Содержание
Введение
1. Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность: сущность и понятия, регулирование внешнеторговой деятельности
2. Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий
3. Перспективы развития внешнеторговой деятельности предприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции. Выбор конкретного вида внешнеэкономической деятельности зависит от специализации предприятия, механизма государственного регулирования.
Для современного этапа развития экономики России наиболее массовым видом внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность, представляющая собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ» а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Внешнеэкономический комплекс страны, несмотря на имеющиеся трудности и противоречия в развитии российской экономики, является наиболее мощным и динамичным сектором национального хозяйства, обеспечивающим решение неотложных социально-экономических задач, поддержку реального сектора экономики, создание условий для более полного удовлетворения потребностей населения.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в современных условиях хозйствования экономика страны не может развиваться отдельно от остальных стран мира. Современный этап мирового развития характеризуется наличием интеграционных связей между странами, в частности в области торговли.
Объектом курсового исследования является внешнеторговая деятельность России и Республики Татарстан.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между всеми участниками внешнеторговой деятельности в области торговли продукции и услуг.
Целью настоящей работы является рассмотрение сущности внешнеторговой деятельности российских предприятий и его особенностей в современных условиях.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
определить основные понятия внешнеэкономической деятельности;
рассмотреть методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
провести анализ текущего состояния внешнеторговой деятельности России и Республики Татарстана;
рассмотреть возможные перспективы развития внешнеторговой деятельности.
Теоретической основой написания курсовой работы прослужили работы отечественных экономистов: Е.Ф.Авдокушина, В.Н.Буристова, В.И.Фомичева, Н.Ф.Гофмана, Е.В.Рыбалкина и других. Также в работе были использованы официальные сайты Федеральной службы государственной статистики и правительства Республики Татарстан, а также периодические издания.
1. Внешнеэкономическая и внешнеторговая деятельность: сущность и понятия, регулирование внешнеторговой деятельности
Внешнеэкономическая деятельность – в широком понимании: рыночная деятельность субъектов, наделенных национальными государственными полномочиями. Материальной основой развития внешнеэкономической деятельности является международное разделение факторов производства [2, с.32].
В узком понимании: это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов [3, с.64].
Внешнеэкономическая деятельность – действия предприятий и организаций, направленные на реализацию своей производственной или иной деятельности за пределами национальных границ государства [6, с.18].
Существуют различные формы международного бизнеса:
1. Экспорт/импорт
2. Лицензионная торговля (лицензионные контракты)
3. Совместное предпринимательство, в том числе совместные предприятия (СП)
4. Прямые капиталовложения (вывоз капитала)
5. Многонациональные (транснациональные) корпорации (ТНК)
6. Альянсы (союзы, стратегические альянсы)
В последовательности этих форм (видов) отражена хронология возникновения каждого из этих направлений. Каждое из этих направлений содержит в себе особую форму контрактных отношений международного бизнеса.
Внешнеэкономический комплекс страны – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей. Внешнеэкономический комплекс представляет собой органическую часть экономики страны. Результаты производственно-хозяйственной и т коммерческой деятельности внешнеэкономического комплекса предназначены для экспорта и для внутреннего потребления. Становление внешнеэкономического комплекса определяется, с одной стороны, органичностью его связи с системой в целом, а с другой – спецификой взаимодействия с мировым рынком [7, с.53].
Внешнеэкономический комплекс состоит из двух основных частей включающих:
1. Фирмы и предприятия, чья производственная деятельность направлена на производство экспортной продукции и услуг, а также фирмы и предприятия, являющиеся потребителями импорта.
2. Фирмы и предприятия, занятые поставками товаров зарубежным потребителям, а также ввозом продукции, производимой за рубежом.
В России более 70 лет существовала государственная монополия на внешнюю торговлю, которая и создала административно-распределительную модель ВЭД. При такой модели воздействие внешней конкуренции было нейтрализовано закрытой или автаркической структурой экономики. Изоляция предприятий от внешнего рынка и конкуренции привела к неконкурентоспособности на этом рынке их продукции. Начало реформирования страны (1985 г) не совпало с началом формирования нового адекватного рыночным условиям механизма регулирования ВЭД (1991 г). Результатом этого отставания явились отрицательные показатели внешнеторгового сальдо (С=Э-И<0) государство впадает в зависимость от импорта – ущерб экономической безопасности страны (1989 г – 3.7 млрд $, 1990 – 9.7 млрд $) Это послужило сигналом для критики реформаторов экономики.
Итак, во времена советской власти Россия вела активную внешнеэкономическую деятельность, причем монополию на осуществление ВЭД имело только государство: ВЭД была закрытой, и осуществляло ее только государство. Разница между мировыми и внутренними ценами компенсировалась из бюджета. Переход к рыночной экономике в России обусловил ее открытость для внешнего мира, включая снятие ограничений с ВЭД. Началом процесса либерализации явилось появление Указа Президента РСФСР «О либерализации ВЭД на территории РСФСР» от 15.11.91. Согласно указу: «Все хозяйственные субъекты РФ независимо от форм собственности имеют право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, в том числе посредническую», ранее считавшуюся уголовно наказуемой; т.о. образом, была снята монополия государства на внешнюю торговлю большинством товаров.
Меры по либерализации внешнеэкономической деятельности включали [7, с.32]:
1. Снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких и количественных, и тарифных ограничений на вывоз топливно-энергетических ресурсов)
2.Частичная либерализация валютного курса
3. Отмена ограничений на импорт
4. Установление особого порядка экспорта стратегически важных сырьевых товаров, вывоз которых на начальном этапе составлял 70% российского экспорта
5. Постепенный переход на тарифные методы регулирования при сокращении количественных ограничений
6. Отмена квотирования и лицензирования экспорта
7. Отмена института специальных экспортеров и льгот участникам ВЭД.
