Автономная некоммерческая образовательная организация
Высшего профессионального образования
"Одинцовский гуманитарный институт"
Факультет Государственного и муниципального управления
Кафедра муниципального управления
Курсовая работа
По дисциплине: Экономика государственного и муниципального сектора
На тему: Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Выполнил: студент 4 курса
группы Г-42 Шеховцов А.С.
Проверил: к. в. н., Беленький А.А.
Одинцово 2009 г.
Оглавление
1. Общее понятие о внешнеторговой деятельности
1.1 Направления внешнеторговой деятельности
1.2 Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу
1.3 Этапы развития регулирования экспорта и импорта
2. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
2.1 Концепции государственного регулирования
2.2 Методы государственного регулирования ВЭД
2.3 Полномочия органов государственной власти
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы. Одной из наиболее острых и актуальных задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику и ее подключения к системе международного Разделения труда. На протяжении всей истории России, включая ее советский период, внешняя торговля играла существенную роль в решении задач социально-экономического развития государства. При этом в течение ряда десятилетий внешняя торговля оставалась для экономики бывшего СССР тем "коридором", который связывал "советскую" плановую экономику с рыночным хозяйством зарубежных стран. На начальном этапе экономических реформ в России со сферой внешней торговли связывались задачи по устранению существовавшего в тот период острейшего товарного дефицита, пополнение государственного бюджета отчислениями от доходов внешнеторговой деятельности, по привлечению в российскую экономику конвертируемой валюты.
Давая оценку внешнеторговому сектору экономики, попытаемся максимально объективно определить его роль в экономических процессах начала 1990-х годов. В этой связи интересной представляется оценка внешней торговли того периода, данная О.Д. Давыдовым, являвшимся с 1993 года Министром внешнеэкономических связей, а с 1994 года - заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. В своей книге "Внешняя торговля: время перемен" он пишет: "Что касается внешней торговли, то она сыграла на этом весьма противоречивом этапе реформ довольно неоднозначную роль. С одной стороны, она стала инструментом реализации не самой оптимальной модели перехода России к рыночной экономике, одним из каналов "бегства" отечественных капиталов за рубеж. В то же время в рамках реально выбранного курса она объективно явилась одним из основных источников ресурсов для поддержания экономики страны "на плаву" и, кроме того, важнейшим инструментом начала интеграции (пусть несовершенной) большинства ее сегментов в систему рыночных связей. Во многом за счет импорта было обеспечено решение одной из задач начального периода реформ - насыщения потребительского рынка страны" По мере того как снижалась острота экономического кризиса в России, менялся приоритет и характер задач, стоящих перед внешней торговлей. На первые позиции стала выходить задача активизации структурной перестройки российской экономики и ускорения экономических реформ за счет использования преимуществ международного Разделения труда. При этом ежегодно, утверждая федеральный бюджет на соответствующий год, государство подтверждало актуальность фискальной функции внешней торговли.
Цель работы - определить понятие и значение государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Задачи: определить понятие ВЭД, методы и способы ее регулирования, роль государства в данном процессе.
1. Общее понятие о внешнеторговой деятельности
1.1 Направления внешнеторговой деятельности
Внешнеторговая деятельность представляет собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Она может быть определена как разновидность предпринимательской деятельности во внешнеторговой сфере. В свою очередь, под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Исследование практики международной торговли позволяет выделить три основных направления внешнеторговой деятельности:
обмен товарами в вещественно-материальной форме и услугами, связанными с осуществлением товарооборота;
технико-экономическое сотрудничество, включающее содействие в области промышленного и гражданского строительства и предоставление услуг инженерно-технического характера;
внешнеторговая деятельность в сфере научно-технического сотрудничества, представляющего собой обмен достижениями науки и техники и совместное осуществление научно-технических работ.
Как справедливо отмечает О.И. Дегтярева, "экономические связи с зарубежными фирмами и организациями реализуются путем проведения коммерческих операций, то есть определенных технических приемов по подготовке и проведению торгового сотрудничества" В настоящее время углубляется комплексный характер операций. Например, купля-продажа товаров может сопровождаться куплей-продажей лицензий, а поставка комплектного оборудования может вестись с возмездным осуществлением опытно-конструкторских работ.
