве Украины и России, подписанного ровно 10 лет тому назад. Кроме того он вновь поднял тему пребывания ЧФ в Севастополе и проблему проведения демаркации и делимитации государственной границы.
22 июня 2007 года премьер-министры М.Фрадков и В.Янукович подписали План экономического сотрудничества между двумя странами на период 2008-2010 гг.
В связи с Мировым экономическим кризисом сотрудничество стран потребовало более тесных отношений. И президент Виктор Ющенко создал межведомственную стратегическую группу по украинско-российским отношениям с целью оптимизации отношений с Россией.
Как отметил замглавы секретариата президента Андрей Гончарук, В.Ющенко не устраивает нынешнее состояние Российско-украинских отношений. Межведомственной стратегической группе поручено разработать и представить в месячный срок проекты основных принципов стратегии решения актуальных вопросов украинско-российских отношений.
По словам А.Гондарчука, "президент считает, что здоровый экономический прагматизм должен доминировать в двусторонних отношениях, а политические моменты отойти на второй план". Назначенный президентом специальным представителем Украины по развитию украинско-российских отношений Константин Грищенко заметил, что Киев "особенно не устраивает тональность в этих отношениях", и что в условиях мирового финансового кризиса
“Россия, с которой наш товарооборот составит в этом году около 30 миллиардов долларов, - это самый большой партнер который должен быть партнером и в поиске подходов преодоления этого кризиса”. Рассматривается так же Россией запрос от Украины по вопросу предоставления кредита на $5 млрд. Киев мотивируют свою просьбу необходимостью покрытия образовавшегося в результате глобального финансового кризиса бюджетного дефицита. 10 марта 2009г вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин сообщил, что по вопросу о выделении кредита Украине ведутся консультации с сотрудниками министерства финансов этой страны. Однако движение Украины в противоположном направлении более существенны. Они имеют негативные последствия не только в отношениях России и Украины, но и подрывают имидж России среди мирового содружества.
Это относится прежде всего к газовому конфликту между Россией и Украиной. Напряженные отношения между Россией и Украиной в сфере газовых отношений уже давно стали недоброй традицией. Уровень непонимания между обеими сторонами зачастую приводит к перебоям с поставками российского газа нашей стране и, как следствие, сокращению транзита газа в Европу. Однако, нового конфликта в газовом вопросе, который назревал в начале 2009г, удалось пока избежать.
Так, на ультимативное заявление Премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина, относительно того, что Россия приостановит поставки газа в Украину, а, возможно, и европейским потребителям, если 7 марта 2009г не будет произведена оплата поставленного газа, НАК "Нефтегаз Украины" отреагировал практически моментально, полностью рассчитавшись с ОАО "Газпром" за газ, поставленный в феврале 2009 года. Эту информацию подтвердили как в "Нефтегазе", так и "Газпроме".
Заявление В.Путина было вызвано, прежде всего, ситуацией, связанной с обыском головного офиса "Нефтегаза" сотрудниками СБУ(Служба безопасности Украины, руководитель СБУ на март 2009г - Валентин Наливайченко) Российская сторона, сказал В.Путин, крайне обеспокоена информацией о действиях украинских силовых структур в отношении компании "Нефтегаз Украины" и ее должностных лиц, включая намерение арестовать газ, проходящий по территории Украины. "Мы не можем не выразить крайнюю обеспокоенность возможными последствиями этих действий", - отметил российский Премьер.
В свою очередь, Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, находясь во Франции с визитом, поспешила успокоить Европу, заявив журналистам по итогам встречи с Президентом Франции Николя Саркози, что Украина и в дальнейшем будет выполнять все договоренности по транзиту российского природного газа в страны Европы. «Что все подписанные соглашения, которые переводят расчет цены на газ и транзит на формальную основу, исключают какие бы то ни было возможные конфликты в будущем»», - отметила Премьер. При этом Ю.Тимошенко добавила, что «Украина как была, так и остается надежным партнером в вопросе транзита российского газа в Европу».
Тем временем, точка во внутриукраинском газовом конфликте еще не поставлена.Ранее СБУ возбудила уголовное дело по факту завладения по предварительному сговору группой должностных лиц "Нефтегаза" 6,3 млрд. кубометров транзитного газа на сумму свыше 7,4 млрд.грн. Сотрудники СБУ, осуществлявшие обыск в штаб-квартире компании, пытались изъять оригинал контракта между "Нефтегазом" и "Газпромом" на 2009-2019 годы.
