Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Ускорение инновационной деятельности на основе зон опережающего развития в Белгородской области

Оглавление


Введение

1. Теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ

2. Анализ инновационной активности в Белгородской области

3. Перспективы развития инновационной деятельности в Белгородской области

Заключение

Литература

Введение


Актуальность избранной темы определяется тем, что только инновационный тип развития обеспечивает наиболее эффективное использование производственного потенциала региона. Развитие хозяйства и экономический рост государства всегда базируются на ускоренном внедрении во все сферы общественной деятельности новой техники, технологии и организации.

Й. Шумпетер считает, что главным фактором функционирования рынка является не статическая конкуренция между действующими производителями существующих продуктов, а реальная или потенциальная конкуренция со стороны новых продуктов или производителей, использующих новые продукты1

Объектом исследования выступает инновационная деятельность в Белгородской области. Инновационная деятельность включает: НИОКР, организационно-технологическую подготовку производства, производство и оформление новшеств, их внедрение (превращение в инновацию) и распространение в другие сферы (диффузия).

Предметом исследований служит обоснование направлений дальнейшего развития инновационной деятельности.

Целью курсовой работы является разработка предложений по переходу экономики региона на инновационный тип развития. Для этого решены следующие задачи:

1) изучены теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ;

2) выполнен анализ инновационной активности в Белгородской области;

3) оценены перспективы развития инновационной деятельности в Белгородской области.

1. Теоретические основы развития инновационной деятельности в регионах РФ


Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития рассматривается Правительством РФ в качестве стратегического направления социально-экономического развития. Это направление позволит резко расширить конкурентный потенциал национальной экономики путем наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста.

Инновационный тип развития предполагает диверсификацию экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к «отраслям знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 г. – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2,0-3 процентных пунктов (2006 г. – 1,3).

Привлекательность инновационных проектов для бизнеса следует обеспечить эффективной системой защиты прав собственности, включая интеллектуальную собственность, и созданием развитого рынка венчурного капитала.

Развитие научного потенциала предполагает активизацию исследований и разработок фундаментального и прикладного характера. Внутренние затраты на исследования и разработки в соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной МЭРТ, должны достигнуть в перспективе объема, составляющего 3,5-4% ВВП (2006 г. – 1% ВВП).

В соответствии с Концепцией Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Министерством регионального развития Российской Федерации, Национальная инновационная система (НИС) Российской Федерации в качестве непременного условия своего развития предполагает создание на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда. К тому же ключевым фактором развития НИС становится доступность рынков информации и финансов, а потому – плотность контактов, коммуникационная близость центров принятия решений. Таким образом, развитие российской НИС должно осуществляться на базе региональных модулей, что требует федерального вмешательства в региональное развитие, в том числе необходима:

разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены с уровнем бюджетной обеспеченности населения ЗАТО не ниже достигнутого в 2005 году;

государственная поддержка наукоградов, число которых достигло в Российской Федерации семи, а также размещение по территории России центров трансферта технологий;

определение мест размещения в регионах Российской Федерации высших учебных заведений, выполняющих функцию исследовательских университетов, проводящих фундаментальные исследования на приоритетные для государства направления развития науки и технологий и обеспечивающие интеграцию научной и образовательной деятельности. Данные образовательные учреждения («системообразующие» и «общенациональные» университеты) должны размещаться в первую очередь в регионах, выполняющих функцию опорных («локомотивов роста») для России и оказывающих наибольшее мультипликативное влияние на другие регионы. Естественно, что при отборе данных регионов должен учитываться образовательный и инновационный потенциал территорий;

определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию своих модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).

создание на территории Российской Федерации особых экономических зон (технико-внедренческих и промышленно-производственных).

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Такой подход требует реализации стратегий одновременно в четырех направлениях.

Первое направление – обеспечение использования глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта, аграрного сектора:

обеспечение стабильности энергетического снабжения крупнейших мировых потребителей энергоресурсов в рамках реализации стратегических международных проектов с участием иностранных субъектов;

использование транспортного (транзитного) потенциала российской экономики, замыкание грузо- и пассажиропотоков на российские транспортные коридоры;

реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства.

