Министерство образования Республики Беларусь
УО Белорусский Государственный Экономический Университет
Бобруйский филиал
Кафедра экономики и управления
Курсовая работа
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Социальная политика государства: основные принципы и направления реализации
Бобруйск 2010
Содержание
Введение
1. Социальная политика: понятие, функции, структура и основные принципы
2. Основные направления реализации социальной политики
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
4. Направления совершенствования социальной политики Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Социальная политика, являясь одной из наиболее важных составляющих деятельности общества, находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста. Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Любое государство вне зависимости от политического строя и т.д. имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости, являются для современного цивилизованного общества злободневными. Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения, совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики, политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населения является как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государство является социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государства на нужды общества.
Цель данной работы – отразить суть социальной политики, основные направления реализации, особенности ее в странах с переходной экономикой и направления совершенствования социальной политики в Республике Беларусь.
1. Социальная политика:понятие, функции, структура и основные принципы
Цели и направления деятельности государства по регулированию социальной сферы определяет государственная социальная политика.
Социальная политика определяет направления развития всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми. Социальную политику следует рассматривать и как концентрированное воплощение потребностей, интересов людей в области социальных отношений и условий их жизнедеятельности.
Социальная политика представляет собой совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами. [8,с. 173] Социальную государственную политику, как и социальную сферу, рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле – социальная политика охватывает все аспекты жизнедеятельности человека: улучшение условий труда и быта, удовлетворение материальных и духовных потребностей, социальную защиту, осуществление принципа справедливости. Другими словами, социальная политика направлена на создание нормальных условий жизни и благоприятных возможностей для развития и самореализации всех членов общества. Социальная политика в узком смысле – это система государственных мер по поддержке тех групп и слоев общества, которые в силу различных причин оказались в трудном положении, страдают от специфических обстоятельств и не могут только своими силами улучшить благосостояние [5, с.579].
Объектом социальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы, объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектами социальной политики — те, кто активно взаимодействует в социальной сфере, определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятся государственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления, различные негосударственные объединения, коммерческие структуры, профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы
Основные функции социальной политики можно свести к следующим:
стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;
поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;
гарантирующая функция, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;
защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса [9, c.197].
Взаимодействие указанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания их баланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсного обеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансирования социальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливает неоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.
Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики можно назвать три:
принцип социального равенства людей - членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т.д.);
принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основополагающих жизненных интересов и целей населения данной страны;
принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения адекватности в жизни общества и его социальных групп. [8, с. 174]
Социальная политика по своей сути является долгосрочной, ориентированной на длительную перспективу. Поэтому исходным пунктом ее разработки является обеспечение соответствия перспективной модели социально-экономического устройства общества.
По отношению к социальной политике и ее реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом. Его суть в том, что общество в лице государства обязано создать всем своим членам условия для проявления их экономической активности, а это само по себе обеспечит получение какого-либо дохода. Главное преимущество такого подхода – в свободе государства от социальной ответственности. А главный недостаток – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном несовершенном виде рыночной системы и глобальных проблемах неизбежность социальной напряженности и конфликтов, вплоть до военных.
Другой подход, в отличие от первого, можно назвать социально ориентированным. Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения, как минимум, таких доходов, которые не дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества без экстремальных социальных групп, такой подход создает и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно-информационному типу производства, и он становится главным фактором такого производства.
Основное преимущество такого подхода – в обеспечении социальной устойчивости общества, что в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития. [9, с. 200]
Социальная политика осуществляется на разных уровнях:
• микроуровень — социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
макроуровень — региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
интеруровень — межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальных экономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.[1,с.277]
Структура социальной политики ( рисунок А.1) включает в себя политику регулирования доходов населения. Политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер, и средств регулирующего воздействия государства в области доходов. Под доходом понимают общую сумму денежных поступлений субъекта из всех источников в течение конкретного периода времени. Доходы могут принимать разные формы, основными формами доходов считаются:
заработная плата;
прибыль;
рента;
процент (на капитал);
государственные (трансфертные платежи).
