Федеральное Агентство по Образованию
Московский государственный университет экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)
Кафедра теории рыночной экономики и инвестирования
Курсовая работа по дисциплине «Микроэкономика»
на тему:
«Основные факторы спроса и предложения, степень их влияния и проблема измерения»
Руководитель:
выполнил: студент группы ДЭБ-102
Духанин Андрей Юрьевич
Москва – 2006
Оглавление
1. Введение
2. Спрос
2.1 Понятие спроса
2.2 Кривая спроса
2.3 Изменение спроса. Сдвиг кривой спроса
2.4 Факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения
3. Предложение
3.1 Понятие предложения
3.2 Кривая предложения
3.3 Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения
3.4 Факторы предложения, степень их влияния и проблема измерения
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
В своей курсовой работе рассматриваю понятия спроса и предложения, факторы, влияющие на спрос и предложение, а так же степень их влияния и проблемы измерения.
Спрос и предложение – два фундаментальных понятия микроэкономики. Они являются важнейшими рычагами в рыночной экономике, именно в зависимости от спроса и предложения складывается ценообразование на рынке. Категории спроса и предложения имеют важное значение как на микро-, так на макроуровне.
Спрос и предложение являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономики лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от взаимодействия спроса и предложения зависит ответ, что производить, для кого производить и по какой цене продавать. Соотношение между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен. Через эти колебания устанавливается уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге равновесие производства и потребления.
Но, как нам уже известно, соотношение зависит от величин спроса и предложения. А спрос и предложение в свою очередь зависят от факторов, которые оказывают на них свое влияние.
В своей курсовой работе я постарался рассмотреть самые важные и частовстречаемые, по моему мнению, факторы спроса и предложения. Так же я проанализирую их и сделаю выводы относительно их влияния на величины спроса и предложения.
Ко всему прочему, в своей работе я постараюсь раскрыть проблемы измерения факторов спроса и предложения.
По моему мнению, анализ факторов спроса и предложения очень важен для производителей и потребителей. Ведь благодаря анализу степени влияния и измерению данных факторов, влияющих на спрос и предложение, можно сделать выводы, относительно ценообразования на какой либо товар. Для производителя результатами анализа могут являться решения относительно товара. Продолжать ли его производство в том же объеме или снизить его, а возможно имеет место необходимость прекратить производство вовсе. Потребитель может сделать вывод о необходимости увеличения или уменьшения количества покупаемого товара. Или о необходимости перехода на другой товар-субститут.
В заключении моей курсовой работы я сделаю вывод относительно того, повышение или понижение значений каких факторов может вызвать увеличение или уменьшения величин предложения.
2. Спрос
2.1 Понятие спроса
Спрос играет большую роль на микроуровне. На его базе принимаются основные решения на предприятии. От спроса на продукцию зависит оперативное и стратегическое планирование. Он непосредственно влияет на движение денежных потоков, товарно-материальных запасов и в целом на получение прибыли.
Существуют различные теоретические подходы к потребительскому спросу.
Теория относительного дохода. Она была выдвинута в 1949 г. американским экономистом Дж. Дюзенберри, который отказался от одной из фундаментальных концепций, определяющих поведение потребителя: вместо предположения, что расходы домохозяйств определяются непосредственно его доходом, он выдвинул гипотезу, согласно которой на решения потребителя будут оказывать влияние покупки его ближайших соседей. Суть теории относительного дохода состоит в следующем: потребление индивида зависит от его текущего дохода по сравнению с доходом соседей и его собственным доходом в прошлом.
Классическая теория потребительского спроса предполагает, что функции полезности каждого человека независимы, т.е. уровень его удовлетворения от покупки не зависит от приобретений окружающих. Дюзенберри предположил, что каждое домохозяйство озабочено «соревнованием» со своими соседями. Так, приобретение костюма Ивановым не только повышает его общую полезность, но уменьшает полезность Петрова. Чтобы устранить эту «потерю» полезности, Петров также купит себе костюм. И не собственно доходы Петрова повлиял на это приобретение, а его сравнение с доходом Иванова. В модели Дюзенберри все потребители тратят деньги для того, чтобы «быть на равных» с теми, у кого выше доход. Желание «быть не хуже» Дюзенберри называл демонстрационным эффектом.
Теория жизненного цикла. Это – другая попытка создания единой теории потребления, предпринятая в 1945 г. экономистами А. Андо, Ф. Модильяни и Р. Брумбергом. Основным в этой теории является предположение, что текущее потребление является функцией богатства, которое является более емким понятием, чем текущий доход от трудовой деятельности. Все потребители стремятся так распределить покупки в ходе своей жизни, чтобы потребление оставалось постоянным из года в год, а богатство в конце жизни равнялось нулю (после смерти богатство человеку уже не нужно). Иными словами, в течении всей жизни человек потребляет столько, сколько составляет его располагаемый доход за всю жизнь. Ф. Модильяни графически следующим образом объяснял поведение потребителей (рис. 2.1 см. в приложении).