Второе направление – формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках:

достижение и поддержание лидерства в научных исследованиях и технологиях по ряду приоритетных направлений (нанотехнологии, ядерная энергетика, авиация, судостроение, космос, программное обеспечение);

встраивание в глобальный оборот высокотехнологичной продукции и технологий на основе лидерства по приоритетным направлениям;

специализация на оказании интеллектуальных услуг в области фундаментальных и прикладных научных исследований и профессионального образования.

Третье направление – структурная диверсификация экономики на основе повышения конкурентоспособности перерабатывающей промышленности, высокотехнологичных отраслей и «экономики знаний»:

улучшение условий предпринимательской деятельности и создание благоприятного инвестиционного климата;

создание механизмов обеспечения инновационной активности компаний;

формирование и развитие национальной финансовой инфраструктуры, ориентированной на эффективное долгосрочное финансирование инвестиций, рост капитализации компаний, снижение инвестиционных рисков и издержек инвесторов, трансформацию сбережений населения в инвестиции в отечественную экономику;

развитие производственной инфраструктуры, включая ее транспортную, энергетическую и информационную составляющие.

Четвертое направление – развитие демократии и обеспечение защиты прав и свобод личности, создание экономических и социальных условий для реализации творческого потенциала человека.

развитие системы институтов, обеспечивающих равную и эффективную защиту конституционных прав и свобод личности и экономических свобод, включая совершенствование судебной системы;

формирование структур и механизмов гражданского общества, развитие форм общественного контроля за деятельностью государства и бизнеса;

обеспечение доступности качественных услуг образования и здравоохранения;

обеспечение высокой профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов, повышение доступности жилья;

развитие культуры, сохранение и умножение культурных и духовных ценностей российского народа.

Только реализовав формулу развития «демократия – человек – технологии» и воплотив ее в повседневную практику жизни общества, Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

2. Анализ инновационной активности в Белгородской области


Белгородская область, образовавшаяся в 1954 году, является одной из самых молодых в России. Она расположена на юго-западе Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО) Российской Федерации. Площадь области - 27 тысяч квадратных километров (0,2% от территории России). На юге и западе она граничит с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины, на севере и северо-западе – с Курской областью, на востоке – с Воронежской областью. Общая протяженность границ – около 1150 км, в том числе с Украиной – 540 км. В состав области входит 19 муниципальных районов, 3 городских округа, 25 городских и 260 сельских поселений. Численность населения по предварительным данным на 1 января 2008 года составляет 1 миллион 519 тысяч человек, средний возраст которого – около 40 лет. Административный центр – город Белгород с населением 353 тысячи человек, расположен в 700 километрах к югу от Москвы.

Область характеризуется выгодным географическим положением, способствующим эффективному развитию как межрегиональных, так и внешнеэкономических деловых, торговых и культурных связей. По ее территории проходят стратегически важные железнодорожные и автомобильные магистрали межгосударственного значения, соединяющие Москву с южными районами России, Украиной и Закавказьем. В области высокий удельный вес дорог с твердым покрытием, развитая система финансово-кредитных, страховых и других организаций, составляющих рыночную инфраструктуру. Область полностью газифицирована.

Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют, что вплоть до 2006 г. количество организаций, выполнявших исследования и разработки последовательно уменьшалось. И лишь в 2007 г. наметилась тенденция к росту.

Организации, выполняющие научные исследования и разработки, классифицируются по следующим секторам деятельности: государственный, предпринимательский, высшего профессионального образования, некоммерческих организаций.


