Рефетека.ру / Государство и право

Реферат: Органы государственной власти Белгородской области

Реферат

по теме: «Органы государственной власти Белгородской области».


ПЛАН


Порядок формирования, внутреннее устройство и организация работы Белгородской областной Думы.

Полномочия Белгородской областной Думы.

Порядок наделения полномочиями, компетенция, основания досрочного прекращения полномочий Губернатора Белгородской области.

Порядок формирования и полномочия органов исполнительной власти Белгородской области.

1. Белгородская областная Дума: порядок формирования, внутреннее устройство, полномочия.


Белгородская областная Дума является постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти области. Дума согласно Уставу области состоит из 35 депутатов, при этом 17 из них избираются на основе мажоритарной системы выборов по 17 одномандатным избирательным округам и 18 депутатов избираются на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу. Депутатом областной Думы может быть гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший 21 года. Выборы депутатов областной Думы назначаются самой Думой.

Депутаты областной Думы осуществляют свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и без отрыва от основной деятельности. Число депутатов областной Думы, работающих на профессиональной постоянной основе, не может превышать трех и ежегодно определяется законом области об областном бюджете (ст. 22 Устава).

Областная Дума избирает из своего состава председателя Думы, первого заместителя председателя и заместителя председателя на первом заседании Думы. Председателем областной Думы четвёртого созыва в октябре 2005г. вновь был избран А.Я.Зеликов.

Совет областной Думы согласно ст. 12 Регламента создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности областной Думы. В состав Совета с правом решающего голоса входят председатель Думы, его первый заместитель и заместитель председатели комитетов и постоянной мандатной комиссии и по депутатской этике, руководители депутатских объединений.

В заседаниях Совета Думы с правом совещательного голоса вправе участвовать: главный федеральный инспектор в Белгородской области управления аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; депутаты областной Думы; Губернатор области, либо лицо, уполномоченное Губернатором области; а также представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Думы рассматривается вопрос о законопроектах, внесенных данными субъектами права законодательной инициативы.

Областная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения депутатские слушания. В областной Думе третьего созыва (2001-2005 гг.) были сформированы комитеты по законодательной деятельности и вопросам местного самоуправления, по социальной политике, по бюджету, финансам и налоговой политике, по развитию хозяйственного комплекса области.1

Полномочия и порядок избрания председателя и заместителей председателя Белгородской областной Думы, порядок формирования комитетов и комиссий Белгородской областной Думы и их полномочия, порядок проведения депутатских слушаний определяются Регламентом Белгородской областной Думы. Так, Постановлением областной Думы от 30 мая 2002 года был утвержден Регламент областной Думы, который состоит из общей и особенной части и включает 18 разделов и 177 статьи.

Областная Дума собирается на первое заседание не позднее, чем на 20 день после избрания в правомочном составе. Первое заседание областной Думы открывает председатель избирательной комиссии Белгородской области. С момента открытия первого заседания областной Думы нового созыва полномочия областной Думы прежнего созыва прекращаются (ст. 25 Устава). Заседания областной Думы проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 месяца. О заседании областной Думы председатель областной Думы издает распоряжение, в котором указываются дата, время, место проведения и вопросы, включенные в проект повестки дня заседания, а также круг лиц, приглашенных на данное заседание. Распоряжение председателя областной Думы о заседании областной Думы доводится до сведения депутатов в письменном виде, а для населения области через средства массовой информации не позднее, чем за 7 дней до дня заседания (ст.47, 48 Регламента областной Думы)

Внеочередные заседания областной Думы проводятся по инициативе:

а) Совета областной Думы;

б) комитетов (комиссии) областной Думы;

в) не менее одной трети от общего числа депутатов областной Думы;

г) депутатских объединений;

д) Губернатора области.

