Реферат на тему
Разработка и внедрение организационно-управленческих инноваций на российских предприятиях
Выполнил студент гр. 06БЭ4
Трошин А.В.
Введение
Инновации осуществляются в самых различных областях: производстве, науке, культуре, образовании; экономических, правовых, социальных отношениях и других сферах деятельности человека. В первой части статьи приводятся доказательства обоснованности применения данного термина, во второй - авторы делятся личным опытом внедрения инноваций в управление рационализацией предприятия.
Хотя иностранный термин "инновация" появился в русском языке не так давно, он уже широко применяется во всех сферах человеческой деятельности. Это наглядно демонстрируют различные толковые словари. Так, в социологическом словаре "инновация" (от лат. "innovatio", англ. и нем. "innovation" - введение чего-либо нового) - это процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе. В толковом словаре иностранных слов Л.П. Крысина "инновация" (от фр. "innovation") - обновление, перемена. В современном экономическом словаре "инновации" - нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. В психологическом словаре "инновацией" называется результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений и т. д., которые удовлетворяют потребности человека и общества и вместе с тем вызывают социальные и другие изменения. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. П. Друкер в работе "Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения" приводит следующее определение инновации: "инновация - это разработка и внедрение нового, ранее не существовавшего, с помощью которого старые, известные элементы придают новые очертания экономике данного бизнеса. Сущность инновации скорее концептуального характера, чем технического или научного". В проекте закона "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации" и в Отраслевой целевой программе (ОЦП) "Инновация" дано фактически одно определение инновации (нововведению) как "конечному результату инновационной деятельности, получившему воплощение (в ОЦП - реализацию) в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация - продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс)". Актуальность темы исследования обусловлена направленностью исследования на решение одной из важнейших экономических проблем - обеспечение конкурентоспособности отечественных предприятий на основе критического восприятия современных представлений об использовании новых организационных форм управления конкурентоспособностью на основе инноваций1. Проведение многомасштабной государственной политики перестройки экономики все более наталкивается на ресурсные ограничения, связанные с экономическими реалиями переходного периода. Поэтому для достижения поставленной цели производства объективно неизбежен выбор приоритетных, преимущественно неинвестиционных направлений реформирования экономики предприятий.
Инновационная деятельность предприятия
Последнее десятилетие в рыночную систему хозяйствования активно внедряется инновационная деятельность. Одной из важнейших задач становится повышение инновативности предприятий, а именно: их способности четко и адекватно реагировать на изменения на рынке путем выпуска новой или усовершенствования существующей продукции, внедрение новых технологий производства и сбыта, реструктуризации, усовершенствование системы внутрифирменного управления и использование новейших маркетинговых стратегий. Как результат, формирование и развитие инновационного потенциала становится неотъемлемой частью стратегии современных предприятий.
При анализе инновационного потенциала предприятия необходимо учитывать сложность и специфику инновационного цикла предприятия.
Ключевым принципом формирования такой структуры является построение на предприятии целостной системы комплексов, охватывающей весь цикл осуществления инновационной деятельности, начиная с генерации новых научно-технических идей и их отработки до выпуска и реализации созданной на данной основе современной наукоемкой продукции.
Как системный объект такая структура должна обладать собственным внутренним строением и входить составной частью в некую большую по отношению к ней систему (предприятие).
Указанная система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга комплексов и соответствующих им организационных элементов, необходимых и достаточных для эффективного осуществления в сфере науки и техники, будет иметь собственное внутреннее строение.
Инновационные процессы реализуются в рамках соответствующим образом выбранной инновационной стратегии, которая является одной из приоритетных, определяющих развитие всех областей производственной деятельности предприятия. Для обеспечения ускоренного развития инновационного потенциала предприятий необходима соответствующая организационно-экономическая система, структура научно-технической и инновационной деятельности предприятия. Она должна быть направлена на достижение конкретной цели, иметь требующиеся для этого механизмы, формироваться и действовать на основе определенных принципов. Конечной целью формирования структуры должно быть не просто создание конкретным хозяйствующим субъектом условий для более эффективного ведения им научно-технической и инновационной деятельности, а также преодоление спада производства предприятия, его структурную перестройку и изменение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение ее конкурентоспособности и привлекательности для внутреннего и внешнего рынков, создание новых рабочих мест, развитие нового инновационного потенциала.