1. Число организаций, выполнявших исследования и разработки

в Белгородской области


1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Число организаций - всего

35

31

26

23

22

22

23

21

27

в том числе:








научно-исследовательские организации 14 12 12 12 11 11 15 9 10
конструкторские и технологические организации - 7 4 3 3 3 - 4 2
проектные и проектно-изыскательские организации 11 4 3 2 2 2 2 2 1
высшие учебные заведения 4 4 4 3 3 4 4 4 4
прочие 6 4 3 3 3 2 2 2 10

В состав государственного сектора входят: организации министерств и ведомств, обеспечивающие управление государством и удовлетворение потребностей общества в целом; бесприбыльные организации, полностью или в основном финансируемые и контролируемые правительством.

Предпринимательский сектор включает: все организации, чья основная деятельность связана с производством продукции или услуг в целях продажи, в том числе находящиеся в собственности государства; некоммерческие организации, обслуживающие вышеназванные организации.

В сектор высшего профессионального образования входят: университеты и другие высшие учебные заведения, независимо от источников финансирования и правового статуса, а также находящиеся под их контролем либо ассоциированные с ними научно-исследовательские институты, экспериментальные станции, клиники.

Сектор некоммерческих организаций состоит из частных организаций, не ставящих своей целью получение прибыли (профессиональные общества, общественные организации и т.д.).


2. Число организаций, выполнявших исследования и разработки, по секторам деятельности


2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Число организаций - всего

31

26

23

22

22

23

21

27

в том числе по секторам деятельности:







государственный 5 5 5 5 5 5 5 11
предпринимательский 22 17 15 14 13 14 12 11
высшего профессионального образования 4 4 3 3 4 4 4 4
некоммерческих организаций - - - - - - - 1

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, также уменьшалась вплоть до 2006 г. (табл. 3).


3. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками,

по секторам деятельности (на конец года; человек)


2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Численность персонала - всего

1953

1677

1788

1487

1321

1289

1297

1314

в том числе по секторам деятельности:







государственный 248 246 268 269 273 268 261 531
предпринимательский 1501 1254 1374 1075 899 871 890 635
высшего профессионального образования 204 177 146 143 149 150 146 147
некоммерческих организаций - - - - - - - 1

Персонал, занятый исследованиями и разработками - совокупность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказанием прямых услуг, связанных с выполнением исследований и разработок.

В составе персонала, занятого исследованиями и разработками, выделяются четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.

Исследователи - работники, профессионально занимающиеся исследованиями и разработками и непосредственно осуществляющие создание новых знаний, продуктов, методов и систем, а также управление указанными видами деятельности. Исследователи обычно имеют высшее образование.

Техники участвуют в исследованиях и разработках, выполняя технические функции, как правило, под руководством исследователей.

Вспомогательный персонал - работники, выполняющие вспомогательные функции, связанные с проведением исследований и разработок: работники планово-экономических, финансовых подразделений, патентных служб, подразделений научно-технической информации, научно-технических библиотек; рабочие, осуществляющие монтаж, наладку, обслуживание и ремонт научного оборудования и приборов; рабочие опытных (экспериментальных) производств; лаборанты, не имеющие высшего и среднего специального образования.

Прочий персонал - работники по хозяйственному обслуживанию, а также выполняющие функции общего характера, связанные с деятельностью организации в целом (работники бухгалтерии, кадровой службы, канцелярии, подразделений материально-технического обеспечения и т.п.).

За анализируемый период внутренние затраты на исследования и разработки последовательно увеличивались (табл. 4).


4. Внутренние затраты на исследования и разработки

по секторам деятельности (млн. руб.)

Секторы деятельности 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
государственный 7,8 10,7 18,3 21,8 25,9 29,9 38,4 132,7
предпринимательский 87,9 97,0 119,4 109,4 127,8 180,2 242,1 217,8
высшего профессионального образования 14,4 13,8 17,3 24,6 29,5 34,9 53,3 62,9
некоммерческих организаций - - - - - - - 0,1
Всего 110,1 121,5 155,0 155,8 183,2 245,0 333,8 413,5

Внутренние затраты на исследования и разработки - затраты на выполнение исследований и разработок собственными силами организаций, включая как текущие, так и капитальные затраты. Текущие затраты охватывают: оплату труда, отчисления на социальные нужды, затраты на приобретение оборудования за счет себестоимости работ, другие материальные затраты (стоимость приобретаемых со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг производственного характера и др.), прочие текущие затраты. Капитальные затраты включают: приобретение земельных участков, строительство или покупку зданий, приобретение оборудования, включаемого в состав основных фондов, и пр.