Основные полномочия законодательных (представительных) органов субъектов РФ перечислены в ст. 5 ФЗ «Об общих принципах…»: принятие устава субъекта РФ и поправок к нему; осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Полномочия Белгородской областной Думы конкретизируются в статье 26 Устава области, а также в Регламенте Думы. При этом Устав области не определяет предметную сферу законодательного регулирования, а в ст.29 Устава лишь указывается, что при осуществлении нормативного регулирования общественных отношений областная Дума принимает законы. В форме закона Белгородской области в случаях предусмотренных федеральным законом, Уставом или законом области принимаются также решения по вопросам осуществления иных полномочий областной Думы.

Правом законодательной инициативы обладают губернатор области, депутаты областной Думы, Правительство области, представительные органы и главы местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области, общероссийские, межрегиональные и региональные общественные объединения, а также избирательная комиссия Белгородской области по вопросам своего ведения (ст. 30 Устава). ФЗ «Об общих принципах…» допускает предоставление права законодательной инициативы иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта Федерации (ч.1 ст.6). Законопроекты высшего должностного лица субъекта РФ рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Законодательство также, исходя из системы "сдержек и противовесов", устанавливает определенные процедурные ограничения при принятии ряда законопроектов. Так, законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта РФ, другие законопроекты, связанные с расходами, покрываемыми за счет средств бюджета субъекта РФ, рассматриваются законодательным органом государственной власти по представлению высшего должностного лица субъекта РФ либо при наличии заключения указанного лица. Данное заключение представляется в законодательный орган в срок, который устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может быть менее двадцати календарных дней.

Принятый закон в течение 7 дней направляется губернатору, который в течение 14 дней со дня поступления закона обязан либо подписать и опубликовать его, либо отклонить и направить в Думу для повторного рассмотрения, представив мотивированное обоснование его отклонения либо предложение о внесении в него изменений и дополнений. В случае отклонения закона Губернатором закон подлежит повторному рассмотрению областной Думой. Дума может одобрить указанный закон в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов. В этом случае закон подлежит в течение 14 дней подписанию и опубликованию губернатором области.

Законы области подлежат официальному опубликованию в газете «Белгородские известия» и вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Законы по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Важной функцией областной Думы является участие в формировании иных государственных органов, назначение либо избрание отдельных должностных лиц: назначение на должность мировых судей и судей Уставного суда Белгородской области; назначение половины членов избирательной комиссии Белгородской области и освобождение их от исполнения обязанностей до истечения срока полномочий; назначение председателя и заместителя председателя Контрольно-счётной палаты; избрание представителя в Совете Федерации от областной Думы; согласование на должность прокурора области.

К контрольным полномочиям областной Думы относятся: осуществление контроля за исполнением законов (п. «в» с. 26 Устава); принятие решения о недоверии (доверии) губернатору области, а также лицам, замещающим иные государственные должности Белгородской области, назначение которых на должность согласовывала областная Дума (п. «д» ст. 26 Устава); осуществление контроля за исполнением областного бюджета и эффективностью использования собственности области с помощью Контрольно-счётной палаты Белгородской области (ст. 24 Устава). Задачи Контрольно - счетной палаты конкретизированы в законе области «О Контрольно-счётной палате Белгородской области» от 8 декабря 1998г.

К полномочиям Думы относится также: утверждение соглашения об изменении границ области; утверждение заключения и расторжения договоров Белгородской области; назначение областного референдума и иные полномочия.

Полномочия областной Думы могут быть прекращены досрочно в случаях:

а) принятия ею решения о самороспуске по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов;

б) роспуска Губернатором области по основаниям, предусмотренным федеральным законом в случае принятия ею закона области, иного нормативного правового акта, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, уставу области, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а областная Дума не устранила их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

в) вступления в законную силу решения Белгородского областного суда о неправомочности данного состава депутатов областной Думы, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

г) принятия федерального закона о роспуске Белгородской областной Думы (ст. 32 Устава). Следует иметь в виду, что данная норма не вполне согласуется с ч. 4 ст. 9 ФЗ «Об общих принципах…» (в ред. от 11 декабря 2004г.)., так как в настоящее время решение Президента России о роспуске регионального законодательного органа принимается в форме указа.