Осуществляя регулирующую деятельность в области доходов, государство изучает фактическое их распределение с помощью специальных показателей и методов. Например, широко используется децильный коэффициент, показывающий соотношение доходов 10% населения с наибольшими доходами и 10% с наименьшими. Для этого же используют кривую Лоренца. График кривой Лоренца (рисунок А.2) показывает степень неравенства в распределении доходов. И чем больше кривая отклоняется от линии абсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.
Соединение долей в суммарном доходе для различного процента семей даст кривую Лоренца, показывающая степень неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения. Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов отражает прямая АР, когда 20% семей располагают 20% совокупного дохода, 40% семей – 40% и т.д. Разрыв между линией абсолютного равенства и линией фактического распределения указывает на степень неравенства доходов.
Абсолютное неравенство означает, что и 20 %, и 40 %, и 60 %, и т.д. населения не получают никакого дохода, за исключением одного-единственного, последнего в ряду человека, который присваивает 100 % всего дохода. Следует отметить, что личный доход после вычета налогов и с учетом трансфертных платежей распределяется гораздо равномернее. Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью коэффициента Джини, который определяется как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади фигуры Н. Коэффициент Джини позволяет выявить динамику дифференциации населения: чем выше величина коэффициента, тем выше неравенство в распределении доходов.
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.
К причинам неравенства в распределении доходов кроме отсутствия условий для зарабатывания дохода относятся различия в способностях, уровень образования, профессиональные вкусы, владение собственностью, степень рыночной власти, а также удача, связи, несчастья и дискриминация. Как показывает анализ причин неравенства в распределении доходов, они наносят как объективный, так и субъективный характер. К чему же должно стремиться общество: к выравниванию доходов или к их дифференциации?
Аргументом в пользу равенства доходов является принцип максимизации полезности. Дело в том, что потребители тратят свои доходы в первую очередь на те товары, которые обладают наибольшей предельной полезностью. После удовлетворения первичных потребностей оставшийся доход тратится на товары с меньшей предельной полезностью. Поэтому оптимальное распределение доходов означает распределение поровну, приносящее максимально возможную совокупную полезность в обществе. [2, стр. 632]
Инструментами государства для регулирования доходов с целью уменьшения неравенства их распределения служат трансфертные платежи, налоги, регулирование цен и др. Однако даже в развитых странах бедность продолжает оставаться острой проблемой, не говоря уже о слаборазвитых и развивающихся.
Главными задачами политики доходов являются попытка не допускать или минимизировать ту часть населения, которая оказывается за чертой бедности, и по возможности сгладить поляризацию населения по доходам, снизив в меру экономической необходимости и возможности децильный коэффициент его дифференциации, который в странах ЕС=6;в Швеции – 3, а в России в переходный период он достиг 20 (в 1997 г.). [9,с. 206]
Под политикой регулирования занятости понимается система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения.
Главными ее принципами являются: принцип равных возможностей в трудоустройстве всех трудоспособных, принцип содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью, принцип предоставления социальной защиты безработным. Для реализации этих и других принципов политики обеспечения занятости государство может использовать пассивный или активный тип государственного воздействия.
Политика пассивного типа ограничивается использованием средств и мер, которые помогают уменьшить существующую незанятость. Формами реализации для нее служат страхование и вспомоществование.
Политика занятости активного типа означает такое регулирование занятости, при котором государство влияет не на последствия (безработицу), а на состояние рынка труда для предотвращения развития безработицы. Пособие по безработице гарантируется и регулируются законом о занятости населения. Правом на пособие пользуются безработные, к которым относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины – до 55 лет, мужчины – до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений либо не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке. [7, с. 174]
Формами реализации активного типа управления служат повышение спроса на рабочую силу и сокращение предложения рабочей силы.