Таким образом, изучение проблемы развития инновационной деятельности на предприятиях показал, что для оценки общего состояния и уровня развития научно-технической и инновационной деятельности целесообразно использование интеграционного понятия – инновационный потенциал предприятия, который характеризуется количеством подразделений, выполняющих научные исследования и разработки, численностью научных работников, участвующих в таких разработках, объемом научно-технических работ, количеством конструкторских разработок и т.д. Во-вторых, для стимулирования инноваций в сфере производства, а также для развития инновационного потенциала целесообразно образование системы структурных комплексов: информационного обеспечения, экспертизы, научно-технических и инновационных программ, финансово-экономического обеспечения научно-технической и инновационной деятельности предприятий и др. Предложенная система позволит определять внутренние возможности и преимущества инновационной деятельности, оценить потенциал развития организации в целях повышения эффективности ее коммерческой деятельности. Среди менеджмента российских предприятий еще не сложилось понимание важности этих процессов для обеспечения конкурентоспособности и повышения степени устойчивости предприятий на национальном и глобальном рынках.2
20 июля Правительством Санкт-Петербурга было принято постановление «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011гг.».
Главной целью принятия этого документа является повышение конкурентоспособности экономики Санкт-Петербурга, создание механизма поддержки инновационной деятельности на всех стадиях жизненного цикла инноваций.
Сегодня в Санкт-Петербурге уже имеется ряд элементов инновационной инфраструктуры – в городе работает 11 инновационно-технологических центров, создана и активно формируется особая зона технико-внедренческого типа, начал работу Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия научно-технической сферы, в апреле прошлого года открыт первый городской бизнес-инкубатор.
В то же время существует ряд проблем для развития инноваций. На сегодняшний день отсутствует системный подход при оказании государственной поддержке предприятиям и организациям инновационной сферы вне зависимости от их ведомственной или отраслевой принадлежности. Еще слаба связь науки и образования с промышленностью. Для преодоления разрыва инновационного цикла требуется целенаправленная государственная поддержка. С этой целью необходим единый координационный центр развития инновационной деятельности.
В настоящее время ведется активная работа по подготовке комплексной программы мероприятий. Документ будет содержать полный перечень проектов и мероприятий по развитию инновационной деятельности города, источники, сроки и объемы финансирования, будут определены ответственные органы государственной власти, целевые показатели развития инновационной деятельности.
Целью программы является превращение Санкт-Петербурга в инновационный центр мирового уровня. Необходимо повышение конкурентоспособности городской экономики, создание механизма поддержки инновационной деятельности на всех стадиях цикла инновации. Для выполнения подобной задачи городу потребуется в разы увеличить финансирование программы по развитию инновационной деятельности, а также привлечь дополнительные менеджерские ресурсы для ее разработки реализации.