При досрочном прекращении полномочий областной Думы Губернатор области одновременно с принятием решения о роспуске областной Думы либо не позднее чем через 14 дней со дня принятия ею решения о самороспуске, либо вступления в силу федерального закона о роспуске областной Думы или решения Белгородского областного суда о неправомочности данного состава депутатов назначает досрочные выборы депутатов областной Думы. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий областной Думы.

2. Губернатор Белгородской области: порядок замещения должности, полномочия, досрочное прекращение полномочий.


В системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации важная роль принадлежит высшему должностному лицу субъекта, наделённому значительными полномочиями. В соответствии с п. 6 ст. 18 ФЗ «Об общих принципах…» наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) соответствующего субъекта с учетом исторических, национальных и иных традиций. 28 декабря 2001 года областная Дума внесла изменения в Устав Белгородской области, в соответствии с которыми, высшим должностным лицом Белгородской области является губернатор.

Согласно ст. 7 Устава области губернатор избирался гражданами Российской Федерации, проживающими на территории области, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Губернатором мог быть избран обладающий избирательным правом гражданин России, достигший тридцатилетнего возраста. Постановлением Белгородской областной Думы от 27 февраля 2003 г. выборы губернатора области были назначены на 25 мая 2003 г. В них участвовали 767807 избирателей – 66,54 процента. Кандтдатуре Е.С.Савченко отдали предпочтение 469326 избирателей – 61,15 процента участвовавших в голосовании.1 В соответствии с Уставом области Е.С. Савченко вступил в должность губернатора с момента принесения им присяги на заседании областной Думы 31 мая 2003 г. Текст присяги содержится в ст. 9 Устава области:

"Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Белгородской области верно служить народу, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Губернатора Белгородской области, соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы. Устав Белгородской области и законы Белгородской области".

Вместе с тем в настоящее время действует новый порядок замещения должности высшего должностного лица субъекта РФ, предусмотренный ФЗ «Об общих принципах…» в ред. от 11 декабря 2004 г. Белгородская областная Дума 17 ноября 2005 г. приняла закон «О внесении изменений и дополнений в Устав Белгородской области», с целью приведения его в соответствие с федеральным законодательством. Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 7 «Гражданин РФ наделяется полномочиями Губернатора Белгородской области областной Думой по представлению Президента РФ в порядке, предусмотренном Федеральным законом и настоящим Уставом, сроком на 5 лет. Областная Дума должна рассмотреть представленную Президентом России кандидатуру на должность Губернатора в течение 14 дней со дня внесения представления. Решение областной Думы принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Думы.

Устав области (ст. 13) содержит определённые ограничения в отношении губернатора: он не может замещать государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, быть депутатом областной Думы и замещать иные государственные должности субъекта Федерации и государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы. Губернатор области не может также заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Полномочия губернатора области, закреплённые главным образом в ст. 12 Устава области, можно условно классифицировать на:

а) представительские;

б) в сфере формирования и осуществления исполнительной власти;

в) в отношениях с областной Думой;

г) нормотворческие,

д) координирующие и иные полномочия как главы субъекта Федерации.

К представительским полномочиям относится представление области в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также при осуществлении международных и внешнеэкономических связей, подписание договоров и соглашений от имени области. (п. «м» ч.1 ст.12). Так, 13 января 2002 г. Е.С. Савченко подписал Соглашение между администрацией Белгородской области и Харьковской областной государственной администрацией Украины о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, а 22 сентября 2003 г. подписан аналогичный договор с Винницкой областной государственной администрацией Украины.7 Как высшее должностное лицо субъекта РФ губернатор представляет интересы области в Государственном Совете.

Обширны полномочия губернатора области в сфере формирования и осуществления исполнительной власти. Губернатор формирует и возглавляет Правительство области, председательствует на его заседаниях, подписывает правовые акты Правительства области, представляет Правительство области во взаимоотношениях с другими органами государственной власти; определяет структуру органов исполнительной власти области, формирует Правительство области и принимает решение о его отставке, обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти области с иными органами исполнительной власти области, может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями (п. «ж» ч. 1 ст. 12).