Богатство – это сумма реальных и финансовых средств. Оно растет до тех пор, пока человек продолжает трудиться, а затем с выходом на пенсию начинает резко падать. Если ко дню смерти богатство не станет равным нулю, то оставшаяся его часть перейдет в наследство. Располагаемый доход также увеличивается к середине жизни, а потом начинает падать. Из-за этих вариаций располагаемого дохода и богатство потребление в ходе всего жизненного цикла остается почти постоянным: в молодые годы люди живут в долг и имеют высокое потребление, полагая, что затем, когда их доходы начнут расти, они смогут вернуть долги. В зрелые годы, располагая значительным доходом и богатством, домохозяйство увеличивает накопления, готовясь к старости, и это делает уровень их потребления ниже потенциально возможного. В старости на покупки тратятся сбережения, что поддерживает потребление практически неизменным.
Теория перманентного дохода. Она была сформулирована американским ученым М. Фридменом в 1957 г. В ее основу положено понятие перманентного дохода, которое означает ожидаемый потребителем доход за довольно длительный промежуток времени (от нескольких лет до всей жизни). Этот доход определяется всем богатством индивидуума, связанным как с его деловыми качествами (уровень профессионализма, способность к предпринимательству), так и располагаемыми средствами – акциями, облигациями, недвижимостью. Если обозначить А богатство, то перманентный доход PI=r*A, где r – коэффициент < 1.
В любое время фактический, или изменяемый, доход (MI) индивидуума не обязательно равен перманентному доходу PI, так как PI – это нечто ожидаемое в среднем. Разность между MI и PT называется разностным доходом (TI): TI = MI - PI; MI = PI+TI.
Существуют интервалы времени, когда фактический доход больше ожидаемого и TI > 0; бывают периоды, в которых фактический доход не соответствует ожиданиям, и TI < 0. Если взять долгосрочный период в n лет, то сумма всех краткосрочных PI должна равняться сумме всех MI.
Как нам уже известно, цены на товары и услуги являются ключевым индикатором функционирования всего рыночного механизма. Какие же факторы определяют цены обращающейся на рынок продукции? Рассмотрим какой-нибудь товар, например яблоки. Если нас интересует цена яблок, то, очевидно, что она будет изменяться в зависимости от рассматриваемого региона страны: сказываются климатические условия, отдаленность от производителей яблок, величина населения этого региона, использующего яблоки в своем рационе и т.п. Поэтому для дальнейшего анализа определим исследуемый регион (например, Московскую область), что позволяет в общих чертах представить условия, складывающиеся на рынке яблок (и любых иных товаров).
Прежде чем перейти непосредственно к исследованию спроса и предложения, сделаем несколько предварительных замечаний. Во-первых, будем полагать, что на рынке присутствует значительное число как производителей какого-то товара (яблок), так и его покупателей. В этой связи не отдельный покупатель, ни отдельный производитель не оказывают влияния на рынок и не могут изменить рыночную цену товара. Подобные условия присущи так называемым совершенно конкурентным рынкам. Во-вторых, категория спроса и предложения вначале будут раскрыты применительно к рынку товаров и услуг.
Рассмотрим рынок некого товара X (в нашем случае – яблок). То количество товара X, которое потребители региона желают приобрести для удовлетворения своих потребностей, называется количеством товара, на которое предъявляется спрос (quantity demanded –QD), или величиной спроса. Совершенно очевидно, что QD любого товара будет зависеть от исследуемого промежутка времени (за день потребители предъявляют спрос на одно количество товара, а за месяц приблизительно в 30 раз больше). Чтобы каждый раз не оговаривать этот момент, будем полагать, что QD определяет всегда один и тот же промежуток времени, положим, месяц. Отметим две важные особенности категории QD: во-первых, количество товара X, на которое предъявляется спрос, - это количество товара, которое потребители желают купить, с учетом цены товара X, своих вкусов, цен на другие товары и ряда других факторов (я их рассмотрю чуть позже). Поэтому QD товара X может отличаться от количества товара X. Реально купленного потребителями (это особенно наглядно проявляется в случае дефицита товара X). Во-вторых, желание купить товар X, значит, они располагают для этого необходимой суммой денег. Иными словами, величина определяет платежеспособный спрос на какое-то количество товара X.\
Что же определяет величину QD? На желания того или иного потребителя приобрести какое-то количество товара X (яблок) оказывает воздействие различные факторы. Однако из них можно выделить ряд основных, влияющих на желание практически всех покупателей. К этим факторам относятся:
- цена самого товара X (обозначим её );
- цены других товаров, взаимосвязанных с товаром X (, i=1,2,…,N, где N – число товаров, взаимосвязанных с товаром X);
- вкусы потребителей (T) – их потребительские привычки, традиции, следование моде и т.п.;
- средний доход домохозяйств (Y), определяющий в конечном итоге платежеспособный спрос;
- распределение дохода между домохозяйствами () – свидетельствует о наличии дифференциации в доходах потребителей, воздействующей на желание приобретать те или иные товары;
- количество покупателей (N) – показатель, определяющий потребительский потенциал региона;
- ожидание изменений цен товаров или вкусов потребителей (E) – важный субъективный показатель, оказывающий значительное воздействие на потребление в регионе.