К способам повышения спроса на рабочую силу можно, например, отнести введение льготного налогообложения там, где нужно увеличить спрос на рабочую силу. Чтобы снизить предложение рабочей силы может быть, например, введение оплачиваемых учебных отпусков для лиц, повышающих классификацию и др. Это мероприятие содействует сокращению предложения на рынке труда и вместе с тем обеспечивает более высокую продуктивность рабочей силы в будущем.
Особой и непростой проблемой при проведении политики занятости является региональная занятость, т.е. соотношение занятости и безработицы по регионам страны. Это требует специальных мер, регулирующих социально-трудовую сферу с учетом конкретных условий развития того или иного региона и его возможных перспектив.
Частью социальной политики является политика социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества. Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально важных потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.
Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов служит минимальный потребительский бюджет (МПБ). Это граница доходов, ниже котором по может быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образ жизни граждан данного общества.
Понятно, что МПБ — величина непостоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.
Минимальный потребительский бюджет в свою очередь имеет несколько видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и др.), а также для средней семьи, состоящей из четырех человек.
Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.
Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы необходимо пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.
Кроме названных видов, в систему социальных гарантий включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и др.
Современный механизм государственного регулирования, обеспечивающий решение поставленных задач в области развития социальной сферы, строится преимущественно на экономической основе и включает:
бюджетное регулирование, предполагающее повышение эффективности использования бюджетных средств, введение системы целевых платежных средств;
развитие договорных отношений в регулировании доходов населения;
налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан;
создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий пособий и иных доходов;
декларирование сверхвысоких доходов граждан;
тарифные соглашения между работодателями и наемными работниками;
непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки;
совершенствование пенсионного обеспечения;
использование и повышение роли социального страхования и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве;
постепенное увеличение возраста выхода на пенсию;
повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);
усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также местный уровень;
постепенное увеличение платности в социальной сфере.
В системе государственного регулирования используются в качестве инструментов социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты и другие пороговые социальные регуляторы. Базой социальных гарантий служит часть национального богатства, обеспечивающая жизнедеятельность общества. Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, регламентирующей обязанности и ответственность как государства перед гражданами, так и граждан перед государством.
Особую роль в системе государственного регулирования социальной сферы играют социальные программы, содержащие комплекс мероприятий, обеспечивающий достижение целей в области развития социальной сферы.
2. Основные направления реализации социальной политики
Для того чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальные блага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существования всегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иные нежелательные события.
Реальная жизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторые неблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования, могут никогда не наступить.
Другие могут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждого из нас наступают с вероятностью в 100%.
Есть и такие неблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь (инвалидность, болезнь). [6, с. 181]
В целом среди неблагополучных событий такого рода выделим:
1) несчастные случаи (страховой случай), инвалидность с детства и т. п.;
2) потерю работы;
3) необратимые физиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;
старость, беспомощность и смерть;
потерю кормильца.
Такой список не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна.
Обозначим следующие классические приемы самозащиты:
а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;
б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов, а также получать доход с капитала;
в) поддержка со стороны других членов семьи, имеющих стабильные доходы.
Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особая система социальной защиты, т. е. со стороны всего общества.
Коллективная социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.
В качестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защита каждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации в результате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидности и старости.
По формам выделим материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.
Социальная зашита населения представляет собой систему мер, осуществляемых обществом в целом и его звеньями, по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения граждан [12, с.105].
В социальной защите человек нуждается тогда, когда в силу объективных обстоятельств не может обеспечить себе основных жизненных потребностей. Наиболее социально незащищенными, как показал анализ величин доходов и уровня жизни различных социально-демографических групп населения, являются:
многодетные и неполные семьи;
дети-сироты и дети, оставшиеся без опеки родителей;
одинокие пенсионеры и инвалиды;
дети-инвалиды;
дети из неполных и многодетных семей;
безработные.
Объектами социальной защиты выступают:
а) уровень потребления материальных благ (доходы);
б) минимальный уровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;
в) жилищные условия.
Функционирование системы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.
Социальная защита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальных социальных гарантий.
Социальное обеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.
Социальное страхование — это основное направление социальной защиты, предназначенное для материального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков.