Отметим также, что необходимым условием успешной внешнеторговой деятельности является выполнение целого ряда операций обеспечивающего характера, способствующих продвижению от продавца к покупателю, - транспортных, экспедиторских, страховых, операций, связанных с ведением международных расчетов, и т.д. Таким образом, внешнеторговые операции охватывают широкий спектр отношений экономического, валютно-финансового и правового характера.
Внешнеторговая деятельность реализуется как на уровне органов государственной власти, так и на уровне хозяйственных организаций (хозяйствующих субъектов). В первом случае внешнеторговая деятельность направлена на установление межгосударственных основ экономического сотрудничества, создание правовых и торгово-политических механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности торгово-экономических связей. Во втором же случае она проявляется в заключении и исполнении внешнеторговых контрактов и договоров. Внешнеторговые операции осуществляются на основе заключаемых сделок. Следовательно, внешнеторговая сделка является правовой формой осуществления внешнеторговой деятельности.
1.2 Государственное регулирование перемещение товара через таможенную границу
Товары становятся предметом государственного регулирования внешнеторговой деятельности в связи с перемещением через таможенную границу, т.е. в результате совершения действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом. При этом важно отметить, что перемещение товара, на который может распространяться государственное регулирование внешнеторговой деятельности должно осуществляться по воле конкретного лица. Иными словами, предметом государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут быть только те товары, которые сознательно перемещаются через таможенную границу. Поэтому, например, перемещение птиц в полете, миграция диких животных, в результате которой они пересекают государственную и таможенную границу, не может привести к возникновению отношений внешнеторгового характера.
Все многообразие товаров, являющихся предметами внешнеторговой деятельности, в зависимости от направления их движения может быть объединено в следующие классификационные группы: экспортные, импортные и транзитные товары.
Импортными являются товары, ввозимые на таможенную территорию России. Ими могут быть не только товары, произведенные за рубежом, но и товары отечественного производства, которые были экспортированы из России, а затем вновь ввозятся на российскую таможенную территорию.
Как правило, импортный товар оказывается на таможенной территории России после того, как он переместится через таможенную границу. В некоторых случаях импортным может быть признан товар до момента пересечения таможенной границы, а иногда и товар, не предназначенный для перемещения через таможенную границу. Примером подобной ситуации может стать продукция, производимая по программам международной специализации кооперирования производства.
Понятие импортного (ввозимого) товара распространяется и на вещи, которые ввозят с собой на таможенную территорию пассажиры.
Ввозимый на таможенную территорию товар находится под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы до совершения необходимых формальностей и уплаты причитающихся таможенных платежей.
Экспортным считается товар, перемещаемый через таможенную границу и вывозимый с российской территории. Им может быть как предмет внешнеторговой поставки, так и вещи, вывозимые с собой пассажирами, следующими за границу.
Вывозимый товар становится предметом государственного регулирования внешнеторговой деятельности с момента его предъявления таможенному органу вплоть до времени вывоза с таможенной территории.
Транзитный товар перемещается с одной таможенной территории на другую через территорию третьей страны. В России, как и в подавляющем большинстве других стран, транзитные товары подпадают под таможенный контроль, но не облагаются таможенными пошлинами.
Российская практика государственного регулирования внешнеторговой деятельности исходит из того, что объектом таможенного регулирования может стать только товар. Таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые таможенными органами, могут уплачиваться только с внешнеторговых операций товарами. Внешнеторговые операции услугами, работами и результатами интеллектуальной собственности могут облагаться налогами, однако эти отношения не составляют предмет государственного регулирования внешнеторговой деятельности. А потому, уточняя предмет настоящего исследования, отметим, что к нему может быть отнесена только внешняя торговля товарами.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - одно из направлений государственного регулирования экономики в целом.
В современной экономической науке сформировались два основных подхода к осмыслению государственного регулирования экономики. Первый подход может быть обозначен как теория общественных интересов. В соответствии с этим подходом, иначе называемым ортодоксальным, государство вмешивается в экономику, чтобы устранить излишние потери, вызванные недостатками действия рыночного механизма, и достичь эффективного распределения ресурсов.