Иными словами, величину QD можно рассматривать как функцию нескольких переменных:
QD =
Попытки исследовать характер изменения QD под влиянием сразу всех факторов не дадут положительного результата. Целесообразно воспользоваться следующим методом: для выявления характера изменения какой-то величины (QD), зависящей от нескольких неизвестных переменных величин (факторов в нашем случае), необходимо сначала зафиксировать значение всех переменных, кроме одной, и изучить взаимосвязь QD с этой неизвестной переменной. Затем считать переменной следующую неизвестную и выявить взаимосвязь QD от этой переменной и т.д. Полный перебор неизвестных и позволит нам выявить характер изменения QD под влиянием всех переменных факторов. Подобный метод означает, что мы исследуем зависимость QD от каждой переменной при прочих равных условиях.
Так, чтобы выявить зависимость QD от вкусов потребителей, необходимо зафиксировать остальные факторы и исследовать функцию QD = QD(Т), при условии: .
Задача моего исследования состоит в том, чтобы выявить закономерность формирования цены товаров и услуг. В этой связи экономисты основное внимание уделяют изучению зависимости QD товара от цены самого товара, например, товара Х (яблок) от его цены , при прочих равных условиях. Иными словами, будем полагать, что все остальные факторы не меняются, и исследуется зависимость: , когда .
Если выявить все величины , соответствующие различным значениям при неизменных величинах остальных факторов, то таким образом можно определить понятие спроса на отдельный товар X (в нашем случае яблоки):
Спросом (D) на товар X называют всю совокупность значений товара X, соответствующих различным возможным величинам цены товара , при прочих равных условиях.
Для более полного исследования зависимости от представим функцию спроса в табличной форме (таблица 1, см. в приложении). Предположим, что яблоки расфасованы в упаковки, и за единицу товара X принята одна упаковка.
Данные в таблице 1. подобраны условно, но они отражают очень важную особенность спроса: снижение цены товара X при прочих равных условиях, как правило, приводит к увеличению - количество товара X, на которое предъявляется спрос. Этот вывод столь важен, что отдельные экономисты называют его законом спроса.
Чем можно объяснить рост при понижении цены ? Во-первых, здравый смысл подсказывает, что покупатель охотнее приобретает товар X, когда цена понижается. Для потребителя цена – это психологический барьер, удерживающий его от покупки. Чем ниже барьер, тем больше товара X он желает купить. Во-вторых, любая единица товара X удовлетворяет какие-то потребности покупателя. Но согласно теории предельной полезности каждая дополнительная потребленная единица товара X в конечном итоге приносит покупателю все меньшее и меньшее удовлетворение. В этой связи потребитель предъявляет спрос на еще одну единицу товара X, то есть будет желать с ее помощью удовлетворить свои дополнительные потребности только в том случае, если цена снизится.
Наконец, в-третьих, увеличение при падении объясняется взаимодействием двух эффектов – эффекта дохода и эффекта замещения.
Эффект дохода свидетельствует о воздействии на товара X изменений реального дохода покупателей. Для понимания эффекта дохода обратимся к таблице 1. Предположим, что покупатели имеют возможность купить все количество товара X, на которое предъявляют спрос. Если цена =15 руб., то на покупку 480 тас. Штук товара X домохозяйства потратят 7,2 млн. руб. = (15 руб.*480 тыс. шт.). Представим, что цена товара X снизилась до 10 руб.; тогда потребителям для покупки 480 тыс. штук товара X достаточно потратить 4.8 млн. руб. = (10 руб*480 тыс. шт.). Следовательно, если цена товара X падает с 15 до 10 рублей, то покупатели, приобретя указанное количество товара X, экономят 2,4 млн. руб. = (7,2 – 4,8 млн. руб.),что равносильно увеличению их реального дохода на 2,4 млн. рублей. Этот дополнительный доход домохозяйства направят на потребление любых товаров и услуг, в том числе смогут покупать дополнительные единицы товара X.
Эффект замещения показывает, что если для удовлетворения своих желаний покупатели помимо товара X могут использовать другие товары, то при снижении цены они охотнее будут заменять другие товары, которые стали относительно дороже, более дешевым товаром X. Следовательно, при понижении цены величины спроса возрастут. Например, яблоки и груши являются товарами-заменителями. Когда цены груш повышается, то для домохозяйств яблоки становится относительно дешевле, и они станут заменять ими относительно более дорогие груши. Это приведет к увеличению QD яблок.