5. Внутренние затраты на исследования и разработки по видам затрат

(млн. руб.; 1995 г. - млрд. руб.)


1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Все затраты

32,2

110,1

121,5

155,0

155,8

183,2

245,0

333,8

413,5

Внутренние текущие затраты 32,0 107,7 112,2 153,1 149,4 180,5 242,6 332,7 408,1
Оплата труда 16,6 39,7 56,8 77,9 85,7 93,3 131,8 179,1 246,2
Отчисления на единый социальный налог1) 5,4 13,7 17,8 25,6 25,2 29,5 28,5 39,9 50,6
Приобретение оборудования 0,5 3,8 3,1 10,0 2,8 4,0 4,3 10,1 15,9
Другие материальные затраты 5,6 28,7 11,6 20,1 22,0 22,4 34,4 33,4 46,4
Прочие текущие затраты 3,9 21,9 22,9 19,5 13,7 31,3 43,6 70,1 48,9
Капитальные затраты 0,2 2,4 9,3 1,9 6,4 2,7 2,4 1,1 5,4
Земельные участки и здания - 1,2 - 0,0 - - - - 1,1
Приобретение оборудования - 1,2 8,5 1,9 2,6 2,0 1,5 0,7 1,7
Прочие капитальные затраты 0,2 - 0,8 - 3,8 0,7 0,9 0,4 2,6
1) До 2002 г. - отчисления на социальные нужды.

Под передовыми производственными технологиями понимаются технологии и технологические процессы, включающие машины, аппараты, оборудование и приборы, основанные на микроэлектронике или управляемые с помощью компьютера и используемые при проектировании, производстве или обработке продукции.


6. Внутренние текущие затраты на исследования и разработки по видам работ

(млн. руб.; 1995 г. - млрд. руб.)


1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Все затраты

32,0

107,7

112,2

153,1

149,4

180,5

242,6

332,7

408,1

в том числе по видам работ:








фундаментальные исследования 1,4 6,5 8,2 13,0 16,7 11,2 13,3 4,7 23,6
прикладные исследования 4,3 20,1 29,0 27,8 43,6 60,4 95,8 89,8 147,9
разработки 26,3 81,1 75,0 112,3 89,1 108,9 133,5 238,2 236,6

Технологические инновации представляют собой конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Данные табл. 7 свидетельствуют, что больше всего передовых производственных технологий было создано в 2006 г.


7. Число созданных передовых производственных технологий


Все технологии Технологии


новые в стране новые за рубежом созданные с использованием патентов




на изобретения на полезные модели на промышленные образцы
2005 16 16 - 3 - -
2006 22 21 1 9 5 1
2007 14 14 - 3 3 -

Организации, осуществляющие технологические инновации - организации, ведущие разработку и внедрение новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и иные виды инновационной деятельности.

Число использованных передовых производственных технологий достигло максимума в 2007 г.


8. Число использованных передовых производственных технологий

по годам внедрения


Число технологий в том числе технологии, внедренные в течение, лет Число изобретений в используемых технологиях


до одного года 1-5 6-9 10 и более
2005 550 75 244 107 124 2
2006 689 130 279 148 132 15
2007 963 157 247 145 414 14

Выполненный анализ свидетельствует о том, что Белгородская область обладает значительным инновационным потенциалом, который необходимо развивать, используя конкурентные преимущества, создавая зоны опережающего развития.