Примечательно, что ситуация вокруг "Нефтегаза" обострила и без того непростые отношения между Премьер-министром Ю.Тимошенко и Президентом страны Виктором Ющенко. Находясь во Франции, Премьер заявила, что события вокруг НАКа (Национальная акционерное компания «Нефтегаз Украины») происходят с целью отобрать у Украины 11 млрд. кубометров природного газа для компании "Росукрэнерго". "Если кто-то думает, что это борьба личностей, то это банальная борьба коррупционной группы за деньги, которые им не принадлежат. И никакая борьба личностей здесь не имеет места", - сказала Ю.Тимошенко. При этом Ю.Тимошенко предположила, что СБУ не может "так грубо и цинично действовать без прямого указания Президента Украины". По ее словам, борьба идет за 11 млрд. кубометров газа, которые сегодня принадлежат Украине. "Хотят получить эти 11 млрд. в собственность теневой корпорации "Росукрэнерго", но правительство не позволит. И я, как Премьер-министр, довольно больно дам по рукам всем, кто посягает на государственную собственность", - заявила она. В то же время, пресс-секретарь Президента Ирина Ванникова сообщила, что глава государства полностью поддерживает действия сотрудников СБУ, которые возбудили и расследуют уголовное дело по подозрению должностных лиц "Нефтегаза Украины" и таможни в совершении должностного преступления. И.Ванникова отметила: "Спецслужба действует исключительно на законных основаниях и в рамках полномочий, определенных законодательством". В то же время, по ее словам, глава государства предостерегает СБУ от каких-либо противоправных действий, прежде всего, от нарушений законных прав и свобод граждан. "Законность будет неуклонно соблюдаться", - сказала она.
Таким образом, говорить о том, что Украина может временно вздохнуть с облегчением после расчетов с "Газпромом", пока не приходится. Высшим должностным лицам страны еще придется еще поломать голову, каким образом разрядить сложившуюся ситуацию в отношении "Нефтегаза". Если в ближайшее время не будет найдено приемлемое решение, то возможен новый газовый кризис, винить в возникновении которого Украина сможет только себя.
Другое негативное направление в действиях Украины – это пропаганда «Голодомора» и возложение вины за него на Россию.
Тема голодомора, и раньше являвшаяся одним из раздражителей в отношениях России и Украины, наряду с языковым вопросом и проблемами вокруг Черноморского флота сейчас стала поводом для настоящей дипломатической войны. Театром боевых действий оказалась Генассамблея ООН, куда Киев пытается внести вопрос о рассмотрении голодомора на Украине в 1932-1933 годах. В конце октября украинская делегация распространила среди членов ООН проект резолюции Генассамблеи, в котором предложила отметить 75-ю годовщину голодомора на Украине.
Российская сторона, изо всех сил противилась этой инициативе. МИД Украины обвинил Москву в препятствовании "признанию международным сообществом голодомора 1932-1933 годов в Украине актом геноцида". Поводом для этого стало некое письмо, которое глава МИД РФ Сергей Лавров якобы разослал своим коллегам из стран—членов ООН, попросив их"занять принципиальную позицию и противостоять украинской инициативе в Генассамблее, поскольку из-за голода 1932-1933 годов умирали не только на Украине, но и в России, Белоруссии и Казахстане".
К другим негативным действиям Украины также относится:
Проведение совместных военно-морских и сухопутных учений с НАТО.
Украинское Минобороны в 2007г на проведение совместных военных учений выделило $1,2 млн. По словам Шерстюка (начальник Управления военного сотрудничества Генерального штаба Вооруженных сил Украины), в 2007 году Украина запланировала 14 совместных учений с иностранными государствами, из которых 5 пройдет на территории Украины
Вступление Украины в НАТО.
Украина планирует перейти от политики партнерства к политике перспективного членства в НАТО, курс на евроатлантическую интеграцию сохранен как стратегический, а В.Ющенко "постоянно проводит консультации с ведущими должностными особами в контексте продвижения евроатлантического курса государства".
Оказание военной помощи Грузии в Российско-Грузинском конфликте в Южной Осетии.
Снос памятников Советским воинам-освободителям Украины от фашистов.
Пропаганда национализма и героики национал-фашистов.
Раскол церкви (Ответвление от Русской церкви)
Запрет на русский язык.
Разница в отношениях России к Украине и Белоруссии диктуется настроениями тех людей, которые живут в этих странах. Граждане Белоруссии, в общем-то, по всей стране равномерно выступают за тесные отношения с Россией. Существует прямой обмен валют, свободный выезд в любую страну, а также свободный доступ в Интернет и к космическим средствам связи. Так что, говорить о какой-то зажатости нельзя. Есть особенности, но они много, где есть.