Среди приоритетов инновационной политики можно выделить некоторые наиболее важные направления, из них основными являются: подготовка кадров, развитие инновационной инфраструктуры, разработка и реализация кластерной политики, подготовка нормативных актов и оказание господдержки субъектам инновационной деятельности, содействие экспорту инновационной продукции, привлечение и сопровождение отечественных и иностранных инвестиций. Говоря об использовании инноваций относительно промышленной сферы, следует отметить, что реализация региональной промышленности и инновационной политики на современном этапе требует первоочередного создания благоприятных условий для развития высокотехнологических, инновационно-активных и конкурентоспособных отраслей промышленного комплекса. Только такой подход позволяет обеспечить динамичное развитие промышленности региона в условиях глобализации мировой экономики, жесткой рыночной конкуренции, которая значительно возрастает в условиях вступления Российской федерации во Всемирную торговую организацию. На сегодняшний день в городе представлены следующие высокотехнологические отрасли промышленности: приборостроение (включая авиационную, электронную, радиопромышленность); промышленность средств вычислительной техники и программного обеспечения; химико-фармацевтическая промышленность; промышленность медицинской техники. В городе имеются и формируются такие промышленные кластеры, как; автомобилестроение, судостроение и энергомашиностроение.3
В Основах инновационной политики в Санкт-Петербурге используются следующие понятия:
- инновации – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
- инновационная деятельность – процесс, включающий проведение анализа и формирование прогноза научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного потребления; развитие инфраструктуры инновационной системы; проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по вводу инновационной продукции на рынок; вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности; технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции; выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг), создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования, применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
- субъект инновационной деятельности – организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющая инновационную деятельность;
- инновационная инфраструктура – совокупность субъектов инновационной деятельности (научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения, инновационно-технологические центры и другие специализированные организации);
- технологический парк – организация, имеющая тесные связи с высшими учебными заведениями и научными центрами, промышленными предприятиями, региональными органами власти и управления, органами местного самоуправления и осуществляющая на основе объектов недвижимости формирование материально-технической, социально-культурной, финансовой и иной базы для эффективного становления и развития инновационных предприятий, размещенных на его территории;
- инновационная система Санкт-Петербурга – совокупность взаимодействующих на единых целевых принципах субъектов инновационной деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, участвующих в реализации единой государственной политики Санкт-Петербурга в сфере инновационной деятельности;
- инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенные для реализации;
- кластерная политика Санкт-Петербурга - политика Санкт-Петербурга по объединению предприятий и организации, научных учреждений, которые своей целью имеют выпуск родственных продуктов или услуг;
- парк информационных технологий – специализированный в области информационных технологий комплекс офисных и производственных зданий, включающий в себя другие элементы инновационной инфраструктуры.
Основные принципы, цели и задачи инновационной политики в Санкт–Петербурге
Инновационная политика в Санкт-Петербурге основывается на следующих принципах:
комплексность – при разработке, реализации и корректировке инновационной политики в Санкт–Петербурге должна учитываться совокупность всех экономических, социальных, технологических, производственных, ресурсных, правовых, экологических, инвестиционных и иных факторов, характеризующих социально-экономическое развитие Санкт-Петербурга, и охватывать весь жизненный цикл инноваций;
системности – разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт–Петербурге должна осуществляться во взаимодействии со всеми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, субъектами инновационной деятельности;
адресности - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт–Петербурге должна осуществляться в отношении конкретных субъектов инновационной деятельности;
этапности - разработка, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт–Петербурге должна осуществляться поэтапно в соответствии с приоритетными направлениями;
открытости – исполнительные органы государственной власти рассматривают предложение и взаимодействуют с субъектами инновационной деятельности в целях формирования, реализация и корректировка инновационной политики в Санкт – Петербурге.
Целями инновационной политики в Санкт–Петербурге являются:
- развитие инновационной системы Санкт-Петербурга;
- рост конкурентоспособности субъектов инновационной деятельности;
- рост объемов реализации инновационной продукции;
- концентрация и диверсификация субъектов инновационной деятельности;
- формирование механизма инновационного развития Санкт-Петербурга;
- развитие и позиционирование Санкт-Петербурга как международного центра инноваций.
3. Основными задачами для достижения вышеуказанных целей являются:
- подготовка и переподготовка кадров для субъектов инновационной деятельности;
- развитие инновационной инфраструктуры Санкт-Петербурга;
- совершенствование законодательства, стимулирующего развитие инновационной деятельности;
- совершенствование финансового обеспечения инновационной деятельности;
- содействие развитию системы информационной поддержки инновационной деятельности;
- формирование эффективных механизмов координации и регулирования инновационной деятельности;
- развитие сотрудничества и взаимовыгодных связей с российскими, зарубежными и международными организациями инновационной и научной сфер;
- формирование и реализация приоритетных направлений.