В отношениях с законодательным органом губернатор инициирует созыв внеочередного заседания областной Думы, созывает вновь избранный состав областной Думы на первое заседание ранее установленного Уставом срока; представляет областной Думе для согласования кандидатуры на замещение государственных должностей Белгородской области в случаях, предусмотренных Уставом; участвует в заседаниях областной Думы с правом совещательного голоса; представляет в Думу проект областного бюджета и проекты программ социально-экономического развития области.

Губернатор наделён полномочиями в правотворческой сфере сфере, обладает правом законодательной инициативы, обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов либо отклоняет законы, принятые областной Думой. При осуществлении нормативного регулирования общественных отношений губернатор области издает постановления - акты нормативного свойства, принимаемые по наиболее значимым вопросам, адресованные неопределенному числу субъектов и рассчитанные на длительное неоднократное применение. Исходя из содержания ч.ч. 3 и 4 ст. 15 Устава области губернатор издаёт два вида таких нормативных правовых актов:

1) по предметам совместного ведения Российской Федерации и Белгородской области, как субъекта РФ, издаваемые на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства России, а также Устава и законов Белгородской области (например, Постановление губернатора от 19 апреля 2006 г. № 56 «Об областной межведомственной комиссии при губернаторе области по обеспечению товаров и услуг на потребительском рынке Белгородской области»).1

2) по предметам ведения Белгородской области как субъекта РФ, издаваемые на основании и во исполнение законов области, а также в случаях, если какие-либо общественные отношения не урегулированы законом области и регулирование данных общественных отношений в соответствии с федеральным законом может осуществляться как законами области, так и другими нормативными правовыми актами (например, Постановление губернатора от 2 февраля 2004 г. № 35 «Об областной программе «Молодость Белгородчины на 2004 – 2008 г.г.»).

Устав области (ч.1 ст.15) предусматривает также, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, постановлениями Губернатора области оформляются также решения по вопросам осуществления иных полномочий Губернатора.

Постановления губернатора направляются в областную Думу в течение 3 дней со дня их издания, что свидетельствует о взаимодействии исполнительного и законодательного органов субъекта Федерации. Постановления губернатора области вступают в силу не ранее дня их официального опубликования, а по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. (ч. 2 ст. 15 Устава). При этом постановления Губернатора не могут противоречить Уставу и законам Белгородской области.

К ненормативным актам относятся распоряжения - акты правоприменительного, индивидуального характера, рассчитанные на конкретных адресатов. Как правило, они издаются по вопросам внутренней организации деятельности органов государственной власти области, назначения должностных лиц. Они также подлежат официальному опубликованию в случаях, предусмотренных федеральным законом, уставом области или законом области и направляются в областную Думу в течение трёх дней со дня их издания (ст. 14 Устава).

В соответствии со ст. 17 Устава области в целях координации деятельности органов государственной власти Белгородской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, а также в целях привлечения общественности к процессу осуществления государственной власти губернатор может в пределах средств, выделенных на финансирование его деятельности, создавать совещательные и консультационные органы - комиссии и советы.

В состав советов и комиссий при губернаторе могут входить должностные лица органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители общественности. Состав советов и комиссий утверждается губернатором, при этом члены советов и комиссий осуществляют свою деятельность на общественных началах. Советы и комиссии при губернаторе не могут наделяться самостоятельными полномочиями, не входят в систему органов государственной власти Белгородской области. Порядок деятельности советов и комиссий при губернаторе устанавливается утверждаемыми им положениями.

С 1999года под руководством губернатора действует Совет Безопасности Белгородской области, в состав которого входят заместитель губернатора - секретарь Совета безопасности и главным образом руководители правоохранительных органов. В соответствии с Положением о Совете Безопасности Белгородской области, утверждённым постановлением губернатора области от 19 мая 2004г. № 122, Совет безопасности является совещательным органом, осуществляющим подготовку решений губернатора области по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов жителей области в соответствии с единой государственной политикой России в области обеспечения безопасности.

Примером комиссии как совещательного органа является Комиссия по правам человека при губернаторе области, действующая на основе положения, утверждённого постановлением губернатора от 26 сентября 2003 года. Данная комиссия образована с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан на территории области.