3. Перспективы развития инновационной деятельности в Белгородской области


Зона опережающего развития №1 «Горно-металлургический кластер». Учитывая, что Белгородская область располагает свыше 40% разведанных запасов железорудного сырья Российской Федерации и более 50% предварительно оцененных, ее социально-экономическое развитие во многом определяется сложившимся и функционирующим горно-металлургическим кластером, ядром которого являются: Лебединский (Губкинский городской округ) и Стойленский (Старооскольский городской округ) ГОКи, ведущие добычу железной руды открытым способом, комбинат «КМАруда» (Губкинский городской округ), осуществляющий ее добычу подземным способом и Оскольский электрометаллургический комбинат (Старооскольский городской округ), машиностроительные предприятия по производственно-ремонтному обеспечению, научные, проектные и учебные заведения. На долю этого кластера приходится более 35% общероссийской добычи железной руды, 34% - производства окатышей железорудных, 100% - горячебрикетированного железа, 4,2% - готового проката и стали. На этих предприятиях и в перспективном периоде будут продолжены ввод в эксплуатацию новых производственных мощностей, модернизация и техническое перевооружение, совершенствование на инновационной основе технологии добычи и обогащения железной руды, рост объемов производства продукции с более высокой степенью добавленной стоимости.

Кроме того, в горно-металлургический кластер войдут строящиеся предприятия на территории области: ООО «Металл-групп» (Яковлевский район), ООО «Белгородская горно-добывающая компания» (Шебекинский и Белгородский районы), ОАО «Приоскольский ГОК» (Старооскольский городской округ), металлургическое предприятие мелкосортного проката 320/150 (г. Старый Оскол).

Для развития данного кластера область располагает также необходимыми трудовыми ресурсами. Подготовка кадров для предприятий горно-металлургического кластера осуществляется в следующих образовательных учреждениях области: Старооскольский технологический институт (филиал) Московского государственного института стали и сплавов, Губкинский институт (филиал) Московского государственного открытого университета; Губкинский горный техникум, Старооскольский геологоразведочный техникум и учреждения начального профессионального образования.

Главной стратегической задачей горно-металлургического комплекса является дальнейшее освоение запасов богатых железных руд и железистых кварцитов Курской магнитной аномалии для производства железорудного сырья высокой металлургической ценности и металлопродукции с более высокой добавленной стоимостью для удовлетворения потребностей области и страны в целом.

Составной частью горно-металлургического кластера будут являться также предприятия обрабатывающих отраслей, в том числе машиностроительных, которые в перспективе будут являться смежными и обслуживающими производствами не только для горно-металлургического кластера, но и других секторов экономики. Будет продолжена поддержка инвестиционных проектов в пищевой промышленности, направленных на реконструкцию действующих и создание новых производств для обеспечения переработки значительно возрастающих объемов сельскохозяйственной продукции.

Зона опережающего развития №2 «Кластер по развитию свиноводства». Кластер по развитию свиноводства формируется на основе государственно-частного партнерства правительства области с крупными агрохолдингами ГК «Агро-Белогорье», ГК «Мираторг», ООО «Белгранкорм», ОАО «Белгородский бекон», которые представляют собой группы технологически взаимосвязанных компаний с замкнутым циклом: от производства зерна, комбикормов, молодняка до откорма, забоя и переработки свинины и его реализации, использующих современные зарубежные и отечественные инновационные технологии и генетические материалы. Предприятия кластера расположены на территории 15 районов области.

Продукция данного кластера востребована как в области, так и за ее пределами. В настоящее время спрос в стране на свинину за счет отечественного производства удовлетворен только на 69%, в перспективе с учетом роста доходов населения он возрастет. За счет использования современных технологий и достижений генетики, применения замкнутого цикла производства, обеспечивается высокое качество продукции. В области создаются кормовая база, мощности по производству комбикормов и есть возможности их расширения, имеются необходимые трудовые ресурсы, осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров и повышение их квалификации в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования на территории области. Указанные факторы, а также наличие свободных инвестиционных площадок, проведение работы по обеспечению их инженерной и транспортной инфраструктурой обуславливает перспективность развития в области кластера по развитию свиноводства за счет реализации новых инвестиционных проектов при поддержке правительства области, средств областного и федерального бюджетов.

