ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Спрос
1.1 Закон спроса
1.2 Кривая спроса
1.3 Индивидуальный и рыночный спрос
2. Факторы спроса
2.1 Детерминанты спроса
2.2 Изменения в спросе
3. Предложение
3.1 Закон предложения
3.2 Кривая предложения
4. Факторы предложения
4.1 Детерминанты предложения
4.2 Изменение в предложении
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок всегда представлены парным отношением «продавец- покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением. Спрос и предложение товаров являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого взаимодействия зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать произведенную продукцию, чтобы извлечь необходимую прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге - равновесие производства и потребления.
Спрос и предложение два важнейших понятия, с помощью которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально полному удовлетворению своих потребностей.
Ясно, что для определенного товара покупатели всегда будут предпочитать купить его по более низкой цене, а продавцы продать его по более высокой. То есть цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение уровень развития технологии в данной отрасли. Поскольку стремления покупателей и продавцов удовлетворяются друг за счет друга, то они неизбежно встречаются друг с другом, образуется так называемый рынок, система экономических отношений между покупателями и поставщиками товара, в результате которых между ними совершаются сделки.
СПРОС- это платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им изделия и услуги.
Предложение- это совокупность товаров, находящихся на рынке или способных быть доставленными туда, это сумма товаров, которые продавцы готовы продать при разной динамике рыночной цены.
Тема настоящей работы становится сейчас все более актуальной. В современном российском обществе происходит становление новой экономической системы, изменяются экономические отношения. В таких условиях значительно возрастает роль экономической теории. В России в настоящее время действует своеобразная эклектическая динамичная система, которая состоит из элементов командно-административной системы, господствовавшей в течение столь долгого времени, современной рыночной экономики и экономики свободной конкуренции.
Объектом исследования является рыночная экономика.
Предмет исследования – спрос и предложение.
Цель работы – исследовать спрос и предложение.
В рамках цели определены задачи:
– изучить понятие спроса и его закономерности;
– рассмотреть понятие предложения;
– выявить факторы воздействия на спрос и предложение.
1. СПРОС
Термин «спрос» имеет для экономиста специфическое значение. Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен. Спрос выражает ряд альтернативных возможностей, которые можно представить в форме таблицы. Он показывает то количество продукта, на которое (при прочих равных условиях) будет предъявлен спрос при разных ценах. Как следует из нашего определения, спрос обычно рассматривается с позиции выгодности цены; иначе говоря, мы считаем, что спрос показывает количество продукта, которое потребители будут покупать по разным ценам. В такой же мере правильно, а иногда и полезнее рассматривать спрос с количественной точки зрения. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество может быть продано по разным ценам, можно спросить, по каким ценам потребители готовы купить разное количество товара. На таблице 1 приведена гипотетическая шкала спроса одного потребителя, покупающего какое-то количество бушелей кукурузы. Эта табличная схема спроса отражает связь между ценой кукурузы и ее количеством, которое наш мифический потребитель желает и в состоянии купит по каждой из этих цен.
Таблица 1
Спрос индивидуального покупателя на кукурузу
Цена за бушель (дол.) | Величина спроса в неделю |
5 | 10 |
4 | 20 |
3 | 35 |
2 | 55 |
1 | 80 |
Заметьте, что мы говорим «желает» и «в состоянии», так как одного лишь желания на рынке недостаточно. Я могу пожелать купить «порш», но если это желание не подкрепляется способностью купить, то есть необходимым количеством долларов, само желание не может реализоваться, а следовательно, не отражается на рынке. Как видно из таблицы 1, если цена за бушель составляет на рынке 5 дол., наш потребитель будет готов покупать в неделю 10 бушелей; если же цена составит 4 дол., потребитель будет способен купить в неделю 20 бушелей и т.д.