4. Инновационная политика в Санкт-Петербурге предполагает определение:
- субъектов инновационной деятельности для целей применения мер государственной поддержки;
- форм реализации мер государственной поддержки инновационной деятельности в Санкт-Петербурге;
- результатов (целевых показателей) развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге.4
С
вступлением Российской федерации на инновационный путь развития широкое распространение получают федеральные, региональные и местные программы для поддержки инновационной деятельности предприятий. В то же время отсутствие четкого определения инновационной деятельности и данных об инновационных предприятиях делает реализацию этих программ и проектов затруднительным. для их успешной реализации целесообразно создание банка данных об инновационных предприятиях.По нашему мнению, в каждой отрасли прерогатива принятия решений по включению претендентов в такой перечень должна принадлежать Отраслевому центру инновационного развития.
Отраслевой центр инновационного развития будет способствовать активизации инновационной деятельности в отрасли. На центр должны быть возложены следующие задачи: создание и совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в строительной отрасли; содействие развитию инновационного предпринимательства, налаживание эффективного сотрудничества разработчиков, производителей, потребителей наукоемких технологий и потенциальных инвесторов; содействие развитию межрегиональных и международных партнерских соглашений.
Основные направления деятельности центра:
~ оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке инновационных проектов, бизнес-планов, проведении маркетинговых исследований;
~ анализ и обобщение данных об инновационном потенциале строительной отрасли Республики Дагестан, формирование единого информационного пространства субъектов инновационной деятельности;
~ создание и поддержка отраслевого информационного банка данных спроса и предложений по инноватике;
~ взаимодействие с другими центрами инновационного развития республики;
~ выявление нужд и потребностей потенциальных потребителей наукоемкого бизнеса;
~ анализ причин, сдерживающих развитие предпринимательства в сфере науки и препятствующих успешной передаче технологий из науки в производство;
~ содействие привлечению финансовых ресурсов отечественных и иностранных инвесторов для реализации инновационных программ и проектов;
~ участие в разработке прогнозов научно-технического и инновационного развития отрасли;
~ участие в организации и функционировании инновационных и венчурных фондов, координация деятельности по привлечению внебюджетных и бюджетных источников для их формирования;
~ содействие подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства;
~ обеспечение взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности в строительной отрасли.
По моему мнению, инновационными следует считать те предприятия, которые осуществляют внедрение технологических и продуктовых новшеств в виде новых продуктов, технологий либо приобретенных на основе покупки патента или лицензии и обеспечивающие их широкое распространение для получения значительного коммерческого результата.
Инновации определяются не только изобретениями, техническими решениями, но и социальными изменениями. Таким образом инновационно-активными следует считать и те предприятия, которые занимаются реинжинирингом, вводя прогрессивные системы работы с персоналом, новые технологии продвижения товаров на рынок и т. п. при этом социальные инновации по полезному эффекту могут быть вполне соимеримы с технологическими инновациями. Инновационная активность может носить эндогенный характер, направленный на совершенствование процессов внутри компании (социальные и управленческие инновации) или быть экзогенной, ориентированной на конечных потребителей производимой продукции (продуктовые, процессные инновации).5
Список использованной литературы
1. Мардас А. Н. //Инновации// 2007, №7, стр. 101-102
2. Матвиенко В. И.//Инновации// 2007, №9, стр.4
3. Фивейский С. А. //Инновации// 2007, №9, стр.3
4. Курышова В. Г. //Инновации// 2007, №5, стр. 82
5. Интернет ресурсы. Беляева Ирина, Штенников Василий «Инновации рационализации».
1 Интернет ресурсы. Беляева Ирина, Штенников Василий «Инновации в рационализации».
2 Курышова В. Г. //Инновации// 2007, №5, стр. 82
3 Фивейский С. А. //Инновации// 2007, №9, стр.3
4 Матвиенко В. И.//Инновации// 2007, №9, стр.4
5 Мардас А. Н. //Инновации// 2007, №7, стр. 101-102