Губернатор осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, Уставом и законами Белгородской области. В целях обеспечения исполнения возложенных на него полномочий губернатор формирует аппарат и утверждает положение о нем (ст. 16 Устава).

Полномочия губернатора начинаются с момента принесения им присяги и прекращаются с момента принесения присяги лицом, вновь наделённым полномочиями губернатора (ч. 1 ст. 10).

Полномочия губернатора области прекращаются в соответствии с ч.2 ст.10 Устава досрочно в случаях: его смерти; его отставки по собственному желанию; признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления умершим; вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; утраты им гражданства Российской Федерации. В новой редакции Устава ст.10 дополнена частью 3 следующего содержания: «Решение о досрочном прекращении полномочий Губернатора Белгородской области принимается Белгородской областной Думой по представлению Президента РФ, за исключением случаев отрешения Губернатора области от должности Президентом РФ».

Перечисленные основания в целом совпадают с теми, которые установлены в ст. 19 ФЗ «Об общих принципах…». Новая редакция указанного закона от 11 декабря 2004 г. содержит уточнённую формулировку нормы, закреплённой в п. «б» ч.1 ст.19, о возможности отрешения главы субъекта Федерации от должности Президентом России в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Основаниями выражения недоверия главе субъекта РФ являются:

- издание им актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

- установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта Федерации, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

- ненадлежащего исполнения высшим должностным лицом субъекта РФ своих обязанностей.

Принципиально новым основанием досрочного прекращения полномочий главы субъекта РФ является отрешение его от должности Президентом России в связи с утратой доверия, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных указанным федеральным законом.

В случае досрочного прекращения полномочий губернатора области, а также при временной невозможности исполнения Губернатором области своих обязанностей они исполняются первым заместителем Губернатора, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ч.2 ст.12 Устава).

2. Правительство Белгородской области: порядок формирования, структура и полномочия


Правительство Белгородской области, в соответствии со ст. 35 Устава области, является высшим органом исполнительной власти области, и в этом качестве в пределах своих полномочий обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава и законов субъекта Федерации, иных правовых актов региональных органов государственной власти на территории области.

Правительство области возглавляет губернатор области, который председательствует на заседаниях Правительства и подписывает его акты. Членами Правительства области являются первый заместитель и заместители губернатора, а также начальники департаментов области, при этом первый заместитель и заместители губернатора могут одновременно являться начальниками департаментов. Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности губернатором, причём назначение начальников департаментов, осуществляющих функции управления финансами, социальной защиты населения, управления собственностью области, осуществляется по согласованию с областной Думой (ст. 36 Устава).

Правительство области возглавляет систему органов исполнительной власти области, руководит работой органов исполнительной власти области и контролирует их деятельность. В систему органов исполнительной власти области входят департаменты, комитеты, управления и комиссии, формируемые Правительством области на основании структуры органов исполнительной власти, утверждаемого Губернатором области. В соответствии с распоряжением губернатора области от 2 февраля 2006 г. № 51-р «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Белгородской области» органами исполнительной власти области являются 6 департаментов: области:

а) финансов и бюджетной политики,

б) социальной политики,

в) имущественных и земельных отношений,

г) экономического развития,

д) строительства, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства,

е) агропромышленного комплекса,

9 управлений: образования и науки; здравоохранения; культуры; записи актов гражданского состояния; социальной защиты населения; по труду; физической культуры и спорта; по делам молодёжи; информационных социальных технологий, государственного заказа и лицензирования; а также комиссия по государственному регулированию цен и тарифов.

Департаменты образуются в целях проведения государственной политики и осуществления управления в установленной сфере деятельности, а также для координации деятельности в этой сфере иных органов исполнительной власти области. Департамент возглавляет входящий в состав Правительства области начальник департамента (ч.1 ст.38 Устава).

Комитеты, управления и комиссии образуются для осуществления функционального регулирования в определенной сфере деятельности и возглавляются соответственно председателем, начальником и председателем.

