Курсовая работа.
Тема: Анализ государственного регулирования инновационной деятельности
Содержание
Введение 3
Глава 1.Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности 4
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики 5
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций 6
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов 8
1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов 10
Глава2.Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ 15
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ 15
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики 19
2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ 20
2.4 Анализ государственной инновационной деятельности 20
Заключение 24
Список литературы 24
Введение
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов, как отмечают многие ученые, является одним из главных условий перевода функционирования экономики на рыночные рельсы.
Следовательно, тема моей курсовой работы является актуальной и важной. Так как инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.
Цель данной курсовой работы заключается в проведении теоретических и практических исследований и анализе государственного регулирования инновационной деятельности.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
-теоретические изучение понятия и сущность государственной инновационной политики;
-исследование основных направлений государственной поддержки инноваций;
-изучение необходимости государственного регулирования инновационных процессов;
-изучение структуры и функций органов государственного регулирования инновационного процесса в РФ;
-анализ основных проблем развития инновационной политики РФ
-анализ государственной инновационной деятельности
Для более наглядного представления о том, как собственно правительство РФ воплощает в жизнь инновационную политику, необходимо рассмотреть механизмы, инструменты государственной инновационной политики. Конечно не надо забывать, что эти инструменты весьма масштабны. Их непросто и не быстро можно создать, а уж тем более отладить до высокой степени эффективности. Однако такие шаги наше правительство уже делает и делает их в правильном направлении.
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности
1.1 Понятие и сущность государственной инновационной политики
В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.
Признание необходимости государственного регулирования в этой сфере в большинстве развитых стран сталкивается с противоречием, существующим между свободным предпринимательством и государственным вмешательством в экономические процессы.
«Государственная инновационная политика - это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.1»
«Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.2»
Она включает три этапа:
-разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;
-определение основных направлений государственной поддержки инноваций;
-осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.
Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам.
«Научно-техническое лидерство - это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии.3»
Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.
1.2 Основные направления государственной поддержки инноваций
Основные направления государственной поддержки инноваций включают:
содействие развитию научных исследований (фундаментальных, поисковых, прикладных), прежде всего в перспективных направлениях;
кадровое обеспечение инновационной деятельности;
содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;
формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят распространение на рынке;
применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования, формирующих стимулирующие воздействия внешней среды, которые обусловливают необходимость и эффективность инновационных решений отдельных фирм (предприятий);
участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;
координацию инновационной деятельности в регионах;
создание правовой базы инновационной деятельности;
регулирование международных связей в области инновационных процессов.
Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.
1.3 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов
Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.
«Главная функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.4»
«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.5»
Первым аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.
Второй аспект - воздействие на структуру общественного производства. Инновации выступают непосредственной причиной возникновения одних производств и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.
Третий аспект - существенное влияние на институциональные экономические механизмы. Инновации также изменяют экономическую организацию общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.
Четвертый аспект - все большая тождественность способности нации к прогрессу и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.
Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.
Шестой аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.
Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной жизни, объединение ресурсов различных стран, трансфер технологий.
Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.
Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.
Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.
«Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и экономическим содержанием.6»
С одной стороны, в настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.
«Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.7»
1.4 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов
Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.
«Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.8»
Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.
В системе прямых методов воздействия государства на инновационный процесс важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.
В этом направлении государственной инновационной политики проявляется ее ориентация на научную новизну промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.
1.5 Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов
В государственном регулировании инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.
«Косвенные методы, используемые в реализации государственной инновационной политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.9»
Состав, структура и содержание косвенных методов государственного регулирования инновационных процессов достаточно разнообразны.
К косвенным методам следует отнести налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:
-в освобождении от налогообложения той части прибыли предприятий и организаций, которая направляется на проведение перспективных инновационных разработок, создание научно-технического задела;
-исключении валютных средств научных организаций и вузов из числа налогооблагаемых доходов, полученных от реализации научно-технической (инновационной) продукции и направленных на приобретение специального оборудования и уникальных приборов;
-снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;
-уменьшении в течение определенного периода налогооблагаемой прибыли, получаемой предприятиями (фирмами) от использования изобретений и других новшеств.
Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.
1.6 Финансирование инновационной деятельности
«Развитие инновационной деятельности, как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования.10» Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:
четкая целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
множественность источников финансирования; широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
5) адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и ее отдельных элементов на динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.