Шкала спроса сама по себе не дает ответа на вопрос, какая из пяти возможных цен реально существует на ранке кукурузы. Как уже было сказано, это зависит от спроса и предложения. Спрос, следовательно, – это просто выраженные в форме таблицы планы или намерения покупателя относительно покупки продукта.
При этом, чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу и т.д. Заявление о том, что «потребитель купит 10 бушелей кукурузы по цене 5 дол. за бушель», неопределенно и бессмысленно. А вот заявление о том, что «потребитель будет еженедельно покупать 10 бушелей кукурузы по 5 дол. за бушель», ясно и исполнено большого смысла.
1.1 Закон спроса
Коренное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Короче, существует отрицательная, или обратная, связь между ценой и величиной спроса. Экономисты назвали эту обратную связь законом спроса. Что лежит в основе этого закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации.
1. Здравый смысл и элементарное наблюдение действительности согласуются с тем, что нам показывает нисходящая кривая спроса. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Иными словами, высокая цена отбивает у потребителей охоту покупать, а низкая цена усиливает их желание совершить покупку. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством их веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам» основаны на законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.
2. В любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта. Например, второй «Биг Мак» дает меньше удовлетворения потребителю, чем первый; третий приносит еще меньше удовольствия или полезности, чем второй, и т.д. Отсюда следует, что, поскольку потребление подвержено действию принципа убывающей предельной полезности – то есть принципа, согласно которому последующие единицы данного продукта приносят все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается.
3. На несколько более высоком уровне анализа закон спроса можно объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Приведем для иллюстрации следующий пример: снижение цены на говядину повышает покупательную способность дохода потребителя и позволяет ему покупать больше говядины (эффект дохода). При более низкой цене говядины ее покупка становится относительно более заманчивой, и ее покупают вместо свинины, баранины, цыплят и рыбы (эффект замещения). Эффекты дохода и замещения совмещаются и приводят к тому, что у потребителей возникает способность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
1.2 Кривая спроса
Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Изображаемый процесс заключается в размещении на графике тех пяти вариантов «цена – количество», какие показаны в таблице 2. Мы делаем это, проведя перпендикуляры от соответствующих строчек на двух осях. Так, например, для нанесения на график варианта: «при цене в 5 дол. величина спроса составляет 10 бушелей» – мы должны провести перпендикуляр от цифры 10 на горизонтальной оси (количество), который должен встретиться с перпендикуляром, проведенным от цифры 5 дол. на вертикальной оси (цена). Если эту операцию проделать для каждого из пяти возможных вариантов, мы в результате получим ряд точек, которые показаны на рисунке 1. Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса путем проведения кривой, представляющей все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в пределах, показанных на графике. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса и обозначена буквами DD на рисунке 1. Она наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Закон спроса – люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой, – находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.
Рисунок 1
Кривая индивидуального спроса на кукурузу
Цена за бушель (дол.) | Р | ||||||||||
5 | |||||||||||
4 | |||||||||||
3 | |||||||||||
2 | |||||||||||
1 | Q |
||||||||||
0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | |||
Величина спроса (количество бушелей в неделю) |
1.3 Индивидуальный и рыночный спрос
До сих пор мы рассматривали проблему с позиции одного-единственного потребителя. Признание конкуренции обязывает нас рассмотреть ситуацию, в которой на рынке выступает много покупателей. Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен посредством суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке было лишь три покупателя, как это показано в таблице 2, было бы легче легкого определить общие величины спроса при каждой цене.
Таблица 2
Рыночный спрос на кукурузу, три покупателя
Цена за бушель (дол.) | Величина спроса | Общая величина спроса в неделю | |||||
1-й покупатель | 2-й покупатель | 3-й покупатель | |||||
5 | 10 | + |
12 | + |
8 | = |
30 |
4 | 20 | 23 | 17 | 60 | |||
3 | 35 | 39 | 26 | 100 | |||
2 | 55 | 60 | 39 | 154 | |||
1 | 80 | 87 | 54 | 221 |
На рисунке 2 показан этот процесс суммирования в графическом изображении, причем для этого используется лишь одна цена – 3 дол. Мы просто совмещаем три кривые индивидуального спроса по горизонтали, чтобы вывести общую кривую спроса.