2.2 Кривая спроса
Впервые графическую зависимость QD товара от его цены представил английский экономист А. Маршалл в работе «Принципы экономикс», изданной в 1892 г. При этом А. Маршалл пытался ответить на вопрос: при какой цене на рынке отдельного товара установится равновесие? Данное обстоятельство заставило его считать функцией цену товара P, а аргументом – величину спроса QD. Поэтому он отложил значение P по вертикальной оси (как это делается в графическом анализе для функций), а QD – по горизонтальной. С этих пор в экономической науке используется введенное А. Маршаллом правило построения кривых спроса (и предложения), когда ценовые показатели откладываются по вертикальной оси, что с математической точки зрения противоречиво, т.к. ценовые неизвестные при этом являются аргументом.
Для раскрытия зависимости количества товара X, на которое предъявляется спрос (), от цены товара X() при прочих равных условиях, построим график на основании данных таблицы 1. Отложим по вертикальной оси значение , а по горизонтальной - ; отметим на координатной плоскости точки A,B,…,F согласно данным таблицы 1. Полученные точки можно с известной долей приближения соединить одной линией.
Полученная кривая D носит название кривой спроса. Каждая точка кривой D показывает конкретное значение QD товара X при той или иной цене . Вся же кривая D отражает полный набор возможных соотношений «-» при прочих равных условиях, то есть является графическим отображением спроса. Как видно из рисунка 2.2 (см. в приложении), кривая спроса наглядно показывает, что с понижением цены товара Х растет количество товара Х, на которое предъявляется спрос. В этой связи кривая спроса имеет «падающий» характер.
Поскольку под спросом понимается вся совокупность величин , соответствующих всем возможным значениям при прочих равных условиях, то когда нас интересует спрос на товар Х при заданных условиях (то есть, когда ни один из иных факторов, влияющих на , кроме цены товара , не меняется), мы должны иметь в виду всю кривую спроса D, весь набор соотношений «-». Отдельная же точка кривой D показывает не спрос, а определённую величину спроса - количество товара X, на которое предъявляется спрос, при соответствующей цене (например, при цене 10 руб. покупатели предъявят спрос на 700 тыс. штук товара X).
2.3 Изменение спроса. Сдвиги кривой спроса
Раскрывая категорию спроса, мы предполагали, что меняется только цена товара X, и остаются неизменными все остальные факторы (вкусы потребителей, доход домохозяйств, цены на другие товары и т.п.), воздействующие на товара Х, значит, они должны влиять и на спрос. Иными словами, изменение любого фактора – доходов потребителей, их вкусов и т.п. – должны воздействовать на всю совокупность соотношений «-» и приводить к изменениям спроса. Строго говоря, спрос при этом может меняться совершенно произвольно. Однако меня особо интересуют два случая:
а) когда под влиянием изменения кого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на большое количество товара при каждой цене;
б) когда под влиянием изменения кого-то фактора покупатели начинают предъявлять спрос на меньшее количество товара.
Представим себе, что в рассматриваемом мною примере домохозяйства в результате изменения одного из факторов стали предъявлять спрос на товар Х (упаковки яблок) на 100 тыс. штук больше при каждой цене. Тогда исследуемые соотношения в таблице 1. примут вид:
- соотношения : цена =10 руб.; = 800тыс. штук;
- соотношения : цена =15 руб.; = 580 тыс. штук;
- соотношения : цена=20 руб.; = 450 тыс. штук и т.д.
При переносе этих новых соотношений на график, (рис. 2.3), то каждая точка будет располагаться правее первоначальных точек А,В,С,…F. Соединив точки одной линией, мы обнаружим, что новая кривая переместилась вправо и заняла положение .
Точно также предположим, что под воздействием изменения кого-то фактора покупатели при каждой цене стали предъявлять спрос на товар Х на 100 тыс. штук меньше. Тогда рассмотрев полученные при этом соотношения « цена товара - величина спроса» в таблице 1 и перенеся соответствующие точки на рисунке 2.4, получим, что в данном случае кривая спроса сместилась влево до .
В том случае, когда под влиянием изменения какого-то фактора величины QD меняются при каждой цене и происходит смещение всей кривой спроса (и только в том случае!), экономисты считают, что произошло изменение спроса. Если величины QD при каждой возможной цене возрастают, и вся кривая спроса D смещается вправо, то считается, что спрос увеличился. Если при каждой возможной цене значение QD снизятся, и вся кривая спроса D сместиться влево, то произошло уменьшение спроса.
Рассмотрим, как воздействуют на изменение спроса отдельные факторы:
1) Цены на другие товары. Как мы знаем, увеличение величины при снижении объясняется отчасти эффектом замещения. Если товар Х становится относительно дешевле, то домохозяйства замещают товаром Х иные товары, которые могут удовлетворить те же потребности покупателей, что и товар Х. Товары, способные заменит товар Х и принести потребителям удовлетворение их потребностей, называются товарами-заменителями (субститутами). Представим, что цена товара Y (груш), являющегося заменителем товара Х (яблок), возросла; тогда очевидно, что яблоки становятся относительно дешевле (в сравнение с грушами), и покупатели будет стремиться приобретать в больших количествах товар Х при каждой возможной цене . Следовательно, возрастает при каждой соответствующей цене, а значит, произойдет увеличение спроса и кривая D сместиться вправо. Аналогично снижение цены Y приведет к уменьшению спроса на товар Х и сдвигу кривой влево.