Социальный риск — наступление нежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случая на производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности по старости и т. д.
Хотим мы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянии избежать социального риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождают нас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, а некоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выход на пенсию).
Следовательно, социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видов социальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.
Экономическим источником страховых взносов выступают средства, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественно нормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя, работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.
Основные статьи расходов социального страхования:
а) выплата трудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсий и пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;
б) выплаты по временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам, а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;
в) пособия по безработице.
Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат:
а) страховые взносы застрахованных;
б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.
Социальная помощь — оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальном содействии в связи с ухудшением их материального положения, семейным положением, возрастом, состоянием здоровья.
Социальная помощь предоставляется в виде льгот и выплат. Осуществляется в виде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, которое сориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованных бюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальной банковской системы.
Минимальные социальные гарантии — важный компонент современной социальной защиты. Предполагается обеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.
Социальная поддержка включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают как обязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.
Здесь реализуются конституционные права граждан на получение минимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантии суверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражает современные права члена общества.
Выполняя данную социальную функцию, государство:
а) законодательно устанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальными благами;
б) осуществляет финансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение, образование, ЖКХ и т. д.);
в) устанавливает минимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий. [6, с. 185]
Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной зашиты, которая представляет собой совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.
Главными принципами, которые лежат в основе политики социальной защиты, являются:
гуманность;
дифференцированный подход к социально-демографическим слоям или группам населения;
адресность защиты;
гибкость системы;
интеграция различных частей в единую систему;
надежность ресурсного обеспечения проводимых мер. [8, с.183]
Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны, Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя.
Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т. д.), социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера и социальная поддержка — это прежде всего способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, и др. [9, с. 210]
Для стран с социально ориентированной экономикой рыночного типа характерна тенденция гуманизации, которая в большей степени проявляется в системе социальной защиты — в ее адрестности, гибкости и надежности, т. е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе.
Впервые понятие социальная защита было введено в 1995 году в Конвенции международной организации труда №102 [11, с. 5]
Модель социальной политики – это теоретическое обоснование ее целей, приоритетов, структуры (направлений и элементов) и индикаторов (показателей), средств достижения целей и оценка эффективности (результативности). [10, с. 7]
В мире сложилось две основные модели социальной защиты.
Социал-демократическая модель с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления (Швеция, Австрия).
Либеральная модель, предполагающая частичную собственность, поощрение предпринимательства, приоритет госрегулирования макропроцессов, государственную поддержку малообеспеченных слоев населения за счет частичного перераспределения национального дохода, значительную дифференциацию доходов, субсидиарный (разделительный) принцип социальной политики (США, Англия).
Изучение социально ориентированных хозяйств в разных странах позволяет отметить ряд общих элементов, характерных для любых моделей и предопределяющих их социальную ориентированность
Таким образом, каждое государство независимо от степени социальных расходов проводит определенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормального функционирования общества и недопущения социальной напряженности определенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.
3. Особенности социальной политики в странах с переходной экономикой
Характерной чертой экономической политики в странах с переходной экономикой является минимизация роли государства. Теперь уже ясно, что в условиях переходного периода, обладающего затяжным характером и сложной природой, ответственность государства должна, скорее, увеличиваться, чем уменьшаться. Вмешательство государства должно быть активным в те важные области, где рыночные силы не могут обеспечить эффективного размещения ресурсов или где доступ к основным, наиболее важным благам и условиям для жизни людей является несправедливым.