Второй подход - это концепция получения выгод и преимуществ от регулирования, в соответствии с которой главные задачи теории экономического регулирования состоят в том, чтобы объяснить, кто будет получать выгоды или нести бремя от регулирования и какие формы регулирования будут применяться1 Прошедший век перевел в новое русло нескончаемые споры между ортодоксальными либералами и дирижистами о том, должно ли государство вмешиваться в процесс экономического развития. Двадцатое столетие прошло под знаком усиления роли государства в социально-экономическом развитии общества. Сейчас в большинстве стран необходимость государственного вмешательства больше не подвергается сомнению, а основными сюжетами экономических споров и дискуссий становятся вопросы о целях, инструментах и последствиях такого вмешательства.
Особая роль государства в экономических системах "догоняющего развития" доказана историческим опытом и обусловлена неразвитостью рынка и политической демократии, способствующих поддержанию конкуренции, которая лежит в основе механизмов саморегуляции, - считает, например, Н.И. Дмитриева2 В развивающихся и переходных экономиках перед государством стоит более широкий круг задач по сравнению с развитыми странами, что в конечном счете приводит к усложнению механизма государственного регулирования: государству приходится "догонять" в условиях, когда экономика и само общество остаются неподготовленными к решению таких задач.
К усилению роли государства непосредственно в сфере внешней торговли приводят также реалии современных мирохозяйственных процессов - процессы глобализации, которые приводят к повышению экономических рисков для национальных экономик, участвующих в этих процессах.
Рыночный механизм оказывается не в состоянии справиться с рядом злободневных задач, стоящих перед национальными экономиками, и, как следствие, общество берет на себя все издержки по государственному вмешательству.
1.3 Этапы развития регулирования экспорта и импорта
Прежде чем сформировать государственный механизм внешнеторговой деятельности в его нынешнем виде Россия прошла непростой путь развития и выбора оптимальной концепции государственного присутствия в сфере внешней торговли.
Отправной точкой в построении современного российского механизма государственного регулирования внешней торговли служит принятый 15 ноября 1991 года Указ Президента РСФСР N 213 "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", которым закреплялось: "В целях стимулирования внешнеэкономической деятельности, стабилизации внутреннего рынка и привлечения иностранных инвестиций постановляю:
1. Разрешить всем зарегистрированным на территории РСФСР предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической, в том числе и посреднической, деятельности без специальной регистрации"3.
За последующие после демонтажа государственной монополии годы формирование системы государственного регулирования внешней торговли в России прошло ряд этапов.
Формирование механизма государственного регулирования внешней торговли в России началось в 1992 году. Первым шагом в этом направлении стало провозглашение постепенного отказа от приоритета административных методов регулирования над экономическими, при сохранении контроля государства за деятельностью российских экспортеров и импортеров на внешних рынках. Курс, сразу же взятый Правительством Российской Федерации после упомянутого Указа Президента РСФСР о либерализации внешнеэкономической деятельности, был нацелен на то, чтобы, с одной стороны, отвечать требованиям адаптации к условиям рыночной экономики, с другой - интеграции в мировое экономическое хозяйство на качественно новом уровне с учетом развития экономически обоснованных торговых отношений с зарубежными партнерами.
Анализируя тот период времени, можно говорить о том, что эти задачи не всегда решались до конца продуманно и последовательно и в данной сфере было допущено "забегание вперед" по сравнению с другими отраслями экономики прежде всего в части ослабления государственного контроля над развитием внешней торговли. Одновременно система сохраняла забюрократизированный характер, воздвигая многоступенчатые барьеры и преграды для участников внешнеэкономической деятельности на пути к внешнему
Результатом существенной корректировки механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом задачи вступления в ВТО стало принятие Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Данный Закон определил основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом норм и правил ВТО, уточнил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешней торговли, нацелил само государственное регулирование на "обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации" (ст.1). Кроме того, новый базовый акт российского внешнеторгового законодательства адаптировался к новым экономическим реалиям и многочисленным изменениям, внесенным в различные смежные отрасли законодательства (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ4, Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле").
2. Механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Краткий анализ существующих концепций государственного регулирования, а также процессы формирования механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации позволяет нам перейти к определению самого понятия "государственное регулирование внешнеторговой деятельности".
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему мер законодательного, исполнительного, контролирующего характера, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.