Департаменты, комитеты, управления и комиссии вправе в целях реализации возложенных на них функций образовывать свои территориальные органы в пределах территориальных единиц Белгородской области в порядке, установленном Правительством области.

Решением Правительства Белгородской области о формировании органа исполнительной власти области определяются полномочия указанного органа по решению поставленных перед ним задач, его структура и предельная численность.

В соответствии с ч.2 ст.40 Устава при формировании органов исполнительной власти области Правительство Белгородской области назначает заместителей начальников департаментов, начальников управлений, а также председателей комитетов и комиссий и их заместителей. Правительство области также назначает членов коллегий департаментов, комитетов, управлений и комиссий, если структура указанных органов предусматривает образование этих коллегий. Сотрудники департамента, комитета, управления или комиссии назначаются на должность и освобождаются от должности соответственно начальником департамента, председателем комитета или комиссии Белгородской области.

Для членов Правительства области, председателей комитетов и комиссий, начальников управлений области Устав устанавливает определённые ограничения: они не вправе замещать государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, быть депутатом Белгородской областной Думы и замещать иные государственные должности субъекта Российской Федерации и государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено федеральным законом. Указанные лица не вправе также заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ указаны в ст. 21 ФЗ «Об общих принципах…». В соответствии со ст. 42 Устава Белгородской области Правительство области:

а) осуществляет нормативное регулирование общественных отношений;

б) осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

в) разрабатывает для представления губернатором области в областную Думу проект областного бюджета и проекты программ социально-экономического развития области;

г) обеспечивает исполнение областного бюджета и готовит отчет о его исполнении и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития области для представления их губернатором в областную Думу;

д) формирует иные органы исполнительной власти области;

е) управляет и распоряжается собственностью области;

ж) предлагает органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, настоящему Уставу, законам области, постановлениям губернатора области и постановлениям правительства области, а также обжалует указанные акты в суде;

з) разрабатывает и реализует меры по развитию социальной сферы Белгородской области, росту благосостояния населения, охране труда и здоровья населения, организует систему социальной защиты населения и обеспечивает ее функционирование;

и) осуществляет мероприятия по воспитанию, образованию, охране семьи, материнства, отцовства и детства, разрабатывает и реализует программы по развитию науки, культуры и спорта, а также государственную молодежную политику;

к) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Уставом и законами области и постановлениями губернатора области.

Решения Правительства Белгородской области по вопросам осуществления своих полномочий, за исключением решений по вопросам осуществления нормативного регулирования общественных отношений, оформляются распоряжениями (ст. 43 Устава).

При осуществлении нормативного регулирования общественных отношений Правительство области принимает постановления (ст. 44 Устава). Постановления Правительства области принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента России, постановлений Правительства РФ, законов области и постановлений Губернатора области и должны соответствовать указанным актам.

Постановления Правительства области, подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Постановления Правительства области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования. Определённый интерес представляет Постановление Правительства области «О программе совместной работы депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации и правительства области по социально-экономическому развитию Белгородчины на 2004 – 2007 годы» от 27 июля 2004 г. № 86-пп,1 содержащее конкретные направления деятельности депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, правительства области и органов местного самоуправления по решению наиболее острых вопросов социально-экономического, культурного развития области, привлечения дополнительных инвестиций и финансовых ресурсов в экономику области, повышения качества жизни населения области.

Постановлением Правительства области от 14 марта 2004 года был утвержден Регламент Правительства Белгородской области,2 которым определяется порядок осуществления Правительством своих полномочий, порядок проведения заседаний и другие процедурные вопросы. Правительство является коллегиальным органом исполнительной власти области, поэтому все решения по вопросам осуществления своих полномочий принимаются правительством на его заседаниях. Заседания правительства проводятся, как правило, в первую и четвёртую пятницу каждого месяца в 11 часов. По решению губернатора области могут проводиться внеочередные заседания правительства, назначаться иные даты и время проведения заседаний. Заседания правительства проводятся открыто, гласно и при участии представителей средств массовой информации, порядок приглашения которых определяется аппаратом губернатора области. При необходимости рассмотрения вопросов, связанных с государственной, служебной или иной охраняемой законом тайной, по инициативе губернатора правительство может принять решение о проведении закрытого заседания.