Однако данный указ не смог охватить все стороны либерализации, и государство потеряло контроль за ВЭД, ее эффективность стала падать. В последствии были приняты другие законы, направленные на совершенствование регулирования ВЭД.
Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются: защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, и потребителей товаров и услуг; равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности; единство таможенной территории РФ; обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике России; обеспечение обороны страны и безопасности государства; единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории России [9, с.127].
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: 1) таможенно-тарифного регулирования; 2) нетарифного регулирования; 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности [13, с.64].
Таможенно-тарифное регулирование представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Совокупность ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу России и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, является таможенным тарифом РФ.
Нетарифное регулирование является методом государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемого путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока. Соответственно лицензирование – это есть разрешительный порядок ввоза (вывоза) определенных товаров [13, с.69].
Согласно действующему порядку лицензирования и квотирования при экспорте и импорте отдельных товаров оформляются генеральные или разовые лицензии.
Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях [13, с.69]:
введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;
реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных.
Основанием для получения лицензии на ввоз (вывоз) товаров, в отношении которых действует особый порядок, служат решения соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью могут вводиться: 1) в связи с участием России в международных санкциях; 2) в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ; в) в связи с мерами валютного регулирования и как ответные меры в отношении дискриминационных действий отдельных государств [8, с.118].
Среди мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности, выделяют [13, с.72]:
мероприятия, осуществляемые Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, содействующие развитию внешнеторговой деятельности;
кредитование участников внешнеторговой деятельности, создание систем гарантий и страхования экспортных кредитов;
организацию торговых выставок и ярмарок, специализированных симпозиумов и конференций;
проведение кампаний (в том числе рекламных) по продвижению российских товаров, услуг, интеллектуальной собственности на мировые рынки;
информационное обеспечение внешнеторговой деятельности;
ведение внешнеторговой статистики и обеспечение свободного доступа к ней всем участникам внешнеторговой деятельности;
обеспечение благоприятных условий для доступа российских физических и юридических лиц на внешние рынки.
Во внешнеторговой деятельности выделяют особые режимы ее осуществления – приграничную торговлю и свободные экономические зоны. Приграничная торговля осуществляется, как правило, на основе международных договоров России с сопредельными иностранными государствами, предусматривающих предоставление особого благоприятного режима внешнеторговой деятельности в отношении внешней торговли товарами и услугами, осуществляемой исключительно для удовлетворения местных потребностей в товарах и услугах, произведенных в пределах соответствующих приграничных территорий.
Свободные экономические зоны – особый режим хозяйственной (в том числе внешнеторговой) деятельности на территории свободных экономических зон, который устанавливается федеральным законом о свободных экономических зонах. Под свободной экономической зоной понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению [10, с.167].
Создание свободных экономических зон преследует три основные группы целей – экономических, социальных и научно-технических. Среди экономических целей выделяют включение национального рынка в мировую систему хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, увеличение валютных поступлений в бюджет страны. Научно-технические цели преследуют использование новейших технологий, методов организации производства, ноу-хау. Социальные цели включают развитие регионов, увеличение числа рабочих мест и обеспечение занятости населения, обучение и подготовку квалифицированных кадров.
Основным стимулом для развития свободных экономических зон является система льгот для инвесторов.
Современный этап развития комплекса заключается в установлении прямого, устойчивого и долгосрочного соединения производственного и внешнеэкономического видов деятельности и преобразовании комплекса в динамичную и сбалансированную производственно-коммерческую систему.
Условиями успешного развития внешнеэкономического комплекса являются: наращивание экспортного потенциала, включение в различные формы совместного предпринимательства, наличие конкурирующих производств, повышение самостоятельности регионов, предприятий, фирм. Успешное развитие отраслей, входящих во внешнеэкономический комплекс, оказывает воздействие на совершенствование экономики страны в целом. Ориентация на мировой рынок еще длительное время будет для России выгодным направлением развития национальной экономики. Но сложившийся внешнеэкономический комплекс России нуждается в структуризации, соответствующей современной структуре общественного производства (повышение доли наукоемких отраслей, конверсии ВПК и т. д.), более высоких темпах развития, выделении приоритетных направлений в экспортном производстве.
2 Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий
По данным таможенной статистики в 2008 году внешнеторговый оборот России составил 735,0 млрд.долларов и по сравнению с 2007 годом увеличился на 33,2%, в том числе со странами дальнего зарубежья – 628,5 млрд.долларов (рост на 34,0%), со странами СНГ – 106,5 млрд.долларов (рост на 29,0%).
Сальдо торгового баланса в 2008 году сохранило высокий уровень – 201,2 млрд.долларов (152,2 млрд. долларов в 2007 году). Со странами дальнего зарубежья сальдо торгового баланса составило 167,9 млрд.долларов (129,4 млрд.долларов в 2007 году). Со странами СНГ сальдо торгового баланса по сравнению с 2007 годом возросло и составило 33,3 млрд. долл. против 22,8 млрд.долларов в 2007 году.
Экспорт России в 2008 году составил 468,1 млрд.долларов и по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 398,2 млрд.долларов (рост на 33,1%), в страны СНГ – 69,9 млрд.долларов (рост на 32,7%). Увеличение стоимостных объемов экспорта вызвано ростом средних экспортных цен в основном на нефть (в страны дальнего зарубежья – на 43,5%, в страны СНГ – на 34,7%), нефтепродукты (соответственно на 45,2% и 57,1%) и природный газ (соответственно на 52,7% и 28,6%).