Зона опережающего развития №3 «Кластер по развитию птицеводства». В состав кластера по развитию птицеводства, формируемого на основе государственно-частного партнерства правительства области и крупных агрохолдингов: ЗАО «Приосколье», ЗАО «Краснояружский бройлер», ЗАО «Белая птица», ООО «БЭЗРК-Белгранкорм», ООО «Белгород-семена». Эти компании также, как и в свиноводстве, представляют собой группы технологически взаимосвязанных компаний с замкнутым циклом от производства кормов, получения молодняка, его откорма до забоя и глубокой переработки птицы, использующих современные зарубежные и отечественные инновационные технологии и генетические материалы, а также производящие продукцию с высокой долей добавленной стоимости. Предприятия кластера расположены на территориях 17 районов области.

Продукция данного кластера востребована как в области, так и за ее пределами. В настоящее время спрос в стране на мясо птицы за счет отечественного производства удовлетворен только на 67,5%, а с ростом доходов населения страны спрос будет возрастать. За счет использования современных технологий и достижений генетики, применения замкнутого цикла производства, обеспечивается высокое качество продукции, выпускаемой под марками «Ясные зори», «Приосколье», «Белая птица». В области создаются кормовая база, мощности по производству комбикормов и есть возможности их расширения, имеются необходимые трудовые ресурсы, осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров и повышение их квалификации в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования на территории области. Указанные факторы, а также наличие свободных инвестиционных площадок, проведение работы по обеспечению их инженерной и транспортной инфраструктурой обуславливает перспективность функционирования и расширения в области кластера по развитию птицеводства при поддержке правительства области, средств федерального и областного бюджетов.

Зона опережающего развития №4 «Кластер по развитию молочного животноводства». В состав кластера по развитию молочного животноводства, формируемого на основе государственно-частного партнерства правительства области и таких крупных агрохолдингов, как ООО «ГК «Агро-Белогорье», ОАО «Белгородские молочные фермы», ЗАО «Оскольское молоко», ООО «Агрохолдинг «Авида», ОАО «Молоко Белогорья», использующих современные зарубежные и отечественные инновационные технологии. Предприятия кластера по развитию молочного животноводства расположены на территории 19 муниципальных районов и 1 городского округа области.

У продукции данного кластера высокий потенциал востребованности в стране. При норме рационального потребления 392 кг на душу населения в год в настоящее время потребляется 235 кг молока и молокопродуктов. Для развития кластера создается кормовая база и существуют возможности ее расширения, создана и совершенствуется инженерная, транспортная инфраструктуры, отработана модель управления бизнесом при сопровождении правительством области реализации инвестиционных проектов, созданы гарантийный и залоговый фонды, имеются необходимые трудовые ресурсы, осуществляется подготовка высококвалифицированных кадров и повышение их квалификации в учебных заведениях высшего, среднего и начального профессионального образования на территории области. Это обосновывает возможности и обуславливает перспективность функционирования и расширения в области кластера по развитию молочного животноводства.

Зона опережающего развития №5 «Строительный кластер». Стратегия развития жилищного строительства, реализуемая в области, масштабное строительство жилья, особенно индивидуального, стали своего рода катализатором для создания и дальнейшего развития кластера в строительстве. В состав кластера входят предприятия стройиндустрии, использующие высокоэффективные, инновационные технологии, научные, образовательные, проектно-изыскательские организации, подрядные организации, а также организации, оказывающие государственную поддержку жилищного строительства. Объекты кластера расположены на территории всей Белгородской области.

В области производятся все виды строительных материалов кроме стекла, мягкой и металлической кровли, некоторых отделочных материалов, имеется достаточное количество рабочей силы, имеется специализированный образовательный комплекс, состоящий из учреждений высшего, среднего и начального образования, учреждений по переподготовке кадров, обеспечивающий получение необходимых знаний в соответствии с потребностями рынка труда. В области решен вопрос о выделении земли под жилищное строительство, разработан и действует механизм финансовой поддержки застройщиков, осуществляется строительство дорожной и инженерной инфраструктуры.