Некогда эти государства входили в единый Советский Союз. После его распада образовался геополитический вакуум на европейском континенте, который стремительно стал заполняться ведущими мировыми державами и/или их региональными объединениями. Итак, с точки зрения географии, Россия – это «Хартленд» (Heartland – англ. «сердцевинная земля»; термин Макиндера, обозначающий внутриконтинентальные евразийские территории, вокруг которых происходит пространственная динамика исторического развития. Совпадает с территорией России // А.Дугин. Основы геополитики. – М., 1999.– С. 902.) Белоруссия – периферийная территория, расположенная на стыке России и Европы. Исходя из своего географического положения Белоруссия – это своеобразный мост, соединяющий Россию и Европу и одновременно испытывающий давление с их стороны. Именно такое геополитическое положение России и Белоруссии может служить отправной точкой для анализа положения обоих наших государств в системе современных международных отношений.
«Как бы ни складывались наши отношения (России и Белоруссии) – это исторически наш стратегический партнер по Союзному государству. Вместе с тем, Белоруссия является частью (своего рода центром) Европы, и быть вне её мы не можем» - говорил президент Александр Лукашенко еще в 2004 году. Судя по всему, геополитический фактор и впредь будет доминирующим при определении дальнейшего вектора развития отношений Россия – Белоруссия – Европа. Анализируя сущность российско-белорусско-европейских взаимоотношений важно понимать тот факт, что ни Россия, ни тем более ЕС не собираются в обозримой перспективе инкорпорировать Белоруссию в свой состав.
Необходимо признать, что на сегодняшний день в Европе даже гипотетически никто не говорит о том, что в некотором отдаленном будущем Белоруссия может начать переговоры о своем вступлении в ЕС. В практической плоскости сегодня лидеры ЕС подчеркивают, что вопрос о дальнейшем расширении Евросоюза вообще не стоит.
Не так давно в своей книге «Границы Европы» комиссар ЕС по вопросам единого рынка Фриц Болкенштайн откровенно заявил, что такие государства как Украина, Белоруссия и Молдавия должны стать буфером между ЕС и «потенциально опасными» для Европы государствами, к которым он причисляет Россию, Сирию, Иран и Ирак. Подобная идея не нова. Достаточно вспомнить знаменитый пример «санитарного кордона» начала XX века, в состав которого входили страны, расположенные между Россией и Германией и контролирующиеся Англией. С точки зрения геополитики такая комбинация дает неоспоримые стратегические выгоды третьей стороне, ведь априори страны «санитарного кордона», как правило, являются одновременно причиной конфликтов двух континентальных держав или их региональных организаций. Причем геополитическая самостоятельность «буферных государств» фактически невозможна, и поэтому они вынуждены искать экономической, политической и военной поддержки на стороне, то есть в лице третьей державы.
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что европейская интеграция и тем более построение системы европейской безопасности не возможны без взаимодействия прежде всего с Россией. И логично предположить, что «эффективное продвижение отношений» Белоруссии, Украины и Европы не может происходить без учета Российско-белорусских и Российско-украинских отношений. Даже если оставить в стороне геополитические реалии о которых шла речь выше, факторов российского влияния на Белоруссию и Украину, как и на другие страны постсоветского пространства, предостаточно. Прежде всего, на восток от Белоруссии Украины лежит огромный российский рынок, который уже сегодня поглощает не только белорусские и украинские товары, но и что гораздо важнее избыток рабочей силы. При этом, роль этого фактора в дальнейшем будет только усиливаться. Однако при любом «раскладе» Россия и Белоруссия, Россия и Украина вряд ли слишком далеко отойдут друг от друга. В пользу этого говорят не только географическая, культурная, историческая, экономическая близость этих стран, но и национальные интересы России и Белоруссии, России и Украины. Эти государства, прежде всего, объективно заинтересованы в прочных добрососедских отношениях, которые будут служить основой взаимовыгодного партнерства. К сожалению пока что Россия в силу обстоятельств своего внутреннего развития не стала центром действительно успешной интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. На этом фоне именно Союз России и Белоруссии имеет все шансы для того, чтобы стать «локомотивом» (подобно Франции и Германии в ЕС) интеграционной политики в рамках СНГ.
Россия – это страна, которая лежит в Евразии, «замыкая» в себе огромные пространства Европы и Азии. Белоруссия и Украина – это европейские страны, интересы которых лежат в Европе. И вполне логично, что современная Белоруссия и современная Украина стремится сделать отношения с Европой ключевым вектором своей внешней политики. Но тесные отношения России и Белоруссии, России и Украины как отношения ближайших соседей, братских народов и стратегических партнеров обречены на то, чтобы стать постоянным фактором международных отношений на европейском континенте.
9