Отсюда можно сделать следующий вывод: снижение (увеличение) цен товаров-заменителей приводит к снижению (увеличению) спроса на товар Х.
Другой интересующей категорией служат так называемые дополняющие товары; к ним относятся товары, которые используются совместно с товаром Х. Примерами дополнительных товаров могут служить бензин и автомобиль, фотоаппарат и фотопленка и т.д. Если товар Y (фотопленка) дополняет товар Х (фотоаппараты), то есть они применяются в паре, то снижение цены Y (фотопленки) повлечет увеличение спроса на фотоаппараты и сдвиг кривой спроса вправо, а повышение цены фотопленки вызовет падение спроса Х (фотоаппараты) и сдвиг кривой спроса влево.
Иными словами, справедливо утверждение: снижение (увеличение) цен на дополняющие товары приводит к увеличению (снижению) спроса на товар Х.
Наконец, необходимо отметить, что очень многие товары не связаны друг с другом, и изменение цены одного из них не оказывает воздействия на цену другого.
2) Вкусы потребителей. Любое изменение вкусов покупателей может сопровождаться ростом или снижением спроса на товар Х. Очевидно, что если товар Х становится модным, то на него будет предъявляться повышенный спрос при каждой цене, то есть спрос возрастает и кривая спроса сместиться вправо. Заметим, что изменение вкусов может быть долговременным (например, переход от мощных легковых автомобилей к компактным малолитражкам) или носить кратковременный характер (увлечение отдельными компьютерными играми).
3) Средний доход домохозяйств. Для большинства товаров увеличение среднего дохода потребителей приводит к тому, что покупатели предъявляет спрос на большее количество товаров при каждой цене, то есть спрос растет, и кривая смещается вправо. Соответственно снижение среднего дохода домохозяйств вызывает понижение спроса и сдвиг кривой спроса влево.
4) Распределение дохода среди домохозяйств также оказывает воздействие на спрос. Если суммарный доход, получаемый домохозяйствами страны, перераспределить путем, например, соответствующей налоговой политики, то спрос на товар Х может измениться. В том случае, когда в результате перераспределения дохода покупатели при каждой возможной цене будут предъявлять спрос на повышенное количество товара Х, спрос на Х возрастет и кривая спроса сместиться вправо.
5) Количество покупателей. Рост числа покупателей (например, за счет увеличения населения) сам по себе не расширяет спрос на товар Х. Дополнительные потребители должны располагать необходимыми средствами для покупки товара. Однако, как правило, с возрастанием населения региона увеличивает число работников, которые будут получать дополнительный доход. Именно это обстоятельство и вызовет в конечном итоге расширение спроса на товар Х при повышении количества покупателей (население региона).
6) Ожидания. Если покупатели ожидают изменение цен товаров, повышение или понижение своих доходов, определенные действия правительства, затрагивающие доступность товаров (введение, например, таможенных пошлин), то это может повлиять на их желания приобретать товар, и, следовательно, вызовет изменение спроса. Так, ожидания будущего повышения цены товара Х (инфляционные ожидания) подстегивают ажиотажный спрос: потребители стремятся приобрести в больших количествах товар Х сегодня, чтобы завтра не платить повышенную цену. Таким образом, инфляционные ожидания ведут к увеличению спроса и сдвигу кривой спроса вправо.
Прежде следует напомнить, что при изменении спроса происходит сдвиг кривой спроса, поскольку в этом случае потребители при каждой цене предъявляют спрос на иное (большее или меньшее) количество товара Х. Перемены в спросе могут произойти только в случае изменений факторов, влияющих на спрос (кроме изменений цены самого товара ). Если не один из этих факторов не изменится, то спрос остается прежним, и кривая спроса не переместиться из начального состояния.
Когда все факторы имеют неизменную величину, а цена товара Х увеличивается или уменьшается, то мы от одного соотношения «-» при прочих равных условиях (например, 19 руб. – 700 тыс. штук) переходим к другому соотношению (например, 15 руб. – 4809 тыс. штук) при тех же начальных условиях. Следовательно, сокращение произошло только при возрастании цены от 10 руб. до 15 руб., а не при каждой цене. Поэтому мы не можем утверждать, что в данном случае сократился спрос, поскольку имеем дело с уменьшением только . Соответственно при повышении цены с 10 руб. до 15 руб. происходит смещение кривой спроса из одной точки А в другую точку В одной и той же кривой спроса, то есть перемещение вдоль кривой спроса.