В области социальной защиты политика «безответственности государства» должна быть пересмотрена. Многие из важных льгот и услуг, которые раньше, при старой системе обеспечивались крупными государственными предприятиями, следует возложить на местные администрации. Существенные проблемы возникли в результате перехода от всеобщего охвата некоторыми важными льготами и видами обслуживания к их выборочности и адресности, основанным на проверке нуждаемости (тесте бедности). Такие схемы редко оказываются эффективными в отношении тех, кому предназначаются льготы, и подразумевают большие административные расходы. Кроме того, приватизация многих социальных служб и форм социальной защиты, проводимая по рекомендациям советников МВФ, означала фактически отказ государства от ответственности за предоставление основных видов социальных благ. Между тем государство обязано и в этих условиях вмешиваться в такие области в связи со значительными положительными внешними эффектами (или дополнительной выгодой) таких расходов, которые приносят пользу обществу в целом. Дилемма, которая стоит перед многими правительствами в регионе, – это или универсальная социальная политика по предоставлению важных видов обслуживания и льгот или селективная, которая может стать непосредственным источником социального неравенства и дифференциации. Задача государства – сокращение бедности и неравенства, а для этого необходимо поддерживать прозрачную и справедливую систему социальной защиты, которая опирается на принцип всеобщего охвата и не дискриминационна по своей сути. В переходный период социальная политика призвана также одновременно решать ряд сложных задач:
нужно обеспечить социально устойчивое развитие страны;
развивать стимулы к труду и экономической деятельности;
укреплять осознание социальной ответственности за собственную судьбу или судьбу страны;
сохранять для каждого члена общества круг минимальных потребностей, которые должны удовлетворяться нерыночным путем;
нейтрализовать неблагоприятные социальные последствия , связанные с переходом к рынку, поддерживать социально уязвимые слои и группы населения. [6, с. 525]
Роль государства в обеспечении системы социальной защиты должна быть снова усилена, а не передана на откуп приватизации, децентрализации и дерегулированию. Это возможно при условии формирования системы, в которой уровень дохода для обеспечения базисных потребностей (basic income) и защищенность человека становятся основой социальной и экономической свободы.
Такой подход подразумевает развитие институциональных возможностей государства, позволяющих получать адекватные доходы в форме налогов, обеспечивать социальными услугами и проводить мониторинг эффективности своих программ. Для осуществления социальной политики в свою очередь требуется штат профессиональных, высокообразованных и хорошо оплачиваемых государственных чиновников.
Обеспечение основных гарантий дохода в настоящее время невозможно во многих странах, страдающих от экономического спада и депрессии, тем не менее социальная политика должна быть ориентирована на создание такой системы защищенности людей, которая дает некоторую свободу выбора, уделяет особое внимание социально уязвимым слоям населения и обладает финансовой устойчивостью.
Снижение ответственности государства связано также с ростом неравенства полов во время перехода к рыночной экономике и ее экономико-политическим структурам.
Один из самых драматичных знаков растущей дискриминации женщин – их выход из общественной жизни и процесса принятия политических и экономических решений, в то время как общества, в которых они живут, стали якобы более демократическими.
В связи с этим существует насущная необходимость в обширной информации, дезагрегированной по полу, в социальной, экономической и политической сферах для выявления степени неравенства.
Используя эту информацию, государство должно играть активную роль в обеспечении для всех граждан, независимо от пола, этнического происхождения, религии и других признаков, равных возможностей для развития.
Это означает, что должны предприниматься, как и в других странах, специальные меры, направленные на поддержку женщин, включая обеспечение детскими садами и дошкольными учреждениями,
ослабление бремени домашней работы, обучение на оплачиваемой работе и предоставление кредитов для поддержки малого бизнеса.
4.Направления совершенствования социальной политики республики Беларуси
Деятельность государства в социальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Основными источниками формирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия, стипендии.
Доходы от собственности, предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящее время играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступлений граждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран с рыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренда недвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомым источником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларуси принимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательской деятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Отличительной чертой государственной социальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов, направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокого социального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезные противоречия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.
В нашей стране доходы 10% наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциации доходов, используемого в мировой практике (10 раз).
Для сравнения: в Германии, Австрии, Франции данный показатель составляет 5–7 раз, Казахстане – 7,4, Украине – 8,7, в России – 16,8 раза.
В 1990-е – начале 2000-х годов первостепенной задачей политики доходов было преодоление малообеспеченности в стране. Для ее решения государство осознанно шло на форсированный рост основных доходов населения по сравнению с ростом производства.