Ежемесячная динамика экспорта в январе-декабре 2008 года свидетельствует, что наращивание объемов экспорта происходило с 34,3 млрд.долл. в январе до 47,0 млрд.долл. в июле (см.рис.1). Однако, начиная с августа с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры на мировых товарных рынках и снижением мировых цен на нефть и нефтепродукты стоимостные объемы российского экспорта стали сокращаться с 45,4 млрд.долл.США в августе до 28,2 млрд.долл.США в декабре.
В январе-сентябре 2009г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 339,8 млрд.долларов США (57,4% к январю-сентябрю 2008г.), в том числе экспорт - 208,2 млрд.долларов (55,7%), импорт - 131,5 млрд.долларов (60,2%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным, 76,7 млрд.доларов США (в январе-сентябре 2008г. - 155,0 млрд.долларов).
Рис.1 Российский экспорт в 2007, 2008, 2009 гг. [15]
Однако еще раз отметим, что рост российской внешней торговли обеспечен не столько увеличением физических объемов экспорта, сколько ростом цен на ресурсы, которые, как известно, составляют основную статью доходов нашей страны от внешнеэкономической деятельности (см.рис.2).
Мировая конъюнктура как по нефти и газу, так и по металлам, до кризиса была очень благоприятная. Что касается металлов, то мировая конъюнктура тоже очень позитивная: наблюдается рост более чем в два раза. Производство же в России растет не слишком высокими темпами, и цены намного опережают рост производства и экспорта. Кроме того, из-за роста цен изменилось и соотношение экспорта и импорта (торговое сальдо) - экспорт стал выше.
Россия же повышением спроса активно пользуется и сосредоточила усилия на расширении инфраструктуры экспорта углеводородов. Наращивать добычу нефти нефтяники обязались в обмен на послабление налогового режима. Результат этого неоднозначен: С одной стороны дорогая нефть повысила уровень жизни в России, но с другой стороны, создала определенный дисбаланс, например, сделала недоступной квартиры для широкого населения, - говорит аналитик УК «Капитал» Федор Наумов. Кроме того, из-за избытка нефтедолларов практически не развиваются проекты по развитию альтернативных способов добычи энергии.
Рис. 2 Динамика средних контрактных цен на нефть в 2008 г.
Во внешнеэкономическом комплексе России экспортно-ориентированными отраслями являются топливно-энергетическая, металлургическая, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность (см.таблица 1).
Основу российского экспорта в 2008 году в страны дальнего зарубежья по-прежнему составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 72,4% (в 2007 году – 68,0%).
В экспорте в страны СНГ в 2008 году доля топливно-энергетических товаров составила 40,9% от всего экспорта в эти страны, что на 5,4 процентных пункта выше, чем в 2007 году.
Экспорт стал решающим фактором относительно успешного развития российской экономики. За счет экспорта формируется значительная часть всего производственного плана большинства добывающих отраслей и отраслей первичной переработки сырья и материалов, обеспечивается занятость в экспортоориентированных секторах экономики.
Таблица 1 Товарная структура экспорта в 2008 г. [15]
Наименование товарной отрасли | Страны дальнего зарубежья | Страны СНГ | ||
тыс. долл | в % | тыс. долл | в % | |
ВСЕГО: | 398211690,6 | 46257694,9 | ||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 4904542,6 | 1,23% | 3506669,8 | 7,58% |
Минеральные продукты, из них | 292326383 | 73,41% | 19501152,7 | 42,16% |
топливно-энергетические товары | 288317759,9 | 72,40% | 18913867 | 40,89% |
Продукция химической промышленности, каучук | 23692749,9 | 5,95% | 4793905,7 | 10,36% |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 284301,5 | 0,07% | 18345,6 | 0,04% |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 9154312,3 | 2,30% | 2000044,3 | 4,32% |
Текстиль, текстильные изделия и обувь | 226460 | 0,06% | 254387 | 0,55% |
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них | 7304767,2 | 1,83% | 76480 | 0,17% |
Металлы и изделия из них | 45776014 | 11,50% | 5981905,8 | 12,93% |
Машины, оборудование и транспортные средства | 11502749,8 | 2,89% | 8972117,9 | 19,40% |
Другие товары | 3039410,4 | 0,76% | 1152686,1 | 2,49% |
Импорт России в 2008 году составил 266,9 млрд.долларов и по сравнению с 2007 годом вырос на 33,6%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 230,3 млрд.долларов (рост на 35,6%), из стран СНГ – 36,6 млрд.долларов (рост на 22,5%). Увеличение стоимостных объемов импорта обеспечивалось преимущественно ростом ввоза машин и оборудования (см.таблица 2).
В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования в 2008 году приходилось 56,0% (в 2007 году – 54,3%). По сравнению с прошлым годом стоимостной объем импорта машиностроительной продукции увеличился на 39,8% за счет роста закупок механического оборудования на 42,2%, средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 45,0%, инструментов и аппаратов оптических – на 35,3%, электрооборудования – на 26,5%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился – на 27,6%, грузовых – на 13,4%.