Приведенная дефиниция государственного регулирования внешнеторговой деятельности включает составной частью понятие "цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Именно они определяют во многом характер механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности, результирующий вектор внешнеторговой политики данного государства.
2.1 Концепции государственного регулирования
Как правило, цели государственного регулирования внешнеторговой деятельности устанавливаются и закрепляются государством на законодательном уровне. В Российской Федерации они были закреплены первоначально в Федеральном законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" 1995 года, а в настоящий момент - в действующем Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" 2003 года.
Сформировавшийся на данный момент механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности нацелен на:
защиту экономического суверенитета;
обеспечение экономической безопасности Российской Федерации;
стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;
обеспечение условий эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику.
Защита экономического суверенитета. Понятие экономического суверенитета производно от категории государственного суверенитета и означает полноту государственной власти в системе внутриэкономических отношений и участие в международных экономических отношениях в соответствии с принципом суверенного равенства государств.
Объективная тенденция интернационализации хозяйственной деятельности, активизация участия Российской Федерации в международном Разделении труда создают почву для более полного взаимопроникновения российской экономики и мирового хозяйства.
Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено на поддержание экономической безопасности Российской Федерации, под которой понимается обеспечение такого состояния российской экономики, которое гарантировало бы достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации <*> (утверждена Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года N 1300, в редакции Указа Президента РФ от 10 января 2000 года N 24) закреплено, что "обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической сфере являются приоритетными направлениями политики государства". При этом особо отмечается необходимость усилить защиту интересов отечественных производителей "в условиях либерализации внешней торговли России и обострения конкуренции на мировом рынке товаров и услуг".
2.2 Методы государственного регулирования ВЭД
Совокупность, комбинация применяемых инструментов представляет собой метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Основными являются методы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, которые для достижения целей государственного регулирования внешнеторговой деятельности могут использоваться как в отдельности, так и в сочетании друг с другом.
Таможенно-тарифное регулирование осуществляется с помощью инструментов (таможенные пошлины), воздействующих прежде всего на ценовые показатели. Таможенно-тарифное регулирование - экономический по своей природе метод государственного регулирования. В его основе лежит механизм применения ввозных и вывозных таможенных пошлин, то есть оно предполагает применение импортных и экспортных таможенных тарифов. Таможенно-тарифный метод регламентируется таможенным законодательством данной страны.
Применение нетарифного метода опирается на использование разнообразных административных мер (вторая группа вышеперечисленных инструментов государственного регулирования).
Необходимость применения нетарифного метода обусловлена рядом причин, важнейшими из которых являются:
различия между внутренними и мировыми ценами и несоответствие их структуры по ряду основных товаров российского экспорта;
дефицит сырьевых и иных товаров на внутреннем рынке;
защита общественной морали, правопорядка, охрана жизни и здоровья граждан, окружающей среды, животных и растений;
обеспечение обороны страны и безопасности государства;
необходимость выполнения международных обязательств, принятых на себя Российской Федерацией,
и другие.
Нетарифный метод регламентируется административными нормами. Он предполагает использование таких инструментов, как квотирование, лицензирование, запреты экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов, разрешительные системы ввоза и (или) вывоза отдельных видов товаров, требования фитосанитарного, ветеринарного контроля и т.д. Полный перечень инструментов нетарифного регулирования, разработанный Секретариатом ГАТТ, приведен в следующей схеме.
Конкретные инструменты нетарифного регулирования, применение которых допустимо в данный момент, устанавливается действующим законодательством.
Система нетарифного регулирования в 1992 - 1995 годах включала в себя лицензирование, квотирование, разрешительный порядок экспорта продукции, входящей в перечень стратегически важных сырьевых товаров, обязательную регистрацию контрактов при вывозе отдельных видов товаров с целью контроля за уровнем экспортных цен.
Одна из первых попыток определить понятие нетарифного регулирования через перечисление инструментов, присущих данному методу, была предпринята в Соглашении от 22 октября 1997 года "О единых мерах нетарифного регулирования при формировании Таможенного союза" (вступило в силу для Российской Федерации 15 июля 1999 года).
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности согласно статье 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 года №164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее Закон №164-ФЗ) осуществляется посредством:
таможенно-тарифного регулирования;
нетарифного регулирования;
запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.