Вопрос строительства жилья и развития предприятий строительной индустрии в среднесрочной и долгосрочной перспективах будет оставаться достаточно актуальным, так как в области прогнозируется рост численности населения, а также имеются значительные запасы полезных ископаемых, используемых при производстве строительных материалов. Основными направлениями развития в строительном кластере будут оставаться усадебное домостроение, финансово-кредитная поддержка застройщиков, предоставление им земельных участков, решение вопросов финансирования инженерного обустройства при строительстве жилья, комплексное обеспечение инвесторами–застройщиками жилых массивов социальной инфраструктурой.

В области продолжится активное строительство объектов жизнеобеспечения и социально-культурной сферы, что будет способствовать улучшению качества жизни населения. Ежегодно планируется ввод новых и реконструкция действующих учреждений образования, детских садов, объектов здравоохранения, культуры, спорта и социальных учреждений. Будет осуществляться комплексное социальное обустройство сел в целях создания сельским жителям комфортных условий проживания.

Зона опережающего развития №6 «Инновационная зона». В области осуществляется построение инновационной инфраструктуры в городах Белгород и Старый Оскол. Приступил к работе Белгородский ресурсный региональный инновационный центр, включая государственный инновационный бизнес-инкубатор. Активно включаются в инновационную деятельность Белгородский государственный университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Белгородская сельскохозяйственная академия, центры нанотехнологий и бизнес-инкубаторы при высших учебных заведениях. Ведется работа по созданию технопарка «Светоград», которому для развития выделяются площади в городе Белгороде. Принято решение о создании технополиса «Сосновка», в котором будут обеспечены максимально комфортные условия для творчества изобретателей, ученых, исследователей по решению проблем, стоящих перед отдельными предприятиями, секторами и в целом перед экономикой области. В Старооскольском городском округе намечается формирование технопарка «Котел». Ее создание продиктовано серьезным инновационным потенциалом, накопленным в горно-металлургическом комплексе нашей области. На ГОКах и ОЭМК внедряются самые передовые технологии. Их обслуживание, совершенствование, решение имеющихся экологических проблем требует особого творческого подхода. Правительством области проводится конкурс «Лучший инновационный проект».

Развитие образовательных, научно-исследовательских, опытно-конструкторских учреждений на территории области, использование имеющегося научного и человеческого потенциала области, эффективное применение знаний и умений людей будет способствовать активизации инновационной деятельности, обеспечивать реализацию стратегии инновационного развития области. Особое внимание уделяется и будет в дальнейшем уделяться инновационным проектам, в основе которых лежат энергоэффективные, энергосберегающие и экологически чистые технологии, созданию эффективной инновационной инфраструктуры как за счет бюджетных средств, так и за счет вложения средств инвесторов, умеющих работать и зарабатывать в условиях инновационной экономики. Деятельность инновационно-активных предприятий будет поощряться мерами государственной поддержки, успешная реализация их программ развития будет под особым вниманием органов исполнительной власти области.

Развитие инновационного потенциала области, широкое внедрение инноваций предприятиями и организациями области неизбежно приведет к росту производительности труда, позволит обеспечить поступательное развитие экономики области.