Таблица 2 Товарная структура импорта в 2008 г. [15]
Наименование товарной отрасли | Страны дальнего зарубежья | Страны СНГ | ||
тыс. долл | в % | тыс. долл | в % | |
ВСЕГО: | 230320499 | 26012823,3 | ||
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) | 29745382,2 | 12,91% | 3576288,6 | 13,75% |
Минеральные продукты, из них | 3117324,1 | 1,35% | 5038618,4 | 19,37% |
топливно-энергетические товары | 1417800,9 | 0,62% | 2676135,5 | 10,29% |
Продукция химической промышленности, каучук | 31813938,9 | 13,81% | 2353251,8 | 9,05% |
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них | 988530,4 | 0,43% | 5811,1 | 0,02% |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 5501981,5 | 2,39% | 669846 | 2,58% |
Текстиль, текстильные изделия и обувь | 9996800,8 | 4,34% | 799356,7 | 3,07% |
Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них | 664190,5 | 0,29% | 57634,8 | 0,22% |
Металлы и изделия из них | 11868282,6 | 5,15% | 5496939,7 | 21,13% |
Машины, оборудование и транспортные средства | 128966883,1 | 55,99% | 7490993,9 | 28,80% |
Другие товары | 7657185 | 3,32% | 524082,2 | 2,01% |
В товарной структуре импорта из стран СНГ в 2008 году доля машин и оборудования составила 28,8% (в 2007 году – 27,6%). Стоимостной объем импорта механического оборудования возрос на 27,6%, электрооборудования – на 32,8%, железнодорожного транспорта – на 51,3%, наземного транспорта (за исключением железнодорожного) – на 6,3%, инструментов и аппаратов оптических – на 9,6%.
Рассмотрим страновую дифференциацию экспорта импорта российских компаний. На рисунке 3 представлена распределение внешнеторговой деятельности по основным странам.
Рис.3 Распределение импорта и экспорта по некоторым зарубежным странам [15]
Исходя из рисунка 3 видно, что основными партнерами России являются: среди стран СНГ – Белоруссия, Украина, Казахстан, среди европейских стран – Нидерланды, Германия, Италия и Китай. Естественно, что мировой финансовый кризис повлиял на развитие внешнеторговых отношений между странами. Значительно упали как экспорт, так и импорт между этими странами. Данные, характеризующее состояние внешнеторговой деятельности между этими странами и Россией представлены в приложении 1.
Также нам представляется интересным рассмотреть динамику внешнеторговой деятельности предприятий Ресупублики Татарстан. В таблице 3 представлена основные показатели внешнеторговой деятельности Республики Татарстан.
Таблица 3 Основные показатели внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан в 2008 г. [14]
2007 г. | 2008 г. | 2008 г. в % к 2007 г. | |
Внешнеторговый оборот, млн. долларов США | |||
Всего | 15 279,2 | 21 307,0 | 139,5 |
в том числе: | |||
экспорт | 13 502,9 | 18 445,8 | 136,6 |
импорт | 1 776,3 | 2 861,2 | 161,1 |
Со странами вне СНГ, | 11 179,1 | 18 490,9 | 165,4 |
в том числе: | |||
экспорт | 9 792,3 | 16 071,1 | 164,1 |
импорт | 1 386,8 | 2 419,8 | 174,5 |
Со странами СНГ, | 4 100,1 | 2 816,1 | 68,7 |
в том числе: | |||
экспорт | 3 710,6 | 2 374,7 | 64 |
импорт | 389,5 | 441,4 | 113,3 |
Объем услуг во внешнеэкономической деятельности, млн. долларов США | |||
Всего | 109 | 181,1 | 166,2 |
в том числе: | |||
экспорт | 13,1 | 47,1 | в 3,6 раза |
импорт | 95,9 | 134 | 139,8 |
Как мы видим, из таблицы 3, в целом Республика Татарстан активно принимает участие в международной торговле. По основным показателям величины экспорта и импорта растут значительными темпами.
В общем объеме республиканского экспорта традиционно лидирующее положение занимают нефть и нефтепродукты: доля их поставок (в стоимостном выражении) в 2008 году составила 77%.
Среди основных стран-партнеров республики также выделяются Украина (14%), Венгрия (11%), Турция (9%), Нидерланды, Польша, Беларусь (по 8%), Германия (7%), Италия (5%), Казахстан (4%), другие страны (26%) [14].
Стратегия России на ближайшее время – это уход от нефтезависимости и переход на производство и экспорт наукоемкой продукции, услуг. Повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке становится в нынешних условиях одной из проблем обеспечения экономической безопасности страны.
Услуги – результат разнородной деятельности, осуществляемой производителями по заказу потребителей и обычно ведущей к изменению состояния единиц, потребляющих эти услуги, при этом момент завершения производства услуг совпадает с моментом предоставления и потребления этих услуг.
В структуре услуг выделяются следующие основные стандартные компоненты: транспортные услуги, поездки, услуги связи, строительные услуги, страховые услуги, финансовые услуги, компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, прочие деловые услуги, услуги в сфере культуры и отдыха, государственные услуги.
Положение в данном секторе внешнеэкономической деятельности оставляет желать лучшего. По таблице, представленной в приложении 2, видно что импорт услуг превышает их экспорт.
Однако в целом до кризиса российская внешняя торговля процветала. Рост прибыли обязан в основном общемировому росту цен на сырьевые ресурсы: нефть, газ, металлы и уголь.
3. Перспективы развития внешнеторговой деятельности предприятий
Для решения задач по стабилизации и обеспечению роста национальной экономики с учетом тенденций развития мирового хозяйства и торговли, а также обеспечения эффективной интеграции России в мировую экономику, расширения и рационализации ее участия в международном разделении труда, необходимо обеспечение достижения следующих основных целей [13, с.49]:
сохранение позиций на мировых товарных рынках (сырье, материалы, комплектное оборудование, вооружения и боевая техника), а также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;
обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся практикой международных экономических отношений;
проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию благоприятных условий для расширения национального производства и повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий конкуренции на внутреннем рынке;
сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем создания более благоприятных экономических условий в России, а также ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение контрабандного ввоза товаров.
В условиях рыночной экономики для достижения поставленных целей и повышения эффективности функционирования внешнеторгового комплекса потребовалось развитие системы и принципов государственного регулирования внешнеэкономических связей в соответствии с курсом государства на поддержку реального сектора экономики, которое будет осуществляться по следующим основным направлениям.