Так, при росте в 2001–2010 гг. валового внутреннего продукта в 1,9 раза реальные денежные доходы населения возросли в 2,7 раза, в том числе реальная заработная плата – в 2,9 реальный размер пенсии – в 2,7 раза.
Высокие темпы роста доходов белорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почти половина жителей, то в 2010-м – только 6,1%.
В последние годы повышение денежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке с ростом экономики, повышением ее эффективности.
В 2010 году денежные доходы населения республики возросли на 29,4% при росте потребительских цен на товары и услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т. е. скорректированные на инфляцию) увеличились на 11,9%.
В 2010 году реальные располагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане – на 17,5%, России – на 2,7%, в Украине – на 10,3%.
Снижение темпов роста денежных доходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировой тенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мире в период с 2001 по 2010 год увеличение реальной средней заработной платы составляло не более 2 % в год. При этом в развитых странах заработная плата возрастала в среднем на 0,9% в год, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна – на 0,3%, Азии – на 1,7%.
В политике денежных доходов населения государство руководствуется двумя основными подходами:
создание условий для того, чтобы трудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативой зарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
обеспечение надежной социальной защиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые по объективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровень жизни.
Главная составляющая доходов населения – заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов, выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовой активности работников.
Исходя из критерия социальной справедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда в Республике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Это достигается на основе использования тарифной системы, включающей нормирование труда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход при формировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации, профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.
При этом предприятия могут самостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетные организации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размеры устанавливаются правительством.
Заработная плата работника зависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателей труда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины и индивидуальными размерами не ограничивается.
Государственное регулирование роста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения с увеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг), эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигается дифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работников одинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отраслях экономики, в зависимости от результативности функционирования субъекта хозяйствования.
Отличительной особенностью государственного регулирования оплаты труда в нашей стране является ее прогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Их выполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органов власти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозирование является ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательность повышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретных организациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство, социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников в республике в январе-августе 2010 г. увеличилась к уровню соответствующего периода 2009 г. на 17,4 процента, и составила - 1149,6 тыс. руб., в том числе в августе - 1286,9 тыс. руб.
В августе 2010 г. её уровень у работников промышленности составил 1422,2 тыс. руб., строительства – 1786,9, транспорта – 1551,9, связи – 1463,3, сельского хозяйства – 925,5 тыс. руб. (рис. Б.1).
В бюджетной сфере среднемесячная заработная плата за этот период увеличилась на 14,8 процента и составила 882,7 тыс. руб., в том числе в августе - 947,8 тыс. руб.
В августе 2010 г. заработная плата врачей составила 1614,4 тыс. руб., учителей – 896,6 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава – 1528,2 тыс. руб.
Реальная среднемесячная заработная плата работников в республике увеличилась в январе-августе 2010 г. на 10,0 процентов.[15]
Важным механизмом социальной защиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собой законодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда. Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своим работникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени и выработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.
Следует отметить, что в республике в 2000-е годы рост минимальной заработной платы значительно опережал рост средней заработной платы. Это преследовало цель максимально подтянуть заработки низкооплачиваемых работников.
Заработная плата работников Республики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% и более она в установленном законодательством порядке индексируется пропорционально инфляции.
Среднемесячная заработная плата по Могилевской области за 2010 год составила 958,7 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с 2009 годом на 6,0 процента. (таблица Б.1)
Задание по росту заработной платы, доведенное области на 2010 год в размере 958,7 тыс. рублей выполнено на 106,0.
Предметом особой заботы государства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров, детей, инвалидов).
В Республике Беларусь свыше 2,4 млн. человек, или каждый четвертый житель, – пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человек являются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. – по инвалидности, 138,2 тыс. – по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получают свыше 50 тыс. человек.
На выплату пенсий расходуется около 11% валового внутреннего продукта страны. Это – одни из самых высоких показателей среди государств – участников СНГ.
В области на учете состоит 351,0 тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров – 344,2 тыс. чел.
В Беларуси повышение уровня пенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста средней заработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.