Зона опережающего развития №7 «Мультимодальная приграничная транспортно-логистическая зона». Для более полного использования такого конкурентного преимущества региона, как приграничное положение, в области намечено создание мультимодальной приграничной транспортно-логистической зоны на территории 1800 га в Белгородском районе в 2 км от российско-украинской границы вблизи таможенного поста международного автомобильного пункта пропуска «Нехотеевка» на границе Харьковской (Украина) и Белгородской (Россия) областей. Транспортно-логистическая зона будет включать сопутствующую логистическую среду и инфраструктуру: таможенные терминалы, автомобильные и железнодорожные скоростные линии, складские комплексы и контейнерные терминалы, сеть супермаркетов, гостиничный комплекс, приграничный выставочный комплекс, деловой центр, автопаркинг и другие объекты. Инфраструктура аэропорта будет привязана к транспортным магистралям: железнодорожной «Киев-Харьков-Белгород-Москва»; автостраде «Харьков-Белгород-Москва» (федеральная автодорога М-2 «Крым»); планируемой к строительству международной автостраде «Юг-Север». Кроме того, до ближайших портов Азовского и Черного морей расстояние составляет от 500 до 650 км, что делает возможным согласование морских перевозок. На базе намечаемого к строительству аэропорта планируется создание постоянно действующей выставки-продажи аэропортовой, авиационной и другой техники, технологий и сервиса со всего мира с наличием представительств и сервисно-обучающих служб.

Равноудаленность аэропорта от Белгорода и Харькова (примерно по 35 километров) определяет удобство его совместного использования и позволяет обеспечить нормы безопасности согласно требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Расположение на границе России и Украины подразумевает быстрое и бесперебойное пограничное и таможенное оформление пассажиров и грузов, направляющихся в Украину, Россию или любую другую страну.

На экономическом пространстве приграничных территорий России и Украины имеется квалифицированная рабочая сила. ВУЗы Белгородской области осуществляют подготовку специалистов необходимого профиля. Создание зоны обеспечит уникальные возможности для формирования производственных и сервисных мощностей, привлечения финансовых потоков, организации качественных рабочих мест.

Мультимодальная приграничная транспортно-логистическая зона будет развиваться как составной элемент опорной национальной транспортной сети, обладающий необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающий целостную взаимосвязь региональных зон экономического роста.


Заключение


Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, использованный в практической деятельности.

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных или трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.

Вплоть до 2006 г. количество организаций, выполнявших исследования и разработки последовательно уменьшалось. Лишь в 2007 г. наметилась тенденция к росту.

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, также уменьшалась вплоть до 2006 г.

За анализируемый период внутренние затраты на исследования и разработки последовательно увеличивались Больше всего передовых производственных технологий было создано в 2006 г. Число использованных передовых производственных технологий достигло максимума в 2007 г.

Белгородская область обладает значительным инновационным потенциалом, который необходимо развивать, используя конкурентные преимущества, создавая зоны опережающего развития.

Для успешного социально-экономического развития Белгородской области в среднесрочной и долгосрочной перспективах на основе развития выделенных зон и кластеров, реализации производственно-экономического, инвестиционного, инновационного и человеческого потенциала области необходимо совершенствовать энергетическую, транспортную, коммунальную и социальную инфраструктуры.

Литература


Добрунова А.И. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГСХА, 2006. – 135 с.

Статистический ежегодник. Белгородская область. 2007: Стат. сб./ Белгородстат. - 2008. - 615 с.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2005.- 448 с.

Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 1995. - 320 с.

1 Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. - М.: Экономика, 1995. - 320 с.

Похожие работы:

  1. •  ... труда на основе развития инновационной деятельности
  2. • Инновационная деятельность
  3. • Инновационный потенциал Свердловской области
  4. • Совершенствования инновационной политики в ...
  5. • Национальная инновационная система как ключевой ...
  6. • Развитие инновационной деятельности предприятия
  7. • Органы государственной власти Белгородской области
  8. • Развитие инновационной активности ЗАО "Нива"
  9. • Инновационная политика промышленного предприятия
  10. •  ... труду и занятости населения по Белгородской области
  11. • Резервы повышения эффективности инновационной ...
  12. • Инновационный фактор обеспечения устойчивого ...
  13. • Институциональное проектирование инновационных отношений в ...
  14. • Особенности инновационной политики на предприятиях
  15. • Современные проблемы документационного обеспечения ...
  16. • Инновационные процессы в Белгородском регионе ...
  17. • Современные методы оценки инновационного потенциала ...
  18. • Классификация инноваций. Особенности инновационной ...
  19. • Инновации как объект управления
Рефетека ру refoteka@gmail.com