Понимание этого принципиального момента крайне важно для всего последующего анализа: всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется , но все факторы, влияющие на ,кроме цены , сохраняются неизменными, а значит кривая спроса на товар Х остается на прежнем месте, мы должны констатировать, что спрос на товар Х не изменился. В подобных случаях происходит лишь изменение величины - товара Х, на которое предъявляется спрос при прочих равных условиях, следовательно, происходит перемещение вдоль той же кривой спроса.
В последние годы с развитием Интернет-торговли в рамках бехейвористкого (поведенческого) подхода к спросу разрабатываются новые концепции, в частности, сформировались теории лояльного эффекта, эффекта «переключения» и другие.
Приверженцы лояльного эффекта утверждают, что постоянные потребители покупают товары на предпочитаемых ими фирмах. А сторонники теории эффекта «переключения» считают, что потребители, в том числе и лояльные, предпочитают приобретать товары у фирм, предлагающих свою продукцию по более низким ценам. Данная теория, по мнению западных специалистов, имеют практическую значимость, особенно при продвижении продукта на рынке.
2.4 Факторы спроса, степень их влияния и проблема измерения
В предыдущем пункте моей работы были перечислены факторы спроса, их влияние на спрос и кривую спроса. В этой главе моей работы я вновь перечислю эти факторы, рассмотрю степень их влияния на спрос и проблему их измерения.
И так факторами рассмотренными в этой главе будут:
1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, которое может быть вызвано рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастает при каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса на данный товар и смещение кривой спроса влево. Важно так же отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на грампластинки.
Потребительские вкусы является одним из самых тяжело измеряемых факторов спроса. Причиной этому служит то, что все люди индивидуальны и обладают разными вкусами. И от вкусов потребителей зависит прибыль фирмы или производителя и будущее товара, т.е. если товар не удовлетворяет вкусам потребителей, то его производство невыгодно. Но пусть вкусы потребителей тяжело поддаются измерению, но на них можно влиять. Например, с помощью рекламы товара можно поднять потребительский интерес к товару и увеличить спрос на него. А производитель может повлиять на спрос с помощью технологических изменений.
2. Количество покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.
Влияние данного фактора очень велико. Ведь именно от количества покупателей зависит прибыль фирмы или производителя. Проблема измерения данного фактора состоит в том, что количество покупателей товара напрямую зависит от количества людей, вкусы и потребности которых удовлетворяет данный товар. А как было сказано мною раньше, потребительские вкусы очень сложно измерять, на них можно только воздействовать.
3. Доход потребителей. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, начинают заменять недорогие товары их более качественными и дорогими аналогами. И, наоборот, при снижении доходов спрос на качественные и соответственно дорогие товары, падает.
В зависимости от товара, то есть, является ли он качественным и дорогим или дешевым, данный фактор играет разную роль. Так снижение доходов потребителей вызовет увеличение спроса на дешевый товар, и наоборот.
Измерение данного фактора не является сложной задачей. И в большинстве своем фирмам не нужно этим заниматься. Потому что измерением доходов потребителей и просто людей живущих в стране занимается государство, а именно Госкомстат. А результаты периодически публикуются.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот сопряженный продукт товаром заменителем или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители, покупают его в большем количестве, вызывая тем самым уменьшение спроса на маргарин. Обобщу сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.
Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается, и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит ваш спрос на моторное масло. Таким образом, спрос бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. То же относится к фотоаппаратам и пленке, видеомагнитофонам и кассетам и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Влияние данного фактора на спрос очень велико. Так если цены на товары заменители ниже чем на данный товар, то спрос на данный товар будет падать, а спрос на товары заменители повышаться. Измерение данного фактора не представляет труда.
5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, побуждают покупать данный товар в больших количествах сейчас, тем самым опередить повышение цен. Равным образом и ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товар. Например, сообщения метеорологов о том, что будущие холода могут уничтожить значительную часть урожая цитрусовых, провоцирует ожидания потребителей о том, что из-за предстоящей нехватки цитрусовых цена на апельсиновый сок может повыситься. Поэтому потребители начинают активно запасать апельсиновый сок.
Я считаю, что ожидания потребителей, так же как и их вкусы относится к очень сложно измеряемым факторам спроса. Причина этому является индивидуальность каждого человека. Ожидания как видно из моего примера имеют серьезное влияние на величину спроса и оно трудно измеримо. Но на ожидания потребителей можно повлиять, как это сделали метеорологи, тем самым спровоцировать увеличение спроса.
3. Предложение
3.1 Понятие предложения
Рассмотрим рынок товара Х. Количество товара Х, которое производящие данный товар фирмы хотели бы выпускать и продать, называется количеством предложенного товара (quantity supplied - ) или величиной предложения. Отметим, что может отличаться от количества товара Х, реально проданного потребителям. Величина также зависит от промежутка времени, как и , поэтому мы и в случае предложения будем считать неизменным рассматриваемый период (месяц).