Так, в 2010 году в связи с ростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с 1 февраля и 1 августа).
Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные и социальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.
В результате в августе 2010 год среднемесячный размер пенсии по возрасту увеличился на 12,6% и составил 555 тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на 12,5%.
В августе 2010 года размеры пенсий составили:
пенсия по возрасту – 555 тыс. руб.;
минимальная по возрасту – 296,7 тыс. руб.;
по инвалидности – 484,8 тыс. руб.;
по случаю потери кормильца – 322,5 тыс. руб.;
за выслугу лет – 730,1 тыс. руб.;
за особые заслуги перед республикой – 808,1 тыс. руб.;
социальная – 205,9 тыс. руб.
С 1 февраля 2010 г. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальных трудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.
Финансирование выплат пенсий и пособий производится в полном объеме и в установленные сроки.
В последние годы в Беларуси осуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовому укреплению:
введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков взносов на социальное страхование;
в систему обязательного пенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
принят Закон Республики Беларусь «О профессиональном пенсионном страховании».
Так, с введением в 2003 году системы персонифицированного учета в пенсионном обеспечении началось формирование комплексной электронной базы данных на будущих пенсионеров. Новацией явился учет фактически уплачиваемых страховых отчислений в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, что позволяет исчислять пенсию в более тесной увязке с суммой уплаченных взносов. [15]
Реализация Закона о профессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2010 года, обеспечит снижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительных страховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места с вредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будет стимулировать нанимателей улучшать условия труда.
В Беларуси обеспечивается своевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.
В нашей стране существует широкая система материальной поддержки семей с детьми:
пособия в связи с рождением и воспитанием детей;
льготы на питание;
материальная помощь в погашении кредитов на строительство жилья.
Системой социальных пособий охвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).
В 2010 году размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет составляет 100 % бюджета прожиточного минимума. Среднемесячный размер пособия на детей старше 3-х лет составляет 18%.
С 1 февраля 2010 г. среднемесячный размер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, установлен в размере 274 тыс. руб. Размер пособия на детей старше 3-х лет повышен до 82 тыс. руб.
Значительное внимание уделяется обеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.
В 2010 году этот вид помощи получили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.
В 2010 г. право на бесплатное питание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождении тройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни до исполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнения детям двух лет).
Материальная поддержка учащейся молодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий. В течение 2010 года их размеры пересматривались дважды.
В настоящее время в зависимости от успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 113,8 тыс. до 182,1 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования – от 95,5 тыс. до 152,8 тыс. руб.
Повышению уровня доходов малообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адресной социальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого года существенно расширены критерии предоставления этих видов государственной поддержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формой помощи нуждающихся граждан.
Для назначения ежемесячного социального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджета прожиточного минимума, а единовременного социального пособия – с 60 до 120%. Безналичные жилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если сумма платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределах установленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% – для жителей села.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников Республики Беларусь в январе-марте 2010 г. составила 1038,3 тыс. рублей, в том числе в марте – 1095,3 тыс. рублей и увеличилась по сравнению с февралем 2010 г. на 7,8%, или на 78,9 тыс. рублей.
Реальная заработная плата (заработная плата, рассчитанная с учетом роста потребительских цен на товары и услуги) в январе-марте 2010 г. по сравнению с январем-мартом 2009 г. увеличилась на 5,1%, в марте 2010 г. по сравнению с февралем 2010 г. – увеличилась на 6,6%.
На промышленных предприятиях средняя заработная плата в марте 2010 г. составила 1239,7 тыс. рублей, в строительных организациях – 1470,9 тыс., в организациях транспорта – 1274,5 тыс., сельского хозяйства – 693,8 тыс., торговли и общественного питания – 1007,2 тыс., здравоохранения – 820,4 тыс. рублей, в том числе врачей – 1404,8 тыс., среднего медицинского персонала – 799,7 тыс., в учреждениях образования – 755,9 тыс. рублей, в том числе учителей – 863,7 тыс., профессорско-преподавательского состава – 1665,6 тыс. рублей.