Правительство также может осуществлять свои полномочия в иных организационных формах ("круглые столы", конференции, семинары, совещания, публичные слушания и др.). Решения правительства оформляются не только постановлениями и распоряжениями, а также актами, не имеющими правового характера (обращения, заявления, разъяснения).

Обеспечение исполнения полномочий правительства осуществляется аппаратом губернатора области.

Правительство области слагает полномочия перед лицом, вновь наделённым полномочиями губернатора области. Правительство области может также подать в отставку, которая принимается или отклоняется губернатором области. Отставку правительства влечёт также решение президента РФ об отрешении губернатора области от должности (ч. 2 ст. 37) Устава области.

4. Судебная власть в Белгородской области


Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года разделил все суды Российской Федерации на федеральные и суды субъектов РФ.

Согласно ч.1 ст.46 Устава области Уставный суд Белгородской области состоит из пяти судей. Судьи Уставного суда назначаются на должность областной Думой по представлению губернатора области. Самостоятельность в судебной системе совсем не означает самостоятельности в системе органов государственной власти области. Объективно уставный суд должен быть независимым арбитром в разрешении споров, в том числе и между законодательным и исполнительным органом государственной власти области. Но, к сожалению, сам правовой статус и место уставного суда в системе органов государственной власти создает иные условия. Суд формируется органами государственной власти субъекта, финансируется из областного бюджета, материальное обеспечение деятельности суда находится в зависимости от органов власти (прежде всего исполнительной).

Уставный суд по запросам губернатора, областной Думы, депутатов областной Думы, Правительства области, представительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области, общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений разрешает дела о соответствии Уставу Белгородской области:

а) правовых актов, принимаемых областной Думой и направленных на нормативное регулирование общественных отношений;

б) правовых актов, принимаемых губернатором области и направленных на нормативное регулирование общественных отношений;

в) правовых актов, принимаемых Правительством области и направленных на нормативное регулирование общественных отношений;

г) правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных образований в Белгородской области и направленных на нормативное регулирование общественных отношений (ст. 47 Устава).

Уставный суд по жалобам граждан, а также по запросам мировых судей области проверяет соответствие закона области или иного правового акта, принятого в области и направленного на нормативное регулирование общественных отношений, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Уставу области. Также Уставный суд по запросам Губернатора, областной Думы, депутатов областной Думы, Правительства области, представительных органов местного самоуправления и глав местного самоуправления муниципальных образований, общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений дает толкование Устава области.

Акты или их отдельные положения, признанные Уставным судом несоответствующими Уставу области, утрачивают силу и не могут применяться на территории области. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Нормы, определяющие основы правового статуса Уставного суда в области не нашли своего практического применения, не принят пока специальный закон «Об Уставном суде Белгородской области».

Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года заложил правовую основу учреждения института мировых судей в субъектах РФ. Согласно статьи 51 Устава мировые судьи Белгородской области являются судьями общей юрисдикции области. Белгородская область стала одним из первых регионов России, где стали действовать мировые судьи.

В марте 2000 года были приняты законы «О мировых судьях Белгородской области», «О создании судебных участков и должностей мировых судей Белгородской области». Сразу были разрешены и вопросы о по­рядке организационного обеспечения деятельности мировых судей. Федеральными и областными законами, регламентирующими деятельность мировых судей, предус­мотрено, что их материально-техническое обеспечение должна осуществлять администрация Белгородской области за счет средств областного бюджета. Однако согласно Федеральному закону «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» организационным обеспечением районных и городских судов занимается управление Судебного департамента. Поэтому логичным оказалось следующее решение: администрация Белгородской области и управление Судебного департамента заключили договор о порядке взаимодействия по организационному обеспечению деятельности мировых судей Белгородской обрасти. Согласно этому документу, организационным обеспечени­ем деятельности мировых судей (то есть решением всех финансовых, материально-технических, кадровых и иных вопросов, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления ими правосудия) занимается управление Судебного департамента. Для решения всех этих вопросов в Управлении был создан отдел по организационному обеспечению де­ятельности мировых судей.