На количество товара Х, которое фирмы желают произвести, оказывают воздействие многие факторы; к основным из них можно отнести следующие:
- цену самого товара Х (обозначим ее );
- Цену ресурсов (), используемых в производстве товара Х;
- уровень технологии (L);
- цели фирмы (А);
- величины налогов и субсидий (Т);
- цены на иные товары ();
- ожидание (Е);
- количество производителей товара (N);
Иными словами, нас интересует поведение функции:
.
Я так же основное внимание уделю исследованию зависимости от при прочих равных условиях, полагая неизменными иные факторы, влияющие на . То есть, в случае анализа предложения товара Х нас интересует поведение функции:
,
при условии, что остальные факторы остаются неизменными: .
Как и при введении понятия спроса будем считать, что вся совокупность значений товара Х, соответствующих различным возможным величинам цены при прочих равных условиях, называется предложением (Supply – S) товара X.
Зададим функцию предложения в табличной форме таблица 2.2
Данные таблицы условные, но они отражают важнейшую характеристику предложения: повышение цены товара Х при прочих равных условиях в большинстве случаев приводит к возрастанию количества товара Х, предлагаемого фирмами к продаже. Данное обстоятельство интерпретируется как закон предложения.
Это можно объяснить следующим образом. Во-первых, для производителя товара Х цена определяет выручку, которую фирма может получить в результате продажи товара. Чем выше цена, тем больше возможная выручка и возможная прибыль. Поэтому повышение цены подталкивает производителей расширять производство товара Х. Во-вторых, как известно, фирма не в состоянии быстро менять используемое капитальное оборудование (станки, здания и т.п.), и в течении какого-то промежутка времени может увеличивать выпуск продукции только путем введения дополнительный единиц переменных ресурсов (труд, сырье, энергоресурсы). Однако по мере привлечения этих новых единиц переменных ресурсов их отдача непрерывно снижается, что приводит к росту затрат на производственные факторы при увеличении объемов выпуска. Для покрытия увеличивающихся затрат предприниматель заинтересован в том, чтобы цена повысилась.
3.2 Кривая предложения
Чтобы раскрыть зависимость от при прочих равных условиях, построим график на основе данных таблицы 2.2. (рисунок 2.5). Соединим точки A,B,…,F одной линией; полученная кривая S называется кривой предложения. Каждая точка кривой S отражает конкретное соотношение «цена - » (например, 15 руб. – 220 тыс. штук). Вся же кривая S отражает полный набор возможных соотношений « - » при прочих равных условиях, то есть является графическим отображением функции предложения.
Как видно из рисунка 5, кривая предложения наглядно показывает, что с повышением цены товара Х растет количество товара Х, предлагаемого производителями на продажу. В этой связи кривая предложения имеет «восходящий» характер.
3.3 Изменение предложения. Сдвиги кривой предложения
Если под воздействием изменений какого-то фактора величина меняется при каждой цене и происходит смещение всей кривой предложения, то происходит изменение предложения, когда предложение расширяется, то кривая S смещается вправо и занимает положение (рис. 6); в случае снижения предложения сместиться влево – кривая .
Рассмотрим воздействие перечисленных в начале параграфа факторов на предложение и кривую предложения:
1) Цены ресурсов, используемых в производстве товара Х, оказывают определяющее воздействие на предложение Х. Чем больше должен платить предприниматель за труд, за землю, сырье, энергоносители и т.п., тем ниже его прибыль, и тем меньше его желание предлагать на продажу товар Х. Следовательно, при увеличении цен вводимых факторов производства предложение товара Х снижается; уменьшение цен на ресурсы стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.
2) Уровень технологии. Любое технологическое усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы и поэтому сопровождается расширением предложения товара Х.
3) Цели фирмы. В соответствии с рассматриваемой мною экономической теорией, основной целью фирмы является максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, Стремление фирмы производить товар Х без загрязнения окружающей среды может снизить количество предлагаемого товара при каждой цене.
4) Налоги и субсидии. Очевидно, что налоги влияют на расходы предпринимателей, и рост налогов, как правило, вызывает сокращение предложения. Увеличение субсидий, безусловно, стимулирует расширение предложения.
5) Цены на иные товары также могут повлиять на предложение товара Х. Например, резкое повышение цен на нефть в 70-е гг. прошлого века увеличение предложения угля.
6) Ожидание возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связано с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения.
7) Количество производителей. Чем больше фирм выпускает товар Х, тем выше предложение этого товара на рынке. И по мере вступления в отрасль большего количество фирм кривая предложения станет смещаться вправо. А при снижении количества производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево.
3.4 Факторы предложения, степень их влияния и проблема измерения
В этом пункте моей работы я рассмотрю факторы предложения, степень их влияния и проблемы измерения.
1) Цены на ресурсы. Как мы знаем, существует самая тесная связь между издержками -, производства и предложения. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Например, если цены на семена и удобрения снижаются. Можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево. Например, повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали, и ведет к сокращению ее предложения.