«В условиях регулируемых рыночных отношений система финансирования инновационной деятельности имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.11» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:
-создание необходимых предпосылок для быстрого и эффективного внедрения технических новинок во всех звеньях хозяйственного комплекса страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;
-сохранение и развитие стратегического научно-технического потенциала в приоритетных направлениях развития;
-создание необходимых материальных условий для сохранения кадрового потенциала науки и техники, предотвращения его утечки за рубеж.
В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:
-бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
-средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;
-собственные средства предприятий;
-финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);
-кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
-конверсионные кредиты для научно-технических и производственных предприятий оборонного комплекса;
-иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
-средства национальных и зарубежных научных фондов;
-частные накопления физических лиц.
Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики
Глава 2 Анализ государственного регулирования инновационной деятельности в РФ
2.1 Органы государственного регулирования инновационного процесса в РФ
В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным процессом: 1) высший государственный, федеральный; 2) средний государственный, отраслевой; 3) государственный региональный; 4) нижний государственный, институциональный.
По своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает: а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение власти и ответственности между ними, соотношение прав и обязанностей; б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации; в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением; г) систему подбора и расстановки кадров.
«Организационный механизм государственного регулирования инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций.12»
Субъектами инновационной политики выступают центральные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.
Общие вопросы инновационной политики находят отражение в указах Президента РФ. В подготовке этих документов принимает участие Отдел науки и образования Администрации Президента. При Президенте РФ создан Совет по научно-технической политике - консультативный орган. Основными задачами совета являются:
-информирование Президента о процессах, происходящих в научно-технической сфере в стране и за рубежом;
-разработка предложений о стратегии научно-технической политики и формировании приоритетных направлений в ее реализации;
-анализ и экспертиза поступающих на заключение Президента проектов законодательных актов по научно-техническим вопросам;
-подготовка предложений о заключении межгосударственных соглашений по научно-техническим вопросам;
-участие в подготовке официальных документов и материалов по научно техническим вопросам для Президента РФ.
Органы законодательной власти РФ - Государственная дума и Совет Федерации - имеют право инициирования законов в сфере научно-технической и инновационной деятельности. В обеих палатах функционируют соответствующие комитеты - Комитет Госдумы по образованию и науке и Комитет Совета Федерации по образованию, науке и культуре.
Основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую возглавляет непосредственно Председатель Правительства.
Основными функциями комиссии являются обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики. Аналогичная деятельность в оборонном секторе осуществляется Координационным межведомственным советом по военно-технической политике.
Министерство образования и науки РФ является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной и научно-технической политики в области образования и науки, осуществление мер по созданию и развитию научно-технического потенциала. К числу основных задач министерства относятся:
-организация научно-технического прогнозирования;
-выбор и оценка приоритетных направлений развития образования, науки и техники;
-разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации выбранных приоритетов;
-создание государственных научно-технических программ и проектов;
-методическое руководство подготовкой кадров региональных и межрегиональных научно-технических программ;
-финансирование гражданских НИОКР общегосударственного значения;
-создание и развитие благоприятной среды для научной и инновационной деятельности;
-формирование соответствующих систем экономического стимулирования и организационных структур;
-организация условий для опережающего развития фундаментальных научных исследований;
-обеспечение формирования государственной политики в области международных связей в сфере образования, науки и техники и др.
Министерство экономического развития и торговли РФ в рамках определения форм и методов государственного воздействия на экономику:
-непосредственно разрабатывает государственную инновационную политику;
-устанавливает приоритеты в развитии народного хозяйства страны и се регионов;
-определяет основные направления инвестиционной политики, в том числе меры по стимулированию инновационной активности;
-организует разработку федеральных целевых программ но развитию приоритетных отраслей и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем.
Минфин РФ осуществляет бюджетное обеспечение инновационной политики и аудит использования финансовых ресурсов.
Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов показана на рис. 1.
Рисунок 1 Структура механизма государственного регулирования инновационных процессов в Российской Федерации
Задачи каждого элемента, вошедшего в структуру механизма государственного регулирования, вкратце были рассмотрены выше.