Выработка и реализация целостной экспортной политики России, включая вопросы оптимизации топливно-сырьевого экспорта, поддержка экспорта готовых изделий и услуг.
Одним из приоритетов в этой области должно стать стимулирование, прежде всего на государственном уровне, экспортной деятельности российских производителей, и в первую очередь, выпускающих продукцию с высокой долей вновь созданной стоимости [7, с.183].
Радикальное решение этой проблемы требует развития экспортной базы на основе модернизации машиностроения, поддержки существующих и создания новых экспорто-ориентированных производств, использующих современные передовые отечественные и зарубежные технологии и большие инновационные возможности конверсионных производств.
Одним из направлений вы данной области возможно организация совместных производств с участием иностранного капитала. Такая форма позволяет использовать иностранные технологии, инвестиции, что ускоряет развитие отечественного промышленного производства. В качестве примера организации подобного производства можно привести свободную экономическую зону «Алабугу». Льготные условия налогообложения на территории промышленной площадки «Алабуга» позволили динамично развиваться предприятиям, созданным с участием как отечественного, так и иностранного капитала.
На промышленной площадке «Алабуга» успешно работают предприятия с иностранными инвестициями (из Чехии. Австрии, Германии, Швеции, Турции. Китая, и других стран) [14].
ООО «Д Пласт-Эфтек РТ», созданное с участием чешского капитала, производит антикоррозийные мастики, которые поставляются на «АвтоВАЗ» и другие российские автомобильные заводы.
Несколько лет успешно развивается турецко-итальянское предприятие ООО «ЗАСС Алабуга». Выпускаемые здесь бытовые масляные радиаторы обогревают дома и офисы во многих городах России и за рубежом.
Другое предприятие с турецкими инвестициями ООО «АНСАН» освоило выпуск пластмассовых изделий для интерьера жилых помещений.
Автомобильные зеркала с антиослепляющими свойствами – продукция ООО НПЦ «Алвах» и поставляется на крупные автомобильные заводы России.
Благодаря частным инвестициям предпринимателя из Китая, создано ООО «Меда Алабуга» по выпуску швейных изделий, что позволило трудоустроить 150 женщин.
ООО «Елабужский завод композитных изделий», созданное при участии британского капитала, выпускает многослойные синтетические пленки для упаковки продуктов питания, а также кормов для животноводства.
Российско-итальянское совместное предприятие ЗАО «Елабужский завод ориентированного полистирола», созданное в декабре 2005 года, осваивает выпуск экологически чистой поли стирольной ленты и полипропиленовой пленки, идущих на упаковку пищевых продуктов.
Новое германское предприятие ООО «РБЛ Алабуга» занимается организацией производства гидроусилителей рулевого управления для грузовых автомобилей и автобусов.
Самым крупным из предприятий на промплощадке «Алабуга» является ОАО "Производственное объединение Елабужский автомобильный завод" (ЕлАЗ).
ЕлАЗ является поставщиком тяжёлой спецтехники на базе автомобилей «КамАЗ», «Урал» для ведущих нефтяных компаний России: «Лукойл», «ТНК». «Татнефть», «Сургутнефтегаз». «Удмуртнефтъ» и активно работает в рамках «Российского союза производителей нефтегазодобывающего оборудования». В
В содружестве с Минским тракторным заводом в 2002 году было создано сборочное производство тракторов "МТЗ-82" и "Беларус-1221", а также производство навесного оборудования на базе этих тракторов для сельского хозяйства, строительства и коммунального хозяйства.
В 2007 году было собрано 1 600 тракторов "MT3-S2" и 'Беларус-1221". По выпуску тракторов ЕлАЗ занимает второе место в России. Если первоначально это была простая отверточная сборка, то сейчас осваивается производство комплектующих и агрегатов, в том числе, для поставки на МТЗ. Завод также развивает номенклатуру тракторной спецтехники, изготавливая экскаваторы и погрузчики на базе трактора "МТЗ-82". На заводе ведется работа по монтажу второй линии сборочного конвейера. Запуск второй линии дает возможность увеличить мощности по производству тракторов в два-три раза, для этого есть технические возможности и кадровые ресурсы. В 2006 году торговый дом "МТЗ-ЕлАЗ", который является официальным дистрибьютором Минского тракторного завода в Приволжском и Уральском федеральных округах, реализовал 5600 тракторов 'МТЗ-82" и "Беларуси 221", Больше половины из них будут елабужской сборки. В планах компании усиление взаимной торговли. Такой прогноз отражает таблица, представленная в приложении 3.
Предприятие занимается также производством строительных материалов, проектированием и строительством промышленных и гражданских объектов.
За 2007 г. объем реализации продукции "ЕлАЗа" составил свыше 1,7 млрд. рублей, что в 1,6 раза больше, чем в 2006 году.
Суммарный объем продукции всех предприятий промышленной площадки "Алабуга" по итогам 2007года составил 4,6 млрд рублей, или на 60 процентов превысил показатели 2006 года.
Важным резервом роста экспорта российской готовой продукции на мировой рынок являются поставки вооружения и военной техники.
Около 40% российского машинно-технического экспорта осуществляется по линии военно-технического сотрудничества. Однако объемы экспорта вооружений пока еще не соответствуют потенциалу российской оборонной промышленности.
Другим значительным резервом развития машинно-технического экспорта является техническое содействие в строительстве объектов за рубежом.
На перспективу имеется весьма объемный портфель заказов по этому направлению экспорта. Только сотрудничество по атомным электростанциям в Китае и Индии оценивается в 4 млрд.долл. Перспективными являются коммерческие сделки с финансово-кредитной поддержкой государства.