Как видно из приведенных мною примеров степень влияния данного фактора очень велика. Ведь очень большое повышение цен на ресурсы может привести к серьезному снижению предложения и повышению цен. Что негативно скажется на потребителях, если данный товар не имеет заменителей.
2) Уровень технологии. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Например, недавние, мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии, по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково возможное следствие указанного открытия? Существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество энергии.
Опять же как видно из примера влияние данного фактора очень высоко т.к. высокий уровень технологии позволяет увеличивать предложение и удовлетворять запросы всех потребителей.
3) Налоги и субсидии. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, субсидии считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение. Правительство может субсидировать или облагать налогом производство определенных продуктов, чтобы изменить их объем, их предложение с целью улучшить распределение ресурсов.
4) Цены на иные товары. Изменение цен на другие товары так же способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цен на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, ожжет сократить предложение на баскетбольные мячи, если повышается цена на футбольные мячи.
Как видно из примеров влияние, которое оказывают цены на другие товары на предложение значительно. И предложение товара, на который в данный момент цена невысока будет снижаться и это возможно может привести к его дефициту.
5) Ожидания. Ожидания изменения цены продукта в будущем также может повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Так допустим если ожидается понижение цены на данный товар в будущем производитель будет стараться произвести и реализовать, как можно больше товара до наступления того времени, когда цена на товар понизится. И наоборот если ожидается повышение цены, то производитель будет стараться снизить предложения товара сейчас тем самым, увеличив его запасы, чтобы после продать его по более выгодной цене.
Как можно видеть влияние ожидания на предложение велико. При разных ожиданиях предложение товара на рынке может меняться.
6) Количество производителей. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число производителей, тем больше рыночное предложение. И соответственно меньше цена на предлагаемый товар. И наоборот если количество производителей в отрасли уменьшается, соответственно предложение снижается, что влечет за собой повышение цены на товар.
Данный фактор является легко измеримым. И он оказывает разное влияние на производителей и потребителей. Если для производителя выгодно незначительное количество его конкурентов в отрасли, что ведет к увеличению цены на товар и повышения прибыли. То потребителям выгодно присутствие в отрасли большого количества производителей. Это будет приводить к увеличению предложения и снижению цены на товар.
Заключение
В своей работе я постарался рассмотреть понятие спроса и предложения. А так же факторы, влияющие на спрос и предложение, и проблему измерения данных факторов.
На спрос и предложение влияют множество факторов, самые важные и часто встречаемые я рассмотрел в своей работе. Проанализировав степень их влияния и проблемы измерения.
В заключение своей работы я хотел бы сделать вывод относительно факторов спроса и факторов предложения. То есть рассмотреть зависимость, которая получается при изменении значения, какого – либо фактора.
Из всего сказанного мною в пункте 2.4 следует, что повышение спроса на продукт Х, то есть решение потребителей покупать больше этого продукта по любой возможной цене, может быть вызвано следующими значениями факторов спроса:
1) благоприятным изменением потребительских вкусов;
2) увеличением числа покупателей на рынке;
3) повышением дохода, если продукт Х является нормальным товаром. Или снижением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории;
4) повышением цены на сопряженный товар Y, если последний является заменителем для продукта Х, или снижением цены на товар Y, если последний является дополняющим к товару Х;
5) ожиданием повышения будущих цен и доходов.
И напротив сокращение спроса на продукт Х может быть обусловлено следующими факторами:
1) неблагоприятным изменением потребительских вкусов;
2) уменьшением числа покупателей на рынке;
3)повышением дохода, если продукт Х является товаром низшей категории, или снижением дохода, если товар Х является нормальным товаром;
4) повышением цены на сопряженный товар Y, если этот последний является дополняющим для Х, или снижением цены на товар заменитель Y, товара Х.
5) ожиданием падения будущих цен и доходов.
Теперь рассмотрим влияние факторов спроса на предложение. И так величина предложения повысится в случае:
1) при снижении цен на ресурсы, которые используются для производства товара Х;
2) при совершенствовании уровня технологий производства товара Х;
3) при снижении налогообложения и увеличении субсидирования производства товара Х;
4) если произойдет снижение цен на товар Y, и производитель перебросит все мощности на производство товара Х;
5) если ожидания понижения цены на продукт Х в будущем имеет место, то производитель будет стараться произвести и реализовать, как можно больше товара Х, до наступления того времени;
6) предложение товара Х увеличится при вхождении в отрасль большего числа производителей.
И сокращение предложение будет происходить:
1) при повышении цен на ресурсы, используются для производства товара Х;
2) при снижение предложения может быть спровоцировано низким уровнем технологий производства товара Х;
3) при снижении субсидирования и возрастании налогообложения;
4) при повышении цен на товар Y. Тогда производитель будет перебрасывать все мощности на производство товара Y;
5) снижение предложения может вызвать ожидания повышения цен на товар Х в будущем. В том случае производитель будет стараться произвести как можно больше при наступлении того времени;
6) при снижении количества производителей в данной отрасли.