2.2 Задачи и цели государственной инновационной политики
В нашей стране все больше уделяется внимания созданию комплексных концепций научно-технического развития:
-ориентирование и поддержка научных исследований;
-регулирование направлений научно-технического развития;
-защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности;
-совершенствование системы стимулирования научно-технического развития;
-лицензионно-патентное право (патентование, доступность патентной информации);
-поддержка регулирования (правовая, финансовая, техническая и т.п.);
-разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка;
-совершенствование методов управления научно-техническим развитием;
-выбор приоритетных направлений развития науки и техники в РФ;
-формирование и реализация федеральных научных и научно-технических программ и проектов, а также определение федеральных органов исполнительной власти, ответственных за их исполнение;
-финансирование научной и научно-технической деятельности за счет средств федерального бюджета;
-содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ;
-совершенствование управления государственными научными организациями федерального значения, в том числе их создание, реорганизация и ликвидация;
-реализация обязательств по научным и научно-техническим программам и проектам, предусмотренным международными договорами РФ;
-охрана прав интеллектуальной собственности;
-формирование единых систем стандартизации, обеспечения единства измерений, сертификации, научно-технической информации, патентно-лицензионного дела и управление ими;
-установление государственной системы аттестации научных и научно-технических работников.
Основными целями государственной инновационной политики Российской Федерации являются:
-создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
-повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
-содействие активизации инновационной деятельности, а также развитию рыночных отношений и предпринимательства в инновационной сфере;
-расширение государственной поддержки инновационной деятельности, повышение эффективности использования государственных ресурсов, направляемых на развитие инновационной деятельности;
-содействие расширению взаимодействия субъектов Российской Федерации при осуществлении инновационной деятельности;
-осуществление мер по поддержке отечественной инновационной продукции на международном рынке и по развитию экспортного потенциала Российской Федерации.
Основными приоритетными направлениями инновационной политики, осуществляемой государством на современном этапе развития нашей страны, являются:
1) работы по созданию, освоению и распространению техники и технологий, которые ведут к кардинальным изменениям в технологическом базисе страны. Эти работы носят, как правило, межотраслевой характер и не могут быть решены при существующем монопродуктовом (отраслевом) принципе организации и планировании производства;
работы по крупным отраслевым научно-техническим проектам, требующие масштабной концентрации ресурсов, которые не под силу отдельным предприятиям;
научно-техническое обеспечение мероприятий, направленных на реализацию социальных целей общества (через развитие здравоохранения, образования, культуры, охраны окружающей среды, инфраструктуры);
направления НТП, связанные с международным разделением труда и внешнеэкономической деятельностью государства.
Результатами реализации новой инновационной политики должны являться:
-качественно новый уровень ресурсосбережения, рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, достижение ее высокой конкурентоспособности и, как следствие, коренное преобразование структуры народного хозяйства и внешней торговли в сторону разгрузки сырьевого сектора экономики и увеличение вклада обрабатывающих отраслей;
-качественно новый уровень жизни населения в результате совершенствования бытовой предметной среды для городского и сельского населения;преодоление технического отставания страны;
-достижение высокого уровня социальной направленности НТП за счет широкого распространения новых технологических систем, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность промышленного производства.
Необходимо разработать систему социальных нормативов, регламентирующих требования к новым технологиям и технике, проектируемым машинам с точки зрения условий, содержания и творческого характера труда. Для реализации социальных гарантий необходимо создать механизм переподготовки кадров. Требуется создать более универсальную, гибкую и непрерывную систему образования и повышения квалификации работников.
2.3 Основные проблемы развития инновационной политики РФ
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
2.4 Анализ государственной инновационной деятельности
Согласно принятой концепции, главной задачей государственной политики в области развития науки и технологий является переход нашей страны к инновационному пути развития - на основе избранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков.
Базисом для создания национальной инновационной системы является развитие фундаментальных исследований и системы образования в целом как приоритетов социально-экономической политики государства, а государственная инновационная политика строится на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и реализуется независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий и организаций.
Одним из важнейших направлений создания инновационной инфраструктуры в России является основание инновационных центров, технологических парков и инкубаторов малых фирм и других структур, которые поддерживают деятельность наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий.
Созданы Ассоциация научных технологических парков и инкубаторов бизнеса, Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций (фирм), Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий, технологических центров и технополисов. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций.
В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.
Исходя из современного состояния научно-технической и производственно-технологической сфер российской экономики, основными направлениями государственной инновационной политики являются:
-развитие имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;
-укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы;
-обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ.
Реализация государственной политики в области развития науки и технологий прежде всего нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, включающей как научно-техническую, так и производственно-технологическую сферы экономики, ориентированные на интенсивную разработку и производство товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке.
Для решения задач по реализации государственной инновационной политики Минпромнауки России в настоящее время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной инфраструктуры, так и на поддержание приоритетных направлений научно-технологической сферы, создание особой, инновационно-ориентированной среды во всех секторах российской экономики.