В целях реализации данного направления экспорта необходимо обеспечить поддержку участия российских организаций в сооружении промышленных объектов за рубежом и расширения поставок комплектного оборудования на основе межправительственных соглашений с предоставлением кредитов.
Большой потенциал по увеличению экспорта заложен в такой области, как сфера услуг. Обмен услугами – это наиболее динамично развивающийся сектор международной торговли. Между тем позиции России на мировых рынках услуг крайне слабы (около 1%) и страна в торговле ими имеет хроническое отрицательное сальдо. В то же время Россия обладает немалыми потенциальными возможностями в этой области и важной задачей в этой связи должна стать разработка и внедрение действенного государственного регулирования этой сферы [10, с.298].
В настоящее время в решении этой проблемы задействованы различные отраслевые ведомства, что существенно затрудняет проведение единой государственной политики по эффективному развитию торговли услугами в стране и на внешних рынках.
Важным направлением совершенствования государственного регулирования внешнеэкономических связей является улучшение доступа российских товаров на внешние рынки, имея в виду обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.
Россия активно должна входит в различные экономические интеграции со странами ближнего и дальнего зарубежья. Эффективность таких действий может быть показан на примере той же Республики Беларуси.
За 10 существования Союзного государства России и Белоруссии был создан эффективный двусторонний механизм взаимодействия, который позволяет на практике реализовывать стратегический и научно-технический потенциал партнерства, вести поиск оптимальных и взаимовыгодных решений». Госсекретарь Союзного государства П.Бородин приводит убедительные цифры, ярко иллюстрирующие «эффект взаимодействия». Так, за годы сотрудничества товарооборот между двумя странами увеличился в 5 раз. В 2008 году он составил рекордную сумму, превысив 34 млрд. рублей. В текущем году союзный бюджет составил более 4,8 млрд. рублей, которые направлены в основном на создание и реализацию совместных программ, в частности, осуществлено финансирование 20 совместных программ по таким ключевым направлениям, как промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь и информатика, военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и безопасность, культура, здравоохранение, образование [14].
Продолжается активная работа по созданию единого экономического пространства, особенно по производственной кооперации. Сегодня в ней задействованы 28 тысяч предприятий Белоруссии и России. Как заявил П.Бородин, практически все регионы охвачены теми или иными вилами сотрудничества, а 65 регионов России имеют прямые долгосрочные договоры о взаимном сотрудничестве, благодаря чему создано почти 5 млн. рабочих мест. П.Бородин особо отметил масштабную работу, направленную на совершенствование оборонной, пограничной, таможенной инфраструктуры, которая, по его убеждению, закладывает основу для реализации проекта создания трехстороннего Таможенного союза (с участием Республики Казахстан).
Республика Татарстан республика входит в число активных торговых партнеров Белоруссии, занимая пятое место среди субъектов федерации. Торговый оборот Республики Татарстан Республикой Беларусь превышает 1 млрд. 300 млн. долларов США, что составляет 4 процента or общего товарооборота со всей Россией» [14].
Положительно оценивая динамику экономического сотрудничества за 10 лет существования Союзного государства, полномочный представитель РТ в РФ Назиф Мириханов вместе с тем очертил и перспективные направления партнерства. «Это – увеличение объемов производства спецтехники на базе тракторов «МТЗ» и «Беларусь» на площадях производственного объединения «Ел A3», интеграция автозаводов «МАЗ» и «КАМАЗ» на территории Татарстана; строительство продовольственных терминалов на территории нашей республики, на участке федеральной автомагистрали М-7, активное участие в других взаимовыгодных проектах».
Приоритетными в современных условиях являются поддержка российских производителей и защита отечественного рынка.
В целях защиты отечественного производства и внутреннего рынка активнее использовались импортные пошлины, которые в настоящее время играют также и важную фискальную роль.
Важно осуществлять снижение ставок ввозных пошлин на машины и оборудование, комплектующие изделия, а также отдельные виды технологического сырья, необходимые для производства конкурентоспособной продукции, а также повышение ставок ввозных таможенных пошлин на товары, производство которых налажено в стране в достаточном объеме.
С 1998 г. в целях защиты внутреннего рынка в России стали также использоваться экспортные пошлины.
Сохранение экспортных пошлин должно способствовать выравниванию эффективности торговых операций, осуществляемых на внешнем и внутреннем рынках, а также уменьшению сырьевой ориентации экспорта [13, с.51].
Реализация данных направлений должна сопровождаться усилением государственного контроля за осуществлением внешнеторговой деятельности, адекватного сегодняшней экономической ситуации в стране, в то же время ни в коей мере не ограничивающего самостоятельность предприятий в данной области.
В дальнейшем в развитии внешнеторговой деятельности потребуется [13, с.51]:
усиление системы валютного контроля за экспортно-импортными операциями, включая совершенствование механизма гарантированной репатриации выручки по экспортным сделкам и получения товаров и услуг, эквивалентных сумме валюты, переведенной из России в виде авансов по импортным сделкам;
совершенствование системы государственного контроля за экспортом и импортом товаров, в отношении ввоза которых действует особый порядок;
разработка нормативно-правовой базы для введения заявительного лицензирования экспорта и импорта наиболее чувствительных товаров и осуществление оперативного мониторинга за соответствующими товарными потоками;
развитие единой системы экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров;
разработка мер по осуществлению ценового контроля;
усиление таможенного контроля, включая разработку и реализацию комплекса дополнительных мер по пресечению нелегального ввоза и вывоза продукции через таможенную границу России.
В целях установления дополнительных мер контроля за переводом валютных средств за рубеж по сделкам, связанным с товарными экспортно-импортными операциями, а также с получением услуг и результатов интеллектуальной собственности уже подготовлены соответствующие изменения в действующее законодательство.