Финансовые потрясения заставляют большинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлению производством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условия оплаты труда.
В целях недопущения падения реальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячном мониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.
В настоящее время в республике принимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий, обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мирового финансового кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством и местными органами власти проводить более активную работу с подотраслями, детально изучать состояние каждого предприятия.
Созданы рабочие группы в Совмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующие отраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации на внутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия в банковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особое внимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий.
Заключение
В Республики Беларуси разработан и действует достаточно сложный и взаимоувязанный комплекс мер по проведению социальной политики в стране. Однако проведению эффективной социальной политики препятствует множество различных внутренних и внешних проблем. Практически исчерпаны экстенсивные источники и факторы долговременного экономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостью экономики РБ, экономической зависимостью ее от других стран. Переход на интенсивный путь сдерживается медленным процессом разработки и внедрения высоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки инвестиций, несовершенства инновационных систем, отсутствия эффективной конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, стимулирующих спрос на новые знания, нововведения, обновления производства и продукции. Сложные задачи предстоит решать в процессе формирования активной социальной политики, повышения эффективности ее, в том числе в области доходов и оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографических проблем.
Для устойчивого развития страны в условиях реформирования экономики государству отводится роль по проведению сильной социальной политики, которая призвана реализовать гарантии граждан на медицинскую помощь, социальную защиту, образование, полноценное питание, удовлетворение материальных и духовных потребностей человека.
Активизация социальной политики должна быть направлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства: необходимо остановить обнищание населения и решить проблему бедности; снизить дифференциацию доходов населения; «развязать» узловую проблему повышения заработной платы, от которой зависит в конечном итоге решение других социальных проблем; повысить крайне низкий уровень минимальных социальных стандартов, улучшить положение в пенсионном и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения в отраслях социальной сферы.
В Беларуси достаточно неплохие показатели социальной защищенности населения, уровень малообеспеченных составляет примерно 12%, динамики пенсий и зарплат непрерывно растут, что свидетельствует о проведении активной социальной политики.
Список использованных источников
1. Макроэкономика : учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова [и др]. — Минск : БГЭУ, 2007. — 415 с.
2. Экономическая теория: учебник / Н.И.Базылев, С.П.Гурко, М.Н.Базылева и др.; Под ред. Н.И.Базылев, С.П.Гурко. 3-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 752 с.
3. Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей "Гос. упр. и экономика", "Мировая экономика" /Под редакцией П.Г.Никитенко и др.. - Мн.: Равноденствие, 2004. - 295 с.
4. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.
5. Государственное регулирование экономики: Учебник/ Антонова Н.Б. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2002 г.-775 с.
6. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (экономическая теория. Часть 3). Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с
7. Беларусь. Факты/ сост. и науч. ред. С.П. Самуэль. – Мн.: Высшая школа, 2005. – 288 с.
8. Лутохина Э.А. Экономическая система общества: структура, социальная ориентация, белорусская модель: Учебное пособие. – Мн.: Академия при Президенте Республики Беларусь, 2003. – 204 с.
9. Макроэкономика: Социально ориентированный подход: Учебное пособие/Э.А.Лутохина и др. Под ред. Э.А.Лутохиной.- Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 400 с.
10. Ноздрин-Плотницкий М.И., Ожигина В.В. Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: механизм действия и направления эволюции на рубеже веков// Вестник Белорусского Государственного Экономического Университета. – 2006. – №2. – с. 5 – 10.
11. Республика Беларусь в контексте мировой социальной политики/ Под общ. ред. А.Б. Чищевина. – Мн.: ИСПИ, 2004. – 220 с.
12. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям / Л.С.Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский. - М.: Юрайт-издат, 2003. - 652 с.
13. Тур А.Н. Курс экономической теории. – Мн.: «Мисанта», 1997г.
14. Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах»,2006. Минстат Республики Беларусь. – Минск, 2006. – 347 с.
15. Министерство труда и социальной защиты Республики Беларуси [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrud.gov.by/. – Дата доступа: 01.10.2010.