Одно из перспективных направлений - развитие национальной венчурной индустрии. Для расширения ресурсной базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков. Будут разработаны и правила совместного участия в венчурных фондах частных инвесторов и государства (за счет средств из бюджетных и внебюджетных источников). В настоящий момент начато создание системы специализированных центров по венчурному предпринимательству. Они обеспечат информационную поддержку и консультирование, подготовку специалистов венчурных фондов и персонала инновационных предприятий для совместной деятельности с венчурными инвесторами.
Другим из основных направлений инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения, призванными решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.
Под важнейшим инновационным проектом государственного значения понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, направленных на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, на реализации которого концентрируются ресурсы и который обеспечивается государственной поддержкой.
Инновационные проекты государственной значимости представляют собой новый для России инструмент государственной инновационной и промышленной политики, направленный на реализацию конкурентных преимуществ науки и промышленности, связанных с результатами исследований и разработок, полученных в государственном и частном секторе науки по заказу и при финансовом участии государства.
Такие проекты должны удовлетворять системе критериев, многие из которых не применяются для обычных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Эта система критериев отражает такие основные требования как значительные масштабы влияния проекта на развитие промышленности и экономики, коммерческую эффективность реализации проекта (окупаемость вложений в короткие сроки), направленность на развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности или значительный рост конкурентоспособности в отдельных секторах (подотраслях) экономики.
Очень важна роль экономических критериев при отборе проектов, имеющих особо важное государственное значение. Финансовая поддержка этих проектов со стороны государства должна быть обусловлена софинансированием со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении "команд" исполнителей, способных далее самостоятельно организовывать и вести подобные проекты.
Не менее важно, чтобы эти проекты не только опирались на существующую инфраструктуру, но и создавали мотивацию для выращивания крупных корпоративных структур. Такие структуры в конечном счете должны стать базисом новой экономики России.
Перечень важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2005-2008 годы и основные требования к ним (I очередь)
I."Разработка технологий и освоение серийного производства нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения"
II. "Разработка и освоение производства приборов и оборудования для нанотехнологий"
III. "Разработка биотехнологий и промышленное освоение производства семенного материала высоких репродукций генетически модифицированных сельскохозяйственных растений"
IV. "Разработка и освоение производства перспективных матричных фотоэлектронных модулей для создания конкурентоспособной отечественной инфракрасной техники"
V."Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив"
VI."Разработка и промышленное освоение технологии производства новых видов высококачественного картона с использованием вторичного волокна"
VII."Разработка и освоение производства семейства высокоэффективных парогазовых энергетических установок единичной мощностью более 200 мегаватт"
VIII. "Создание технологий и освоение промышленного производства конструкционных металлических материалов с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств"
IX."Развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них"
Таким образом, с учетом сегодняшнего состояния экономики России инновационная политика на современном этапе способствует развитию научно-технического потенциала и формированию современных технологических укладов в отраслях экономики.
Заключение
Подводя итоги следует отметить, что необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.
Методы воздействия государства в области инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.
В России действуют более 40 научных и технологических парков, в которые входят свыше 80 инновационных фирм и 150 сервисных предприятий. В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию.
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Инновационная политика государства призвана решать основные проблемы государства, её задачей является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров. Основными направлениями государственной инновационной политики являются:
-развитие имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;
-укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы;
-обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ.
Список литературы
Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб.: Питер,2001 - 304 с.
Весенин В.Р. Менеджмент. – М.: Проспект, 2007. - 512 с.
Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 152 с.
Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 128 с.
Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. –М.: ИНФРА-М, 2004.–295 с.
Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 446 с.
Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 127 с.
Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007.– 238 с.
Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 448 с.
Хотящева О. М. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 230 с.
1 Медынский В.Г. Инновационный менеджмент. –М.: ИНФРА-М, 2004.–38 с.
2 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 74 с.
3 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 75 с.
4 Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 38 с.
5 Гринев В.ф. Инновационный менеджмент. - К.: МАУП, 2001. - 132 с.
6 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 65 с.
7 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 77 с.
8 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 77 с.
9 Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 78 с.
10 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 69 с.
11 Коноплев С.П. Инновационный менеджмент.– М.: Проспект, 2007. – 70 с.
12 Фахтудинов Р.А. Инновационный менеджмент. – СПб.: Питер. – 42 с.
25