Комплексное решение вышеназванных задач позволит более полно использовать внешнеэкономические связи для обеспечения защиты экономической безопасности России, повышения конкурентоспособности ее экономики и жизненных стандартов населения, рационального использования национальных ресурсов, приоритетного развития российских отраслей и технологий 21 века.
Заключение
Важной составной частью экономической жизни любого современного государства является внешнеэкономическая деятельность. Роль, которую играет то или иное государство в мировой торговле, во многом определяет его авторитет как члена мирового сообщества. Именно поэтому каждое государство стремится создать надлежащие условия для участия во внешнеэкономической деятельности своим предприятиям и фирмам. Один из наиболее эффективных путей достижения этой цели – активное участие в мероприятиях мирового уровня по созданию наиболее благоприятного правового режима в международном торговом обороте.
Международная торговля позволяет государствам совершать обмен тех товаров, которые у них в избытке (дешевле), на те, которые им необходимы. В настоящее время обмен идет по таким основным направлениям, как: международная торговля товарами и услугами, кооперация производства, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, миграция рабочей силы, валютно-кредитные отношения. Совершенствуя направления своей внешнеэкономической политики, Россия может эффективно использовать эти направления в своих интересах.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Во-первых, внешнеэкономическая деятельность предприятия – это предпринимательская деятельность юридических и физических лиц, которая включает внешнеторговую и инвестиционную деятельность, международную производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции. Выбор конкретного вида внешнеэкономической деятельности зависит от специализации предприятия, механизма государственного регулирования. Для современного этапа развития экономики России наиболее массовым видом внешнеэкономической деятельности предприятий является внешнеторговая деятельность, представляющая собой деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
Во-вторых, внешнеторговая деятельность активно регулируется государственными органами. Выделяют четыре направления регулирования: тарифное регулирование, нетарифное регулирование, количественные запреты, разрешения, меры экономического и административного характера.
В-третьих, рассматривая внешнеторговую деятельность России и ее регионов, можно говорить о сырьевой ориентации экспорта, импортом высокотехнологичной продукции. Среди основных стран-партнеров можно выделить страны СНГ, Германия, Италия, Китай.
В-четвертых, необходимо всячески поддерживать развитие внешнеторговой деятельности. К основным способам развития можно отнести улучшение доступа отечественных товаров на международные рынки, модернизация промышленного производства, повышение качества продукции, переход на инновационную продукцию, рост доли услуг в экспорте.
Список использованной литературы
Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 8.12.2003, №164-ФЗ. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 9.11.09
Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. М., КНОРУС, 2006. – 352 с.
Буристов В.Н. Внешняя торговля РФ. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 383 с.
Внешнеэкономическая деятельность РФ. // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы. 2006. – С.33-39.
Гофман Н.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности: Учеб. пособие/Н.Ф.Гофман, Г.А.Маховикова. – СПб: Питер, 2004. – 208 с. – (Учебные пособия).
Елова М. В., Муравьева Е. К., Панферова С. М. и др. Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность. М.: Логос, 2005. – 492 с.
Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД: Учеб. пособие/А.Д.Ершов, А.И.Роденков, И.Г.Тараторин. – СПб: СПбИВЭСЭП, 2007. – 280 с.
Ищейка Е.Г. Внешнеэкономическая деятельность предприятий.- Новосибирск, 2006. – 219 с.
Миклашевская Н.А., Холпов А.В. Международная экономика Учебник 2006. – 452 с.
Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности: Учеб./В.В.Покровская. – М.: Юристъ, 2005. – 456 с. – (HOMO FABER).
Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения. М.: ЮНИТИ, 2006. – 513 с.
Фомичев В.И Международная торговля. М.: Инфра-М, 2005.
Шумилов В.М Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России. // Внешнеэкономический бюллетень. 2008. - 6. с.63-72; 7 с.48-51.
Официальный сервер республики Татарстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tatar.ru/
Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gks.ru
Приложение 1
Внешнеторговый оборот Российской Федерации с основными торговыми партнерами [15]
Январь-сентябрь 2009г. | Справочно | |||||
январь-сентябрь 2008г. | ||||||