Таможенно-тарифное регулирование согласно статье 19 Закона №164-ФЗ заключается в установлении в соответствии с законодательством Российской Федерации ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина по определению, содержащемуся в Законе Российской Федерации от 21 мая 1993 года №5003-1 "О таможенном тарифе", представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.
Нетарифное регулирование внешней торговли товарами согласно статье 21 Закона №164-ФЗ может осуществляться только в следующих случаях:
· при установлении Правительством Российской Федерации в исключительных случаях временных ограничений или запретов экспорта товаров продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, а также ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Следует обратить внимание, что данные количественные ограничения устанавливаются только на продовольственные и сельскохозяйственные товары, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации;
· при недискриминационном применении количественных ограничений согласно статье 22 Закона №164-ФЗ;
· при принятии решения о введении квот и определении Правительством Российской Федерации метода их распределения и, в соответствующих случаях, установления порядка проведения конкурсов и аукционов;
· в случае лицензирования в сфере внешней торговли товарами, которое устанавливается в случаях, предусмотренных статьей 24 Закона №164-ФЗ;
· предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, перечни которых определяются федеральными законами;
· установления специальных защитных мер, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.
2.3 Полномочия органов государственной власти
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13 Закона №164-ФЗ распределены следующим образом.
Основные направления торговой политики Российской Федерации, определение порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, установление запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью определяются Президентом Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации на основании пункта 2 статьи 13 Закона №164-ФЗ в соответствии со своими полномочиями, в частности:
· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
· применяет защитные, антидемпинговые и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов Российской Федерации;
· устанавливает ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом;
· вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров и определяет порядок их применения;
· устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
· определяет порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядок формирования и ведения федерального банка выданных лицензий;
· по представлению федерального органа исполнительной власти, наделенного правом государственного регулирования внешнеторговой деятельности, определяет перечень отдельных видов товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение;
· определяет порядок наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров;
· утверждает товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;
· осуществляет полномочия в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности и государственного контроля в этой области.
Заключение
Как известно, таможенные и иные обязательные платежи, взимаемые в связи с совершением экспортных и импортных операций, составляют существенную долю поступлений в доходную часть федерального бюджета. О фискальном значении внешнеторгового регулирования говорит тот факт, что почти каждый пятый рубль, поступающий в доходную часть бюджета, собирается таможенными органами При этом в отдельные годы эта доля доходила до одной трети.
Внешняя торговля, как и любая другая разновидность экономической деятельности, представляет собой организованный процесс. Организационные аспекты развития внешнеторговых связей исследуются с применением категории внешнеторговой деятельности.
"Внешнеторговая деятельность" не является исключительно экономической категорией. Она представляет собой также категорию юриспруденции, поскольку нашла свое законодательное закрепление (ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и входит в предмет изучения административного, предпринимательского, таможенного и иных отраслей юридической науки.
Список использованной литературы
Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2004.
Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004.
Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2004
Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2004.
Гравина А.А. Терещенко Л.К., Шестакова М.П. Таможенное законодательство (практический комментарий). М., 1997.
Горбатовский Н. Таможенное оформление и контроль // Закон 1993. № 12.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация М., 1997.
Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М. 1995.
Малиновская В.М. Ответственность за нарушение таможенного законодательства Российской Федерации (финансово-правовые аспекты). Автореф. дисс. к ю н М., 1997.
Основы таможенного дела. Учебник/ Под ред. В.Г. Драганова. М., 1998.
Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г., 18 июля, 31 декабря 2005 г., 10 января, 18 февраля 2006 г.)
Терещенко Л.К. Таможенное оформление // Право и экономика. 1997. № 11-12.
Указ президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (с внесением изменений от 12.02. 1997 года № 98).
Федеральный закон о внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации Проект N 380975-4.
1 Лукичев П.М. Государственное регулирование аграрной сферы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 2001. С. 13.
2 Дмитриева Н.И. Государственное регулирование внешнеторговых отношений в глобальной макроэкономической среде. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000. С. 8.
3 Указ Президента РСФСР N 213 от 15 ноября 1991 года "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР" был отменен Указом Президента РФ N 2061 от 23 декабря 2000 года.
4 Собрание законодательства Российской Федерации. 02.06.2003. N 22. Ст. 2066