Согласно законодательству, мировым судьей может стать гражданин, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков и сдавший квалификационный экзамен.

Мировые судьи назначаются областной Думой по представлению Губернатора области. Отбор кандидатов на должности мировых судей осуществляется на конкурсной основе. Порядок и условия проведения конкурса устанавливаются законом Белгородской области.

Согласно законодательству, мировые судьи рассматривают уголовные дела, наказанием за которые может стать лишение свободы на срок не более трех лет лишения свободы. Это могут быть мелкие кражи, мошенничества, угон автомобиля, оскорбление, клевета, а также более серьезные преступления угроза убийством, незаконное производство аборта, умышленное причинение вреда здоровью, убийство в состоянии аффекта, по неосторожности, превышение пределов необходимой обороны.

В подсудность мировых судей входят и многочисленные гражданские дела: межевые, имущественные споры (если сумма иска не превышает 500 минимальных размеров оплаты труда), дела о расторжении брака (если отсутствует спор о детях), раздел имущества супругов, трудовые споры (кроме исков о восстановлении на работе).

Сегодня стало очевидным, что институт мировой юстиции состоялся и оправдал возложенные на него надежды. Мировые судьи значительно разгрузили федеральные суды, дали федеральным судьям возможность более тщательно рассматривать сложные уголовные и гражданские дела. Правосудие стало более доступным для граждан, а судебная система - более развитой.

Основная литература


*Федеральный закон от 06 октября 1999г. № 184-ФЗ (ред. от 19.06.2004 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

*Устав Белгородской области от 31 декабря 2003г. (ред. 18.11.2005 г.) // Белгородские известия. 10 января 2004г.

*Избирательный кодекс Белгородской области от 1 апреля 2005г. // Белгородские известия (специальный выпуск). 21 января 2003г.

*Закон Белгородской области от 13 марта 2000г. «О мировых судьях Белгородской области» // Белгородские известия. 2000. 15 марта.

Дополнительная литература

*Закон Белгородской области от 19 декабря 2005г. «О статусе депутата Белгородской областной думы».

*Дремучев Е.И., Сысоева В.В. Институт мировой юстиции: проблемы и перспективы // Вестник БелЮИ МВД России. 2003. № 1. – С. 64-67.

Григорьева Л. А. Отмена выборов глав субъектов Федерации признана конституционной // Адвокат. - 2006. - № 1. - С. 45-58.

1 Думские ведомости. 2004. 20 марта.

1 Белгородская правда. – 2003. - 31 мая.

7 Белгородские известия. 2003. 7 октября.

1 Белгородские известия. 2006. 28 апреля.

1 Белгородские известия. 2004. 17 августа.

2 Белгородские известия. 2004. 24 марта.

27


Похожие работы:

  1. • Современные проблемы документационного обеспечения ...
  2. • Автоматизированная информационная система ...
  3. • Инновационные процессы в Белгородском регионе: их ...
  4. • Организация и основные направления совершенствования ...
  5. •  ... труду и занятости населения по Белгородской области
  6. • Основы деятельности системы органов государственной ...
  7. • Разработка предложения по совершенствованию ...
  8. • Управление кадровым потенциалом региона
  9. • Бюджетный менеджмент как инструмент повышения ...
  10. • Администрация Архангельскй области и органы ...
  11. • Избирательные системы на муниципальных выборах ...
  12. • Системы органов государственной власти субъектов Российской ...
  13. • Государственные полномочия Архангельской области по ...
  14. • Органы исполнительной власти субъектов РФ
  15. • Анализ системы и структуры органов государственной ...
  16. • Взаимоотношения органов государственной власти и ...
  17. • Противоречия Конституции субъекта РФ Федеральному закону РФ ...
  18. • Иерархия органов исполнительной и законодательной ...
  19. • Ответственность органов государственной власти субъектов ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com