млн. | в % к | млн. | в % к | |||
долларов США | январю-сентябрю | итогу | долларов США | январю-сентябрю | итогу | |
2008г. | 2007г. | |||||
Внешнеторговый оборот |
321409 |
56,1 |
100 |
572511 |
150,6 |
100 |
в том числе: | ||||||
страны дальнего зарубежья | 274424 | 56,3 | 85,4 | 487156 | 151,4 | 85,1 |
из них: | 161758 | 53,8 | 50,3 | 300733 | 154,3 | 52,5 |
страны Евросоюза | ||||||
из них: | ||||||
Нидерланды | 27408 | 54,5 | 8,5 | 50323 | 155,2 | 8,8 |
Германия | 26887 | 51,2 | 8,4 | 52553 | 144,9 | 9,2 |
Италия | 22840 | 56,5 | 7,1 | 40405 | 164,9 | 7,1 |
Франция | 11552 | 69 | 3,6 | 16733 | 156,4 | 2,9 |
Польша | 11184 | 51 | 3,5 | 21943 | 178,7 | 3,8 |
Финляндия | 9191 | 53 | 2,9 | 17352 | 162 | 3 |
Соединенное Королевство (Великобритания) | 9101 | 51,2 | 2,8 | 17770 | 151,2 | 3,1 |
Чешская Республика | 4716 | 55,5 | 1,5 | 8492 | 174,3 | 1,5 |
Венгрия | 4358 | 44 | 1,4 | 9917 | 172,6 | 1,7 |
Испания | 3665 | 48,8 | 1,1 | 7510 | 145,7 | 1,3 |
Болгария | 1997 | 45 | 0,6 | 4440 | 160,3 | 0,8 |
Румыния | 1629 | 38,7 | 0,5 | 4213 | 150,3 | 0,7 |
страны АТЭС | 66579 | 59,2 | 20,7 | 112510 | 153,9 | 19,7 |
из них: | ||||||
Китай | 26685 | 64,1 | 8,3 | 41623 | 151,6 | 7,3 |
США | 12677 | 63,6 | 3,9 | 19927 | 157 | 3,5 |
Япония | 10345 | 46,8 | 3,2 | 22125 | 158,7 | 3,9 |
Республика Корея | 7043 | 48,7 | 2,2 | 14474 | 144,6 | 2,5 |
Турция | 13629 | 51,6 | 4,2 | 26420 | 168 | 4,6 |
Швейцария | 5789 | 58,7 | 1,8 | 9866 | 92,8 | 1,7 |
государства-участники СНГ | 46985 | 55 | 14,6 | 85354 | 146,2 | 14,9 |
страны ЕврАзЭС | 28856 | 60,5 | 9 | 47677 | 141,4 | 8,3 |
в том числе: | ||||||
Беларусь | 16478 | 59,5 | 5,1 | 27709 | 153,2 | 4,8 |
Казахстан | 9131 | 59,2 | 2,8 | 15422 | 128,6 | 2,7 |
Узбекистан | 1778 | 71,6 | 0,6 | 2482 | 108,8 | 0,4 |
Киргизия | 928 | 69,3 | 0,3 | 1339 | 158,5 | 0,2 |
Таджикистан | 541 | 74,6 | 0,2 | 725 | 144,1 | 0,1 |
страны ЕЭП | 40329 | 53 | 12,5 | 76060 | 148,1 | 13,3 |
из них: | 14719 | 44,7 | 4,6 | 32929 | 154,7 | 5,8 |
Украина |
Приложение 2
Внешняя торговля услугами Российской Федерации по основным странам-партнерам за 2002-2007 годы (тыс. долларов США) [15]
экспорт | Импорт | |||||||||||||||||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||||||||
Всего | 13 610 701 | 16 228 597 | 20 594 750 | 24 970 187 | 31 102 228 | 39 416 368 | 23 497 003 | 27 122 159 | 33 287 371 | 38 864 563 | 44 839 064 | 59 187 391 | ||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||||
Страны СНГ | 2 884 565 | 3 070 665 | 3 622 380 | 4 381 416 | 5 953 437 | 8 119 381 | 3 778 980 | 3 967 369 | 4 563 450 | 4 979 169 | 5 240 281 | 6 267 859 | ||||||||
Страны дальнего зарубежья | 10 726 136 | 13 157 932 | 16 972 370 | 20 588 771 | 25 148 791 | 31 296 987 | 19 718 023 | 23 154 790 | 28 723 921 | 33 885 394 | 39 598 783 | 52 919 533 | ||||||||
оборот | сальдо | |||||||||||||||||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |||||||||
Всего | 37 107 704 | 43 350 756 | 53 882 121 | 63 834 750 | 75 941 292 | 98 603 759 | -9 886 302 | -10 893 562 | -12 692 621 | -13 894 376 | -13 736 836 | -19 771 023 | ||||||||
в том числе: | ||||||||||||||||||||
Страны СНГ | 6 663 545 | 7 038 034 | 8 185 830 | 9 360 585 | 11 193 718 | 14 387 240 | -894 415 | -896 704 | -941 070 | -597 753 | 713 156 | 1 851 522 | ||||||||
Страны дальнего зарубежья | 30 444 159 | 36 312 722 | 45 696 291 | 54 474 165 | 64 747 574 | 84 216 520 | -8 991 887 | -9 996 858 | -11 751 551 | -13 296 623 | -14 449 992 | -21 622 546 |
Приложение 3
Информация по экспорту/импорту ОАО «ПО ЕлАЗ» с Республикой Беларусь
Наименование продукции | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 (оценка) | 2010 (прогноз) | |||||
физ объем поставок | Стоимостной объем поставок | физ объем поставок | Стоимостной объем поставок | физ объем поставок | Стоимостной объем поставок | физ объем поставок | Стоимостной объем поставок | физ объем поставок | Стоимостной объем поставок | |
Экспорт в Беларусь | ||||||||||
Автоматные детали | 984579 | 419,21 | 1245490 | 597,83 | 1513623 | 738,6 | 737296 | 295,1 | 1825000 | 845,47 |
Гидроподъемник | 3301 | 2100,83 | 4816 | 3380,42 | 9824 | 7382,2 | 5902 | 3663,03 | 12000 | 9648,29 |
ИТОГО | 987 880,00 | 2 520,04 | 1 250 306,00 | 3 978,25 | 1 523 447,00 | 8 120,80 | 743 198,00 | 3 958,13 | 1 837 000,00 | 10 493,76 |
Импорт из Беларуси | ||||||||||
Тракторокомплекты | 1 550 | 22 457,09 | 2 200 | 30 916,46 | 4 825 | 86 778,80 | 625 | 7 524,59 | 1 500 | 19 980,84 |
Комплектующие детали к гидроподъемникам | 196 202 | 1586,76 | 154 504 | 1933,75 | 194 753 | 3609,9 | 145 617 | 1427,2 | 296 070 | 3860 |
Инструмент, оснастка | 0 | 0 | 448 | 893 | ||||||
ИТОГО | 197 752,00 | 24 043,85 | 156 704,00 | 32 850,21 | 200 026,00 | 91 281,70 | 146 242,00 | 8 951,79 | 297 570,00 | 23 840,84 |