Рисунок 2
Кривая рыночного спроса – сумма кривых индивидуального спроса
Кривая рыночного спроса D образуется путем горизонтального совмещения кривых индивидуального спроса D1, D2 и D3 всех потребителей на рынке.
(дол.) | Р | (дол.) + | Р | (дол.) + | P | = |
|||||||||||||||
D1 | D2 | D3 | |||||||||||||||||||
3 | 3 | 3 | (дол.) | ||||||||||||||||||
D1 | Q |
D2 |
Q |
D3 | Q |
||||||||||||||||
0 | 35 | 0 | 39 | 0 | 26 |
= |
Р | ||||||||
D | |||||||||
(дол.) | 3 | D | |||||||
Q |
|||||||||
0 | 100 |
Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Поэтому, чтобы избежать длительного процесса суммирования, предположим, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал наш первоначальный потребитель. Таким образом, мы можем определить общий рыночный спрос путем умножения величин спроса, приведенных в таблице 1, на 200. Кривая D1 на рисунке 3 показывает эту кривую рыночного спроса со стороны 200 покупателей.
2. ФАКТОРЫ СПРОСА
2.1 Детерминанты спроса
Когда строим кривую спроса – скажем, такую, как D1 на рисунке 3, - он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты1 величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса: 1) вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов.
Рисунок 3
Изменения в спросе на кукурузу
Цена за бушель (дол.) | P | |||||||||||
D1 | D2 | |||||||||||
5 | D3 |
|
||||||||||
4 |
|
а | ||||||||||
3 |
|
b | ||||||||||
2 |
|
D2 | ||||||||||
1 | D3 | D1 | Q |
|||||||||
0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | ||
Величина спроса (тыс. бушелей в неделю) |
2.2 Изменения в спросе
Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Изменение одной детерминанты (или более) изменяет данные шкалы спроса в таблице 3, а, следовательно, и положение кривой спроса на рисунке 3. Такое изменение данных шкалы спроса или – графически – смещение положения кривой спроса называется изменением в спросе.
Таблица 3
Рыночный спрос на кукурузу, 200 покупателей
Цена за бушель | Величина спроса в неделю (в бушелях), один покупатель | Число покупателей на рынке | Общая величина спроса в неделю (в бушелях) | ||
5 | 10 | Ч |
200 | = |
2000 |
4 | 20 | 200 | 4000 | ||
3 | 35 | 200 | 7000 | ||
2 | 55 | 200 | 11 000 | ||
1 | 80 | 200 | 16 000 |
А теперь рассмотрим влияние, которое оказывает на спрос каждая из перечисленных выше неценовых детерминант.
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтение, вызванное рекламой или изменениями моды, будет означать, что спрос возрастет по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Важно отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание и принятие потребителем арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке число потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведем примеры. Резкое усовершенствование средств связи необычайно расшило границы международных финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги. Увеличение продолжительности жизни повысило спрос на медицинское обслуживание, на места в интернатах для престарелых и в частных больницах. Американские внешнеторговые ведомства добиваются снижения другими странами торговых барьеров для продуктов сельского хозяйства США, чтобы увеличить спрос на эти продукты.
3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше бифштексов, стереоустановок, виски. И, наоборот, при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, или картофеля, или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и третьесортные автомобили. В свою очередь, повышение доходов может снизить спрос на гамбургеры и маргарин, так как более состоятельные потребители переключаются на потребление натурального бифштекса с косточкой из крестцовой части и сливочного масла. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар знаменателем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин. Обобщим сказанное: когда два продукта взаимозаменяемые, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и ксилитом, машинами «тоета» и «хонда», чаем и кофе и т.д.
Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит спрос на моторное масло. И напротив, повышение цены на бензин сократит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к ветчине и яйцам, учебе и учебникам, видеомагнитофонам и кассетам, клюшкам и мячам для игры в гольф, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; равным образом и ожидание увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Первый пример. Когда холода уничтожают значительную часть урожая цитрусовых во Флориде, у потребителей есть основания считать, что предстоящие нехватки апельсинового сока повысят цену на него. Поэтому они «запасают» апельсиновый сок, скупая его немедленно в необычайно больших количествах. Второй пример. Несколько лет тому назад Джонни Карсон в шутку предсказал дефицит туалетной бумаги. Многие из его телевизионных болельщиков восприняли его шутку всерьез, и спустя несколько дней на полках многих супермаркетов исчезла туалетная бумага.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение можно определить как шкалу, показывающую разные количества продукта, которые производитель желает и способен произвести и предложить к продаже на рынке по каждой конкретной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени. Эта шкала предложения представляет ряд альтернативных возможностей, таких, какие показаны в таблице 4 для индивидуального производителя.
Таблица 4
Предложение кукурузы индивидуальным производителем
Цена за бушель (дол.) | Величина предложения в неделю |
5 | 60 |
4 | 50 |
3 | 35 |
2 | 20 |
1 | 5 |
Предложение показывает, какие количества продукта будут предъявлены к продаже по разным ценам, притом все прочие факторы остаются неизменными. В данном случае предположим, что наш производитель является фермером, выращивающим кукурузу, спрос на которую мы только что рассматривали. Наше определение понятия «предложение» показывает, что предложение обычно рассматривается с точки зрения выгодности цены. Иными словами, мы считаем, что предложение указывает на количества продукта, которое производители станут предлагать по разным возможным ценам. Однако в равной мере правильно, а в ряде случаев даже полезнее рассматривать предложение с точки зрения его величины. Вместо того чтобы спрашивать, какое количество будет предлагаться по разным ценам, мы вправе спросить, какими должны быть цены, которые побудят производителя предлагать разное количество товара.
3.1 Закон предложения
Легко заметить, что таблица 4 показывает положительную, или прямую, связь между ценой и количеством предлагаемого продукта. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене.
Цена, с точки зрения потребителя, выступает как сдерживающий фактор. Препятствие в виде высокой цены означает, что потребитель, оказывающийся в роли плательщика, будет покупать по этой цене относительно небольшое количество продукта; чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель станет покупать. С другой стороны, поставщик выступает в роли получателя денег за продукт. Для него цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.
Рассмотрим предприятие в обрабатывающей промышленности. На каком-то этапе промышленники обычно сталкиваются с увеличением издержек производства единицы продукции. А поэтому для покрытия возросших издержек необходимо повысить цену на производимы продукт. Но почему возрастают издержки? Они возрастают потому, что определенные производственные ресурсы, в особенности производственные площади и машинный парк, невозможно увеличить за короткое время. Поэтому, по мере того как фирма наращивает количество более мобильных ресурсов – например, рабочей силы, сырья и комплектующих изделий, - стационарные сооружения и оборудование в какой-то момент становятся перегруженными, в результате чего эффективность производства снижается, а издержки производства каждой последующей единицы продукта возрастают. Для производства этих требующих больших издержек продукта производители должны получить более высокую цену. Между ценой и величиной предложения существует прямая связь.
3.2 Кривая предложения
Как и в отношении спроса, полезно представить понятие предложения в графическом изображении. Данные о рыночном предложении, изображенные на рисунке 4 в виде кривой S1, приведены в таблице 5. В ней сделано допущение, что у представленных на рынке 200 поставщиков имеются такие же шкалы предложения, как у производителя в таблице 4.
Рисунок 4
Изменение величины предложения кукурузы
Цена за бушель (дол.) | P | |||||||||
6 | S3 | S1 | ||||||||
5 |
b |
S2 | ||||||||
4 | a |
|
||||||||
3 |
|
|||||||||
2 | S3 |
|
||||||||
1 | S1 | S2 | Q |
|||||||
0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | ||
Величина предложения (тыс.бушелей в неделю) |
4. ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
4.1 Детерминанты предложения
При построении кривой предложения, цена выступает самой значительной детерминантой величины предложения любого продукта. Однако кривая предложения, так же как и кривая спроса, связана с допущением «при прочих равных условиях». Иными словами, кривая предложения строится на предложении, согласно которому определенные неценовые детерминанты величины предложения даны заранее и не подвергаются изменениям. Если одна из этих неценовых детерминант предложения в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения также будет меняться.
К основным неценовым детерминантам предложения относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Перемещение одной (или более) из этих детерминант, или факторов изменения предложения, приведет к смещению кривой предложения либо вправо, либо влево. Смещение вправо, с S1 к S2 на рисунке 4, означает увеличение предложения: производители при этом поставляют большее количество продукта по каждой из возможных цен. Смещение влево, с S1 к S3 на рисунке 4, указывает на сокращение предложения: поставщики предлагают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен.
4.2 Изменения в предложении
Рассмотрим теперь воздействие на предложение каждой из перечисленных детерминант.
Тадлица5
Рыночное предложение кукурузы, 200 производителей
Цена за бушель (дол.) | Величина предложения в неделю, индивидуальный производитель | Число продавцов на рынке | Общая величина предложения на рынке | ||
5 | 60 | Ч |
200 | = |
12 000 |
4 | 50 | 200 | 10 000 | ||
3 | 35 | 200 | 7 000 | ||
2 | 20 | 200 | 4 000 | ||
1 | 5 | 200 | 1 000 |
1. Цены на ресурсы. Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличит издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.
2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.
3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.
5. Ожидания. Ожидание изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукурузы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы «Интернэшнл бизнес машинз» может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.
6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Журнал «Справочник экономиста» 2006 г. Издатель ООО «Профессиональное издательство» – 157 с.
2. Журнал «Справочник экономиста» 2007г. Издатель ООО «Профессиональное издательство» – 130 с.
3. Журнал «Справочник экономиста» 2008г. Издатель ООО «Профессиональное издательство» – 141 с.
4. Казаков А.П. Экономика. Курс лекций по экономической теории и предпринимательству; М.: 1997 с. 12-19
5. Куликов Л. М. Основы экономических : Учеб. Пособие. – М.: Финансы и статистика, 1999 г. – 272 с.
6. Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997 г . – 496 с.
7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.1 1997 – 400 с.
8. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т.2 1997 – 400 с.
9. Микроэкономика: Учебное пособие. / Науч. ред. акад. В.Г. Тимирясов. – Казань: Татарское газетно-журнальное издательство, 1997. – 214 с.
10. Расходы фирмы: все, что должен знать бухгалтер, чтобы не платить лишних налогов / Под общей ред. А.В. Петрова. – М.: Бератор-паблишинг, 2005. – 404 с.
11. Экономическая теория. Учебник. – Изд. испр. и доп. / Под общ. ред. акад.В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. –М.: ИНФРА-М, 2008. – 672 с. Глава 19. Макроэкономическая структура национальной экономики.
12. Экономическая теория. Методическое пособие. Николаева Л.А., Черная И.П. / М., 2000 г. Тема 9. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение. – 113 с.
13. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова (и др.); под. ред. И.П. Николаевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006 г. – 576 с.
14. Экономическая теория./ под ред. Камаева В.Д. – М., "Владос". 2001 г. – 145 с.
1 Под неценовыми детерминантами мы подразумеваем другие факторы, помимо цены на рассматриваемый конкретный продукт. Мы впоследствии выясним, что изменение цен на другие продукты способно повлиять на спрос на конкретный продукт.